Токсичность в советской детской поэзии, или почему я не читаю своему ребенку стихотворения маршака и барто

Агния барто ? пришла ли весна

Детские стихотворения Агнии Барто

А

Андрей не верит людямАпрель

Б

БарабанБашмаки со скрипомБашмакиБедняга кротБлинчикиБобрыБолтуньяБотаника больнаБуква РБыло у бабушки сорок внучатБычок

В

В Детском миреВ дождьВ кошачьей неотложкеВ пустой квартиреВ совхозе утром раннимВ театреВ честь АндреяВ школуВажный пленникВам не нужна сорока?ВерёвочкаВесенняя прогулкаВесна идётВесь каток в огонькахВоробейВороныВот так защитникВсе из-за этой ЛюбыВсё на всехВстречаВся резеда примятаВыборыВязанье

Г

Горе-следопытыГрибной поездГрозаГрузовикГуси — лебеди

Д

Дачный адресДва снежкаДве бабушкиДве сестры глядят на братцаДвояшкиДевочка чумазаяДевочка-рёвушкаДедушкина внучкаДелегатка НастенькаДело было в январе…ДикаркаДождь в лесуДокладчикДом переехалДом проснулся на зареДруг напомнил мне вчераДружба

Е

Его семьяЁлкаЕсли б я была дельфиномЕсли вы ему нужныЕсть такие мальчики

Ж

Жадный ЕгорЖаркоЖил на свете самосвалЖонглер

З

За цветами в зимний лесЗавитушкиЗаиграла музыкаЗайка в витринеЗайкаЗарядкаЗвенели птичьи голосаЗвонкиЗвонок испорченЗимний сонЗлыдняЗовите бабку!Золотая осень

И

Игра в крокетИгра в словаИгра в стадоИграИмя и фамилияИстория на просеке

К

К нам, на пестрые страницы..Как Вовка стал старшим братомКак на мамины имениныКаникулыКапризные ершиКатяКачелиКвартетКогда ударил громКозленокКолыбельнаяКомарыКому чего?Кому что…КопейкинКорабликКоролеваКотельнаяКотенокКружок фотолюбителейКто как кричитКуклаКупание

Л

Леночка с букетомЛето на весахЛетят, летят!Лешенька, Лешенька…ЛивеньЛимонЛошадкаЛюбитель-рыболовЛюбочкаЛягушатаЛялечка

М

МалярМама или я?Мама уходит на работуМама-болельщицаМашенька растётМашенькаМедвежонок невежаМишкаМодницаМои трудностиМой папа рассердилсяМой пёсМорковный сокМы в зоопаркеМы не заметили жукаМы очищали старый садМы с отцомМы с ТамаройМячик

Н

На букву «Л»На даче выключили светНа зимнем сбореНа косогоре где-то…На косогореНа школьном утренникеНайдено имяНаступили холодаНаш сосед Иван ПетровичНе однаНесли мы облако с собойНет синиц: не прилетели!НеудачаНо поймите и меняНужная песня

О

О премии, о Димке и о весеннем снимкеОб одном старичке и пионерском значкеОбидаОднажды я разбил стеклоОживший корольОленьОсеньюОткрытое окноОткуда вы, синицы?Отложу на потомОчкиОшибка

П

ПарашютисткиПервая любовьПервоклассницаПервый урокПереполохПесня моряковПесня птичья далекаПестрый барабанщикПетя утомленПо дороге в классПогремушкаПодари, подари..Подшефный бычокПолезная козаПомощницаПора прощатьсяПоручается АндреюПословицыПочему телефон занят?Почтальону грустноПриходите мне помочьПро Вовку, черепаху и кошкуПро доктора ПетроваПро ленивого ФедотаПро одного горнистаПро слезы и делаПро юного пенсионераПрогулкаПрощальный переплясПтенцыПчелиный яд

Р

Разговор с мамойРаковинаРаспутицаРезиновая ЗинаРека разлиласьРекаРукодельницаРусалкаРыболовное звено

С

С утра на лужайкуСадовые ножницыСамолётСверчокСвета думаетСвысокаСекрет успехаСережа учит урокиСила волиСильное киноСиницы возвратилисьСкворцы прилетелиСладкая темнотаСлонСмешной цветокСнегирьСобакаСоветчикСонечкаСсораСто одёжекСторожСтрашная птицаСчиталочка

Т

Твой праздникТелепатияТропинкаТрудная неделяТы идешь походным шагом

У

У Андрюши ёлкаУ меня — веснушкиУ нас на ЯкиманкеУ папы экзаменУвлекательная речьУехалиУрок в садуУти-ути

Ф

ФлажокФонарик

Х

ХандраХерувимХищницаХолодная веснаХромая табуретка

Ц

Ч

ЧепчикЧернилаЧудесаЧудо на уроке

Ш

ШефыШла вчера яШуточка про Шурочку

Ю

Я

Я вырослаЯ знаю, что надо придуматьЯ лежу, болеюЯ лишнийЯ люблю ходить вдвоемЯ растуЯ с ней дружу

Агния Барто и неудачный «Похоронный марш»

Агния не питала чрезмерной любви к стихам, пока ее подружки не начали увлекаться молодой Ахматовой. На тот момент стало модным сочинять о руках, вуалях, королях и их туманных взглядах. О детской непосредственности и речи не было. Но так называемые «серьезные» стихи Барто не принесли ей ни славы, ни хотя бы – похвалы. Зато благодаря одному такому неудавшемуся стихотворению она поняла, что свой путь нужно искать в другой отрасли.

Однажды в танцевальной школе на выпускном экзамене скромная и крайне неуверенная в себе девочка прочитала пафосные стихи под названием «Похоронный марш». Стихи она сочинила сама. Так случилось, что на этом экзамене присутствовал нарком просвещения Луначарский, который с интересом наблюдал за всеми выпускницами. Но этот номер его позабавил больше остальных. Не сумев удержаться, он расхохотался, а после посоветовал Барто никогда не браться за лирическую поэзию, но писать веселые стихи. Молодая Агния много позже разглядела в таком совете похвалу. Долгое время она считала себя обиженной. Но, обдумав все как следует, она попробовала себя в качестве детской поэтессы. И тут ее мгновенно выпустили в печать.

Анализ стихотворения «Я выросла» Барто

Агния Львовна Барто — мастер детской психологии. В стихотворении «Я выросла» она вновь вступает в диалог со своим маленьким читателем, учит его делиться, дружить и не задаваться.

Стихотворение написано в 1944 году. Поэтессе 38 лет, вместе с семьей она вернулась из эвакуации в столицу. До окончания войны — еще год. Стихи А. Барто к этому времени повсеместно известны, регулярно публикуются. По жанру — сатирический портрет, по размеру — хорей с перекрестной и смежной рифмой, 5 строф. Лирическая героиня — девочка лет 7. Композиция сюжетная. Вначале героиня заявляет, что такие взрослые дети, как она, уже не должны играть в игрушки, затем деловито и с любовью обозревает своих игрушечных друзей, наконец, приходит к логичному выводу, что нельзя же все время учиться, надо и отдыхать. Поэтому Сережа, которому она великодушно решила подарить свои сокровища, подождет.

Сама себя загнала в ловушку: важничала тем, что начала буквы учить. А раз уж пообещала — выполняй. Сережа, возможно, ничего и не просил — это целиком ее инициатива. Видимо, объявила родителям — раз не может так просто отступиться. Жадная? Скорее, сама маленькая еще. Привязана к своим стареньким игрушкам. Эти зайцы многое с ней испытали, научены ее слушаться. В конце будто отбивается от невидимого Сережи, хотя его самого в стихотворении и нет. Героиня сомневается в его надежности и умению играть с таким подарком, который, она, возможно, ему когда-нибудь сделает. Кажется, она прониклась, совсем как взрослая, осознанием, что Сереже эти игрушки не на пользу пойдут.

Многоточия, один мучительный вопрос: паровоз отдать Сереже? И возмущенное восклицание: поиграть хоть полчаса! Никаких явных средств художественной выразительности поэтесса не использует. Вся интрига держится на внутреннем монологе ребенка, таком узнаваемом и вызывающем улыбку. Сережа, которого она собиралась так по-царски одарить, явно младше, и еще не знает толк в игрушках, тем более, он «мальчишка», что с него взять. «Мне нужно тоже» — ремарка, обращенная в сторону, к присутствующим или воображаемым взрослым

Ей важно не только сохранить свои игрушки в неприкосновенности, но и не уронить, так сказать, собственного лица в этой непростой ситуации

А. Барто считала, что воспитание нравственной стороны личности ребенка должно проходить с помощью книг, где учтены возрастные особенности детей, где раскрыт понятный детскому сознанию мир.

Анализ стихотворения «Болтунья» Барто

Стихи «Болтунья» Агнии Львовны Барто – веселый калейдоскоп из жизни активной советской школьницы.

Стихотворение датируется 1934 годом. Поэтессе исполнилось 28 лет, свои первые стихи она писала в соавторстве с мужем. Впрочем, к этому времени их связывал только общий сын, каждый создал новую семью. Известность поэтессы растет, и привлекает недружелюбный взгляд некоторых литературных критиков. Для них непривычными казались сатирические нотки, вольность рифмовки, резкая смена ритма, а порой и сама тематика. По жанру – поэтический рассказ от имени лирической героини, рифмовка смежная, 14 строф, есть открытые, закрытые и неточные рифмы. Школьница Лида (имя, антропоним – практически обязательный атрибут стихов А. Барто) выступает в роли акына: что вижу, то пою (нарицательный образ азиатского поэта-импровизатора). Героиня берется опровергнуть поклеп, возведенный на нее одноклассником Вовкой: «мне болтать-то некогда!» Если присмотреться, девочка по горло занята, четыре кружка – шутка ли.

Автор перечисляет приметы советского детства и его увлечений: драмкружок (то есть, театральный), кружок по фото (тогда ведь нужно было учиться работать с пленкой, проявлять, печатать), хоркружок (вокалом занимались все), наконец, «кружок по рисованью» (как ступень перед художественной школой, видимо). «Все голосовали»: на собрании, как и положено, единогласно. В третьей строфе появляется учительница Марья Марковна. Она против такого разброса интересов своей ученицы. Не видит толку заниматься в нескольких кружках сразу. Староста Лида реагирует положительно, вносит коррективы: «ну, я выбрала по фото». Между тем, еще не факт, что ей хватит силы воли не бегать в остальные кружки. В 7 строфе – игра слов на созвучии: старости-староста. И, хоть ее никто не спрашивает, Лида отвечает воображаемым собеседникам: «хочется стать летчицей». Дальше – комическое признание в невежестве. Что такое «стратостат» она не до конца понимает, но явно собирается на нем лететь. И в те годы советских школьников манило небо. Впрочем, приходится тратить время и на «нагрузку» по разным предметам. Не все дети сознательные. Например, в окно она видит слоняющегося без дела мальчика. В кармане у него, нет, не карамель «Ильич», а обыкновенные ириски. Вкусные. Но не слаще выполненного долга. Мальчика она держит в поле зрения и, отложив тетрадку, продолжает возмущаться напраслиной Вовки, назвавшего ее болтушкой. Рефрены, прозаизмы, перечисления, повторы, куча вопросов и восклицаний. А. Барто мастерки подражает строю детской речи, ее своеобразной логике, перескакиванию с одной темы на другую, желанию казаться взрослее, солиднее.

В «Болтунье» А. Барто органично сочетаются юмор и ненавязчивая поучительность.

Детские стихи Агнии Барто для самых маленьких

Герои Барто — дети с разными характерами: иногда они шалят и обижают других, их поступки далеки от совершенства. Но Агния Львовна умела так говорить о недостатках детей, что те с легкостью воспринимали критику. По ее мнению, малыши не ассоциируют себя с негативными персонажами, но они понимают, как нельзя себя вести. Юный читатель, читая короткие стихи онлайн, понимает, что с ним говорит искренний человек, добрый педагог, который не морализаторствует, а лишь слегка направляет, не ограничивая при этом его свободу.

Поэтесса верила в детей. Барто не сомневалась, что с каждым ребенком можно договориться, и она делала это через свои трогательные произведения. Нет, она не опускалась на их уровень, давая только то, что соответствует возрасту, она шла с небольшим опережением, как бы поднимая планку, чтобы ребенку хотелось дотянуться.

Стихи Агнии Барто для детей объясняли сложные вещи простыми словами, так, что даже самым маленьким было все понятно

Она утверждала, что все важное лежит на поверхности, стоит только дотянуться; верила, что ребенок может сам во многом разобраться; а важный урок, усвоенный в детстве, может стать поворотным моментом в его судьбе

У поэтессы всегда была обратная связь со своими почитателями. Агния Львовна получала горы писем от своих юных почитателей, часто выступала перед детьми.

Анализ стихотворения «Прогулка» Михалкова

В «Прогулке» Сергей Владимирович Михалков поднимает вопрос взаимоотношений человека и природы.

Стихотворение написано не позднее 1962 года. Поэту в эту пору исполнилось 49 лет, он уже считается классиком советской детской литературы, имеет ряд государственных наград, активно участвует в работе Союза писателей, куда его приняли совсем молодым, увлечен новым творческим проектом – сатирическим киножурналом «Фитиль». В жанровом отношении – поэтический рассказ с толикой юмора и назидания, рифмовка смешанная, есть перекрестная, смежная, сплошная, 10 строф. Среди рифм много глагольных. Ритм стихотворения постоянно меняется, убыстряется. В воскресный день мальчишки идут весело провести время на пляж. Однако народу вокруг слишком много, да еще не все убирают за собой мусор. Словом, задача не из легких, но ребята справились. Пройдя приличное расстояние, они находят нетронутое местечко: «чудный вид!» Естественно, все они пришли с вещами и едой. «Веселились, как могли!» В описаниях, перечислениях поэта чувствуется некий подвох. Оказывается, Дима с компанией оставили такую же разруху после себя, что и все окружающие жизнерадостные отдыхающие. «Гора мусора» порядком поиспортила «прекрасный пляж». Теперь в его «родниковой воде» никто и не подумает плескаться. Еще бы: склянки, консервные банки, и кучка размокших баранок. В финальном четверостишии, похоже, сам поэт жалуется на нерадивых отдыхающих: «чистого местечка не найти!» Действительно, понедельник – день тяжелый, в том числе, для речки. Практически фольклорное двустишие про бережок и поляночку. Россыпь уменьшительных суффиксов, подчеркивающих иронию автора: местечка, полянке. Контраст щедрой природы и погоды с отношением человека к ним. «Сотни взрослых и ребят» вполне способны создать экологическую катастрофу в пределах отдельно взятой реки, если, конечно, не возьмутся за ум, не проявят похвальную сознательность. Кажется, напоминать об этих простых правилах надо не только себе, но и другим. Лексика и интонация эмоциональны: отдыхают, как хотят, нам назло. Вереница колоритных приставочных глаголов: насорили, распаковывай. Хоровод перечислительных градаций: купались, загорали, жгли, пели, пили, ели. Поэт подносит читателю зеркало, взывает к совести. Град восклицаний, прямая речь, есть числительные для достоверности описываемого происшествия (например, склянок именно две). Прозаизм (пустые банки) соседствует с лирикой пляжного отдыха (чудный вид!). Есть лексические повторы, известно имя одного из персонажей.

Стихотворение «Прогулка» С. Михалкова – поучительная сатира на нестареющую тему.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: