Скрытый смысл в русских народных сказках. часть вторая

Олимпиада по литературе на учи.ру 1-4 классы 2021 октябрь

Аварская народная сказка

 
Жил-был очень искусный вор. И был у него сын, которого он с малых лет обучал своему ремеслу. Постоянно воровали они ханские сокровища, и ничто не могло им помешать. Хан стражу удваивал, и капканы ставил, но всё было тщетно.
Однажды сведущие люди посоветовали хану перенести казну в другое место, а сокровищницу до половины залить мёдом.
Тёмной ночью отец и сын подкрались к сокровищнице.
— Ты оставайся пока здесь, а я полезу, — сказал отец и прыгнул в подземелье. Сразу же он завяз в меду, как муха, и понял, что выбраться не сможет.
— О мой сын! — воскликнул старый вор. — Много удачных дел совершили мы с тобой, много крови попортили хану. Но, видно, кончились отпущенные мне дни, не выберусь я из проклятого мёда. А чтобы завтра при всём народе мне не отрубили голову, лучше это сделай ты, но только дай мне перед смертью досыта поесть сладкого.
Со слезами на глазах исполнил сын последнюю просьбу отца.
Утром ханские слуги обнаружили обезглавленный труп и тотчас доложили хану.
Но ведь надо было ещё опознать убитого вора, и хан решил выставить труп у родника, откуда брали воду все женщины. Близкий человек, увидев труп, не сможет сдержать слёзы, обязательно разрыдается — таков был расчёт хана.
Узнав об этом, сын вора сказал своей безутешно горевавшей матери:
— О моя бедная мать! Когда ты пойдёшь за водой, ты увидишь труп бедного отца и не сможешь сдержать слёз. Тогда тебя схватят стражники и посадят в яму. Чтобы этого не случилось, надо сделать так: возьми с собой не медный, а глиняный кувшин. Около родника ты его разбей. Тогда у тебя будет повод, и ты сможешь оплакать мужа.
Мать послушалась сына. Когда она увидела у родника труп мужа, то как бы случайно разбила кувшин и стала плакать Подбежали ханские нукеры и схватили её.
— Что вы пристали к бедной женщине? — закричала она. Мало того, что я разбила кувшин и муж отругает меня за это! Спасите меня, правоверные!
Народ заступился за женщину, и смущённые нукеры отпустили её.
Тем временем молодой вор обдумывал, как отомстить за отца. Решил он похитить у хана его любимого белого верблюда. Угнал он верблюда, зарезал, а шкуру подбросил к ханскому дворцу. Понял хан, что верблюда зарезали, а мясом его полакомились воры. Разгневался хан и поручил своей самой лучшей доносчице найти воров.
Доносчица начала заходить в дома, плакать, причитать и всюду просить кусочек верблюжьего мяса для исцеления больного отца. Наконец она попала в дом вора.
Сердобольная мать вора не выдержала и дала ей немного верблюжатины. А доносчица с радостью кинулась к хану. По дороге она встретила сына вора, и он спросил её:
— Что случилось, о бедная женщина, не могу ли я помочь тебе?
Доносчица рассказала ему, что ходила за мясом верблюда. И понял тогда молодой вор, что ему угрожает смерть.
— Пойдём со мной, — сказал он. — Я дам тебе ещё верблюжатины, ведь твоего кусочка не хватит даже для исцеления маленького ребёнка.
Не доходя до дому, он убил коварную доносчицу и спрятал её труп.
Тем временем слух о том, что хан не может справиться с ворами, распространился повсюду. И однажды хан получил от соседнего хана, с которым постоянно ссорился, письмо и подарок. В письме было сказано: «Если ты, хан, не можешь навести порядок в своём государстве, не можешь покончить с дерзкими ворами, то тебе надо отказаться от престола и стать дервишем». А в подарок насмешливый сосед прислал рваную одежду.
Велел тогда хан собрать народ и оповестить, что он дарует жизнь дерзкому вору, а если тот сможет что-нибудь украсть у соседнего хана, то он отдаст ему ещё и половину своих владений.
Тогда молодой вор выступил вперёд и сказал:
— Это я. Ведите меня к хану.
И вот предстал вор перед ханом. Удивился хан его молодости и спросил:
— Неужели ты сможешь украсть что-нибудь у моего врага — соседнего хана?
— Не только что-нибудь, но и самого хана, — ответил вор.
— Ступай приведи его! — приказал хан.
Вор сшил себе одежду из козлиной шкуры и пришил к ней множество колокольчиков. Потом он взял сундук и отправился во владения соседнего хана. Ночью вор проник во дворец и пробрался в ханскую опочивальню. Тут он надел козлиную шкуру, загремел колокольчиками и грозно закричал:
— А ну вставай! К тебе пришёл ангел смерти. Да пошевеливайся и быстрей влезай в сундук, иначе тебе гореть в вечном огне!
«О, неужели наступил и мой черёд предстать перед всевьшним?» — испугался хан и быстро залез в сундук — ведь с ангелом смерти шутки плохи.
А вор взвалил сундук на спину и притащил его своему хану. В нетерпении хан открыл крышку, и из сундука поднялся чуть живой человек в нижнем белье.
— Вот твой недруг,- сказал вор и потребовал обещанную награду. И получил её.
 

Читать другие аварские сказки

Интересные и познавательные викторины для начальной школы и школьников среднего школьного возраста.

Викторины по сказкам Ш. Перро, викторины по любимым сказкам.

Все вопросы викторины с ответами.

Викторина «Сказки моей матушки Гусыни» (по сказкам Ш. Перро)

1. Имя этой героини, происходит от слова «зола»? Ответ: Золушка.

2. Как звали героиню, которая получила свое прозвище благодаря головному убору? Ответ: Красная Шапочка.

3. Как прозвали героя, который очень любил носить обувь? Ответ: Кот в сапогах.

4. Что явилось перед Ослиной Шкурой, когда она ударила волшебной палочкой по земле? Ответ: Сундук с нарядами.

5. Кто носил пояс с надписью «Когда злой бываю, семерых убиваю»? Ответ: Храбрый портной.

6. У кого вместо слов изо рта падали змеи и жабы? Ответ: У девочки-грубиянки из сказки «Волшебница».

7. В какой сказке на земле идет снег, если на небе взбивают пуховую перину? Ответ: «Госпожа Метелица».

8. Что случилось с глупой красавицей принцессой, когда ее полюбил королевич Рике-Хохолок? Ответ: Она стала умной.

9. Какая девушка на балу потеряла туфельку? Ответ: Золушка.

10. Как звали хозяина Кота в сапогах? Ответ: Маркиз Карабас.

11. Чем братья-рыцари насквозь проткнули кровожадного злодея-убийцу, имевшего страшное прозвище «Синяя Борода»? Ответ: Шпагами.

12. Какие птицы попались в мешок, когда кот охотился во второй раз в сказке «Кот в сапогах»? Ответ: Куропатки.

13. Кто достался в наследство среднему сыну мельника в сказке «Кот в сапогах»? Ответ: Осел.

14. У кого были большие руки, большие уши, большие глаза, большие зубы? Ответ: У волка.

15. В кого по просьбе кота людоед превратился в первый раз в сказке «Кот в сапогах»? Ответ: Во льва.

16. В какое транспортное средство фея превратила тыкву с помощью волшебной палочки в сказке «Золушка»? Ответ: В карету.

17. Что получил старший сын в наследство от отца в сказке «Кот в сапогах»? Ответ: Мельницу.

Викторина по сказкам «Сказочные человечки»

■ Какое самое популярное мужское имя в сказках? Ответ: Иван.

■ У кого сани ехали сами? Ответ: Емеля.

■ Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? Ответ: Герда.

■ Кто ел за троих, а работал за семерых? Ответ: Балда.

■ Кто посеял деньги, думая, что вырастит денежное дерево и останется только снимать урожай? Ответ: Буратино.

■ Кто жил на улице Бассейной? Ответ: Рассеянный.

■ Кто варил кашу, применяя ум и смекалку? Ответ: Солдат.

Какая героиня русской народной сказки была сельскохозяйственным продуктом? Ответ: Репка.

■ Как звали корову кота Матроскина? Ответ: Мурка.

■ Как звали джинна, которого освободил из бутылки Волька? Ответ: Хоттабыч.

■ Как звали трех толстяков? Ответ: Имен не имели.

■ Как звали волшебницу, которая боялась воды, и сколько лет она не умывалась? Ответ: Бастинда, 500 лет.

■ Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? Ответ: Колобок.

■ Как звали невесту Пьеро? Ответ: Мальвина.

■ Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? Ответ: Кощей Бессмертный.

■ Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? Ответ: Волк.

■ Как звали юношу, имевшего прозвище Карлик Нос? Ответ: Якоб.

■ Как звали мальчика, которого унесли дикие лебеди? Ответ: Иванушка.

■ Кто построил дом, придерживаясь передовых методов, а его братья работали по старинке и поэтому чуть не потеряли жизнь? Ответ: Наф-Наф.

■ Кто самый лучший в мире фантазер и сладкоежка? Ответ: Карлсон.

■ Кто потерпел кораблекрушение и был взят в плен с лилипутами? Ответ: Гулливер.

■ Кто помчался вдогонку за Белым Кроликом, провалился в очень глубокий колодец и оказался в удивительной стране? Ответ: Алиса.

■ Как звали шакала, слугу тигра Шер-Хана? Ответ: Шакал Табаки.

■ Кто очень любил поговорку «Одна голова хорошо, а две лучше»? Ответ: Змей Горыныч.

■ Как звали игрушку с очень смешным именем, которая упала со стола? Ответ: Чебурашка.

■ Какой царь забыл про смерть своих детей при виде красавицы царицы? Царь Ответ: Дадон.

■ Кто первым из животных джунглей показал пример дружбы с человеческим детенышем? Ответ: Волк Акела.

Рекомендуем:

Сказка «Репка»

Что мы знаем из сказки: Нам известно, что дед посадил репку, и по причине особо урожайного года, она выросла очень больших размеров. Чтобы вытянуть репку, деду по очереди на помощь прибегали бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. Вытянуть же репку они смогли только тогда, когда тянули её все вместе.

Скрытый смысл: Если говорить о скрытом, эзотерическом значении данной сказки, то она рассказывает нам о тех знаниях, которые были накоплены предками, жившими в древние времена. Репка выступает в роли корней рода, а посадил её первопредок – тот самый дед, являющийся старейшим и мудрейшим.

Бабка в этой сказке символизирует традиции дома; отец – опору и защиту семейства; мать – опеку, тепло и любовь; внучка – продолжение рода; Жучка – защиту благосостояния; кошка – благостное состояние в доме и позитивный микроклимат; а мышка – достаток.

Каждый из представленных образов тесно связан друг с другом, а все вместе они представляют одно целое. Только соединив все части вместе, человек способен достичь истинной гармонии бытия, научится жить в состоянии потока, когда всё, что есть внутри человека, и всё, что окружает его снаружи, приходит в соответствие друг с другом.

«Два мороза»

Русская народная сказка «Два мороза»

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки «Два мороза» и их характеристика

  1. Мороз Синий нос. Младший из братьев морозов, более простодушный и бесхитростный, еще очень молод и потому не знает кого проще заморозить.
  2. Мороз Багровый нос. Старший брат, хитрый и опытный мороз. Сразу понял, что младший брат поспешил с выбором цели, но не стал того разубеждать, на что младший брат потом обижался.
  3. Мужичок, который поехал в лес рубить дрова.
  4. Барин, в богатой медвежьей шубе

План пересказа сказка «Два мороза»

  1. Два мороза, два родных брата
  2. Колокольчики да бубенчики.
  3. Выбор Синего носа
  4. Как купец не ушел от мороза
  5. Как мужичок рубил дрова.

Кратчайшее содержание сказки «Два мороза» для читательского дневника в 5 предложений:

  1. Встретились в поле два мороза и решили повеселиться.
  2. Увидели морозы купца и мужика простого и разделились
  3. Синий нос пытался мужика заморозить, да ничего у него не вышло.
  4. Мужик работает, аж пар с него валит, ему никакой мороз не страшен
  5. Багровый нос купца в шубах легко заморозил.
  • Главная мысль сказки «Два мороза»
  • Чтоб не мерзнуть зимой не сиди и не стой, а подвигайся, побегай, поработай.
  • Чему учит сказка «Два мороза»
  • Эта сказка учит нас поведению на морозе, а также учит тому, что не всегда самый простой с виду путь оказывается верным и действительно простым.
  • Отзыв на сказку «Два мороза»

Эта русская народная сказка мне очень понравилась, ведь в ней простой мужичок оказался более хитрым и привычным к морозу, чем богатый купчишка. Да и посрамление мороза мне пришлось по душе. Теперь я знаю, что от мороза не надо прятаться в шубу, а лучше подвигаться и разогреть кровь.

Пословицы к сказке «Два мороза»

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. Мороз не велик, да стоять не велит. Мороз разбирает, да расшевеливает.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Два мороза»

Встретились два брата, Мороз Синий нос и Мороз Багровый нос. Решили побегать, повеселиться. Слышат звенят бубенчики и колокольчики — то мужичок и купец едут.

Младший Мороз Синий нос выбрал мужичка, а старший Багровый нос взялся за купца.

Встретились снова Морозы и старший рассказал, что легко заморозил купца, который неподвижно сидел в санях.

Иллюстрации и рисункик сказке «Два мороза»:

Сказка «По щучьему веленью»

Что мы знаем из сказки: Молодой человек по имени Емеля сидел на печи и ничего не делал. В один из дней, пойдя на реку за водой, он выловил щуку. Щука попросила Емелю её отпустить, а взамен согласилась исполнить несколько желаний. После недолгих раздумий Емеля попросил у щуки царевну и дворец, что и получил в итоге, а также стал красавцем.

Скрытый смысл: Печь символизирует собой пространство сознания, в котором герой сказки находился большую часть времени, и из которого выбираться очень не хотел, т.к. всё время созерцал сам себя. Однако человек не может находиться в гармонии, если его внутренний мир никак не связан с внешним.

«Познакомившись» с щукой, Емеля осознал свои истинные желания и обрёл намерение, которое выражается в словах: «По щучьему велению, по моему хотению». Щука же, в свою очередь, представляет собой природу-мать, по отношению к которой Емеля и проявил внимательность. И уже затем природа дала ему возможности для реализации своего намерения и самосознания.

Фраза: «По щучьему велению, по моему хотению» означает единство двух граней бытия – Духа человека и его Души. Щуку также можно трактовать как «Щура», т.е. пращура – родоначальника всего и человеческого духа. Река, из которой Емеля решил набрать воду, является неким энергоинформационным каналом, в который можно проникнуть, только выйдя из привычных рамок и отказавшись от сковывающих убеждений. В конечном счёте, Емеля, посредством освобождения своего духа, достиг недоступных человеку в обычном состоянии сознания возможностей и стал властелином своей судьбы. Кроме того, становление Емели прекрасным принцем – это проявление внутренней красоты на внешнем плане.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: