Стихи агнии барто для детей тексты самых популярных стихотворений

Агния барто - короткие детские стихи: читать маленькие стихотворения для детей агнии барто - рустих

Проверим себя

Задание 1

Подумай, на какую тему, о ком пишут С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Е. Благинина. Грустные эти стихи или весёлые? Что тебе интересно в них?

Ответ:

Все перечисленные поэты пишут о детях и детстве. Эти стихи разные: веселые, ироничные, грустные, мечтательные. Они интересны тем, что описывают ситуации из повседневной жизни, школьные сценки, взаимоотношения с товарищами и взрослыми. Такие эпизоды встречаются в жизни каждого ребенка, и в героях многих стихотворений мы узнаём себя и своих одноклассников.

Задание 2

Ответ:

Также понравился красивый и неожиданный эпитет «стеклянный голос».

Задание 3

В каком стихотворении С. Михалкова изображены ребята-фантазёры, выдумщики? Грустно им или весело в дождливый день?

Ответ:

Речь идет о стихотворении «Если». Ребятам весело, потому что у них богатое воображение, которое не дает им грустить или скучать.

Задание 4

В каком стихотворении есть следующие строки?

И звучат печально гаммы

В нашей комнате. Без мамы.

Как объяснить их смысл? Знакомо ли тебе чувство этого мальчика? Расскажи, какие стихи А. Барто ты читал раньше.

Ответ:

Это строки из стихотворения Агнии Барто «Разлука». Мальчик скучает по маме, которая уехала в командировку. Без мамы ему всё кажется печальным. Любой ребенок с нетерпением ждет маму и грустит, когда ее нет рядом.

Я читал и другие стихи Агнии Барто: «Игрушки», «Мы с Тамарой», «Сильное кино», «Почему телефон занят», «Кто не знает Любочку»,«Болтунья», «Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение», «Первый урок».

Задание 5

Кому из поэтов принадлежат строки:

…Лежу, блаженствую под ёлкой
И слушаю: «Ку-ку, ку-ку!»

Сравни стихи «В лесу над росистой поляной…» и «Кукушка». Какое настроение создаёт у поэтов голос кукушки?

Ответ:

Это строки из стихотворения Елены Благининой «Кукушка». В обоих стихотворениях рассказ ведется от первого лица. Рассказчики — дети, описывающие свои впечатления от голоса кукушки в лесу.

В стихотворениях описывается разное время суток. У Благининой кукушка кукует в «неяркий денёк», «с утра до вечера». У Маршака голос птицы слышится на рассвете.

Стихотворение Е. Благининой навевает ощущение покоя и счастливого умиротворения. Стихотворение С. Маршака вызывает грусть и сожаление об ушедшем лете.

Задание 6

Ты уже знаешь, что важные для понимания произведения слова при выразительном чтении особо выделяют голосом. Выбери стихотворение для заучивания наизусть. Подумай, какие слова в нём нужно выделить голосом. Какой темп и тон, какая интонация будут соответствовать содержанию стихотворения?

Ответ:

Слава, выделенные жирным шрифтом и подчеркиванием, следует выделять голосом. Рассказывать это стихотворение нужно в неспешном темпе, с повествовательной интонацией. Обращение к лучу должно звучать немного активнее. Постарайся придать интонациям оттенок убедительности, утверждения, как будто ты объясняешь свою позицию. Ответ луча произнеси с интонациями утешения и одобрения.

Е. А. Благинина

«Посидим в тишине»

Мама спит, она устала
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!

Задание 7

Вспомни, что слово творчество происходит от слова творить (созидать, создавать что-то новое). Можем ли мы назвать творчеством самостоятельное сочинение стихотворения, создание иллюстрации? Обоснуй свою точку зрения.

Ответ:

Да, наши рисунки, поделки или сочинение стихов — это тоже творчество. Пользуясь своим воображением, фантазией, мы создает что-то новое. В этих произведениях (пусть даже несовершенных, неумелых) отражается наш личный взгляд на окружающий мир и отношение к нему.

У нас на Якиманке

У нас на Якиманке
Вхожу я в каждый дом
И у ворот на санки
Кладу железный лом.
Старик на пятом этаже
Мне дал свои коньки:
Они ему малы уже,
А внуку велики.
Лежит железная кровать
В сарае, под столом,
Её немножко доломать,
И был бы чудный лом!
Нашла я прутья от зонта
В чулане, за стеной.
У нас в чулане темнота,
Но я взяла с собой кота,
И он искал со мной.
У нас на Якиманке
Вхожу я в каждый дом
И у ворот на санки
Кладу железный лом.
Я вёдра собираю,
Тупые топоры.
И снятся мне сараи,
Чуланы и дворы.
Большой поднос из жести
И ржавую пилу —
Я всё сложила вместе
В передней на полу.
Пришла я с Якиманки,
А где железный лом?
Здесь только две жестянки
Остались под столом!
Где же сломанная клетка?
Где железная пила?
Оказалось, что соседка
Всё Андрюшке отдала.
Взял он мой железный лом,
Положил на санки, —
Он из школы за углом,
Тоже с Якиманки.
Соседке это всё равно,
Я спорить с ней не стала, —
Ведь ей неважно, чьё звено
Проводит сбор металла.
Но что же мне теперь сдавать —
Только две жестянки?
И сегодня я опять
Хожу по Якиманке

Хищница

На комод уселась к нам
Глиняная птица
И глядит по сторонам:
«Чем бы поживиться?»
Будто круглые очки,
У нее глазищи,
И глотает пятачки
Птица вместо пищи.
Опустил монету,
Был пятак — и нету!
Стала хищная сова
Предъявлять свои права.
Я хотел купить значок
Другу к именинам.
Звяк!— остался пятачок
В животе совином.
Даже деньги на автобус
Я в совиную утробу
Для чего-то опустил,
Опустил и загрустил.
А сова глядит, хохочет,
Изогнула нос крючком.
Для нее теперь охочусь
Я за каждым пятачком.
Завтра мамино рожденье —
За подарком не бегу,
На подарок нету денег,
Их в копилке берегу.
Я разбил эту сову,
Хорошо опять живу!

Качели

Шумели от ветра
Зеленые ветви,
Висели качели
Под дубом столетним.
С утра до обеда,
До тихого часа
Качались ребята
Из первого класса,
Потом из второго,
Потом из шестого,
Потом малыши
Появляются снова.
Качели взлетают
То влево, то вправо,
И громко вздыхает
Вожатая Клава.
Она уверяет,
Что ей непонятно,
Как можно качаться
По часу подряд.
Туда и обратно,
Туда и обратно…
Ведь это, пожалуй,
Мозги заболят!
Как только ребята
Ложатся в постели,
Вожатая Клава
Бежит на качели.
Спят малыши
И не трогают Клаву,
Можно в тиши
Покачаться на славу!
К Анне Петровне,
К начальнику штаба,
Вечером Клаву
Зачем-то зовут.
— Ваша работа
Поставлена слабо!
Нельзя же качаться
По сорок минут!
Как только вожатые
Лягут в постели,
Анна Петровна…
Бежит на качели.
Она ученица
Десятого класса —
Ей можно качаться
До позднего часа.
Вечер чудесный,
Но в комнатах жарко,
Тетя Маруся
Гуляет в саду.
Тетя Маруся
Теперь санитарка —
Курсы окончила
В этом году.
Она произносит
Суровую речь,
Что нужно на отдыхе
Силы беречь:
После прогулки
Немедленно лечь.
Выслушав строгую речь
Санитарки,
Анна Петровна
На отдых идет.
А тетя Маруся…
Качается в парке,
Взлетают качели
То взад, то вперед.

Важный пленник

Была весенняя пора,
Была военная игра,
И нам попался пленный.
Пленный! Пленный!
Какой почтенный пленный!
Хотя он ростом не высок,
Но у него седой висок,
Он очень важное лицо —
Директор школы
Взят в кольцо.
Он был участником игры,
Он жег сигнальные костры
И оказался пленным.
Пленным! Пленным!
Таким почтенным пленным!
Поставил двойку не одну
Он в наших дневниках,
И вот сегодня он в плену
У школьников в руках.
Приятно, что ни говори,
Дела идут на лад…
К нему бегут секретари:
— Директор! Ваш доклад!
А он вздыхает: — Ну и ну!
Предупредите: я в плену.
Такое важное лицо —
Директор школы
Взят в кольцо!
Такой бесценный пленный
Один во всей вселенной!

Про юного пенсионера

Один малец, лет десяти,
Мечтал на пенсию уйти.
Но разве плохо, например,
Живется деду Косте?
Придет на сквер пенсионер,
с утра играет в кости.
Один малец, лет десяти,
Мечтал на пенсию уйти.
И пусть стучит вожатый в дверь: —
— Ты почему не в школе?
— А я на пенсии теперь!
Вы не слыхали что-ли!
С утра могу развлечься,
Ударить по мячу ..
И на тахте разлечься
Могу когда хочу.
Один малец, лет десяти,
Мечтал на пенсию уйти.
Уйти из школы на покой
И веселиться день-деньской.
А дед грустит.. такой чудак,
Вздыхая то и дело
Встает зачем-то за верстак,
Повсюду ищет дело ..
Иной совсем еще не сед,
Но ищет он пути
Уйти на отдых с юных лет,
На пенсию уйти.

Я лежу, болею

Я лежу, болею,
Сам себя жалею.
Повздыхаю на спине,
Снова на бок лягу…
Не идут друзья ко мне
Навестить беднягу.
Я лежу, болею,
Сам себя жалею.
Где товарищи мои?
Как проводят лето?
Без меня ведут бои
На футболе где-то…
Я лежу, болею,
Сам себя жалею.
Жду, когда в конце концов
Распахнутся двери
И ворвутся шесть мальцов,
Пять по крайней мере.
Но в квартире тишина…
Тру глаза спросонок,
Вдруг я вижу (вот те на!)—
Входят пять девчонок.
Пять девчонок сели в ряд
У моей кровати.
— Ну, довольно!— говорят.—
Поболел, и хватит.
Песни знаешь или нет?
Будешь запевалой!—
Я киваю им в ответ:
— Что ж, споем, пожалуй.
Танька (тонкий голосок,
Хвостик на затылке)
Говорит: — А это сок
Для тебя в бутылке.
Чудеса! Мальчишек жду,
А пришли девчата.
Я же с ними не в ладу,
Воевал когда-то.
Я лежу, болею,
Сам себя жалею,
Как с девчонками спою,
Сразу веселею.

Верёвочка

Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки.
Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.
Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Тут прохожим не пройти:
Тут веревка на пути.
Хором девочки считают
Десять раз по десяти.
Это с нашего двора
Чемпионы, мастера
Носят прыгалки в кармане,
Скачут с самого утра.
Во дворе и на бульваре,
В переулке и в саду,
И на каждом тротуаре
У прохожих на виду,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе.
Вышла Лидочка вперед.
Лида прыгалку берет.
Скачут девочки вокруг
Весело и ловко,
А у Лидочки из рук
Вырвалась веревка.
— Лида, Лида, ты мала!
Зря ты прыгалку взяла!—
Лида прыгать не умеет,
Не доскачет до угла!
Рано утром в коридоре
Вдруг раздался топот ног.
Встал сосед Иван Петрович,
Ничего понять не мог.
Он ужасно возмутился,
И сказал сердито он:
— Почему всю ночь в передней
Кто-то топает, как слон?
Встала бабушка с кровати —
Все равно вставать пора.
Это Лида в коридоре
Прыгать учится с утра.
Лида скачет по квартире
И сама считает вслух.
Но пока ей удается
Досчитать всего до двух.
Лида просит бабушку:
— Немножко поверти!
Я уже допрыгала
Почти до десяти.
— Ну,— сказала бабушка,—
Не хватит ли пока?
Внизу, наверно, сыплется
Известка с потолка.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.
Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.
Вышла Лидочка вперед,
Лида прыгалку берет.
— Лида, Лида! Вот так Лида!
Раздаются голоса. —
Посмотрите, это Лида
Скачет целых полчаса!
— Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом,
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе…
Доскакала до угла.
— Я б не так еще могла!
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
С книжками, с тетрадками
Идут ученики.
Полны веселья шумного
Бульвары и сады,
И сколько хочешь радуйся,
Скачи на все лады.

Если б я была дельфином

Если б я была дельфином
И людей спасать могла!..
Ветер лодку опрокинул:
Нет ни лодки, ни весла…
Все сильней бушует ветер,
Налетает на причал,
Он сорвал рыбачьи сети,
Он все море раскачал…
Если б я была дельфином,
Я была бы гибкой, длинной,
Я бы мчалась как стрела,
Рыбака бы я спасла.
В грозном море черно-синем
Гибель ждет его вот-вот,
Но раздался свист дельфиний —
Друг на выручку плывет.
У дельфина тайн немало:
Как он слышит без ушей?
Как сзывает по сигналам
Годовалых малышей?
Он от всей души резвится,
Ловко скачет по волнам.
Как сумел он так развиться?!
Непонятно это нам.
Ненадолго, хоть на месяц,
Я хочу дельфином стать.
Все увижу, все замечу,
Стану школьницей опять.

Не одна

Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную лепили.
Снег февральский, слабый-слабый,
Мялся под рукой,
Но как раз для снежной бабы
Нужен нам такой.
Нам работать было жарко,
Будто нет зимы,
Будто взял февраль у марта
Тёплый день взаймы.
Улыбаясь, как живая,
В парке, в тишине,
Встала баба снеговая
В белом зипуне.
Но темнеет — вот досада! —
Гаснет свет зари,
По домам ребятам надо,
Что ни говори!
Вдруг нахмурилась Наталка,
Ей всего лет пять,
Говорит: — Мне бабу жалко,
Что ж ей тут стоять? —
Скоро стихнет звон трамвая
И взойдёт луна,
Будет баба снеговая
Под луной одна?!
Мы столпились возле бабы,
Думали — как быть?
Нам подружку ей хотя бы
Нужно раздобыть.
Мы не ели, мы не пили,
Бабу новую слепили.
Скоро стихнет звон трамвая
И взойдёт луна,
Наша баба снеговая
Будет не одна.

Жил на свете самосвал

Жил на свете самосвал,
Он на стройке побывал,
Подкатил с утра к воротам,
Сторожа спросили: — Кто там?
Самосвал ответил так:
— Я привез отличный шлак.
Молодчина самосвал,
Где он только не бывал!
Он кирпич возил и гравий,
Но, увы, застрял в канаве!
Буксовал он, буксовал,
Еле вылез самосвал,
Говорит: — Меня не троньте,
Я сегодня на ремонте,
У меня помята рама!
— Алексей! — сказала мама.—
Ты успел в канаву влезть?
Дело в том, что самосвалом
Был Алеша, славный малый.
Сколько лет ему?
Лет шесть!
Самосвал сигналит громко:
— У меня сейчас поломка,
Но с утра я снова в путь.
— Хорошо,— сказала мама,—
Но пока Алешей будь!
Молока попьешь, и спать! —
Что ж, пришлось Алешей стать!
Где Алеша? Спит уже,
Дома спит, не в гараже.

Поручается Андрею

Андрюша летом был в Крыму.
Он рассказал на сборе,
Как было весело ему
Купаться в Черном море.
Написал он в стенгазете
О камнях, о южном лете,
И о склонах Аю-Дага,
И о том, как воздух чист
Все сказали: — Молодчага!
Ты, Андрюша, активист!
Раз ты выступил в печати,
Ты и шефом будешь кстати.
В наш подшефный детский сад
Пусть тебя и пригласят.
И пошло без передышки!
Поручений целый лист:
Обсужденье новой книжки
Подготовит активист.
Выступленье на линейке
Поручается Андрейке.
Клеить детские игрушки
Поручается Андрюшке.
Помогать больной старушке
Поручается Андрюшке.
И пойти в оранжерею
Поручается Андрею.
Вся дружина очень рада,
Что Андрюша так ретив:
— Нам работать и не надо,
Есть для этого актив!
Ночь пришла… Огни погасли…
— Где мой сын? — вздыхает мать.—
Может быть, ушел он в ясли
Помогать детей качать?

Зовите бабку!

Заявила бабка деду:
У меня уборка в среду!
Вот настала, как всегда,
После вторника среда,
И уже часов с шести
Бабка пол взялась скрести.
А куда деваться деду?
Он сегодня не в чести.
Не придется старику
В тишине попить чайку.
Он ворчит, что скоро полдень —
Он устал, он очень голоден,
Он поспал бы до обеда,
Он на стуле бы вздремнул,
Да старуха из-под деда
Унесла последний стул.
Ни стола вокруг, ни стула,
Только таз да тряпка.
Дом вверх дном перевернула
В среду утром бабка.
У нее хлопот по горло,
Так полы она натерла,
Что котенок в половицу,
Будто в зеркало, глядится,
Поднимает хвост трубой
И любуется собой.
А старик с утра не в духе,
Придирается к старухе:
Ей на пенсию пора.
Еле тащит полведра,
Начала уборку в среду,
А не кончит к четвергу!
Говорит старуха деду:
— Поспеваю как могу! —
Но старик зовет на смену
Пионерку — внучку Лену:
— Пусть моя любимица
За уборку примется!
Вновь настала, как всегда,
После вторника среда,
И уже часов с шести
Внучка пол взялась мести.
В полминуты подмела,
Пыль такую подняла,
Что котенок расчихался
И уполз из-под стола.
Протирала внучка стекла —
Вся до тапочек промокла.
До того она быстра —
Расплескала полведра!
Ей в душе не до уборки,
На коньках кататься с горки —
Вот куда ее влечет!
А под стол ручей течет,
На куски, на черепки
Разлетелась миска.
Внучка дернула плечом,
Говорит: — А я при чем?
Виновата киска.
Только дед вздремнул на стуле,
С полки падают кастрюли.
Грохот! Гром! Стучат тазы!
В кухне плещут волны!
Дом гремит, как от грозы,
Только нету молний!
Дед схватил в охапку шапку
И кричит: — Зовите бабку!

Сладкая темнота

Если вам уже лет двадцать,
Всё равно вы помните —
Очень трудно оставаться
Детям в тёмной комнате.
Окна стали чёрными,
Шорохи за шторами,
Так и чудиться ребятам,
Что за шторой кто-то спрятан.
И случается на свете —
Даже школьники и те:
Храбрецы при ярком свете,
Но трусливы в темноте.
И Сережа, наш Сережа —
Самый младший член семьи,
Темноты боялся тоже,
Лет, пожалуй, до семи.
Прочь выскакивал со стоном,
В темноте его трясло.
Но Сережа был сластёной —
Это парня и спасло.
В зимний вечер дело было:
Мама вспомнила: — Постой,
Я пакет один забыла
В тёмной комнате пустой.
Мармелад лежит в пакете —
Это сыну моему. —
И слова услышав эти,
Парень бросился во тьму.
Сразу страх преодалев,
В темень кинулся как лев.
Он теперь из светлых комнат
Смело входит в темноту.
Мармелад Сережа помнит
И приятный вкус во рту.

Девочка-ревушка

Что за вой? Что за рёв?
Там не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка —
Это Ганя-рёвушка
Плачет,
Заливается,
Платьем утирается…
УУ-УУ-У!..
Вышла рёва на крыльцо,
Рёва сморщила лицо:
— Никуда я не пойду!
Мне не нравится в саду.
Уу-уу-у!..-
Вот вернулась Ганя в дом,
Слёзы катятся ручьём:
— Ой, пойду обратно!
Дома неприятно!
Оо-оо-о!..
Дали Гане молока.
— Эта кружка велика!
В этой не могу я!
Дайте мне другую!
УУ-УУ-У!..
Дали рёвушке в другой,
Рёва топнула ногой:
— В этой не желаю!
Лучше дайте чаю!
Аа-аа-а!..-
Уложили Ганю спать,
Плачет рёвушка опять:
— Ой, не буду спать я!
Ой, наденьте платье!
УУ-УУ-У!..
Тут сбежался народ.
Чтоб узнать: кто ревёт?
Кто всё время плачет?
Что всё это значит?
Видят — девочка стоит,
Очень странная на вид:
Нос распух, что свёкла,
Платье всё промокло.
Оо-оо-о!..
УУ-УУ-У!..
— Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.

Секрет успеха

Недовольный ходит Юра
По квартирам, по домам,
Юра спрашивает хмуро
У соседских пап и мам,
Юра спрашивает хмуро:
— Есть у вас макулатура?
Он не в духе: взялся сдуру
Собирать макулатуру.
Кто-то Юру оглядел:
— Без тебя хватает дел.
Старичок захлопнул дверь
Перед носом Юры
И бормочет: — Верь не верь,
Нет макулатуры.
Вышла тетка в черной шали —
Ей обедать помешали,—
Говорит: — Ты кто такой?
Ты меня не беспокой!
Кто уходит в парк культуры,
Кто к врачу на процедуры,
И звучит в ушах у Юры:
«Нет у нас макулатуры».
Вдруг какой-то парень длинный
Заявляет Юре вслед:
— Зря ты ходишь с кислой миной,
Потому и толку нет.
Юра вмиг расправил брови,
В дверь стучится полон сил,
У хозяйки «Как здоровье?»
Юра весело спросил.
Бодро спрашивает Юра:
— Есть у вас макулатура? —
Говорит хозяйка: — Есть…
Не желаешь ли присесть?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: