Стихи о детстве

Стихи русских поэтов любимым бабушке и дедушке

Дайте мне побыть девчонкой…

Стихи про детство короткие и красивые

***

Дайте мне побыть девчонкой, я устала взрослой быть…
Я хочу смеяться звонко, о проблемах позабыть…
Дайте мне такое средство, чтобы хоть на полчаса,
Я смогла вернуться в детство и поверить в чудеса!
Автор неизвестен

***

Детство — это не возраст, а улыбка,
Если ее подарит тот, кто не знаком.
Детство — это когда пролетает снежинка,
А ты ловишь ее ртом.
Автор неизвестен

Российское наследство

Смотрю на детство, радуюсь
Смешному щебетанью.
В глазенках вижу радугу
С весенними цветами.
И светятся улыбками
Дворовые площадки.
А это – не улика ли
Семейного достатка.
Блаженствую на солнышке
В обнимку с милым детством,
И чую, счастьем полнится
Российское наследство.
Георгий Скрипкин

***

Где ты детство моё беззаботное?
Может быть, мне причудился сон.
Улетело в далёкое прошлое,
Как внезапно пронёсшийся звон.
Александр Щербаков

***

Чем старше мы становимся,
Тем чаще вспоминаем детство,
То счастье босоногое,
Игривое, весёлое,
И просто от которого,
Нам никуда не деться!

***

Беззаботное детство
Ушло безвозвратно,
Унеслось незаметно
В туманную даль…
Но об этой поре
Вспоминать так приятно,
И всегда нам чего-то
Как будто бы жаль…
Владимир Баруткин

Детство

Детство от нас не уходит,
Детство всегда вместе с нами,
Те, кто от детства уходят,
С детства живут стариками.
Детство от нас не уходит
Детство живет в нас всегда,
Просто из детства уводит
Жизни сует-суета.

Об авторе

Лучший пример анализа стихотворения – это детальный разбор произведений русской классической литературы. В качестве образца можно выбрать любовную лирику известного поэта Ф. Тютчева. Его произведение «О, как убийственно мы любим» — прекрасный образец для анализа на школьных уроках. Работу следует начать с краткой характеристики творчества автора. В данном случае необходимо указать, что поэт считается признанным мастером миниатюрных лирических сочинений.

Его стихи проникнуты философскими размышлениями о смысле жизни, о судьбах людей, их переживаниях и страданиях. Лирика поэта отличается страстным пафосом и эмоциональностью. Данный пример анализа стихотворения также включает небольшое упоминание о том, какие обстоятельства подтолкнули поэта к созданию рассматриваемого произведения.

Стихи про бабушку и дедушку

Бабушкины рукиЛ. Квитка 

Я с бабушкой своеюДружу давным-давно.Она во всех затеяхСо мною заодно.Я с ней не знаю скуки,И все мне любо в ней,Но бабушкины рукиЛюблю всего сильней.

Бабушка и дедушка

Опять те же самые мысли,И как они там не устали?Они в голове зависли:Когда-нибудь буду старым…

А как это? Неприятно?Мне страшно и непонятно…А дедушка с бабушкой наши?Наверно им тоже страшно?

Но дедушка с бабушкой добрые,И ходят, всегда улыбаются,И ходят – всё время бодрые,Ремонтом вовсю занимаются:

И окна, и пол покрашены,И новая дверь в прихожей…Значит, быть старым не страшно!Значит, быть старым можно!(О. Бундур)

Подарю я солнышко

Подарю я солнышкоБабушке своей,Чтоб в глазах грустиночекНе было у ней.Засветилась радостьюЭтим ясным днемКаждая морщиночкаНа лице родном.Я цветочек аленькийТакже подарюИ скажу ей: «Бабушка,Я тебя люблю!»(А. Мецгер)

Бабушкины годы   

Ходит наша бабушка, палочкой стуча,Говорю я бабушке: «Позову врача,От его лекарства станешь ты здорова,Будет чуть-чуть горько, что же тут такого.Ты потерпишь чуточку, а уедет врач,Мы с тобою, бабушка, поиграем в мяч.Будем бегать, бабушка, прыгать высоко,Видишь, как я прыгаю, это так легко».

Улыбнулась бабушка: «Что мне доктора,Я не заболела, просто я стара,Просто очень старая, волосы седые,Где-то потеряла я годы молодые.Где-то за огромными, за лесами темными,За горой высокой, за рекой глубокой.Как туда добраться, людям неизвестно».Говорю я бабушке: «Вспомни это место!Я туда поеду, поплыву, пойду,Годы молодые я твои найду!»(Дора Хайкина)

Доброта  

Мимо стульев, книг, игрушек,Мимо рыжего кота,Пухлых розовых подушекШла по дому доброта.

Шла по дому доброта,Всех любя и всех жалея,Даже старая тахтаСтала мягче и теплее.

Доброта неспешно шла,Поправляя одеяло,К детям тихо подошла –Доброй песней укачала.

Платья, кофточки, рубашкиНаполнялись добротой,В доброте купались чашки,Дом светился красотой.

На поднос вскочили плюшки,Чайник принялся плясать.В старых часиках кукушкаСтала снова куковать!

Кто же, кто она такаядоброта? Скажу вам я:Доброту я с детства знаю.Это бабушка моя!(Е. Раннева)

Вас поздравляем мы

Вы, бабушки и дедушки —Опора для семьи,Сегодня с вашим праздникомВас поздравляем мы.Спасибо вам огромное,За то, что помогаете,Из садика, из школыДеток забираете.Уроки с ними учите,Балуете плюшками,Сказки им читаете,Играетесь игрушками.В любви и добротеВы растите внуков,Вам кланяемся низко,Целуем ваши руки.

Старик

Я. П. Полонский

Старик, он шел кряхтя, с трудом одолевая
Ступеньки лестницы крутой,
А чудо-девушка, наверх за ним взбегая,
Казалось, веяла весной.
Пронесся легкий шум шагов, и ветер складок,
И длинный локона извив.. .
О, как тогда себе он показался гадок,
Тяжел, ненужен и ворчлив.
Вздохнув, поник старик, годами удрученный;
Она ж исчезла вдруг за дверью растворенной,
Как призрак, смеющий любить,
Как призрак красоты, судьбой приговоренной
Безжалостно любимой быть.
Постой, красавица! Жизнь и тебя научит
Кряхтеть и ныть, чтоб кто-нибудь
Мог перегнать тебя, когда тебя измучит
Крутой подъем — житейский путь!

Вариант 1

1. С. Я. Маршак 

2. С. В. Михалков

3. Е.А.Благинина

4. А.Л.Барто

1. «Кукушка»

2. «Гроза днём»

3. «В театре»

4. «Если»

Сад, дом, забыли, загляденье.

1. «Разлука»

2. «Гроза днём»

3. «Котёнок» 

4. «Если»

А4. Вставьте пропущенные слова в отрывок.

Кукушкин голос…

Под стать неяркому деньку-

Простосердечный и….,

С утра до вечера: «Ку-ку!»

1. заунывный, отзывчивый

2. звонкий, отзывчивый

3. звонкий, созвучный

4. заунывный, созвучный

1. «Кукушка»

2. «Гроза днём»

3. «В театре»

4. «Если»

В1. Отгадайте загадку и вспомните название стихотворения, которой оно соответствует.

Унылая старушка

Живёт в лесной избушке,

Одно и то же говорит,

Один слог всю жизнь твердит.

1. «Кукушка»

2. «Котёнок»

3. «В театре» 

4. «Если»

 1. «Кукушка»                            

2. «Гроза днём»

3. «В театре»

4. «Разлука»

Я карандаш с бумагой взял,

 Нарисовал дорогу,

На ней быка нарисовал,

А рядом с ним корову.

1. С. В Михалков, «Если»

2. А. Л. Барто, «Разлука»

3. Е. А. Благинина, «Кукушка»

4. Е. А. Благинина, «Котенок»

В4. Узнай стихотворение по его описанию.

 Главный герой — мальчик, действие происходит в лесу, рассвет, туман.

1. С. Я Маршак, «Гроза днём»

2. С. В. Михалков, «Если»

3. Е. А. Благинина, «Кукушка»

4. С. Я. Маршак, «В лесу над росистой поляной…»

1. С. Я. Маршак                            

2. В. П. Астафьев               

3. Е. А. Благинина                   

4. А.Л.Барто

С3. О ком из писателей говорится в приведенном отрывке?

Родился он в Москве, школьные годы провел в Пятигорске. Первые свои стихи –обыкновенные «взрослые» — напечатал в ростовском журнале. Поэту было пятнадцать лет, и из редакции он получил письмо: « Очень не восхищайтесь, учитесь работать и шлите нам свои стихи».

1. С. Я. Маршак                             

2. С. В. Михалков                

3. Е. А. Благинина                   

4. А.Л.Барто

Бабушка рядышком с дедушкой

текст песни

Праздник, праздник празднуем семьей,
Праздник, праздник свадьбы золотой,
«Горько! Горько!» — весело кричат
Сорок правнуков и двадцать пять внучат.

Бабушка рядышком с дедушкой
Столько лет, столько лет вместе,
Бабушка рядышком с дедушкой
Дружно поют эту песню.
Бабушка рядышком с дедушкой
Дружно поют эту песню.
Бабушка рядышком с дедушкой
Снова жених и невеста!

В эту пару с детства влюблены
Мамы, папы и конечно мы.
Очень сильный дедушка танцор,
Ну, а бабушка поет как сводный хор.

В праздник, в праздник свадьбы золотой
Им желаем жизни молодой,
Поднимаем кружки высоко
И за них мы пьем парное молоко!

Композиция

Условно данное стихотворение можно разделить на несколько частей, связанных между собой по смыслу. В первой части стихотворения мы видим описание зимней прогулки ребенка, его забавы и катания. Этой части было посвящено первые шесть строф произведения.

Иван Захарович показывает все прелести зимних развлечений, насколько весело и хорошо нашему лирическому герою. Ватага ребятишек весело резвится в снегу, не думая ни о чем. Читая данные строки, невольно возникает желание самому прокатиться с горки и скатиться кубарем в сугроб. Ведь именно в детстве мы не испытываем толком страха, и полностью отдаемся развлечениям, не думая о последствиях. В такие моменты ты получаешь от жизни абсолютно все. Наслаждаешься каждым её моментом, и никакая непогода не сможет остановить от веселых игр с друзьями.

В следующих восьми строфах автор описывает семейный вечер мальчика. Как тепло и хорошо в доме, а за окном разошлась настоящая вьюга.

Все описание дома создает тепло и уют. Ты чувствуешь исходящий жар от печки, огонек свечи придает мягкости очертаниям. Уставши с мороза, самое оно забраться на печь или прижаться к любимой бабушке, в ожидании того, что она расскажет интересную сказку. Возможно, ты её слышал много-много раз, но убаюкивающий голос бабушки и тепло в доме, медленно начинают тебя убаюкивать. Автор сумел передать ту незабываемую и уютную картину вечера, который в детстве мы проводили с семьей. Как же бесценны были эти минуты. Минуты, проведенные с самыми добрыми и любящими людьми в тепле и уюте.

В следующих строфах автор передает то волшебство, в которое окунается мальчонка, когда уснул. Ведь сон – это всегда маленькая сказка.

Маленький мальчик во сне начинает себя чувствовать героем сказки, которую рассказывала ему перед сном бабушка. Он переживает незабываемое приключение, которое ему, несомненно, нравится. Опять-таки, в детстве в основном всегда нам снятся яркие и интересные сны. Они полны красок, событий и чего-то необычного, волшебного.

В заключительных строфах мы месте с нашим юным героем возвращаемся в реальность. Вовремя проснувшись, на самом страшном моменте, мальчишка радуется, что это был всего лишь сон. Наступило уже утро, и новый день обещает быть таким же насыщенным, ярким и интересным.

Последними строками автор передает свое отношение к детству, подчеркивая то, что это самый лучший период в жизни человека.

Дедушка

Д. Бурачевская

За творогом или за хлебушком
Идёт потихонечку дедушка.
Пакеты в руке раздуваются,
То вправо, то влево качаются.
А был он когда-то молоденький,
Его называла Володенькой,
А может быть, Васенькой, Севушкой
Какая-то юная девушка.
И с радостной в сердце тревогою
Он шёл той же самой дорогою
На первое в жизни свидание
К единственной без опоздания.
Теперь терпеливо и бережно
Считает он мелкие денежки,
Боится, что сильно простудится,
И редко выходит на улицу,
Разбитый годами и скукою,
Забытый друзьями и внуками.
Домой возвращаться не хочется
К болезням и одиночеству.
За творогом или за хлебушком
Идёт потихонечку дедушка.
Он купит печенье вкусное
Поднять настроение грустное.

Роль Н.А.Некрасова в развитии поэзии для детей

Николай Алексеевич Некрасов как поэт и организатор литературного процесса составляет целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия продолжила русло, проложенное Лермонтовым и Кольцовым. Она являлась непосредственным отражением самосознания народа, с которым Некрасов отождествлял свою музу. Поэт говорил от имени народа и его языком.

Сын богатого помещика, Некрасов предпочел самостоятельно зарабатывать на хлеб, нежели жить за счет рабского труда крестьян. Представления о жизни сложились у поэта в те ранние его годы, когда он столкнулся с суровыми сторонами российской действительности, на себе изведав их тяготы.

В духовном развитии Некрасова решающую роль сыграло общение с Белинским, первым угадавшим его истинное призвание. И.И.Панаев вспоминал, что Белинский полюбил молодого поэта за его «резкий, несколько ожесточенный ум, за те страдания, которые он испытал так рано, добиваясь куска насущного хлеба, и за тот смелый практический взгляд не по летам, который вынес он из своей труженической и страдальческой жизни». По своим взглядам Некрасов был близок к Чернышевскому и Добролюбову — именно их он сделал идейными руководителями журнала, который он стал редактировать с 1847 года, — это был основанный еще Пушкиным «Современник».

Как и его друзья-демократы, Некрасов придавал большое значение воспитанию детей в духе гуманистических идеалов и служения народу. С 1864 по 1873 год он написал семь стихотворений для детей, которые предполагал издать отдельной книгой.

Неизгладимый след в русской поэзии оставил Николай Алексеевич Некрасов. Его пламенные слова, переходя от поколения к поколению, зажигали юные умы и сердца. Поэзия Некрасова, исполненная страстной любви к Родине, звала идти «в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь», утверждала веру в прекрасную, свободную жизнь.

Рисуя скорбные картины крестьянского пореформенного быта («Кому на Руси жить хорошо», «Орина — мать солдатская», «Мороз, Красный нос» и др.), горюя о тяжелой доле своего народа, Некрасов вместе с тем глубоко верил в его могучие силы. Он был убежден, что русский народ

Вынесет все — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

(«Железная дорога».)

«Необъятно-безмерная любовь» (Чернышевский) поэта к родному народу, уверенность в светлом будущем Родины стали причиной особого внимания Некрасова к юному поколению.

Называя Белинского своим учителем, Некрасов полностью разделял взгляды революционных демократов на воспитание детей, их отношение к детскому чтению, к детской книге как могучему средству воспитания.

В журнале «Современник» он систематически публиковал отзывы Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина о детских книгах и собственные критические заметки о них.

С удивительной глубиной воплотил Некрасов в своем творчестве идеи революционных демократов о воспитании подрастающего поколения. В его поэме «Дедушка» вернувшийся из ссылки декабрист учит своего маленького внука Сашу, как стать достойным гражданином своего Отечества, стойким и самоотверженным борцом за волю и счастье народа. Для этого необходимо с детских лет проникаться ненавистью к общественному злу, усвоить высокие человеческие стремления, вырабатывать в себе привычку наблюдать и самостоятельно оценивать явления окружающей жизни. «Пособерись-ка ты с силой, зорче кругом погляди», — советует дедушка внуку.

Воспитание ребенка правдой Некрасов страстно пропагандирует и в посвященной детям поэме «Железная дорога». Пытливый и «умный Ваня» задает отцу генералу вопрос: «кто строил эту дорогу?» Высокопоставленный царский сановник называет в качестве ее строителя графа Клейнмихеля.

Отвергая лживые утверждения генерала, поэт рассказывает мальчику о подлинных строителях дороги, — о народе, который в муках и страданиях, своим «страшно громадным трудом» воззвал к жизни «эти дебри бесплодные». И Некрасов призывает детей любить мужика и перенять у него «эту привычку к труду благородную». Картины «бедствий народных» в «Железной дороге» порождали у молодого поколения страстный протест против существующего строя и жажду борьбы с ним.

Дети — герои многих произведений Некрасова. Это не только маленькие роботы, лишенные радостей детства, изнемогающие от непосильного фабричного труда («Плач детей»). Дети из среды народа появляются на страницах произведений поэта и как герои, которые тянуться к свету и знаниям. Одного из них Некрасов изображает в стихотворении «Школьник» — в лохмотьях, с «едва прикрытой грудью», но с книжкой в котомке. Поэт предсказывает ему такой же славный путь, какой прошел «разумный и великий» «архангельский мужик» Ломоносов.

Проблема выбора

Часто школьникам бывает трудно определить, какое именно произведение взять для анализа на уроке по литературе. К сожалению, многие при этом руководствуются объемом произведения, ошибочно полагая, что небольшое лирическое сочинение легче для изучения. Однако выбор стихотворения должен определяться не данным параметром.

Лучше всего брать для анализа ключевое стихотворение в творчестве того или иного поэта. Так ученикам, которые уже ознакомились на занятиях с литературными сочинениями автора, будет легче выделить наиболее важные черты, характерные для его лирики. Например, в творчестве А. Пушкина главными являются тема дружбы и любви, М. Лермонтова – вольнолюбивая тематика, С. Есенина – русская природа и т. д. Автор и название стихотворения уже во многом являются своеобразной подсказкой для ученика. Школьник, знакомый с творчеством выбранного автора, уже по заголовку может примерно определить, о чем пойдет речь в данном произведении.

Мам, отведи меня в детство…

Стихи о прошедшем детстве, воспоминания

Мам, отведи меня в детство…

Мам, отведи меня в детство,
Там, где мы за руки вновь…
Где за стеной, по соседству,
Вера жила и любовь…

Где кучерявое небо
В локонах из облаков…
Мир там обманчивым не был…
Не было зла и врагов…

Мама, я там позабыла
Милые сердцу мечты…
Я справедливость любила,
Небо, людей, и цветы…

Мама, мне так не хватает
В час неизбежной тоски
Сердца, что всё понимает,
И теплоты от руки…

В детстве всё быстро решалось…
Мама бежала на плач…
Я через миг улыбалась…
Время промчалось, как вскачь…

Стало теперь по-другому…
Слёзы скрываю, молчу…
Где та тропиночка к дому?
Мама, я в детство хочу…

Верить в людей, улыбаться,
Страшных предательств не ждать.
С близкими не расставаться
И не бояться летать…

Мама, стираются грани…
Счастливы только на вид…
Мы остаёмся в капкане
Сложенных в душу обид…

Но от обид не согреться.
Стало ещё холодней…
Мам, отведи меня в детство,
В мир добродушных людей…
Ирина Самарина-Лабиринт

Я хочу вернуться в детство

Я хочу вернуться в детство:
На чуть-чуть, на полчаса.
В старый дом войти, согреться
И послушать голоса.

Голоса, что не звучали
В моей жизни много лет.
Голоса без нот печали…
Где найти такой билет?

Где найти билет до детства,
Где купить любой ценой?
Я отдам любые средства,
Я хочу туда, домой.

Я хочу, хочу вернуться,
Чтоб начать сначала путь,
Чтоб воскреснуть и очнуться…
Боже, сделай что-нибудь.
Автор неизвестен

Детство

Мне хочется снова услышать дрожание деревьев
Унюхать тот запах цветов на холме,
Увидеть, как птицы летают в небе,
Почувствовать ветер у себя в голове

Но детство не даром зовут штукой быстрой
Оно пролетает сквозь время, года
Но детство от нас не уходит
Оно живёт рядом всегда.
Алёна

Карусели

Вспоминаю сказки детства, в летнем парке — карусель…
Ах, найти б такое средство, чтоб открылась снова дверь!
Дверь, которая закрылась, выпуская взрослых нас…
Как легко мы расставались с тем, о чём грустим сейчас.

Где ты, друг мой, Буратино? Чебурашка, как дела?
Встречу с ними подари мне, сказка добрая моя…
Карусели едут в детство. Дайте мне один билет!
Контролёр ответил просто: » Мест, увы, для взрослых, нет»…
Римма Хафизова

Посмотрите это видео, где звучит прекрасное стихотворение «Детство золотое».

Стихотворение «Детство» И. З. Суриков – анализ по плану

Вариант 1

Детство в жизни каждого — незабываемая пора. Детские впечатления человек проносит через всю жизнь, возвращаясь к ним в минуты грусти. Именно об этом рассказывает стихотворение И. З. Сурикова «Детство».

Стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Детство» было написано в 1866 году. Поэт практически всю жизнь находился в затруднительном материальном положении. Неудивительно, что он создал произведение, вызывающее щемящую тоску по беззаботному детству.

Жанр, тема и идея

«Детство» относится к лирическим стихотворениям с чётким сюжетом. Его тема отражена в названии. Идея произведения — показать глубину переживаний лирического героя, рисующего чудесные моменты своего счастливого детства.

Образы стихотворения

Невидимый образ стихотворения — взрослый мужчина, вспоминающий себя мальчиком. Этот мальчик — главный герой произведения. Второстепенные персонажи, с любовью описанные автором, — бабушка, матушка и дед.

Композиция

Произведение состоит из 23 четверостиший (строф). Логически его можно поделить на 4 смысловые части:

  • зимние катания (первые 6 строф);
  • семейный вечер (следующие 8 строф);
  • сладкий сон (с 15 по 22 строфы);
  • возвращение в реальность.

Последняя строфа содержит вывод с риторическим обращением к детству лирического героя.

Ритмический строй

«Детство» написано трёхстопным хореем с перекрёстной рифмовкой. Данный факт создаёт быстрый ритм при прочтении.

Художественные средства

И. З. Суриков для более глубокого воздействия на читателя использует множество фонетических, лексических, синтаксических и художественных средств:

  • анафору (единоначатие): первые 3 строки начальной строфы начинаются одинаково;
  • однородные члены: «тихонько, // Нехотя»;
  • риторическое обращение: «Весело текли вы, // Детские года!»;
  • эпитеты: «родной», «тихонько», «сердито»;
  • антонимы: «Мне в сугробе горе, // А ребятам смех!»;
  • синонимы: «Горе и беда»;
  • просторечные формы слов: «качуся», «мрёт», «Поднялася»;
  • междометия и звукоподражательные слова: «хвать!», «хлоп!»;
  • звукопись (аллитерацию и ассонанс): в 7 строфе постоянно повторяется звук , а в 8 — звуки и ;
  • лексический повтор: «Зимний вечер длится, // Длится без конца…».

Благодаря средствам, используемым поэтом, стихотворение И. З. Сурикова возвращает героя (и читателя) в то время, когда он был счастлив. Образ маленького человека, катающегося на санках с горы и слушающего сказки бабушки, прорисован поэтом очень чётко и правдоподобно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: