По щучьему веленью

Краткое содержание сказки

Лентяй и дурачок Емеля делать ничего не хочет в то время, когда его старшие братья работой заняты. Еле уговорили дурака невестки за водой к реке сходить. И в проруби Емеля поймал щуку. Лентяй – и поймал. Смекнул, что пожарить щуку можно. Пока не убедился, что щука волшебная – не выпустил из рук. Умный был дурак! Ну а дальше любые желания Емели щука выполняла: домой ведра сами шли, дрова сами рубились, сани без лошадей ездили, да что там сани, дурак на печи к самому царю в гости поехал и на царской дочери жениться захотел. А царевна жить без Емели не могла. Велел царь молодых в бочку посадить, засмолить и в море бросить – с глаз долой, подальше от греха. На пустынном берегу Емеля для любимой дворец построил (царевна не была избалованной, она хижину просила). Царь очень удивился, когда увидел, в каких хоромах живут молодые. А Емеля из дурачка в доброго молодца превратился. Чем не зять для царя? Закончилось все счастливой свадьбой. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Царь и Емеля

Услыхав про невиданное чудо, самоходную печку, да еще и про крутой нрав ее хозяина, царь решает вызвать Емелю к себе.

С неохотой «герой» является, чтобы посмотреть на хоромы господские. Но эта поездка меняет всю жизнь парня.

В царском дворце он встречается с королевной. Та поначалу тоже кажется достаточно своенравной и облененной. Но Емеля решает, что ему пора остепениться, и хочет позвать ее в жены.

Господская дочка сначала не соглашается. Сам монарх выступает против такого союза, питая надежды на то, что его дочь выйдет замуж только за знатного человека или зарубежного царя.

Емеля просит щуку, чтобы та заколдовала непослушную королевну. В итоге молодой человек добивается своего. Девушка дает согласие. Они женятся.

Разгневанный царь запирает навечно влюбленную пару в бочке и бросает их в море. Емеля просит щуку спасти их. Та делает так, чтобы бочку прибыло к берегу, они выбираются из нее.

Парень просит щуку построить себе огромный дворец, а самого превратить в писаного красавца. Волшебная рыба исполняет желание.

Счастливые молодожены живут припеваючи, пока к ним не заявляется разозленный царь. Его дворец гораздо меньше, чем у Емели. Главный герой милостиво прощает государю все прошлое. Он приглашает его пообедать у них. Во время банкета Емеля признается ему, кто он на самом деле. Царь остается пораженным ловкостью и умом молодого человека. Теперь он понимает, что именно такой парень и должен был жениться на его дочери.

«По щучьему велению» — сказка добрая и поучительная. Ее конец не оставляет конкретного руководства к действию. Наоборот, каждый должен сам подумать и решить для себя, что в жизни правильно, а чего делать не стоит.

Был ли Емеля ленив?

На протяжении всей сказки Емеля обличает свою лень, отвечая на любую просьбу словами: «я ленюсь». Однако жены братьев разоблачают лень дурака:

Невестки отвечали:

— Милостивый государь наш, дурак любит — ежели станешь просить неотступно о чём, он откажет раз и другой, а в третий уже не откажет и сделает; не любит он того, кто с ним грубо поступает.

Таким образом, «лень» Емели своеобразна: все чего у него просят, он исполняет, но только после третьей просьбы. Что может скрываться за таким способом оказания помощи другим? Емеля, можно сказать, проверяет нужность и необходимость нужду просящего

Если просьба никчёмная или несерьёзная вряд ли человек будет настаивать три раза, поэтому Емеля испытывает всякого просящего на важность просьбы

Но зачем тогда Емеля заставил ведра идти домой самим, а печку ехать? С одной стороны, может показаться, что это логичные желания для ленивого человека, каким хочет казаться Емеля. Но с другой стороны, эти «чудеса» являются демонстрацией и пробой новоприобретенной силы Емели. В этих желаниях проявляется простота и емелиного ума.

Второй урок сказки – отзывчивость на помощь близким. Но не всякую помощь, а нужную, ведь просить может и плохой человек и просить может о дурном. Во всяком деле, даже в помощи близким необходимо здравомыслие, а кроме того, нужно чувствовать своё сердце.

Почему возникло разделение на полюса. Зачем и кто это сделал?

Так пожелал Творец. Он сотворил это разделение, и с тех пор весь мир делится на два полюса, между которыми происходит движение всех частиц Бога. То Чистое Бытие сознания, которое было изначально и есть женские энергии, энергии покоя и погружения. Поэтому вам говорят, что изначально вселенная женственна по природе. Но ваш мир разделен на полюса, и поэтому движение между ними неизбежно.

Древо познания и змей-искуситель — это стремление к новому, то, что называют любопытством. Что касается Евы, то ее роль искажена. Женское начало никогда не стремится к познанию, к развитию. В женском начале есть все.

Множество веков идет борьба двух начал. Двух энергий, которые должны быть слиты воедино. И эта борьба с переменным успехом приносит различные отголоски в виде легенд. И никак не удается установить равновесие мужского и женского начал. Было время, когда женские энергии превалировали. И когда мужские энергии превалировали.

Мы знаем, что есть две энергии: центростремительная и центробежная, стремление объединиться и стремление разъединиться, энергия слияния и энергия разрушения, свет и тьма. Получается, что мужская энергия это энергия разрушения, а значит центробежная сила, а значит тьма?

Все названия условны. Энергия не имеет названия. Мир разделен на два энергетических полюса. И все частицы мира движутся между ними. Любое движение уже есть стремление и движение. Поэтому это не женский путь. Женские энергии – это покой и стабильность. Это мир без изменений. Это чистое бытие. Любое стремление и развитие, любое движение к центру или от центра есть не покой. Можно его именовать мужским путем.

Сказка «Репка»

Что мы знаем из сказки: Нам известно, что дед посадил репку, и по причине особо урожайного года, она выросла очень больших размеров. Чтобы вытянуть репку, деду по очереди на помощь прибегали бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. Вытянуть же репку они смогли только тогда, когда тянули её все вместе.

Скрытый смысл: Если говорить о скрытом, эзотерическом значении данной сказки, то она рассказывает нам о тех знаниях, которые были накоплены предками, жившими в древние времена. Репка выступает в роли корней рода, а посадил её первопредок – тот самый дед, являющийся старейшим и мудрейшим.

Бабка в этой сказке символизирует традиции дома; отец – опору и защиту семейства; мать – опеку, тепло и любовь; внучка – продолжение рода; Жучка – защиту благосостояния; кошка – благостное состояние в доме и позитивный микроклимат; а мышка – достаток.

Каждый из представленных образов тесно связан друг с другом, а все вместе они представляют одно целое. Только соединив все части вместе, человек способен достичь истинной гармонии бытия, научится жить в состоянии потока, когда всё, что есть внутри человека, и всё, что окружает его снаружи, приходит в соответствие друг с другом.

Главные персонажи

Главным персонажем этой легенды выступает некий не слишком расторопный молодой парень Емеля. В нем собраны те негативные качества, которые не дают ему вести хорошую жизнь:

  • лень;
  • корысть;
  • легкомыслие;
  • безразличность.

Тем не менее, когда он проявляет свой ум и доброту, ему попадается настоящая удача – щука из проруби.

Вторым персонажем, буквально антиподом Емели, является щука. Она умна и справедлива. Рыба призвана помочь молодому человеку в его личном становлении, направить его помыслы в нужное русло. Как и полагается в таких ситуациях, Емеля и щука стали друзьями.

Третий герой выступает в образе злодея. Царь – занятой человек, руководящий многомилионным государством, которого Емеля вынуждает своими выходками снизойти до простолюдина. Сказка «Про Емелю и щуку» наделила его завистливым характером.


Царская дочь – приз для главного героя за то, что он становится на путь исправления.

Небольшое напутствие

Время неумолимо бежит вперёд. Мир меняется. И вместе с миром меняется человек и его восприятие. Сегодня уже совсем немногие могут понять и объяснить сакральный и очень глубокий смысл сказок наших мудрых предков, а он, как вы и сами успели убедиться, конечно же, есть. А те знания, которые в этих сказках передавались, вообще совсем скоро могут кануть в Лету. Несложно заметить, что с течением времени прервалась та тонкая связь, которая соединяла друг с другом разные поколения людей.

Для того чтобы понять истинную суть сказок, в особенности, русских, человек должен отодвинуть на задний план своё нынешнее мировосприятие, и постараться посмотреть на мир и жизнь в нём тем взглядом, которым на них смотрели люди, жившие в те далёкие времена, когда сказки только начали появляться.

Поиск смысла, всенепременно, должен присутствовать, ведь Законы бытия, каким бы ни было время, каким бы развитым не было общество, какой бы высокотехнологичной ни была жизнь человека, всегда оставались и будут оставаться одними и теми же. Поэтому, пусть сказки о Кощее Бессмертном, Бабе-яге, Иване-царевиче, Емеле, Алёнушке и других персонажах будут для вас не просто интересными придумками, а теми указателями, на которые вы будете ориентироваться в своей повседневной жизни, в которой уже, казалось бы, совсем не осталось истинного волшебства.

Помните: волшебство есть, и оно окружает вас повсюду!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Развитие коммуникационных навыков у детей
  • Как заинтересовать ребёнка читать?
  • Игры на развитие мышления у детей
  • «Что еще расскажешь?»
  • «Принцип Оз»: чтоб сказку сделать былью…
  • Самые непростые составные предлоги русского языка
  • Как отвечать на детские вопросы, заводящие в тупик?
  • Мужские и женские комплексы
  • Литературные приемы постмодернизма
  • Мораль: что это такое и зачем она нужна?

Ключевые слова:1Сторителлинг

По щучьему веленью (Емеля) Сказка с картинками

ил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.

Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:- Сходи, Емеля, за водой.А он им с печки:- Неохота…- Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.- Ну, ладно.Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку.

Изловчился и ухватил щуку в руку:- Вот уха будет сладка!Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:- Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.А Емеля смеется:- На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.Щука взмолилась опять:- Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.- Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.Щука его спрашивает:- Емеля, Емеля, скажи – чего ты сейчас хочешь?- Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась…Щука ему говорит:- Запомни мои слова: когда что тебе захочется – скажи только:По щучьему веленью,По моему хотенью.Емеля и говорит:- По щучьему веленью,По моему хотенью -ступайте, ведра, сами домой…

Только сказал – ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами.

Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается… Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь.Прошло много ли, мало ли времени – невестки говорят ему:- Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил.- Неохота…- Не нарубишь дров, братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.Емеле неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и потихоньку говорит:- По щучьему веленью,По моему хотенью -поди, топор, наколи дров, а дрова – сами в избу ступайте и в печь кладитесь…Топор выскочил из-под лавки – и на двор, и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут.Много ли, мало ли времени прошло – невестки опять говорят:- Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби.А он им с печки:- Да вы-то на что?- Как мы на что?.. Разве наше дело в лес за дровами ездить?

— Мне неохота…- Ну, не будет тебе подарков.Делать нечего. Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял веревку и топор, вышел на двор и сел в сани:- Бабы, отворяйте ворота!Невестки ему говорят:- Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?- Не надо мне лошади.Невестки отворили ворота, а Емеля говорит потихоньку:- По щучьему веленью,По моему хотенью -ступайте, сани, в лес…

Сани сами поехали в ворота, да так быстро – на лошади не догнать.А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит «Держи его! Лови его!» А он знай сани погоняет.

Приехал в лес:- По щучьему веленью,По моему хотенью -топор, наруби дровишек посуше, а вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь…Топор начал рубить, колоть сухие дерева, а дровишки сами в сани валятся и веревкой вяжутся. Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку – такую, чтобы насилу поднять. Сел на воз:- По щучьему веленью,По моему хотенью -поезжайте, сани, домой…Сани помчались домой. Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют.Видит он, что плохо дело, и потихоньку:- По щучьему веленью,По моему хотенью -ну-ка, дубинка, обломай им бока…Дубинка выскочила – и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь.Долго ли, коротко ли – услышал царь об Емелиных проделках и посылает за ним офицера: его найти и привезти во дворец.Приезжает офицер в ту деревню, входит в ту избу, где Емеля живет, и спрашивает:- Ты – дурак Емеля?А он с печки:- А тебе на что?- Одевайся скорее, я повезу тебя к царю.- А мне неохота…Рассердился офицер и ударил его по щеке.А Емеля говорит потихоньку:- По щучьему веленью,По моему хотенью -дубинка, обломай ему бока…

Дубинка выскочила – и давай колотить офицера, насилу он ноги унес.Царь удивился, что его офицер не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого набольшего вельможу:- Привези ко мне во дворец дурака Емелю, а то голову с плеч сниму.Накупил набольший вельможа изюму, черносливу, пряников, приехал в ту деревню, вошел в ту избу и стал спрашивать у невесток, что любит Емеля.- Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да красный кафтан посулят, – тогда он все сделает, что ни попросишь.Набольший вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников и говорит:- Емеля, Емеля, что ты лежишь на печи? Поедем к царю.- Мне и тут тепло…- Емеля, Емеля, у царя будут хорошо кормить-поить, – пожалуйста, поедем.- А мне неохота…- Емеля, Емеля, царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги.

Сказки с картинками

+260

Воля Емели

Имея такой щедрый дар от щуки, тем не менее Емеля пользуется им, только исполняя чужую волю: и ведра он несёт по просьбе жён братьев и едет во дворец по просьбе царя, и дворец строит по просьбе невесты. Правда, ему пришлось защищать себя, когда заставил дубинушку колотить охранников. Последнее желание о даровании ему красоты и ума, связано с внешними обстоятельствами. Вот как об этом сказано:

Дурак взошёл с принцессою во дворец и увидел, что в покоях весьма богатое было убранство и множество людей, как лакеев, так и всяких разносчиков, которые ожидали от дурака повеления. Дурак, видя, что все люди как люди, а он один был нехорош и глуп, захотел сделаться получше и для того говорил:

— По щучьему веленью, а по моему прошенью кабы я сделался такой молодец, чтоб мне не было подобного и чтоб был я чрезвычайно умён!

Ещё одной необычной просьбой является желание того, чтобы царская дочь в него влюбилась. Очередное немыслимое желание! Но и тут Емеля действовал скорее по простоте душевной: он её увидел, восхитился красотой и пожелал чтобы та в него влюбилась, но это он пожелал как бы «между прочим», так как тут же повелел печке немедленно ехать домой.

Выполняя просьбы других персонажей Емеля, может быть и сам того не желая, достиг земного благополучия при этом царь предлагал ему всё царство (олицетворение безграничной власти), на что Емеля ответил отказом, показав своё спокойное отношение к этой страсти.

По сути, Емеля не живёт своим бессильным разумом, а полагается на волю Божью, за что получает награду.

Третьим уроком сказки можно назвать указание на то, что жить нужно по простоте душевной, не загадывая далеко вперёд и не планируя будущее. Как говорили раньше: «где просто, там ангелов со ста». Русские люди жили по Закону Божьему, поэтому для объяснения нравственных понятий русской народной сказки логично привести цитаты из Библии:

Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Св. Евангелие от Матфея 6:26)

Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы. (Св. Евангелие от Матфея 6:34)

Сюжет в сокращении

В одной деревушке жил старик, и было у него три сына: два умных, а третий — дурачок. Отец умер, и братьям пришлось самим зарабатывать на жизнь. Старшие сыновья женились и стали каждый день трудиться на полях. А Емеля лежал на теплой печке и вел пассивный образ жизни. Никакой работы ему делать не приходилось, и к этому уже все привыкли.

Однажды братья уехали торговать собранным урожаем, а младшего лежебоку с невестками оставили дома заниматься хозяйством. За это Емеле пообещали привезти с ярмарки красный кафтан. Пришлось ему в один из морозных дней по просьбам невесток отправиться за водой.

Набрав целое ведро, увидел парень в проруби щуку и поймал ее. Щука человеческим языком попросила отпустить ее, а взамен пообещала исполнить любое желание. Довольный юноша попросил, чтобы ведра сами в дом пошли. Все так и произошло. Удивлённые невестки на следующее утро отправили парня дров нарубить. Емеля произнес волшебную фразу: «По щучьему велению, по моему хотению» — и сани сами без лошадей поехали в лес.

Как люди ни пытались поймать чудака, ничего у них не вышло. В лесу дрова сами рубились и складывались в телегу. На обратном пути толпа снова предприняла попытки поймать парня, но дубинки спасли Емелю от обидчиков, и он спокойно добрался до дома.

По приказу короля воевода хотел забрать дурачка и отвезти Его Величеству. Но у него ничего вышло. Рассердился король и пригрозил офицеру: если не доставит к нему парня, то лишится головы. Отправился боярин к юноше и хитростью выманил его из дома. Решил Емеля к королю на печке своей ехать. Увидя в окне принцессу, он наколдовал, чтобы она в него влюбилась.

Когда Емеля покинул дворец, королевская дочь стала уговаривать отца выдать ее замуж за чудака. Но царь решает посадить обоих в бочку и сбросить в море. Проснувшись в заточении, хлопец произнес волшебную фразу, и море выкинуло бочку на берег. Сосуд рассыпался, и молодые оказались на красивом полуострове.

Емеля построил роскошный дворец и хрустальный мост до королевского замка. А сам дурачок превратился в умного и красивого молодца. По приглашению приехал король и не узнал главного героя. Сам правитель дал согласие на брак молодых. Закончилась сказка тем, что царь попросил у Емели прощения за свою жестокость по отношению к нему.

В обычном волшебном сюжете русской сказки заложена мудрость и глубина народной мысли. Ее можно читать не только детям, но и взрослым. Для описания краткого содержания сказки «По щучьему велению» необходимо составить план пересказа:

  1. Жизнь братьев.
  2. Емеля поймал щуку.
  3. Первые желания.
  4. Похождения Емели в городе.
  5. Как вельможа хотел доставить лентяя к царю.
  6. Хитрость офицера.
  7. Любовь.
  8. Как царь обманул Емелю.
  9. Чудесное спасение влюбленных.
  10. Новая жизнь.
  11. Извинения царя.

История создания

Сказка о парне, который лежал на печи, а после женился на дочери царя — плод народного творчества. Автор древнерусского сказания доподлинно неизвестен. К моменту первой публикации существовало 3 различных варианта произведения.

Наиболее популярная версия значительно отличается от современной сказки. В ней главный герой предстает полным сиротой, который не знает даже собственного имени. Окружающие зовут парня просто — убогий.

Емеля

У персонажа нет времени на бесцельные лежания на печи — мужчина тяжело работает каждый день. Правда, денег постоянный труд не приносит. Еще одно отличие оригинала от привычного Емели — слова, которые герой произносит, чтобы мечты исполнялись:

Три варианта народной сказки записал и опубликовал под собственным именем фольклорист и литературовед Александр Николаевич Афанасьев. Сборник «Русские народные сказки» увидел свет в 1855 году. Привычный современному ребенку Емеля — плод фантазии Алексея Николаевича Толстого. Писатель адаптировал классический вариант «По щучьему велению», подогнав народное сказание под нормы советской литературы.

“По щучьему велению” (русская сказка): анализ

Эта история чем-то напоминает мечту славянских народов с помощью волшебных сил получить все желаемое, не сильно при этом напрягаясь.

В то же время поймать щуку Емеля сумел только самостоятельно, когда таки принялся делать хоть что-то и на совесть.

Законченный лодырь на глазах у читателей эволюционирует до трудолюбивого, порядочного человека. Получив достаточную мотивацию в виде любви к принцессе, он забывает о желании оставаться лентяем, жить только в свое удовольствие и принимается за дело.

Если щука и не производит на него большого впечатления, он изначально принимает ее как должное, то первый отказ девушки пробуждает в нем чувства.

В тот момент, когда Емеля на печке начинает давить прохожих, по мнению многих исследователей сказки, у парня проявляются царские черты

После этого инцидента даже монарх обратил на него свое внимание

Возможно, что наши предки, которые создали сказку, видели в последнем внешнем преображении Емели и внутренние изменения к лучшему.

Когда он стал красивее, то сумел простить и понять царя, сделался добрее и внимательнее к другим. Люди с видимыми отличительными знаками на лице обычно считались плохими или даже знакомыми с нечистой силой.

Пока Емеля выглядел как обычный, не слишком приятный парень, он и не мог стать царем. С обретением внутренней красоты все сразу же изменилось.

Традиционные русские сказки всегда заканчивались обнадеживающе. Скорее всего, крестьяне того времени именно так представляли себе самый счастливый день.

Что есть Любовь?

Значит, Любовь — это возвращение к Целостности. А Целостность – это баланс мужских и женских энергий. И что тогда происходит с человеком, когда он достигает состояния баланса мужских и женских энергий? Он переходит в другой мир, на другой уровень?

Он начинает существовать в гармонии. Гармонии в себе и с миром. Это состояние равновесия. И это состояние любви к миру и ко всему сущему. Так живут и жили ваши святые. У вас множество примеров. В каждом из вас редки минуты Любви, истинной Любви, что есть гармония. И вы вечно стремитесь к этому. Но не нужно стремиться. Нужно просто быть. Просто погрузиться в мир, в бытие, в себя. Просто перестать разделять и стать Единым.

Почему дурак?

Нередко приходится слышать мнения, что образ Емели-дурачка – это собирательный образ русского человека, для которого якобы характерны лень и надежда на «авось». Но в чём тогда полезность и нравоучительность сказки? Предположу, что на самом деле сказка совсем о другом.

Младший сын в семье Емельян назван дураком. В каком смысле дураком? Чаще всего под этим словом подразумевают глупца, не умеющего разумно действовать по логике складывающихся обстоятельств, или, другими словами, человека не имеющего житейского разума. Можно встретить мнение, что согласно словарю Даля дураками также называли юродивых. Но в данном случае о сходстве Емели-дурачка с юродивыми ради Христа говорить не приходится, т. к. наш герой не обладает теми качествами, которые есть у юродивых. Уместно напомнить, что на Руси так называли людей, добровольно отказавшихся от ума, что считалось высоким духовным подвигом (подробнее о юродстве можно прочитать в книге И. Ковалевского «Юродство о Христе и Христа ради»). Емеля от ума не отказывался, поэтому нельзя о нём говорить как о юродивом. Ярким примером юродства является жизнь Василия Блаженного (подробнее можно почитать тут), Михаила Клопского, Иоанна Устюжского.

Об отсутствии у Емели практичного ума свидетельствует и тот факт, что старшие братья поехали торговать, а его оставили не только как помощника своим жёнам, но, скорее всего, потому, что торговля – это такое дело, которое не допускает простоты и отсутствия хваткости. Тем более, вспомним, что братья, получив в наследство «триста рублёв», поехали в город «торговать барыш», т. е. они разумно посчитали, что деньги нужно приумножить. Ну а доверять такое дело дураку, конечно же, нельзя. Емеле же они пообещали за его часть денег, которую они взяли с собой, привезти красный кафтан. Поэтому прозвище Емеля «заслужил» за свою простоту и неумение распоряжаться деньгами (отсутствие житейского ума). Синонимом значения слова дурак, которое применимо к Емеле, я бы назвал слово простак.

Вот что по этому поводу пишет собиратель русских сказок А. Афанасьев:

Бо’льшая часть народных сказок, следуя обычному эпическому приему, начинается тем, что у отца было три сына: два – умные, а третий – дурень . Старшие братья называются умными в том значении, какое придается этому слову на базаре житейской суеты, где всякий думает только о своих личных интересах, а младший – глупым в смысле отсутствия в нем этой практической мудрости: он простодушен, незлоблив, сострадателен к чужим бедствиям до забвения собственной безопасности и всяких выгод. Согласно с этим слова хитрый и злой в областных говорах значит: ловкий, искусный, умный, острый. Народная сказка, однако, всегда на стороне нравственной правды, и по ее твердому убеждению выигрыш постоянно должен оставаться за простодушием, незлобием и сострадательностию меньшого брата. Очевидно, что эпическая поэзия истинно разумным признает одно добро, а зло хотя и слывет таковым между людьми, но вводит своих поклонников в безвыходные ошибки и нередко подвергает их неизбежной гибели: следовательно, оно-то и есть истинно неразумное.

Выводы

Таким образом, «Сказка про Емелю-дурака» или «По щучьему велению» несёт в себе важные воспитательные и нравственные смыслы, которые, на первый взгляд, не видны, а по рефлексии сюжета сказка больше напоминает анекдотический рассказ, однако при более вдумчивом прочтении можно увидеть очень важные поучительные моменты, на которые стоит обратить внимание ребёнка. https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-skazki-po-shhuchemu-veleniyu/ https://infourok.ru/analiz-russkoy-narodnoy-skazki-po-schuchemu-veleniyu-v-obrabotke-afanaseva-a-n-2951786.html https://multigood.ru/istorija-russkoj-literatury/osmyslenie/pochemu-emelja-ne-durak/

https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-skazki-po-shhuchemu-veleniyu/ https://infourok.ru/analiz-russkoy-narodnoy-skazki-po-schuchemu-veleniyu-v-obrabotke-afanaseva-a-n-2951786.html https://multigood.ru/istorija-russkoj-literatury/osmyslenie/pochemu-emelja-ne-durak/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: