Василиса поповна

Иллюстрированные сказки: василиса прекрасная (техника силуэта: худ. н.акимова, худ. ж.верно)

«Василиса Прекрасная»: краткое содержание и главные герои поучительной истории

Имя Василиса означает сила, смелость, смекалка. А какова характеристика Василисы Прекрасной, были ли у девушки чесноты и положительные качества? Сама по себе это стойкая, сильная девушка, которая не боится ни тягот судьбы, ни тяжелой и непосильной работы. Она рано остается без матери, та умирает от болезни. Отец – мужчина, судьба которого также нелегка. Он вынужден от зари и до вечера тяжело трудиться для того, чтобы у его любимой дочки был кусок хлеба.

Но в моральном плане ему одному сложно без женского плеча и помощи, поэтому после смерти своей жены он решает связать себя узами брака с другой женщиной, как ему кажется, доброй и хорошей матерью.

Итак, мать девушки умирает, отец решает жениться на другой женщине, страдает Василиса Прекрасная. Русская сказка повествует о том, что у мачехи были и свои дочери, поэтому она невзлюбила приемную дочку. Девушка была намного добрее и красивее ее собственных дочерей, и мачеха всячески ущемляла ее, унижала и заставляла трудиться до устали, чтобы погубить красоту девушки и сломить ее твердость и решительность во всем.

И вот, в один прекрасный день она решила избавиться от ненавистной падчерицы. Пока мужа не было дома, дает задание девочке сходить в лес и принести огня, так как в доме закончились все свечи и стало темно, невозможно что-либо сделать. Девочке ничего не остается, как пойти в темный, страшный и дремучий лес, в котором живет Баба-Яга, ведь только у нее есть огонь.

Вечная борьба христианства с язычеством

Итак, девочка, перед тем как отправиться в темный, страшный, огромный лес, полный мистических существ и разъяренных животных, которые были готовы разорвать без промедления потерявшегося путника, берет куколку, подаренную матерью, крестится и укладывает ее в карман своего пальто.

Здесь сразу возникает вопрос о том, каким образом возможно одновременное сосуществование христианства и язычества? Конечно, это сказка, но с древних пор христианство, во что бы то ни стало, старалось полностью искоренить язычество и уничтожить его, похоронив под тенью лет.

Странно, но предки приносили и жертвоприношения, одновременно крестились и просили помощи у Бога. Объяснение просто: все из чего-то начиналось, брало свои истоки, истина неразделима и было очень сложно распрощаться с тем, к чему привык, во что с детства веруешь. А в этой сказке сохранены крупицы прошлого, для того чтобы донести нынешнему поколению настоящую и незыблемую истину, без которой нынешняя жизнь невозможна.

Анализ произведения

Русская народная сказка о прекрасной девушке, оставшейся без матери, проникнута состраданием к угнетённым и обездоленным. Простые люди пересказали эту историю в разных версиях, а талантливый художник-иллюстратор А. М. Куркин создал целую серию рисунков. Как это часто бывает, положительная героиня проходит через множество испытаний, прежде чем обретает счастье. Незатейливая история чётко разделяет понятия «добро» и «зло».

Воплощением отрицательных качеств служат новая купеческая жена и её дочери. Василиса — светлый, чистый и непорочный образ. Уравновешивают композицию купец и Баба-Яга. Первый представляется отстранённым и безучастным, в сказке не прослеживается его влияние на ход событий. Этот образ нейтрален. Личность Бабы-Яги, напротив, объединяет в себе и хорошие, и плохие черты. В результате они нейтрализуют друг друга, и характер этого персонажа получается целостным.

В сказке показан женский идеал. Основная мысль в том, что хорошая жена — это трудолюбивая девушка, уважающая старших и выполняющая заветы родителей.

Безногий и безрукий богатыри

Задумывает царевич жениться, да только знает, что царевна, к которой он сватается, уже многих женихов погубила. Бедный мужик Иван Голый приходит к царевичу и обещает дело устроить.

Царевич с Иваном Голым едут к царевне. Она предлагает жениху испытания: стрелять из богатырского ружья, лука, ездить на богатырском коне. Все это выполняет вместо царевича слуга. Когда Иван Голый пустил стрелу, она попадала в богатыря Марка Бегуна и отбивала ему обе руки.

Царевна соглашается венчаться. После свадьбы она ночью кладёт на мужа руку, и тот начинает задыхаться. Тогда царевна догадывается, что ее обманули, а муж — никакой не богатырь. Она замышляет месть. Царевич с женой едет домой. Когда Иван Голый засыпает, царевна отсекает ему ноги, оставляет Ивана в чистом поле, приказывает царевичу стать на запятки и поворачивает карету назад, в своё царство. Вернувшись, она заставляет мужа пасти свиней.

Ивана Голого находит Марко Бегун. Безногий и безрукий богатыри вместе живут в лесу. Они крадут одну поповну, и она помогает им по хозяйству. К поповне прилетает змей, оттого она чахнет и худеет. Богатыри ловят змея и заставляют его показать озеро, где живая вода. От купания в этой воде у богатырей отрастают руки и ноги. Марко Бегун возвращает поповну отцу и сам остаётся жить у этого священника

Иван Голый отправляется искать царевича и находит его пасущим свиней. Царевич меняется с Иваном одеждой. Он едет на коне, а Иван гонит свиней. Царевна видит из окна, что скот гонят не вовремя, и приказывает выдрать пастуха. Но Иван Голый таскает ее за косы до тех пор, пока она не раскаивается. С этих пор она начинает слушаться мужа. А Иван Голый служит при них.

Василиса Прекрасная (сказка) — это… Что такое Василиса Прекрасная (сказка)?

Василиса Прекрасная — русская народная сказка и именование её главной героини. В сборнике Народные русские сказки Афанасьева находится под номером 104. Одноимённые советские фильм (1939) и мультфильм (1977 г.) имеют собственные сюжеты, основанные на сказке «Царевна-лягушка» (в них Василиса «Премудрая» стала «Прекрасной»).

Сюжет

У одного купца умерла жена, с которой он прожил в супружестве 12 лет, оставив единственную дочь восьми лет — Василису. Перед смертью, купчиха отдаёт дочери куклу со своим благословением. Кукла не простая: если дать кукле поесть, то можно получить от неё помощь при неприятностях. Через некоторое время купец вторично женится на вдове с двумя дочерьми, сверстницами Василисы, но новая жена невзлюбила падчерицу, давая ей разные непосильные работы. Но куколка выполняла всю работу за Василису. Когда Василиса выросла, то к ней стали свататься все женихи города, мачеха же всем отказывала: «Не выдам меньшой прежде старших!»

Однажды купец надолго уехал из дома по торговым делам, и в это время, по желанию мачехи, семья перешла жить в другой дом, стоящий возле дремучего леса, в котором находилась избушка бабы-яги. Часто посылала мачеха Василису в лес, надеясь что людоедка баба-яга, встретит её и съест. Но девушка, благодаря руководству куколки, всегда избегала опасных путей. Наконец, мачеха с дочками сговорились прямо отослать Василису в избушку бабы-яги за огнём, так что, во время осенней женской работы (плетение, вязание и прядение), совершаемой ночью, нарочно потушили горящую свечу. Куколка, как обычно, пообещала заботиться о безопасности девушки, и та отправилась в дорогу. По пути ей встретились три всадника: белый, красный и чёрный (день, солнце и ночь) — слуги бабы-яги. На заборе же бабы-яги, сделанном из человеческих костей, были развешаны черепа, глаза которых освещали своим светом окрестности как днём. Тут из лесу выехала и сама хозяйка: «в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает». Выслушав нужду девушки в огне, баба-яга потребовала от той под страхом смерти поработать для начала служанкой. По голосовому приказу отворились ворота, а затем сами же и заперлись.

Разные задания давала Василисе баба-яга, но та, благодаря помощи куколки, всё выполняла как надо. У бабы-яги были ещё помощники — три пары рук, которые откликались и являлись на зов её голоса. Через какое-то время баба-яга спросила девушку, как та умудряется так хорошо исполнять всю работу, и узнав, что причиной тому — «благословение матери», вытолкала её вон, сказав: «Не нужно мне благословенных». С собой же, вместо светильника, дала в дар один череп с горящими глазами. Хотела Василиса от него избавится, но череп сказал, чтобы она этого не делала, а несла в дом мачехи. Там, свет, исходящий из глазниц черепа, испепелил мачеху и её двух дочек.

После происшедшего, Василиса зарыла череп в землю, и ушла в город, где поселилась у одной старушки, решив ждать возвращения отца там, и занялась прядением да ткачеством. Ткань в её руках получалась такой тонкой, что старушка как-то понесла её прямо в царский дворец. Царь же попросил нашить ему из этого полотна сорочек, что Василиса через старушку и исполнила. Оценив искусную работу, захотел правитель лично увидеть и наградить девушку. Увлёкшись её красотою с первого взгляда, царь взял Василису в жёны. Вернувшийся из торгового путешествия отец Василисы, остался жить при дворе, старушку новая царица тоже взяла к себе, а помощницу-куколку до конца своих дней носила в кармане.

Интерпретации

Белый, красный, и чёрный всадники появляются и в других историях про бабу-ягу, и часто интерпретируются как мифологические образы.

Как и многие фольклористы XIX века, Афанасьев рассматривает многие народные сказки, как примитивные способы отображения природных явлений и стихий. В такой интерпретации он истолковал эту сказку, как изображение конфликта между солнечным светом (Василиса), бурным ветром (мачеха), а темными тучами (сводные сестры).

Кларисса Пинкола Эстес интерпретирует сказку как рассказ о женском раскрепощении, как путь главной героини от подчинения до силы и независимости. Баба-яга объясняется в качестве «необузданного феминного» принципа, от которого Василиса была отделена, но попав под его власть, повинуясь и научаясь самовоспитанию, она возрастает в процессе этого научения.

Иллюстрации к сказке Ивана Яковлевича Билибина:

Василиса, старушка и царь

Примечания

Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. Полное издание в одном томе. / — М.: Альфа-книга, 2010, С. 123—128. ISBN 978-5-9922-0149-9.

Сюжет

Маленькой Василисе было всего 8 лет, когда умерла ее мать. Перед смертью она оставила ей куклу, которую наказала беречь и, в случае опасности, сделать так, как она скажет. Спустя время отец Василисы, богатый и знатный купец, женился во второй раз. Вот только избранница его оказалась злой и жестокой женщиной, которая всячески баловала двух родных своих дочерей, а Василису заставляла делать самую черную работу по дому. Однако девочке постоянно помогала ее волшебная куколка, а она росла, и день ото дня становилась все краше и краше.

Однажды мачеха послала Василису в темный лес к Бабе-Яге, попросить у нее свечку. Девушке было страшно идти одной, но куколка успокоила ее. В глухой лесной чаще Василиса увидела хижину Бабы-Яги, украшенную черепами, костями и острыми зубами. Баба-Яга поинтересовалась у Василисы, что ей нужно. Узнав, что девица по приказу мачехи пришла за свечкой, старая колдунья стала давать ей разные поручения: подмести двор, убрать в доме, приготовить обед. Василиса со всем ловко справлялась, ведь ей помогала ее куколка.

Баба-Яга подивилась, как Василиса все успевает делать. Та и призналась, что ей помогает материнское благословение. Рассердилась старуха, и выгнала Василису, дав ей на прощанье череп с огнем. Прибежав домой, Василиса отдала череп мачехе, а тот сжег дотла ее и дочерей. Девушка очень испугалась, и решила дождаться возвращения отца у соседки-старушки. Чтобы не было скучно, она стала прясть. Пряжа вышла очень нежной, тонкой, и ее купил сам царь. Он повелел сшить из этого полотна рубашки, и Василиса справилась и с этим заданием. Когда же царь увидел искусную мастерицу, то влюбился без памяти и женился на ней.

Читательский дневник по русской народной сказке «Василиса Прекрасная»

Название: «Василиса Прекрасная»

Число страниц: 24.

Жанр произведения: народная волшебная сказка.

Главные герои: Василиса, злая мачеха и её дочери, Куколка, Баба-Яга.

Второстепенные герои: купец, его жена, царь, старушка.

Характеристика главных героев:

Василиса — добрая, работящая и честная девушка.

Находчивая и смелая.

Смогла преодолеть все трудности.

Мачеха — злая, жадная и завистливая.

Хотела погубить девушку, но сама попалась на свои удочки.

Дочери мачехи — некрасивые, ленивые, жестокие.

Баба-яга — страшная, хитрая, справедливая.

Куколка — заботливая и преданная.

Верный помощник Василисе.

Характеристика второстепенных героев:

Купец — занятой, деловой.

Купчиха — мать Василисы. Умерла, но благословила дочь.

Царь — модник, красавец.

Старушка — добрая. Приютила Василису.

Краткое содержание сказки «Василиса Прекрасная»

Перед смертью мать оставила дочери куколку, сказав, что та будет её защищать.

Мачеха заставляла Василису трудиться и не отдавала замуж.

Однажды она послала дочь к Бабе-яге за огнём.

Василиса видела в лесу трёх всадников, которые оказались днём, солнцем и ночью.

Баба-яга заставила девушку отбирать пшеницу, потом мак, но она с помощью куколки всё выполнила.

Узнав, что девушка благословлена матерью, Баба-яга её выгнала.

Но дала череп с огнём для мачехи.

Череп сжёг мачеху и её дочерей.

Василиса нашла приют у старушки.

Она наткала полотна, и царь приказал сшить из него рубашки.

Рубашки вышли такими красивыми, что царь женился на Василисе.

План сказки:

  1. Дар матери.
  2. Злая мачеха.
  3. Потухшая свеча.
  4. Путь в лесу.
  5. Три всадника.
  6. Задания Бабы-яги.
  7. Череп.
  8. Смерть мачехи.
  9. Старушка.
  10. Полотно.
  11. Рубашки.
  12. Свадьба.

Основная мысль произведения «Василиса Прекрасная»

Главная мысль сказки заключается в том, что добро всегда побеждает зло.

Основная идея сказки в том, что терпеливым и трудолюбивым всегда почёт и уважение.

Чему учит сказка

Сказка учит нас тому, что добрые дела никогда не останутся неоценёнными.

Учит трудолюбию и смирению.

Учит настойчивости и упорству.

Учит верить в лучшее.

Краткий отзыв о сказке «Василиса Прекрасная» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала, что зло само себя наказывает.

Ведь не будь мачеха такой злой, не желай она смерти падчерице, то осталась бы живой.

Но она послала девочку к Бабе-яге, а та решила наказать злую женщину.

А Василиса своим терпением и мастерством заслужила счастье.

Она стала царевной, а это очень престижно.

Мне понравилась эта интересная и увлекательная сказка.

Она относится к волшебным, ведь в ней действуют сказочные персонажи — Баба-яга, руки, всадники.

А также есть волшебный помощник — куколка.

Мне очень понравилась Василиса, которая была смиренной и трудолюбивой.

Она никогда не отказывалась от работы и верила, что всё закончится хорошо.

И мне понравилась её куколка, потому что с ней любая работа становилась лёгкой.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что нельзя плохо относиться к другим людям.

Ведь такое отношение неминуемо вернётся к нам самим.

И плохо будет именно нам.

Пословицы к произведению:

  • Воля и труд дивные всходы дают.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Доброе дело без награды не остаётся.
  • Красивый вид человека не портит.
  • Красота до вечера, а доброта — навек.

Словарь неизвестных слов:

  • Чулан — каморка.
  • Ступа — деревянный сосуд.
  • Пест — инструмент для дробления.
  • Лучина — длинная щепка.
  • Закром — отгороженное место для зерна.
  • Бердо — орудие для ткачества.
  • Челнок — деталь ткацкого станка.

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
  • «Сивка-Бурка»
  • «Волшебное кольцо»
  • «Летучий корабль»
  • «Гуси-лебеди»
  • «По щучьему велению»
  • «Царевна-лягушка»
  • «Семь Симеонов»
  • «Бой на Калиновом мосту»
  • «Финист Ясный Сокол»
  • «Баба-яга»
  • «Кощей Бессмертный»
  • «Царевна Несмеяна»

Библиотека читательских дневников по русским сказкам пополняется.

Василиса Поповна

Во погосте во Чуриловском,
У прихода у Задоньева
Правил требы про мирян честных
Поп Василий — завидущий глаз.
А и выростил поп дочищу,
Василису свет Васильевну —
И чудней тоя ль поповой дочищи
Нет и девки по белу-свету! —
Во мужско она оболокалася,
На кобыле вершником каталася,
Со пищали самопалицы припаливала,
Во поёмные луга отъезживала,
Сопущала бела кречета,
Что на стадо белых лебедей —
И повадка у ней не побабьючи,
И поступка у ней не подевичьи—
А с того в людях и молвь пошла,
Что попова дочь не женский пол,
А парнище-богатырище
и что звать его по имяни Василием,
А Васильичем почести по изотчеству
И по тот конец ее парницем звать,
Что ужь больно хмелем позашибчива
А хмелина не под-стать бы красным девицам.

* * *

Со росной зори со утренней
Во лузя ли те отъезжие
Поезжал Бархат-царь со дружиною
На потеху соколиную.
Он совстрел ли там попову дочь,
Во мужско оболоче́ницу
По соколью по охоту спотешеницу—
Сопущала Василиса бела кречета
На тое и стадо лебединое.
Дивовался царь Бархать на молодца,
На парнищу-богатырищу,
А и стало ему, батюшке, охотчиво
Сопознать у молодца имя-отчество.
и на то ему боярин чину старого,
Тот ли Прошка стремянной докладывал:
«Мне – де , Прошке, стремянному старому,
Халую твоему изверному,
Про тое ць дело доведома вестимо:
То не молодец удал, а попо́ва дочь,
А и звать ее, поповну, Василисою,
А по батьке чествовать Васильевной».

* * *

И в-тапоры царь Бархат отписывал
Скорописчату к попу и тому граматку:
«Снаряжай-де сына ты Василия,
Что того ль парнищу-богатырищу,
По обед ко мне, по царский стол».
А и сам Бархат пошел по дворику
Ко той ли бабушке-задворинке-ягинишне,
А и походя, Бархат выпытывает,
Как ему, Бархату было б ведомо:
Парень ли Василий с роду, али девица? —
И провещится на то ему Ягинишна:
«Ты поволь, Бархат, во светлой гриднице
По правой руке повесить пяльцы девичьи,
Подругой руке повесить что не ратный доспех: —
Коль за пяльцы хватится — то девке быть
За доспех ухватится — быть молодцу!»

… Так и было от царя поволено….

А по той по царской граматке,
Шла поповна на конюший двор,
Под себя седлала коня сивого,
Что не сивого, сивогривого,
Да и прямо бух на царский двор! —
Царь Бархат во двор на-встрет идет; —
Василиса по учтиву богу молится,
А по писанному крест кладеть,
На четыре сторонушки поклон дает,
Со Бархатом ли царем цалуется,
А за пьяные питья принимается,
Ествы сахарными заедаючи. —
Как повидела на право пяльцы девичьи,
Учала Бархату посмех творить,
Что негожим делом занимается.
И об ту-пору с Бархатом попрощалася,
По учтиву Богу помолилася —
Да и к ночи на попов на двор.
Мало время поизойдучи,
Шлеть Бархат к попу нарочного,
По его ль по чаду милую,
По Василья свет-Васильича,
Что ко мне, царю-де, щей хлебать,
Хаеба – соли поотведати.
А и сам Бархать по дворику похаживал,
Походя Ягинишну выпытывал:
«Еще как же мне, Бархату бы дознатися,
Парень с-роду чи Василий, али девица? —
А на те слова Ягинишна провещится:
«Ужь поволил бы, Бархать, ты баню топить,
Да понял бы ты с собой Василия: —
Коль охочь идти — быть Василию,
Не пойдет с тобой — Василисе быть!»…

…Так и было от царя поводено…

Повидела по́сланца попова дочь —
И по той по царской граматке
Шла поповна на конюший двор,
Под себя седлала коня сивого,
Что не сивого, сивогривого —
Да и прямо бух на царский двор! —
Царь Бархат во двор на-встрет идет; —
Василиса по учтиву Богу молится,
А по писанному крест кладеть,
На четыре сторонушки поклон дает,
Со Бархатом и царем цалуется,
А за пьяные питья принимается,
Ествы сахарными заедаючи —
И возговорит тогда ей царь Бархат:
«Не в угоду ли, Василий свет-Васильевич,
Со царем, со мной во баньку сходить,
Новым веником попариться?
— Как мне, царь, в охоте не быть!
Говорит на то попова дочь,
Ужь давно я, молодец, не бывывал
Что во той ли бане топленой
Да и больно ж я охочь-то париться»….

Тут пришли они во баню топленую —
Да пока Бархат разболокается,
В перед-баннике поважается —
Василиса об ту пору искупалася,
Да на сивого скочила, да в село скорей!….
Только царь ее и видывал!…
А тому ли стремянному отъезжаючи,
Отписала граматку на имя царское —
И при всех-то ставлениках дворскиях
Та- то граматка была читана:

«Ох, ты царь Бархат, ворона ты!
Да ворона залетущая!
Не сумела ты, ворона, сокола соймать,
Во зеленыем садочке, во калинушке! —
Не Василий я Васильеве сын,
Не парнище-богатырище,
А погоста я Чуриловского
И того ль прихода я Задоньева,
Что Василия попа родима дочище —
Василиса свет- Васильевна».

Так-то дочь попова, богатырища,
На бобах царя проваживала.

Герои сказки

Как и во многих народных произведениях, в сказке о приключениях купеческой дочери есть добрые и злые персонажи. Главная героиня — добрая, кроткая и милая девушка по имени Василиса. Второстепенные действующие лица:

  1. Купец Микула. Отец Василисы, неспособный защитить её от нападок мачехи и сестёр.
  2. Купеческая жена. Сварливая, злобная и завистливая женщина. Её мечта — сжить девушку со свету.
  3. Сводные сёстры Василисы. Недобрые девушки, похожие по характеру на свою мать. Они всячески обижают главную героиню, помыкают ею и насмехаются.
  4. Баба-Яга. Героиня, которая появляется во многих сказках. Старуха безобразна внешне, но у неё чуткое сердце. Она кажется вредной, но в критические моменты способна прийти на помощь.
  5. Куколка. Волшебный персонаж, спасающий девушку от напастей.

Ход НОД

1. Вступительная беседа.

В. :-Ребята, вы любите сказки? (Да)

-Мы знаем много разных сказок, среди них есть и русские народные сказки.

-Скажите, что значит «русские народные» сказки? Почему они так называются? (Ответы детей)

-А какие сказки еще бывают? (Ответы детей)

-А как можно сказать о сказке, какая она? (Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.)

-Ребята, а теперь я предлагаю вам в игровой форме вспомнить названия любимых нами сказок.

2. Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок — румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку – Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар- птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

3. Знакомство со сказкой.

В. :-Вы знаете, ребята, я сегодня пришла рано в детский сад, а меня встретила необычная гостья и это оказалась героиня русской народной сказки, с которой мы сегодня с вами и познакомимся – это Василиса Прекрасная.

-Хотите попасть в эту сказку? (Да)

-Закрыли глаза, вздохнули воздух носиком и выдохнули. А теперь мы скажем дружно: «Раз, два, три, в сказку мы попасть хотим!»

-И вот мы в гостях у сказки «Василиса Прекрасная».

Знакомство со сказкой. Чтение или показ слайдов.

4. Физкультминутка.

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться «поднять яичко»)

Посмотрите-ка разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

5. Беседа-обсуждение сказки.

В. :- Ребята, так почему же Василису называли Прекрасной? Только ли внешне она была прекрасна?

-Какой подарок был подарен ее матерью?

-Как относились к Василисе мачеха и ее дочери?

Почему Василиса хорошела день ото дня, а мачеха и ее дочери дурнели?

-Кто же для Василисы был самым родным существом?

-За какие качества полюбил ее царь? (За ее красоту, за трудолюбие, за искусную работу)

-На этом наше путешествие подошло к концу. Закрыли глазки, вздохнули и выдохнули. А теперь мы скажем дружно: «В детский сад попасть нам нужно».

6. Творческая работа «Раскрасим сарафан Василисы».

Детям раздаются картинки с изображением Василисы, нужно красиво разукрасить ее сарафан, самый красивый рисунок попадет на выставку.

7. Итог.

-Ребята, где мы с вами побывали?

-Чем занимались?

Действующие лица

В своем произведении автор знакомит читателей одновременно с несколькими персонажами. Каждый из них играет особую роль, и способствуют развитию событий, например:

  1. Василиса Прекрасная — главная героиня сказки. Красивая, вежливая и старательная девушка. Она рано потеряла маму, которая оставила ей в подарок необычную куклу.
  2. Мачеха — злая женщина. Постоянно подшучивала над Василисой и заставляла ее работать, в то время пока ее дочери наслаждались жизнью.
  3. Сводные сестры — хитрые и лицемерные девушки, которые любили пошучивать и издеваться над главной героиней.
  4. Отец Василисы — купец, богатый мужчина. Герой постоянно находился в отъезде.
  5. Баба-яга — колдунья, безобра́зная и горбатая старуха, злая, но по-своему справедливая.

Сюжет сказки

Рассказ начинается с того, что царь решил женить своих детей. Он вывел во двор трех сыновей, вложил им в руки по луку и наказал сделать по одному выстрелу. В то место, куда прилетит стрела, и нужно будет искать невест:

  1. Старший сын был сильным и крепким — его стрела улетела очень далеко и попала на двор богатых бояр.
  2. Средний сын выстрелил из лука, и стрела улетела прямо в руки купеческой дочери.
  3. Младший, Иван, долго выбирал направление, и в итоге его стрела улетела далеко за дворы и деревни.

Иван-царевич отправился на ее поиски и пришел на болото. Стрела младшего царевича оказалась в лапках обычной лягушки. Лягушка заговорила с ним человеческим голосом и убедила взять ее с собой.

Сыновья вернулись к отцу со своими невестами. А когда царь увидел в руках у младшего болотную лягушку, то начал насмехаться и велел взять ее в жены.

Дальше основной сюжет выстраивается вокруг испытаний для невесток. Царь решил проверить их домашние умения и приказал каждой из них (боярыне, купчихе и лягушке) за ночь испечь хлеб. Иван огорчился, ведь его суженая не смогла бы даже тесто замесить, но умная невеста успокоила его фразой «Утро вечера мудренее» и уложила спать. А ночью она обернулась юной девой — Василисой Премудрой — и испекла вкусный ароматный каравай с городами и цветами из теста. Именно этот хлеб полюбился царю-батюшке, а выпечку старших невесток правитель отправил слугам.

На следующий раз царь повелел девушкам соткать ковер. И снова младшая невестка превратилась в Василису и за одну ночь выткала изящный прочный ковер с орнаментом. Царь, едва увидев эту работу, приказал расстилать его только по важным поводам, а ковры боярыни и купчихи выбросил вон из дворца.

Иван царевич и серый волк

После проверки мастерства царь решил поближе познакомиться со своими невестками. На пир собрались все — и сыновья, и их избранницы. Но только лягушка пока не приехала. Братья даже начали смеяться над Иваном. И вдруг загремел гром, засверкали молнии, и у дворца появилась карета. Из нее вышла Василиса Премудрая.

Танцуя, она подняла руки, и в зале появилось озеро с прекрасными лебедями. Все гости были поражены ее красотой и умениями. А Иван-царевич, чтобы избавить жену от колдовства, сел на коня и поскакал домой, чтобы сжечь ее лягушачью шкурку.

Узнав об этом, Василиса очень расстроилась: ей осталось только три дня, чтобы снять с себя узы злого колдовства. Девушка превратилась в голубку и отправилась к своему отцу, злому колдуну Кощею Бессмертному.

Иван-царевич тут же бросился за ней, но так и не смог нигде найти следа любимой. Он истоптал две пары сапог, когда встретил древнего старца. Тот дал ему заветный клубок и посоветовал всюду следовать за ним. По пути царский сын встречает разных животных: медведя, зайца, селезня и щуку, но отпускает их на свободу.

Клубок привел главного героя к избушке колдунья Бабы-яги. Она потребовала от царевича доклада, зачем он явился, и рассказала, что его любимую держит в плену Кощей Бессмертный. Именно Баба-яга знала секрет, как победить злодея и навсегда избавить мир от его происков.

Далее сказка строится на взаимопомощи героев. В поисках смерти Кощея молодому царевичу помогают его лесные друзья — медведь, заяц, селезень и щука. Иван находит дуб, на котором висит кованый сундук. Открыв сундук, он достает из него яйцо, в котором находится иголка.

Русские народные сказки, детские рассказы, сказки мира, стихотворения, загадки!

https://youtube.com/watch?v=C85L5rK32tU

Интерпретации

Белый, красный, и чёрный всадники появляются и в других историях про бабу-ягу, и часто интерпретируются как мифологические образы.

Как и многие фольклористы XIX века, Афанасьев рассматривает многие народные сказки как способы отображения природных явлений и стихий. В такой интерпретации он истолковал эту сказку — как изображение конфликта между солнечным светом (Василиса), бурным ветром (мачеха) и темными тучами (сводные сестры).

Кларисса Пинкола Эстес интерпретирует сказку как рассказ о женском раскрепощении, как путь главной героини от подчинения до силы и независимости. Баба-яга объясняется в качестве «необузданного феминного» принципа, от которого Василиса была отделена, но попав под его власть, повинуясь и научаясь самовоспитанию, она возрастает в процессе этого научения.

Василиса прекрасная (русская сказка)

В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

— Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу. Береги ее всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она — и скажет тебе, чем помочь несчастью. Затем мать поцеловала дочку и померла.

После смерти жены купец потужил, как следовало, а потом стал думать, как бы опять жениться.

Он был человек хороший; за невестами дело не стало, но больше всех по нраву пришлась ему одна вдовушка. Она была уже в летах, имела своих двух дочерей, почти однолеток Василисе, — стало-быть, и хозяйка и мать опытная. Купец женился на вдовушке, но обманулся и не нашел в ней доброй матери для своей Василисы.

Василиса была первая на все село красавица; мачеха и сестры завидовали ее красоте, мучили ее всевозможными работами, чтоб она от трудов похудела, а от ветру и солнца почернела, — совсем житья не было!

Василиса все переносила безропотно и с каждым днем все хорошела и полнела, а между тем мачеха с дочками своими худела и дурнела от злости, несмотря на то, что они всегда сидели сложа руки, как барыни.

Как же это так делалось? Василисе помогала ее куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою! Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчевает ее, приговаривая: — На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки — не вижу себе никакой радости. Злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?

Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису; та только отдыхает в холодочке да рвет цветочки, а у нее уж и гряды выполоты, и капуста полита, и вода наношена, и печь вытоплена. Куколка еще укажет Василисе и травку от загару. Хорошо было жить ей с куколкой. Прошло несколько лет. Василиса выросла и стала невестой. Все женихи в городе присватываются к Василисе, на мачехиных дочерей никто и не посмотрит. Мачеха злится пуще прежнего и всем женихам отвечает: «Не выдам меньшой прежде старших!» — а проводя женихов, побоями вымещает зло на Василисе.

Вот однажды купцу понадобилось уехать из дому на долгое время по торговым делам. Мачеха и перешла на житье в другой дом, а возле этого дома был дремучий лес, а в лесу на поляне стояла избушка, а в избушке жила Баба-яга.

Никого она к себе не подпускала и ела людей, как цыплят. Перебравшись на новоселье, купчиха то и дело посылала за чем-нибудь в лес ненавистную ей Василису, но эта завсегда возвращалась домой благополучно: куколка указывала ей дорогу и не подпускала к избушке Бабы-яги.

Пришла осень. Мачеха раздала всем трем девушкам вечерние работы: одну заставила кружева плести, другую чулки вязать, а Василису прясть, и всем по урокам. Погасила огонь во всем доме, оставила только одну свечку там, где работали девушки, а сама легла спать. Девушки работали. Вот нагорело на свечке. Одна из мачехиных дочерей взяла щипцы, чтоб поправить светильню, да вместо того, по приказу матери, как будто нечаянно, и потушила свечку.

— Что теперь нам делать?-говорили девушки. -Огня нет в целом доме, а уроки наши не кончены. Надо сбегать за огнем к Бабе-яге! — Мне от булавок светло! — сказала та, что плела кружево. — Я не пойду! — И я не пойду,- сказала та, что вязала чулок, — мне от спиц светло! — Тебе за огнем идти, — закричали обе,- ступай к Бабе-яге! — и вытолкали Василису из горницы. Василиса пошла в свой чуланчик, поставила перед куклою приготовленный ужин и сказала: — На, куколка, покушай да моего горя послушай: меня посылают за огнем к Бабе-яге. Баба-яга съест меня! Куколка поела, и глаза ее заблестели, как две свечки. — Не бойся, Василисушка! — сказала она. — Ступай, куда посылают, только меня держи всегда при себе. При мне ничего не станется с тобой у Бабы-яги.

Василиса собралась, положила куколку свою в карман и, перекрестившись, пошла в дремучий лес. Идет она и дрожит. Вдруг скачет мимо нее всадник: сам белый, одет в белом, конь под ним белый и сбруя на коне белая, — на дворе стало рассветать.

Идет она дальше, как скачет другой всадник: сам красный, одет в красном и на красном коне,- стало всходить солнце.Василиса прошла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка Бабы-яги.

Характеристика Василисы Премудрой: ее личность

В «Царевне-лягушке» на первый план выступают ее ум, величественность и одновременно простота. В «Василисе Премудрой» девушка предстает смелой, стойкой, также послушной старшим и сдержанной. И наконец, в обеих сказках героиня обладает способностью принимать решения и сохранять спокойствие духа в любых обстоятельствах.

На самом деле многие героини волшебных русских сказок обладают аналогичными чертами, в том числе и способностью к перевоплощению и другим магическим свойствам, что позволяет отождествить их – и Марью Моревну, и Василису Премудрую, и Марью-царевну, и Елену Прекрасную. Впрочем, давать характеристику Василисе Премудрой и другим схожим героиням мы можем, исходя лишь из слов и поступков, принадлежащим им.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: