Волк и козел

Сказка. волк и коза

Коварство волка

На какое коварство пошел волк? Во-первых, чтобы узнать как коза входит в запертый козлятами дом, он прячется и подслушивает песенку козы. Тем самым он совершает первый свой гнусный поступок, обхитрив не только козлят, но и козу. Не подразумевая, на какое коварство пошел волк, коза еще раз предостерегает козлят, дабы те не открывали дверь, если кто-то будет петь песенку толстым голосом. Согласитесь, так бывает и в жизни:  злоумышленники часто оказываются на шаг впереди своей жертвы. Это нашло отражение и в сказке.

Во-вторых, это непосредственный обман козлят. Одному козленку удалось спастись от которого коза и узнала о случившемся горе.

В-третьих. Когда коза оплакивала своих козлятушек и не думала о каком-то мщении, волк сам к ней явился (!), солгав, что это не он съел козлят. Здесь проглядывается аллюзия на близость зла, о том, что человек, когда им правит страсть и порок, становится близкому буквально волком. О близости еще намекает тот факт, что волк называет козу ни много ни мало «кумой». Помните, как-то умный английский философ Гоббс сформулировал фразу: «Человек человеку волк», подчеркивая человеческий эгоизм. А если эгоизм рассматривать в широком смысле, то любое действие ради удовлетворения своих страстей – это проявление отсутствия любви к ближнему, что и есть корень эгоизма как такового. Поэтому в сказке образ волка нужно воспринимать метафорично, улавливая коннотационную суть образа волка. 

О чем все-таки сказка «Волк и семеро козлят»

Мы уже обозначали, что сказка в какой-то степени, об уме, упомянув об отсутствии такового у козлят (в силу юности) и обладанием извращенной формой ума у волка. А лучшую сторону ума проявила в сказке коза. Помните русские поговорки об уме?

Народная мудрость подчеркивает преобладание ума над хитростью. Прежде всего, необходимо отметить что подразумевается под словом «ум». В святоотеческой традиции принято отделять «ум» от «разума» и «рассудка». Главное отличие ума в том, что он относится к духовной части человеческой природы, тогда как разум и рассудок скорее относятся к душевной ее части. По-другому ум называют мудростью. В частности, Максим Исповедник отмечал:

Поэтому очень важно понять, что в несекуляризованном виде, ум – это – не способность мыслить, а способность созерцать. После того как хищный волк пришел к матери–козе, та повела себя крайне мудро

Как вы отлично помните, волк предложил козе пройтись погулять, после чего они набрели на огненную яму. Тут и проявился ум козы. Увидев яму, коза проявила созерцательную способность ума, поняв, чем может послужить эта находка, и, при этом все случилось спонтанно, что и есть качество интуиции – признака ума

После того как хищный волк пришел к матери–козе, та повела себя крайне мудро. Как вы отлично помните, волк предложил козе пройтись погулять, после чего они набрели на огненную яму. Тут и проявился ум козы. Увидев яму, коза проявила созерцательную способность ума, поняв, чем может послужить эта находка, и, при этом все случилось спонтанно, что и есть качество интуиции – признака ума.

В то же время, волк не почувствовал угрозы в предложении козы перепрыгнуть через яму. Здесь можно приписать волку не только то, что объевшись, он утратил способность мыслить, но и отсутствие интуиции и ума.

Таким образом, коварство волка побеждено умом матери-козы. Зло, в образе волка оказалось слабее добра, в образе козы.

Коза и волк.

Построила себе Коза в темном лесу избушку и стала в ней жить со своими тремя козлятами. Рано поутру уходит Коза в лес корму искать, уходит, а деткам строго-настрого приказывает: «Никому без меня, детки, дверей не отпирайте; а то не пришел бы Волк да не съел бы вас!» Козлятки запрут за матерью дверь и сидят тихо-смирно. А вечером воротится Коза и запоет под окошком:

«Козляточки, мои деточки, отомкнитеся, отворитеся! Ваша мать пришла, молока принесла. Бежит молоко по вымечку, из вымечка по копытечку, с копытечка на сыру землю!» Услышат козлятки и отопрут дверь.

Вот раз Волк подслушал, как Коза под окном поет, подошел к избушке и завыл толстым голосом: «Козлята, ребята, отопритесь! Ваша мать пришла, молока принесла…» А козлятки отвечают: «Слышим, слышим! Это не матушкин голосок. Наша матушка поет тоненьким голоском и не так приговаривает!» Волк отошел и спрятался за кустом.

Пришла Коза, запела: «Козляточки, мои деточки, отомкнитеся, отворитеся! Ваша мать пришла, молока принесла. Ведь я, Коза, в бору была, траву ела шелковую, пила воду студеную — полны бока молока, полны рога творога, полны копытцы светлой водицы…» Козлятки отперли дверь и рассказали матери, как к ним Волк приходил. «Смотрите, — говорит Коза, — не отпирайте тому, кто будет толстым голосом петь!».

Услышал Волк, что Коза деткам наказывала, и побежал к кузнецу: «Кузнец, кузнец, обкуй мне язык тонко-натонко, чтобы у меня был такой голосок, как у козлятушкиной маменьки. Не скуешь — я тебя съем!» Что кузнецу делать? Вытянул он у Волка клещами язык, положил на наковальню и обковал тонко-натонко.

Вот вечером пришел Волк к козляткам под окошко и запел тоненьким голоском — совсем как Коза пела: «Козлятушки, ребятушки, отомкнитеся, отворитеся! Ваша мать пришла, молока принесла. Ведь я, Коза, в бору была, траву ела шелковую, пила воду студеную…».

Козлятки думали, что и вправду их мать пришла, отперли дверь. А вошел-то Волк! Кинулись козлятки от него прятаться: один залез под стол, другой под лавку, а третий, младший, под печь в самый уголок забился. Волк живо двух старших нашел, вытащил и проглотил; а третьего поискал-поискал, видит — нет его, и убежал.

Вернулась Коза и давай под окошком приговаривать. Причитала-причитала — никто не откликается. Подошла к двери — она не заперта; в избу — а там все пусто, нет ее детушек… Насилу-насилу последний козленочек из-под печки отозвался: так его Волк напугал. Как узнала Коза свою беду, села на лавку и начала горько-горько плакать да причитать: «Козляточки, мои деточки!.. Вы зачем, ребятки, отпиралися, злому Волку доставалися!.. Он поел, злодей, вас без жалости; сиротой я буду на старости!..».

В Волк стоит под окошком да слушает. Вошел в избу: «Ах ты, кума, кума! — говорит. — Не грех тебе на меня такую напраслину взводить. Разве я это сделаю?» Коза поглядела на него, подумала и говорит: «Ну, коли не ты, Волк, моих козлятушек съел, так приходи сегодня попозднее ко мне; давай хоть помянем их, как следует».

Волк обещал прийти — надеялся: не удастся ли и последним козленочком поживиться. Только он ушел, Коза истопила печку, выгребла из нее горячих угольев целую кучу и положила уголья в яму под полом.

Пришел Волк. «Сейчас будем ужинать, — ему Коза говорит, — только раньше давай в мою любимую игру поиграем». «А какая игра?» Коза вынула из пола две доски, как раз над ямой, где уголья были, и говорит: «Будем прыгать через эту яму, только скоро и без передышки. Поустанем — вкуснее поужинаем». «Хорошо!».

Коза сейчас прыгнула — перепрыгнула. За ней собирается прыгать толстый Волк — тяжело ему с двумя козлятами в животе-то! Прыгнул, зацепился лапой за половицу да и бух в яму, прямо на горячие уголья… От огня у него живот лопнул и козлятки выскочили — живые, здоровые. Коза их вытащила поскорей наверх, и стали они опять вчетвером жить да поживать. А Волк так и пропал в яме — совсем сгорел.

Примеры английских сказок про животных

Интересно произведение «Кошачий король». Оно повествует о двух братьях, живших в лесу с собакой и черным котом. Один брат однажды задержался на охоте. По возвращению он начал рассказывать чудеса. Говорит, что видел похороны. Множество котов несли гробик с изображенной короной и скипетром. Вдруг черный кот, лежащий у ног, поднял голову и вскрикнул: «Старый Питер умер! Я — кошачий король!». После этого прыгнул в камин. Больше его никто не видел.

В пример приведем комичную сказку «Вилли и поросенок». Один хозяин доверил своему глуповатому слуге отнести поросенка его другу. Однако друзья Вилли уговорили его зайти в трактир, и пока он выпивал, они в шутку подменили поросенка на собаку. Вилли подумал, что это шутка дьявола.

Предыстория

Сказка «Волк и семеро козлят» уже давно считается русской народной. Но сходный инвариантный сюжет неоднократно встречается и у других народов (это относится и к другим народным сказкам: «Колобок», «Теремок» и т.д.)

В частности, принято считать, что впервые эту сказку записали и опубликовали собиратели фольклора – братья Гримм (в сборнике под названием «Сказки братьев Гримм»). Но если сравнивить версии, то мы увидим очень много отличий. Это относится как с сюжетной составляющей, так и нравственно-смысловой.

У известного русского собирателя сказок А.Н. Афанасьева эта сказка тоже фигурирует, причем в двух вариантах (1873 г.,№53 и №54 в 1-м томе сборника). Правда называется она по другому: «Волк и коза» (Бирюк и коза). Это название больше отражает содержание сказки. 

Под  названием «Волк и семеро козлят» сказка впервые вышла в 1918 г. в издательстве Сытина. И также она известна в редакции А.Н. Толстого.

Поверхностный смысл рассматриваемой сказки

Как часто бывает в русских народных сказках, для того чтобы донести заложенный смысл, выбираются такие формы и герои, через которые это будет проще всего сделать (об этом мы, в частности, писали в статье «В чем смысл сказки «Репка«?).

В зачине повествователь сообщает о том, что жила-была коза и были у нее козлята. Кстати, о количестве козлят в самой сказке не упоминается вообще. То, что их было семеро, сказано только в названии поздних версий сказки (а также братьев Гримм). Далее по тексту мы замечаем, что количество козлят не имеет никакого значения. Поэтому не стоит вдаваться в конспирологию и искать смысл в цифре семь (хотя кто-то может увидеть аллюзию на семь хлебов, которыми Христос накормил 4 тыс. человек).

Чтобы развернуть сюжет о том, как козлята остались одни дома, повествователем опускается добавление других возможных членов семьи: отца, бабушки, дедушки и т. д. Иначе пришлось описывать почему их тоже не оказалось дома, а это лишняя нагрузка на повествование, от которой может потеряться изначально заложенный смысл.

В развитии сюжета сказки сообщается, что козлята всегда слушали свою маму и крепко-накрепко запирались в избушке, когда та уходила. Т.е., другими словами, козлята были послушными, и, это первый нравоучительный момент в сказке, впрочем, который лежит на поверхности. А если это так, то суть не в этом.

Автор словно говорит: «вот были козлята послушные, как вы мои дорогие читатели, но это не уберегло их от постигшей беды».

Образ матери в сказке «Волк и семеро козлят»

В песенке козы нетрудно уловить коннотации с матерью–труженницой. Коза не просто уходит в лес, а для того чтобы «нагулять» молока, которое необходимо для прокорма козлят. Таким образом, в короткой и запоминающейся манере (в виде песенки) обоснован уход для исполнения долга матери. Коза оставляет козлят в опасности вынужденно.

Прием короткого, но запоминающего стиха-песенки применяется в сказках нередко. Вспомните хотя бы «Колобок». Если в «Колобке» через песенку доноситься внутренний образ колобка как хвастунишки, то в рассматриваемой сказке через песенку передается значение образа козы как матери и обосновывается ее уход.  

Образы животных

Каждый человек, выросший в России, может перечислить основных животных, которые являются персонажами русских сказок. Медведь, волк, лисица, заяц — это герои русских сказок. Животные живут в лесу. У каждого из них есть свой образ, в литературоведении именуемый аллегорией. Например, волк, которого мы встречаем в русских сказках, всегда голоден и зол. Это всегда Из-за своей злости или жадности он часто попадает впросак.

Медведь — это хозяин леса, царь. Его в сказках обычно изображают справедливым и мудрым правителем.

Лисица — это аллегория хитрости. Если в сказке присутствует это животное, то кому-то из других героев точно быть обманутым. Заяц — это образ трусости. Он, как правило, является вечной жертвой лисы и волка, намеревающихся его съесть.

Итак, именно таких героев нам представляют русские народные сказки про животных. Посмотрим, каким образом они себя ведут.

Хитрый козел

А меня всегда интересует в названии этой сказки,слово «козлят» — это глагол? Видно к овце ушел. Эх, Андрей И взмолился тогда серый — Вы что творите!!! ВолкИ позорные??? На что старший пнул егои прошипел- молчи Казел драный! Ну ты Лешик клопа ибешик привык все рассусоливать ,у нас.

Жили себе муж и жена, и были у них козел и баран. Вот и говорит муж жене: Ох, жинка, давай мы прогоним козла да барана, а то они у нас только даром хлеб едят/5.

Жили-были на одном дворе козел да баран; жили промеж себя дружно: сена клок, и тот пополам. А коли вилы в бок — так одному коту Ваське! Он такой вор и разбойник, каждый час на промысле, и где что плохо лежит, так у него брюхо болит.

Зима шла к концу, но в горах еще не сошел снег, а местами и лед. У одного пастуха был тощий и хромой козел. Он не мог взбираться по узким тропкам да обледенелым склонам, и хозяин оставлял его пастись неподалеку от овчарни. Вечером пастух пригонял отару с гор или из степи, и тогда козел шел вместе с овцами в загон и там ночевал.

Электронный адрес.

А ну, убирайтесь, козел да баран, прочь, чтоб и ноги вашей здесь не было. Сшили козел да баран торбу и пошли. Идут, идут и вдруг видят — лежит среди поля волчья голова. Баран здоровый да бестолковый, а козел хоть и смелый, да не очень-то силен. Ты посильней.

Вход Регистарция Забыли пароль? Три козленка бьют ногами волка. Волк корчится на земле и кричит: — Что делаете, волки позорные?!

Образ волка в сказке «Волк и семеро козлят»

Козлята изображены в сказке послушными, но не умными. Поэтому в сказке появляется  такой персонаж, который может обойти силу послушания и готовый пойти на все чтобы съесть козлят. А послушание, тем самым, показывается таким качеством, которое необходимо для детей, но недостаточное само по себе. Другими словами – одного послушания оказалось мало!

Может быть поэтому в качестве объекта выбраны маленькие козлята, потому что дети еще не обладают умом в силу возраста. 

Какими качествами обладает волк? Прежде всего, волк обладает извращенной формой ума – хитростью. У него есть мотивация – пустое брюхо хотя об этом в сказке умалчивается, но подразумевается что волк всегда голодный (вспомните народную поговорку: «голодный как волк»).

Волк попросил кузнеца сделать голос тонким, что кузнец и сделал. В русской версии сказки этот второстепенный персонаж не имеет большого значения, а вот у братьев Гримм, каждый помогавший волку персонаж, является олицетворением какого-то человеческого качества, из-за которого он соглашался помочь волку, это или трусость, или глупость, или безразличие.

Композиция

Большинство сказок написаны по одной системе. Она представляет собой следующую схему:

1) Зачин
. Здесь описывается место, где будут происходить события. Если о животных, то в зачине описание начнется с леса. Здесь же читатель или слушатель знакомится с основными героями.

2) Завязка
. На этой стадии сказки происходит главная интрига, которая превращается в начало сюжета. Допустим, у героя возникает проблема и он должен ее решить.

3) Кульминация
. Ее еще называют вершиной сказки. Чаще всего это середина произведения. Обстановка накаляется, происходят самые ответственные действия.

4) Развязка
. На этом моменте главный герой решает свою проблему. Все персонажи живут долго и счастливо (как правило, народные сказки имеют хорошую, добрую концовку).

По этой схеме строится большинство сказок. Ее же можно найти в авторских произведениях, только со значительными дополнениями.

Лучшие сказки про животных с картинками

Маленькие дети всегда с увлечением и особым интересом слушают сказки Пришвина и Льва Толстого, где главными героями являются звери, восхищаясь их подвигами и осуждая злые поступки. Животные, которые помогают людям, изображаются сильными, ловкими, быстрыми, хитрыми и добрыми. Вымышленные говорящие существа в образе зверей, обладая человеческими качествами, развлекают малышей и взрослых, заставляя их переживать необыкновенные приключения, о которых говорится в коротких сказках с картинками. На протяжении сотен лет мы и наши дети узнаем о страшных драконах, единорогах и других необыкновенных существах животного происхождения. Эти существа появились в таких сказках, как «Приключения Буратино», «Красная Шапочка», «Алиса в Стране Чудес», «Золушка» и многих-многих других.Сказочники характеризуют в своих повествованиях животных с человеческим поведением, например в сказке «О трех поросятах» или «Волк и семеро козлят» показаны злые, жадные и одновременно добрые и чувственные звери. Они, как и люди, способны любить и ненавидеть, обманывать и восхищаться. На нашем сайте 1 сказ вы сможете прочитать краткое содержание к каждой сказке и подобрать именно ту, которая понравится вашему ребенку.Сказки о животных никогда не выйдут из моды. Из года в год мы будем читать, сочинять и рассказывать их нашим детям, переживать и восхищаться добрыми поступками зверей и радоваться их победам и достижениям. Современные авторы продолжают народные традиции и традиции сказочников прошлых лет, создавая новые рассказы с новыми названиями, где главными персонажами являются животные.

Для детей сказка — это удивительная, но вымышленная история о волшебных предметах, чудовищах и героях. Однако если посмотреть глубже, то становится понятно, что сказка — это уникальная энциклопедия, отражающая быт и нравственные устои любого народа.

За несколько сотен лет люди придумали огромное количество сказок. Наши предки передавали их из уст в уста. Они изменялись, исчезали и возвращались снова. Причем могут быть абсолютно разные персонажи. Чаще всего герои русских народных сказок — животные, а в европейской литературе главными героями чаще являются принцессы и дети.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: