Не каждый: поэт, кто рифму строчит

Как писать стихи

Практические советы о том, как правильно читать стихи с выражением

От теоретической информации, пора перейти к более практическим советам. Как мы выяснили, выразительность произношения зависит во многом от верного употребления логических ударений, пауз и интонации. Вы уже близки к тому, чтобы понять как красиво читать стихи. Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве, благодаря которым вы даже поймете, как читать стихи на английском!

Создайте партитуру текста. Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.

Контролируйте дыхание. Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.

Дикция — крайне важна! Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.

Как было сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл. Не надо зубрить стихи, не надо торопиться

Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом.

Создавайте качественный эмоциональный фон, жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.

Если вы не знаете, как читать правильно стихи на английском, то следует просто просмотреть всю эту статью от начала до конца. В этом плане схема ничем не отличается от стихотворений на русском языке. Единственное, необходимо переложить указанные выше правила «как читать стихи», на английскую фонетику и орфографию.

Пожалуй, на этом все. Следуя этим простым советам, вы быстро поймете как правильно читать стихи. Если вы будете проводить постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то вы быстро обретете мастерство выразительного и красивого чтения.

comments powered by HyperComments

Спондей и пиррихий

Стихотворений, в которых все ударения находились бы исключительно на «правильных» местах, практически не существует. Убедимся в этом на примере начала поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», написанной ямбом. Разделим отрывок на слоги и расставим ударения во всех словах:

«Мой| дя|дя| са|мых| че|стных| пра|вил|,‍— — U — U — U — U

Ко|гда| не| в шу|тку| за|не|мог»‍U — U — U U U —

В конце второй строки место ударного слога занято безударным: «зане|мог» (UU|—). Такое отступление от размера называется пиррихий.

Пиррихии и спондеи встречаются почти в каждом стихотворении, но определить стихотворный размер они не мешают. Когда мы читаем стихи, наша речь подчиняется заложенному в произведении ритму, и небольших отступлений от него мы, как правило, не замечаем. Если произнести строчки из примера вслух, можно ощутить, что ударение на слове «мой» немного проглатывается, а в слове «занемог» будто бы образуется побочное ударение на первом слоге.       

Короткие стихи, которые легко учатся

Дождь в лицо и ключицы…

Белла Ахмадулина

Дождь в лицо и ключицы, и над мачтами гром. Ты со мной приключился, словно шторм с кораблем.

То ли будет, другое… Я и знать не хочу — разобьюсь ли о горе, или в счастье влечу.

Мне и страшно, и весело, как тому кораблю…

Не жалею, что встретила. Не боюсь, что люблю.

1955 г

Мосты

Валентин Гафт

Я строю мысленно мосты, Их измерения просты, Я строю их из пустоты, Чтобы идти туда, где Ты.

Мостами землю перекрыв, Я так Тебя и не нашёл, Открыл глаза, а там… обрыв, Мой путь закончен, я – пришёл.

О, я хочу безумно жить…

Александр Блок

О, я хочу безумно жить: Всё сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — воплотить! Пусть душит жизни сон тяжелый, Пусть задыхаюсь в этом сне, — Быть может, юноша веселый В грядущем скажет обо мне: Простим угрюмство — разве это Сокрытый двигатель его? Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество!

1914 г

Не ставь границ…

Любовь Козырь

Не ставь границ, не мысли по шаблону, Меняй пароли, помни номера… Но, чтобы не пришлось терять корону, Сумей уйти, когда тебе пора.

Николай Гумилёв

Вот девушка с газельими глазами Выходит замуж за американца, Зачем Колумб Америку открыл?

1917 г

Любовью дорожить умейте…

Степан Щипачев

Любовью дорожить умейте, С годами дорожить вдвойне. Любовь не вздохи на скамейке И не прогулки при луне.

Всё будет: слякоть и пороша. Ведь вместе надо жизнь прожить. Любовь с хорошей песней схожа, А песню нелегко сложить.

1939 г

— Ну, как тебе на ветке? — Спросила птица в клетке. — На ветке, как и в клетке, Только прутья редки.

Посредине панели…

Николай Заболоцкий

Посредине панели Я заметил у ног В лепестках акварели Полумертвый цветок. Он лежал без движенья В белом сумраке дня, Как твое отраженье На душе у меня.

1957 г

Открыв наук зелёный том

Даниил Хармс

Открыв наук зелёный том Я долго плакал, а потом Его закрыл и бросил в реку. Науки вредны человеку. Науки втянут нас в беду Возьмёмтесь лучше за еду.

1933 г

Восьмистишие (октава)

Пожалуй, самая сложная форма, характерная скорее для литературных экспериментов, чем для «спонтанной» поэзии. Тот же А. С. Пушкин использовал октаву, работая над шуточной поэмой «Домик в Коломне». Причём, что любопытно, выбор столь необычной автор объяснил в самом произведении:

  • Четырестопный ямб мне надоел:
  • Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
  • Пора б его оставить. Я хотел
  • Давным-давно приняться за октаву.
  • А в самом деле: я бы совладел
  • С тройным созвучием. Пущусь на славу!
  • Ведь рифмы запросто со мной живут;
  • Две придут сами, третью приведут.

Сложность формы здесь с лихвой компенсируется бытовым, и отчасти даже неприличным, сюжетом (надеемся, мы вас заинтриговали).

Заведите блокнот

Часто вдохновение приходит внезапно. Новая цепляющая строчка или необычное сравнение — все творческие вспышки нужно записывать, иначе они испарятся через мгновение. Фиксируйте ваши мысли, обрывки разговоров, цитаты из фильмов и книг, новые идеи

Обращайте внимание на все, что вас волнует. Зацепитесь и запишите

Пополняйте собственную библиотеку выражений и рассуждений.

Часто бывает так, что из поэтов вырастают чуткие и нежные прозаики, чьи выражения и слова вызывают восторг у читателя. Пробуйте себя и в написании прозы. Творите, когда появится свободная минутка, а для этого всегда носите с собой творческий блокнот.

Уделите время упражнениям

В Интернете и в книгах, прокачивающих навыки, есть масса полезных упражнений для тренировки литературного таланта. Например, в свободное время возьмите любое слово и придумайте к нему как можно больше рифм. Для большего азарта привлеките к игре друга.

Выберите определённую тему и запишите к ней ассоциативный ряд, после этого сочините небольшое стихотворение из представленных слов. При сочинении строк избегайте главных ошибок:

  • Рифмуются близкие по смыслу или однокоренные слова.
  • В тексте слишком много рифм-действий (глаголов).
  • В одном стихотворении присутствуют рифмы разных типов: точные, неточные, ассонансные, диссонансные.
  • Рифмой считаются слова, у которых один звук совпадает по звучанию.

Также можете попрактиковать такую игру: придумайте строчку и пишите, пишите, пишите, стараясь сохранить размер, ритм и рифму. Не стоит гнаться за смыслом

Важно научиться чувствовать слово

Начните переписываться стихотворными строчками, ведите диалог, рифмуя реплики собеседника. Это не только повысит ваше литературное мастерство, но и гарантированно поднимет настроение.

Выбор типографии

Для тех, кто не погружен в процесс книгоиздания: книжная печать бывает офсетная и цифровая. Книги, где немного иллюстраций, надо печатать в офсете, — так проще и выгоднее. В Магадане есть только одна типография с офсетной печатью, но у меня с ними совершенно не заладилась коммуникация. На звонки отвечали через раз, письма игнорировали. Тут оговорюсь, во всех творческих проектах у меня есть принцип — сотрудничать только с теми, с кем комфортно общаться.

Эта сфера требует открытости, готовности обсуждать все в очень субъективных рамках, то есть на уровне «мне нравится / не нравится». И прислушиваться друг к другу. Если нет устойчивого контакта, то лучше даже и не начинать. А вот если чувствуешь, что вы на одной волне, то надо работать, даже если это дороже или сложнее. Проверено опытом, только так получается крутой результат.

В результате я выбрала типографию в городе Чехове — уж очень комфортно мне было общаться с их менеджером. Минимальный тираж, за который они брались, составлял 300 экземпляров, и тут я слегка засомневалась в себе. Я думала о 50—100 книжках, но 300? Однако вспоминаем абзац выше: если чувствуешь, что тут тебе сделают именно как надо, то надо брать. Так мы определились с тиражом.

Изначально я хотела печатать книгу в мягком переплете, около 100 страниц, с цветной обложкой и 4—5 цветными иллюстрациями. Кстати, оказалось, что книги состоят из 16-страничных тетрадей, так что страниц должно было быть строго 96 либо 80. В моем случае это значило определенное количество стихов, ведь чаще всего одно стихотворение — это одна страница. Предстоял строгий отбор.

Мне посчитали стоимость печати одного экземпляра в 170 рублей. В итоге вышло около 51 тысячи рублей за весь тираж. Плюс расходы на верстку, регистрацию книги (присвоение индивидуального номера ISBN) и подготовка электронной книги для продажи на «Литресе» и MyBook. Всего около 56 тысяч, плюс доставка из Чехова до Магадана, но об этом позже.

Четверостишие

Четверостишие — это наиболее часто встречающийся вид строфы: он оптимален и для автора, и для читателя. Поэту удобно делить лирические произведения на короткие участки, особенно если в стихотворении используется перекрёстная или кольцевая рифмовка. Читатель, в свою очередь, не устаёт следить за ходом мысли и не сбивается с ритма.

И всё-таки деление текста на четверостишия — не простая формальность. При внимательном рассмотрении оказывается, что смысл несколько отличается от одной строфы к другой. Вспомним программное стихотворение Ф. И. Тютчева:

ПОЛДЕНЬ

  • Лениво дышит полдень мглистый;
  • Лениво катится река;
  • И в тверди пламенной и чистой
  • Лениво тают облака.
  • И всю природу, как туман,
  • Дремота жаркая объемлет;
  • И сам теперь великий Пан
  • В пещере нимф покойно дремлет.

Казалось бы, и в первом, и во втором четверостишии мы видим одно и то же: картину дремлющей, бесстрастной, словно навеки застывшей природы. Однако в первой строфе эта картина не «привязана» к культурно-историческому контексту, а во второй лирический герой вспоминает о древнегреческом божестве Пане. Пан, в свою очередь, — одно из самых шумных, весёлых и задиристых античных божеств: этот мужичок, похожий на козла, целыми днями только и делает, что бегает за нимфами, добиваясь их любви. Если уж такой персонаж «покойно дремлет», значит, денёк и правда выдался аномально жаркий…

Благодаря выбору «разговорного» размера — четырёхстопного ямба — и делению произведения на два четверостишия Ф. И. Тютчев добивается феноменальной лёгкости. Если бы хоть одно слово выбилось из размеренного, нежного ритма, картина чудесного денька оказалась бы безнадёжно испорчена; но автор этого не допустил.

Доставка тиража

Я придумала сэкономить на доставке, разделив ее на несколько посылок и отправив их с помощью курьера службой «Боксберри». Когда тираж уже был готов, оказалось, что так делать нельзя. Книги упакованы в палету, никто их на складе дербанить не даст, а курьер в свою очередь 80 кг не заберет. В общем, пришлось срочно искать другой вариант.

Доставка в Магадан — всегда болезненный момент, потому что железной дороги у нас нет, все идет с Владивостока морем, а это долго. Либо самолетом, что получается быстро, но дорого. Доставка морем заняла бы больше месяца и обошлась бы примерно в 10 тысяч рублей. По крайней мере, так рассчитывал калькулятор на сайте. В итоге я выбрала второй вариант, в конце ноября я уезжала на вахту, и книга точно не успела бы прийти. За доставку самолетом пришлось заплатить почти 30 тысяч рублей.

Таким образом, себестоимость одного экземпляра сравнялась с той суммой, за которую я планировала продавать сборник — 300 рублей. Это значило никакой прибыли, но меня это не расстроило, не для этого все и затевалось.

В начале ноября я получила свой тираж. Сложно описать испытанные эмоции. Когда видишь результат своих надежд, стараний, вложенного времени, можешь его пощупать, понюхать, открыть и пролистать, это бесценно. Даже если бы расходы не были возмещены продажей, я бы не пожалела. Но забегая вперед, скажу, что почти всю сумму я вернула.

Держу в руках свою книгу

Детские стихотворения

Обращение писателя к читателям

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

С. Михалков

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Праздник книжки

Тает снег, клокочут воды,
Звонко птицы гомонят.
По-весеннему сегодн
Расцвели глаза ребят.
Очень любят праздник книжки
И девчонки, и мальчишки.

Книга – верный,
Книга – первый,
Книга – лучший друг ребят.
Нам никак нельзя без книжки,
Нам никак нельзя без книжки! –
Все ребята говорят.

З. Бычков

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Дом книг

О сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…

С. Михалков

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Читайте, дети!

Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!

Н. Пикулева

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Как хорошо уметь читать!

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

В. Берестов

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Замечательные книжки

Свежий ветер напевает,
Дальних странствий голоса,
Он страницы раздувает,
Словно чудо-паруса!

Посреди любой страницы,
Оживают чудеса,
Не слипаются ресницы,
Разбегаются глаза!

Но читая дни и ночи
И плывя по морю строчек,
Курса верного держись!
И тогда откроют книжки –
Замечательные книжки –
Замечательную жизнь!

Л. Крутько

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Пожелание поэта

Обычно от вас это держат в секрете.
А я не скрываю, товарищи дети.
Хочу, чтобы вы, дорогие читатели,
Даром за чтением время не тратили.
Хочу, признаюсь откровенно и честно,
Чтоб книжку вам было читать интересно…

Б. Заходер

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Первая книжка

Книгу первую мою
Берегу я и люблю.
Хоть пока и по слогам,
Я ее читаю сам –
И с конца, и с серединки,
В ней красивые картинки,
Есть стихи, рассказы, песни.
С книгой жить мне интересней!

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Я очень начитан. Читаю, читаю…
Мне все говорят, что я книги глотаю.
Когда-то глотал я коньков с горбунками,
Сейчас – Гарри Поттера вместе с очками.
Шпионов в шпинате, вампиров в томате,
Принцессу в сиропе и в сахарной вате,
И Трёх мушкетёров с оружием вместе,
И острых драконов в мифическом тесте.
Потом Робин Гуда попробовал с луком.
Вот только никак не грызётся наука!
То сахара мне не хватает, то соли.
Вареньем намазать учебники, что ли?

К. Стрельник

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Будем с книгой дружить

В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
Но книгу ты не обижай.
Она откроет мир большой,
А если сделаешь больной
Ты книжку – навсегда
Страницы замолчат тогда.

Т. Блажнова

Стихи без указания авторства — почему?

Обычным пользователям кто только является потребителем информации с интернета, хочу сказать, вы только не подумайте, что я сильно строг, или — в этом вы правы, какое может быть уважение к тому, кто не уважает тебя. Не раз сам сталкивался — например, как одно чудо напечатало мой стих у себя на сайте: умудрившись в моей фамилии сделать две ошибки. Но скорей всего специально. Так чтобы вы думали, пока не написал хостеру, а всего-лишь, попросил исправить на правильное, на что услышал чтобы я показал паспорт и потом вообще дошло до плохих слов. Также находил свои стихи, не только без моей подписи копирайта, а и без названия. Поэтому, не строго, а по существу.

Какой же он нормальный?

А дальше еще интересней, когда его спрашивают: «Кто написал, эти чудесные строки?» — он включает дурку, что не знает и что нашел в интернете. Не верьте ни одному слову. Поэтому вы, и читаете эту статью, что столкнулись с стихотворными строками «без имени и роду» и желаете узнать автора стихотворения. Не переживайте, есть простой способ, как раскрыть эту ложь. Сейчас я вас научу, как узнать кто автор стиха. Для примера возьмем, отрывок из моего стиха «Лиловый парус». Не надо искать его в этом блоге в ручную, потерпите пять секунд.


Играют волны — буря зреет
По ветру: мачты, треск хрустит
Лиловый парус с песней реет
С отвагой мили бороздит

Выделите весь текст, прямо сейчас, потом щелкните правой кнопкой мыши и выберите в меню «Найти … дальше этот текст… в Google» или тоже самое в Яндекс, аналогичное меню. Можно, это сделать, и другим путём — скопировать и вставить нужный вам стих в поисковую строку вашего браузера. Но это лишнее телодвижения и не нужная суета.

Презентация книги

Для презентации книги я выбрала арт-пространство, которое открыла моя знакомая. Я слегка помогла ей, одолжив проектор и экран, которые стояли у меня без дела, а она за это не стала брать с меня деньги за аренду помещения на мероприятия. После презентации я договорилась о продаже книги в сети кафе, одно из которых находилось в том же арт-пространстве, а также в местном туристическом центре. За первую неделю было продано 80 экземпляров, к Новому году — чуть меньше половины тиража.

Книжные магазины, кстати, интереса к моей книге не высказали, обосновав это отсутствием у людей интереса к поэзии вообще, а к местной тем более. Но я уже поняла, что дело не в интересе, а в том, как его привлечь.

Мою книгу можно купить в местных кафе и ресторанах А также в туристическом центре

Мою книгу можно купить в местных кафе и ресторанах А также в туристическом центре
Фотографии для серии промоакций и статей, которые мы снимали с моим знакомым фотографом

Я провела несколько конкурсов в «Инстаграме» и запустила пару платных промоакций. У меня чуть больше тысячи подписчиков, и я сразу понимала, что основные покупатели моей книги именно они. Где-то за пару месяцев до выхода сборника я начала рассказывать в сторис и постах о процессе создания книги. Когда она была сверстана и ей присвоили ISBN (индивидуальный номер регистрации книги), я предложила подписчикам угадать название — выбрать верное из трех вариантов. Пост набрал около 100 комментариев, для моего наноблога это хороший результат.

Я также разыгрывала книгу перед Новым годом и участвовала в благотворительной лотерее. Сложно сказать, насколько успешными были эти конкурсы, но кто-то точно узнал и обо мне, и о моем сборнике.

Я публиковала много сторис с отзывами и впечатлениями людей, купивших книгу Презентация книги в ноябре 2020 года

Я публиковала много сторис с отзывами и впечатлениями людей, купивших книгу Презентация книги в ноябре 2020 года

Промоакции меня разочаровали: ни подписчиков, ни продаж. Настроить таргет так, чтобы попасть в свою аудиторию, мне не удалось. Но определить аудиторию для поэта вообще непросто. Вопреки расхожему стереотипу, что современных поэтесс читают только экзальтированные девушки, среди моих читателей встречаются люди обоих полов, самых разных возрастов и интересов.

В феврале я поучаствовала в выставке фотографий своей приятельницы. Мероприятие прошло очень удачно, пришли новые подписчики и люди. Плюс я заработала 5000 Р в качестве гонорара. С самого начала этого проекта я завела отдельный счет, куда сбрасывала все деньги, полученные от продажи и выступлений. Следующее мероприятие было в апреле. Там я предложила людям донатить мне любую удобную для них сумму и собрала почти 20 тысяч рублей.

Первый снег (Филатов)

Еще вчера, — как снимок дилетанта, —Осенний день расплывчат был и слеп,А нынче скрупулезно и детальноЕго дорисовал внезапный снег.

Еще вчера проступки цвета сажиИ прегрешений серые мазкиКазались органичными в пейзажеЧумазой и расхристанной Москвы.

А нынче смотрим в окна с изумленьем —Весь мир присыпан белым на вершок!…И кажется чернейшим преступленьемВчерашний незатейливый грешок.

Белым-бело!.. И в этом белом гимнеПриходит к нам, болезненно остра,Необходимость тут же стать другими,Уже совсем не теми, что вчера.

Как будто Бог, устав от наших каверз,От слез и драк, от кляуз и нытья, —Возвел отныне снег, крахмал и кафельВ разряд святых условий бытия.

И кончились бои, и дрязги стихли,И тишина везде вошла в законКак результат большой воскресной стиркиОдежд, религий, судеб и знамен…

За водой мерцает серебристо (Т. Тушнова)

За водой мерцает серебристополе в редком и сухом снегу.Спит, чернея, маленькая пристань,ни живой души на берегу.Пересвистываясь с ветром шалым,гнётся, гнётся мерзлая куга…Белым занимается пожаромпервая осенняя пурга.Засыпает снег луга и нивы,мелкий, как толчёная слюда.По каналу движется ленивоплотная, тяжёлая вода…Снег летит спокойный, гуще, чаще,он летит уже из крупных сит,он уже пушистый, настоящий,он уже не падает — висит…Вдоль столбов высоковольтной сетия иду, одета в белый мех,самая любимая на свете,самая красивая на свете,самая счастливая из всех!

короткий стих про снег для детей

Большой собачий секрет

Сергей Никитин, Юнна Мориц   

Собака бывает кусачей только от жизни собачей,
Только от жизни, от жизни собачей собака бывает кусачей.

Собака хватает зубами за пятку,
Собака съедает гражданку лошадку
И c ней гражданина кота,
Когда проживает собака не в будке,
Когда y нее завывает в желудке.
И каждому ясно, что эта собака — круглая сирота.

Никто не хватает зубами за пятку,
Никто не съедает гражданку лошадку
И c ней гражданина кота,
Когда y собаки есть будка и миска,
Ошейник, луна и в желудке сосиска.
И каждому ясно, что эта собака — не круглая сирота.

Собака бывает кусачей только от жизни собачей,
Только от жизни, от жизни собачей собака бывает кусачей.

Собака несчастная очень опасна,
Ведь ей не везет в этой жизни ужасно.
Ужасно как ей не везет —
Поэтому лает она как собака,
Поэтому злая она как собака.
И каждому ясно, что эта собака всех без разбору грызет.

Прекрасна собака, сидящая в будке,
У ней расцветают в душе незабудки,
В желудке играет кларнет —
Но шутки c бродячей собакой бездомной
Опасны, особенно полночью темной!
Вот самый собачий, вот самый огромный, огромный собачий секрет!

Собака бывает кусачей только от жизни собачей,
Только от жизни, от жизни собачей собака бывает кусачей.

Как не путать стихотворные размеры

Зачастую школьники легко определяют ударения и число стоп в стихах, но путаются в названиях размеров. Чтобы запомнить их, существуют мнемонические правила. Например, слово «Ямб» начинается на букву Я. Это последняя буква алфавита, а значит, и ударение в ямбе — на последний (второй) слог. По этой логике в хорее ударение падает на первый слог.

А чтобы не путаться в трёхсложных размерах, запомните слово «ДАМА»:

Д — дактиль;АМ — амфибрахий;А — анапест. 

Размеры перечислены в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе.   

Кроме того, можно запомнить мнемоническое стихотворение В.В. Онуфриева. В нём строчка, посвящённая каждому из метров, им же и написана: 

Вовсе не сложныеРазмеры трёхсложные,Всё зависит от сильных в них мест. 

Дактиль — он первый,Второй — амфибрахий,Ну а третий уже анапест!

Двустишие

Двустишие — чуть менее популярный способ разбить стихотворение на строфы. Если четверостишие «отвечает» за лёгкость и плавность звучания, то двустишие возводит их в квадрат. Поэтому неудивительно, что двустишия часто встречаются в детской литературе. Вот, например, одно из абсурдистских стихотворений Д. И. Хармса:

ИГРА

  • Пуговка, верёвочка,
  • Палочка-выручалочка!
  • Пряткой будет Женька!
  • Прячься хорошенько!
  • Где мы все и сколько нас,
  • Долго нам рассказывать.
  • Только очень просим вас
  • Женьке не подсказывать.

Для совсем маленького ребёнка это просто стишок или, если угодно, считалочка. Для более опытного читателя — отсылка к многочисленным сказкам вроде «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».

Впрочем, иногда деление на двустишие применяется и в «серьёзных» произведениях. Тогда лёгкость строфики уравновешивается чем-то другим, например, длиной каждой отдельной строки. Пример такого решения находим у О. Э. Мандельштама:

  • Дано мне тело — что мне делать с ним,
  • Таким единым и таким моим?
  • За радость тихую дышать и жить
  • Кого, скажите, мне благодарить?
  • Я и садовник, я же и цветок,
  • В темнице мира я не одинок.
  • На стёкла вечности уже легло
  • Моё дыхание, моё тепло.
  • Запечатлеется на нём узор,
  • Неузнаваемый с недавних пор.
  • Пускай мгновения стекает муть,
  • Узора милого не зачеркнуть.

Пятистопный ямб Мандельштама звучит более веско, чем четырёхстопный ямб Тютчева в стихотворении «Полдень», — и это позволяет подчеркнуть мысль о скоротечности жизни. Но, опять же за счёт формы, эта мысль не вызывает ни у автора, ни у читателя уныния: да, тело не вечно, но душа-то бессмертна.

Чтение стихов, что нельзя

Если вы хотите улучшить свои навыки чтения стихов, помните, чего не следует делать:

1. Не предполагайте, что вы знаете поэта больше, чем поэт знал / знает себя / себя. В большинстве случаев поэт знал, о чем они говорили, и они понимали стихотворение лучше, поскольку оно принадлежит им.

2. Не думайте, что ваша интерпретация является единственно правильной. Иногда стихотворение можно увидеть с разных точек зрения, некоторых из которых даже поэт не ожидал. Поэт может написать стихотворение для развлечения, но читатель может отнестись к нему серьезно.

Радость творчества — как вы это интерпретируете — не мое дело (ну, большую часть времени).

3. Не огорчайтесь, если почувствуете, что не сразу все поняли. Возможно, вы поймете это позже. Иногда вы читаете стихотворение, получаете удовольствие от него, думаете, что поняли его, и продолжаете жить своей жизнью. Затем однажды с вами что-то происходит, или вы попадаете в ситуацию, когда вас поражает определенная проницательность в отношении стихотворения и его значения.

4. Не переоценивайте все стихи. Некоторые поэты пишут простые стихи. Воспринимайте это как есть, и вы можете получить освежающий смысл. Излишне проанализируйте это, и это может исказить смысл. Не беспокойтесь о скрытых смыслах и не тратьте время на их поиск при первом чтении.

5. Не принимайте все стихи за чистую монету. Иногда поэты пишут, намереваясь привнести в свои слова некую загадочность. Некоторые стихи читаются как загадки, но вы всегда можете получить толкование, которое может иметь или не иметь смысла.

6. Не путайте поэта с личностью. (Это случается часто, когда люди, которые меня знают, интерпретируют мои стихи.) Самая глубокая поэзия, которую я читал в своей жизни, кажется, проистекает из личного опыта поэта. Однако часто поэт сильно переживает из-за чего-то, через что он никогда не проходил, и пишет об этом. Если вы не знаете поэта лично, не думайте, что персонаж в стихотворении — поэт.

7. Не ждите, что вам понравятся все прочитанные вами стихи. Некоторые стихи вам не понравятся. В некоторых стихах используется вульгарный язык, который может не произвести на всех впечатление. Некоторые стихи может быть трудно понять, потому что вы не отождествляете себя с темой или темой стихотворения. Возможно, вам будет сложно понять некоторые стихи, потому что они не описывают ваш опыт.

Перед снегом (Д. Самойлов)

И начинает уставать вода.И это означает близость снега.Вода устала быть ручьями, быть дождем,По корню подниматься, падать с неба.Вода устала петь, устала течь,Сиять, струиться и переливаться.Ей хочется утратить речь, залечьИ там, где залегла, там оставаться.

Под низким небом, тяжелей свинца,Усталая вода сияет тускло.Она устала быть самой собой,Но предстоит еще утратить чувства,Но предстоит еще заледенетьИ уж не петь, а, как броня, звенеть.Ну а покуда — в мире тишина.Торчат кустов безлиственные прутья.Распутица кончается. РаспутьяПодмерзли. Но земля еще черна.Вот-вот повалит первый снег.

Пудель

Самуил Маршак  

На свете старушка
Спокойно жила,
Сухарики ела
И кофе пила.

И был у старушки
Породистый пес,
Косматые уши
И стриженый нос.

Старушка сказала:
— Открою буфет
И косточку
Пуделю
Дам на обед.

Подходит к буфету,
На полку глядит,
А пудель
На блюде
В буфете сидит.

Однажды старушка
Отправилась в лес.
Приходит обратно,
А пудель исчез.

Искала старушка
Четырнадцать дней,
А пудель по комнате
Бегал за ней.

Старушка на грядке
Полола горох.
Приходит с работы,
А пудель издох.

Старушка бежит
И зовет докторов.
Приходит обратно,
А пудель здоров.

Старушка и пудель
Смотрели в окно,
Но скоро на улице
Стало темно.

Старушка спросила:
— Что делать, мой пес? —
А пудель подумал
И спички принес.

Смотала старушка
Клубок для чулок,
А пудель тихонько
Клубок уволок.

Весь день по квартире
Катал да катал,
Старушку опутал,
Кота обмотал.

Старушке в подарок
Прислали кофейник,
А пуделю — плетку
И медный ошейник.

Довольна старушка,
А пудель не рад
И просит подарки
Отправить назад.

Как я решила издать свою книгу

Я выросла в Магадане, затем уехала учиться в Благовещенск — изучала английский и китайский. Какое-то время жила в Шанхае, где работала частным гидом/переводчиком, но в 2017 вернулась в Магадан по семейным обстоятельствам. Тогда я устроилась в филиал крупной канадской горнодобывающей корпорации и начала работать вахтами — ездила на Чукотку на рудник. На момент создания книги я работала бизнес-ассистентом директора рудника.

Пишу я сколько себя помню, и стихи, и прозу. В подростковом возрасте писала чуть ли не каждый день, но лет в 20 совсем забросила: решила, что это никому не нужно и не принесет никакой пользы. Когда мне было 27, на фоне переосмысления многих ценностей, я вдруг снова начала писать. Пишу нечасто, могу 3—4 стихотворения за месяц, а могу по паре месяцев только «набрасывать» строчки в заметках. Кстати, я никогда не пишу от руки, только печатаю на телефоне или компьютере.

До того первого поэтического вечера я почти ни с кем не делилась своим творчеством, разве что с ближайшими друзьями. После него я начала публиковать стихи в «Инстаграме»: вместе с оператором и музыкантом сделали ролик на стихотворение о Магадане. Меня начали узнавать, как «девушку, которая пишет стихи».

В январе 2020 я провела свой первый самостоятельный поэтический вечер, места на который были полностью забронированы за неделю. На волне растущей веры в себя я обратилась к местному издательству с вопросом, не хотели бы они мне помочь с публикацией книги. Но в ответ услышала, что таких «кухонных поэтесс, читающих подружкам» много, стихи должны пройти через оценку критика, а критику понравиться сложно. Стихотворения я им все-таки отправила, но ответа не получила.

Весной 2020 года у меня случилось горе: ушел из жизни мой папа. Еще и началась пандемия, появилось много мыслей о жизни и смерти, что мы оставляем после себя, чем запоминаемся. И неожиданно ко мне пришло понимание — я очень хочу выпустить свою книгу, но просто боюсь, что она никому не будет нужна. Эпизод с издательством меня задел сильнее, чем я подумала. Но подумав об этом еще немного, я вдруг поняла:

Я набросала себе примерный план:

  • в июле отобрать стихи и подготовить сам сборник;
  • затем найти типографию, художников и дизайнеров;
  • в сентябре отдать книгу в печать;
  • в октябре получить тираж, провести презентацию;
  • активно продвигаться в «Инстаграме» и продавать книгу самой.

Композиция

В поэме – одиннадцать глав, каждая из которых имеет собственное лаконичное название и свою тему. Маяковский говорит о своей личности и главах “Мальчишкой” и “Юношей”, которые показывают, в каких условиях проходило его становление как поэта и личности.

«К морю» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – стихотворный размер, жанр, кому посвящено

Глава “Взрослое” – это уже история о взглядах поэта на любовь, на достойное и недостойное поведение, на причины, по которым люди влюбляются друг в друга.

Одной из самых важных глав в произведении является “Ты”, посвященная лирической героине, которая пленяет сердце мужчины тем, что она оказалась способна увидеть в нем ребенка и не высмеять его за это.

Глава “Вывод” совершенно соответствует пафосной манере поэта, который делает безапелляционные заявления и произносит высокие слова с искренней верой в них.

Итоги и планы

Я сильно просчиталась с электронной книгой, за полгода ее купили всего шесть раз, так что мои роялти не составили и 200 Р. Я судила по себе: редко беру бумажные книги и была уверена, что электронная вмиг окупит расходы на подготовку — около 2500 Р. Но я все равно не жалею, что выложила ее на MyBook и «Литресе», думаю, черед ей еще придет.

Сейчас, в середине августа, я продала почти весь тираж, осталось около 40 книг. Я заработала с учетом мероприятий больше 100 000 Р: продажи за 10 месяцев принесли 70 000 Р, и еще 30 000 Р я заработала на поэтических вечерах и выступлениях. Соответственно, книга себя окупила. Но это вторично, ведь главное — эмоции, полученные от встречи с читателями, их отзывы, чувство, что сделала важный и ценный шаг в своей истории, и море вдохновения на следующие проекты.

Кстати, не так давно со мной связались представители местного печатного издания и попросили мои стихи, чтобы поставить в номер. После того как я их предоставила, мне дали обратную связь от критиков с комментариями типа «поэтическое дарование присутствует, но следует больше работать над рифмами». Может быть, раньше я бы снова расстроилась, но сейчас сказала четко, что никакой критики я не спрашивала и все это дело вкуса. Не нравится — не берите, но переписывать, чтобы взяли, я точно не буду. И еще раз убедилась, что поступила очень правильно, не отдав свою книгу в издательство.

Затраты на издание книги — 102 600 Р

Печать (300 экземпляров, 96 страниц, 5 цветных иллюстраций, твердый переплет, цветная обложка) 51 900 Р
Авиадоставка тиража из Чехова в Магадан 30 000 Р
Подготовка: верстка, электронная книга, ISBN и прочие «выходнушки» 10 700 Р
Иллюстрации и работа дизайнера 10 000 Р

Затраты на издание книги
102 600 Р

Печать (300 экземпляров, 96 страниц, 5 цветных иллюстраций, твердый переплет, цветная обложка)
51 900 Р

Авиадоставка тиража из Чехова в Магадан
30 000 Р

Подготовка: верстка, электронная книга, ISBN и прочие «выходнушки»
10 700 Р

Иллюстрации и работа дизайнера
10 000 Р

Я не стремлюсь получать доход за счет творчества, мне важнее видеть результат, поэтому все, что получаю этим путем, пускаю в дальнейшее развитие проектов. Сейчас я работаю над поэтическим аудиоальбомом: хочу записать стихи с треками-«подложками» от опять же локальных авторов. Один трек уже почти готов, в октябре надеюсь снять на него клип на деньги с «книжного» счета. Подумываю над вторым тиражом, но, скорее всего, буду выпускать его только, если сумею выйти на аудиторию шире Магадана.

Резюмируя:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: