«Белая уточка»
На лето бабушка Елены Дмитриевны, Вера Николаевна Воейкова, увозила двух своих маленьких внучек в Тамбовскую губернию. И эти длинные путешествия на лошадях давали будущей художнице массу поэтических впечатлений от русской природы… «Текст «Войны грибов» в этих выражениях я знаю с детства: так говорила нам эту сказку наша бабушка, и я очень любила ее всегда. Бабушка вспоминала ее большей частью дорогой, во время путешествия, которое совершалось еще в карете, из Москвы в ее Тамбовскую губернию. Провожая Тамбов, мы въезжали в большой сосновый лес, тогда бабушка обыкновенно рассказывала нам «Войну грибов». Мне до сих пор представляется, что именно в этом лесу есть всякие лесные города и поселки», — так описывает детские впечатление от этой сказки Е. Поленова. Из письма к В. Стасову: «Вы спрашиваете, как мне пришло в голову иллюстрировать «грибной поход». Я начала не с него, а с других сказочных сюжетов, заимствованных из сборника Афанасьева, по правде сказать, рисовала я их без определённой цели, потому что мне нравились мотивы русских сказок (я всегда любила русскую жизнь в её прошлом). Эти рисунки видели у меня кое-кто из приятелей, стали говорить об издании — мысль мне улыбнулась — я начала иллюстрировать афанасьевскую «Белую уточку». Потом, когда сцены с человеческими фигурами показались мне однообразными, мне захотелось другого, и тогда я вспомнила «войну грибов» в той редакции, как я слышала её от своей бабушки в очень раннем детстве, редакцию с вариантом об волнушечьем монастыре, которого я потом нигде не встречала. Так как издание предназначалось для детей, то я постаралась перенестись в то далёкое время, когда, слушая этот рассказ, я представляла себе в лесу миниатюрные посёлки, монастыри и города, выстроенные, так сказать, в грибном масштабе, в которых живут и действуют эти удивительные существа, так как в детском разумении гриб — это существо совсем живое и очень привлекательное…».
«Морозко»
Для этой от начала до конца авторской книги Е. Поленова специально разработала рукописный шрифт, продумала макет и все детали оформления: единые по всей книге орнаментальные полосы (на четных страницах — слева, на нечетных — вверху), ситцевый переплет с завязками; нарисовала 4 иллюстрации. Издание было напечатано фототипическим способом. Это оказалось большой ошибкой. Детальные, любовно выполненные цветные акварели превратились на печати в серую размытую массу. Часть тиража пришлось сразу же уничтожить.
«Самолюбие художника, рисунки которого искажены до неузнаваемости, требовало, чтобы вещь эту по возможности меньше видели и знали… Мечтала я издать целый ряд таких книжек, но первая дала мне так много горьких минут, что я дала себе слово никогда больше не пробовать издательской деятельности», — читаем из переписки Е. Поленовой.
Несколько экземпляров художница раскрасила от руки.
«Это изданьице не имело никакого успеха и осталось очень мало распространённым. Виною тому, конечно, я сама, потому что сама вздумала издавать, а художник, мне кажется, не может и не должен быть своим издателем», — писала она В. Стасову.
Первая по замыслу сказка Е. Поленовой. Она была навеяна очарованием прудов старого толстовского сада в Москве, где жила в ту пору семья Поленовых, неспешными утками на воде… А моделью для ребяток в гнезде уточки послужил маленький Федюшка — первенец Василия Дмитриевича Поленова.
«Избушка на курьих ножках»
«…Стоит избушка на курьих ножках, блином покрыта, вороною приперта, калачом заперта».
Очень интересна и для нас неожиданна нарисованная художницей избушка бабы-яги. В этом варианте воплотился один из древних канонов сказки: баба-яга должна своего гостя накормить-напоить. Читаем у исследователя русской сказки В. Проппа в его книге «Исторические корни волшебной сказки»:
«Еда, угощение непременно упоминаются не только при встрече с ягой, но и со многими эквивалентными ей персонажами. …Даже сама избушка подогнана сказочником под эту функцию: она «пирогом подперта», «блином крыта», что в детских сказках Запада соответствует «пряничному домику». Этот домик уже своим видом иногда выдает себя за дом еды».
«Сивка-бурка»
Сказки, оформленные Еленой Поленовой в «абрамцевский период»:
1. Война грибов
2. Белая уточка
3. Морозко
4. Избушка на курьих ножках
5. Сивка-бурка
6. Волк и лиса
7. Сказка о Маше и Ване
«Волк и лиса»
Переписка Е. Поленовой взята из книги: Василий Дмитриевич Поленов; Елена Дмитриевна Поленова: Хроника семьи художников: Письма, дневники, воспоминания / Под общ. ред. А.И. Леонова. — М.: Искусство, 1964.
Читательский дневник по русской народной сказке «Белая уточка»
Название: «Белая уточка».
Число страниц: 9.
Жанр произведения: народная волшебная сказка.
Главные герои: Князь и Княгиня, Ведьма.
Второстепенные герои: детки и заморышек.
Характеристика главных героев:
Княгиня — красивая, умная, но доверчивая.
Мудрая и находчивая. Стала Уточкой.
Женщина — простая на вид, но злая и завистливая в душе.
Обманом превратила княгиню в уточку. Ведьма.
Князь — наивный и доверчивый.
Справедливый.
Вовремя понял обман ведьмы.
Характеристика второстепенных героев:
Заморышек — умный ребёнок.
Ловкий, смекалистый.
Два брата — обычные дети.
Краткое содержание сказки «Белая уточка»
Женился Князь на Княгине, но недолго длилось их счастье.
Князь уехал, а жене приказал никому не доверять.
Но поверила девушка женщине, казавшейся доброй.
А та была ведьмой и превратила жену князя в уточку.
Ведьма превратилась в девушку и стала жить с князем.
А уточка родила трёх детей, двух нормальных, а младшего заморыша.
Ведьма узнала детей уточки и решила их убить.
Но заморышек отвечал ведьме, что не спят дети.
Но ведьма всё равно убила старших братьев.
Уточка стала летать по двору и рассказывать о злодеяниях ведьмы.
Князь услышал это, велел уточке стать девушкой.
Превратилась уточка в его жену.
Скороход принёс живой воды и оживили сыновей.
А ведьму убили.
План сказки:
- Князь и Княгиня.
- Князь покидает дом.
- Ведьма зовёт девушку в сад.
- Превращение в уточку.
- Сыновья уточки.
- Замысел ведьмы.
- Хитрость Заморышка.
- Смерть сыновей.
- Разоблачение ведьмы.
- Обратное превращение и оживление.
Основная мысль произведения «Белая уточка»
Главная мысль произведения заключается в том, что следует более внимательно и осторожно общаться с посторонними людьми. Основная идея сказки в том, что зло неминуемо будет разоблачено и наказано
Основная идея сказки в том, что зло неминуемо будет разоблачено и наказано.
Чему учит сказка
Сказка учит нас быть осторожными и осмотрительными при общении с незнакомцами.
Учит хитрости и находчивости.
Учит верности.
Учит справедливости.
Краткий отзыв о сказке «Белая уточка» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что люди часто бывают слишком доверчивы при общении с незнакомцами.
И от этого случаются самые разные беды.
Такое может произойти не только в сказке, но и в реальной жизни.
В сказке героиня доверилась незнакомой женщине и стала птицей.
В жизни, поверив незнакомым людям, можно лишиться вещей или жизни.
Это очень нужная, интересная и поучительная сказка.
В ней отразились многие народные мотивы, знакомые нам по сказке про «Сестрицу Алёнушку».
Мне понравилась главная героиня, хотя и пострадала она из-за собственной доверчивости и наивности.
Но она показала себя верной и смелой матерью, готовой на всё ради своих детей.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, не слишком ли мы доверчивые.
Ведь не все люди являются добрыми, встречаются среди них и настоящие злодеи.
Поэтому дети не должны никому доверять, если только не знают этого человека.
Пословицы к произведению:
- Бывает и курица петухом поёт.
- Отольются волку овечкины слёзы.
- Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
- Делая зло, на добро не надейся.
- Добро не умрёт, а зло пропадёт.
- Доверять доверяй, да почаще проверяй.
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
- «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
- «Сивка-Бурка»
- «Волшебное кольцо»
- «Летучий корабль»
- «Гуси-лебеди»
- «По щучьему велению»
- «Царевна-лягушка»
- «Семь Симеонов»
- «Бой на Калиновом мосту»
- «Финист Ясный Сокол»
- «Баба-яга»
- «Кощей Бессмертный»
- «Царевна Несмеяна»
Библиотека читательских дневников по русским сказкам пополняется.
Белая уточка читать
Один князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть. Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить. Князь уехал; она заперлась в своем покое и не выходит. Долго ли, коротко ли, пришла к ней женщина, казалось — такая простая, сердечная! — Что, — говорит, — ты скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала. Долго княгиня отговаривалась, не хотела, наконец подумала: по саду походить не беда, — и пошла. В саду разливалась ключевая хрустальная вода. — Что, — говорит женщина, — день такой жаркий, солнце палит, а водица студеная так и плещет, не искупаться ли нам здесь? — Нет, нет, не хочу! — А там подумала: ведь искупаться не беда! Скинула сарафанчик и прыгнула в воду. Только окунулась, женщина ударила ее по спине: — Плыви ты, — говорит, — белою уточкой! И поплыла княгиня белою уточкой. Ведьма тотчас нарядилась в ее платье, убралась, намалевалась и села ожидать князя. Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует. Он обрадовался, сам руки протянул и не распознал ее. А белая уточка нанесла яичек, вывела деточек: двух хороших, а третьего — заморышка; и деточки ее вышли — ребяточки. Она их вырастила, стали они по реченьке ходить, злату рыбку ловить, лоскутики сбирать, кафтаники сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок. — Ох, не ходите туда, дети! — говорила мать. Дети не слушали; нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше, дальше — и забрались на княжий двор. Ведьма чутьем их узнала, зубами заскрипела. Вот она позвала деточек, накормила-напоила и спать уложила, а там велела разложить огня, навесить котлы, наточить ножи. Легли два братца и заснули; а заморышка, чтоб не застудить, приказала им мать в пазушке носить, — заморышек-то и не спит, все слышит, все видит. Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает: — Спите вы, детки, иль нет? Заморышек отвечает: — Мы спим — не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати; огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные! — Не спят! Ведьма ушла, походила-походила, опять под дверь: — Спите, детки, или нет? Заморышек опять говорит то же: — Мы спим — не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати; огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные! «Что же это все один голос?» — подумала ведьма, отворила потихоньку дверь, видит: оба брата спят крепким сном, тотчас обвела их мертвой рукой — и они померли. Поутру белая уточка зовет деток; детки нейдут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор. На княжьем дворе, белы как платочки, холодны как пласточки, лежали братцы рядышком. Кинулась она к ним, бросилась, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила:
— Кря, кря, мои деточки! Кря, кря, голубяточки! Я нуждой вас выхаживала, Я слезой вас выпаивала, Темну ночь недосыпала, Сладок кус недоедала!
— Жена, слышишь небывалое? Утка приговаривает. — Это тебе чудится! Велите утку со двора прогнать! Ее прогонят, она облетит да опять к деткам:
— Кря, кря, мои деточки! Кря, кря, голубяточки! Погубила вас ведьма старая, Ведьма старая, змея лютая, Змея лютая, подколодная; Отняла у вас отца рóдного, Отца рóдного — моего мужа, Потопила нас в быстрой реченьке, Обратила нас в белых уточек, А сама живет — величается!
«Эге!» — подумал князь и закричал: — Поймайте мне белую уточку! Бросились все, а белая уточка летает и никому не дается; выбежал князь сам, она к нему на руки пала. Взял он ее за крылышко и говорит: — Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди! Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню. Тотчас поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящею водою — они встрепенулись, сбрызнули говорящею — они заговорили. И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать. А ведьму привязали к лошадиному хвосту, размыкали по полю: где оторвалась нога — там стала кочерга; где рука — там грабли; где голова — там куст да колода. Налетели птицы — мясо поклевали, поднялися ветры — кости разметали, и не осталось от ней ни следа, ни памяти!(Афанасьев, т.2, записано в Курской губернии, илл. Т.Шеваревой, изд. Малыш, 1991 г., fairyroom.ru)