Чтение художественной литературы в младшей группе. а. л. барто

Герои стихов а.л.барто презентация урока для интерактивной доски (старшая группа) на тему

И СНОВА ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ

1. Апрель

2. Бобры

3. В дождь

4. В кошачьей неотложке

5. В «Детском мире»

6. Весь каток в огоньках

7. Воробей

8. Двояшки

9. Делегатка Настенька

10. Дружба

11. Есть такие мальчики

12. Ёлка

13. Зайка в витрине

14. Золотая осень

15. Игра в стадо

16. Имя и фамилия

17. История на просеке

18. Колыбельная

19. Кружок фотолюбителей

20. Кукла

21. Любитель-рыболов

22. Лягушата

23. Медвежонок невежа (Сказка для маленьких и для больших)

24. Мой пёс

25. На даче выключили свет

26. Не одна

27. Неудача

28. Парашютистки

29. Пестрый барабанщик

30. Подари, подари…

31. Птенцы

32. Русалка

33. Смешной цветок

34. Сонечка

35. Уехали (Щенок)

Девочка-ревушка

Что за вой? Что за рёв?
Там не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка —
Это Ганя-рёвушка
Плачет,
Заливается,
Платьем утирается…
УУ-УУ-У!..
Вышла рёва на крыльцо,
Рёва сморщила лицо:
— Никуда я не пойду!
Мне не нравится в саду.
Уу-уу-у!..-
Вот вернулась Ганя в дом,
Слёзы катятся ручьём:
— Ой, пойду обратно!
Дома неприятно!
Оо-оо-о!..
Дали Гане молока.
— Эта кружка велика!
В этой не могу я!
Дайте мне другую!
УУ-УУ-У!..
Дали рёвушке в другой,
Рёва топнула ногой:
— В этой не желаю!
Лучше дайте чаю!
Аа-аа-а!..-
Уложили Ганю спать,
Плачет рёвушка опять:
— Ой, не буду спать я!
Ой, наденьте платье!
УУ-УУ-У!..
Тут сбежался народ.
Чтоб узнать: кто ревёт?
Кто всё время плачет?
Что всё это значит?
Видят — девочка стоит,
Очень странная на вид:
Нос распух, что свёкла,
Платье всё промокло.
Оо-оо-о!..
УУ-УУ-У!..
— Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.

Обучение

Агния получила начальное образование дома, руководил им отец, он обожал искусство и мечтал, чтобы дочь стала знаменитой балериной. Она прилежно занималась танцами долгое время, но особенного таланта в этом деле не проявлялось.

А вот писать стихи девочка начала с ранних лет. Обучаясь в гимназии, Агния и её подружки увлекались поэзией Ахматовой, сами пробовали писать. Но получалось не у всех. А у Агнии выходило, причём неплохо. Тем не менее занятия балетом она не бросала, училась и в гимназии, и в балетной школе.

Первым слушал и критиковал Агнию папа. Здесь он проявлял всю свою строгость, требовал, чтобы дочь выражалась правильно и соблюдала стихотворные размеры. А у юного дарования, как будто нарочно, постоянно в строчках менялся размер, отец называл это упрямством с её стороны. Но через много лет именно смена размера и станет отличительной чертой поэтических произведений Агнии Барто.

Революция и гражданская война на жизни юной девушки особо не отразились, она продолжала жить в своём мире стихов и балета. Позднее кто-то скажет о Барто: «Она пришла в литературу на пуантах».

После гимназии Агния поступила в хореографическое училище, которое окончила в 1924 году. Было голодно, и в пятнадцатилетнем возрасте, наряду с учёбой, девушке пришлось устроиться на работу в магазин «Одежда». Работающим давали селёдочные головы, а из них можно было варить суп.

Перед выпускными зачётами она особенно волновалась, ведь после них предстояло начинать карьеру в мире балета, да к тому же на экзамен приехал сам нарком просвещения Луначарский. Программа состояла из выпускных экзаменов и концерта, который подготовили ученицы училища. Нарком просмотрел все экзаменационные выступления, остался и на концерт.

И вот на сцену вышла юная красивая черноглазая девушка и прочитала свои собственные юмористические стихи под названием «Похоронный марш». Ей при этом аккомпанировал пианист, а сама Агния принимала трагические, но в тоже время смешные позы. Луначарскому понравились стихи, он еле сдерживал смех, а через некоторое время Агнию попросили зайти в Наркомпрос. С ней встретился Луначарский и заявил, что девушка создана для того, чтобы сочинять веселые стихи. Именно в тот момент такие слова показались ей оскорбительными, ведь в юном возрасте мечтаешь писать о любви, а не слыть поэтом-комиком.

Поэтому юная, высокая и изящная девушка устроилась в московский театр, где около года проработала в балетной труппе.

Чтение художественной литературы в младшей группе. А. Л. Барто

Публикации по теме:

Занятие по художественно-продуктивной деятельности через чтение художественной литературы в средней группе «Зимняя сказка» МДОУ Детский сад №3 «Тополек» Открытое занятие по художественно продуктивной деятельности через чтение художественной литературы в.

Чтение художественной литературы. Сказки «Репка» Драматизация русской народной сказки «Репка Цели: 1. Закрепить умение отвечать на вопросы по содержанию произведения. 2. Побуждать желание.

Чтение художественной литературы в первой младшей группе «Чтение и разучивание стихотворения А. Барто «Мячик» Задачи: — воспитывать желание слушать авторские произведения; — формировать умение отвечать на вопросы; — предоставлять детям возможность.

Картотека чтение художественной литературы для детей 1 младшей группы Карточка № 15 Тема: Чтение потешки «Как у нашего кота» Пр. сод-е: познакомить с потешкой. Развивать память, речь. Формировать интерес к.

Конспект НОД «Морковка для зайчика». Чтение художественной литературы во второй младшей группе Конспект НОД чтение художественной литературы во 2-й младшей группе: Тема: «Морковка для зайчика» Непосредственно образовательная деятельность.

«Сказки из сундучка». Конспект образовательной деятельности «Чтение художественной литературы» в подготовительной группе Конспект образовательной деятельности «Чтение художественной литературы» в подготовительной группе «Сказки из сундучка»Обучающие задачи:.

Конспект «Восприятие художественной литературы» Тема: «Чтение потешки «Пришел медведь к броду» в первой младшей группе Цель: 1 познакомить детей с народной потешкой «Пришел медведь к броду»; 2 формировать у детей умение слушать стихотворный текст, повторять.

Конспект НОД «Чтение художественной литературы» во второй младшей группе НОД «Чтение художественной литературы» вторая младшая группа. «Путешествие в страну «Сказкино»». Воспитатель: Туева Мария Андреевна Цель:.

«В гостях у сказки». Организованная-образовательная деятельность в средней группе в ОО «Чтение художественной литературы» Тема: «В гостях у сказки» Цель: Поддерживать желание детей к театрально-игровой деятельности. Задачи: 1. Уточнить и обогатить знания детей.

Перспективный план работы по речевому развитию: (чтение художественной литературы) в первой младшей группе. Перспективный план работы по речевому развитию: (чтение художественной литературы) в первой младшей группе. Воспитатель: Дудкова Марина.

Стихи Агнии Барто для самых маленьких

Сейчас, когда все тоненькие детские книжечки, которых выходило невероятное количество в самое разное время, собраны вместе стало отчетливо видно, чем именно привлекательны стихи Агнии Барто для самых маленьких. Оптимизмом, которым дышит каждая строчка, юмором, простым и понятным детям.

Маленький читатель интуитивно чувствует искреннего человека и талантливого педагога, который учит, а не поучает, ненавязчиво и весело передает свой жизненный опыт, мягко и по доброму ставит ребенку новые для него задачи: понимать и чувствовать музыку рифмы. Малышам стихи Агнии Барто читать весело и интересно.

Барто всегда доверяла детским способностям к восприятию, никогда не считала, что ребенок чего-то может не понять. Она не старалась втолковывать детям то, что им подходит по возрасту, она давала им то, до чего они должны дорасти. Давала в такой легкой, доступной форме, что, казалось, совсем непростые идеи просто лежат на поверхности, и любой малыш разберется, что ему хотели сказать. А главное, правильно поймет подчас очень непростые, но полезные вещи, которые могут стать отправной точкой в судьбе нового человечка.

Детские стихи Агнии Барто – это кусочки паззла под названием жизнь. И это отчетливо прослеживается, когда читаешь собрание сочинений писательницы. Возможно, поэтому стихи Агнии Барто для самых маленьких актуальны и для нынешних малышей. Основные жизненные принципы вечны и не зависят от условий конкретного времени. Во все времена ценилось умение удачно шутить, а уж шутить с детьми… А ведь юмор Агнии Барто действительно близок маленьким читателям.

Лето настало

Лето настало
Московское лето!
Больно глазам
От солнца, от света!

Новые липы
Раскинули ветки.
Выдали в школе
Ребятам отметки.

В зелени скверы,
Сады и бульвары.
Идут пионеры,
Сверкают фанфары.

— Лето настало!—
Поют горнисты.—
Ставьте палатки
В парках тенистых!

Высокие сосны…
Зелёные чащи…
Измайловский парк —
Это лес настоящий.

Щебетом, пеньем,
Щёлканьем, свистом
Птицы на ветках
Вторят горнистам.

Лето… Цветы
На любом перекрёстке,
Рядом зима
В белоснежном киоске:

Мороженщик утром
Привозит сюда
Куски голубого
Прозрачного льда.

А на реке
Даже в полдень
Не жарко.
Ветер колышет
Флажки на байдарках.

Ветер, с кого-то
Косынку сдувая,
Рвётся в окошко
Речного трамвая.

А на просторном
Дворе городском
Мачту поставили
С красным флажком.

И у ворот
На листочке бумаги
Сказано:
«Здесь открывается
Лагерь».

Годы молодые

Из воспоминаний о детстве Агния Барто сохранила то, что очень любила танцы и музыку шарманки.

Училась она в гимназии, там же изучала французский и немецкий языки.

Как уже упоминалось, Агния Барто начала писать стихи рано. Так как она увлекалась поэзией Анны Ахматовой и Владимира Маяковского, то первые опусы были подражательного стиля. Это были поэтические зарисовки.

Но лучше всего ей удавались юмористические стихотворения, которые она читала в семье и среди друзей.

Одновременно она посещала балетную школу. Балет был ее наибольшей страстью. После окончания балетной школы Агния поступила в хореографическое училище. Уже в 1924 году она устроилась на работу в балетную труппу. Там она проработала один год, пока балетная труппа не эмигрировала за границу.

Янтарный самородок весом 1,3 кг назвали «Защитником Отечества»

Блогер сделал памятник Моргенштерну, позже планирует открыть музей в его честь

Слипоны, дерби и лоферы станут трендом весны 2021: как и с чем их носить

Агния осталась в Москве с отцом, который был против отъезда.

«Найти человека»: поэтесса, соединяющая семьи

Во время войны семья уехала на Урал, куда получил направление муж Агнии Барто, занимавший к тому времени высокий пост в энергетике. Они обосновались в Свердловске. Там Агния Барто познакомилась с Павлом Бажовым и по его совету отправилась работать на оборонный завод, где в то время трудились в основном женщины и подростки. Так она понимала свой долг перед Родиной и так ей удавалось разделить судьбу своих чуть подросших читателей.

Настоящая беда постигла писательницу, когда семья в конце войны вернулась в Москву. Они жили в квартире напротив Третьяковской галереи, уже начинали возвращаться из эвакуации друзья, сын Гарик и дочь Татьяна опять пошли учиться. И вот в эти счастливые дни, 4 мая 1945 года, когда до окончания войны оставалось всего пять дней, трагически и нелепо погиб сын писательницы: его велосипед столкнулся с выехавшим из-за угла грузовиком, мальчик упал и ударился головой – смерть наступила мгновенно.

Толчком стала публикация в 1947 году ее поэмы «Звенигород», в которой она рассказала о сиротах − детях, которые потеряли своих близких во время войны. После этого к ней стали приходить письма, в которых подростки и взрослые люди рассказывали о своих потерявшихся родственниках. И тогда детская писательница явилась инициатором масштабных поисков родителей и детей по всей стране.

Конечно, поисками близких занимались и власти, но для этого надо было знать имена, фамилии, адреса. А благодаря передаче на «Маяке», обратиться в которую можно было, не собирая предварительно множество официальных бумаг, смогли воссоединиться 927 семей.

Детская поэтесса Агния Барто беседует с юными читателями во время открытия Всесоюзной Недели детской и юношеской книги в Колонном зале Дома Союзов. Фото: Валентина Кузьмина /ТАСС

Агния Барто и неудачный «Похоронный марш»

Агния не питала чрезмерной любви к стихам, пока ее подружки не начали увлекаться молодой Ахматовой. На тот момент стало модным сочинять о руках, вуалях, королях и их туманных взглядах. О детской непосредственности и речи не было. Но так называемые «серьезные» стихи Барто не принесли ей ни славы, ни хотя бы – похвалы. Зато благодаря одному такому неудавшемуся стихотворению она поняла, что свой путь нужно искать в другой отрасли.

Однажды в танцевальной школе на выпускном экзамене скромная и крайне неуверенная в себе девочка прочитала пафосные стихи под названием «Похоронный марш». Стихи она сочинила сама. Так случилось, что на этом экзамене присутствовал нарком просвещения Луначарский, который с интересом наблюдал за всеми выпускницами. Но этот номер его позабавил больше остальных. Не сумев удержаться, он расхохотался, а после посоветовал Барто никогда не браться за лирическую поэзию, но писать веселые стихи. Молодая Агния много позже разглядела в таком совете похвалу. Долгое время она считала себя обиженной. Но, обдумав все как следует, она попробовала себя в качестве детской поэтессы. И тут ее мгновенно выпустили в печать.

В школу

Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок.
У него на новой куртке
Отложной воротничок.

Он проснулся ночью тёмной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.

Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.

За стеной соседи встали,
Электричество зажгли,
За стеной соседи встали.
А потом опять легли.

Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что она твердит урок.

Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.

Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.

О премии, о Димке и о весеннем снимке

Снимал весну фотокружок.
Решили: снимок первый
Пусть будет ветка вербы
И тающий снежок.
Двух мальчиков в обнимку
Снимали у окна.
По солнечному снимку
Понятно, что весна.
А мой товарищ Димка
(Мы с ним пустились в путь)
Решил найти для снимка
Смешное что-нибудь.
Я предлагаю Димке
Снять рощу в белой дымке,
Где взрослые березки
Стоят в воде по грудь,
А саженцы-подростки
Готовы утонуть…
Нет, не согласен Димка,
Решил найти для снимка
Смешное что-нибудь.
Кругом вода! Хоть плавай!
Я влез на край канавы,
Пошел по самой кромке…
И угодил я с ходу
Двумя ногами в воду!
Вдруг слышу хохот громкий.
— Ура! — хохочет Димка.—
Неплох сюжет для снимка!
Течет за шиворот вода —
Я плюхнулся в болото,
А он кричит: — Вот это да!
Вот это будет фото!
Стою в воде, в грязи густой,
Не вымолвлю ни слова!
А он кричит: — Спокойно стой!
Тебя снимаю снова!
Я весь дрожу, я вымок,
Вот-вот мне плохо станет!
А он кричит, что снимок
На премию потянет!
Я третий день простужен,
Простужен из-за снимка,
А с Димкой я не дружен,
Нет, мне не нужен Димка…
Дружили столько времени…
Но вы меня поймете —
Нельзя же из-за премии
Топить друзей в болоте.

Песня о елке (С.Маршак)

Что растет на елке?Шишки да иголки.Разноцветные шарыНе растут на елке.

Не растут на елкеПряники и флаги,Не растут орехиВ золотой бумаге.

Эти флаги и шарыВыросли сегодняДля российской детворыВ праздник новогодний.

В городах страны моей,В селах и поселкахСтолько выросло огнейНа веселых елках!

Стих — В декабре спросила мама

В декабре спросила мама:«Что за праздник к нам идет?»Я сказал: «Ты что, не знаешь?Это праздник ― Новый год!»День, когда стихи читаетДед Морозу детвора,Огоньки на пышной елкеЗажигают на «ура».За окошком все укрытоСнежно-белым серебром.Это день, который пахнетСчастьем, радостью, добром.

Стих — Елочка зеленая радует ребят

Стих «Кладет Дед Мороз всем зайчатам под елку»

Кладет Дед Мороз всем зайчатам под елку

По мягкой игрушке — пушистому волку.

Пусть каждый трусишка играет в того,

Кто ужас наводит в лесу на него.

А каждой лисичке — по новой расческе

Для модной, блестящей и рыжей прически.

Чтоб некогда было зайчат обижать —

Прическу ведь надо в порядке держать.

А что же припас Дед Мороз медвежонку?

Корзинку малины? Медку из бочонка?

Оставлен под елью огромной лесной

Будильник, что мишку разбудит весной.

Детский стих про новый год

Звезды, шарики, игрушки,Сладкий стол и мишура,Фейерверки и салюты,И на елочке звезда!Мы под руку с Дед МорозомВодим дружно хоровод,Огоньки горят на окнах,Здравствуй, здравствуй, Новый год!Ждут нас радость, смех, веселье,Волшебство и чудеса,Танцы, сладости, подарки.С Новым годом всех! Ура!

ВЕСЕЛЫЙ СТИХ — ВСТРЕЧАЛИ ЗВЕРИ НОВЫЙ ГОДВстречали звериНовый год.Водили зверихоровод.Вокруг зеленой елки.Плясал и Крот,И Бегемот,И даже — злые Волки!

Пустился в плясИ Дикобраз -Колючие иголки,И все — дрожать,И все — визжать,И все — бежать от елки!Гляди-ка: Уж -Хоть сам хорош! -И тот дрожит от страха!..-Зато меня ужне проймешь! -СказалаЧе-ре-па-ха!-Мы спляшемШагомЧерепашьим,Но всех,Пожалуй,Перепляшем!

Новогодний стишок деду Морозу

Дед Мороз, скорей послушай,Сколько знаем мы стихов,Наступает праздник лучший,Новогодний бал готов!Все в костюмы нарядились,В зайцев, тигров превратились,Пляшут девочки-снежинки,Как прекрасные пушинки!В центре зала стоит елка,Распушила все иголкиИ сверкает мишурой,Развлекаясь с детворой!

Самый главный из гостей (И. Черницкая)– Кто в нарядной теплой шубе,С длинной белой бородой,В Новый год приходит в гости,И румяный, и седой?

Он играет с нами, пляшет,С ним и праздник веселей!– Дед Мороз на елке нашейСамый главный из гостей!

Веселый стих — Ёлка светится огнями

Ёлка светится огнями,Хоровод кружится,В эту ночь под небесамиВолшебство случится!Новый год под шум метелиВсе дома разбудит,Чтобы счастье и весельеПринести всем людям!

Дед МорозСтарый Дедушка МорозС белой бородою,Что ребяткам ты принесНа праздник новогодний?Я принес большой мешок,В нем игрушки, книжки,Пусть встречают — хорошоНовый год детишки!

Дачный адрес

Тетя сказала: — Такая удача —
Около станции чудная дача!
Там и сосны и дубы,
Земляника и грибы,
И всего до нашей дачи
Двадцать пять минут ходьбы.
Там прекрасная природа
И земля для огорода.
Пригласила тетя Оля
Папу, маму и меня.
Предложила тетя Оля:
— Приезжайте на два дня.
Я вам адрес объясню:
Вы выходите к плетню —
Там, от станции направо,
Начинается канава.
Вы дойдете до сторожки
И пойдете по дорожке.
Там высокая ограда,
Вам туда идти не надо.
Вы идите прямо-прямо,
На поляне будет яма.
Вы дойдете до колодца,
Там дорога оборвется.
Поднимитесь на пригорок —
Наш участок номер сорок.
Про меня сказала тетя:
— Вы с собой его возьмете,
Он не будет нам мешать,
Будет воздухом дышать…
Мы дошли до поворота,
Оказалось — там болото.
Мы шагали по опушке,
Мы взбирались на пригорок.
Мы спросили у старушки:
— Где участок номер сорок?
А старушка нам сказала:
— Это где-то у вокзала.
Как нарочно, дождь закапал.
— Так! — сказал сердито папа.—
Говорил: возьмите зонтик,
Вон гроза на горизонте!
Дальше я идти не мог —
Я до ниточки промок.
Перешли мы через мостик.
Там стояли поезда…
Больше я на дачу в гости
Не поеду никогда.
Тете Оле напишу,
Что я дома подышу.

Поручается Андрею

Андрюша летом был в Крыму.
Он рассказал на сборе,
Как было весело ему
Купаться в Черном море.
Написал он в стенгазете
О камнях, о южном лете,
И о склонах Аю-Дага,
И о том, как воздух чист…
Все сказали: — Молодчага!
Ты, Андрюша, активист!
Раз ты выступил в печати,
Ты и шефом будешь кстати.
В наш подшефный детский сад
Пусть тебя и пригласят.
И пошло без передышки!
Поручений целый лист:
Обсужденье новой книжки
Подготовит активист.
Выступленье на линейке
Поручается Андрейке.
Клеить детские игрушки
Поручается Андрюшке.
Помогать больной старушке
Поручается Андрюшке.
И пойти в оранжерею
Поручается Андрею.
Вся дружина очень рада,
Что Андрюша так ретив:
— Нам работать и не надо,
Есть для этого актив!
Ночь пришла… Огни погасли…
— Где мой сын? — вздыхает мать.—
Может быть, ушел он в ясли
Помогать детей качать?

Поэтесса-токарь

С самого начала войны Агния Львовна рвалась в фронтовые командировки. Однако руководство Союза писателей отказывало ей в этом стремлении.

Сначала поэтесса с детьми уехали в Тамбов, где жила ее мама. Позднее, когда Андрей Владимирович, как ценный технический специалист, был эвакуирован в Свердловск, семья перебралась к нему.

Сидеть в бездействии Агния Барто не могла. Из Свердловска она постоянно ездила в Москву: читала стихи раненым, лежавшим в москвоских госпиталях, продолжала добиваться командировки на фронт. В итоге ей это удалось: несколько раз она ездила на передовую, выступала со стихами перед бойцами. Казалось бы: зачем детские стихи солдатам, окруженным кошмаром войны? Но они слушали Агнию Львовну, вспоминали о доме, собственных детях, любимых — и лица их разглаживались, на душе становилось светлее.

Это предложение не напугало, а вдохновило поэтессу. Она действительно отправилась на курсы, прошла обучение, некоторое время работала на заводе. Когда Агния Барто писала свою книгу «Идет ученик», она знала, о чем пишет: у нее был опыт токаря второго разряда.

Школа сопереживания, или Что главное в поэзии Барто

Большинство стихов Агнии Барто были созданы для детей дошкольного или младшего школьного возраста. Они написаны понятным и близким ребенку языком. Переживания героев этих стихов близки и понятны детям.

«Агния Барто всегда стремилась в детских стихах поднимать взрослые темы, вызывать не только радостные эмоции, но и «всю гамму чувств, рождающих человечность». Какие они – эти ребята, для которых пишут поэты, что они могут и что не могут воспринимать, чем с ними можно делиться и чему надо учить – в поисках ответов на эти вопросы Агния Львовна стала настоящим детским психологом, тонко чувствующим своих маленьких читателей», – рассказала в интервью корреспонденту «МИР 24» заведующая редакцией «Малыш» Наталия Гусарова.

«Сила лучших детских поэтов именно в том, что они в своем творчестве нашли сочетание детскости и взрослости, умеют со своим читателем говорить занимательно о серьезном и важном» – пишет Агния Барто в своих «Записках детского поэта». 27 мая 1967 г. Советский поэт Лев Иванович Ошанин, немецкая писательница Анна Зегерс, советская детская поэтесса, писательница Агния Львовна Барто, советские писатели Лев Абрамович Кассиль и Ираклий Луарсабович Андроников (слева направо) в перерыве между заседаниями Четвертого съезда писателей СССР

Фото: Евгений Кассин, Владимир Савостьянов/ТАСС

Советский поэт Лев Иванович Ошанин, немецкая писательница Анна Зегерс, советская детская поэтесса, писательница Агния Львовна Барто, советские писатели Лев Абрамович Кассиль и Ираклий Луарсабович Андроников (слева направо) в перерыве между заседаниями Четвертого съезда писателей СССР. Фото: Евгений Кассин, Владимир Савостьянов/ТАСС

27 мая 1967 г. Советский поэт Лев Иванович Ошанин, немецкая писательница Анна Зегерс, советская детская поэтесса, писательница Агния Львовна Барто, советские писатели Лев Абрамович Кассиль и Ираклий Луарсабович Андроников (слева направо) в перерыве между заседаниями Четвертого съезда писателей СССР. Фото: Евгений Кассин, Владимир Савостьянов/ТАСС

Биография

Родилась в образованной еврейской семье. Её отец, Лев Николаевич (Абрам-Лев Нахманович) Волов (1875—1924), родом из Шавлей, был ветеринарным врачом. Мать, Мария Ильинична (Эльяшевна-Гиршовна) Волова (урождённая Блох; 1881—1959, родом из Ковно), занималась домашним хозяйством. Родители поженились 16 февраля 1900 года в Ковно. Брат матери — известный врач-оториноларинголог и фтизиатр Григорий Ильич Блох (1871—1938), в 1924—1936 годах директор горловой клиники Института климатологии туберкулёза в Ялте (ныне НИИ физических методов лечения и медицинской климатологии им. И. М. Сеченова); писал детские просветительские стихи.

Училась в гимназии и одновременно в балетной школе. Затем поступила в хореографическое училище и после его окончания в 1924 году в балетную труппу, где работала около года.

Первым мужем Воловой был поэт Павел Барто. Совместно с ним она написала три стихотворения — «Девочка-рёвушка», «Девочка чумазая» и «Считалочка». В 1927 году у них родился сын Эдгар (Гарик), а через 6 лет супруги развелись.

Во время Великой Отечественной войны семья Барто была эвакуирована в Свердловск. Там Агнии пришлось освоить профессию токаря. Премию, полученную во время войны, она отдала на строительство танка.

В 1944 году семья вернулась в Москву. Сын Гарик погиб 5 мая 1945 года в возрасте 18 лет — был сбит грузовиком во время катания на велосипеде в Лаврушинском переулке.

Вторым мужем Барто был теплоэнергетик, член-корреспондент АН СССР Андрей Владимирович Щегляев; дочь — кандидат технических наук Татьяна Андреевна Щегляева.

Агния Барто умерла 1 апреля 1981 года. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

Будущая балерина?

Окончив гимназию, девушка стала студенткой хореографического училища. 1920-е годы оказались сложным временем для всех. Чтобы хоть как-то поддерживать семью наплаву, Агния начала совмещать учебу с работой продавщицей в магазине, торгующим одеждой. Тем, кто работал, полагались головы селедки. Из них варили суп…

Выпускные экзамены в танцевальном училище посетил сам народный комиссар по просвещению Луначарский. После просмотра выступлений, ставших выпускными испытаниями, состоялся концерт. На представлении молодая Агния читала стихи собственного сочинения «Похоронный марш». Хотя произведение и не было юмористическим, но Луначарский с трудом сдерживал эмоции и остался весьма доволен увиденным. Он порекомендовал Агнии писать веселые и юмористические стихи.

В 1924 году Агния закончила обучение в училище хореографии. Вообще этот год стал знаковым в жизни будущего автора. В возрасте 18 лет Агния связывает себя узами брака с поэтом Павлом Барто. Однако брак оказался не крепким, и спустя 9 лет супруги расстанутся. Плодом этого союза стало рождение в 1927 году сына, которого нарекли Эдгаром. В том же 1924 году Барто начинает работать в столичном театре, но когда его труппа отправилась в свободное плавание, отец наотрез отказался отпускать дочь из Москвы.

Это интересно: 26,Австрия XIX век, история

Зовите бабку!

Заявила бабка деду:
У меня уборка в среду!
Вот настала, как всегда,
После вторника среда,
И уже часов с шести
Бабка пол взялась скрести.
А куда деваться деду?
Он сегодня не в чести.
Не придется старику
В тишине попить чайку.
Он ворчит, что скоро полдень —
Он устал, он очень голоден,
Он поспал бы до обеда,
Он на стуле бы вздремнул,
Да старуха из-под деда
Унесла последний стул.
Ни стола вокруг, ни стула,
Только таз да тряпка.
Дом вверх дном перевернула
В среду утром бабка.
У нее хлопот по горло,
Так полы она натерла,
Что котенок в половицу,
Будто в зеркало, глядится,
Поднимает хвост трубой
И любуется собой.
А старик с утра не в духе,
Придирается к старухе:
Ей на пенсию пора.
Еле тащит полведра,
Начала уборку в среду,
А не кончит к четвергу!
Говорит старуха деду:
— Поспеваю как могу! —
Но старик зовет на смену
Пионерку — внучку Лену:
— Пусть моя любимица
За уборку примется!
Вновь настала, как всегда,
После вторника среда,
И уже часов с шести
Внучка пол взялась мести.
В полминуты подмела,
Пыль такую подняла,
Что котенок расчихался
И уполз из-под стола.
Протирала внучка стекла —
Вся до тапочек промокла.
До того она быстра —
Расплескала полведра!
Ей в душе не до уборки,
На коньках кататься с горки —
Вот куда ее влечет!
А под стол ручей течет,
На куски, на черепки
Разлетелась миска.
Внучка дернула плечом,
Говорит: — А я при чем?
Виновата киска.
Только дед вздремнул на стуле,
С полки падают кастрюли.
Грохот! Гром! Стучат тазы!
В кухне плещут волны!
Дом гремит, как от грозы,
Только нету молний!
Дед схватил в охапку шапку
И кричит: — Зовите бабку!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: