Анализ и мораль басни обоз крылова 8 класс

Анализ басни крылова «обоз»: произведение, актуальное в современном мире

Краткое содержание стихотворения

При транспортировке горшков на обозах хозяин столкнулся с необходимостью спускаться с высокой горы. Он решает вести воз по очереди и оставляет остальных лошадей с телегами наверху. Первым пошёл немолодой опытный конь. Медленно и аккуратно конь выполнял свою работу, не позволяя телеге катиться слишком быстро.

Сверху наблюдавшая молодая лошадь начинает задирать старого коня, смеётся над его осторожностью, хвастается своей силой и ловкостью. Не успев стихнуть после волны возмущений, приходит её очередь спускать телегу, юная лошадь бездумно трогается в путь

Но не сумев справиться с трудным спуском, конь теряет контроль, телега вместе с ним понеслась вниз и упала в канаву, разбив все перевозимые горшки.

«Обоз» Крылова – краткое содержание

Эта увлекательная история базируется на сюжете, где несколько людей при помощи лошадей перевозят на телегах большие глиняные горшки. Впереди всего обоза шел опытный старый конь, который знал, что делать в сложных ситуациях, а позади уверенно шагала молоденькая лошадка.

Анализ басни Крылова «Обоз» лучше всего проводить на основной части произведения, которая начинается с разговора молоденькой лошади перед крутым спусков.

Она начинает осуждать опытного коня за то, что он слишком медленно плетется вниз, и уверять остальных участников путешествия в том, что спустится гораздо быстрее, но в тот момент, когда приходит ее очередь преодолевать непростой участок пути, лошадь не может справиться с поставленной задачей и валит за собой телегу, в ходе чего разбиваются все перевозимые хозяевами горшки.

Анализ басни Крылова «Обоз»

Знаменитый баснописец даже не подозревал о том, что идеально передал в изложенном сюжете современную ситуацию на дорогах. Басня «Обоз» Крылова оригинальным образом показывает поведение некоторых участников движения, которые вечно недовольны манерой езды других людей.

В монологе молодой лошади проскальзывают типичные фразы современного автомобилиста, а ведь стоит заметить, что во времена бытности Ивана Андреевича присутствовал как раз-таки каретный транспорт… Выполняя анализ басни Крылова «Обоз», складывается впечатление о том, что автор высмеивал нетерпеливых лакеев, которые управляли конницами.

Неужели на дорогах нашей страны в 18 веке была аналогичная сегодняшней ситуация? Как знать.

Мораль произведения

Басни Ивана Крылова прекрасны тем, что каждый человек видит в них свою мораль. Тем не менее, сам автор традиционно приводит в конце каждого стихотворения пару четверостиший, в которых сосредоточен некий завершающий тезис, сконцентрировавший в себе основной смысл басни.

«Обоз» на примере самоуверенной лошади показывает нам людей, которые, не разбираясь в какой-либо теме либо имеющие слишком мало опыта в совершаемых действиях, берутся критиковать тех, кто по их мнению поступает неправильно.

Многие из вас наверняка встречались с подобным типом людей, общение с которыми часто сводится к тому, что встречать их на своем жизненном пути потом уже не хочется.

Крылов удивительным образом способен обыгрывать человеческие пороки, которые после прочтения его басен становятся нам еще более заметными.

Анализ басни Обоз

Басня И.А. Крылова «Обоз» учит нас тому, что давать советы другому по какому-то делу может любой человек, но как только он сам попробует это сделать, вполне вероятно, что у него не получится сделать всё идеально — так, как он хотел, чтобы это сделал другой. Последнее четверостишие ярко выражает всю мораль сей басни, которая говорит о том, что не стоит слушать всевозможных советчиков.

Лошадка в басне отождествляет именно того человека, который любит раздавать всем советы и критиковать. Но как только она сама впряглась, ей не удалось пройти и нескольких шагов, как хозяйские горшки были разбиты, а весь воз оказался в канаве.

Под образом коня скрывался образ того человека, который делает всё сам, но окружающие, которые считают, что знают всё лучше него, отвлекают его от дел своими советами и нравоучениями.

Перенеся эту басню на людей, можно сделать вывод, что критиковать, давать советы и ценные указания под силу каждому и многие любят это делать, но по-настоящему умный и мудрый человек не должен прислушиваться к таким советчикам и обращать на них внимания, ведь сами они, как правило, могут ничего не смыслить в данном занятии и давать советы только с целью повышения собственного авторитета в глазах других.

Рассказывает о лошаде, котрая смеется над другой осторожной. А когда сама начинает везти обоз, так разбивает горшки

Популярные сегодня пересказы

  • Замок из стекла — краткое содержание книги Джаннетт Уоллс Произведение, которое носит название «Замок из стекла», написано прекрасной американской журналисткой Джаннет Уоллс. Это творение сделало свою создательницу знаменитостью. Краткое содержание данной работы представлено в этой статье.
  • Красный цветок — краткое содержание рассказа Гаршина Однажды в психиатрическую больницу одной из губерний доставляют душевнобольного человека. Это образованный и не обделенный интеллектом мужчина. Но у него начался приступ буйности
  • Бригадир — краткое содержание комедии Фонвизина С первых страниц пьесы перед нами предстает семейство бригадира Игнатия Андреевича. Он приехал в гости к советнику Артамону Власьичу, да не просто так, а чтобы обговорить дела по поводу предстоящей
  • Заколдованный замок — краткое содержание сказки Несбита Трое детей Джеймс, Кэтлин и Джеральд на летних каникулах пошли прогуляться в лес. На опушке они увидели необыкновенной красоты замок. Его окружали озера с прозрачной водой, белоснежные башни и статуи, все это предавало замку таинственности.

Басня Крылова Обоз читать онлайн бесплатно | Русская сказка

Каждую новую басню поэта-публициста Ивана Андреевича Крылова ждали с интересом и нетерпением. Читателей влекло не только острое словцо мастера, но и удивительный дар облекать серьёзные социально-политические темы и проблемы в аллегорическую форму. Получалось следующее: умный поймёт намёки, а дурак не обидится, потому что ничего не разглядит сквозь шуточный сюжет с героями-животными.

Поучительная басня «Обоз» была написана осенью 1812 года и уже в ноябре опубликована в журнале «Сын Отечества». Время выхода не случайно, но обо всём по порядку.

Знакомимся с содержанием басни

Главных героя в тексте этой басни-сказке два – старый бывалый Конь и молодая задиристая Лошадь. Конь и Лошадь обозом, то есть друг за другом везут хозяйские горшки. Впереди вырисовывается довольно крутой спуск.

Опытный Конь с столь хрупким грузом обходится бережно, медленно и аккуратно спуская с горы. Однако тут же слышит в свой адрес понукания молодой Лошади.

Обзывая Коня ослом, молодая резвая Лошадь ещё не преминула похвастать, что когда её черёд спускаться будет, она-то резво и быстро скатит с горы груз. Так и вышло, Лошадь смело понеслась вперёд, тяжёлый воз стал напирать её в спину, телега стала набирать скорость, подпрыгивать по ухабам и рытвинам, пока окончательно не перевернулась, разбив и испортив весь груз.

Мораль социальная и историческая

Басни Крылова считаются произведениями для детей, хотя это не совсем так. В доступной краткой форме писатель высмеивает пороки, обличает человеческие слабости, неприглядные стороны общества, изъяны и прочее.

И в этой басне легко прочитать подтекст, который можно свести к краткой формуле: «Тише едешь-дальше будешь». Также на ум приходит и другая русская пословица: «Поспешишь – людей насмешишь».

То есть в басне автор поучает своего читателя, что самонадеянность не всегда оправдывает себя.

Старый Конь олицетворяет опытного человека, который размеренно и вдумчиво выполняет свою задачу, полагаюсь на знания и практику, в то время как, молодая Лошадь выступает символом бахвальства, горячности и опрометчивых поступков. На деле необдуманные действия приводят к фиаско, а неоправданное самомнение может быстро трансформироваться в глупость.

Кроме «детской морали», то есть той, что лежит на поверхности есть ещё и исторический подтекст басни. 1812 год. Российская империя переживает не простой период – идёт Отечественная война с французами, во главе которых стоит амбициозный Наполеон, покоривший уже почти всю Европу.

