Пересказ русской народной сказки «пузырь, соломинка и лапоть». план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Сказка пузырь соломинка и лапоть психологическая характеристика. занятие по чтению русской народной сказке «пузырь, соломинка и лапоть» во второй младшей группе

Лапоть

В старину (да и теперь иногда!) «лаптем» называли глупого доверчивого ко всем человека, которого легко обвести вокруг пальца, обмануть, причинить ему вред.

«Ну ты и лапоть!..»

Такой человек часто становился – жертвой чьих-то хитрых, коварных планов, ну прямо как в нашей сказке! А проще говоря – Жертвой. В самом прямом смысле этого слова.

Однако, у лаптя как такового (без переносного смысла «лапоть») в русской магии есть ещё одно старинное назначение.

Старую изношенную обувь русские крестьяне использовали в качестве «громоотвода» от сглаза. Отвратительно выглядящие, совсем изношенные башмаки, «красующиеся» в холодных сенях (или торчащие на заборе) – традиционный оберег от дурного глаза! Это магическая практика «ломать глаз» гостя или чужака о первый попавшийся «броский» предмет, который не жалко. Так «работают» все несложные обереги.

И сегодня мы можем встретить этот сюжет с разорванными полуистлевшими останками ещё советских тапочек в коридоре. А уж догадываются сами хозяева такой обуви – зачем же они её держат напоказ, и почему не выбросят, и как не устыдятся гостей – это уже разговор отдельный… Скорее всего и не догадываются. Просто коллективное бессознательное подсказывает: «Не выкидывай! так надо!».

Ну а уж если рука и поднимается в какой-то день – выкинуть, наконец, такую обувку, значит – столько уже впитано ею в себя «негатива», что даже она перестала работать как оберег и её пора сменять новой…

Вот и воторой герой нашей сказки нарисовался: «козёл отпущения», Жертва – вконец изношенный лапоть-оберег, впитавший в себя много, ох много скверны – от постоянного «принятия на себя» удара в результате непрекращающегося общения с людьми и их дурными импульсами.

Соломинка

Соломинка – родная сестра лаптя. Только если лапоть защищает человечье жильё, дом, хату, то соломка защитница полей и урожая.

Солома – уважаемая вещь в магии и ритуалах. Одна из самых древних традиций – сохранение последнего снопа, сжатого с полосы. Конечно, этот последний сноп уважали, даже украшали его лентами и рядили в бабий наряд. Но, увы…

Соломе во всех ритуалах был отпущен совсем недолгий срок жизни… Солому яростно сжигали в огне, топили в воде (что уже ближе к нашей сказке), демонстративно разламывали на части (тоже наш сюжет).

Поломать и выбросить в реку. Испокон веков, всё, что было выполнено из соломы, либы выбрасывалось в проточную воду, либо – сжигалось.

А поскольку корова (как мы уже с вами знаем!) всё-таки связана с Первичными Водами, понятно почему колдун-пузырь избрал утопление ритуальных жертв, а не их сжигание. Всё-таки стихия воды ему ближе.

Итак, мы познакомились с тремя, в некотором роде – «одушевлёнными» персонажами сказки. Пузырь, лапоть, соломинка…

Но есть ещё два можных неодушевлённых архетипа, без которых понимание этой сказки абсолютно невозможно.

Архетип Первый – Мост

Напомним текст:

Пузырь говорит: «Пусть соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдём».

Перед нами – один из самых старинных сюжетов: «Связь мостов и нечистой силы» а также «Чёрт как строитель мостов».

Народ-создатель фольклора убеждён безоговорочно: «Мосты помогает строить сам чёрт»!

А кто же «построил мост» в нашей сказке? Кто подал идею? Пузырь – «нехороший колдун», связанный с внутренностями коровы и, конечно же, с соответствующей ей нечистой силой и водными духами.

Одна из самых распространённых «нехороших» примет звучит так: «Ни в коем случае нельзя человеку проходить первому по новому мосту»!

По народным поверьям, чтобы как раз не пострадал тот, кто пройдёт по новому мосту – первым, по этому новому строению пускали вперёд животное – корову или свинью.

Но хитрая корова пузырь решила заранее принести в жертву лапоть! Эх ты, лапоть!..

«Лапоть пошёл по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду».

Чему учит сказка пузырь соломинка и лапоть?

Эта маленькая сказка очень поучительная и учит детей еще с детства понимать цену дружбы. Что в трудную минуту всегда нужно прийти на помощь тому, кто в ней нуждается, подставить своему товарищу плечо.

Здесь же все произошло совсем наоборот – когда путь Пузырю, Соломинке и Лаптю, идущими в лес дрова рубить, преградила река, эта первая трудность показала, что они не по дружески относятся и не помогают к друг другу.

Если бы Лапоть перевез Соломинку и Пузыря на другой берег, то ничего бы и не случилось с ними. А так и закончилась быстро эта сказка, потому, что Лапоть упал в воду, добрая Соломинка переломилась, а глупый Пузырь лопнул.

Так и случается с такими, кто не ценит настоящей дружбы. Разве настоящие друзья так поступают?

Пересказ русской народной сказки

«Пузырь, соломинка и лапоть».

(Средняя группа)

Интеграция содержания образовательных областей:

Развитие речи, художественно-эстетическое.

Предварительная работа:

Рассматривание лаптей, колосьев, соломы, мыльных пузырей;

Надувание мыльных пузырей детьми с целью развития длительного выдоха.

Обучающие задачи:

Учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей;

Учить пользоваться точными наименованиями для называния детенышей животных;

Учить употреблять форму повелительного наклонения глаголов.

Развивающие задачи:

Развивать связную речь детей;

Воспитательные задачи:

Воспитывать культуру поведения, умение пользоваться вежливыми словами.

Материалы и оборудование:

Посылка с мыльными пузырями.

Ход НОД.

Воспитатель:

Посмотрите, к нам пришла посылка, от кого она может быть? Давайте узнаем.

Открываем посылку, достаем мыльные пузыри и записку от Незнайки: «Ребята, я нашел на улице этот предмет, а что это такое, я не знаю. Может, вы знаете, что это?».

Воспитатель:

Ну что, ребята, догадались, что же это? (ответы детей).

Правильно, пузыри, а для чего они нужны? (Ответы детей).

А вы знаете какие-нибудь сказки про пузыри? (Дети вспоминают сказку «Пузырь,

Соломинка и Лапоть»).

Воспитатель:

Давайте я ее еще раз вам почитаю, а вы слушайте внимательно. Устраивайтесь поудобнее сказка начинается.

Воспитатель читает детям сказку «Пузырь, соломинка и лапоть»

Вопросы по содержанию сказки.

Про кого эта сказка? (Про Пузыря, Соломинку и Лаптя.)

Что предложил Лапоть Пузырю? (Переплыть на нем через реку.)

А почему можно на пузыре плавать. (Потому что он легкий и не тонет.)

Что ответил Пузырь? (Чтобы Соломинка перекинулась с берега на берег.)

А разве соломинка может достать до другого берега, какая она? (Она длинная, достает до другого берега.)

Как же они переправились на другой берег, что они придумали? (Лапоть пошел по Соломинке. Соломинка сломалась. Все упали в воду.)

А почему Соломинка сломалась? (Потому что она тонкая, а Лапоть тяжелый.)

Пузырь хорошо поступил? (Нет, над другими смеяться невежливо.)

А что нужно было Пузырю сделать? (Помочь Соломинке и Лаптю.)

Воспитатель:

Молодцы, ребята, внимательно слушали сказку и на все вопросы хорошо ответили. Давайте поиграем с вами в игру «Надувайся, пузырь»

Воспитатель:

Отдохнули немного. А теперь я еще раз расскажу вам сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть», а потом вы сами мне будете ее рассказывать, а помогут вам в этом опорные картинки.

Воспитатель еще раз рассказывает сказку и предлагает детям ее пересказать, причем

начинает один ребенок, продолжает второй, а заканчивает третий — таким образом, дети

внимательно следят за рассказами других детей, не отвлекаются и все могут поучаствовать в пересказе

Оценивая пересказ сказки каждым ребенком, необходимо обратить внимание на последовательное изложение событий, на выразительность передачи диалогов действующих лиц.. Воспитатель:

Воспитатель:

А теперь я предлагаю нам самим превратиться в героев этой сказки.

(Артикуляционная гимнастика):

Пузырь – надуть щеки,

Соломинка – втянуть щеки,

Лапоть – сложить губы как при произнесении «о

Воспитатель:

Молодцы, ребята, внимательно слушали сказку и на все вопросы хорошо ответили. Посмотрите-ка, у меня есть пузыри и они хотят поиграть с вами. Я сейчас буду их выдувать, а вы будете их ловить.

Воспитатель:

Молодцы, ребята, все пузыри поймали. А теперь я еще раз расскажу вам сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть», а потом вы сами мне будете ее рассказывать.

Воспитатель:

Молодцы, ребятки, очень похоже!

Ребята, какой конец у этой сказки? (Грустный)

Давайте придумаем другой конец.

Дети, как надо было поступить, чтобы герои попали на другой берег реки?

(Ответы детей: построить плот, лодку, мостик и т.п.)

Молодцы. Чтобы дружба была крепкой всегда нужно приходить друзьям на помощь, не

бросать в беде, поддерживать в трудную минуту.

Воспитатель:

И напоследок, я предлагаю поиграть с мыльными пузырями

Пузырь

Пузырь – надутый воздухом перепончатый мешок коровы (быка), употреблявшийся при плавании. Также «пузырём» называли в старину заменитель оконного стекла в деревенских избах, изготавливался из внутренностей коров.

Золотое правило магического и мифо-мышления гласит: «Часть всегда выступает как заместитель целого».

Таким образом, внутренности коровы (а «пузырь» это и есть – «внутренности коровы») выступает заместителем понятия «корова» (бык).

Вообще, животное корова (бык), как целиком, так и по её частям – известный издревле по всей планете – атрибут мага и магии. Для нас здесь важны три момента, которые отмечают все учёные.

–      Первое – «Корова – это проводник в мир теней».

–      Второе – «Корова – связана мифологически с Первичными Водами, в бытовой магии – с дождями»,

–      Третье: «Корова – демоническое существо».

Ну вот, например, кстати, в русских деревнях (особенно на русском Севере) дух холеры традиционно изображался в виде худой бабы (женщины) с коровьими ногами и хвостом, а зачастую и с коровьей головой.

Связь холеры с водой – очевидна для современного человека, знакомого с наукой…

Для древнего человека эта связь тоже была очевидна, но понималась мифо-поэтически, образно:

Корова связана с Первичными Водами – с холерой – с миром демонических существ».

Как и все мифологические существа и атрибуты ,корова амбивалентна. То есть, играет и положительные и отрицательные роли. Как в жизни: одно и то же может и подарить и убить.

Так, несмотря на «коровий» образ духа холеры, тот же самый – коровий череп вполне защищал дом как оберег-талисман от злых духов. Магическое мышление – амбивалентно.

Итак, вот какой он – наш пузырь. Но на самом деле наш пузырь ещё сложнее! (А может быть, наоборот, ещё проще?..)

Пузырь – это, конечно, сам шаман, колдун! Почему?

Вспомним второе «золотое правило» мифо- и магического мышления: «Смежное всегда выступает при надобности – заместителем того, что ему смежно».

Так, рубашка любимого выступает «заместителем» любимого. След врага – заместителем самого врага. Ну а шаман, колдун?

Слишком тесно (смежно) общались колдуны и шаманы с частями тела коровы и её внутренностями! Настолько уж смежно и тесно, что часто в ходе обряда – залезали внутрь вспоротого брюха коровы и проводили там ночь, вместо коровьих внутренностей.

Так что коровьи внутренности и шаман, колдун – это по сути одно и тоже.

Итак, у нас имеется уже один разоблачённый герой сказки – колдун. Он же – пузырь.

Bubble Tea Straw — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(
560 релевантных результатов,
с рекламой
Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Учить больше.
)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: