10 стихотворений о великой отечественной войне и неизвестных солдатах

Стихи маршака: читать стихотворения самуила маршака онлайн - поэзия, стишки, список произведений бесплатно на рустих

Анализ стихотворения «Варварство» Джалиля

Произведение татарского поэта Мусы Джалиля «Варварство» — поэтический документ преступлений немцев во Второй Мировой войне.

Стихотворение написано в октябре 1943 года. Его автору в этот момент было 37 лет, а жить оставалось меньше года. На войне он был корреспондентом. После тяжелого ранения попал в плен. Чтобы отвести от себя подозрение и помочь подпольной группе, вступил в немецкий легион, организованный в целях поощрения национализма в коренных народах оккупированных территорий. Поэт участвовал в подготовке восстаний. После разоблачения был схвачен гестапо и казнен. В СССР некоторое время считался пособником фашистов, затем стали доступны обличительные стихи поэта, послужившие основанием для пересмотра отношения к нему. По жанру – военная лирика, трагедия, по размеру – ямб со сложной рифмовкой, деления на строфы нет. Обвинение – в самом названии стихотворения. Композиция сюжетная. Интонация горькая, взволнованная, гневная. Пафос произведения поднимается до вершин народного плача, песни. «Они» — другого нет названья, разве что «кучка дикарей», «варвары» или «враги». Несколько восклицаний и многоточие в финале. Идет уничтожение селенья. Нацисты расстреливают женщин и детей. Не желая марать руки, заставляют рыть яму самих приговоренных. «У края бездны»: метафора близкой насильственной смерти. Стремительный диалог матери и сына. Мальчик болен, еще недавно мать с любовью ухаживала за ним. Теперь же они вместе выведены в сгустившуюся мглу. Ребенок описан с помощью уменьшительных суффиксов, живых просторечий: головку, мальчуган, малютка. Она уговаривает его не бояться, не метаться тщетно перед хохочущим врагом. «Заалела кровь»: убиты «две жизни и одна любовь!» Вся природа ужаснулась содеянному. Эпитеты: бессильных, худеньких (уменьшительный суффикс усиливает беспомощность невинных жертв). Сравнения: как дети, как лист, как нож. Олицетворения: плакали реки, солнце поцеловало, ветер свистнул, лес обезумел. Инверсия: шумел лес, бушевала листва. Фольклорный мотив: мать-земля. Вековой дуб рухнул, как грозный знак. Междометие: о! Обращение: земля моя, скажи, страна моя. В заключительной части поэт взывает к земле, которой за «миллионы лет» не доводилось видеть такого «позора и варварства». Метафорично обращение к стране, всему народу, поднявшемуся на смертный бой с неправдой. Поэт призывает проклятья на голову убийц, карателей, захватчиков. Две завершающие строки о том, чего нельзя позабыть: кровь детей, кровь матерей.

Книга «Моабитская тетрадь» М. Джалиля – свидетельство и завещание поэта всему человечеству.

Песнь о вещем Олеге читать Пушкина

Стихотворение Пушкина «Песнь о вещем Олеге» о том, как старый волхв предсказывает Вещему Олегу, что он примет смерть от своего коня. Олег пытается избежать этого, но пророчество всё равно сбывается.

«Песнь о вещем Олеге», Пушкин А.С.

Как ныне сбирается вещий ОлегОтмстить неразумным хозарам;Их сёла и нивы за буйный набегОбрёк он мечам и пожарам;С дружиной своей, в цареградской броне,Князь по полю едет на верном коне.

Из тёмного леса, навстречу ему,Идёт вдохновенный кудесник,Покорный Перуну старик одному,Заветов грядущего вестник,В мольбах и гаданьях проведший весь век.И к мудрому старцу подъехал Олег.

“Скажи мне, кудесник, любимец богов,Что сбудется в жизни со мною?И скоро ль, на радость соседей-врагов,Могильной засыплюсь землёю?Открой мне всю правду, не бойся меня:В награду любого возьмёшь ты коня”.

“Волхвы не боятся могучих владык,А княжеский дар им не нужен;Правдив и свободен их вещий языкИ с волей небесною дружен.Грядущие годы таятся во мгле;Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово моё:Воителю слава — отрада;Победой прославлено имя твоё;Твой щит на вратах Цареграда;И волны и суша покорны тебе;Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый валВ часы роковой непогоды,И пращ, и стрела, и лукавый кинжалЩадят победителя годы…Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;Он, чуя господскую волю,То смирный стоит под стрелами врагов,То мчится по бранному полю.И холод и сеча ему ничего…Но примешь ты смерть от коня своего”.

Олег усмехнулся — однако челоИ взор омрачилися думой.В молчанье, рукой опершись на седло,С коня он слезает угрюмый;И верного друга прощальной рукойИ гладит и треплет по шее крутой.

“Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,Расстаться настало нам время;Теперь отдыхай! уж не ступит ногаВ твоё позлащённое стремя.Прощай, утешайся — да помни меня.Вы, отроки-други, возьмите коня,

Покройте попоной, мохнатым ковром,В мой луг под уздцы отведите;Купайте; кормите отборным зерном;Водой ключевою поите”.И отроки тотчас с конём отошли,А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий ОлегПри звоне весёлом стакана.И кудри их белы, как утренний снегНад славной главою кургана…Они поминают минувшие дниИ битвы, где вместе рубились они.

“А где мой товарищ? — промолвил Олег.-Скажите, где конь мой ретивый?Здоров ли? Всё так же ль легок его бег?Всё тот же ль он бурный, игривый?”И внемлет ответу: на холме крутомДавно уж почил непробудным он сном.

Могучий Олег головою поникИ думает: “Что же гаданье?Кудесник, ты лживый, безумный старик!Презреть бы твоё предсказанье!Мой конь и доныне носил бы меня”.И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,С ним Игорь и старые гости,И видят — на холме, у брега Днепра,Лежат благородные кости;Их моют дожди, засыпает их пыль,И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступилИ молвил: “Спи, друг одинокий!Твой старый хозяин тебя пережил:На тризне, уже недалёкой,Не ты под секирой ковыль обагришьИ жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!Мне смертию кость угрожала!”Из мёртвой главы гробовая змеяШипя между тем выползала;Как чёрная лента, вкруг ног обвилась,И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, запенясь, шипятНа тризне плачевной Олега;Князь Игорь и Ольга на холме сидят;Дружина пирует у брега;Бойцы поминают минувшие дниИ битвы, где вместе рубились они.

Тема памяти в лирике Твардовского

Тема памяти о погибших в Великой Отечественной войне защитниках родины занимает в лирике Твардовского одно из центральных мест. Она возникает еще задолго до окончания войны. Так, например, в 1943 году поэт вспоминает о бойце-парнишке, убитом в Финляндии в 1940 году. Потрясенный видом по-детски маленького мертвого тела на льду, Твардовский настолько близко воспринимает пережитую трагедию, что ему кажется, что он сам вполне мог бы стать тем убитым парнишкой:

Среди большой войны жестокой,

С чего, — ума не приложу, —

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу, —

восклицает он.

Больше всего поэту не хотелось бы, чтобы подвиг юного героя был предан забвению. Он называет Финскую войну незнаменитой, а убитого мальчишку — забытым.»

В стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…» поэт пишет о том, как мучительно оставшиеся в живых вспоминают о погибших. И хотя война не выбирает жертву и не вернуться с нее может каждый боец, те, кому судьбой было уготовлено вернуться, всегда будут чувствовать непонятную вину перед теми, кто остался лежать на поле боя.

К вам, павшие в той битве мировой

За наше счастье на земле суровой,

К вам наравне с живыми голос свой

Я обращаю в каждом новом слове, —

пишет поэт в стихотворении «В тот день, когда закончилась война». Поэт не бог: ему не дано воскресить ушедших героев, но он наделен иной силой. Он способен увековечить память о павших. Твардовский называет битву мировой, подчеркивая тем самым ее кровопролитный характер. Убитым не дано было увидеть радость победного дня. Однако те, кто встретили его, в это время почувствовали особую сопричастность с судьбами ушедших.

Тема памяти в лирике Твардовского достигает своего апогея в стихотворении «Я убит подо Ржевом», написанном от имени погибшего героя. Тело его не было похоронено по обычаям предков. Оно осталось лежать в том самом болоте, где встретил герой свою гибель в бою. Солдат ушел из жизни, даже не успев осознать этого.

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки,

Точно в пропасть с обрыва —

И ни дна ни покрышки, —

повествует он.

Разум погибшего героя словно растворяется в мире, в земле, в реке в облаке пыли. Ему даже не дано было узнать, взят ли город, за который шла кровопролитная битва. Однако последние его мысли устремлены к тем людям, во имя которых была принесена его жизнь в жертву:

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить.

Твардовский подчеркивает, что каждый человек должен помнить о том, какой ценой был достигнут мир и покой на родной земле, свято беречь его и гордиться своей историей. Эпоха Великой Отечественной войны прочно уходит в прошлое. Все меньше и меньше живых ее свидетелей остается с нами. Однако благодаря поэзии А. Твардовского об этой войне будут помнить и через сотни лет, помнить с благодарностью и о тех, кто не вернулся с фронта домой, оставшись лежать на том самом месте, где погиб, о похороненных в братских могилах со скупыми звездочками вместо крестов. Поэзия, как и память людская, способна вечно жить во времени, прославляя бессмертный подвиг героев.

Поэмы А. Т. Твардовского

Коллективизация и раскулачивание («Страна Муравия»), Великая Отечественная война и героизм народа («Василий Теркин»), «оттепель» при Хрущеве («За далью – даль»), развенчивание культа личности и тоталитаризма («По праву памяти») — главные этапы исторического развития страны в 20-60-х годах XX века стали частью судьбы самого Твардовского и нашли отражение в его поэмах. Автор воссоздает на страницах произведений прошлое, чтобы еще раз напомнить современникам: каждый из нас ответственен за то, что происходит с народом и страной. Наиболее ярко эта мысль воплотилась в его последней поэме.

Полный текст стихотворения Н. Некрасова «Школьник»

— Ну, пошел же, ради бога!

Небо, ельник и песок —

Невеселая дорога…

Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.

Так учиться ты идёшь…

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха

Отдала четвертачок,

Что проезжая купчиха

Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый

Из отпущенных?.. Ну, что ж!

Случай тоже уж не новый —

Не робей, не пропадёшь!

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете —

Кто-нибудь свезет в Москву,

Будешь в университете —

Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь…

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,

Сильных любящей душой,

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!

Фронтовая хроника

Каждому известно, что поэт участвовал в финской кампании конца 30-х годов. А после начала Великой Отечественной отправился на фронт в качестве корреспондента, но всегда был на передовой. Поэт в полной мере познал все трудности полевой солдатской жизни и рассказывал о ней своим читателям.

Военная лирика Твардовского разнопланова. Это и публицистические стихотворения, являющие собой призывы к борьбе с ненавистным врагом («Бойцу Южного фронта», «Партизанам Смоленщины»). И небольшие сюжетные стихотворения, напоминающие «новеллы» о героических подвигах («Рассказ танкиста») или солдатском быте («Армейский сапожник»). Наконец, стихи-размышления, проникнутые болью за судьбу народа и всей страны («Две строчки»). Но главное, что их объединяет, — осознание автором личной ответственности за сохранение памяти о тех, кто отдал свои жизни ради освобождения Родины. Эта мысль никогда не покидала Александра Трифоновича как человека, и стала главным девизом поэта-Твардовского.

Краткий анализ стиха «На поле Куликовом» Блок А. А.

Вариант 1

Сюжет цикла «На поле Куликовом» имеет историческую основу — вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию и великая Куликовская битва на одноименном поле. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли — и цепь пережи­ваний лирического героя, способного осмыслить весь многове­ковой исторический путь Руси. Цикл создан в 1908 году.

Это время реакции после поражения революции 1905 года. Цен­тральной темой в цикле становится тема родины, мысли о ее сложной исторической судьбе. Первое стихотворение цикла от­крывается элегической пейзажной зарисовкой, которая сразу же настраивает на размышления и воспоминания. Начиная со вто­рой строфы сюжет становится более динамичным, оживляется обращениями и восклицаниями, рублеными синтаксическими конструкциями. Данному сюжету гармонично соответствует размер стиха — разностопный ямб. Родина сравнивается у

А.А. Блока с женой. В этом проявляется влияние В. Соловьева, благодаря которому в творчество А.А. Блока проникает образ вечной женственности, узнаваемый и мистический одновре­менно. Не случайно к пятому стихотворению цикла автор вы­брал эпиграф из стихотворения В. Соловьева. В финале же пер­вого стихотворения возникает романтический образ степной кобылицы, которая мчится на фоне кровавого заката. Он также связан с темой России, устремленной в будущее. Слова «степь», «степной» подчеркивают просторы родной земли.

Особую роль в развитии патриотической темы приобрета­ет древнерусская тононимика: Непрядва, Дон, иоле Куликово. К традициям древнерусской литературы (к «Слову о полку Игореве», «Задонщине») восходит в произведении создание образов природного мира (пригнулись к земле ковыли, грустят стога, лебеди кричат, татарским станом слышен орлий кле­кот). В цикле большую роль играет контраст (покоя и движе­ния, темного и светлого начал, добра и зла). Однако татаро-монгольское иго будет свергнуто, ибо на стороне Руси — свя­тость («святое знамя», «лик нерукотворный»),

В последнем стихотворении цикла автор рассуждает о гря­дущем дне. Появляется мотив цикличности в развитии исто­рических событий («Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла»). А поэтичная блоковская фраза «Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней» обращено уже не к далекой истории, а к современности.

Таким образом, блоков­ский цикл «На поде Куликовом» можно воспринимать не только как произведение о славных и мятежных страницах русской истории, но и как своеобразный опыт исторического предвидения. Становится понятным, что Куликовская битва интересует писателя прежде всего, как знаковое, поворотное событие русской истории.

Вариант 2

Поэт Александр Блок, практически во всем своем творчестве показывает беспокойство о судьбе своей родины. Александр знал, что после революции Россия изменится в худшую сторону, но Блок остается на родине. В 1908 году Александр пишет стих «На поле Куликовом». Это произведение состоит из 5‑ти стихов, в которых можно встретить красоту Руси, историю прошлых лет, а также ужас грядущих перемен. Сюжет стихотворения состоит из событий, которые происходили в реальности.

Поет в данном стихотворении, не изменяет своим убеждениям и старается, словно намекнуть с помощью произошедших событий на Куликовом поле, что людям Руси снова нужно защищаться. Только враг теперь не татары, а революция, которая развалит страну.

Позиция Блока по поводу перемен, родилась в нем не просто так. Совсем недавно поет, верил и поддерживал свержение руководителей страны. Но в 1905 году произошла революция, и автор своими глазами увидел, какой это ужас. Сколько смертей и разрушенных жизней она несет, поэтому вскоре поменял своё мнение по поводу перемены власти таким образом.

Красиво вписываются строки Александра о родине. Ему удается сравнивать Русь с кобылой степи, которая бежит без оглядки и только к закату. Остановить её никак нельзя, никто не сможет это сделать

Впереди только цель и не важно, что прольется много крови и будет множество человеческих страданий

Очень интересно то, что поет, предвидел практически все события, которые разворачивались в течение этих страшных лет. Совсем скоро, а именно через 9 лет, все что Блок написал в стихотворении, произошло. Автор все равно остается на Руси с надеждой, что страна возродится и снова будет великой, и сильной, но этого не произошло. Политика социализма гораздо страшней отражается на судьбе страны, чем война с татарами и монголами.

Образы и символы

Весь цикл пронизан символами, указывающими на беспокойные настроения, царящие в России 1908 года. Степной путь, по которому скачут воины к месту сражения – символ метафорического исторического пути, по которому идет родина. Как воины движутся к битве, так страна идет к новой революции и гражданской войне.

Образ жены трактуется уже не так просто. Еще в первой части цикла Блок вместо классического сравнения «Россия-матушка», сравнивает Россию с женой. Но это не жена в обыденном нашем понимании, а отсылка к раннему творчеству поэта и к идеям Соловьева о священной женственности. Это подтверждает и наличие цитаты самого Соловьева перед заключительной частью цикла. Образ некоей жены, которая должна будет оплакивать лирического героя после сражения, проходит через весь цикл. Так, заключительную фразу второго стихотворения можно понять и буквально, то есть «помяни меня после, жена», и как «помни обо мне, Россия». Третье стихотворение полностью посвящено образу некоей прекрасной женщины. Это может быть и соловьевская святая, и образ России.

Через весь цикл также проходят символы тумана и мглы. Они указывают на неизвестность и беспокойство, которые издавна окутывали отчизну.

Степная кобылица – это водоворот событий, который затягивает народы в побоища. Это неумолимая судьба, что несется, не разбирая дороги. Сама стихия войны выражается в этом образе.

Лирический герой – воин, который скачет защищать Родину от татаро-монголов. Является ли герой отражением самого Блока, или он просто абстрактный персонаж, необходимый для передачи основных мотивов стихотворения, точно неизвестно. Этот вопрос поэт оставляет воображению читателя.

Таким образом, главные герои неразрывно связаны. Жена и муж – это семья, узы которой священны и вечны. Так и русский человек навек связан со своей землей.

Идея

Блок обращается к прошлому, к Куликовской битве, не для того, чтобы воспитывать людей в духе военного патриотизма, а чтобы провести аналогию с настоящим. Выразить предчувствие больших перемен, показать нежелание нового кровавого побоища, которое может предшествовать переменам. Такая аллюзия на настоящее была высоко оценена современниками Блока.

Автор, без сомнения, не хочет борьбы, но осознает, что порой без нее не обойтись. Так было на поле Куликовом, такое же смутное время надвигалось на страну во времена автора. Порой война – это стихия, которую нельзя остановить волей отдельных лиц. Она просто неизбежна, но в пылу схватки необходимо защищать ту, кто не может за себя постоять – красивую, родную и любимую Россию.

Стихи о Великой Отечественной Войне. Ответы на вопросы, 8 класс. Коровина, 2 часть.

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 8 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

1. Стихотворения и песни о войне — это тревоги, горечь, сожаление, страдание. Подумайте, какую тему поднимает каждая из песен.Легендарная песня «Катюша» о любви, верности и вере в счастливое будущее. Она внушает оптимизм, ведь когда солдата любят и ждут, ему легче нести службу.

Трагическое стихотворение «Враги сожгли родную хату» заставляет прослезиться. В нём отразилась несчастье многих. Судьба распорядилась так, что солдат, прошедший через всю войну, остаётся в живых, а вся семья его погибла. В стихотворении поднимается тема жестокости фашистов, которые не щадили ни женщин, ни детей.

В «Песенке о пехоте» Б. Окуджава поднимает тему смерти и жестокости войны. Пехота — это основная, самая многочисленная часть армии, поэтому автор говорит о трагичности судеб простых солдат, о страхе смерти и мужестве. о том, как не хочется расставаться с жизнью.

В песне «Здесь птицы не поют…» главная тема — единство народа перед лицом врага. Каждый готов пожертвовать личными интересами и даже собственной жизнью ради общей цели — победы над фашизмом.

Песня Ошанина «Дороги» посвящена теме памяти о тяжёлых дорогах войны. Странствия солдата несут ему потери, тревоги, ожидание. Пройденные километры не забудутся бойцами никогда/

В песне «Соловьи» звучит тема торжества природы над войной. Песня соловья напоминает солдатам о мирной жизни, не даёт уснуть. В стихотворении высказана тоска бойцов по родному дому.

2. Что рассказывают поэты о войне, о подвигах солдат, о потерях, об ожиданиях встреч, о тяжести разлук и утрат? Что сближает фронтовые песни с песнями народными?Фронтовые песни очень быстро подхватывались народом, их хорошо знали и пели, собираясь вместе, как и народные, ведь они были близки и понятны каждому, придавали сил воевать, ждать и надеяться.

В этих песнях, как и фольклорных, много чувств, переживаний. Также поэты использовали фольклорные обороты и образы: любимый — «сизый орёл» («Катюша»), солдат на перекрёстке («Враги сожгли родную хату»), мотив дороги («Дороги»).

3. Каким чувством пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне? Прочитайте или напойте их. Какие из них вы раньше слышали дома, по радио, в концертах? Какая из них вошла в фильм? Как он называется?Стихи и песни о войне наполнены скорбью по погибшим и тревогой за будущее близких и всей страны. Также в них звучит ненависть в адрес врага. Но есть и оптимистичные чувства: вера в победу, воодушевление от осознания единства народа и его правоты.Песня «Здесь птицы не поют» прозвучала в фильме «Белорусский вокзал».

4. Напишите отзыв на одну из понравившихся вам песен.Больше всего мне понравилась песня «Здесь птицы не поют…». написанная Б. Окуджавой в 1970 году. Несмотря на то, что она была создана спустя 25 лет после окончания войны, песня любима народом и воспринимается как фронтовая.

В ней привлекает мощное, уверенное звучание, вера в народ, его победу.

Когда звучат слова этой песни, всегда испытываешь благодарность в адрес тех людей, которые не постояли за ценой и вернули мирную жизнь на планету.

Рекомендуем также ознакомиться:

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 8 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

«Я убит подо Ржевом»: лирический герой и основная мысль

Стихотворение, написанное спустя несколько месяцев после окончания войны, сначала имело название «Завещание воина». Это не случайно, так как повествование в нем ведется от лица солдата, погибшего в боях за Ржев. Лирический герой — это обобщенный образ воина-освободителя, который, обращаясь ко всем оставшимся в живых, о Таким образом, даже после смерти русского солдата беспокоит судьба товарищей и страны. И ни в одной строчке нет укора за то, что он погиб, а другие остались живы. Ведь эта жертва не напрасна.

Такова военная лирика Твардовского. Перед лицом огромной беды конкретное размывается и становится общим. А такие противоположные ценности, как гибель и вечное бессмертие, утрата и незабвенный подвиг, переплетаются настолько, что оказываются неотделимы друг от друга.

Краткий анализ стиха «Школьник»

Вариант 1

Н. А. Некрасов – человек образованный и очень критикующий сове творчество. Но несмотря на его собственный замечание по отношению к своему искусству, он – отличный поэт, который имеет достаточный обоснования называется поэтом и писателем.

Некрасов написал очень хорошее стихотворение под названием «Школьник», которое было сотворено им в 1856 году. Как ни странно, но название произведения «Школьник» совсем не означает, что там будет идти речь только и школьнике или о школе.

Суть произведения такова – все, кто выбился в люди, смог себя найти в этом огромном мире, смог стать несмотря ни на что – образованным – тот истинно смелый и целеустремленный человек, который достоит уважения и похвалы. Это произведение является как бы своеобразным напутствием для тех людей, которые сделали все, чтобы стать полноценным человеком.

Мальчик – простой крестьянин, который хочет учиться, но имеет мало возможностей, очень боится и весьма сильно робеет. Но поэт призывает его не забывать о том, что всегда есть возможность повернуть судьбу в противоположную сторону, и для этого нет никаких преград. Нужно просто иметь свою конкретную цель, ни от кого не зависящую. Именно тогда все и получиться.

Вариант 2

Знаменитое произведение русского поэта Некрасова Николая Алексеевича “Школьник” стало очень популярным из-за того, главным героем стал крестьянский мальчик, которых было очень много в старой России. Неожиданным стало то, что это крестьянский мальчик, который по сути ещё совсем ребенок не боится и направляется пешком в город, и он хочет проделать этот путь не для развлечения, а для учебы. Основной целью автора, было показать желание мальчика получить новые знания.

Порядочный и добрый рассказчик, который собственно и ведет рассказ произведения зовет мальчика к себе в попутчики, и обещает ему успешное будущее, которого он сможет добиться.

Но, несмотря на все это мальчик искренне хочет получать знания и добиться неких успехов, которые должны помочь ему начать жить лучше. Вот именно тягу к знаниям, которая присутствует в этом маленьком человеке и показывает автор, как самое главное его достоинство.

Автор так же делает акцент на то, что Россия, это страна, в которой всё-таки есть добрые и порядочные люди, которые обязательно не останутся равнодушными и помогут мальчику стать достойным человеком. И мальчик сможет стать тем, кем искренне мечтает несмотря на все тягости, которые ему уже пришлось вынести и еще предстоит на пути к осуществлению своей мечты.

Интересно, но многие специалисты и критики в области литературы отмечают, что по содержанию стихотворение очень похоже на драму, которую написал данный автор, а именно “Юность Ломоносова”, многие люди знают, насколько это известное и уважаемое произведение.

Вариант 3

Лирический герой стихотворения Н.А. Некрасова «Школьник» едет по дороге и замечает мальчика, который несет «в котомке книжку», идет пешком на учебу в соседнее село. Родители отдали последние деньги на его обучение, это показывает то, что значимость образования для обычных крестьянских семей высока.

Герой предлагает ему: Эй! садись ко мне, дружок! Школьник выглядит бедно и неопрятно: Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь… Но лирический герой испытывает за него чувство гордости, которая переходит в гордость за весь русский народ. Автор считает, что судьба человека в его руках, поэтому мальчик должен усердно учиться.

Он уверен, что крестьянский ребенок, если постарается, способен на большее, чем избалованные дворянские дети, которых герой считает: «тупыми, холодными и напыщенными собой». Риторические восклицания усиливают веру героя в силу русского народа: Не робей, не пропадешь! «Архангельский мужик», о котором упоминает школьнику герой, это М.В. Ломоносов. Он пример того, что старания всегда дают результат.

Обычный мужик всегда может стать деятелем науки, образованным и умным человеком. Поэтому Н.А. Некрасов так гордится Россией. Автор своим стихотворением хочет показать, что нравственной разницы между сословиями нет. Это произведение пропитано любовью Н.А. Некрасова к трудолюбивым крестьянам, верой в их скорое светлое будущее, которое повлияет на всю страну, сотрет грани между сословиями.

Темы и настроение

Все стихотворение подводит читателя к чувству тревожности, к ожиданию чего-то плохого, кровавого побоища. Блок разочаровался в событиях 1905 года, он увидел человеческую жестокость и осознал, что такой путь его не устраивает. В 1908 году, году написания стихотворения, людьми осознавался факт приближения мировой войны и возможной новой революции. Тревога и страх в связи с неизвестностью будущего и предчувствием приближающейся беды пронизывают все стихотворение.

  1. Основная тема произведения – патриотизм. Герой готов биться за родину, отстоять ее ценой собственной крови. Он любит ее также ревниво и нежно, как супругу, и намерен оберегать ее также упорно, как семейный очаг.
  2. Также автор говорит о красотах и богатстве страны, сравнивая ее с женщиной неземной красоты. Она здорова, могущественна и плодородна, в ее теле живет сильный и мятежный дух. Ее богатая природа, ее бесценные дары, ее пленительные прелести посвящены супругу – защитнику, который отвечает земле горячей любовью и преданностью.
  3. Тема войны тоже занимает не последнее место. Автор показывает святой бой, которым может считаться лишь оборона. Враги пришли на Русь, и весь ее народ поднялся в священном порыве – освободить отчизну. Это кровопролитие – жертва на алтаре любви.
  4. Кроме того, поэт поднимает завесу прошлого, говоря об исторической памяти. Мы обязаны помнить мужество и смелость наших предков: они защитили свое будущее, которое стало нашим настоящим.
  5. Еще одна значимая тема – предчувствие перемен. Как мы помним, основная версия причины Куликовской битвы – это восстание русских против монголо-татарского ига. Страшная бойня того времени предшествовала позитивным переменам и положила начало освободительной борьбе русского народа против захватчиков. Значит, и то, что предчувствует поэт, может принести людям долгожданное решение назревших проблем.

История создания

Цикл стихотворений «На поле Куликовом» был написан в 1908 году. Революция 1905 года осталась позади, но народ не успокоился, предчувствие грядущих волнений витает в воздухе. В период с 1905 по 1917 год Блок переосмысляет исторические события и проводит аналогии между ними и настоящим. Используя образ битвы на Куликовом поле, поэт показывает образ современной ему России, те волнения, которые он предчувствует, и те, что уже прошли. Он переживает за будущее страны и предчувствует вторую волну революции.

Поэт был очень образованным человеком, знал в совершенстве историю своей страны, поэтому часто писал поэмы и стихотворения по историческим мотивам. Его патриотизм глубок и эмоционален, ведь автор любит не иллюзии, а то, что хорошо знает. Поэтому его произведения о войне и революции, о древних народах и их связи с потомками всегда вызывают сильные чувства.

Очерк жизни и творчества А.Т. Твардовского. Тема войны и памяти в лирике. Поэма «По праву памяти»

Очерк жизни и творчества А.Т. Твардовского. Тема войны и памяти в лирике. Поэма «По праву памяти»

Александр Трифонович Твардовский (1910 – 1971) – известный советский писатель, поэт, лауреат Ленинской и Сталинских премий, Государственной премии СССР, а также обладатель многих орденов и наград.

Родился Александр 8 (21) июня 1910 года в Смоленской губернии Российской империи. Уже в 14 лет им было написано несколько поэм и стихотворений на злободневные темы. Когда в стране проходила коллективизация и раскулачивание, поэт поддержал процесс (утопические идеи высказал в поэмах «Страна Муравия» (1934-36), «Путь к социализму»(1931)). В 1939 году, когда началась война с Финляндией, А.Т. Твардовский, как член коммунистической партии, участвовал в соединении СССР и Белоруссии. Затем же обосновался в Воронеже, продолжал сочинять, работал в газете «Красная Армия».

Тема памяти звучит в творчестве Твардовского в двух аспектах

Во-первых, поэт выделяет важность памяти о погибших на войне, а во-вторых, говорит о значении цепочек родовой, семейной памяти, которые безжалостно разрушались в годы сталинских репрессий, когда многие публично отказывались от родства с теми, кто был объявлен врагом народа. Памяти сражавшихся и погибших на войне посвящены строки поэмы “Василий Теркин”

В главе “Переправа” автор вспоминает тяжелую и неудачную переправу наших войск через реку:

Кому память, кому слава,

Кому темная вода, – Ни приметы, ни следа. Слово “память” в этой главе употреблено с тем оттенком значения, которое оно приобретает, если употребить с ним определение “вечная”. Много погибло народу на той переправе (“Люди теплые, живые // Шли на дно, на дно, на дно…”). “Вечная память погибшим!” – будто восклицает автор.

Знаменитая поэма Твардовского “По праву памяти” – это своеобразное “окно” в прошлое. В поэме автор обратился к воспоминаниям о прошлой жизни, о мечтах и надеждах юношеских лет, а главное – Твардовский, оглядываясь на прожитые годы, переосмыслил историческое значение попыток Сталина построить светлое будущее, искореняя “врагов коммунизма”. Автор показал, что значит вдруг стать врагом народа для человека, преданного своей стране.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: