Когда маршак написал кот и лодыри

Школы не построены для котят научить нас грамоте не хотят

Школы не построены для котят научить нас грамоте не хотят

Темноты боится Петя. Петя маме говорит: — Можно, мама, спать при свете? Пусть всю ночь огонь горит.

Показать полностью. Отвечает мама: — Нет! — Щелк — и выключила свет.

Стало тихо и темно. Свежий ветер дул в окно.

В темноте увидел Петя Человека у стены. Оказалось на рассвете — Это куртка и штаны.

Рукавами, как руками, Куртка двигала слегка, А штаны плясали сами От ночного ветерка.

В темноте увидел Петя Ступу с бабою-ягой. Оказалось на рассвете — Это печка с кочергой.

Это печь, А не яга, Не нога, А кочерга

В темноте увидел Петя: Сверху смотрит великан. Оказалось на рассвете — Это старый чемодан.

Высоко — на крышу шкапа — Чемодан поставил папа, И светились два замка При луне, как два зрачка.

Каждый раз при встрече с Петей Говорят друг другу дети:

— Это — Петя Иванов. Испугался он штанов!

Испугался он яги — Старой ржавой кочерги!

На дворе услышал Петя, Как над ним смеются дети.

— Нет,- сказал он,- я не трус! Темноты я не боюсь!

С этих пор ни разу Петя Не ложился спать при свете. Чемоданы и штаны Пете больше не страшны.

Да и вам, другие дети, Спать не следует при свете. Для того чтоб видеть сны, Лампы вовсе не нужны!

Сережа взял свою тетрадь –Решил учить уроки:Озера начал повторятьПоказать полностью. И горы на востоке.

Но тут как раз пришел монтер.Сережа начал разговорО пробках, о проводке.

Через минуту знал монтер,Как нужно прыгать с лодки,И что Сереже десять лет,И что в душе он летчик.

Но вот уже зажегся светИ заработал счетчик.

Сережа взял свою тетрадь –Решил учить уроки:Озера начал повторятьИ горы на востоке.

Но вдруг увидел он в окно,Что двор сухой и чистый,Что дождик кончился давноИ вышли футболисты.

Он отложил свою тетрадь.Озера могут подождать.

Он был, конечно, вратарем,Пришел домой не скоро,Часам примерно к четыремОн вспомнил про озера.

Он взял опять свою тетрадь –Решил учить уроки:Озера начал повторятьИ горы на востоке.

Но тут Алеша, младший брат,Сломал Сережин самокат.

Пришлось чинить два колесаНа этом самокате.Он с ним возился полчасаИ покатался кстати.

Но вот Сережина тетрадьВ десятый раз открыта.

– Как много стали задавать! –Вдруг он сказал сердито, –Сижу над книжкой до сих порИ все не выучил озер.

Источник

Анализ стихотворения «Кот и лодыри» Маршака

Творчество талантливого поэта Самуила Маршака часто затрагивает тему детства: отношения ребенка со взрослыми и в коллективе, его любознательность и интерес к окружающему миру. В стихотворении «Кот и лодыри» автор поучает подрастающее поколение в игровой форме, на контрасте желания кота обучаться грамоте и невежественному отношению ребят.

Автор и название литературного произведения

Маршак Самуил Яковлевич, «Кот и лодыри»

Исторические факты и предпосылки создания

Создано произведение в 1933 году, оно входит в состав цикла «Стихов, написанных…для того, чтобы дразнить школьников, …опаздывают на уроки…портят парты, гоняют лодыря…»

Именно сатирическая подача элементарных жизненных ситуаций позволяла ребенку сделать собственный вывод и сформировать мораль.

Тема, идея, основная мысль

Темой стихотворения выступает беседа ребят, игнорирующих учебу и проводящих время в свое удовольствие, с котом, проявляющий искреннюю заинтересованность в образовании, не имея возможность обучаться.

Идейная нагрузка в этом диалоге имеет весьма мрачный окрас, автор не дает оценочную характеристику персонажам произведения, однако это не мешает подчеркивать наплевательское отношение к учебе подрастающего поколения, мол, даже кот понимает значимость образования, а человек готов игнорировать образование в угоду собственных желаний.

Позиция автора призывает ценить приобретенный багаж знаний, именно этот «капитал» сможет помочь избавиться от трудностей, которые грозят безграмотному человеку.

Средства художественного наполнения

Поэт сочетает литературную и разговорную речи, придает экспрессивную окраску произведению такими словами, как «лодырь», «без грамоты пропадешь»

Композиция произведения

Стихотворение предполагает зародить у читателя внутренний диалог, в котором он должен проанализировать свое поведение, свои принципы, свой выбор: «А я тоже лентяй? Хочу ли я быть невеждой?»

В целом эмоциональный окрас нельзя назвать печальным, диалог между героями имеет описательный характер, повествование об их позициях.

В рассуждениях такого формата читатель является молчаливым наблюдателем, которому предстоит прислушаться к голосу совести.

Размер, рифма

Стихотворение разбито на строфы, рифма перекрестная, написано анапестом

Поэтическая лексика

Автор использует олицетворение: кот, ведущий беседу с прогульщиками, и параллелизм: животное, которое придает значение образованию, и ученики, игнорирующие школьные занятия.

Активно использованы метафоричные приемы: коту словно жизненно необходимо уметь читать и считать, «…номера не прочесть!»

Используемые стилистические фигуры

Противопоставление ценностей героев у автора выходит на первый план.

Используются инверсии: «не пишем грифелем на доске…» и эпитеты, например, «…коту усатому…», «…и красив…с умен».

Интересный прием поэта – насмешка над ребятами: «Много знал …лодырей…с такими встретился в первый раз»

Поэтическая фонетика в произведении

Для гармоничного построения стихотворения автор использует приемы аллитерации и ассонанса: «доске-катке», «поесть-прочесть», «кот-год»

Образ героя, эмоционал, авторское «Я»

Автор описывает диалог главных героев со стороны, не вступая в диалог, не дает прямую оценку поведению и выбору героев. Между собой ребята и кот противопоставлены, но автор не занимает никакую из сторон.

Литературное направление

Реализм, сатирическое произведение

Жанр

Поучительные и ненавязчивые советы подрастающему поколению – характерная особенность талантливого писателя Маршака. Через короткие сатирические стихотворения автор пытается вложить в головы детей правильные принципы, которые должны определить их успех в долгосрочной перспективе.

Публикация «Конспект урока по литературному чтению во 2 классе „Творчество С, Маршака, Стихотворение „Кот и лодыри“» размещена в разделах

  • Кот, котята. Все о кошках для детей
  • Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
  • Кот. Литература о котах и кошках
  • Литературное чтение
  • Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
  • Начальная школа. 1-4 классы
  • Начальная школа. 2 класс
  • Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
  • Школа. Материалы для школьных педагогов
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022

Образовательные: — познакомить с творчеством С. Я. Маршака, произведением «Кот и лодыри»; формировать умение работать с текстом (выборочное чтение,, проникать вглубь произведения);проводить работу по совершенствованию навыка чтения, выразительного чтения);

Развивающие: развивать речь, обогащать лексический запас учащихся, расширять кругозор;

Воспитательные: прививать любовь к чтению, — создавать условия для социального становления каждого ребенка;

— поддерживать успех и творческие усилия каждого ученика.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух художественный текст; читать выразительно, передовая настроение стихотворения; обьяснять лексическое значение незнакомых слов; характеризовать героев, выражая свое отношение к ним.

Метапредметные : (критерии сформированности/оценки компонентов УУД) : :

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение аргументировать свою точку зрения, внимание, память, логическое мышление; проявляют самостоятельность, личную ответственность. — Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм

— Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные: формулируют учебную задачу урока; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу, выделяя и осознавая то, что уже усвоено и что предстоит усвоить, при необходимости вносят корректировки; способны к саморегуляции;

Познавательные: научаться основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов; выделять существенную информацию из текста, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

определять главную мысль текста; осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.

формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; правильно выражают свои мысли в речи, аргументируют свою точку зрения, при этом уважают в общении и сотрудничестве как партнеров, так и самих себя.

Межпредметные связи Окружающий мир, чтение, математика, музыка

Образовательные ресурсы:

Учебник «Литературное чтение», ч. 2 /Л. Ф. Климанова/, видеозапись «По страницам книг Маршака», аудиозапись стихотворения, снежинки-желания, тексты для разминки, листы с пословицами, рисунок кота.

Самуил Маршак — Кот и лодыри читать бесплатно

Самуил Маршак — Кот и лодыри Стихотворение

Собирались лодыри На урок, А попали лодыри На каток.

Толстый ранец с книжками На спине, А коньки под мышками На ремне.

Видят, видят лодыри: Из ворот Хмурый и ободранный Кот идёт.

Спрашивают лодыри У него: — Ты чего нахмурился, Отчего?

Замяукал жалобно Серый кот: — Мне, коту усатому, Скоро год.

И красив я, лодыри, И умён, А письму и грамоте Не учён.

Школа не построена Для котят. Научить нас грамоте Не хотят.

А теперь без грамоты Пропадёшь, Далеко без грамоты Не уйдёшь.

Ни попить без грамоты, Ни поесть, На воротах номера Не прочесть!

Отвечают лодыри: — Милый кот, Нам пойдёт двенадцатый Скоро год.

Учат нас и грамоте И письму, А не могут выучить Ничему.

Нам учиться, лодырям, Что-то лень. На коньках катаемся Целый день.

Мы не пишем грифелем На доске, А коньками пишем мы На катке!

Отвечает лодырям Серый кот: — Мне, коту усатому, Скоро год.

Много знал я лодырей Вроде вас, А с такими встретился В первый раз!

Маршак — Кот и лодыри (стих. чит. И.Ильинский

Самуи́л Я́ковлевич Марша́к (1887—1964) — русский советский поэт, драматург, переводчик, литературный критик. Лауреат Ленинской и четырёх Сталинских премий. Стихи и сказки Маршака читать начинают с самых первых дней в садиках, затем их ставят на утренниках, в младших классах учат наизусть. В суете забывается сам автор, а зря, ведь жизнь Маршака была полна событиями, в корне изменившими его мировоззрение. Возможно, именно поэтому, его произведения настолько глубоки по смыслу и поистине бессмертны.

Собирались лодыри На урок, А попали лодыри На каток.

Толстый ранец с книжками На спине, А коньки под мышками На ремне.

Видят, видят лодыри: Из ворот Хмурый и ободранный Кот идет.

Спрашивают лодыри У него: — Ты чего нахмурился, Отчего?

Замяукал жалобно Серый кот: — Мне, коту усатому, Скоро год.

И красив я, лодыри, И умен, А письму и грамоте Не учен.

Школа не построена Для котят. Научить нас грамоте Не хотят.

А теперь без грамоты Пропадешь, Далеко без грамоты Не уйдешь.

Не попить без грамоты, Не поесть, На воротах номера Не прочесть!

Отвечают лодыри: — Милый кот, Нам пойдет двенадцатый Скоро год.

Учат нас и грамоте И письму, А не могут выучить Ничему.

Нам учиться, лодырям, Что-то лень. На коньках катаемся Целый день.

Мы не пишем грифелем На доске, А коньками пишем мы На катке!

Отвечает лодырям Серый кот: — Мне, коту усатому, Скоро год.

Много знал я лодырей Вроде вас, А с такими встретился В первый раз!

Ильинский Игорь Владимирович. 11 (24) июля 1901, Москва — 13 января 1987, Москва. Советский артист театра и кино, мастер художественного слова, режиссёр.

Источник

Стих про лень ( из детства)

Добрый день друзья! Прочитал ниже,что кто хоть раз не поленился написать на этом форуме-должен создать тему)) Внесу и я свою лепту.

Как-то раз один тюлень Продавал на рынке. лень! Говорил он сквозь зевоту Продавая лень свою. Покупайте лень-дремоту За бесценок отдаю! А пингвин зевнул со вздохом И потёр свои глаза. Лень купить совсем не плохо Сам себе пингвин сказал.

Спит пингвин который день А всему виною лень.

Эх отдам-ка гагам старым Эту дрёму лень задаром

Гаги тут же разленились И работать разучились

Привезли они обратно Лень-дремоту на базар -продаётся лень бесплатно -как бесплатно? -вот занятно:-) -удивительный товар -это видимо приятно,покупать товар бесплатно И огромный кашалот,лень запрятал в кошелёк. . До чего же разленила Лень беднягу крокодила Довели его лягушки «Обойдёшься без подушки» Крокодил взревел в ответ: «Крокодил я или нет?» Речка тут же изменилась. Речка ленью заразилась. Зацвела в болоте лень Мутная водица И сюда пришёл олень Сполоснуть копытца.

И разгневался олень И взмахнул рогами Разошлись олень и лень Грозными врагами.

И теперь во всякий день Лень по свету рыщет Невидимкой бродит лень И приюта ищет.

Лень прилипчива как мёд Ей не доверяйте Если к вам она придёт Нафик посылайте:-)

Ну как вам? Ну конечно вопрос тем, кто прочитать не поленился)) Лично я с последним четверостишием,в корне не согласен)

Источник

Самуил Маршак — Кот и лодыри: Стих

Собирались лодыри На урок, А попали лодыри На каток.

Толстый ранец с книжками На спине, А коньки под мышками На ремне.

Видят, видят лодыри: Из ворот Хмурый и ободранный Кот идёт.

Спрашивают лодыри У него: — Ты чего нахмурился, Отчего?

Замяукал жалобно Серый кот: — Мне, коту усатому, Скоро год.

И красив я, лодыри, И умён, А письму и грамоте Не учён.

Школа не построена Для котят. Научить нас грамоте Не хотят.

А теперь без грамоты Пропадёшь, Далеко без грамоты Не уйдёшь.

Ни попить без грамоты, Ни поесть, На воротах номера Не прочесть!

Отвечают лодыри: — Милый кот, Нам пойдёт двенадцатый Скоро год.

Учат нас и грамоте И письму, А не могут выучить Ничему.

Нам учиться, лодырям, Что-то лень. На коньках катаемся Целый день.

Мы не пишем грифелем На доске, А коньками пишем мы На катке!

Отвечает лодырям Серый кот: — Мне, коту усатому, Скоро год.

Много знал я лодырей Вроде вас, А с такими встретился В первый раз!

Читать стихотворение Кот и Лодыри

Собирались лодыри На урок, А попали лодыри На каток.

Толстый ранец с книжками На спине, А коньки под мышками На ремне.

Видят, видят лодыри: Из ворот Хмурый и ободранный Кот идет.

Спрашивают лодыри У него: — Ты чего нахмурился, Отчего?

Замяукал жалобно Серый кот: — Мне, коту усатому, Скоро год.

И красив я, лодыри, И умен, А письму и грамоте Не учен.

Школа не построена Для котят. Научить нас грамоте Не хотят.

А теперь без грамоты Пропадешь, Далеко без грамоты Не уйдешь.

Ни попить без грамоты, Ни поесть, На воротах номера Не прочесть!

Отвечают лодыри: — Милый кот, Нам пойдет двенадцатый Скоро год.

Учат нас и грамоте И письму, А не могут выучить Ничему.

Нам учиться, лодырям, Что-то лень. На коньках катаемся Целый день.

Мы не пишем грифелем На доске, А коньками пишем мы На катке!

Отвечает лодырям Серый кот: — Мне, коту усатому, Скоро год.

Много знал я лодырей Вроде вас, А с такими встретился В первый раз!

Текст сказки «Кот и лодыри»

Собирались лодыриНа урок,А попали лодыриНа каток.

Толстый ранец с книжкамиНа спине,А коньки под мышкамиНа ремне.

Видят, видят лодыри:Из воротХмурый и ободранныйКот идёт.

Спрашивают лодыриУ него:— Ты чего нахмурился,Отчего?

Замяукал жалобноСерый кот:— Мне, коту усатому,Скоро год.

И красив я, лодыри,И умён,А письму и грамотеНе учён.

Школа не построенаДля котят.Научить нас грамотеНе хотят.

А теперь без грамотыПропадёшь,Далеко без грамотыНе уйдёшь.

Ни попить без грамоты,Ни поесть,На воротах номераНе прочесть!

Отвечают лодыри:— Милый кот,Нам пойдёт двенадцатыйСкоро год.

Учат нас и грамотеИ письму,А не могут выучитьНичему.

Нам учиться, лодырям,Что-то лень.На коньках катаемсяЦелый день.

Мы не пишем грифелемНа доске,А коньками пишем мыНа катке!

Отвечает лодырямСерый кот:— Мне, коту усатому,Скоро год.

Много знал я лодырейВроде вас,А с такими встретилсяВ первый раз!

Источник

Анализ стихотворения «Кот и лодыри» Маршака

Творчество талантливого поэта Самуила Маршака часто затрагивает тему детства: отношения ребенка со взрослыми и в коллективе, его любознательность и интерес к окружающему миру. В стихотворении «Кот и лодыри» автор поучает подрастающее поколение в игровой форме, на контрасте желания кота обучаться грамоте и невежественному отношению ребят.

Автор и название литературного произведения

Маршак Самуил Яковлевич, «Кот и лодыри»

Исторические факты и предпосылки создания

Создано произведение в 1933 году, оно входит в состав цикла «Стихов, написанных…для того, чтобы дразнить школьников, …опаздывают на уроки…портят парты, гоняют лодыря…»

Именно сатирическая подача элементарных жизненных ситуаций позволяла ребенку сделать собственный вывод и сформировать мораль.

Тема, идея, основная мысль

Темой стихотворения выступает беседа ребят, игнорирующих учебу и проводящих время в свое удовольствие, с котом, проявляющий искреннюю заинтересованность в образовании, не имея возможность обучаться.

Идейная нагрузка в этом диалоге имеет весьма мрачный окрас, автор не дает оценочную характеристику персонажам произведения, однако это не мешает подчеркивать наплевательское отношение к учебе подрастающего поколения, мол, даже кот понимает значимость образования, а человек готов игнорировать образование в угоду собственных желаний.

Позиция автора призывает ценить приобретенный багаж знаний, именно этот «капитал» сможет помочь избавиться от трудностей, которые грозят безграмотному человеку.

Средства художественного наполнения

Поэт сочетает литературную и разговорную речи, придает экспрессивную окраску произведению такими словами, как «лодырь», «без грамоты пропадешь»

Композиция произведения

Стихотворение предполагает зародить у читателя внутренний диалог, в котором он должен проанализировать свое поведение, свои принципы, свой выбор: «А я тоже лентяй? Хочу ли я быть невеждой?»

В целом эмоциональный окрас нельзя назвать печальным, диалог между героями имеет описательный характер, повествование об их позициях.

В рассуждениях такого формата читатель является молчаливым наблюдателем, которому предстоит прислушаться к голосу совести.

Размер, рифма

Стихотворение разбито на строфы, рифма перекрестная, написано анапестом

Поэтическая лексика

Автор использует олицетворение: кот, ведущий беседу с прогульщиками, и параллелизм: животное, которое придает значение образованию, и ученики, игнорирующие школьные занятия.

Активно использованы метафоричные приемы: коту словно жизненно необходимо уметь читать и считать, «…номера не прочесть!»

Используемые стилистические фигуры

Противопоставление ценностей героев у автора выходит на первый план.

Используются инверсии: «не пишем грифелем на доске…» и эпитеты, например, «…коту усатому…», «…и красив…с умен».

Интересный прием поэта – насмешка над ребятами: «Много знал …лодырей…с такими встретился в первый раз»

Поэтическая фонетика в произведении

Для гармоничного построения стихотворения автор использует приемы аллитерации и ассонанса: «доске-катке», «поесть-прочесть», «кот-год»

Образ героя, эмоционал, авторское «Я»

Автор описывает диалог главных героев со стороны, не вступая в диалог, не дает прямую оценку поведению и выбору героев. Между собой ребята и кот противопоставлены, но автор не занимает никакую из сторон.

Литературное направление

Реализм, сатирическое произведение

Жанр

Эпиграмма

Поучительные и ненавязчивые советы подрастающему поколению – характерная особенность талантливого писателя Маршака. Через короткие сатирические стихотворения автор пытается вложить в головы детей правильные принципы, которые должны определить их успех в долгосрочной перспективе.

Стих «Кот и лодыри»

«Кот и лодыри» ‒ это сказка о встрече кота и лодырей-школьников у ледового катка. Лодыри, правда, собирались в школу на урок, но попали почему-то на каток. Этот ироничный стишок покажет детям, что нельзя прогуливать уроки в школе, так как хорошее образование поможет им в решении многих трудностей. Даже кот, красивый и умный, это понимает, потому что сегодня без знаний он не может ни поесть, ни попить, ни номер дома прочитать. Поэтому нельзя игнорировать обучение в школе, а если хочется покататься на коньках, надо правильно распределить свое время. Сначала школа и домашние задания, а потом в награду за труды ‒ катание на коньках с чистой совестью. Прочитайте, ребятки, этот стишок, он вам понравится.

Анализ произведения

Сюжет развивается зимой

В стихотворении показана важность знаний в жизни людей

Краткое содержание

Школьники решили прогулять уроки и пошли на каток. По дороге им встретился кот. Он был очень хмурым, серьезным, подранным и несчастным.

Кот поведал им о своих горестях. Он был умным, но безграмотным. Печалился, что для котят не строят школ, а ведь сейчас без грамоты никуда. Нельзя добыть пропитание, питье, да и номер дома не прочитать. Поэтому всем животным очень плохо живется необразованными.

Мальчишки весело сообщили, что им уже скоро 12, а они толком ничего не знают. Им лень учиться, да и знания не нужны. Ведь это скучно, а вот катание на катке — другое дело, гораздо лучше книги.

План пересказа

По краткому содержанию можно составить сжатый план стихотворения. Он состоит из следующих пунктов:

  1. Мальчишки прогуляли школу.
  2. Дорога на каток.
  3. Встреча с умным котом, его рассказ про печали и переживания.
  4. Школы для котят.
  5. Жизнь необразованных котов.
  6. Ребята признались, что ничего не знают, а школу считают скучной.
  7. Удивление кота.

Описание героев и главная мысль

В стихотворении представлено несколько главных героев:

  • Лодыри — ленивые и безответственные мальчишки. Они не желают учиться, считают, что лучше веселиться на катке, чем ходить на скучные уроки.
  • Кот — уличный, но любознательный. Он хочет обучиться грамоте, мечтает о создании школ для котят.

Основная мысль произведения заключается в том, что знания — это великая сила. Необразованному человеку сложно устроить свою жизнь, прожить ее полноценно.

Жизненная цель людей — постоянно учиться, развивать свои навыки, передавать свой опыт.

Стихотворение учит следующему:

  • любить и ценить знания;
  • уважить педагогов;
  • быть трудолюбивым и настойчивым;
  • достигать своих целей.

Сюжет

Дело было зимой. Вместо того, чтобы пойти на уроки, школьники отправились на ближайший каток. С тяжёлыми ранцами за спиной и коньками на ремне они поспешили на лёд.

По дороге ребятам повстречался хмурый, ободранный, несчастный кот. Дети поинтересовались у него, почему он такой печальный, на что кот им поведал о своих невзгодах. Вроде бы и умный он, и красивый, и молодой, но совершенно безграмотный. К сожалению, никто не строит школ для котят, и от этого коту было очень грустно. Он рассказал ребятам, что нынче без грамоты никуда: невозможно ни еды себе раздобыть, ни питья и даже номер на доме не узнаешь. Так что совсем невесело живётся котам без грамоты.

Ребята весело заявили коту, что им уже двенадцатый год пошёл, но они всё равно ничегошеньки не знают. А всё потому, что им лень учиться в школе. Учителя втолковывают им знания, которые им совершенно не нужны. Выводить грифелем на доске – невероятно скучное занятие. С гораздо большим удовольствием они проводят время на катке, чем за книжкой.

Кот удивлённо посмотрел на школьников: много он перевидал лодырей на своём веку, но таких глупцов ещё никогда не встречал.

Стих «Кот и лодыри»

«Кот и лодыри» ‒ это сказка о встрече кота и лодырей-школьников у ледового катка. Лодыри, правда, собирались в школу на урок, но попали почему-то на каток. Этот ироничный стишок покажет детям, что нельзя прогуливать уроки в школе, так как хорошее образование поможет им в решении многих трудностей. Даже кот, красивый и умный, это понимает, потому что сегодня без знаний он не может ни поесть, ни попить, ни номер дома прочитать. Поэтому нельзя игнорировать обучение в школе, а если хочется покататься на коньках, надо правильно распределить свое время. Сначала школа и домашние задания, а потом в награду за труды ‒ катание на коньках с чистой совестью. Прочитайте, ребятки, этот стишок, он вам понравится.

Анализ стихотворения «Кот и лодыри» Маршака

Творчество талантливого поэта Самуила Маршака часто затрагивает тему детства: отношения ребенка со взрослыми и в коллективе, его любознательность и интерес к окружающему миру. В стихотворении «Кот и лодыри» автор поучает подрастающее поколение в игровой форме, на контрасте желания кота обучаться грамоте и невежественному отношению ребят.

Автор и название литературного произведения

Маршак Самуил Яковлевич, «Кот и лодыри»

Исторические факты и предпосылки создания

Создано произведение в 1933 году, оно входит в состав цикла «Стихов, написанных…для того, чтобы дразнить школьников, …опаздывают на уроки…портят парты, гоняют лодыря…»

Именно сатирическая подача элементарных жизненных ситуаций позволяла ребенку сделать собственный вывод и сформировать мораль.

Тема, идея, основная мысль

Темой стихотворения выступает беседа ребят, игнорирующих учебу и проводящих время в свое удовольствие, с котом, проявляющий искреннюю заинтересованность в образовании, не имея возможность обучаться.

Идейная нагрузка в этом диалоге имеет весьма мрачный окрас, автор не дает оценочную характеристику персонажам произведения, однако это не мешает подчеркивать наплевательское отношение к учебе подрастающего поколения, мол, даже кот понимает значимость образования, а человек готов игнорировать образование в угоду собственных желаний.

Позиция автора призывает ценить приобретенный багаж знаний, именно этот «капитал» сможет помочь избавиться от трудностей, которые грозят безграмотному человеку.

Средства художественного наполнения

Поэт сочетает литературную и разговорную речи, придает экспрессивную окраску произведению такими словами, как «лодырь», «без грамоты пропадешь»

Композиция произведения

Стихотворение предполагает зародить у читателя внутренний диалог, в котором он должен проанализировать свое поведение, свои принципы, свой выбор: «А я тоже лентяй? Хочу ли я быть невеждой?»

В целом эмоциональный окрас нельзя назвать печальным, диалог между героями имеет описательный характер, повествование об их позициях.

В рассуждениях такого формата читатель является молчаливым наблюдателем, которому предстоит прислушаться к голосу совести.

Размер, рифма

Стихотворение разбито на строфы, рифма перекрестная, написано анапестом

Поэтическая лексика

Автор использует олицетворение: кот, ведущий беседу с прогульщиками, и параллелизм: животное, которое придает значение образованию, и ученики, игнорирующие школьные занятия.

Активно использованы метафоричные приемы: коту словно жизненно необходимо уметь читать и считать, «…номера не прочесть!»

Используемые стилистические фигуры

Противопоставление ценностей героев у автора выходит на первый план.

Используются инверсии: «не пишем грифелем на доске…» и эпитеты, например, «…коту усатому…», «…и красив…с умен».

Интересный прием поэта – насмешка над ребятами: «Много знал …лодырей…с такими встретился в первый раз»

Поэтическая фонетика в произведении

Для гармоничного построения стихотворения автор использует приемы аллитерации и ассонанса: «доске-катке», «поесть-прочесть», «кот-год»

Образ героя, эмоционал, авторское «Я»

Автор описывает диалог главных героев со стороны, не вступая в диалог, не дает прямую оценку поведению и выбору героев. Между собой ребята и кот противопоставлены, но автор не занимает никакую из сторон.

Литературное направление

Реализм, сатирическое произведение

Жанр

Эпиграмма

Поучительные и ненавязчивые советы подрастающему поколению – характерная особенность талантливого писателя Маршака. Через короткие сатирические стихотворения автор пытается вложить в головы детей правильные принципы, которые должны определить их успех в долгосрочной перспективе.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Сюжет

Дело было зимой. Вместо того, чтобы пойти на уроки, школьники отправились на ближайший каток. С тяжелыми ранцами за спиной и коньками на ремне они поспешили на лед.

По дороге ребятам повстречался хмурый, ободранный, несчастный кот. Дети поинтересовались у него, почему он такой печальный, на что кот им поведал о своих невзгодах. Вроде бы и умный он, и красивый, и молодой, но совершенно безграмотный. К сожалению, никто не строит школ для котят, и от этого коту было очень грустно. Он рассказал ребятам, что нынче без грамоты никуда – невозможно ни еды себе раздобыть, ни питья, и даже номер на доме не узнаешь. Так что совсем невесело живется котам без грамоты.

Ребята весело заявили коту, что им уже двенадцатый год пошел, но они все равно ничегошеньки не знают. А все потому, что им лень учиться в школе. Учителя втолковывают им знания, которые им совершенно не нужны. Выводить грифелем на доске – невероятно скучное занятие. С гораздо большим удовольствием они проводят время на катке, чем за книжкой.

Кот удивленно посмотрел на школьников – много он перевидал лодырей на своем веку, но таких глупцов еще никогда не встречал.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: