Дети в клетке маршак анализ

Самуил маршак: детки в клетке

Анализ стихотворения «Где обедал воробей» Маршака

Дебют истории «Где обедал воробей» Самуила Яковлевича Маршака состоялся в журнале «Чиж». Впоследствии по мотивам стихотворения был создан одноименный мультипликационный фильм.

Стихотворение написано не позднее 1934 года. Поэту в эту пору исполнилось 47 лет, несколько месяцев прошлого года он провел в Италии, приняв приглашение М. Горького поправить здоровье. Он также участвует как докладчик на первом съезде советских писателей, тогда же его единогласно избирают в правление Союза писателей СССР. Еще активно работает под его руководством детское издательство, вокруг которого он собрал талантливых авторов. По жанру – веселая гастрономическая лирика, по размеру – хореические стихи с парной рифмовкой, 4 строфы. Первое четверостишие открывается вопросом, ставшим названием стиха. Смышленая птичка наших широт освоилась в зоопарке среди экзотических зверей. Перечисление создает дополнительный комический эффект: пташка предстает обжорой. Еда, предложенная работниками зоопарка животным со всего света, пришлась по вкусу и обыкновенному воробьишке. Кажется, он со всеми завел выгодное знакомство. Из великого почтения к царю зверей, визиты он начинает с клетки со львом. Чем конкретно подкреплялся там герой – неизвестно. Во втором четверостишии он пробует блюда лисы, после чего направляется попить водички к моржу. Потому как у него вода всегда холодная, свежая. Дальше слон делится с ним морковкой. Или же просто не замечает маленького гостя. Журавль — свой человек, у него всегда можно поживиться пшеном. День расписан по минутам, воробей едва успевает посетить все запланированные пиршества. Вот уже у носорога он ест «немного». А на пиру у кенгуру (звукопись) вообще едва притрагивается к пище. Однако сытость – еще не повод отказываться от праздничного обеда у медведя. В конце концов, чего стоит одна атмосфера перекуса с косолапым! В финале же с героем чуть не приключилась беда. Крокодилу пришла в голову гениальная мысль отобедать самим воробьем. В планы последнего, разумеется, это не входило. Он оставил зубастого с носом. Пожалуй, визиты к невоспитанному крокодилу следует прекратить. Поэт в ненавязчивой форме знакомит детей с обитателями типичного зоопарка, их рационом и повадками. Беспечный воробей здесь – своеобразный проводник. Его находчивость неизменно вызывает улыбку у маленьких слушателей стихотворения. Стихи глагольны (довольно много живых, разговорных приставочных глаголов), интонация бойкая, повествование идет от имени героя стихотворения. Финал неожиданный, образы яркие, графичные.

«Где обедал воробей» С. Маршака – материал для знакомства детей с окружающим миром, развития речи и эмоционального интеллекта.

Детки в клетке читать онлайн

Эй, не стойте слишком близко — Я тигрёнок, а не киска!

Тигренок

Дали туфельки слону. Взял он туфельку одну И сказал: — Нужны пошире, И не две, а все четыре!

Слон

Зебры

Полосатые лошадки, Африканские лошадки, Хорошо играть вам в прятки На лугу среди травы!

Разлинованы лошадки, Будто школьные тетрадки, Разрисованы лошадки От копыт до головы.

Зебры

Рвать цветы легко и просто Детям маленького роста, Но тому, кто так высок, Нелегко сорвать цветок!

Жираф

Взгляни на маленьких совят — Малютки рядышком сидят. Когда не спят, Они едят. Когда едят, Они не спят.

Совята

Пингвин

Правда, дети, я хорош? На большой мешок похож.

На морях в былые годы Обгонял я пароходы.

А теперь я здесь в саду Тихо плаваю в пруду.

Пингвин

Отчего течёт вода С этого младенца? Он недавно из пруда, Дайте полотенце!

Лебедёнок

Страусёнок

Я — страусёнок молодой, Заносчивый и гордый. Когда сержусь, я бью ногой Мозолистой и твердой.

Когда пугаюсь, я бегу, Вытягиваю шею. А вот летать я не могу, И петь я не умею.

Страусёнок

Обезьяна

Приплыл по океану Из Африки матрос, Малютку обезьяну В подарок нам привёз.

Сидит она, тоскуя, Весь вечер напролёт И песенку такую По-своему поёт:

«На дальнем жарком юге, На пальмах и кустах Визжат мои подруги, Качаясь на хвостах.

Чудесные бананы На родине моей. Живут там обезьяны И нет совсем людей».

Обезьяна

Белые медведи

У нас просторный водоём. Мы с братом плаваем вдвоём.

Вода прохладна и свежа. Её меняют сторожа.

Мы от стены плывем к стене То на боку, то на спине.

Держись правее, дорогой. Не задевай меня ногой!

Белые медведи

Эскимосская собака

На прутике — записка: «Не подходите близко!»

Записке ты не верь — Я самый добрый зверь.

За что сижу я в клетке, Я сам не знаю, детки.

Эскимосская собака

Собака динго

Нет, я не волк и не лиса. Вы приезжайте к нам в леса, И там увидите вы пса — Воинственного динго.

Пусть вам расскажет кенгуру, Как в австралийскую жару Гнал по лесам его сестру Поджарый, тощий динго.

Она в кусты — и я за ней, Она в ручей — и я в ручей, Она быстрей — и я быстрей, Неутомимый динго.

Она хитра, и я не прост, С утра бежали мы до звёзд, Но вот поймал её за хвост Неумолимый динго.

Теперь у всех я на виду, В зоологическом саду, Верчусь волчком и мяса жду, Неугомонный динго.

Собака Динго

Верблюд

Бедный маленький верблюд: Есть ребёнку не дают. Он сегодня съел с утра Только два таких ведра!

Транспорт в путешествие одушевлённое существительного мужского рода
Верблюд

Где обедал воробей

— Где обедал, воробей? — В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва За решёткою у льва.

Подкрепился у лисицы. У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона. С журавлём поел пшена.

Погостил у носорога, Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил.

Воробей

В каком произведении есть такие строки:

Знакомо ли тебе чувство этого мальчика? Расскажи, какие стихи Барто ты читал раньше.

Это последние строки с произведения «Разлука».

Я думаю, поэтесса хотела подчеркнуть грусть и тоску, которую испытывал мальчик из-за отсутствия мамы.

Из-за этого ему казалось, что даже гамма звучит по-другому, как-то печально.

Я понимаю мальчика, ведь мне знакомы его чувства.

Моя мама тоже когда-то уезжала в командировку, но всего лишь на 3 дня.

За это время я успел почувствовать пустоту на душе.

Кажется, что без мамы дом становится унылым и скучным.

Я привык к её заботе, ласке, поэтому всегда хочется, чтоб мама была рядом.

Я знаком со многими стихотворениями Барто.

Они все они очень интересные, по-особому занимательные и легко читаются.

Её «Мячик» — это первое произведение, которое я выучил наизусть.

И, думаю, каждый человек его знает.

Ещё мне понравился стих «Очки» и «Маляр».

Слон

Дали туфельки слону. Взял он туфельку одну И сказал: — Нужны пошире, И не две, а все четыре!

Зебры

Полосатые лошадки, Африканские лошадки, Хорошо играть вам в прятки На лугу среди травы! Разлинованы лошадки, Словно школьные тетрадки, Разрисованы лошадки От копыт до головы.

Белые медведи

У нас просторный водоем. Мы с братом плаваем вдвоем. Вода прохладна и свежа. Ее меняют сторожа.

Мы от стены плывем к стене То на боку, то на спине. Держись правее, дорогой, Не задевай меня ногой!

Страусёнок

Я — страусенок молодой, Заносчивый и гордый. Когда сержусь, я бью ногой, Мозолистой и твердой.

Когда пугаюсь, я бегу, Вытягивая шею. А вот летать я не могу, И петь я не умею.

Пингвин

Правда, дети, я хорош? На большой мешок похож. На морях в былые годы Обгонял я пароходы. А теперь я здесь в саду Тихо плаваю в пруду.

Эскимосская собака

На прутике записка: «Не подходите близко!» Записке ты не верь Я самый добрый зверь. За что сижу я в клетке, Я сам не знаю, детки.

Пингвинята

Мы — два брата, два птенца. Мы недавно из яйца. Что за птица — наша мать? Где ее нам отыскать?

Мы ни с кем здесь не знакомы И не знаем даже, кто мы. Гуси? Страусы? Павлины? Догадались! Мы — пингвины.

Вот полюбуйтесь на игру Двух австралийских кенгуру. Они играют в чехарду В зоологическом саду.

Собака Динго

Нет, я не волк и не лиса. Вы приезжайте к нам в леса, И там увидите вы пса Воинственного динго.

Пусть вам расскажет кенгуру, Как в австралийскую жару Гнал по лесам его сестру Поджарый, тощий динго.

Она в кусты — и я за ней, Она в ручей — и я в ручей, Она быстрей — и я быстрей, Неутомимый динго.

Она хитра, и я не прост. С утра бежали мы до звезд, Но вот поймал ее за хвост Неумолимый динго.

Теперь у всех я на виду В зоологическом саду, Верчусь волчком и мяса жду, Неугомонный динго.

Львята

Вы разве не знаете папы Большого, рыжего льва? У него тяжелые лапы И косматая голова.

Он громко кричит — басом, И слышно его далеко. Он ест за обедом мясо, А мы сосем молоко.

Львенок Нет, постой, постой, постой, Я разделаюсь с тобой! Мой отец одним прыжком Расправляется с быком.

Будет стыдно, если я Не поймаю воробья. Эй, вернись, покуда цел! Мама! Мама! Улетел!..

Львица

Какое туманное лето В неласковой этой стране! Я в теплое платье одета, Но холодно, холодно мне!

Меня называют дикаркой За то, что сижу я в тоске, Мечтая об Африке жаркой, О мягком, горячем песке.

Я встретила здесь крокодила. Он мне улыбнулся, как друг. «Ты хочешь, — его я спросила, К бананам и пальмам на юг?»

«Дитя, — отвечал он уныло, Не видеть родной мне земли!» И слезы из глаз крокодила По черным щекам потекли.

Гиена

Захрапели носороги, Дремлет страус длинноногий. Толстокожий бегемот Лег спокойно на живот.

Спит верблюд, согнув колени. Но не спится мне — гиене! Настает моя пора: Буду выть я до утра.

Днем молчала я угрюмо Я боюсь дневного шума Но зато мой хриплый смех По ночам пугает всех!

Даже львы меня боятся… Как над ними не смеяться?

Медведь

Вот медведь, медведь, медведь! Кто желает посмотреть? Приходите к Мише в гости, Сладкий пряник Мише бросьте. Миша просит, Миша ждет, Широко разинув рот.

Нет, правее! Нет, левее! Промахнулись, ротозеи! Вот теперь попали в рот! Что за пряник — чистый мед!

За такое угощенье Мы покажем представленье. Ну-ка, Миша, поклонись! Ну-ка, Миша, кувырнись!

Шакал

Мой отец — степной шакал Пищу сам себе искал. Далеко в стране песчаной Провожал он караваны И в пустыне при луне Громко плакал в тишине. Ел он кости и объедки, А теперь живет он в клетке. От дождя он здесь укрыт И всегда бывает сыт.

Слон

Африканец молодой Обливается водой. Вымыл голову и ухо И в лоханке стало сухо.

Для хорошего слона Речка целая нужна. Уберите-ка Лоханку, Принесите-ка Фонтанку!

Обезьяна

Приплыл по океану Из Африки матрос, Малютку-обезьяну В подарок нам привез.

Сидит она, тоскуя, Весь вечер напролет И песенку такую По-своему поет:

«На дальнем жарком юге, На пальмах и кустах, Визжат мои подруги, Качаясь на хвостах.

Чудесные бананы На родине моей. Живут там обезьяны И нет совсем людей».

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Чтение стихотворений из цикла С, Маршака „Дети в клетке“» размещена в разделах

  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Литература, чтение. Конспекты занятий
  • Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
  • Маршак С.Я. Конспекты занятий
  • Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
  • Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
  • Темочки

Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, любовь к животным. Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе прочтения поэтического произведения.

Предварительная работа: Беседа с детьми о зоопарке, чтение главы из книги «Что я видел» Б. Житкова: «Как мы ездили в зоологический сад». «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слон», «Как слон купался».

Словарная работа: зоопарк, моряк, верблюд, жираф.

Материалы: картинки с изображением животных (слон, белые медведи, тигр, обезьяна, верблюд, жираф, мягкая игрушка обезьяна; дидактическая игра «Чей малыш»; звукозапись «У жирафа пятнашки везде, везде, везде…»

Воспитатель: Добрый день, ребята! Посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их. А сейчас мы с вами тихонько сядем на стульчики.

-Ребята, скажите, пожалуйста, каких животных вы знаете? (ответы детей)

— Где живут эти животные? (ответы детей)

-Ребята, а вы знаете, что такое зоопарк? (ответы детей)

— Зоопарк – это парк, где живут животные. Сегодня я вас приглашаю в зоопарк. Как надо вести себя в зоопарке? (тихо, не шуметь, не кричать). Почему нельзя шуметь? (чтобы не напугать животных)

— Вот идем мы в зоопарк,

Побывать там каждый рад.

В разных уголках групповой комнаты расставлены игрушечные животные. Воспитатель подводит детей к каждому животному, читает стихотворение.

Воспитатель: Посмотрите, слон сидит.

Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: — Нужны пошире,

И не две, а все четыре.

Вопросы : Что дали слону? Что ответил слон? Почему слону нужно четыре туфельки? Кто запомнил стихотворение о слоне?

Воспитатель: А это кто сидит у воды? Да, это белые медведи.

У нас просторный водоём.

Мы с братом плаваем вдвоём.

Вода прохладна и свежа.

Её меняют сторожа.

Мы от стены плывём к стене,

То на боку, то на спине.

Держись правее, дорогой,

Не задевай меня ногой!

Вопросы: Сколько медведей в водоёме? (два). Кто меняет воду белым медведям?

Воспитатель: А кто там рычит? (тигр)

— Эй, не стойте слишком близко –

Я тигрёнок, а не киска!

Вопросы: Почему нельзя подходить близко к тигру?

Тигр, похож на кошку, но он дикое животное и может поцарапать, укусить. Давайте уйдём подальше от тигра. А как рычит тигр? Как рычит мама тигрица? А как рычит маленький тигренок?

Воспитатель: Ой, а кто это прыгнул на плечо? (обезьяна).

Приплыл по океану

Из Африки матрос,

Малютку- обезьяну

В подарок нам привёз.

Сидит она, тоскуя,

Весь вечер напролёт

И песенку такую

По-своему поё т:

“На дальнем жарком юге,

На пальмах и кустах,

Визжат мои подруги,

Качаясь на хвостах.

Чудесные бананы

На родине моей.

Живут там обезьяны

И нет совсем людей”.

Вопросы: Кто привёз обезьяну в зоопарк? Кого называют моряком? Человек, который ходит на корабле, пароходе называется моряк.

Дети, веселая обезьянка хочет с вами немного поиграть. А вы хотите? Тогда давайте встанем в круг.

Физкультминутка Мы – весёлые мартышки,

Мы играем громко слишком,

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щёчки,

Скачем на носочках

И друг другу даже

Язычки покажем.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальцы поднесём к виску,

Оттопырим ушки,

Хвостик – на макушке.

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я цифру «три»

Все с гримасами замри!

«Раз-два-три!»

— А кто это там вдали сидит?

— Это верблюд.

Бедный маленький верблюд:

Есть ребёнку не дают.

Он сегодня съел с утра

Только два таких ведра!

— Как вы думаете, почему верблюду не дают есть?

— Верблюд может долгое время обходиться без воды и еды, поэтому его каждый день не кормят.

Ребята, у многих животных в зоопарке потерялись маленькие детеныши, их малыши. Давайте поможем их отыскать.

Дидактическая игра «Чей малыш».

— А что за зверь стоит рядом с верблюдом?

— Это жираф.

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Не легко сорвать цветок.

— Почему жирафу тяжело сорвать цветок?

— А кто запомнил стихотворение о жирафе?

Физкультминутка со звуковым сопровождением

«У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде…»

5. Итог. Вот и вечер наступает,

Зоопарк наш засыпает,

Засыпает до утра,

Нам уже домой пора.

— Ребята, куда мы ходили?

— Каких зверей мы видели?

— А кто запомнил и может рассказать стихотворения о животных, которых видели?

— Кто из животных вам понравились больше?

Зоосад

Рано, рано мы встаем, Громко сторожа зовем: — Сторож, сторож, поскорей Выходи кормить зверей!

Вышел сторож из сторожки, Подметает он дорожки, Курит трубку у ворот, Нам обедать не дает.

Долго, долго у решетки, Мы стоим, разинув глотки. Знаем, знаем без часов, Что обед для нас готов.

За обедом, за обедом Не болтаем мы с соседом, Забываем обо всем И жуем, жуем, жуем.

Это трудная работа Щеки лоснятся от пота. После пищи нужен сон. Прислонившись, дремлет слон.

Показав себя народу, Бегемот уходит в воду. Спит сова, вцепившись в пень, Спит олень, и спит тюлень.

Темно-бурый медвежонок Про себя ворчит спросонок, Только пони и верблюд Принимаются за труд.

На верблюде, на верблюде, Как в пустыне, ездят люди, Проезжают мимо рва, За которым видят льва, Проезжают мимо клетки, Где орлы сидят на ветке.

Неуклюж, космат и худ, Ходит по саду верблюд. А по кругу, на площадке, Черногривые лошадки Мчатся рядом и гуськом, Машут челкой и хвостом.

Но вот наступает прохлада. Чужие уходят из сада. Горят за оградой огни, И мы остаемся одни.

Подумай, на какую тему, о ком пишут Маршак, Барто, Благинина. Грустные эти стихи или весёлые? Что тебе интересно в них?

Эти литературные деятели пишут о природе, животных, детях.

Нельзя назвать их произведения полностью весёлыми либо полностью грустными.

Ведь они описывали различные картины, каждая из которых имеет свой «характер».

А также творческое наследие поэтов не ограничивается стихотворениями, что есть в нашем учебнике.

Если судить по произведениям пройденного раздела, можно сказать, что Маршак весело описывает природное явление грома и грустно говорит об уходящем лете;

Барто весело рассказывает о разлуке мальчика с мамой и о забавном походе девочек в театр;

Благинина весело рассказывает о кукушке и о котёнке, которого нашла девочка.

Мне интересно читать о природных явлениях, птицах, о которых пишут поэты.

Это вдохновляет и учит уметь замечать прекрасное вокруг себя.

А также очень забавляют истории Барто о детях.

Они не только весёлые, но и, можно сказать, достаточно поучительные.

Оно глубокое, пронизано искренними чувствами и цепляет за душу.

Когда я читаю этот стих, то представляю себя на месте автора.

Кажется, что уже и я слышу пение кукушки и грущу об уходящем лете.

Кому из поэтов принадлежат строки:

Это слова Елены Благининой. Герой её произведения наслаждается пением кукушки.

Указанные произведения имеют общие моменты, но есть и различия.

В двух стихотворениях рассказ ведётся от имени мальчика, который восхищается пением кукушки.

Маршак называет голос птицы стеклянным, а Благинина – заунывным.

Это говорит, что песни кукушки звучат звонко, но при этом немного печально.

Видно, что авторы в восторге от неповторимости, уникальности и красоты пения этой птицы.

Стихотворение «Кукушка» весёлое и наполненное восторгом, а стихотворение Маршака – более грустное, так как герой не хочет расставаться с кукушкой.

Ещё одно различие: Благинина пишет, что с кукушкой расцветает лето, а Маршак, наоборот, описывает конец летней поры.

Подсказка:

  • Краткая биография Агнии Барто для презентации
  • Краткая биография Елены Благининой для презентации
  • Краткая биография Самуила Маршака для презентации

_______

Анализ стихотворения «Цирк» Маршака

Стихи «Цирк» Самуила Яковлевича Маршака вышли отдельной книгой в издательстве «Радуга», с иллюстрациями В. Лебедева.

Стихотворение датируется 1924 годом. Автору его в эту пору 37 лет, он пишет для ленинградского театра юного зрителя, входит в редакцию журнала «Новый Робинзон», получает предложение возглавить отдел Детгиза, хлопочет об устройстве в печать произведений начинающих литераторов. В этот же период поэт пережил смерть отца. В жанровом отношении – цирковая комедия положений, маршевый ритм, рифмовка смежная, изредка – перекрестная. В стихотворении чувствуется атмосфера 1920-х годов и старого, еще дореволюционного, цирка. Открывается произведение заманчивой, совершенно профессиональной рекламой циркового представления. Нечто похожее С. Маршак повторит позднее в «Мистере Твистере», аттестуя читателям знаменитую туристическую «контору Кука». В первом же четверостишии указан город — Москва, почтенная публика – школьники. Между тем, в программе собраны все лучшие номера сезона. Тут и львы-танцоры, и тюлени-трюкачи, не обошлось, конечно, и без собак-акробатов и канатоходца-слона (небольшая гипербола, канат натягивался явно не под куполом цирка). «Атлеты-силачи»: стали особенно популярны в начале XX века. «Летающие кони»: конные номера в те годы были едва ли кульминацией всего представления. Хорошая конюшня была одним из главных атрибутов цирка. Иван Огурец: нарицательное имя, с большой долей насмешки, надо сказать. «Дешевые цены»: не унимается зазывала. Для убедительности они даже названы. Действительно, недорого. «Выход бесплатно для всех!»: прибаутка прямиком из традиционного раешного театра. «Вальс-каприз»: невыдуманная мелодия. Одно из любимых двустиший В. Маяковского (по совместительству – новаторское сравнение): дама, как телеграмма. Пожалуй, животных в то время на арене было больше, чем сейчас: соболи, пингвины, еноты, гиппопотамы. Дразнилка – готовая реклама зубной пасты: гимнаст зубаст. В финале появляются два клоуна с классическим диалогом. Дрессировщице-негритянке поэт даже пожаловал имя: Мэри Грей. Собственно, эпизодом с ней и завершается стихотворение. Номер Мэри – лев-счетовод. Заодно С. Маршак освежает в памяти школьников нехитрое заклинание про «дважды два — четыре». Перифраз: гражданин полярных льдин. Инверсия: ухитрились люди.

Классический «Цирк» С. Маршака – сочетание безудержного веселья, взрывов удивленья стиха с новаторским оформлением.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: