Крылов, басня «Волк и ягнёнок» – краткое содержание
Мораль басни: «у сильного всегда бессильный виноват».
Ягнёнок в жаркий день пошёл напиться к ручью. Мимо пробегал голодный Волк, который решил задрать и съесть Ягнёнка, но «делу дать законный вид и толк». Подбежав к Ягнёнку, он вначале стал говорить, что тот нечистым рылом мутит его чистое питьё. Ягнёнок оправдывался, что пьёт на сто шагов ниже водопоя Волка. Волк, не смутившись, тут же обвинил Ягнёнка в грубости, сделанной ему «запрошлым летом». Но оказалось, что Ягнёнку нет от роду и году. Тогда, не слушая дальнейших оправданий, Волк прорычал: «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» – и поволок Ягнёнка в тёмный лес.
Крылов «Волк и Ягнёнок». Художник Е. Рачев
Крылов, басня «Лягушки, просящие царя» – краткое содержание
Лягушкам в болоте надоело народоправство, и они стали просить у Зевса себе царя. Верховный бог откликнулся: с неба в болото шлёпнулся Монарх – большой осиновый чурбан. Так как чурбан был велик, лягушки вначале в страхе попрятались, но потом, осмелев, стали подползать к нему. Кто поудалей начали подпрыгивать совсем близко к «царю», некоторые даже садились на него верхом, а он лишь молчал. Быстро наскучив с таким царём, лягушки стали просить у Зевса другого. Тот послал к ним на болото Журавля. Этот государь не баловал своих подданных. На суде его правых не было. Объявляя всех виновными, Журавль тут же всех и поедал. Такой царь оказался для лягушек куда хуже первого. Они опять стали просить нового. Но Зевс сказал, что раз лягушками не угодил ни первый, ни второй его выбор, пусть живут с тем царём, какой есть.
Крылов, басня «Мор зверей» – краткое содержание
Царство зверей подверглось страшному мору. Лев, созвав всех лесных и степных обитателей, предложил попробовать прекратить мор принесением жертвы богам. Этой жертвой должен был стать самый грешный из зверей. Лев сам тут же исповедовал свои грехи: он часто безвинно драл овечек, а иногда – и пастухов. Выбежавшая Лиса заявила, что это совсем не большой грех: овечкам даже честь, что их съедает сам царь зверей, а пастухи – общие враги всех хищников. Другие сильные звери – Медведь, Тигр и Волк – тоже покаялись в тяжких грехах, однако глядя на их когти и зубы, собравшиеся признали, что серьёзных проступков за ними нет. Но когда мирный травоядный Вол сознался, что как-то раз во время голода стянул у попа клок сена, собрание зверей загудело от возмущения. Вол был обречён на жертвоприношение и взвален на костёр.
Крылов, басня «Фортуна и нищий» – краткое содержание
Бедолага Нищий, смотря на богачей, удивлялся их жадности. Многие наживали огромные состояния, но с целью ещё удвоить их, пускались в рискованные сделки – и в итоге теряли всё. Богиня удачи Фортуна, сжалившись над Нищим, явилась ему и предложила помощь. Фортуна обещала, что насыпет в ветхую суму Нищего столько золота, сколько она выдержит, но с условием: если сам Нищий вовремя не остановит этот поток, и золото своей тяжестью прорвёт дно, то, высыпавшись на землю, обратится в прах. Фортуна стала сыпать золото в суму. От ветхости та вскоре затрещала, однако осуждавший ранее богатых Нищий теперь по жадности не останавливал золотой дождь, пока дно сумы не прорвалось и просыпавшееся золото не обратилось в прах.
Содержание
Итак, о чём же это произведение? Давным-давно жительницам болот захотелось, чтобы ими руководил царь. Юпитер внял их просьбе и отправил в их царство огромного осинового чурбана. Лягушки боялись его, но потом, расхрабрившись, стали безобразничать, невзирая на высокий титул своего нового повелителя.
Чурбан ничему не препятствовал, ни в чём не упрекал своих подданных. Но так ничего и не сделал полезного для них. Это вызвало недовольство во всём окружении царя. Лягушкам захотелось государя расторопного, и они снова обратились с такой просьбой к Юпитеру.
Взошла на трон змея. Проворная и красивая, она строго наказывала за непослушание. Даже ни в чём не повинные лягушки становились её обедом. Оставшиеся в живых пожаловались небесному владыке. Юпитер удивился, но отказал в очередной просьбе лягушек, пообещав им прислать в качестве царя правителя ещё хуже прежних.
Крылов, басня «Пустынник и Медведь» – краткое содержание
Мораль басни: хорошо, когда один старается услужить другому. Но если за дело возьмётся дурак, то его услуги нередко опаснее вражеских козней.
Живший в пустыни отшельник страдал от одиночества. Чтобы завести себе друга, он пошёл в лес и познакомился там с Медведем. Пустынник и Медведь стали неразлучны. Однажды они бродили вместе целый день. Пустынник устал и лёг поспать. Добрый, но простоватый Медведь, карауля сон товарища, начал отгонять лапой садившуюся на него муху. Та была так неотвязчива, что Медведь решил убить её. Взяв огромный булыжник, он ударил муху, севшую Пустыннику на лоб, – и раскроил другу череп.
Понятие басня
Басня – это небольшой, обычно стихотворный, рассказ. Персонажами произведений могут быть не только люди и животные, но и неодушевленные предметы, которым придаются те или иные человеческие качества. Главным элементом басни является мораль, формулируемая обычно в финале произведения. По роду литературы басня относится к эпосу.
История происхождения басни
Один из самых древних жанров, басня появилась после мифа. Она зародилась еще в Древней Греции и пользовались огромной популярностью. Интересно, что сначала это были прозаические произведения.
Ученые спорят, кто первый был автором басни. Есть сторонники, что это Гесиод. Другие ученые утверждают, что это Эзоп.
Лишь во II в. н.э. поэт Бабрий сделал стихотворные переложения басен Эзопа, и с тех пор они сочинялись, как правило, в поэтической форме.
К XVI-XVII вв. жанр достиг своего расцвета в Западной Европе. Наиболее известными авторами были Жан де Лафонтен и Р.Л’Эстранж чьими историями зачитывалась знать того времени.
В России басни обрели популярность к началу XVIII в. На развитие жанра повлияли произведения В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова и И.И. Дмитриева. Но подлинно народной басню сделал И.А. Крылов, с творчеством которого знаком, наверное, каждый.
И хотя, в чистом виде басня практически не существует с конца XVIII в., мораль заложенная в этих историях остается актуальной и через много столетий.
В чем мораль басни
Мораль басни — это самое главное в таком роде произведений. Другими словами, прочитав басню, надо задуматься, чему она может научить и как не повторять ошибок в своей жизни. Здесь, когда мы говорим о морале басни «Лягушки, просящие царя», видно, что перемены не происходят на пустом месте и мгновенно. Природа устроена так, что все планомерно развивается и всему свое время. Не стоит торопить события и ради неведомого отказываться от того, что есть сейчас.
Например, подождав немного, когда царем лягушек был чурбан, они бы поняли, что и общение с ним и его правление может быть полезным. По сути, требовалось время, чтобы приспособиться к этому правителю и новым обстоятельствам. Постоянно желая перемен, появляется ненасытимость, и человек никогда не получит желаемое, он всегда будет чем-то недоволен. Это видно благодаря анализу басни «Лягушки, просящие царя».
Общество всегда имело серьезный недостаток, и автор басни смог замечательно его подчеркнуть. Люди постоянно хотят перемен, они не принимают существующий порядок, им не нравится текущий уклад, они стремятся к новой жизни. Разве этой плохо? С одной стороны, нет. Но плохо не сама тяга к лучшему, а неумение замечать то хорошее, что есть на данный момент. К тому же баснописец Крылов хотел ярко выразить мысль о том, что царя, который бы идеально всех устраивал — не бывает. Вполне возможно, что следующий царь, пришедший на смену предыдущему, будет намного хуже.
Итак, анализ произведения и мораль басни «Лягушки, просящие царя» очень понятны. Легко запомнить главное. Прочитайте басню целиком, если вам еще не удалось этого сделать, чтобы убедиться в правильности сделанного нами вывода. Рекомендуем к прочтению другие статьи нашего литературного
Басню “Лягушки, просящие царя” читать нужно как аллегорию, подобно и другим произведениям Крылова. В ее тексте легко увидеть аналогию между образами лягушек и обывателей, вечно недовольных тем, как ими правят. В то же время форма дала возможность баснописцу выразить свои взгляды на свободомыслие и государственное устройство. Изучение его на уроке литературы предоставляет возможность понять, что поэт видел недостатки монархического строя, но не видел выхода из этого положения. Ведь, по его мнению, народ совершенно безынициативен: не иметь правителя, то есть с возможностью свободной жизни, он не способен, что ясно изложено в стихе.
Лягушкам стало не угодно
Правление народно,
И показалось им совсем не благородно
Без службы и на воле жить.
Чтоб горю пособить,
То стали у богов Царя они просить.
Хоть слушать всякий вздор богам бы и не сродно,
На сей, однако ж, раз послушал их Зевес:
Дал им Царя. Летит к ним с шумом Царь с небес,
И плотно так он треснулся на царство,
Что ходенем пошло трясинно государство:
Со всех Лягушки ног
В испуге пометались,
Кто как успел, куда кто мог,
И шепотом Царю по кельям дивовались.
И подлинно, что Царь на диво был им дан:
Не суетлив, не вертопрашен,
Степенен, молчалив и важен;
Дородством, ростом великан,
Ну, посмотреть, так это чудо!
Одно в Царе лишь было худо:
Царь этот был осиновый чурбан.
Сначала, чтя его особу превысоку,
Не смеет подступить из подданных никто:
Со страхом на него глядят они, и то
Украдкой, издали, сквозь аир и осоку;
Но так как в свете чуда нет,
К которому б не пригляделся свет,
То и они сперва от страху отдохнули,
Потом к Царю подползть с преданностью
дерзнули:
Сперва перед Царем ничком;
А там, кто посмелей, дай сесть к нему бочком:
Дай попытаться сесть с ним рядом;
А там, которые еще поудалей,
К Царю садятся уж и задом.
Царь терпит все по милости своей.
Немного погодя, посмотришь, кто захочет,
Тот на него и вскочит.
В три дня наскучило с таким Царем житье.
Лягушки новое челобитье,
Чтоб им Юпитер в их болотную державу
Дал подлинно Царя на славу!
Молитвам теплым их внемля,
Послал Юпитер к ним на царство Журавля.
Царь этот не чурбан, совсем иного нрава:
Не любит баловать народа своего;
Он виноватых ест: а на суде его
Нет правых никого;
Зато уж у него,
Что завтрак, что обед, что ужин, то расправа.
На жителей болот
Приходит черный год.
В Лягушках каждый день великий недочет.
С утра до вечера их Царь по царству ходит
И всякого, кого ни встретит он,
Тотчас засудит и — проглотит.
Вот пуще прежнего и кваканье, и стон,
Чтоб им Юпитер снова
Пожаловал Царя инова;
Что нынешний их Царь глотает их, как мух;
Что даже им нельзя (как это ни ужасно!)
Ни носа выставить, ни квакнуть безопасно;
Что, наконец, их Царь тошнее им засух.
“Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?
Не мне ль, безумные, — вещал им с неба глас, —
Покоя не было от вас?
Не вы ли о Царе мне уши прошумели?
Вам дан был Царь? — так тот был слишком тих:
Вы взбунтовались в вашей луже,
Другой вам дан — так этот очень лих;
Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!”
Популярные сочинения
- Сочинение Мой любимый город Санкт-Петербург Я с детства люблю Петербург, со всеми его погодными ненастьями и ворчанием жителей. Есть в нём что-то, что заставляет восхищенно замереть ещё на вокзале, с котомками багажа в руках
- Сочинение про Цветы Мне очень нравится тема сочинения, потому что мне очень-очень нравятся цветы. Всякие – и покупные, и дикие, и те, которые цветут на подоконнике. И я люблю их рисовать!
- Сочинение про Стиль жизни Очень часто в разговоре можно услышать о том, что люди упоминают стиль жизни. Это связано с тем, что большинство людей имеют некоторые особенности, связанные с тем опытом, который им пришлось пережить
Популярные сочинения
- Сочинение Пирогов и Пискарёв (сравнительная характеристика) из повести Невский проспект Главными персонажами в «Невском проспекте» Николая Васильевича Гоголя являются два товарища – Пискарев и Пирогов. На примере показа их взаимоотношений рассказывается, как можно проявлять
- Сочинение Описание гранатового браслета в повести Гранатовый браслет Вот он лежит на черной подушке такой желтый, массивный. Когда его никто не хочет носить или смотреть, то прячется в красную бархатную коробочку. По его бокам рассыпались плохо ограненные камешки красного цвета.
- Сочинение на тему Прогулка в лесу (4 класс) Лес — волшебное место в любое время года. Каждый раз, гуляя по нему, чувствуешь непередаваемую красоту здешней природы: россыпь зеленоватых листьев, звуки щебечущих птиц, шум ветра, и т.п
Анализ 2
Существуют разные мнения относительно того как следует управлять человеческим обществом. Некоторые придерживаются идей анархизма и считают людей, если не равными, то способными самим организоваться собственное общество без выполнения принуждения и власти друг над другом. Некоторые наоборот считают людей нуждающимися в различных вариантах власти и иерархию сообщества – основным компонентом, который требуется для гармоничного существования.
Крылов в своей басне в иносказательной форме рассматривает этот вопрос и довольно унизительно сравнивает людей с лягушками, которые без царя не могут нормально существовать, им нужен, кто-то, кто будет управлять, кто-то для кого они могут служить. Сам этот факт является довольно печальным, но в какой-то степени очевидным также как факт связи любопытства и страха. Как говорят психологи, у людей всегда есть выбор между любопытством и страхом и именно этот выбор определяет поведение.
Миролюбивого царя Крылов представляет как осиновый чурбан, с которым возможно поступать практически любым образом, только лягушки поначалу этого не знают. Их поведение держится н раболепии и страхе, но любопытство берет свое и со временем они начинают вести себя бесцеремонно. После того как они фактически низводят этого царя до своего уровня (могут даже посидеть на чурбане и подобное) любопытство тоже завершается и хочется чего-то нового, лягушкам снова скучно.
Тогда приходит новый царь, который является цаплей, а цапли, как известно, едят лягушек. Этот вариант представляет собой сравнение с суровой властью, которая внушает только страх и подчиняет, о любопытстве теперь никто и не думает. Лягушки снова взывают к Небесам, они просят Юпитера о снисхождении, но получают суровый ответ на собственные мольбы: аист для вас самый лучший вариант, так как хуже быть не может, поэтому вы более не станете скорбеть, останется только смириться с ситуацией и вы сможете жить как хотели с царем.
Вероятно, в этой басне Крылов высмеивает как таковой инстинкт подчинения у людей. Делегируя собственные полномочия каким-либо властителям и как бы снимая с себя ответственность, они тем самым также утрачивают и собственные полномочия. Поэтому таким лягушкам остается только смириться с ситуацией и оставаться под властью сурового правителя, который является собой самый худший вариант из возможных.
Популярные сочинения
- Роль пейзажа в повести Олеся Куприна сочинение Пейзажу в произведении отводится существенная роль, поскольку он представляет собой не просто зарисовку, а непосредственного участника повествования, отражающего духовную сущность человека
- Сочинение Эгоизм — что такое Эгоизм – это такое качество личности, которое может одновременно и помогать, и мешать в жизни. Примечательно, что в русском языке слова «эгоизм» и «эгоист», как правило, носят негативную эмоциональную окраску.
- Сочинение Демон в поэме Лермонтова (Образ и характеристика) М. Ю. Лермонтов в своей поэме «Демон» показывает образ падшего ангела, который, ненавидя все, сотворенное всевышним, вдруг не смог устоять перед неповторимой красотой грузинской княжны Тамары
Народность произведения
В басне«Лягушки, просящие царя» моральможно заменить на известные пословицы: «лучше синица в руках, чем журавль в небе», «от корма кони не рыщут», «от добра добра не ищут».
Крылов всегда любит показать через смех и незлобное подшучивание, над какими моментами стоит задуматься. А их в басне великое множество.
Как известно, люди забирают из известных произведений яркие выражения, которые активно используют в своей обыденной речи, тем самым делая эти выражения крылатыми, афористичными. Эти фразы украшают лексику говорящего. К тому же разговорная речь приближает произведение к народу. Вот некоторые примеры: «чтоб горю пособить», «глотает, как мух», «ни носа высунуть», «пошто ж — почему».
referat5vip.ru
В баснях Крылова — быт и нравы русского народа, его житейский опыт, народная мудрость. По словам В. Г.Белинского, в баснях выразилась «целая сторона русского национального духа: русский практический ум… с острыми зубами, которые больно кусаются. В них вся житейская мудрость, плод практической опытности. И своей собственной, и завещанной отцами из рода в род». Во многих баснях Крылова показана тяжелая жизнь крестьян, страдающих от неправедного суда, произвола, тяжелой барщины и оброка. Простые люди нигде не находят правды, с них везде берут взятки, никто не помогает им в беде. Такое нередко встречается и сейчас. В басне «Волки и Овцы» речь идет о том, что в учрежденном совете сидели Волки, смирненько ходившие около стад, когда «бывали сыты». Волки «заседание в глухом лесу открыли», «судили», думали, рядили и, наконец, придумали закон, что если Волк станет обижать Овцу, * То Волка тут властна Овца, * Не разбираючи лица, * Схватить за шиворот и в суд тотчас представить. Крылов отмечал роль народа в развитии страны («Собака и Лошадь»). Подчеркивая, что в крепостнических условиях не может развиваться талант народа, Крылов требовал внимания к голосу масс, высказывался против монополии дворян в управлении страной («Дикие Козы», «Собака и Лошадь», «Листы и Корни»). Действительно, в одиночку нельзя управлять страной и нельзя не учитывать мнение народа
Затрагивал Крылов и вопросы о роли труда и просвещения в развитии общества, что очень важно и сейчас, в XXI веке. В басне «Огородник и Философ» ставится вопрос о ценности реального знания, о связи труда с наукой
Басня «Листы и Корни» указывает на огромное значение тех, кто кормит общество, басня «Пруд и Река» говорит о ценности труда: талант без деятельности пропадает, как высыхает и зарастает осокой пруд. Тема труда занимает большое место в баснях Крылова: осмеивается праздность Стрекозы («Стрекоза и Муравей») и Мух («Пчела и Мухи»), паразитизм Пауков («Паук и Пчела»), а всем противопоставляется работящая и хлопотливая Пчела, которая трудится на общую пользу: * Народясь труды для общей пользы несть, * Не отличать ищу свои работы, * Но утешаюсь тем, на наши смотря соты, * Что в них и моего хоть капля меду есть. * «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» и сейчас актуально звучит эта русская народная пословица. Д. Бедный говорил о неувядаемой силе творчества Крылова: * «Басня была основным оружием Крылова. Отточенное Крыловым оружие служит нам и сегодня в борьбе со всеми теми силами, которые мешают нашему созидательному труду. Крыловская поэзия — алмаз, сверкающий в драгоценной короне великой русской литературы». Многие выражения баснописца прочно вошли в наш разговорный язык на правах пословиц и крылатых выражений, которые актуальны до сих пор: «А Васька слушает да ест»; «Слона-то я и не приметил»; «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку»; «Как Белка в колесе»; «А воз и ныне там»; «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»; «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» В баснях Крылова все очень реально, только выражено в соответствии с произведениями народного творчества. В. Г. Белинский о. Персонажи с их индивидуальными чертами в баснях Крылова выступают естественно, как в жизни: лев — не просто зверь, а грозный царь, лжец — какой-то дворянин, а может быть, и князь. Читаешь басни Крылова — и многие из действующих лиц напоминают нам наших знакомых, а нынешние события повторяют давно известные ситуации из его произведений.
Похожие материалы:
- Творчество Крылова И.А. — .
- Значение басен Крылова сочинение — .
- Традиции рукописной литературы в творчестве Крылова — .
- Чем же так привлекают к себе читателей басни Крылова — .
- Эволюция басни Крылова — .
- Сочинение басни Крылова 5 класс — .
- Жанровое своеобразие басен Крылова — .
- Актуальность басен Крылова — .
Более новые статьи:
- Значение творчества Крылова для русской литературы — .
- Осмеяние человеческих недостатков в баснях Крылова сочинение — .
- Сочинение о баснях Крылова — .
- Идейно-тематическое содержание басен И. А. Крылова — .
- Сатирические бытовые мотивы в баснях Крылова — .
- Особенности басен Крылова — .
- Иван Андреевич Крылов творчество — .
- У сильного всегда бессильный виноват (сочинение по баснями И.А.Крылова) — .
Популярные сочинения
- Сочинение Чем люди живы? (рассуждение 11 класс) Человек — существо социальное. Он взаимодействует с внешней окружающей средой, с другим человеком и также с самым собой.
- Сочинение Фёдор Долохов в романе Война и мир (Образ и характеристика) Фёдор Долохов причисляется ко второстепенным героям произведения. Несмотря на это образ героя невозможно не заметить. У него настолько неординарная личность, что читатель сразу поймёт
- Сочинение Симеон в рассказе Яма Куприна (характеристика и образ) У писателя А. И. Куприна много разных рассказов и повестей. Они все написаны на разные темы. Одним из таких произведений является повесть «Яма», над ней автор работал 6 лет.
Польза, которую несут басни
Жизненные проблемы, которые высмеиваются в баснях, безграничны и бесконечны. Чаще всего критикуются лень, ложь, глупость, невежество, хвастовство, упрямство, жадность. Каждый из нас может найти в баснях похожего на себя персонажа. Все ситуации, которые описаны в этих небольших сатирических рассказах, очень жизненны и реалистичны. Благодаря иронии басня учит не просто замечать за собой те или иные пороки, но и заставляет предпринимать попытки к собственному совершенствованию. Чтение юмористических произведений подобного характера весьма благотворно влияет на психологическое здоровье человека.
В баснях, помимо прочего, часто высмеивается политический строй государства, социальные проблемы общества и общепринятые поддельные ценности.
Анализ и мораль басни Лягушки просящие царя Крылова 8 класс
Эта басня очень забавно доносит до читателей простую истину, что люди всегда недовольны, но им нужно быть очень осторожными со своими желаниями. Вот жили лягушки счастливо и свободно. Что им так не жилось? Но придумали себе, что нужен им царь. Стали они молить богов, которые, хоть обычно глупых лягушек не слушают, но тут решили помочь. Сам Зевс послал им царя!
Сначала народ обрадовался – такой царь у них хороший и серьёзный. Он и высокий, и статный, заметный. Все его зауважали сначала, но постепенно пригляделись, страх свой пережили, стали приближаться… И тут-то они поняли, что царь этот буквально чурбан. И вот уже лягушки к нему садятся спиной, а кто посмелей, так и запрыгивают на сам чурбан. Чего бояться? И толку от такого «царя» мало…
Вот они опять стали молить богов дать им царя – «нормального». Юпитер в этот раз решил помочь (или пошутить) и поставил над этим народом журавля – их врага. Известно ведь, что журавль питается лягушками! Вот и стал он суровым царём, чуть кто квакнет, так он его и съедает. Вот так почти всех и поел: на завтрак, обед, ужин. Лягушкам оставалось только прятаться и молчать, но богов в покое они, конечно, не оставили.
Опять заплакали лягушки. Стали богам жаловаться, что это царь им плох. Конечно, народа всё меньше остаётся! Но боги тут в ответ, что «чурбан» лягушкам не понравился, журавль тоже, а что им, вообще, нормально не жилось без царя? И ничего не стали менять. А ещё и пригрозили, что с новым царем может стать всё совсем плохо. Так теперь журавль и контролирует остатки лягушачьего народа.
Интересно, что в этой басне нет прямой морали, она заключается только в ответе богов. В произведении много устаревших слов, к примеру: «пометались», «почто»… Написана она одной строфой, здесь есть и описания, и диалоги с вопросами и восклицаниями.
Эту историю можно иногда и на свою жизнь перенести. Вот просишь домашнее животное, а потом оказывается, что с ним гулять надо.
Возникновение сатирических рассказов-басен на Руси
Басня – это рассказ, появившийся на Руси как перевод сочинений Эзопа в начале 17-го века. Первым переводчиком стал Гозвинский Федор Касьянович. Именно он впервые ввел в употребление определение басни как литературного жанра. Считалось, что басня – это небольшое произведение в прозе или стихах, которое построено на принципах аллегории и содержит нравоучительный характер. Истина проявлялась через ложную историю.
В 18-м веке в этом жанре творили Антиох Д.К., Тредиаковский В.К., Сумароков А.П., Хемницер И.И. Они выполняли переводы басенных рассказов, преимущественно Эзопа, а также работ европейских баснописцев: Геллерта Х., Лессинга Г., Мура Т., Жана де Лафонтена.
К созданию собственной басни первым приступил именно Иван Иванович Хемницер. В 1779 году вышел его сборник под названием «Басни и сказки NN в стихах». Продолжил традицию издания собственных басен Иван Иванович Дмитриев, который старался сформировать новый, собственный подход к литературе. На рубеже 18-го и 19-го веков популярностью пользовались произведения Измайлова А.Е. Однако наиболее значимым вкладом в развитие басенного жанра считают творчество великого классика Ивана Андреевича Крылова. К этому жанру в разное время также обращались Державин, Полоцкий, Хвостов, Фонвизин, Бедный и многие другие.
Популярные сочинения
- Сочинение по картине Первый снег Пластова (4 класс) Аркадий Александрович Пластов – один из самых известных советских художников. Родом он из деревенской глубинке, где живут совершенно обычные люди.
- Сочинения по творчеству Есенина Порой зачитываешься проникновенными есенинскими стихами, и чувствуешь, он пишет близкому и родному человеку. И им становится любой, кто держит в руках сборник стихотворений Есенина.
- Сочинение Жизненный путь исканий Андрея Болконского в романе Война и мир В романе Л.Н. Толстой описывает много героев, чья-то история ограничивается парой страниц, а кто-то играет ключевые роли. Писатель неслучайно показывает читателю путь исканий одного из главных персонажей князя Андрея Болконского
И.Крылов и Ж.Лафонтен
Заимствование сюжетов у Ж.Лафонтена удивления не вызывает, ведь И.Крылов его боготворил. И все же басни И.Крылова нельзя свести к «вольному переводу» басен Ж.Лафонтена. За исключением «Волка и ягненка», русский баснописец совершенно иначе расставляет смысловые акценты. Например, у И.Крылова в басне «Стрекоза и Муравей» однозначно осуждается легкомыслие Стрекозы и поощряется трудолюбие и предусмотрительность Муравья. В басне Ж.Лафонтена «Цикада и Муравей» осуждается и недостаток «госпожи Муравей» (во французском языке это слово женского рода), которая не любит давать в долг даже под проценты.
Впрочем, Ж.Лафонтен и сам в большинстве случаев не был автором сюжетов своих басен. Сюжеты о волке и ягненке, цикаде и муравье, вороне и лисе и многие другие взяты им у античных баснописцев: Эзопа, Бабрия, Федра. Некоторые сюжеты позаимствовал непосредственно у Эзопа и И.Крылов – в частности, «Лисица и виноград».
Но есть у И.Крылова и такие басни, сюжеты которых придуманы самим авторам и могли родиться только «на русской почве». Басня «Роща и огонь» связана со встречей Наполеона и Александра I в Эрфурте в 1808 г., «Волк на псарне» – с попыткой Наполеона предложит переговоры о мире в конце войны 1812 г
Басня «Мартышка и очки» высмеивает модные туалеты конца 18 в., важной деталью которых были очки, «Собачья дружба» намекает на Венский конгресс 1815 г. и разногласия между членами Священного Союза, «Щука и кот» высмеивает генерала П.Чичагова, который не смог остановить Наполеона при переправе через Березину
Сюжеты басен «Ларчик», «Квартет», «Лебедь, щука и рак», «Тришкин кафтан», «Ворона и курица» И.Крылов тоже ни у кого не заимствовал.