После знаменитого сражения у Бородино в Москву прорываются французские войска. Оставление столицы вызывает недовольство – все жаждут решительного отпора, сражения у врат «златоглавой». Однако Кутузов кажется бездействует, нарочно уклоняясь от решающего боя. Он хочет измотать врага, истощить, ослабить.

Доходит даже до того, что сам Император Александр I пишет обращение к Светлейшему князю, призыва его к решительному отпору. Но тот оставался твёрд и, несмотря на общественное порицание, выжидал удобного момента.

Бывалый военный знал, что пустое сидение в разорённой Москве ослабит противника и, выбрав удобный момент, можно будет ударить по врагу, окончательно его разбив. Так и случилось. Мудрый вояка оказался прав, не послушав молодых торопыг.

Не сложно догадаться, что в образе мудрого Коня баснописец показал Кутузова, к слову сам Наполеон называл полководца «мудрой лисой». Не стал фельдмаршал зря бить горшки, под которыми подразумеваются солдаты, жизни людей…

Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Обоз» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.

Мораль басни «Обоз»

Часто люди, смотря как что-то делают, считают, что они намного результативнее выполнили бы это. И хотя часто прежде они ни разу не брались делать ничего похожего, они советуют другим, как надо делать, думая, что них лучше получиться, ну а когда им поручают это же у них выходит еще хуже.

Тут двойная мораль: старой и молодой лошади. Мораль старой — не следует слушать неопытных, даже когда те уверяют, что справляться лучше и быстрее — надо при этом помнить народную мудрость, что не может испортить борозды именно старый конь.

Мораль молодой — нужно всегда принимать советы тех,у кого опыта больше, даже если на по вашему мнению их способ неправильный или медленный.

Анализ басни «Лягушки, просящие царя»: особенности лексики

В басне используется немало лексических единиц, придающих произведению особую образность. Например, слово «пособить» означает «оказать помощь». А вот словосочетание «осиновый чурбан» символизирует грубость, неотесанность. Фраза «черный год» означает период времени, в течение которого приходится сталкиваться с неудачами и страданиями.

Задачи урока:

Изучение творчества И. А. Крылова в контексте исторических и культурных событий 19 века.

Повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.

Обучение грамотному анализу прочитанного художественного произведения, умению аргументированно высказать свое суждение о прочитанном тексте.

Формирование навыков выразительного чтения, совершенствование речи учащихся.

Работа с терминологией: басня, мораль, аллегория.

Обоз басня крылова

1. Сюжет

В начале описывается, как хозяин спускает обоз с крутой горы. Оставив часть обоза ждать на вершине, он не спеша спускал старого коня с нагруженной телегой. Добрый, опытный конь, медленно, не торопясь понёс воз на крестце, не давая телеге катиться по склону.

С вершины горы, молодая лошадь наблюдает за каждым шагом старого коня. Она осуждает, и насмехаться над его неуклюжим спуском. Сравнивает коня с ослом, на котором осталось только воду возить. 

Спустив первую часть обоза, хозяин направился за другой частью. Молодая лошадь начала хвалиться, что спустит свой воз быстрей и аккуратней. Выгнувши спину, она подготовилась к спуску. Но только телега перевалила под-гору, то стала напирать на коня. Не в силах совладать с напором груза, лошадь пустилась со всех ног. Телега котилась по ямкам, по кочкам, врезалась в камни, рытвины, пошли толчки, скачки… Лошадь кидало то в правый, то в левый бок.

Воз слетел с горы, в канаву, побив все горшки хозяина.

В конце басни, автор подмечает, такую особенность во многих людях.

2. Герои. К нашему вниманию представлены такие персонажи:

  • Старый конь, демонстрирующий умение и терпение в нелегкой работе.
  • Молодая лошадь, которая озвучивает свою неуместную критику, раздает советы, осуждает старого коня за его работу. А взявшись самостоятельно за дело, ни в силах его выполнить.
  • Обоз – работа или труд, за который берутся герои басни.
  •  Хозяин — герой, который ведет свой обоз, по не легкому пути.                                                                                                                                                                                

3. Мораль

Прототипом басни является император Александр I и полководец Кутузов. Во время Отечественной войны 1812 года, Кутузов приказал оставить Москву и отступить. На что император Александр I и все общество негодовало и требовало вторичного сражения. Но Кутузов выжидал, когда  французская армия, на разорённой земле, ослабеет. И в нужный момент нанес решающий и победоносный удар. Автор говорит о Кутузове, как о том старом неторопливом коне, который «зря горшки не бьет». Поддерживая его действия и пытаясь открыть глаза общества на истинные намерения полководца.

Главная мысль басни разделяет людей. Первая категория, старается хорошо сделать роботу. Не обращая внимания на насмешки, укоры и неуместные советы.  И на вторую категорию, ту, что наблюдает за процессом работы со стороны:  дает те самые советы, не вникая в суть труда, критикует, осуждает и даже, обзывает глупцами, тех, кто работает. Эта категория людей восхваляет свои таланты, умения и навыки в любом деле. Но при этом, взявшись за работу, не могут ни начать, ни окончить её.

Здесь припоминается известный Библейский стих: « Что ты смотришь на сучок в глазу брата своего, а бревна в своем глазу не видишь». Перед тем как судить, нужно ставить себя на место этого человека.  

Обоз
Сейчас читают:

  • Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова сочинение

    Александр Сергеевич Грибоедов выступил своего рода пророком, когда создал свое бессмертное творение «Горе от ума», которое определило ценности в обществе после военной кампании 1812 года. По этой самой причине русское высшее общество, можно сказать,

  • Сочинение по картине Шишкина Рожь 4 класс

    Шишкин, всю свою деятельность в искусстве, посвятил природным пейзажам, которые у него очень удачно и достаточно правдоподобно получались, так как этот мастер достиг неимоверных высот в своем творчестве и суме получить всемирное признание.

  • Сочинение по картине Куинджи Березовая роща 3, 5, 6 класс

    Каждая работа А. И. Куинджи – это проявление искренней любви к своему делу, поиск собственного пути в пейзажной живописи, выражение нежных чувств к природе родного края.

  • Аргументы к сочинению Судьба человека 11 класс ЕГЭ

    Что мы подразумеваем под словом судьба? Жизненный опыт человека. Чаще всего этот опыт негативный. Потому, что, обычно, только после бед, случающихся с людьми, они делают какие – то выводы о своих поступках, анализируют ситуацию в целом и,

  • Сочинение по произведению А зори здесь тихие Васильева

    Ни для кого не секрет, что во все эпохи военные действия доставляют трагедии, уничтожения, ужасающие последствия, нестерпимые терзания. Защищая собственную родную землю, сражаться шли мужчины

  • Сочинение Калининград — мой город

    Калининград находится на побережье Балтийского моря в устье реки Преголи. Это часть территории России, находящаяся между Литвой и Польшей. Когда-то он назывался Кёнигсберг и был столицей Восточной Пруссии.

Употребление слова в литературе

Слово «обоз» часто встречается в русской литературе, но самый знаменитый пример его употребления, пожалуй, одноименная басня И. А. Крылова. По сюжету перед старым конем и молодой лошадкой возникает задача совершить крутой спуск с горы, не повредив перевозимую в их телегах утварь. Юная лошадь в нетерпении осуждает размеренный и степенный шаг своего приятеля, считая, что вниз нужно спускаться быстрее, и в результате конь доставляет свой груз в целости, а лошадь не справляется с задачей и опрокидывает груз в канаву.

Считается, что баснописец в своем произведении изображает в образе лихой лошадки Александра I, а в качестве прототипа для коня у него предстает Кутузов. Автор осуждает нападки со стороны императора на полководца, который медлил в принятии решений и уклонялся от радикальных действий. Однако впоследствии его медлительная и осторожная тактика как опытного главнокомандующего оправдывает себя и приносит победу над Наполеоном.

Анализ

Сюжет

Сюжет басни Ивана Крылова «Обоз» очень прост, что, впрочем, типично для литературных произведений такого рода.

В обозе, везущем горшки, тянут возы немолодой умудренный опытом конь и молодая горячая лошадка

И вот когда обоз доехал до крутого спуска, опытный конь проявлял максимум осторожности, старался двигаться очень неторопливо, так, чтоб не подвергать опасности подводу и груз. И пусть со стороны такое перемещение выглядело крайне неуклюже, коня это не волновало

Он был заинтересован прежде всего в результате, хотел доставить воз и груз в целости и сохранности. И сделал это.

Когда конь преодолевал спуск, молодая лошадка над ним смеялась, говоря, что он – жалок смешон и не способен скатить телегу таким образом, чтоб это и заняло мало времени, и выглядело красиво. Лошадь обещала показать класс. И как только подошла ее очередь спускаться, припустила во всю прыть. На крутом спуске это прогнозируемо привело к плачевному результату: задавшая слишком большую скорость лошадь не смогла удержать воз, и угодила вместе с ним в канаву, погубив весь груз.

Герои

В басне Ивана Крылова «Обоз» два основных персонажа – немолодой умудренный опытом конь и  молодая горячая лошадь. Оба героя имеют прототипов. Конь – русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова. А прототип лошади – критики военачальника, упрекавшие его в «не героической» стратегии войны с Наполеоном.

Зная о гениальности Наполеона в сражениях, которые были для французского императора зоной безусловного комфорта, Кутузов выбрал единственно верную тактику – лишить его этого комфорта, лишить возможности проявлять свою гениальность. Именно по этой причине Кутузовым и была выбрана тактика, ориентированная на изматывание противника затяжным бездействием, негативное влияние которого усугублялось не подходящим для французов русским климатом, особенно – зимой. Но эту стратегию критиковало немало соотечественников Кутузова, наивно полагавших, что Наполеона можно было бы быстро разбить, дав несколько победоносных сражений.

Мораль

Нечто,  кажущееся со стороны ошибкой или проявлением некомпетентности, на самом деле может быть самым удачным решением проблемы. Ведь советовать со стороны всегда значительно легче, чем что-то делать самому, нести за это ответственность. Однако во все времена встречалось немало людей, подвергающих все уничтожительной критике и дающих «дельные» советы. Но стоит появиться у таких людей возможности самостоятельно реализовать то, что человек советовал, как в большинстве случаев все заканчивается фиаско и стопроцентным подтверждением нежизнеспособности «ценнейших» советов со стороны.

Басня Обоз — анализ

Мораль басни Крылова «Обоз» можно выразить знакомой всем нам поговоркой: «у других в глазу видишь соломинку, у себя и бревна не заметишь». С критиками, которые готовы оспорить любое действие окружающих, мы сталкиваемся, чуть ли не ежедневно, но мудрый человек не должен обращать на них внимания. Так поступил Конь – он, хоть и с огрехами, но выполнил свою задачу – довез воз в целости.

Но анализ басни Крылова «Обоз» затрагивает и другую сторону конфликта – молодую Лошадь. Она не является отрицательным персонажем, автор говорит, что «многие имеют слабость ту же» — то есть, в глазах нас всех зачастую действия других людей кажутся нелепыми и лишенными смысла. Но стоит оказаться в их положении – и мы оказываемся еще хуже. Как часто приходится стыдиться собственной критики, когда она оказывается не соответствующей действительности! Отсюда вывод – прежде, чем судить, нужно ставить себя на место другого человека, пытаться представить – а могу ли я сделать лучше, чем он?

Каждую новую басню поэта-публициста Ивана Андреевича Крылова ждали с интересом и нетерпением. Читателей влекло не только острое словцо мастера, но и удивительный дар облекать серьёзные социально-политические темы и проблемы в аллегорическую форму. Получалось следующее: умный поймёт намёки, а дурак не обидится, потому что ничего не разглядит сквозь шуточный сюжет с героями-животными.

Поучительная басня «Обоз» была написана осенью 1812 года и уже в ноябре опубликована в журнале «Сын Отечества». Время выхода не случайно, но обо всём по порядку.

Знакомимся с содержанием басни

Главных героя в тексте этой басни-сказке два – старый бывалый Конь и молодая задиристая Лошадь. Конь и Лошадь обозом, то есть друг за другом везут хозяйские горшки. Впереди вырисовывается довольно крутой спуск. Опытный Конь с столь хрупким грузом обходится бережно, медленно и аккуратно спуская с горы. Однако тут же слышит в свой адрес понукания молодой Лошади. Мол, слишком медленно двигается Конь, что никакого терпения на него не запасёшься.

Обзывая Коня ослом, молодая резвая Лошадь ещё не преминула похвастать, что когда её черёд спускаться будет, она-то резво и быстро скатит с горы груз. Так и вышло, Лошадь смело понеслась вперёд, тяжёлый воз стал напирать её в спину, телега стала набирать скорость, подпрыгивать по ухабам и рытвинам, пока окончательно не перевернулась, разбив и испортив весь груз.

Мораль социальная и историческая

Басни Крылова считаются произведениями для детей, хотя это не совсем так. В доступной краткой форме писатель высмеивает пороки, обличает человеческие слабости, неприглядные стороны общества, изъяны и прочее. И в этой басне легко прочитать подтекст, который можно свести к краткой формуле: «Тише едешь-дальше будешь». Также на ум приходит и другая русская пословица: «Поспешишь – людей насмешишь». То есть в басне автор поучает своего читателя, что самонадеянность не всегда оправдывает себя.

Старый Конь олицетворяет опытного человека, который размеренно и вдумчиво выполняет свою задачу, полагаюсь на знания и практику, в то время как, молодая Лошадь выступает символом бахвальства, горячности и опрометчивых поступков. На деле необдуманные действия приводят к фиаско, а неоправданное самомнение может быстро трансформироваться в глупость.

Кроме «детской морали», то есть той, что лежит на поверхности есть ещё и исторический подтекст басни. 1812 год. Российская империя переживает не простой период – идёт Отечественная война с французами, во главе которых стоит амбициозный Наполеон, покоривший уже почти всю Европу. После знаменитого сражения у Бородино в Москву прорываются французские войска. Оставление столицы вызывает недовольство – все жаждут решительного отпора, сражения у врат «златоглавой». Однако Кутузов кажется бездействует, нарочно уклоняясь от решающего боя. Он хочет измотать врага, истощить, ослабить. Доходит даже до того, что сам Император Александр I пишет обращение к Светлейшему князю, призыва его к решительному отпору. Но тот оставался твёрд и, несмотря на общественное порицание, выжидал удобного момента. Бывалый военный знал, что пустое сидение в разорённой Москве ослабит противника и, выбрав удобный момент, можно будет ударить по врагу, окончательно его разбив. Так и случилось. Мудрый вояка оказался прав, не послушав молодых торопыг.

Не сложно догадаться, что в образе мудрого Коня баснописец показал Кутузова, к слову сам Наполеон называл полководца «мудрой лисой». Не стал фельдмаршал зря бить горшки, под которыми подразумеваются солдаты, жизни людей…

О том, как глупая лошадь, поливавшая грязью своего «коллегу», сама не смогла выполнить подобное задание, поведает басня «Обоз» Крылова.

Популярные сочинения

На картине А. С. Степанова Лоси изображен серый зимний день. Мы видим по-зимнему пустынное поле, покрытое прошлогодней травой и одинокими березками. Небо заволокло тяжелыми серыми тучами, из которых вот-вот пойдет снег.

Васнецов Виктор Михайлович является знаменитым художником из России, он преимущественно создавал произведения соответствующие тематике русской истории, народных сказок и былин

В произведении Толстого «Война и мир» также как и в любом другом романе присутствует любовь. И раскрывается она в разных ракурсах и в разных значениях. Многие когда слышат это слово

Источник

Популярные сочинения

  • Сочинение в стиле нравоучительной статьи (4 класс) Это нравоучительное сочинение, то есть почти статья. А как не написать такое, если у меня так много хорошего опыта? Если я вижу, что все вокруг живут неправильно?! И нравы, понятно, уже не те. Шучу.
  • Сочинение Майский день, каким я увидел его сегодня (6 класс) Весенним утром, проснувшись позже обычного, мой взгляд тут же устремился в окно и я понял, что сегодняшний день будет каким-то необыкновенным. Сонно потянувшись в теплой постели, я подумал
  • Сочинение-рассуждение на тему Русский язык Ни для кого не секрет, что русский язык считается одним из самых сложных в мире. Этим он и прекрасен. Так в чем же главная особенность родной речи? Давайте узнаем.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: