Воспитание стихами. Агния Барто
За 50 с лишним лет литературной деятельности Агния Барто написала десятки книг, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров, причем некоторые книги переиздавались по четыреста (!) раз. Они печатаются и в нашей стране, и в наше время
Общаясь с ребятами, Агния Львовна Барто говорила, что пишет для них «из хитрости» — ведь они обязательно вырастут, а стихи запомнят, и потом прочтут их своим детям. Вот стихи и проживут долго.
И действительно, стихи Агнии Львовны живут очень даже долго: их знают современные дети, их мамы и папы, бабушки и дедушки, и даже прабабушки с прадедушками.
Известно, что черты характера малыша формируются не только генами родителей, но и воспитанием, начиная с самого раннего возраста.
Основу такой черты характера, как любовь, жалость, соболезнование можешь заложить в маленьком ребенке, читая стихотворения Агнии Барто про бычка, про мишку, про зайку.
Идет бычок качается,Вздыхает на ходу,Ой, досточка кончается,Сейчас я упаду!
Уронили мишку на пол,Оторвали мишке лапу.Все равно его не брошу -Потому что он хороший.
Зайку бросила хозяйкаПод дожем остался зайкаСо скамейки слезть не могВесь о ниточки промок.
Агнии Львове посчастливилось встретиться с В.Маяковским на первом празднике детской книги.
Маяковский: «как нужна детям принципиально новая поэзия, обращенная к ребенку. При этом не следует пренебрегать юмором и сатирой».
Встреча с Маяковским подтвердила собственные мысли Агнии Львовны, и впредь в своем творчестве она пользовалась в воспитательных целях сатирой и юмором. Но в своих стихах она смеётся весело и не зло, и помогает ребёнку оглянуться на себя и исправиться.
Когда малыш станет чуть старше, чтение и комментирование стихотворения о девочке — помощнице, которое, кстати, было написано Агнией Барто для маленькой дочки Тани, поможет тебе в воспитании у ребенка чувства юмора:
У Танюши дел немало,У Танюши много дел:Утром брату помогала,Он с утра конфеты ел.Вот у Тани сколько дела:Таня ела, чай пила,Села, с мамой посидела,Встала, к бабушке пошла.Перед сном сказала маме:- Вы меня разденьте сами,Я устала, не могу,Я вам завтра помогу.
Немалыми помощниками в воспитании у ребенка восприятия критики будут и стихотворения: «Сонечка», которая без конца жалуется, или «Лешенька», который учит уроки, словно делает родным одолжение, или «Милочка-копилочка», у которой в карманах нашлись все мелкие вещи из дома.
Тронь ее нечаянно —Сразу: — Караул!Ольга Николаевна,Он меня толкнул!Ой, я укололась!—Слышен Сонин голос.Мне попало что-то в глаз,Я пожалуюсь на вас!Дома снова жалобы:— Голова болит…Я бы полежала бы —Мама не велит.Сговорились мальчики:— Мы откроем счет,Сосчитаем жалобы —Сколько будет в год?Испугалась СонечкаИ сидит тихонечко.
А стихотворение Агнии Барто «Снегирь», написанное, от лица мальчишки, драчуна и проказника возможно тебе не захочется читать сынишке или дочке
Главное то, что ты сама узнаешь из этого стихотворения: как важно понимать психологию подрастающего ребенка
На Арбате, в магазине,За окном устроен сад.Там летает голубь синий,Снегири в саду свистят.
Я одну такую птицуЗа стеклом видал в окне,Я видал такую птицу,Что теперь не спится мне.
Ярко-розовая грудка,Два блестящие крыла. Я не мог ни на минуткуОторваться от стекла.
Из-за этой самой птицыЯ ревел четыре дня.Думал, мама согласится -Будет птица у меня.
Но у мамы есть привычкаОтвечать всегда не то:Говорю я ей про птичку,А она мне про пальто.
Что в карманах по дыре,Что дерусь я во дворе,Что поэтому я долженПозабыть о снегире.
Я ходил за мамой следом,Поджидал ее в дверях,Я нарочно за обедомГоворил о снегирях.
Было сухо, но галошиЯ послушно надевал,До того я был хорошим -Сам себя не узнавал.
Я почти не спорил с дедом,Не вертелся за обедом,Я «спасибо» говорил,Всех за все благодарил.
Трудно было жить на свете,И, по правде говоря,Я терпел мученья этиТолько ради снегиря.
До чего же я старался!Я с девчонками не дрался.
Как увижу я девчонку,Погрожу ей кулакомИ скорей иду в сторонку,Будто я с ней незнаком.
Мама очень удивилась:- Что с тобой, скажи на милость?Может, ты у нас больной -Ты не дрался в выходной!
И ответил я с тоской:- Я теперь всегда такой.
Добивался я упрямо,Повозился я не зря.- Чудеса,- сказала мамаИ купила снегиря.
Я принес его домой.Наконец теперь он мой!Я кричал на всю квартиру:- У меня снегирь живой!
Я им буду любоваться,Будет петь он на заре. Может, снова можно дратьсяЗавтра утром во дворе?
Стихи А. Барто.
Natochka Гуру (2580), закрыт 6 лет назад
Дополнен 6 лет назад
ПОМОЩНИЦА У Танюши дел немало, У Танюши много дел: Утром брату помогала — Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела: Таня ела, чай пила, Села, с мамой посидела, Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме: — Вы меня разденьте сами, Я устала, не могу, Я вам завтра помогу.
Мне кажется, что в этом стихотворении пропущено второе четверостишие — Обещала вымыть ложки, Пролила столярный клей Отворила двери кошке, Помогла мяукать ей.
Я права? Я не могу в нете найти этот полный вариант
Кристина Петрова Мастер (1359) 6 лет назад
У Танюши дел немало, У Танюши много дел: Утром брату помогала, — Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела: Таня ела, чай пила, Села, с мамой посидела, Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме: — Вы меня разденьте сами, Я устала, не могу, Я вам завтра помогу.
Наталья719 Ученик (198) 6 лет назад
Идет бычок качается. А я расту. Зайка. Мы с Тамарой санитары. Или вам тексты нужны?
Анализ стихотворения «Дело было в январе» Барто
Стихи «Дело было в январе» Агнии Львовны Барто – драматичная новогодняя история про находчивых зайчат и незадачливого волка.
Стихотворение датируется примерно 1946 годом. Поэтессе в этот момент исполнилось 40 лет, она вместе с детьми еще в 1944 году вернулась в столицу из эвакуации, возобновила работу над книгами. В преддверии победы над фашизмом в ее семье случилась трагедия, несчастный случай со старшим сыном. В жанровом отношении – поэтический рассказ, остросюжетная история со счастливым концом. Рифмовка встречается и перекрестная, и смежная, и опоясывающая, 5 неоднородных строф. Итак, случилось это происшествие в разгар новогодних праздников. В одну морозную ночь, когда «злые волки» особенно голодны, по лесу с какой-то целью шла (может, просто повеселиться) зайчиха с выводком зайчат. Установившаяся тишина ввела их в заблуждение. Роковая встреча происходит возле елки. Не успел волк опомниться и сосчитать добычу, как зайчата бросились врассыпную. Предусмотрительная мать укрылась неподалеку. Разумеется, в такой веселый праздник «попасться в лапы» — просто верх невезенья. Смышленые малыши прыгают на еловые лапы и виснут, чуть, покачиваясь, как самые заправские елочные украшения. Кстати говоря, елочные игрушки в СССР выпускались и в военное время, хоть и в ограниченном количестве и в минималистском исполнении. А в 1946 году фабрики Москвы и Ленинграда возвращаются к довоенным объемам, кроме того, открывается производство в других городах страны. Итак, зайчата «висят и молчат»: эта подробность – знак решающей минуты. К счастью, волка удалось провести. Он тоже был осведомлен о широких новогодних празднествах, потому и принял елку за праздничную. Возможно, какое-то время еще и недоверчиво любовался белыми игрушечными зайчиками на ней. Даже кровожадный зверь, вероятно, вспомнил о детстве и об «украшенной елке». Впрочем, свои чувства он никак не выразил, а просто потрусил по снежку дальше. Интонация сказочная. Персонажи традиционны, фольклорны, привычны для маленького ребенка. Стихи графичны, картинки так и просятся к каждому этапу повествования. Лексические повторы, восклицание в кульминационный момент. Внутренний монолог персонажей («подумал он»). Звукопись. Сравнение: как игрушки. Уменьшительный суффикс в слове подчеркивают отчаянность ситуации: ушки. Для пущего правдоподобия поэтесса использует числительные, указывает дату и время, чуть ли не дает координаты той самой елки на горе. Инверсия (нарушение порядка слов): бродили волки.
«Дело было в январе» А. Барто – сочетание занимательного сюжета с воспитательным моментом для самых маленьких.
№ 1804 Педагогическое значение поэзии А.Л. Барто
Опубликовано 01.01.2017
Педагогическое значение поэзии А.Л. Барто
и возможности ее использования в работе с дошкольниками.
Составила: воспитатель дополнительного образования
Захарова Елена Викторовна
Основная масса стихотворных произведений Агнии Барто написаны для детей дошкольного возраста. Стиль стихов очень легкий, поэтому детям нетрудно читать и запоминать их. В своих произведениях Агния Барто как будто разговаривает с ребенком на простом бытовом языке, без излишних описаний и лирических отступлений, причем при прочтении стихов создается ощущение, что беседу ведет ровесник ребенка. Стихотворения Агнии Барто всегда на современную тематику и посвящены описанию истории, случившейся совсем недавно. Всем своим творчеством А. Барто воспитывает уважение к детям.
Поэтесса неизменно воспитывала и воспитывает своих юных читателей в духе огромной любви и высокого уважения к трудящимся любых народов.
В работе с дошкольниками творчество А.Л. Барто пронизывает все возрастные периоды: от раннего возраста (Цикл «Игрушки») до подготовительной к школе группы («В школу», «Первоклассница»).
Воспитатели любят использовать стихотворения А.Л. Барто в своей педагогической деятельности.
В группе раннего возраста, формируя элементы игровой деятельности, знакомство с игрушкой с помощью лаконичных строк А. Барто:
Показывая картинку «Грузовик» и прочитав строки, дети с удовольствием берут веревочку и по очереди катают мягкие игрушки – зверушки.
Формируя доброжелательное и заботливое отношение к игрушкам, в первую очередь показывает проявление этих чувств на примере стихотворения: «Уронили Мишку на пол».
Одно из занятий, посвященных знакомству с ориентировкой в пространстве и назначением помещений. Взрослый с любимой куклой в игровой форме было проведено занятие по строкам стихотворения «Машенька». Каждое четверостишие позволяло проиграть все действия игрового сюжета:
1. Знакомство с именем игрушки – куклы:
Кто, кто
В этой комнате живёт?
Кто, кто
Вместе с солнышком встаёт?
Это Машенька проснулась,
С боку на бок повернулась
И, откинув одеяло,
Вдруг сама на ножки встала.
2
Обращая внимание на групповую комнату, кукла обходила вместе с детьми каждый ее уголок. Дети не только знакомились с пространственным расположением вещей, но и побуждались игровые действия с куклой, которой надо показать, рассказать о каждом предмете:
Здесь не комната большая —
Здесь огромная страна,
Два дивана-великана.
Вот зелёная поляна —
Это коврик у окна.
Потянулась Машенька
К зеркалу рукой,
Удивилась Машенька:
«Кто же там такой?»
Она дошла до стула,
Немножко отдохнула,
Постояла у стола
И опять вперёд пошла.
3. На данном этапе проходит обучение игровым действиям «Кашка варись»:
Сорока-ворона
Кашку варила,
Кашку варила,
Маше говорила:
— Сначала кашку скушай,
Потом сказку слушай!
4. Следующее игровое действие – укладывание куклы спать:
Мы спать ложимся рано,
Сейчас закроем шторы,
Диваны-великаны
Теперь стоят, как горы…
Баю-баюшки-баю,
Баю Машеньку мою.
Фото-коллаж: На прогулке, обучая детей ходить по бревну, читается «Бычок», который так переживал, что не дойдет до конца доски, но закончилось все благополучно. Таким образом, можно сформировать у детей храбрость, уверенность в свои возможности.
Изобразительная деятельность, отраженная в строках А.Л. Барто, помогают объяснить методику нанесения краски и выбора цвета:
Нарисуем огород,
Там смородина растёт —
Два куста смородины,
Ягоды, как бусины.
Чёрные — Володины,
Красные — Марусины.
Оценка художественной деятельности детей проводит «Машенька» и отбирает на выставку.
Литература.
1. Арзамасцева И.Н. Детская литература / И.Н. Арзамасцева – М.: Академия, 2011
2. Барто А. Л. Найти человека. — Москва: Герои Отечества, 2005. — 298 с.
3. Сивоконь С. Сердечная гражданственность // Сивоконь С. Уроки детской классики. — М.: Дет. лит., 1990. — С. 240-257.
4. Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература. М.: Академия, 2009. 472 с.
5. Тюкова А. Стихи Агнии Барто. // «Биография» — № 02 – 2006.