Урок по литературе на тему «н.а. некрасов «школьник»

Стихи о школе

«Школьник», анализ стихотворения Некрасова 6 класс

История создания

Стихотворение «Школьник» было написано в 1856 г. и напечатано в журнале «Библиотека для чтения» № 10, вошло в сборник стихотворений 1856 г.

В момент написания Некрасов жил на даче под Ораниенбаумом, близ которого в 18 в. русский учёный Ломоносов на территории своей усадьбы организовал завод по изготовлению цветного стекла.

Литературное направление, жанр

Стихотворение представляет собой монолог, поводом для которого стала встреча лирического героя с типичным крестьянским мальчиком-школьником. В традициях реализма подаётся историческая и общественная подоплёка возможного (представляемого лирическим героем) будущего мальчика.

Жанр стихотворения ближе всего к гражданской лирике. Жанровая сценка встречи повозки со школьником – только повод к началу монолога.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 10 строф. Условно его можно разделить на 3 части. Первые десять строчек – история встречи лирического героя с мальчиком, портрет школьника. Следующая представляет рассуждения лирического героя о прошлом и будущем школьника. Третья часть симметрична первой и тоже состоит из 10 строк. Это обращение к родине, которой лирический герой признаётся в любви и предсказывает ей великое будущее, потому что в ней рождаются славные люди.

Тема стихотворения – роль образования в становлении личности и в судьбе родины.

Основная мысль: благодаря образованию из русского народа выходят славные люди: добрые, благородные, сильные любящей душой.

Тропы и образы

Первые три строки сжато, но ёмко характеризуют дорогу лирического героя. Он погоняет коня, описывает однообразный пейзаж и даёт эмоциональную характеристику своему путешествию (невесёлая дорога – метафорический эпитет).

Герой жанровой сценки – встреченный лирическим героем типичный крестьянский мальчик. У него босые ноги, грязное тело и ветхая или разорванная одежда. Немногие крестьяне отдавали в школы детишек, иным не во что было одеться и обуться. Большой редкостью была книжка.

Лирический герой рассуждает, как мальчик получил возможность учиться. Читатель не знает, какая из трёх версий соответствует действительности: то ли отец мальчика, называемый просторечным словом батька, отдал последние деньги, то ли нечаянные и случайные деньги пожертвовала старая дьячиха (благотворительность), а может, мальчик – отпущенный дворовый (то есть живущий при помещике). О последнем случае лирический герой говорит как об обычном. В преддверии отмены крепостного права многие помещики отпускали крепостных.

Лирический герой подбадривает мальчика: «Не робей, не пропадёшь». Он приводит в пример «архангельского мужика», который стал великим «по своей и божьей воле». Это перифраз, подразумевается М.Ломоносов. Лирический герой выстраивает предполагаемый путь нынешнего школьника: добрая душа отвезёт в Москву, университет – это свершение мечты, сон наяву (метафора). А в Москве трудолюбивый молодой человек найдёт свой путь.

Призыв «работай, да не трусь» означает «не бойся того, что ты выбился в люди из народа, ты не хуже остальных». Эта фраза перекликается со словами из первой части: «Не стыдися. Это многих славный путь».

Последняя часть, состоящая из десяти строк – обращение к родной Руси. Некрасов подчёркивает значение страны, земли, территории. Об этом свидетельствуют слова природа. край – синонимы слова Русь в данном контексте. До конца стихотворения противопоставление усиливается: родина как край рождает из народа (метафора) славных, добрых, благородных, сильных любящей душой (эпитеты и метафорические эпитеты). А что же порождает тупых, холодных и напыщенных собой (метафорические эпитеты)? Вопрос остаётся открытым. Так с помощью антитезы Некрасов раскрывает основную мысль: образование делает человека из народа личностью и достойным членом общества.

Многоточия, междометия и восклицательные предложения передают ситуацию живого общения. В последней части меняется речь лирического героя. Исчезают просторечные формы, свойственные первым двум частям (не стыдися, батька, свезёт ). Появляется патетика, свидетельствующая о том, что это сокровенная мысль лирического героя.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным хореем. Этот размер передаёт топот конских копыт, сопровождающий рассуждения лирического героя. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка перекрёстная.

У папы экзамен

Учатся взрослые После работы, Носят в портфелях Тетради, блокноты, Книжки читают, Глядят в словари. Папа сегодня Не спал до зари.

Петя советует: — Слушай меня, Сделай себе Расписание дня!

Делится опытом Петя с отцом: — Главное, Выйти с веселым лицом!

Помни, Тебе не поможет Шпаргалка! Зря с ней провозишься, Времени жалко!

Учатся взрослые После работы. С книжкой идут На экзамен пилоты. С толстым портфелем Приходит певица, Даже учитель Не кончил учиться!

— У вашего папы Какие отметки? – Интересуется Дочка соседки

И признается, Вздыхая, Мальчишкам: — У нашего тройка: Волнуется слишком!

Агния Барто. Собрание сочинений в 4 т. Москва: Художественная литература, 1981.

Смысл произведения

Назвав стихотворение «Школьник», автор показал то, что в образе школьника он постарался собрать всех тех людей, которые не имеют возможности получить образование. Он показывает так же то, что из-за правительства люди не в состоянии реализовать свой потенциал и показать свои возможности. Право на достойное образование имеют лишь богатые и именитые люди, которые очень часто уступают умом деревенским простым ребятам. Но так же автор не теряет надежды, и даже приводит примеры того, что даже проживая в глубинке и не имея средств для обучения, не нужно сдаваться. Нужно стараться идти к своей цели и показывать всем то, на что ты способен.

Данная тема была очень актуальна для Николая Алексеевича, поэтому он постарался как можно ярче показать то желание, которым обладают дети из бедных семей. Он хочет, чтобы у всех была возможность получить хорошее образование. Ведь тогда будущее его родной страны будет намного лучше.

Наша страна очень богата на потенциал, который не всегда есть возможность раскрыть и показать. Именно это является основной идеей, а одновременно и проблемой, стихотворения «Школьник».

Средства художественной выразительности

Остроту социального вопроса стихотворения «Школьник» одним из первых отметил цензор Е. Е. Волков, который 14 ноября 1856 г. донес министру народного просвещения А. С. Норову: «Здесь автор хочет доказать, что великие и гениальные люди преимущественно могут выходить только из простого народа» (Евгеньев-Максимов В. Некрасов как человек, журналист и поэт. М. -Л., 1928, с. 223).

Чтобы доказать свою позицию, поэт использует тропы в стихотворении «Школьник»:

  1. Антитеза, противопоставление «добрых, сильно любящих душой» людей «тупым, напыщенным собой».
  2. Аллегории: говоря, что произойдёт что-то волшебное, автор использовал «сон свершится наяву».
  3. Часто в монологе автора используется обращение: «Ну, пошел же, ради бога!», «Не стыдися!».
  4. Также найдены метафора «невеселая дорога» и множество эпитетов: «добрая душа», «родная Русь», «последний грош».

О поэзии

Николай Некрасов известный русский поэт, признанный классиком русской литературы. В свое время он прославился, как революционный демократ, а его нравственность и неоднозначные поступки все еще вызывают много спорных мнений. Некрасов стал известным благодаря таким произведениям, как стихотворение «Дед Мазай и зайцы», поэмы «Мороз, красный нос» и «Кому на Руси жить хорошо».

Все его работы были посвещены исключительно проблемам русского народа. Он ярко описывал трагедию крестьянства и красоту окружающего мира. Фольклорное разнообразие и богатство народного языка были широко использованы в произведениях поэта. Благодаря этому приему Николаю Алексеевичу удалось расширить границы русской поэзии. Поэта по праву можно считать первопроходцем, который не побоялся использовать в своих стихотворениях сочетание элегии, лирики и сатиры, что оказало значительное влияние на дальнейшее развитие литературы. Даже анализируя стихотворение Некрасова «Школьник», можно заметить эту отличительную характеристику.

Смысл

Главная мысль стихотворения «Школьник», заключается в том, что образование должно быть доступно не только высшему классу. «Славный народ» живет по всей стране, и если поднять его уровень грамотности, то Россия станет сильной и прогрессивной страной. Автор убежден, что России не будет равных, если же дать шанс всему народу участвовать в судьбе Родины.

Моралью стихотворения является идея, что каждый человек — сам кузнец своего счастья, и только он в состоянии исправить направить свою судьбу. Поэтому и автор ч призывает читателя не робеть и идти уверенно к своей цели, не боясь преград и трудностей.

Мама-болельщица

Я занимаюсь боксом, Я увлекаюсь боксом, А мама уверяет, Что дракой я увлекся

— Беда!— вздыхает мама.— Я так удручена, Что вырастила сына я Такого драчуна!

Я маму звал В боксерский зал, Она мне отказала. — Нет,— говорит,— я не могу, Я убегу из зала!—

И заявила прямо: — На бокс смотреть противно! Я говорю ей: — Мама! Ты мыслишь не спортивно!

Вот предстоит мне первый бой, Мне так нужна победа, Противник мой привел с собой Двух бабушек и деда.

Явилась вся его родня, Все за него, против меня.

Он видит всю свою семью, Поддержку чувствует в бою, А я расстроен! Я сдаю!

А защищать мне нужно честь Школьников Рязани.

Вдруг вижу — мама, Мама здесь! Сидит спокойно в зале, Сидит в двенадцатом ряду, А говорила — не приду!

Я вмиг почувствовал подъем — Сейчас противника побьем! Вот он при всех ребятах Запутался в канатах.

— Ну, как я дрался? Смело? — Я подбегаю к маме. — Не знаю, — сидела С закрытыми глазами.

Агния Барто. Избранные стихи. Москва: Планета детства, 1999.

Стихотворения других авторов про маму вы можете прочесть на нашем сайте тут.

Вернуться к содержанию

Анализ стихотворения «Школьник» Некрасова

Некрасов прославился своей неустанной заботой о судьбе простого русского народа. Критика поэта была постоянно направлена на обличение позорного крепостного строя. При этом он старался не только показать все отрицательные стороны крестьянской жизни, но и найти в ней положительные моменты. Одним из них поэт считал стремление народа к грамотности. Этому он посвятил стихотворение «Школьник» (1856 г.).

Произведение построено в форме монолога автора, обращающегося к идущему пешком на учебу крестьянскому мальчику. Главный герой приглашает ребенка в свой экипаж и начинает с ним разговор

Некрасов обращает внимание на то, что школьник очень беден и грязен. Он призывает его не стыдиться своего положения, так как высокая цель ребенка окупится в будущем

Автор предполагает, что на обучение школьника были потрачены последние деньги семьи.

Некрасов вспоминает о непростой судьбе Ломоносова и сравнивает мальчика с ним. В мечтах он искренне желает ребенку повторить судьбу знаменитого крестьянина. Размышления автора приводят его к чувству гордости за свой народ, который никогда не оскудеет на таланты. Господствующий класс считал крестьянство темной неорганизованной массой, которой совершенно не нужно образование. Закоренелые крепостники могли допустить только обучение закону Божьему, чтению, письму и четырем арифметическим действиям. Некрасов же понимает, что в глубине народа таятся настоящие гении. Только существующий строй не позволяет им применить свои силы.

Автор резко отвергает теорию о врожденном умственном и физическом превосходстве дворянского класса. Все люди равны от рождения, и никто не знает, где может появиться человек, которому суждено прославить Россию. Некрасов заявляет, что среди дворян намного больше «тупых, холодных» людей, которые стали такими под влиянием чрезмерной гордыни.

Стихотворение «Школьник» несет в себе самые передовые взгляды эпохи Некрасова. В наше время кажется невероятным, что безграмотные крестьяне не жалели последних средств к существованию ради обучения своих детей. Простой народ, который традиционно считали тупым и темным, сам стремился пробиться к просвещению. Некрасов горячо поддерживал это стремление, так как понимал, что образованные люди не будут вечно терпеть свое рабское положение. Во всеобщей грамотности он видел залог к спасению России и ее выходу из положения отсталой страны.

Почему школьники не любят поэзию

Поэзия не только воспитывает вкус и совесть, но и приносит практическую пользу. Например, известно, что заучивание стихотворений наизусть развивает: 

  • мышление;
  • речь и словарный запас;
  • память;
  • воображение;
  • кругозор;
  • музыкальный слух и чувство ритма;
  • коммуникативные навыки;
  • способности к публичным выступлениям.

Но далеко не всем школьникам эта польза очевидна. И даже если учитель интересно рассказывает о поэзии и вызывает у класса эмоциональный отклик, когда дело доходит до самостоятельного чтения, энтузиазм у детей часто пропадает. Эксперты «Просвещения» выяснили, что у большинства учеников и студентов одинаковые причины неприязни к лирике.

  1. «Зачем учить стихи, если их можно прочитать в интернете?». Ребенок не осознает, что знать поэзию — значит обладать широким кругозором.
  2. «Меня заставляют зубрить». У ребенка не создана мотивация учить стихи, следовательно, он воспринимает их как нечто скучное.
  3. «В стихах ничего непонятно». Очевидно, что совсем «ничего непонятно» быть не может, а значит, это сигнал о том, что ребенок не знает значение некоторых слов или понятий.
  4. «Трачу много времени на заучивание». У ребенка нет методики, по которой он мог бы выучить стихотворение быстро и интересно.
  5. «В стихах ничего не происходит». Ребенок не осознает, что лирика — это отдельный род литературы, в котором, как правило, важны не столько события, сколько переживания и настроение.
  6. «Стесняюсь рассказывать перед классом». У ребенка нет навыков выступлений на публике, и он не знает, как правильно подавать стихи.

Образы и символы

В данном стихотворении автор знакомит нас с двумя основными героями – лирическим героем, который ведет непосредственное повествование и школьником, которого он повстречал на своем пути.

Рассказчик, в котором не сложно узнать самого автора, помогает школьнику своим словом. Он пытается подбодрить мальчика, рассказывая, что к своей цели необходимо идти и её добиваться. Далее лирический герой окунается в размышления на тему проблем, которые остро представлены в государстве. А именно в том, что наша страна очень богата на умных, талантливых и целеустремленных людей, которые, к сожалению, не имеют возможности проявить себя и раскрыть свой потенциал. Он сетует на то, что большое количество людей так и остаются не реализованными, из-за чего государство теряет светлые умы.

Второй же образ школьника является собирательным. В него автор заключает всех тех людей, которые лишены возможности на обучение. У них есть огромное желание учиться, развиваться и добиваться вершин, но они не имеют такой возможности из-за банальной бедности. Автор придается рассуждениям о том, откуда семья бедного мальчонки нашла средства на его обучение. Но это не является главной проблемой. Проблема заключается в том правительстве, которое не может и не хочет обеспечить и дать возможность простым крестьянским детям выбиться в люди и стать грамотными. Люди, которые находятся за гранью нищеты, к сожалению, обречены так и оставаться невежественными и необразованными.

Автор старается подбодрить школьника, приводя ему в пример людей, которые смогли, несмотря на свое шаткое материальное положение, получить хорошее образование и раскрыть свой талант.

Что мешает учить стихи наизусть

Одна из самых распространенных причин, по которой детям не дается именно заучивание поэзии, — это непонимание содержания. Незнакомые слова, реалии, в которых ребенок не жил, философские понятия, с которыми он не знаком, мешают прочувствовать стихотворение, вникнуть в ход мыслей лирического героя. Так произведение превращается в пустой набор слов.

Сложнее всего школьникам дается:

1. Осмыслить содержание стихотворения и восстановить его картину мира.

Причина в том, что ребенок, вероятнее всего, не понимает значения некоторых слов. Яркий пример — стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза», в частности последнее четверостишие: 

Опыта работы со словарем у детей нет, сноски в тексте отсутствуют, и важные детали начинают ускользать

Что немаловажно, ребенок может не уметь воображать. Все это приводит к тому, что общая картина стихотворения не складывается

Иногда ученикам сложно определить даже время года (например, в произведении Е. А. Баратынского «Где сладкий шепот», которое проходят в 4 классе).

2. Осмыслить эмоциональное состояние лирического героя.

Особенно это актуально для младшеклассников. У учеников в начальной школе очень много переживаний, но словарного запаса, чтобы назвать все эти эмоции, чаще всего не хватает, и они не могут «узнать» их в тексте. Следовательно, ребенку сложно понять, что речь идет о том же, что он испытывал сам. Кроме того, в лирике «ничего не происходит», нет героя, за которым можно следить, и ученику тяжело воспринимать переживания, не подкрепленные описанием действий.

В итоге школьник заучивает слова и строки механически, не понимая их сути, а затем, при чтении наизусть, может перепутать местами целые строфы. Это говорит о том, что ребенок не «вжился» в стихотворение и целостная картина происходящего у него не сложилась.

История создания

Данное стихотворение было написано в 1856 году. Именно в это время был подписан Парижский трактат, который означал окончание Крымской войны. Он характеризовал не с лучшей стороны период, когда у власти находился Николай Первый. В то время власть была сосредоточена в руках Александра Второго – сына Николая Первого. Ситуация с крестьянским народом была все так же актуальна и требовала незамедлительного вмешательства.

Стихотворение было написано Николаем Алексеевичем в период его пребывания на даче, вблизи завода цветного стекла, который был открыт Ломоносовым.

Стихотворение «Школьник» не осело в столе автора, а в тот же год было издано.

«Школьник» Н.Некрасов

Стих «Школьник» Николай Некрасов

— Ну, пошел же, ради бога! Небо, ельник и песок — Невеселая дорога… Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь… Не стыдися! что за дело? Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку. Так учиться ты идешь… Знаю: батька на сынишку Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха Отдала четвертачок, Что проезжая купчиха Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый Из отпущенных. Ну, что ж! Случай тоже уж не новый — Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик1.

Не без добрых душ на свете — Кто-нибудь свезет в Москву, Будешь в университете — Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко: Знай работай да не трусь… Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных, Сильных любящей душой, Посреди тупых, холодных И напыщенных собой!

Анализ стихотворения Некрасова «Школьник»

Творчество Николая Некрасова очень реалистично, поэтому многие его произведения наполнены болью и грустью оттого, что ему довелось увидеть, путешествуя по родной стране

Однако поэт до самой смерти верил в силу духа русского народа, считая, что это важное качество рано или поздно позволит простым крестьянам стать настоящими хозяевами жизни и распорядиться тем, что имеют, по совести

Конечно, Некрасов мог лишь теоретически предполагать, что именно ждет его страну в будущем, однако и мысли не допускал о том, что вчерашний мужик, превратившись в барина, забудет, кто он и откуда родом. К сожалению, реалии оказались куда более прозаическими, и пример тому – наши дни, когда выходцы из народа открестились от своего прошлого, но при этом не смогли сохранить истинные ценности, накопленные предыдущими поколениями. Но в 1856 году, когда поэт написал свое стихотворение «Школьник», до революции оставалось еще без малого полтора столетия. Поэтому данное произведение является своеобразным напутствием всем тем, кто в то непростое время все же решил выбиться в люди и стать хозяином своей жизни.

В центре произведения – оборванный и босой крестьянский сын, который пешком идет в соседнее село, чтобы сесть за парту приходской школы. Стихотворение построено в форме монолога, в котором автор обращается к своему юному спутнику, хотя и не ждет от него никаких ответов. Скорее, он хочет объяснить случайному собеседнику, что старания его родителей, отдавших последние деньги на обучение сына, не пропадут даром.

Некрасов рисует перед крестьянским мальчишкой достаточно идиллическую картину, которую, тем не менее, подкрепляет фактами, и пророчит незнакомцу большое будущее. Возможно, он сможет повторить путь Ломоносова, этого «архангельского мужика», который «по своей и божьей воле стал разумен и велик».

Автор убежден, что каждому человеку в жизни выпадает шанс изменить свою судьбу. однако далеко не все могут им воспользоваться. Поэтому поэт призывает сельского мальчонку не робеть, так как именно знания открывают перед ним все двери. Не исключено, что его юный собеседник сможет добраться до Москвы и станет учиться в университете, чтобы впоследствии принести своей стране гораздо большую пользу, чем избалованные дворянские отпрыски, которых поэт считает холодными, тупыми и напыщенными.

Действительно, в крепостной России подобные случаи, когда обычный мужик становился выдающимся деятелем науки либо искусства, не являлись редкостью. При всей убогости действующего общественно-политического строя находились меценаты, оказывавшие помощь одаренным сельским детям. Зная это, Некрасов в своем стихотворении признается, что именно по этой причине любит Россию. По его мнению, « не бездарна та природа, не погиб еще тот край», в котором народ так талантлив и усерден в освоении премудростей науки.

Финальное четверостишье этого произведения наполнено пафосом и гордостью за свою страну. При этом всегда реалистичный в творчестве, на этот раз Некрасов позволяет себе предаться мечтам, высказывая надежду о том, что именно за трудолюбивыми и целеустремленными крестьянами будущее. Безусловно, время все расставило на свои места, показав, что среди низших сословий могут рождаться гении, однако в подавляющем большинстве выходцы из крестьян пекутся лишь о собственном благополучии. Равно как и знатные отпрыски вполне могут быть образованными и благородными, хотя в основной своей массе ведут праздный образ жизни. Однако стихотворением «Школьник» автор словно бы стирает грань между сословиями, провозглашая равенство, которое, к сожалению, так и осталось несбыточной мечтой поэта.

Выводы

Настоящие художники, поэты, писатели и творцы никогда не были оторванными от своего народа. К таким поэтам относился Н. А. Некрасов. «Школьник» – это гимн русскому народу и крестьянским детям, это преклонение перед светлой мечтой и надежда на светлое будущее.

Маленький школьник воплощает в себе образ всего народа – голодного и холодного, вкрай обнищалого, но не сдавшегося.

В пример ему случайный попутчик ставит великого ученого, славу и гордость русского народа – Михаила Васильевича Ломоносова. Такое же будущее автор желает и смелому, трудолюбивому мальчику. Но не только великого ученого вспоминает рассказчик, он верит во весь народ, которому под силу стать достойными сыновьями своей земли.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: