Так что же читать детям?
Как обойтись без Барто и Маршака, на которых мы сами выросли? Очень просто! К счастью, современная детская поэзия именно такая, какой хочется ее видеть — не поучающая, карающая и высмеивающая, а принимающая, поддерживающая, не возвышающаяся над ребенком монументальным памятником, а говорящая с ним на одном языке. И очень терапевтичная.
Всем, кто ищет хорошие детские стихи, я очень советую почитать Анастасию Орлову, Машу Рупасову, Михаила Яснова.
Для наглядности сравним два стихотворения.
— Ах ты, девочка чумазая, где ты руки так измазала? Черные ладошки; на локтях — дорожки. — Я на солнышке лежала, руки кверху держала. ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ. — Ах ты, девочка чумазая, где ты носик так измазала? Кончик носа черный, будто закопченный. — Я на солнышке лежала, нос кверху держала. ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ. (...............) — Ой ли, так ли? Так ли дело было? Отмоем все до капли. Ну-ка, дайте мыло. МЫ ЕЕ ОТОТРЕМ. Громко девочка кричала, как увидела мочалу, цапалась, как кошка: — Не трогайте ладошки! Они не будут белые: они же загорелые. А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ. Оттирали губкой нос — разобиделась до слез: — Ой, мой бедный носик! Он мыла не выносит! Он не будет белый: он же загорелый. А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ. (..................) — Вот теперь ты белая, Ничуть не загорелая. ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ. (с) Агния Барто
Ребенка, который находится в нормальном детском состоянии испачканности (серьезно, идеально чистый ребенок — это противоестественно! Дети играют, познают мир, поэтому быть в меру грязным для ребенка — это абсолютно нормально), насильно моют, доставляя при этом очевидное страдание, и стыдят (снова стыд!) в том, что она испачкалась. Никто даже не пытается не только понять девочку, но и хотя бы как-то найти с ней общий язык и о чем-то договориться.
В противовес — стихотворение Анастасии Орловой.
Сегодня дождь идет с утра! Какой чудесный день! Ура! Надену плащик-дождевик, Возьму любимый грузовик, Пойду, пройдусь немножко В резиновых сапожках. Моя исполнилась мечта: И грязь! И лужи! Красота!
Тут автор полностью на стороне ребенка, понимает и разделяет его восторг перед грязью и дождем. Тут есть уважение к детскому желанию шлепать по лужам, нет цели переделать ребенка под какой-то общий стандарт любой ценой. Родители выведены за пределы стихотворения, но по общему настроению становится понятно, что ругать и уж тем более применять насилие к девочке они не будут, и у нее нет причин их бояться.
Напоследок рассмотрим еще одно стихотворение. Автор — Маша Рупасова.
Куличики — Нет, Не вечны. Поплачь, дорогой, конечно. Поплачь, дорогой, Над ними, А мама Тебя Обнимет. Поплакал. Суров. Спокоен. Подтягивает Носочек. Иди, одинокий воин. Иди, покоряй Песочек.
В нем мы видим не идеального ребенка, которого готовят к строительству коммунизма, а реального человека с собственными чувствами, слабостями и желаниями, которые мама и автор стихотворения уважают, с которыми считаются, которые принимают.
А ведь так легко было бы высмеять — нашел из-за чего плакать, какой-то куличик, мальчики не плачут и так далее! Но нет, ни тени насмешки — только принятие и поддержка.
Воспитание стыдом
Стыд — одно из главных оружий советских поэтов в воспитании подрастающего поколения. Бояться — стыдно! Не хотеть — стыдно! Хотеть, но не того, что хотят остальные — стыдно! За любое проявление живого чувства ребенка нещадно стыдят.
Темноты боится Петя. Петя маме говорит: — Можно, мама, спать при свете? Пусть всю ночь огонь горит. Отвечает мама: — Нет! — Щелк — и выключила свет. Стало тихо и темно. Свежий ветер дул в окно. В темноте увидел Петя Человека у стены. Оказалось на рассвете — Это куртка и штаны. Рукавами, как руками, Куртка двигала слегка, А штаны плясали сами От ночного ветерка. В темноте увидел Петя Ступу с бабою-ягой. Оказалось на рассвете — Это печка с кочергой. Это печь, А не яга, Не нога, А кочерга В темноте увидел Петя: Сверху смотрит великан. Оказалось на рассвете — Это старый чемодан. Высоко — на крышу шкала — Чемодан поставил папа, И светились два замка При луне, как два зрачка. Каждый раз при встрече с Петей Говорят друг другу дети: — Это — Петя Иванов. Испугался он штанов! Испугался он яги — Старой ржавой кочерги! На дворе услышал Петя, Как над ним смеются дети. — Нет, — сказал он, — я не трус! Темноты я не боюсь! С этих пор ни разу Петя Не ложился спать при свете. Чемоданы и штаны Пете больше не страшны. Да и вам, другие дети, Спать не следует при свете. Для того чтоб видеть сны, Лампы вовсе не нужны! (с) Самуил Маршак
В этом стихотворении походя обесцениваются страхи и чувства ребенка. Вместо того чтобы проработать с ребенком его страх, понять, чего именно он боится, объяснить, мама оставляет ребенка один на один с его страхом, а потом ребенка за его страх высмеивают во дворе (интересно, кто рассказал детям, чего испугался Петя, неужели сами родители?). К сожалению, несмотря на свой очевидный поэтический талант, Самуил Яковлевич не знал, что подобные методы в борьбе со страхом не работают, а лишь делают из ребенка невротика и потенциального клиента психотерапевта.
кадр из фильма «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен»
Вообще, талант советских поэтов стал, как это парадоксально ни звучит, большой проблемой. Если бы их стихотворения были бездарными, о них бы быстро все забыли и никакого вреда детям они бы нанести не смогли. Но нет — они ритмичные, образные, выразительные, хорошо запоминаются… По форме они действительно очень хорошо написаны (чего не скажешь о содержании), поэтому продолжают снова и снова переиздаваться даже сейчас, когда родительские взгляды все дальше уходят от советских, когда ребенок уже с рождения считается личностью, а не заготовкой человека, из которого надо выпилить что-то стоящее.
Конспект занятия по ознакомлению младших дошкольников с предметным миром: «Девочка чумазая»
Цель:
– Вызвать у детей желание следить за чистотой своего тела;
– Подвести детей к пониманию прямой зависимости чистоты и здоровья;
– Поддерживать интерес к познанию своего тела;
– Воспитывать внимание, доброжелательность, чувство взаимопомощи. Предварительная работа:. Предварительная работа:
Предварительная работа:
– Чтение детям стихотворения А. Барто «Девочка чумазая»;
– Проведение занятия по формированию целостной картины мира, «Какие мы».
Вид занятия: Занятие с использованием ИКТ.
Ход занятия:
– Ребята, я сегодня пришла на работу, а около нашей двери лежит письмо. Вот оно, посмотрите здесь написано: «кому» – детям (на конверте изображены дети), «от кого» – лисенка, зайчонка, медвежонка (изображены на конверте). Посмотрим что в конверте? О, здесь письмо и фотография! Давайте прочитаем, что нам пишут лесные друзья (воспитатель читает письмо, см. приложение).
План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: А. Барто «Девочка чумазая»
Предварительный просмотр:
Цель: Познакомить детей с произведением А. Барто « Девочка чумазая» подвести детей к пониманию, что чистота- залог здоровья, побуждать к выполнению элементарных гигиенических навыков: мыть руки, лицо, тело, расчесываться, следить за чистотой одежды. Повторить названия принадлежностей ухода за собой.
Материал: игрушка Айболит, кукла, чемоданчик, мыло, расческа, мочалка, зубная паста, щетка, полотенце.
( Непосредственно образовательная деятельность)
Добрый доктор Айболит
К деткам в ясельки спешит
К Саше, Ване, и Милане
Варе, Даше и Дарине.
И ко всем другим ребятам
Рассказать о том как надо
Руки мыть и вытирать
Да здоровье укреплять
Очень важно чтоб на свете
Были чистыми все дети!
Вос-ль. Ребята вот к нам пришел Айболит. А с ним вместе пришла девочка Катя
Посмотрите на нее, что же с ней произошло? ( обращает внимание детей на неопрятный вид куклы)
Давайте спросим у нее, где она так испачкалась. ( чтение стихотворения А. Барто « Девочка чумазая» )
Давайте куклу Катю посадим на стульчик и все вместе расскажем и покажем. как же нужно ухаживать за собой. Доктор Айболит принес с собой свой медицинский чемоданчик.
Он с красным крестом
Что-то важное в нем
( воспитатель поочередно достает из чемодана мыло, расческу, зубную пасту, щетку, мочалку, полотенце, шампунь )
Вос-ль; Скажите, что это за предметы? Для чего они нужны? ( ответы детей)
Молодцы! А теперь давайте научим куклу Катю умываться.
Физкультминутка; ( имитируют процесс умывания)
Умой мое личико
Чтобы глазки блестели
Чтобы щечки краснели
Чтобы смеялся роток
И кусался зубок.
Молодцы! Показали Кате, как нужно за собой ухаживать. Сейчас она пойдет умываться, а Татьяна Александровна ей поможет.( мл. воспитатель уносит куклу, приводит ее в порядок)
Добрый доктор Айболит
Пачкать руки не велит
Если все же твои руки
Целый день, не зная скуки,
Ты иди, конечно, к крану.
Воду теплую открой —
Руки грязные отмой!
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам-
Стыд и срам, стыд и срам.
( мл воспитатель приносит чистую куклу, воспитатель обращает внимание детей, какая она стала красивая, предлагает оставить куклу в группе с детьми)
А сейчас мы вместе поиграем в игру « Умывалочка»
Мы помыли наши ручки ( трут ладонью об ладонь)
Раз два три Раз два три ( по три хлопка)
А над ручками как тучки ( руки вверх)
Пузыри… Пузыри ( прыжки, руки на поясе)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровый образ жизни. Рассказ о том, как русские люди закалялись в старину. Игра — драматизация «Девочка чумазая» (для детей старшего дошкольного возраста).
Цели:- дать сведения детям о здоровом образе жизни наших предков, о закаливании в старину;- воспитание у детей желания быть всегда чистыми, опрятными: иметь представление о воде как о природном.
Конспект игры — занятия по развитию игровой деятельности в 1 младшей группе по теме: «Девочка чумазая»
«Использование малых фольклорных жанров в формировании культурно — гигиенических навыков у детей раннего возраста» ЦЕЛЬ.
формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.
План-Конспект НОД «Девочка чумазая»
Интегрированное занятие, посвящённое формированию культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.
Развлечение по формированию здорового образа жизни «Девочка чумазая»
Цель: Формирование навыков ЗОЖ,закрепление навыков умывания, познания предметов туалета и их значения.
НОД для детей младшего дошкольного возраста «Девочка – чумазая» образовательная область «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Труд»
НОД для детей младшего дошкольного возраста «Девочка – чумазая» образовательная область «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Труд»Цель: Разв.
Конспект ОД по речевому развитию для детей 3-4 лет Тема: Чтение стихотворения А. Л. Барто «Девочка чумазая».
Расширение «читательского» опыта детей, знакомство детей со стихотворением А. Л. Барто «Девочка чумазая».
Портрет советского ребенка
В советском стихотворении ребенок представляется не конкретным человеком, а неким набором функций. Причем не очень хорошим, поскольку их постоянно нужно улучшать. Советский ребенок должен хорошо есть, хорошо учиться и слушаться взрослых. Чувства, мысли, желания самого ребенка никого не интересуют.
Рассмотрим конкретные примеры.
Вот сестренка Ира – Полный рот кефира. Вот сестренка Света – Полный рот омлета. Рядом Петя с Дашей Мучаются с кашей. Как же это некрасиво! Эй, ребята, жуйте живо! Быть голодным очень глупо: Вы уже большая группа. (c) Эдуард Успенский
Дети не хотят есть. Сегодня любой психолог скажет, что насильно кормить нельзя — это ведет к нарушению пищевого поведения. Но советские дети должны есть, потому что едят все вокруг, потому что так принято, такой порядок. Причины, по которым несчастные Петя с Дашей отказываются есть, никого не интересуют — это же дети, у них могут быть только капризы. Они не могут себя плохо чувствовать, каша не может быть невкусной — нет! Детям дали кашу, значит они должны есть и быть благодарны.
В этом коротком стихотворении просто джентльменский набор: обвинение, стыд, приказ, унижение и упреки возрастом.
Барто «Лешенька, Лешенька»
Мы знаем множество стихотворений авторства известной детской поэтессы Агнии Барто. Однако мало кто знает, что интересные и увлекательные стихи созданы не только для того, чтобы дети научились читать и весело проводили время.
Стихотворения Агнии Барто
Они учат нас мудрости, честности, умения не отступать перед неприятностями и быть добрыми людьми. Ведь то, что мы вынесем из детства, останется с нами на всю жизнь. В стихотворениях Агнии Барто мы можем наблюдать за самыми разными героями: добрыми, честными, непослушными, веселыми, заносчивыми, послушными детьми.
Наша задача – перенять позитивные качества добрых героев, и не поступать так, как делают невоспитанные дети из стихотворений Барто. Ведь все мы хотим, чтобы дети были умными, добрыми и честными.
Анализ стихотворения «Лешенька, Лешенька»
В своем стихотворении «Лешенька, Лешенька», Агния Барто рассказывает детям о маленьком мальчике Лешеньке, который не хочет учиться. Мама просит мальчика хотя бы выучить таблицу умножения, но маленький двоечник отказывается. Все учителя бегают за Лешенькой и просят его хотя бы что- то выучить, на что мальчик даже им отвечает отказом.
Неужели Лешенька такой ленивый? Нет, ему просто нравятся, что на него обращают внимания и учителя, и родители
Ведь они не ругают его за плохие оценки, а наоборот, лаской и вниманием хотят заставить учиться в школе
Лешенька бездельничает совсем не от лени, а от того, что хочет получать еще больше внимания. Но как не просили учителя и родители, Лешенька так и остался двоечником и самым отстающим мальчиком в классе.
Почему детям нельзя быть такими как Лешенька
Наверняка вы встречали таких детей, как мальчик Лешенька
А может быть, такие дети учатся у вас в классе? Или сами вы не прочь пользоваться вниманием взрослых, и для этого делаете нехорошие поступки? Лешенька поступает очень некрасиво – ведь он использует внимание учителей и родителей, и ничего не делает для того чтобы их порадовать успехами в учебе
Ведь маме мальчика было бы очень приятно узнать, что ее сын выучил хотя бы половину таблицы умножения. Однако Лешенька думает только о себе. Мальчик считает, что когда он начнет учиться, мама и учительница перестанут заботиться о нем. Так хорошие и воспитанные дети никогда не поступают. Ведь если ребенок не будет учиться, то станет настоящим невежей, и над ним всю жизнь будут смеяться друзья и знакомые.
Болтунья
Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок – мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
«Драмкружок, кружок по фото –
Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок.»
Ну, я выбрала по фото…
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Я теперь до старости
В нашем классе староста.
А чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.
Поднимусь на стратостате…
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски.
Нам задание дано –
Чтенье и грамматика.
Я сижу гляжу в окно
И вдруг там вижу мальчика.
Он говорит: «Иди сюда,
Я тебе ирису дам».
А я говорю: «У меня нагрузки
По-немецки и по-русски»
А он говорит: «Иди сюда,
Я тебе ирису дам».
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Ку-ка-ре-ку!
Кур стерегу.
Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.
Мур-мур-мур,
Пугаю кур!
Ам-ам! Кто — там?
Кря-кря-кря!
Звтра дождь с утра!
Му-му-му!
Молока кому?
Уехали
Щенка кормили молоком,
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком –
Ему пощупать нос.
Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.
Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пес,
И вдруг приехал грузовик
И всех ребят увез.
Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костер?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано поутру
Труба зовет на сбор.
И лаял он до хрипоты
На темные кусты.
Он был один в саду пустом,
Он на террасе лег.
Он целый час лежал пластом,
Он даже не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.
Ребята вспомнили о нем –
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.
Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.
Конспект занятия по ознакомлению младших дошкольников с предметным миром: «Девочка чумазая»
Цель:
– Вызвать у детей желание следить за чистотой своего тела;
– Подвести детей к пониманию прямой зависимости чистоты и здоровья;
– Поддерживать интерес к познанию своего тела;
– Воспитывать внимание, доброжелательность, чувство взаимопомощи. Предварительная работа:
Предварительная работа:
– Чтение детям стихотворения А. Барто «Девочка чумазая»;
– Проведение занятия по формированию целостной картины мира, «Какие мы».
Вид занятия: Занятие с использованием ИКТ.
Ход занятия:
– Ребята, я сегодня пришла на работу, а около нашей двери лежит письмо. Вот оно, посмотрите здесь написано: «кому» – детям (на конверте изображены дети), «от кого» – лисенка, зайчонка, медвежонка (изображены на конверте). Посмотрим что в конверте? О, здесь письмо и фотография! Давайте прочитаем, что нам пишут лесные друзья (воспитатель читает письмо, см. приложение).
В школу
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок.
У него на новой куртке
Отложной воротничок.
Он проснулся ночью тёмной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.
Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.
За стеной соседи встали,
Электричество зажгли,
За стеной соседи встали.
А потом опять легли.
Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что она твердит урок.
Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
Барто Агния Львовна
Агния Львовна Барто. девичья фамилия — Волова (4 (17) февраля 1906, Москва — 1 апреля 1981, там же) — русская поэтесса, писательница, киносценарист, автор популярных стихотворений для детей.
Родилась в семье врача-ветеринара, училась в балетной школе. Первым мужем Агнии Львовны был поэт Павел Барто. Совместно с ним она написала три стихотворения — «Девочка-рёвушка», «Девочка чумазая» и «Считалочка». В 1927 году у них родился сын Гарик. Вскоре после его рождения супруги развелись. Весной 1945 года Гарик трагически погиб в возрасте 18 лет. Вторым мужем Агнии Львовны был крупный советский теплоэнергетик академик Андрей Щегляев, вместе с которым они прожили почти 50 лет. От этого брака у них родилась дочь Татьяна Щегляева.
Первые опубликованные стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка» (1925). Сборники «Стихи детям» (1949), «За цветами в зимний лес» (1970).
Прозаическая книга «Найти человека» (1968) о поисках семей детей, потерявшихся во время Великой Отечественной войны, показывает любовь к детям и понимание детской психологии.
Книга «Записки детского поэта» (1976).
Автор сценариев кинофильмов «Подкидыш» (совместно с Риной Зелёной, 1939), «Слон и верёвочка» (1946), «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1958), 10000 мальчиков (1961).
Сталинская премия 2-й степени (1950), Ленинская премия (1972), медаль Льва Толстого «За заслуги в деле создания произведений для детей и юношества».
Имя Агнии Барто присвоено одной из малых планет (2279 Barto), расположенной между орбитами Марса и Юпитера, а также одному из кратеров на Венере.
Большинство стихов Агнии Барто написано для детей — дошкольников или младших школьников. Стиль очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям (В. Казак называет их «примитивно рифмованными»). Автор как будто разговаривает простым бытовым языком, без всяких лирических отступлений и описаний — но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями, как будто автор их ровесница. Стихи Барто всегда на современную тему, она как будто рассказывает недавно случившуюся историю, причем ее эстетике характерно называть персонажей по именам: «Мы с Тамарой», «Кто не знает Любочку», «Наша Таня горько плачет», «Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение» — как будто речь идет о хорошо знакомых Лешеньках и Танях, у которых вот такие недостатки, а вовсе не о детях-читателях. И таким способом, перенося частые детские пороки на каких-то других персонажей, автор неназойливо воспитывает. Хотя в творчестве и присутствуют стихи на политические темы, в большинстве случаев темы самые обычные, «детские», писательница часто «недоговаривает», как бы предлагая детям самим (или совместно со взрослыми) подумать над идеей стиха, над тем, кто совершил хороший поступок, а кто плохой. Притом большинство стихов призваны побудить в детях доброту.
Анализ стихотворения Барто «Вовка добрая душа»
Детская поэтесса Агния Барто известная своими интересными детскими стихами, которые живут у памяти каждого человека еще с раннего детства. Стихотворения Барто — добрые и веселые, каждый ребенок в них найдет себя.
Перу знаменитой детской поэтессы А. Барто принадлежит серия детских стихотворений, главным героем которых является мальчик по имени Вовка. Вовку знали и любили все жители улицы – он имел добрый нрав, был воспитанным, честным всегда спешил на выручку людям. Некоторые стихотворения из цикла «Вовка – добрая душа» мы рассмотрим сейчас.
Первое стихотворение из цикла «Вовка – добрая душа» — это стих «Шла вчера я по Садовой». В нем мы и знакомимся с нашим главным героем – мальчиком Вовкой. Автор описывает свою пешую прогулку по одной из московских улиц. Вдруг из окна прозвучало громкое «Доброе утро!».
Это маленький мальчик Вовка приветствовал всех прохожих. Люди удивлялись маленькому мальчику, однако отвечали на его приветствие дружескими улыбками. Со временем, автор узнала больше о своем знакомом – его звали Вовка, мальчишка был любимцев всех людей, так как всех встречал с улыбкой и искренностью. Вовка никогда не оставлял в беде маленьких детей, которые нуждались в его помощи, а также был очень вежлив с взрослыми людьми и никогда не хулиганил.
Агния Барто описывает нам такую ситуацию: маленькие девочки, играя в песочнице, начали хвастаться своими старшими братьями. Девочка Таня рассказала про своего старшего брата, который носил пионерский галстук, отлично учился в школе, а главное – имел такую силу, что мог вырвать сорняк в огороде прямо с корнем.
У девочки Валечки также был десятилетний братик – мальчик защищал ее от всех обидчиков. Валечка сказала, что если бы на нее охотился большой тигр, ее брат тут же начал драться с ним и победил бы. Вдруг рассказы девочек перервал громкий плач Катеньки. Она была единственной дочкой у своих родителей.
Девочка рассказала, что ее вчера поцарапал и искусал кот, но никто не защитил ее. Этот плач услышал Вовка. Добрый мальчик заявил всем, что с понедельника будет Катиным старшим братом, и никому не даст ее обидеть, ни коту, ни хулиганам, ни хищному тигру.
Время идет, и все детки взрослеют. Так случилось и с добряком Вовкой. Когда ему исполнилось двенадцать лет, мальчик стал стыдиться своей доброты. Он принял решение стать злым. Для начала Вовка решил избить дворовых кошек. Днем Вовка гонялся за кошками, а когда наступала ночь, выходил на улицу, и слезно просил прощение у них за нанесенный вред.
Затем Вовка решил пострелять в воробьев с рогатки. Целый час мальчик гонялся за птичками, делая вид, что не может за ними уследить. Затем Вовка тайно зарыл свою рогатку под кустом – так как ему стало жаль птичек. Мальчик решил делать злые дела напоказ, чтобы взрослые думали, что он стал злым. Однако Вовка по-прежнему оставался таким же добряком, каким был в детстве.
Сочинения по темам:
- Петя Ростов в партизанском отряде. Сочинение Петя Ростов – это персонаж одного из самых известных романов на весь мир «Война и мир», который создал великий писатель.
- Сочинение по картине Широкова «Друзья» Русский живописец Евгений Николаевич Широков создал немало выразительных и узнаваемых образов людей. Один из таких образов мы видим на его.
- Краткое содержание «Сказание о Кише» Лондона У Полярного моря живет тринадцатилетний мальчик Киш, вместе с матерью Айкигой. Братьев и сестер у Киша нет, а его отец.
- Сочинение по картине Серова «Девочка с персиками» В большой светлой комнате возле стола сидит девочка с персиком в руках. Ее черные непослушные волосы растрепались, а темные глаза.
- Анализ стихотворения М.Цветаевой «Тоска по родине» Ярким представителем поэтов 20 века считается М.Цветаева. Она обладает уникальным стилем, ее образы насыщенные и точные. Эту передачу мироощущения критики.
- Сочинение по картине Лактионова «Письмо с фронта» Лактионов Александр Иванович – советский художник, картины которого весьма реалистичны и изображают жизнь простых людей. Из всех его картин мне.
- Краткое содержание «Завтра была война» Васильева Повесть «Завтра была война» написал Борис Васильев. Вначале произведения автор вспоминает свой класс. Об одноклассниках напоминает фотография, где ребята сфотографированы.
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Барто «Вовка добрая душа»
Текст стихотворения
Читатели произведения «Девочка чумазая» – маленькие дети. Автора этого стиха в мире признают одной из самых известных детских писательниц. Это Агния Барто. Однако «Девочка чумазая» – особенная поэзия. Стих стал семейным творением супругов Барто. Далее мы проанализируем особенности, тему и историю создания этого стихотворения.
История создания произведения
Агния Барто – знаковая личность для мировой культуры. Об этом свидетельствует даже тот факт, что в честь писательницы назвали кратер на Венере и спутник Юпитера. Аудитория Барто – дошкольники и дети младшего школьного возраста. «Девочку чумазую» переиздавали множество раз – это свидетельствует о популярности произведения. Стих иллюстрировали такие художники как А. Боровская, В. Иванова, а также Н. Цейтлин.
Дата создания поэзии – 1930-й год. Агния Барто тогда отпраздновала 25-й день рождения. У писательницы была богатая биография. До 25-ти лет Агния работала с балетной труппой, одновременно печатая первые пробы пера. Уникальность конкретно этого стиха кроется в соавторстве. Вторым автором выступил первый муж писательницы – Павел. Брак с Павлом Барто оказался несчастливым и быстро распался. Между тем, у пары успел родиться сын. Родительский опыт часто проявляется в произведениях Барто.
Художественные особенности поэзии
Критики (например, В. Казак) подчеркивают «примитивную рифмовку» произведений Агнии Барто. Особенность стиха – простой бытовой язык, отсутствие лирического отступления. Писательница исключает описания, отдавая предпочтение рифме. Именно обыкновенная, простая, «примитивная» рифма позволяет детям легко понимать строки Барто.
Специфика стиля Агнии Барто – умение вести диалог с детьми, своей основной аудиторией. Автор понимает каждого ребенка, словно ровесница. Произведение Барто – это история, которая даже могла случится в реальности. Рассказы писательницы актуальны, поучительны и реалистичны. Агния Барто часто выводит в название стихов имена: Тамара, Любочка, Таня, Лешенька. В данном же случае – просто девочка. Такой прием помогает писательнице убрать дистанцию между собой и читателями.
Анализ стихотворения «Девочка чумазая» Барто
Искрометное раннее произведение «Девочка чумазая» Агнии Львовны Барто многократно переиздавалось. Иллюстрации к нему рисовали В. Иванова, А. Боровская, Н. Цейтлин.
Стихотворение датируется примерно 1930 годом. Поэтессе в это время исполнилось 25 лет, несколько лет назад она еще служила в балетной труппе, впрочем, уже тогда в печати появились ее дебютные стихи. У данного стихотворения был соавтор – ее первый супруг Павел Барто. Спустя несколько лет семья, где уже рос маленький сын, распалась. В жанровом отношении – поэтический рассказ, сатирический портрет маленькой неряхи, с преимущественно смежной рифмой, хотя встречается и холостая. Стихотворение построено на динамичном диалоге. Взрослые чихвостят девочку. Однако она проявляет чудеса находчивости. На каждый строгий вопрос у нее есть вполне правдоподобный ответ. Естественно, «черные ладошки» у нее не от грязи, а от жаркого солнышка. Так сказать, почти ровный загар. Например, на кончике носа, ладонях, пятках. Собственно, такой и была сверхзадача, эксперимент. Разумеется, ни вода, ни «мочала» тут ничем помочь не смогут. Даже подозрительные полосы на локтях и ногах – просто не очень удачно легший загар. Довольно бесцеремонны сравнения с зеброй, а тем более, с негром. Следует сказать, что в некоторых более поздних переизданиях книги строчки о негре были опущены. Видимо, они выглядели не совсем толерантно. Взрослые беседуют с девочкой на повышенных тонах, с использованием экспрессивных междометий: ах ты, ой ли. Наконец, наступает кульминация. Беспощадные люди несут кусок мыла и мочалку. «Мы ее ототрем». Такое покушение на независимость героиня снести не могла. Однако отчаянный крик не помог, не выручило и «цапанье». Последний призыв к разуму взрослых: «они не будут белые!» Однако мочалка опровергла ее железные доводы. Столь же немилосердна оказалась губка, до красноты надравшая «бедный носик». Пришлось перетерпеть и щекотку. Как в страшном сне звучат сакраментальные фразы: а пятки тоже отмылись. Финал же и вовсе завершается обидным утверждением: это была грязь. Девочка стала бело-розовой, хотя и порядком зареванной. Море уменьшительных суффиксов подчеркивают интонацию стихотворения, соответствует восприятию маленьких слушателей: ладошки, носик, дорожки. Несколько непривычно для поэзии А. Барто отсутствие у героини имени. Множество лексических повторов, рефренов, анафор. Сравнение: как кошка. Череда вопросов и восклицаний, яркая просторечная лексика.
«Девочка чумазая» А. Барто – поучительные стихи для самых маленьких о пользе чистоты и вреде лени.
Публикация «Конспект „Чтение стихотворения А, Барто „Девочка чумазая“» размещена в разделах
- Барто А.Л. Конспекты занятий
- Барто А.Л. Творчество Агнии Барто
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- «Девочка чумазая», стихотворение Барто А.Л.
- Темочки
Воспитатель:Ребята, а вы знаете как беречь свое здоровье? А вот мы сейчас поиграем.
Покажите,где у вас голова,шея,глаза? Зачем нам глаза (ответы детей).Где у нас нос?Зачем нам нужен нос (ответы детей).Покажите рот,лоб,щеки,уши. Для чего нам нужны уши (ответы детей).
Покажите туловище,плечи,спину,грудь,живот,колени.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру,которая называется»Покажи правильно».
Воспитатель говорит одно,показывает другое. Дети должны показать правильно названную часть тела.
Воспитатель:Ребята!К нам пришла гостья (показывает грязную куклу).Про эту девочку послушаем стихотворение Агнии Барто»Девочка чумазая».(Аудиозапись).
Воспитатель объясняет смысл слова»чумазая»,показывает портрет автора и книгу со стихотворением,рассматривает с детьми иллюстрации к стихотворению.
Беседа по стихотворению.
— О ком это стихотворение?
— Почему девочку назвали чумазой?
— Как девочка объяснила, почему у нее грязные ладошки?
— А как девочка объяснила, что у нее носик черный — будто закопченный?
— Отмылись ли ладошки, носик, пяточки? Как?
— Стала девочка белая, ничуть не загорелая. Почему? Это была грязь.
Воспитатель:Ребята,а кукла Маша вам нравится (ответы детей).Грязь может навредить здоровью?
Что нужно делать,чтобы остаться чистым (ответы детей).
А, сейчас давайте поиграем!
На столе разложены предметы личной гигиены. Дети подходят,берут по одному предмету,говорят как называется предмет и для чего он нужен.
Воспитатель:Ребята, мы должны помочь кукле. Давайте ее помоем.
Дети вместе с воспитателем моют куклу, рассказывают потешку про водичку:
Водичка,водичка,
Умой мое личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Воспитатель:Молодцы! Как вы думаете продукты,которые мы едим, могут быть вредными и полезными (ответы детей).
Предлагаю игру. Разложить во обручам полезные и вредные продукты. В красный обруч-полезные,в синий-вредные.
Что еще помогает нам укреплять здоровье (ответы детей).Правильно-занятие спортом.
Воспитатель обращается к кукле Маше.
Маша,ты поняла как укреплять здоровье?А вы,дети?
Давайте все вместе повторим:следить за чистотой тела,есть полезные продукты,заниматься спортом,закаливаться.
Молодцы,вы все хорошо запомнили!А теперь давайте подарим Маше душистое туалетное мыло и памятку о личной гигиене.
Маша благодарит всех, прощается и уходит.
Машенька
Кто, кто
В этой комнате живет?
Кто, кто
Вместе с солнышком встает?
Это Машенька проснулась,
С боку на бок повернулась
И, откинув одеяло,
Вдруг сама на ножки встала.
Здесь не комната большая –
Здесь огромная страна,
Два дивана-великана,
Вот зеленая поляна –
Это коврик у окна.
Потянулась Машенька
К зеркалу рукой,
Удивилась Машенька:
«Кто же там такой?»
Она дошла до стула,
Немножко отдохнула,
Постояла у стола
И опять вперед пошла.
Стала Маша подрастать.
Надо дочку воспитать.
Есть у Маши дочка –
Ей скоро пол годочка.
Она лежит не плачет,
Глаза от света прячет.
Чтоб у нас она спала,
Снимем лампу со стола.