Агния барто и её «дети»

Анализ стихотворения барто целостный

Комментарии

Точки над I и не только…

Алеся
вчера в 22:25

Точки над Ё.

Алеся
вчера в 22:23

100 рублей за доллар — а вы держитесь.

Емеля
вчера в 13:41

Бренд-клеймо и свет со дна колодца

Vistal
позавчера в 12:26

Кирдык доллара — 4

Александр собянинбуржец
17 августа в 02:18

Когда мы большевики, олигархи – лохи

Валерий
16 августа в 19:09

Черный Сталинград

Каиргали
13 августа в 09:47

Манипулирование манипулятарами

Игорь
11 августа в 19:54

Зиновьевский клуб Идеологическая идентификация Зиновьева- загадочная очевидность. 23.06.2023 Гулаков

Игорь
11 августа в 19:50

Кирдык доллара — 3

Alexander53
11 августа в 10:45

«Что библией вбито,…оглоблей не вышибешь»?..

Агафонов
10 августа в 15:45

Ответ Агафонову на комментарий по первой части РГУ

Агафонов
10 августа в 12:52

Война. Взгляд с того света.

Каиргали
10 августа в 07:01

Онкология сама не отмирает, а нам жить надо!

Alexander53
3 августа в 22:30

Кирдык доллара

Alexander53
2 августа в 22:45

Эпохи развития, противоборства, упадка

Валерий Вагин
27 июля в 11:48

А Ванечка остался дураком? «Пригожин решает еврейский вопрос»

Mstislav
21 июля в 04:10

Как работает экономика Сталина сегодня?

Александр собянинбуржец
14 июля в 00:16

У нас деревне — пятая колонна!? Физически-магические смыслы происходящего

Vistal
13 июля в 11:04

Сотворение Русского мира

Валерий Вагин
5 июля в 06:13

Валерий Задерей. ЗА НАШУ ПОБЕДУ! в тотальной гибридной войне против России

Алеся
5 июля в 00:48

Дилетант о государственном суверенитете

Mstislav
3 июля в 11:34

Особенности замкнутых систем

Валерий Вагин
3 июля в 08:21

Третий лишний

Игорь
28 июня в 18:36

На панели – глокая куздра?!

Mstislav
28 июня в 09:17

Память о Великой войне

Mstislav
28 июня в 08:36

Мировой фашизм. 100 лет.

АМ
25 июня в 22:03

Дух овнов и Сила богатырская

Александра Моисеева
25 июня в 13:05

Стихи, которые объединяют сердца

Несмотря на то, что большая часть творчества поэтессы написана для самых маленьких, например, сборники «Стихи детям», «За цветами в зимний лес», у нее есть что предложить и повзрослевшим деткам. Стихи Агнии Барто для школьников не лишены того же юмора, иронии и простоты, как в детских стихах. Только темы стали немного другими – первая любовь, верность друзей, трудности обучения.

Барто писала о подростках в военные годы. Так появился сборник «Юным уральцам». В нем нашли отражение не только радостные и юмористические стороны жизни, но и человеческие трагедии, тяжелые детские воспоминания. Тяжесть войны не щадила никого.
Но эти стихи имели не только эстетическую ценность. Они воссоединяли семьи, которые были разбиты на осколки пулеметными очередями. Агния Барто помогла найтись не одной сотне пропавших ребят.

За это ее любят до сих пор – за простое слово, человеческую доброту. И будут любить многие и многие поколения, многие и многие годы.

К. И. Чуковский «ОТ ДВУХ ДО ПЯТИ» (кусочек)

— Обо что ты оцарапался?- Об кошку.Ночью будит усталую мать:- Мама, мама, если добрый лев встретит знакомую жирафу, он ее съест или нет?- Какой ты страшный спун! Чтобы сейчас было встато!Лялечку побрызгали духами:Я вся такая пахлая,Я вся такая духлая.И вертится у зеркала.- Я, мамочка, красавлюсь!- Когда же вы со мной поиграете? Папа с работы — и сейчас же за книгу. А мама — барыня какая! — сразу стирать начала.Все семейство поджидало почтальона. И вот он появился у самой калитки. Варя, двух с половиной лет, первая заметила его.- Почтаник, почтаник идет! — радостно возвестила она.Хвастают, сидя рядом на стульчиках:- Моя бабушка ругается все: черт, черт, черт, черт.- А моя бабушка все ругается: гошподи, гошподи, гошподи, гошподи!Юра с гордостью думал, что у него самая толстая няня. Вдруг на прогулке в парке он встретил еще более толстую.- Эта тетя заднее тебя, — укоризненно сказал он своей няне.Замечательное детское слово услышал я когда-то на даче под Питером в один пасмурный майский день. Я зажег для детей костер. Издали солидно подползла двухлетняя соседская девочка:- Это всехный огонь?- Всехный, всехный! Подходи, не бойся!Слово показалось мне таким выразительным, что в первую минуту я, помнится, был готов пожалеть, почему оно не сделалось «всехным», не вошло во «всехный» обиход и не вытеснило нашего «взрослого» слова «всеобщий».Я как вижу уличный плакат:ВСЕХНАЯ РАБОТА НА ВСЕХНОЙ ЗЕМЛЕВО ИМЯ ВСЕХНОГО СЧАСТЬЯ!Так же велика выразительность детского слова сердитки. Трехлетняя Таня, увидев морщинки на лбу у отца, указала на них пальцем и сказала:- Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки!И что может быть экспрессивнее отличного детского слова смеяние, означающего многократный и длительный смех.- Мне аж кисло во рту стало от баловства, от смеяния.Трехлетняя Ната:- Спой мне, мама, баюльную песню!

«Записки детского поэта» и «Перевод с детского»

Агния Львовна считала, что «детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность»: об этом сказано и в «Записках детского поэта», вышедших в конце 1970-х — это своеобразный итог и обобщение всего её богатейшего опыта в вопросах воспитания детей ни одного поколения. 

Книга «Записки детского поэта» охватывает разные стороны жизни

Наблюдения автора выходят далеко за рамки чисто литературных проблем, её внимание сосредоточено главным образом на проблемах нравственных. Наряду с записями о поэзии для детей, о работе с молодыми поэтами, о воспитании, о тревогах родителей, об отношениях отцов и детей в книге затронуты вопросы сложных человеческих взаимоотношений, любви, жизни и смерти

Агния Барто вспоминает о своём детстве, о юных годах, но приводит лишь те страницы своей биографии, которые необходимы, чтобы подчеркнуть нравственный аспект того или иного факта. В «Записках детского поэта» ясно вырисовывается личность писательницы, её отношение к жизни, её горячая заинтересованность в духовном воспитании человека.

Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри. В составе советских делегаций поэтесса много путешествовала, причём не только по нашей огромной стране, но и за её пределами, а так как стихи Барто были переведены на многие языки мира поэтессу знали дети из разных стран.  Многочисленные встречи с детьми, горячее стремление понять их мысли и чувства вызвали у писательницы особенный интерес к стихам самих детей. Стихи детей, живущих в разных странах, встречи, разговоры с ними для Агнии Барто — своеобразный барометр, по которому она может себе представить «погоду» в стране. И в какой бы стране она не находилась — она собирала стихи детей  и рисунки. Сначала для себя, а потом Барто решила, нашим «советским» детям захочется узнать, о чём пишут их сверстники — «невеликие поэты» в разных концах Земли.

«Невеликие поэты» — так шутливо Агния Львовна называла маленьких авторов. В книге собраны стихи детей, а написаны они поэтессой. В подстрочном переводе Барто старалась уловить чувства детей, понять, что они думают о дружбе, о мире, о людях.

По мнению поэтессы многое роднит «невеликих поэтов», но часто их переживания глубже, богаче, чем ребёнок способен выразить. Как могла Агния Львовна сохраняла смысл каждого стихотворения, старалась найти ту поэтическую форму, которая позволит прояснить, точнее передать сказанное ребёнком.

Стихи в книжке написаны от имени детей разных стран, а рисунки в ней — наших советских ребят. 

Обложка книги «Переводы с детского»

В 1976 году вышел сборник «Переводы с детского» где вышли в свет детские стихотворения многих иностранных поэтов.

Барто была не только знаменитой поэтессой, но и талантливым сценаристом. Именно она стала автором сценариев к фильмам «Подкидыш» 1939 год,

https://youtube.com/watch?v=tbvTsZhc-vU

«Слон и верёвочка» (1945),

и «Алеша Птицын вырабатывает характер» 1953 год.,

Агния Барто скончалась 1 апреля 1981 года, причина смерти — проблемы с сердцем. 

Многие поклонники творчества Агнии впоследствии вспоминали её фразу «Почти у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он делает больше, чем может» — и отмечали, что для Барто такие минуты растянулись в целые годы.

Работа на радиостанции

Я выросла

Мне теперь не до игрушек?
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой ?
Ничего, что он хромой,
А медведь измазан слишком…
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса…
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
Мне теперь не до игрушек?
Я учусь по букварю…
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю. 
***

Илона Грошева
 
Быстры-быстры ноженьки
У нашего Сереженьки.
Бежит он по дорожке, 
Уже устал немножко,
А все ж бежит, старается,
И, в общем, получается!
Наш мальчик замечательный,
Очень примечательный —
Здоровый он и сильный,
И очень он спортивный!
Он мамочкой любимою
И собственною силою
От всех-всех-всех болезней
Навеки защищен.
От вирусов противных,
Простуд и скарлатины,
Он мамочкой своею
Спасен и сохранен. 
 
***

Татьяна Михайленко

У меня есть брат Сережа,
Я чуть-чуть его моложе,
Лет на пять или на семь.
Взрослый он у нас совсем.
Школьник он давн-о-о  у нас,
Ходит он в четвертый класс! 
Он отличник-хорошист,
А еще  —  фи-ла-те-лист.
У Сережи есть урок,
Называется «кружок».
В кружке друзья встречаются
И марками меняются,
И марки изучают,
И все про марки знают.
В кружок хочу я тоже:
«Возьми меня, Сережа!»,
А Сережа мне в ответ:
«У тебя же марок нет!».
Ошибаешься ты, брат,
У меня их пятьдесят!
В замечательном порядке
Марки собраны в тетрадке,
Что в линеечку косую!
Марки я сама рисую!!! 
 
***

Сергей, Сереженька, Сережка
Уже держать умеет ложку. 

***

Лира Ерошевская

Сергей талантлив от природы, 
Всегда во всем следитза модой. 
Поэт-романтик в чистом виде, 
Ученый средь своих открытий 
И чудотворец Божьей волей, 
Отзывчив и немногословен, 
«Высокий и высокочтимый», 
Не любит критики — ранимый, 
Доброжелателен, небеден, 
Он кридитует всех соседей. 
Упорен и достигнет цели, 
Лишь бы завистники не съели.

Найти человека

С книги «Звенигород» начался очень важный этап в жизни Агнии Барто — долгие годы поисков людей, потерянных родственниками во время войны. В её радиопередаче «Найти человека» дети рассказывали о своих обрывочных воспоминаниях из тех времён, когда они ещё жили с родителями. Барто зачитывала отрывки писем, ей помогали слушатели: в результате огромное количество людей нашли друг друга.

В 1954 году о книге узнала уборщица Карагандинского дома инвалидов Софья Гудеева, восьмилетняя дочь которой Нина потерялась во время войны. Софья Гудеева написала Агнии Барто письмо о своей истории. Агния Барто решила попытаться найти пропавшую девочку. При помощи милиции после восьми лет поисков Нина нашлась. 

Журнал «Огонёк» и многие газеты рассказали, как воссоединилась семья. И люди стали писать, в надежде, что она сможет помочь. Родители искали детей, дети родителей, сёстры братьев. Многие дети во время войны терялись совсем маленькими, они не могли назвать свои имена и фамилии, им давали новые имена. Так родилась передача «Найти человека», которая выходила в течение девяти лет на радио «Маяк». 

Агния Львовна просто зачитывала письма людей, потерявшихся во время войны. Именно она придумала способ искать людей лишь по обрывочным, фрагментарным воспоминаниям детства. Для официальных поисков этого было мало, для Барто — достаточно. Она, как никто другой, знала способность детей запоминать острые моменты жизни и решила свой поиск построить именно на них.

 В 1969 году на материале историй, с которыми Агния Львовна познакомилась, работая на «Маяке», она издала свою первую книгу прозы, которая тоже получила название «Найти человека». Позднее по этой книге был снят фильм, получивший приз на международном кинофестивале в Локарно.

Отрывок из книги:

Вот так и шла работа — из маленьких фрагментов из нелепых и нескладных детских воспоминаний о шраме на правой брови, о прыжках с крыши сарая, о мелких перебежках босыми ногами по снегу в поисках матери, о собаке Джульбе, о катании на воротах и так далее Агния Львовна Барто собирала большую мозаику надежды и веры. Соединяла и заново знакомила людей близких, но разбросанных войной. 

В книге «Найти человека» говорится о тринадцати историях в письмах в конце книги есть последняя строчка: 

Из воспоминаний дочери поэтессы Татьяны Андреевны Щегляевой:

Работа на радиостанции «Маяк»

За всё время, что она работала в передаче, с 64-го по 73-й годы Агнии Львовне удалось соединить больше тысячи семей. Точная цифра, которую она упоминает в своей книге «Найти человека», — 927 семей. 

Позже формат программы был взят за основу программы «Жди меня».

В 1973 году по сценарию Барто была поставлена драма «Ищу человека». В основе фильма, поставленного по одноимённой книге и по циклу радиопередач писательницы, — подлинные истории о разлуках и встречах, о поисках близких, продолжавшихся много лет после войны.

В 1974 году, после того, как передача закончила выходить в эфир, Агния Барто напишет: 

Встреча с юными читателями 

Поэтесса-токарь

С самого начала войны Агния Львовна рвалась в фронтовые командировки. Однако руководство Союза писателей отказывало ей в этом стремлении.

Сначала поэтесса с детьми уехали в Тамбов, где жила ее мама. Позднее, когда Андрей Владимирович, как ценный технический специалист, был эвакуирован в Свердловск, семья перебралась к нему.

Сидеть в бездействии Агния Барто не могла. Из Свердловска она постоянно ездила в Москву: читала стихи раненым, лежавшим в москвоских госпиталях, продолжала добиваться командировки на фронт. В итоге ей это удалось: несколько раз она ездила на передовую, выступала со стихами перед бойцами. Казалось бы: зачем детские стихи солдатам, окруженным кошмаром войны? Но они слушали Агнию Львовну, вспоминали о доме, собственных детях, любимых — и лица их разглаживались, на душе становилось светлее.

Это предложение не напугало, а вдохновило поэтессу. Она действительно отправилась на курсы, прошла обучение, некоторое время работала на заводе. Когда Агния Барто писала свою книгу «Идет ученик», она знала, о чем пишет: у нее был опыт токаря второго разряда.

О важности детства

В эвакуации в Свердловске Барто оказалась без своего источника вдохновения — московских ребят, которых она действительно искренне любила. Барто, участвовавшая в гонениях на таких мэтров детской литературы, как Маршак и Чуковский, искренне считала, что «детям нужна вся гамма чувств, рождающая человечность»

Получившая прекрасное образование, она всякий раз говорила о важности доступного обучения для детей. Постоянно общаясь с детьми, будь то друзьями своих сына и дочери, воспитанниками интернатов, или просто детворой, играющей во дворе, писательница подчеркивала: любой ребенок — это уже личность с богатейшим внутренним миром, который нужно ценить и оберегать

Ведь крайне важно родителям, воспитателям и учителям оставить человеку воспоминания о детстве, как о самом счастливом периоде жизни.

По совету своего знакомого, фольклориста Павла Бажова, знаменитого своими «Уральскими сказами», Агния Барто устроилась на работу на оборонный завод, обычным подмастерьем-токарем. Там она была окружена детьми и подростками, в годы войны работавшими на тяжелом производстве ради победы. Дети сначала приняли настороженно нового токаря, годящегося им в мамы. Но потом все подружились: ребята взяли над писательницей шефство, подсказывали ей во время рабочего процесса, делились мастерством и…своими секретами, мечтами. Барто, благодаря постоянному общению с детьми и подростками, много писала в эвакуации, а первую свою рабочую премию токаря отдала на строительство танка.

Ранний брак

Агния Львовна вышла замуж, едва ей исполнилось (по документам) 18 лет. С будущим мужем они познакомились в балетной студии — Павел также занимался балетом, Лидия Нелидова была его тетей.

Еще более молодых людей сблизило увлечение поэзией: несколько ранних стихотворений, опубликованных позднее в сборниках Агнии Барто, писались ими в соавторстве.

Агния Львовна и Павел Николаевич Барто.

Павел Николаевич стал профессиональным литератором. Начиная с 1926 года не раз выпускались его стихи и проза, в 1930-е годы он работал редактором Детского издательства, с 1941 по 1960 год был редактором газеты Северного флота.

В 1927 году у пары родился сын Эдгар. Мальчика, названного в честь писателя Эдгара По, дома звали Гариком.

Этот союз продлился всего 6 лет. Говорят, причиной расставания стала ревность мужа к поэтическим успехам жены. Может быть, дело было в молодости и эмоциональности обоих партнеров. Интересно и то, что после расставания с Агнией Павел Николаевич был женат еще 4 раза.

Так или иначе, дальнейшая жизнь убедительно докажет: Агнии Львовне нужен был другой супруг. Зато с ней навсегда осталась звучная фамилия Барто, такая простая для запоминания — та самая, под которой мы ее знаем и любим.

Бывшие супруги на всю жизнь сохранили добрые дружеские отношения. Павел Барто принимал активное участие в воспитании сына, поддерживал отношения с новой семьей бывшей супруги.

Агния Барто и неудачный «Похоронный марш»

Агния не питала чрезмерной любви к стихам, пока ее подружки не начали увлекаться молодой Ахматовой. На тот момент стало модным сочинять о руках, вуалях, королях и их туманных взглядах. О детской непосредственности и речи не было. Но так называемые «серьезные» стихи Барто не принесли ей ни славы, ни хотя бы – похвалы. Зато благодаря одному такому неудавшемуся стихотворению она поняла, что свой путь нужно искать в другой отрасли.

Однажды в танцевальной школе на выпускном экзамене скромная и крайне неуверенная в себе девочка прочитала пафосные стихи под названием «Похоронный марш». Стихи она сочинила сама. Так случилось, что на этом экзамене присутствовал нарком просвещения Луначарский, который с интересом наблюдал за всеми выпускницами. Но этот номер его позабавил больше остальных. Не сумев удержаться, он расхохотался, а после посоветовал Барто никогда не браться за лирическую поэзию, но писать веселые стихи. Молодая Агния много позже разглядела в таком совете похвалу. Долгое время она считала себя обиженной. Но, обдумав все как следует, она попробовала себя в качестве детской поэтессы. И тут ее мгновенно выпустили в печать.

А. Л. Барто: Болтушка

Что болтушка Лида, мол,Это Вовка выдумал.А болтать-то мне когда?Мне болтать-то некогда!Драмкружок, кружок по фото,Хоркружок — мне петь охота,За кружок по рисованьюТоже все голосовали.А Марья Марковна сказала,Когда я шла вчера из зала:»Драмкружок, кружок по фотоЭто слишком много что-то.Выбирай себе, дружок,Один какой-нибудь кружок».Ну, я выбрала по фото…Но мне еще и петь охота,И за кружок по рисованьюТоже все голосовали.А что болтушка Лида, мол,Это Вовка выдумал.А болтать-то мне когда?Мне болтать-то некогда!Я теперь до старостиВ нашем классе староста.А чего мне хочется?Стать, ребята, летчицей.Поднимусь на стратостате…Что такое это, кстати?Может, это стратостат,Когда старосты летят?А что болтушка Лида, мол,Это Вовка выдумал.А болтать-то мне когда?Мне болтать-то некогда!У меня еще нагрузкиПо-немецки и по-русски.Нам задание дано -Чтенье и грамматика.Я сижу, гляжу в окноИ вдруг там вижу мальчика.Он говорит: «Иди сюда,Я тебе ирису дам».А я говорю: «У меня нагрузкиПо-немецки и по-русски».А он говорит: «Иди сюда,Я тебе ирису дам».А что болтушка Лида, мол,Это Вовка выдумал.А болтать-то мне когда?Мне болтать-то некогда!

Зовите бабку!

Заявила бабка деду:
У меня уборка в среду!
Вот настала, как всегда,
После вторника среда,
И уже часов с шести
Бабка пол взялась скрести.
А куда деваться деду?
Он сегодня не в чести.
Не придется старику
В тишине попить чайку.
Он ворчит, что скоро полдень —
Он устал, он очень голоден,
Он поспал бы до обеда,
Он на стуле бы вздремнул,
Да старуха из-под деда
Унесла последний стул.
Ни стола вокруг, ни стула,
Только таз да тряпка.
Дом вверх дном перевернула
В среду утром бабка.
У нее хлопот по горло,
Так полы она натерла,
Что котенок в половицу,
Будто в зеркало, глядится,
Поднимает хвост трубой
И любуется собой.
А старик с утра не в духе,
Придирается к старухе:
Ей на пенсию пора.
Еле тащит полведра,
Начала уборку в среду,
А не кончит к четвергу!
Говорит старуха деду:
— Поспеваю как могу! —
Но старик зовет на смену
Пионерку — внучку Лену:
— Пусть моя любимица
За уборку примется!
Вновь настала, как всегда,
После вторника среда,
И уже часов с шести
Внучка пол взялась мести.
В полминуты подмела,
Пыль такую подняла,
Что котенок расчихался
И уполз из-под стола.
Протирала внучка стекла —
Вся до тапочек промокла.
До того она быстра —
Расплескала полведра!
Ей в душе не до уборки,
На коньках кататься с горки —
Вот куда ее влечет!
А под стол ручей течет,
На куски, на черепки
Разлетелась миска.
Внучка дернула плечом,
Говорит: — А я при чем?
Виновата киска.
Только дед вздремнул на стуле,
С полки падают кастрюли.
Грохот! Гром! Стучат тазы!
В кухне плещут волны!
Дом гремит, как от грозы,
Только нету молний!
Дед схватил в охапку шапку
И кричит: — Зовите бабку!

Качели

Шумели от ветра
Зеленые ветви,
Висели качели
Под дубом столетним.
С утра до обеда,
До тихого часа
Качались ребята
Из первого класса,
Потом из второго,
Потом из шестого,
Потом малыши
Появляются снова.
Качели взлетают
То влево, то вправо,
И громко вздыхает
Вожатая Клава.
Она уверяет,
Что ей непонятно,
Как можно качаться
По часу подряд.
Туда и обратно,
Туда и обратно…
Ведь это, пожалуй,
Мозги заболят!
Как только ребята
Ложатся в постели,
Вожатая Клава
Бежит на качели.
Спят малыши
И не трогают Клаву,
Можно в тиши
Покачаться на славу!
К Анне Петровне,
К начальнику штаба,
Вечером Клаву
Зачем-то зовут.
— Ваша работа
Поставлена слабо!
Нельзя же качаться
По сорок минут!
Как только вожатые
Лягут в постели,
Анна Петровна…
Бежит на качели.
Она ученица
Десятого класса —
Ей можно качаться
До позднего часа.
Вечер чудесный,
Но в комнатах жарко,
Тетя Маруся
Гуляет в саду.
Тетя Маруся
Теперь санитарка —
Курсы окончила
В этом году.
Она произносит
Суровую речь,
Что нужно на отдыхе
Силы беречь:
После прогулки
Немедленно лечь.
Выслушав строгую речь
Санитарки,
Анна Петровна
На отдых идет.
А тетя Маруся…
Качается в парке,
Взлетают качели
То взад, то вперед.

Как Вовка стал старшим братом

— У меня есть старший брат,

Очень умный парень! —

Уверяет всех ребят

Таня на бульваре.—

В красном галстуке он ходит,

В пионерской форме,

Сорняки на огороде

Вырывает с корнем!

И толстушка Валечка

Старшим братом хвалится:

— Если кто меня обидит —

Старший брат в окно увидит.

Если я заплакала —

Он проучит всякого.

Он готов меня спасти

И от тигра лютого.

Десять лет ему почти,

Павликом зовут его.

Катя в красном платьице

Как расплачется:

— Я одна ничья сестра,—

Цапнул кот меня вчера.

Что ж, меня кусай, царапай…

Я одна у мамы с папой,

Нету братьев у меня,

Папа с мамой — вся родня.

К ней подходит не спеша

Вовка — добрая душа.

Объявляет он ребятам:

— Буду Кате старшим братом.

С понедельника, с утра,

Будешь ты моя сестра.

Анализ стихотворения «Бабушка-забота» Благининой

«Бабушка-забота» Елены Александровны Благининой неоднократно переиздавалась и отдельной книгой, и в составе коллективных сборников. Иллюстрировали историю художники Ф. Лемкуль, Т. Александрова, В. Горбачев.

Стихотворение создано не позднее 1974 года. Поэтессе в эту пору чуть за семьдесят, она классик советской детской литературы, автор множества сборников стихов, в том числе, и для взрослой читающей публики, мемуаристка, хранитель творческого наследия своего мужа поэта Г. Оболдуева, переводчица. В жанровом отношении – ода бабушкам, рифмовка перекрестная, в финале – смежная, 6 строф (последняя – двустишие). Есть открытые и закрытые рифмы. Лексика живая, просторечная. Построено стихотворение на приеме параллелизма. Веселье и хороший аппетит внуков прибавляют радости их бабушке. Большинство строф начинается с анафоры, условия: если. Передается также прямая речь (или внутренний монолог) лирической героини, сдобренная характерными особенностями, словечками, оборотами: ишь, ну как дождь, до чего славно. Ласковое сравнение: как щеглы (певчая птичка, распевает громко, звонко и задорно). Лексические повторы подчеркивают трепетность отношения героини к детям: пусть едят. Однако малейший выход ребятишек из зоны внимания вызывает у нее тревогу. Даже прогулка в саду кажется опасной, ведь могущество бабушки не безгранично. Дождь или град, промокшие ножки, а потом простуда, кашель. Охраняет она и сон умаявшихся внуков. Здесь вступает в свои права колыбельная. Самая настоящая, бабушкина. Конечно, по мотивам устного народного творчества: баю-баю, люли (мягкие звуковые формулы). Простительная гипербола: не дышит (то есть, старается не потревожить детский сон). Трижды повторенное «тише» звучит как заклинание, обращенное чуть ли не ко всему миру – угомониться, помолчать, не будить. Предпоследнее четверостишие открывают слова, которые стойко ассоциируются с жизнью в бабушкином доме: чистота, дремота, теплота. У поэтессы рождается своеобразный неологизм, двойное слово, ставшее названием всего стихотворения. Заключительное двустишие похоже на мораль. Автор задает ребятам резонный вопрос: а вы каковы? (собственно, здесь еще внутренняя рифма, звукопись). Что видит в ответ на свою заботу героиня стихотворения? Помнят ли ее те, кого она помогала растить? Интонация в стихах сердечная, чуть деловитая.

«Бабушка-забота» Е. Благининой – наглядный урок внимания, попечения о близких, пример семейственности, связи поколений.

Жил на свете самосвал

Жил на свете самосвал,
Он на стройке побывал,
Подкатил с утра к воротам.
Сторожа спросили: — Кто там? —
Самосвал ответил так:
— Я привез отличный шлак.

Молодчина самосвал,
Где он только не бывал!
Он кирпич возил и гравий,
Но, увы, застрял в канаве!

Буксовал он, буксовал,
Еле вылез самосвал.
Говорит:- Меня не троньте,
Я сегодня на ремонте.
У меня помята рама!

-Алексей! — сказала мама.-
Ты успел в канаву влезть?

Дело в том, что самосвалом
Был Алеша, славный малый.
Сколько лет ему?
Лет шесть!

Самосвал сигналит громко:
— У меня сейчас поломка,
Но с утра я снова в путь.
— Хорошо, — сказала мама, —
Но пока Алешей будь!
Молока попьешь, и спать!
Что ж, пришлось Алешей стать!

Где Алеша? Спит уже,
Дома спит, не в гараже.

И о чём это я?..

Для кого эта писанина? Для детей? Нет — для взрослых. Ну, тогда о взрослой литературе? Нет – о детской…
Эти вопросы я задавала себе, когда вознамерилась соорудить этот блог и попыталась себе же ответить В ОДНОЙ ИЗ СТАТЕЙ:
«Книги присутствуют в нашей жизни с самого раннего детства. Мы ещё не умеем говорить, а в руках уже держим это чудо – свою первую, самую любимую книжку. Мы пока можем лишь разглядывать картинки, а взрослые понемногу вводят нас в таинственный книжный мир. Это мир сказок и приключений, животных и растений. Но самое главное – это мир человеков!..
Как сформируются наши дальнейшие взаимоотношения с этим миром?.. Кто поможет нам разобраться в самом себе и в окружающих нас людях? Кто нам подскажет: как отделить добро от зла? Кто даст нам те ориентиры, по которым мы отправимся в свой жизненный путь?
Я думаю – это книга. И, в особенности, та самая – наша первая книжка, которую мы держали в руках в самом раннем детстве. А наша дальнейшая жизнь напрямую зависит от того тепла, которым были пропитаны её страницы…
Что читать детям сегодня? Какие книжки из бескрайнего океана литературы выберут для своих малышей взрослые? Этому и многому другому посвящён мой блог.»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: