Для 3 класса
Новогодняя сказка «Морозко» рассказывает о непростой судьбе девушки, у которой в один из трагичных дней жизни всё меняется в лучшую сторону.
Главная героиня живёт в доме с отцом, мачехой и сводной сестрой. Она выполняет всю самую сложную и грязную работу по хозяйству и хорошо с этим справляется, но никак не может угодить жене отца. Падчерица не только трудолюбивая, но и красивая девушка, поэтому все завидные женихи засматриваются на неё, а не на родную дочку мачехи. Это очень раздражает сварливую женщину и поэтому она решает избавиться от сироты. Мачеха заставляет мужа отвезти падчерицу в лес на трескучий мороз, рассчитывая, что несчастная девушка там погибнет. Скромная падчерица безропотно подчиняется приказу деспотичной мачехи. Так же покорно она выносит все испытания, которые устраивает над ней Морозко. Старик с каждым разом всё больше усиливает мороз, проверяя характер девушки на стойкость, но падчерица не подаёт и виду, что очень замёрзла. Она вежливо отвечает на все вопросы Морозко. Своим терпением падчерица растрогала суровое сердце старика. Он смилостивился, пожалел девушку: отогрел её тёплыми шубами и одеялами. К тому же, за доброту Морозко награждает падчерицу щедрыми подарками.
Отец падчерицы, муж мачехи — безвольный, трусливый человек. Он во всём беспрекословно подчиняется жене, не защищает свою дочь перед ней. Когда мачеха приказывает старику отвезти падчерицу в лес, он плачет и переживает, но выполняет её волю. Таким образом, проявив малодушие, отец обрекает свою дочь на погибель.
Мачеха — властная, сварливая женщина. Все в доме подчиняются ей. Она не любит свою падчерицу. Чтобы избавиться от неё, мачеха выгоняет девушку из дома. Злая женщина надеется, что падчерица погибнет в лесу. К её досаде девушка возвращается домой живая и невредимая, богатая и счастливая. Такое неожиданное событие для мачехи, вызвало у неё ещё большую злость и зависть. Она старалась, чтобы у родной дочки было всё самое лучшее, горячо любила её, холила и лелеяла, оберегала от работы, а в результате – падчерица оказалась успешнее. Такое пережить мачеха не смогла. Жажда наживы и желание быть не хуже других затмила женщине разум. Она не задумываясь, отправляет свою родную дочь в лес за подарками. Мачеха ещё не знает, что её ждёт горькая расплата за всё зло, которое она причинила людям, но уже ничего изменить нельзя.
Дочь мачехи – высокомерная и невоспитанная девушка. Мать её за всё только хвалила и гладила по головке. Девушка привыкла получать всё, что захочет, не прикладывая для этого никаких усилий. Так же бесцеремонно она ведёт себя и с Морозко. В отличие от своей сестры, на все его вопросы отвечает грубо и непочтительно. Старик не может простить такого хамского отношения к себе и жестоко наказывает девушку — она погибает от холода.
Волшебный старик Морозко олицетворяет собой справедливость. Добрых людей он награждает, а злых – наказывает.
Есть в сказке ещё один персонаж — маленькая собачонка. Она умеет предсказывать события. Симпатии собачки на стороне падчерицы. Например, она сообщает мачехе, что старикова дочь приедет домой богатая и выйдет замуж, а старухина дочь – не вернется домой живой.
Главная мысль сказки в том, что всё в жизни воздаётся по делам.
3 класс
Промысел
Конечно же, нельзя не сказать как раскрывается промысел Божий в отношении главных героев. Падчерица являет собой образ чистоты помыслов и дел. За свое терпение, кротость и доброту она получает награду. Это важный нравственный аспект сказки, показывающий, что праведный человек не только стяжает будущих благ, но и награждается уже здесь на земле.
Если говорить о мачехе с дочкой, которые являются образом всего мерзкого и противного что может быть в человеке, то для них конец повествования оказывается печальным. По сути, они получили то, к чему стремились своей скверной жизнью. В сказке можно уловить мысль, что нравственно-темный человек не видит будущих последствий своей греховной жизни. В отношении таких людей следует наказание, которое, по сути, человек сам себе готовит, закрывая дорогу промыслу Божьему. Для таких людей Бог попускает то, к чему они стремились, не замечая свою греховность.
Делая вывод, можно сказать, что сказка «Морозко» богата поучительным и духовно-нравственным наполнением. Важные посылы содержатся как для детей, так и для взрослых
Родителям важно понять, что всеохватывающая забота о ребенке не является фактором хорошего воспитания. Образ мачехи дает понять, что воспитание ребенка начинается с родителя. В отдельную тему можно вынести отношение к труду, как элементу становления полноценного человека
Нельзя недооценивать отношения между родителями, искаженность которых (отношений) показывается в сказке на примере старика и мачехи. Ребенок должен усвоить тот посыл, что воспитание – это не только труд родителей, но и труд самого ребенка. Научиться искоренять в себе плохое, видеть в человеке образ Божий, кем бы этот человек не был, относиться к труду как части своей жизни и всегда уповать на Бога – вот что должен усвоить ребенок
В отдельную тему можно вынести отношение к труду, как элементу становления полноценного человека. Нельзя недооценивать отношения между родителями, искаженность которых (отношений) показывается в сказке на примере старика и мачехи. Ребенок должен усвоить тот посыл, что воспитание – это не только труд родителей, но и труд самого ребенка. Научиться искоренять в себе плохое, видеть в человеке образ Божий, кем бы этот человек не был, относиться к труду как части своей жизни и всегда уповать на Бога – вот что должен усвоить ребенок.
Здесь вы найдете обе версии сказки «Морозко»: № 95 и № 96.
Читать сказку «Мороз Иванович»
Смотрите сказку «Морозко» на нашем сайте в разделе «Художественные фильмы»
Сказка про Деда Мороза и Снегурочку
Когда и кто эту историю рассказал? Никто не помнит? Кто и когда её слышал? Никто не знает? А история эта вот о чём.
Жил Дед Мороз со своею Снегурочкой на Северном полюсе,огромном ледяном острове, именуемом Арктикой. В этом царстве зимы никогда не было других времён года, дни здесь были самые короткие на Земле. Солнце как бы боялось замёрзнуть и быстро покидало этот вечно ледяной и неприветливый край, а длинными ночами сверкали холодом звёзды и северное сияние. И никого, кроме Деда Мороза и Снегурочки, в этой арктической пустыни не было. Так бы и продолжали они жить в печальном одиночестве, если бы не сон, который увидела Снегурочка накануне нового года. А приснилось ей, что они с Дедом Морозом оказались в гостях у ребят на новогодней ёлки. И вся эта радостная встреча с песнями, играми, танцами, новогодними игрушками и подарками была как наяву. Проснувшись, Снегурочка непроизвольна стала повторять запомнившиеся слова одного из услышанных стихов ребят:
Тик-так — часы стучат. Топ-топ — Новый год идёт. Там-там ёлочка растёт. Тут-тут подарочки дают.
Дедушка, дедушка! — громко и радостно вскрикнула Снегурочка, звонко стуча хрустальными каблучками по полу ледяного дворца. Дед Мороз сидя в ледяном кресле хладнокровно спросил: -Я слушаю тебя, внученька. -Дедушка, мы не одни, мы не одни! -Что произошло, Снегурочка? -Дедушка, я видела сон, я видела ребят. Их там много, им всем вместе весело. Я хочу к ним! Я очень хочу к ним, дедушка! Дед Мороз встал и подошёл к Снегурочке, тепло обнял её и улыбнулся: -Конечно, конечно же ты их увидишь скоро. Только не волнуйся так. -Нет! Ты просто меня успокаиваешь. Ты не веришь мне! — Снегурочка заплакала, и из её больших глаз упали крупные льдинки слёз. -Хорошо, хорошо, я тебе обещаю, мы завтра же тронемся, в путь, правда, я не знаю дороги к этим ребятам. -Я тебе всё покажу, дедушка, я всё запомнила! Подпрыгнув от радости, Снегурочка в обе щеки расцеловала Деда Мороза.
Три дня до нового года.
На другой день к утру Дед Мороз и Снегурочка были готовы к дороге. Дед Мороз достал свой посох и, стукнув им два раза, пожелал, что бы северное сияние служило им дорожкой по небу, а звёзды освещали им верный путь. В один миг цепочкой звёзды выстроились, и кружево северного сияния дорожкой вытянулось, приспустило один край к ногам Деда Мороза и Снегурочки. Едва они ступили на неё, дорожка, в воздухе змейкою паря, сама в путь освещенный двинулась.
Два дня до Нового года.
Целый день Дед Мороз со Снегурочкой летели над Арктикой, а в конце дня их дорожка-скоролёт стала на глазах быстро укорачеватсься и всё ниже и ниже опускаться на неизвестную им землю. Это оказались острова Северной Земли, хозяином которых был белый северный медведь. -Дедушка смотри, какое забавное существо приближается к нам, — только и успела сказать Снегурочка, как раздался гремучий голос большого белого медведя: -Кто вы и что вам здесь нужно? -Мы со Снегурочкой спешим на новогоднюю ёлку к ребятам. Не мог бы ты нам к ним помочь добраться ? Ничего не ответил медведь, лишь улыбнулся и покорно подставил свою лохматую спину. Во всю мочь он нёс Деда Мороза и Снегурочку, и к утру они достигли Большой Земли. -Я дальше идти не могу. Это тундра, и её властелин — благородный северный олень. Он вам поможет путешествовать дальше. Прощайте!
Один день до Нового года.
И вот уже Дед Мороз со Снегурочкой продолжили путь верхом на северном олене. Весь следующий день они мчались без устали по просторам тундры. Впереди была тайга с её многочисленными обитателями. Узнав, что перед ними настоящий Дед Мороз и Снегурочка и что они опаздывают на встречу Нового года с ребятами, звери с радостью согласились помочь. Как и раньше, при помощи волшебного посоха появились великолепные сани, в упряжке которых встали: лось и медведь, волк и кабан, лиса и заяц, соболь и белка. А тетерева с глухарями тоже помогали: с высоты птичьего полёта высматривали наиболее проходимые для саней места. Один час до Нового года.
А вот и сам Байкал, море-озеро! И его дочь красавица Ангара.! Дед Мороз и Снегурочка поблагодарили гостеприимных таёжных зверей и двинулись на быстроходных лыжах дальше к стариному купеческому городу Иркутску. Именно там побывала наша Снегурочка во сне за три дня до наступления Нового года.
Наконец появились вечерние огни Иркутска с его прекрасной новогодней ёлкой и весёлым хороводом ребят. Дед Мороз и Снегурочка услышали:
— Тик-так-часы сучат. Топ-топ — Новый год идёт. Там-там ёлочка растёт. Тут-тут подарочки дают.
— Да я же всё это видела во сне, дедушка! — воскликнула Снегурочка и, счастливая, стала вместе с Дедом Морозом и ребятами водить хоровод вокруг новогодней ёлки. -С Новым годом вас, ребята! — Сказал Дед Мороз. -С Новым годом! — вторила ему Снегурочка.
Два Мороза — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Два Мороза», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Сделать
Михайлов Михаил Ларионович
Два Мороза
Михаил Ларионович Михайлов
Два Мороза
Гуляли по чистому полю два Мороза, два родных брата, с ноги на ногу поскакивали, рукой об руку поколачивали. Говорит один Мороз другому:
— Братец Мороз — Багровый нос! Как бы нам позабавиться — людей поморозить? Отвечает ему другой:
— Братец Мороз — Синий нос! Коль людей морозить — не по чистому нам полю гулять. Поле всё снегом занесло, все проезжие дороги замело: никто не пройдет, не проедет. Побежим-ка лучше к чистому бору! Там хоть и меньше простору, да зато забавы будет больше. Всё нет-нет, да кто-нибудь и встретится по дороге.
Сказано — сделано. Побежали два Мороза, два родных брата, в чистый бор. Бегут, дорогой тешатся: с ноги на ногу попрыгивают, по елкам, по сосенкам пощелкивают. Старый ельник трещит, молодой сосняк поскрипывает. По рыхлому ль снегу пробегут — кора ледяная; былинка ль из-под снегу выглядывает, — дунут, словно бисером ее всю унижут.
Послышали они с одной стороны колокольчик, а с другой бубенчик: с колокольчиком барин едет, с бубенчиком — мужичок.
Стали Морозы судить да рядить, кому за кем бежать, кому кого морозить.
Мороз — Синий нос, как был помоложе, говорит:
— Мне бы лучше за мужичком погнаться. Его скорей дойму: полушубок старый, заплатанный, шапка вся в дырах, на ногах, кроме лаптишек, — ничего. Он же, никак, дрова рубить едет. А уж ты, братец, как посильнее меня, за барином беги. Видишь, на нем шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи. Где уж мне с ним! Не совладаю.
Мороз — Багровый нос только подсмеивается.
— Молод еще ты, — говорит, — братец!.. Ну, да уж быть по-твоему. Беги за мужичком, а я побегу за барином. Как сойдемся под вечер, узнаем, кому была легка работа, кому тяжела. Прощай покамест!
— Прощай, братец!
Свистнули, щелкнули, побежали.
Только солнышко закатилось, сошлись они опять на чистом поле. Спрашивают друг друга — что?
— То-то, я думаю, намаялся ты, братец, с барином-то, — говорит младший, а толку, глядишь, не вышло никакого. Где его было пронять!
Старший посмеивается себе.
— Эх, — говорит, — братец Мороз — Синий нос, молод ты и прост! Я его так уважил, что он час будет греться — не отогреется.
— А как же шуба-то, да шапка-то, да сапоги-то?
— Не помогли. Забрался я к нему и в шубу, и в шапку, и в сапоги, да как зачал знобить! Он-то ёжится, он-то жмется да кутается; думает: дай-ка я ни одним суставом не шевельнусь, авось меня тут мороз не одолеет. Ан не тут-то было! Мне-то это и с руки. Как принялся я за него — чуть живого в городе из повозки выпустил! Ну, а ты что со своим мужичком сделал?
— Эх, братец Мороз — Багровый нос! Плохую ты со мной шутку сшутил, что вовремя не образумил. Думал — заморожу мужика, а вышло — он же отломал мне бока.
— Как так?
— Да вот как. Ехал он, сам ты видел, дрова рубить. Дорогой начал было я его пронимать, только он всё не робеет — еще ругается: такой, говорит, сякой этот мороз. Совсем даже обидно стало; принялся я его еще пуще щипать да колоть. Только ненадолго была мне эта забава. Приехал он на место, вылез из саней, принялся за топор. Я-то думаю: тут мне сломить его. Забрался к нему под полушубок, давай его язвить. А он-то топором машет, только щепки кругом летят. Стал даже пот его прошибать. Вижу: плохо — не усидеть мне под полушубком. Под конец инда пар от него повалил. Я прочь поскорее. Думаю: как быть? А мужик всё работает да работает. Чем бы зябнуть, а ему жарко стало. Гляжу: скидает с себя полушубок. Обрадовался я. «Погоди же, говорю, вот я тебе покажу себя!» Полушубок весь мокрехонек. Я в него забрался, заморозил так, что он стал лубок лубком. Надевай-ка теперь, попробуй! Как покончил мужик свое дело да подошел к полушубку, у меня и сердце взыграло: то-то потешусь! Посмотрел мужик и принялся меня ругать — все слова перебрал, что нет их хуже. «Ругайся, — думаю я себе, — ругайся! А меня всё не выживешь!» Так он бранью не удовольствовался — выбрал полено подлиннее да посучковатее, да как примется по полушубку бить! По полушубку бьет, а меня всё ругает. Мне бы бежать поскорее, да уж больно я в шерсти-то завяз — выбраться не могу. А он-то колотит, он-то колотит! Насилу я ушел. Думал, костей не соберу. До сих пор бока ноют. Закаялся я мужиков морозить.
— То-то!
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Сделать
Чему учит сказка Два мороза
Мороз никогда не будет любить и оберегать ленивых людей, а те, кто старается и трудится никогда не посмеет простудить и заморозить. Именно эта поговорка, вышедшая из народа и послужила основой для этой сказки о двух Морозах. В те очень далекое и старые времена, морозы в зимнее время были очень суровыми и лютыми. Так же следили за тем фактом, что бы некоторые люди не были ленивыми и не маялись от тунеядства. Если увидят человека, мужика, который просто сидит и ничего ни делает и ковыряется в своем носу от скуки, то ему приходилось не сладко. Морозы так и начинали его гонять, таким образом немного наказывали его за лень и тунеядство. И давай его заставлять много двигаться и гонять, только такие подвижные средства и могли помочь от холода и быстрее согреться.
План для читательского дневника
Красивая сказка со смыслом — так можно охарактеризовать произведение «Морозко». В читательский дневник для 1 или 2 класса можно записать сказку в сокращении, из нескольких важных предложений. Они покажут учителю, что история была прочитана школьником, помогут ему пересказать сюжет и провести небольшой анализ:
- Вдова и вдовец решают создать новую семью. У каждого из них есть по дочери от первого брака. Возраст девочек одинаков.
- Дочь Старика трудолюбивая и отзывчивая. Она всегда готова прийти на помощь, самостоятельно выполняет почти всю работу по дому.
- Дочь Мачехи — ленивая и грубая. Она могла лишь красоваться перед зеркалом и спать до полудня.
- Однажды по приказу Мачехи отец увозит родную дочь в заснеженный лес. Он оставляет ее на холоде, а сам уезжает.
- Девушку замечает лесной волшебник Морозко и дует на нее холодом. Одетая в вещи, которые не греют, она промерзает насквозь, но терпит. Посиневшими от холода губами говорит, что ей не холодно.
- Восхищенный выдержкой Падчерицы, Морозко делает ей дорогие подарки. Теперь у девушки есть теплая нарядная шубка и сундук с монетами в приданое.
- Позавидовав Падчерице, алчная старуха посылает в лес свою дочь. Девушка грубит Морозко, за что чародей ее не щадит. Надежды старухи разрушены.
МОРОЗКО, ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ
Сказки делятся на волшебные и бытовые. «Морозко » — волшебная сказка
. Этот вид сказок более древний. Хотя их герои не кажутся такими уже далекими — Иван-царевич, царь, царица, Серый Волк, Василиса Премудрая и т.д. обычно ассоциируются с относительно недавним славянским прошлым — на самом деле они зародились одновременно с возникновением Homo Sapiens, то есть где-то 70 000 лет назад. А, может быть, с появлением человечества вообще (2 млн лет назад). Конечно, тогда это были не царевичи и Бабы Яги — только их далекие прообразы. В этом и заключается символизм сказок. В.Я. Пропп, крупнейший филолог-фольклорист, считал, что в основе волшебной сказки лежат табу (запреты) Древнего Мира — нельзя пробовать неизвестную еду и питье, оставлять дверь открытой, ходить одному в лес, контактировать с опасными животными, противостоять природным стихиям и т.д. Если человек нарушает запрет — его карают сверхестественные силы. Вернуть прежнее благополучие он может тоже только с помощью других сверхестестественных сил или волшебных предметов. Кощей Бессмертный, Баба Яга, Леший и другие — упрощенные и осовремененные формы древних языческих божеств, к которым человек либо обращался за помощью, либо противостоял.
Другие исследователи считают, что помимо табу в основе сказок лежит инициация. Герой должен измениться — повзрослеть, обрести мудрость — через испытания. Само по себе это невозможно.
Характеристика дочери
Дочь злобной старухи недалеко ушла от нее в своем поведении. Постоянные ругательства, упоминания черта и других злых сил, хамство и грубость — вот основные черты ее личности. Писатели и сказочники в своих произведениях нередко демонстрируют, что чертыханья и обращение к темным силам плохо заканчиваются для человека.
Могла ли дочка обмануть волшебника ради своей выгоды? Скорее всего, нет. Воздействие такого внешнего фактора, как лютый мороз — препятствие, которое нужно преодолеть позволил раскрыть истинную сущность героини. В критической ситуации плохой человек в любом случае проявит свою жадность, ложь и трусость, в то время, когда героя с чистой и светлой душой внешняя угроза не выведет из себя.
Мороз в сказке позволил проявить истинный характер родной дочери старухи — злобу, ограниченность, грубость и самовлюбленность, а у падчерицы раскрыл добродетель и внутреннее совершенство.
https://youtube.com/watch?v=oM4g-FJQF78
О сказке и ее авторе
Автором «Морозко» является народ. Это сказка с несколькими вариантами сюжетных разновидностей. Ее исследователи отметили, что в регионах существует:
- не менее сорока русских вариаций;
- одиннадцать белорусских;
- около тридцати украинских.
Сюжет сказки навеян чудесами суровой зимы. Вера крестьян в волшебную силу Мороза, который царил на земле не менее трех месяцев, была крепка. До XIX века они задабривали его с помощью киселя. Впоследствии возникла история «Морозко», которая пересказывалась из поколения в поколение.
Волшебная сказка с аннотацией была включена в сборник Александра Афанасьева, который собирал фольклорные рассказы. В нем опубликовано два варианта со схожим сюжетом:
- под № 95, услышанным в Никольском уезде Новгородской губернии;
- под № 96, записанным в Курской губернии.
В книгу «Сказки и легенды Пушкинских мест», которая вышла в 1950 году, вошла еще одна история на тему Мороза. Она была записана недалеко от Михайловского в 1927 году со слов неграмотной крестьянки Анны Федоровны Дворецковой. Рассказчица произносила ее нараспев, периодически используя декламацию. От нее люди узнали, как коротали вечера за работой ткачихи и пряхи.
Чему учит история
Делая вывод, стоит отметить, что произведение является поучительным как для детей, так и для взрослых:
- Главная мысль сказки «Морозко» для родителей заключается в том, что всепоглощающая любовь и забота о своем ребенке еще не означает его достойное воспитание. Поведение мачехи наглядно демонстрирует мысль, что воспитание детей начинается с их родителей.
- Отдельной темой следует обозначить ценность труда и отношения к нему, поскольку это неотъемлемый элемент становления личности.
- Ребенок должен научиться избавляться от плохого, стремиться к труду и уповать на Бога. Поучительная мораль истории на наглядном примере демонстрирует ценность доброты, вежливости, уважения и почтительного отношения к людям.
Основная тема сказки «Морозко» позволяет научить ребенка мыслить образами и наделять окружающие неодушевленные предметы свойствами живых существ. Под внешне неправдоподобным сюжетом истории явно просматривается реальная история жизни русских людей.
https://youtube.com/watch?v=kM6W8ZIMu50
Главные герои
Несмотря на то что роли всех персонажей важны для общего развития сюжета, и почти все они равноценны по значимости, всё же можно выделить трёх главных героев сказки:
- Мачеха.
- Падчерица.
- Морозко.
Именно вокруг их действий и поступков развивается всё повествование, раскрывается полная картина сказки и проявляется её мораль.
Злая мачеха
С первых строк понятно, что она яркий отрицательный персонаж в этой сказке. Старуха вынуждена жить под одной крышей с дочкой своего мужа от первого брака. А так как у неё имеется собственная дочь, нетрудно представить, кого пожилая женщина любит больше.
Видимо, пока девочки были маленькими, мачеха могла как-то держать себя в руках. Она хоть и обижала падчерицу, но понимала, что та делает всю грязную работу по дому, поэтому использовала девочку как бесплатную служанку.
Но когда девочки подросли, и пришла пора выдавать их замуж, старуха поняла, что её родная дочь сильно проигрывает в плане привлекательности для женихов, своей старшей сестре. Девушка была:
- груба;
- избалована;
- ленива.
Красотой родная дочка тоже не отличалась, поэтому было очень сложно подыскать ей хорошую партию. Тем более, когда рядом постоянно крутилась красавица и умница старшая сестра.
С одной стороны, материнские чувства понять можно, но с другой — непонятно почему обязательно нужно было отправлять старшую девочку на верную смерть. Можно было бы избавиться от неё более гуманным образом, например, выдать замуж.
Послушная падчерица
Качество жизни первой дочери старика вряд ли можно назвать приемлемым. С детства девочку использовали в качестве служанки для грязной и тяжёлой работы по дому. Несмотря на это девушка выросла:
- доброй;
- скромной;
- любящей.
Природа не обделила героиню красотой и прилежностью. Она была хорошей хозяйкой и умной девушкой. Возможно, что падчерица давно бы ушла от мачехи, но боялась за своего старика-отца. Без её помощи старуха переложила бы на него всю работу. Это говорит о привязанности девушки к своему единственному родителю, любви к нему и жалости.
Справедливый Морозко
В фольклоре этот персонаж часто упоминается под именем «Морозка». Этот хозяин зимы представлялся в образе вполне реального героя, обладающего волшебной силой и несметными богатствами.
В сказке он описывается как нечто среднее между духом и реальным существом. Нет описания его внешности, поэтому непонятно как он выглядит. Дать чёткую характеристику этому главному герою очень сложно. С уверенностью можно сказать, что он был:
- справедливым;
- щедрым;
- умным.
Он щедро одаривает подарками старшую сестру, потому что ему понравились её речи и покорность судьбе. Но не задумываясь, лишает жизни младшую только потому, что ему не понравился грубый тон девушки.
СЛАВЯНСКИЙ БОГ МОРОЗКО
На инициации остановимся подробнее. Есть версия, что Морозко — который в фильме выглядит один в один как добродушный Дед Мороз — вышел из образа славянского бога Морозко
. Который в свою очередь ранее частично выполнял роль древнего бога смерти. Он — повелитель зимы, а зима — время смерти для всего живого. Сводные сестры Настенька и Марфушка — девушки, недавно вышедшие из детского возраста. Как и любые подростки, они находятся на распутье, когда детство позади, взрослая жизнь впереди, а сами они в некоем безвременьи, когда нужно взрослеть, умнеть, находить смысл жизни, но нет ни опыта, ни средств, ни вообще малейшего понятия, как и что делать. У древних людей для этого и существовал обряд инициации — символической смерти — после которой прежний человек (ребенок) умирал и рождался взрослый. В сказке Морозко играет роль того, кто проводит этот обряд. Настенька смогла его пройти, Марфушка нет. Поэтому Настенька — символ взрослой самодостаточной и самостоятельной женщины, ответственной за свои поступки. А Марфушка — инфантил, живущий с родителями и надеющийся, что они всегда его прикроют. Так что задумайтесь — может, если вы любите эту сказку, то невольно находитесь в положении Марфуши?)
Популярные сегодня пересказы
Альцест объясняет Филинту, что он ненавидит человечество, потому что в мире много лицемерия, обмана и лживой лести. Поэтому он не может найти человека, который будет открыто говорить правду
Высоко над рекой летают ласточки-береговушки, играют в пятнашки. Самая проворная из них – маленькая Береговушка, никто догнать не может. Вдруг на стаю ласточек Сокол помчался. Все ласточки разлетелись в разные стороны
Наступило время великого поста. В это время заболела одна женщина, которая проживала на определенном расстоянии от города. Доктору стоило больших усилий добраться до места назначения
Источник