Чешские песенки и прибаутки для детей
Мышка
Мышь забралась к нам в кладовку,
Сыру сбросила головку,
Отщипнула крошку,
Увидала кошку —
И бежать!
Лягушка на дорожке
Вот лягушка на дорожке.
У неё озябли ножки.
Значит, ей нужны
Тёплые штаны,
Суконные
Зелёные
В крапинку!
Разговор лягушек
— Кума,
Ты к нам?
— К вам, к вам,
К вам, к вам!
К воде скачу,
Ловить хочу.
— А кого, кого, кума?
— Карпа, рака и сома.
— Как поймаешь, дашь ли нам?
— Как не дать? Конечно, дам!
Мокрый волк
Серый волк сидит в овраге,
Мокнут уши у бедняги.
Вылезет — посушит
Вымокшие уши.
Ёжик и лисица
Бежит ёжик
Вдоль дорожек
Да скользит на льду.
Говорит ему лисица:
— Дай, переведу.
Отвечает серый ёжик:
— У меня две пары ножек.
Сам я перейду!
Несговорчивый удод
Шла Марина с огорода,
Под кустом нашла удода.
А удод ей: — Ду-ду-ду,
Жить у вас я не бу-ду!
К старой бабке убегу,
Даст мне бабка творогу!
Ласточка
Ласточка проворная —
Перья сине-чёрные,
Рано, рано встала
И защебетала:
— Фидли, фидли, строю дом
Под застрехой, над окном.
Муха
Муха по небу летала,
Кувырком в трубу упала.
Ножки три недели
У неё болели.
Две вороны
— Карр! — Ворона прилетела
На дубовый сук.
— Карр! — Другая рядом села,
В бок соседку — тюк!
— Карр, соседка, купим сани,
Коли гроши есть в кармане.
Будем ездить мы с тобой
В Прагу из Либани!
Козы
Наши козы белые
Рвали груши спелые,
Козы серые трясли,
Козы рыжие несли
В город продавать.
Помогите!
Муравьишко в чаще
Дуб тяжёлый тащит.
Эй, товарищи-друзья,
Выручайте муравья!
Коли нет ему подмоги,
Муравей протянет ноги.
Хоровод
Можно ль козам не бодаться,
Если рожки есть?
В пляс девчонкам не пускаться,
Если ножки есть?
За рога возьмём козлёнка,
Отведём на луг,
А девчонку за ручонку —
В наш весёлый круг!
О чём разговаривали кошки
Кошка спрашивала кошку:
— Есть ли когти у кота?
— Что за вздор ты говоришь.
Без когтей поймай-ка мышь!
Кошка спрашивала кошку:
— Есть ли дети у кота?
— Ты стара да глуповата —
Мы с тобой его котята!
А, Бе, Це
Знаешь буквы А, Бе, Це?
Сидит кошка на крыльце,
Шьёт штанишки мужу,
Чтоб не мёрз он в стужу.
Заяц-бездельник
Скачет заяц бороздой,
У него карман пустой.
Катя к зайцу подошла,
Калача ему дала,
Подарила медный грошик,
Чтоб еды купил для крошек.
А купил он табаку,
Курит, лёжа на боку.
Этакий бездельник!
Сенокос
Старый заяц сено косит,
А лиса сгребает.
Муха сено к возу носит,
А комар кидает.
Довезли до сеновала.
С воза муха закричала:
— На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю,
Буду я хромая!
Бабушкины любимцы
Есть у старушки телушка-пеструшка.
Травку в корзине ей носит старушка.
Бабушкин козлик не ходит
со стадом —
Бабушка кормит его виноградом.
Анализ стихотворения «Кот и лодыри» Маршака
Творчество талантливого поэта Самуила Маршака часто затрагивает тему детства: отношения ребенка со взрослыми и в коллективе, его любознательность и интерес к окружающему миру. В стихотворении «Кот и лодыри» автор поучает подрастающее поколение в игровой форме, на контрасте желания кота обучаться грамоте и невежественному отношению ребят.
Автор и название литературного произведения |
Маршак Самуил Яковлевич, «Кот и лодыри» |
Исторические факты и предпосылки создания |
Создано произведение в 1933 году, оно входит в состав цикла «Стихов, написанных…для того, чтобы дразнить школьников, …опаздывают на уроки…портят парты, гоняют лодыря…» Именно сатирическая подача элементарных жизненных ситуаций позволяла ребенку сделать собственный вывод и сформировать мораль. |
Тема, идея, основная мысль |
Темой стихотворения выступает беседа ребят, игнорирующих учебу и проводящих время в свое удовольствие, с котом, проявляющий искреннюю заинтересованность в образовании, не имея возможность обучаться. Идейная нагрузка в этом диалоге имеет весьма мрачный окрас, автор не дает оценочную характеристику персонажам произведения, однако это не мешает подчеркивать наплевательское отношение к учебе подрастающего поколения, мол, даже кот понимает значимость образования, а человек готов игнорировать образование в угоду собственных желаний. Позиция автора призывает ценить приобретенный багаж знаний, именно этот «капитал» сможет помочь избавиться от трудностей, которые грозят безграмотному человеку. |
Средства художественного наполнения |
Поэт сочетает литературную и разговорную речи, придает экспрессивную окраску произведению такими словами, как «лодырь», «без грамоты пропадешь» |
Композиция произведения |
Стихотворение предполагает зародить у читателя внутренний диалог, в котором он должен проанализировать свое поведение, свои принципы, свой выбор: «А я тоже лентяй? Хочу ли я быть невеждой?» В целом эмоциональный окрас нельзя назвать печальным, диалог между героями имеет описательный характер, повествование об их позициях. В рассуждениях такого формата читатель является молчаливым наблюдателем, которому предстоит прислушаться к голосу совести. |
Размер, рифма |
Стихотворение разбито на строфы, рифма перекрестная, написано анапестом |
Поэтическая лексика |
Автор использует олицетворение: кот, ведущий беседу с прогульщиками, и параллелизм: животное, которое придает значение образованию, и ученики, игнорирующие школьные занятия. Активно использованы метафоричные приемы: коту словно жизненно необходимо уметь читать и считать, «…номера не прочесть!» |
Используемые стилистические фигуры |
Противопоставление ценностей героев у автора выходит на первый план. Используются инверсии: «не пишем грифелем на доске…» и эпитеты, например, «…коту усатому…», «…и красив…с умен». Интересный прием поэта – насмешка над ребятами: «Много знал …лодырей…с такими встретился в первый раз» |
Поэтическая фонетика в произведении |
Для гармоничного построения стихотворения автор использует приемы аллитерации и ассонанса: «доске-катке», «поесть-прочесть», «кот-год» |
Образ героя, эмоционал, авторское «Я» |
Автор описывает диалог главных героев со стороны, не вступая в диалог, не дает прямую оценку поведению и выбору героев. Между собой ребята и кот противопоставлены, но автор не занимает никакую из сторон. |
Литературное направление |
Реализм, сатирическое произведение |
Жанр |
Эпиграмма |
Поучительные и ненавязчивые советы подрастающему поколению – характерная особенность талантливого писателя Маршака. Через короткие сатирические стихотворения автор пытается вложить в головы детей правильные принципы, которые должны определить их успех в долгосрочной перспективе.
Новые публикации
Знай наших! Юрий Лисянский и его кругосветное плавание 19.08.2023
250 лет исполнилось выдающемуся русскому мореплавателю, капитану шлюпа «Нева» во время первой русской кругосветной экспедиции 1803 – 1806 гг. Юрию Фёдоровичу Лисянскому. Хотя он оказался в тени своего товарища и главы экспедиции И. Ф. Крузенштерна, его вклад в успешное завершение морской кругосветки, пожалуй, не менее значителен.
Нескучный русский. Рай, земля обетованная, элизиум, эдем… 18.08.2023
Известное выражение «земля обетованная» закрепилось в речи как обозначение места, куда люди мечтают и стремятся попасть, потому что там нет печалей и голода, всего в изобилии, а находящиеся там счастливцы ни в чём не знают нужды.
Знай русский! Выбражуля, плацкарт, консерва – слова вне нормы 18.08.2023
Предлагаем рассмотреть ещё несколько лексем, которые встречаются в речи, но не соответствуют нормам литературного русского языка. К примеру, слово плацкарт, содержащее в себе сразу две ошибки: грамматическую и лексическую.
Кругосветка по правилам. Как житель Тамбова пересёк все континенты на велосипеде 17.08.2023
Велопутешественник из Тамбова Александр Осипов проехал на своём велосипеде уже более 70 тысяч километров – он объехал вокруг Земли и пересёк все континенты. О своей любви к путешествиям Александр рассказал «Русскому миру».
Холм чести 17.08.2023
20 августа в армянском городе Гюмри в тринадцатый раз пройдут памятные мероприятия на главном историческом месте – историко-мемориальном комплексе «Холм чести». В августе 2010 года мемориал открыли два президента – Дмитрий Медведев и Серж Саргсян.
Антон Дельвиг: лучший друг Пушкина, автор «Соловья», ленивый гений… 17.08.2023
Русский поэт и публицист, лучший друг Пушкина, Антон Антонович Дельвиг родился ровно 225 лет назад – 6 (17) августа 1798 г. Всего на год старше Пушкина, он закончил свой земной путь на несколько лет раньше. По словам Александра Сергеевича, «жизнь его богата не романтическими приключениями, но прекрасными чувствами, светлым, чистым разумом и надеждами».
«Выстраивать оборону против лжи». Издана книга «Украинские преступления против человечности (2022 – 2023)» 16.08.2023
Издание, уверены его авторы, станет одним из свидетельств на будущих процессах по делам о преступлениях неонацистов на Украине.
Знай русский! Главным образом, главным делом – нужны ли запятые? 15.08.2023
Сегодня рассмотрим случаи применения на письме слова главное, которое может употребляться как самостоятельно, так и в составе выражений главным делом, главным образом.
Анализ стихотворения «Усатый-полосатый» Маршака
«Усатый-полосатый» Самуила Яковлевича Маршака впервые появился на страницах журнала «Еж».
Ранняя редакция стиха напечатана в 1929 году. Версия с хрестоматийным названием вышла годом позже. Окончательный вариант сложился к середине 1950-х годов, с рисунками В. Лебедева. Сыну писателя, Якову (домашнее имя – Лялик) не было и двух лет, когда он в первый раз услышал историю котенка и его деловитой хозяйки. Отец отложил книжки и начал импровизировать (сперва в прозе). Критика книгу приняла в штыки, бранила за старорежимность темы и ее решения. В жанровом отношении – поэтический рассказ, ритмизированная проза (она легче воспринимается ребенком) чередуется со стихами (хореического толка), рифмовка смежная. Начинается история как зачин сказки, а еще и как дразнилка. Имя героини остается неизвестным, а вот возраст, хотя и неохотно, рассказчик все же сообщает: четыре года. Дальше – приметы питомца девочки: серый, усатый. Тот самый, кого надо укладывать спать, купать, учить говорить и выгуливать. По сути, она играет с ним, как с куклой. Следом – череда фольклорной перечислительной градации про перинку, одеяльце и платочек. Уменьшительные суффиксы усиливают сходство с колыбельной. Прилагательных минимум и они просты (мягкую, белые), эпитетов и того меньше (глупый). Героиня «пошла ужинать», а котенок, само собой, разбойничал в кроватке. Поэт повторами подчеркивает, что девочка, бросая ложку, несколько раз прибегала посмотреть, как спит ее воспитанник. Возмущенные вопросы («разве так спят?») и восклицания про глупость котенка призваны вызвать у слушателя улыбку. Ребенок понимает игру и девочки, и рассказчика. Натереть котенку бока мочалкой тоже не удалось, лексикон увеличить – подавно (дальше природного мяуканья дело не пошло), да и скормить собственную кашку оказалось задачей не из легких. Но героиня не унывает, несет шалуна в сад. Взрослые подыгрывают, задают вопросы. Разумеется, это ее дочка. Просто «давно не брилась». И если бы котенок не вырвался – никто бы ничего не понял, конечно. Со временем, он, ясное дело, поумнел, а девочка так и вообще почти выросла – в первый класс пошла. В сто первую школу. Так что история случилась на самом деле, буквально вчера, можно девочку в той школе найти, расспросить. В стихах описан город, дом, есть бытовые детали (кровать, котел, сундук, миска). Описана и игра во вкусе самого котенка – загонять карандаши «под шкап». Взрослых в стихах нет, как будто «умная девочка» живет одна и занимается развитием (физическим и умственным) кота. С. Маршак умышленно подает историю именно так, зная детскую психологию. В сущности, рассказ в духе реализма. Животное не разговаривает, никаких волшебных существ или приключений, однако поэт со знанием дела открывает дверцу в детский мир, живущий правилами и эмоциями, которые взрослые обычно уже позабыли. Звучные рифмы, четкость композиции позволяют детям с легкостью запомнить эти стихи. Сравнение: как мышку. Ряд приставочных глаголов, звукоподражание (цап-царап), глагольность, диалогичность.
Первым восторженным слушателем «Усатого-полосатого» С. Маршака был его маленький сын.
Публикация «Конспект урока по литературному чтению во 2 классе „Творчество С, Маршака, Стихотворение „Кот и лодыри“» размещена в разделах
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Кот. Литература о котах и кошках
- Литературное чтение
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Образовательные: — познакомить с творчеством С. Я. Маршака, произведением «Кот и лодыри»; формировать умение работать с текстом (выборочное чтение,, проникать вглубь произведения);проводить работу по совершенствованию навыка чтения, выразительного чтения);
Развивающие: развивать речь, обогащать лексический запас учащихся, расширять кругозор;
Воспитательные: прививать любовь к чтению, — создавать условия для социального становления каждого ребенка;
— поддерживать успех и творческие усилия каждого ученика.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух художественный текст; читать выразительно, передовая настроение стихотворения; обьяснять лексическое значение незнакомых слов; характеризовать героев, выражая свое отношение к ним.
Метапредметные : (критерии сформированности/оценки компонентов УУД) : :
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение аргументировать свою точку зрения, внимание, память, логическое мышление; проявляют самостоятельность, личную ответственность. — Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм
— Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные: формулируют учебную задачу урока; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу, выделяя и осознавая то, что уже усвоено и что предстоит усвоить, при необходимости вносят корректировки; способны к саморегуляции;
Познавательные: научаться основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов; выделять существенную информацию из текста, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
определять главную мысль текста; осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.
формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; правильно выражают свои мысли в речи, аргументируют свою точку зрения, при этом уважают в общении и сотрудничестве как партнеров, так и самих себя.
Межпредметные связи Окружающий мир, чтение, математика, музыка
Образовательные ресурсы:
Учебник «Литературное чтение», ч. 2 /Л. Ф. Климанова/, видеозапись «По страницам книг Маршака», аудиозапись стихотворения, снежинки-желания, тексты для разминки, листы с пословицами, рисунок кота.