Как Крылов стал баснописцем
Сочинять басни поэт стал почти случайно: перевел несколько творений француза Лафонтена, которого любил с ранней юности, опыт оказался удачным. Природное остроумие Крылова, тонкое языковое чутье и склонность к меткому народному словцу как нельзя лучше совпали с увлечением этим жанром. Подавляющее число из двухсот с лишним басен Крылова — оригинальные, созданные на основе личного опыта и наблюдений и не имеют аналогов среди трудов других баснописцев.
У каждого народа есть свой более или менее знаменитый автор, обогативший национальную сокровищницу баснями и притчами. В Германии это Лессинг и Сакс, в Италии — Фаэрно и Вердицотти, во Франции — Одан и Лафонтен. Особую роль в возникновении и развитии жанра играет древнегреческий автор Эзоп. Всюду, где требовалось хлестко и точно высмеять явления, которые искажают и коверкают жизнь, на помощь приходила басня. Петух и Кукушка у Эзопа или иного поэта могут выступать в обличии других животных, насекомых или вещей, но суть басни останется неизменной: она сатирой излечивает безнравственность.
Архитектура[ | ]
- Памятник И. А. Крылову на Патриарших прудах в Москве. Вблизи статуи расположены скульптурные композиции посвещены двенадцати известных басен, в том числе басни «Кукушка и Петух». Точный адрес: г. Москва, ул. Малая Бронная, 34, сквер.
- Памятник И. А. Крылову|Памятник И. А. Крылову в Летнем саду в Санкт-Петербурге. Пьедестал трехметровой скульптуры украшен бронзовыми фигурами из басен, в том числе Кукушки и Петуха. Скульптор П. К. Клодт. Точный адрес: г. Санкт-Петербург, Набережная Кутузова, Летний сад
- Памятник И. А. Крылову в городе Тверь. В ансамбль памятного комплекса входят горельефы с изображением героев басен, в том числе Кукушки и Петуха. Над памятником работали скульпторы: Сергей Шапошников, Дмитрий Горлов и Николай Донских. Точный адрес: г. Тверь, наб. Реки Тьмаки, д. 31
Басня Кукушка и петух читать
«Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!» -«А ты, Кукушечка, мой свет,Как тянешь плавно и протяжно:Во всем лесу у нас такой певицы нет!» -«Тебя, мой куманек, век слушать я готова». -«А ты, красавица, божусь,Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь,Чтоб начала ты снова…Отколь такой берется голосок?И чист, и нежен, и высок!..Да вы уж родом так: собою невелички,А песни — что твой соловей!» -«Спасибо, кум; зато, по совести моей,Поешь ты лучше райской птички.На всех ссылаюсь в этом я»
Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, -Все ваша музыка плоха!..»
За что же, не боясь греха,Кукушка хвалит Петуха?За то, что хвалит он Кукушку.
Как возникло произведение?
Басня была опубликована в популярном сборнике «Сто русских литераторов» и снабжена карикатурой, изображавшей в виде Кукушки и Петуха двух современников Крылова — беллетриста Николая Греча и писателя Фаддея Булгарина. Этот дуэт был известен тем, что оба литератора неуемно нахваливали друг друга в печатных изданиях. В первоначальном варианте басни намек на реальные события выглядит ярче, а в морали звучит мысль о том, что, сколько бы герои ни «кадили» друг другу, таланту у них не прибавится. В окончательной редакции, однако, идея выведена за рамки частного случая. Благодаря этому и стала так актуальна эта басня Крылова. Петух и Кукушка нередко проглядывают в каждом из нас, когда мы лицемерно расхваливаем кого-то в расчете получить в свой адрес лестные слова.
Аллегория — это маскировка истинного смысла
Чуть ниже будет приведено определение этого термина, но сначала хочу продолжить тему его появления. Чуть ниже вы можете увидеть изображения автора этого способа художественной речи (тропа) — Эзопа.
Чаще всего он изображал людей в виде животных, наделяя их соответствующими повадками и чертами характера. И всем, включая господ, очень нравились произведения Эзопа.
Они с удовольствием читали их, даже не подозревая, что смеются в этот момент над собой – своими пороками и недостатками. Позже даже появился такой термин, как «Эзопов язык».
Теперь обещанное определение аллегории:
Очень часто в литературных произведениях и в обычной жизни мы встречаем такие вот соответствия:
Пример аллегории в современной литературе
Перед тобой сейчас отрывок одного из самых известных стихотворений Бориса Пастернака «Зимняя ночь». Прочти и ответь на простой вопрос – о чем оно?
Если понимать все дословно, то вроде бы картина ясна. Перед мысленным взором рисуется суровая русская зима, где-то стоит одинокий дом. Происходит все в какой-нибудь деревне, так как электричества нет, и дом освещается свечками. Ну а внутри находятся двое влюбленных, которые периодически занимаются сексом. Похоже, правда? Вот только ни капельки не верно.
Чтобы понять смысл «Зимней ночи», нужно представлять, кто такой Пастернак. Это бунтарь, правдолюб. Автор, который долгое время был запрещен в СССР. И было бы странно предположить, что он вдруг написал такую банальную любовную лирику. А он ее и не писал! В этом стихотворении скрыт куда более глубокий смысл:
- Зима, которая окутала всю землю – это смерть, которая подстерегает человека и может забрать его в любой момент.
- Свеча, горящая на столе – это лучик света, надежды, а также сама жизнь. Яркий образ дает нам ясно понять, насколько наша жизнь хрупкая, что может быть задута малейшим ветерком. Но при этом жажда жизни в нас очень сильна, так как «вьюга мела весь февраль, но таки не смогла погасить свечу».
Скрещенье рук, скрещенье ног – это действительно любовные отношения двух людей, но не ради удовлетворения инстинктов. Это символ объединения вокруг света, отсюда и «судьбы скрещенье».
Басня «Кукушка и Петух»
“Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!” – “А ты, Кукушечка, мой свет, Как тянешь плавно и протяжно: Во всем лесу у нас такой певицы нет!” – “Тебя, мой куманек, век слушать я готова”. – “А ты, красавица, божусь, Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь, Чтоб начала ты снова… Отколь такой берется голосок? И чист, и нежен, и высок!.
Да вы уж родом так: собою невелички, А песни – что твой соловей!” – “Спасибо, кум; зато, по совести моей, Поешь ты лучше райской птички. На всех ссылаюсь в этом я”. Тут Воробей, случась, примолвил им: “Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, – Все ваша музыка плоха!..”
За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.
Примеры
Нельзя сказать, что аллегорию можно встретить исключительно в литературной речи. Мы сами, нередко того не замечая, в повседневной жизни употребляем выражения иносказательного характера. К примеру, «первая ласточка» — признак приближения хороших перемен, нового и долгожданного события. Или «ворона в павлиньих перьях» — человек, который старается показать себя важным, незаменимым, значительным, хотя сам таким не является.
Каждый знает, что образ змеи, обвивающей чашу – это символ медицины, а девушка Фемида с повязкой на глазах, держащая в руках весы олицетворяет правосудие. Изображение сердца означает любовь, креста – веру. Всё это аллегория.
Анализ басни Кукушка и петух, герои басни
Сама повесть написана раньше, чем выпущена в 1841 году. Большинство писателей и критиков считают, что важная роль здесь отводится Булгарину и Гречу. Эти деятели льстили между собой без единой на то причины. Они делали это так часто, что данная басня именно о них.
В данной повести можно увидеть, что не важно, как часто и сильно хвалишь другого, это не повлияет на его мнение к работе. Разные птицы Кукушка и Петух льстят одна другой за то, что как они считают пение одной из них лучше, чем пение другой
Петух хочет показать, что пение Кукушки похоже на пение соловья, а та считает, что Петух поет даже лучше, чем сама райская птичка. Правду они могут узнать только со стороны от кого-то. И этот кто-то является воробей, который говорит, что как бы они не старались петь красиво все равно у каждой, будет тот голосок, который есть.
Получается, что Кукушка льстит Петуху потому, что он хвалит Кукушку. Воробей, который пролетает рядом знает, что как бы ты не хвалил, петь лучше не станешь. Крылов в данной басне показал мораль именно в конце. Часто если у человека высокая самооценка и он очень любит себя самого, ему нравится, когда его хвалят, то ради этого он готов льстить другим. Можно сказать, что басня является поучительной и в наше время
Чтобы иметь высокую самооценку, где-то утвердиться, то можно найти себе таких друзей где все будут хвалить друг друга и при этом не важно истина это или нет. Чтобы добиться своих целей, то корыстные и хитрые люди как раз, так и делают
Ведь если вспомнить фильм про Буратино, то в нем лиса Алиса и кот Базилио пели песню о том, что если человеку немного спеть, то потом можно с ним делать все что хочешь.
В этой басне Крылов очень аккуратно показал на те недостатки, которые могут быть у человека. Он сделал это со стороны человека, с его складом ума. Басни Крылова похожи на русские народные сказки. Героями этих басен есть лисы, волки, петухи, птицы. Читатель воспринимает их как реальный образ. Можно встретить в басне пословицы и поговорки, которые часто используются сегодня в наше время. Бывает, что эти пословицы являются названием самой басни. В басне «Кукушка и Петух» зверям свойственны те качества, которые можно наблюдать в наше время у людей. Можно считать, что басни очень поучительны, поэтому стоит после их чтения обязательно размышлять и делать выводы. Ведь те характеры, которые присущи зверям в басне часто присущи людям.
Читать текст басни полностью
«Как, милый Петушок, поешь, ты громко, важно!»- «А ты, Кукушечка, мой свет, Как тянешь плавно и протяжно: Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —
«Тебя, мой куманек, век слушать я готова».—
«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,
Чтоб начала ты снова…
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни, что твой соловей!» —
«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички,
На всех ссылаюсь в этом я».
Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,—
Все ваша музыка плоха!..»
За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.
Басня Крылова Кукушка и петух
Кукушка и петух рисунок
Читать текст басни онлайн
«Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!» — «А ты, Кукушечка, мой свет, Как тянешь плавно и протяжно: Во всем лесу у нас такой певицы нет!» — «Тебя, мой куманек, век слушать я готова». — «А ты, красавица, божусь, Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь, Чтоб начала ты снова… Отколь такой берется голосок? И чист, и нежен, и высок!.
Да вы уж родом так: собою невелички, А песни — что твой соловей!» — «Спасибо, кум; зато, по совести моей, Поешь ты лучше райской птички. На всех ссылаюсь в этом я».
Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, — Все ваша музыка плоха!..»
За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.
Мораль басни Ивана Крылова Кукушка и петух
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, — Все ваша музыка плоха!..»
За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.
Анализ басни Кукушка и петух, герои басни
Сама повесть написана раньше, чем выпущена в 1841 году. Большинство писателей и критиков считают, что важная роль здесь отводится Булгарину и Гречу. Эти деятели льстили между собой без единой на то причины. Они делали это так часто, что данная басня именно о них.
В данной повести можно увидеть, что не важно, как часто и сильно хвалишь другого, это не повлияет на его мнение к работе. Разные птицы Кукушка и Петух льстят одна другой за то, что как они считают пение одной из них лучше, чем пение другой
Петух хочет показать, что пение Кукушки похоже на пение соловья, а та считает, что Петух поет даже лучше, чем сама райская птичка. Правду они могут узнать только со стороны от кого-то. И этот кто-то является воробей, который говорит, что как бы они не старались петь красиво все равно у каждой, будет тот голосок, который есть.
Получается, что Кукушка льстит Петуху потому, что он хвалит Кукушку. Воробей, который пролетает рядом знает, что как бы ты не хвалил, петь лучше не станешь. Крылов в данной басне показал мораль именно в конце. Часто если у человека высокая самооценка и он очень любит себя самого, ему нравится, когда его хвалят, то ради этого он готов льстить другим. Можно сказать, что басня является поучительной и в наше время
Чтобы иметь высокую самооценку, где-то утвердиться, то можно найти себе таких друзей где все будут хвалить друг друга и при этом не важно истина это или нет. Чтобы добиться своих целей, то корыстные и хитрые люди как раз, так и делают
Ведь если вспомнить фильм про Буратино, то в нем лиса Алиса и кот Базилио пели песню о том, что если человеку немного спеть, то потом можно с ним делать все что хочешь.
В этой басне Крылов очень аккуратно показал на те недостатки, которые могут быть у человека. Он сделал это со стороны человека, с его складом ума. Басни Крылова похожи на русские народные сказки. Героями этих басен есть лисы, волки, петухи, птицы. Читатель воспринимает их как реальный образ. Можно встретить в басне пословицы и поговорки, которые часто используются сегодня в наше время. Бывает, что эти пословицы являются названием самой басни. В басне «Кукушка и Петух» зверям свойственны те качества, которые можно наблюдать в наше время у людей. Можно считать, что басни очень поучительны, поэтому стоит после их чтения обязательно размышлять и делать выводы. Ведь те характеры, которые присущи зверям в басне часто присущи людям.
Петух и Жемчужное Зерно
«Тришкин кафтан»
В своем произведении, Крылов поднимает весьма актуальный для своего вопрос обедневших помещиков. Чтобы раскрыть смысл басни обратимся к истории. В период, предшествующий воне 1812 года, многие помещики обеднели из-за того, что привыкли жить на «широкую ногу».
Чтобы не ограничивать себя в возможности веселиться и гулять, они начали массово закладывать в залог свои поместья, чтобы получить кредитные средства. Прогуливая все деньги, помещики не могли выплатить необходимые проценты и лишались своих имений. Именно такие расточительные дворяне и стали прототипам Тришки, который чинил свой кафтан неразумно, и в итоге остался вовсе без него.
Анализ басни Кукушка и петух, герои басни
Сама повесть написана раньше, чем выпущена в 1841 году. Большинство писателей и критиков считают, что важная роль здесь отводится Булгарину и Гречу. Эти деятели льстили между собой без единой на то причины. Они делали это так часто, что данная басня именно о них.
В данной повести можно увидеть, что не важно, как часто и сильно хвалишь другого, это не повлияет на его мнение к работе. Разные птицы Кукушка и Петух льстят одна другой за то, что как они считают пение одной из них лучше, чем пение другой
Петух хочет показать, что пение Кукушки похоже на пение соловья, а та считает, что Петух поет даже лучше, чем сама райская птичка. Правду они могут узнать только со стороны от кого-то. И этот кто-то является воробей, который говорит, что как бы они не старались петь красиво все равно у каждой, будет тот голосок, который есть.
Получается, что Кукушка льстит Петуху потому, что он хвалит Кукушку. Воробей, который пролетает рядом знает, что как бы ты не хвалил, петь лучше не станешь. Крылов в данной басне показал мораль именно в конце. Часто если у человека высокая самооценка и он очень любит себя самого, ему нравится, когда его хвалят, то ради этого он готов льстить другим. Можно сказать, что басня является поучительной и в наше время
Чтобы иметь высокую самооценку, где-то утвердиться, то можно найти себе таких друзей где все будут хвалить друг друга и при этом не важно истина это или нет. Чтобы добиться своих целей, то корыстные и хитрые люди как раз, так и делают
Ведь если вспомнить фильм про Буратино, то в нем лиса Алиса и кот Базилио пели песню о том, что если человеку немного спеть, то потом можно с ним делать все что хочешь.
В этой басне Крылов очень аккуратно показал на те недостатки, которые могут быть у человека. Он сделал это со стороны человека, с его складом ума. Басни Крылова похожи на русские народные сказки. Героями этих басен есть лисы, волки, петухи, птицы. Читатель воспринимает их как реальный образ. Можно встретить в басне пословицы и поговорки, которые часто используются сегодня в наше время. Бывает, что эти пословицы являются названием самой басни. В басне «Кукушка и Петух» зверям свойственны те качества, которые можно наблюдать в наше время у людей. Можно считать, что басни очень поучительны, поэтому стоит после их чтения обязательно размышлять и делать выводы. Ведь те характеры, которые присущи зверям в басне часто присущи людям.
Читать текст басни онлайн
«Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!» — «А ты, Кукушечка, мой свет, Как тянешь плавно и протяжно: Во всем лесу у нас такой певицы нет!» — «Тебя, мой куманек, век слушать я готова». — «А ты, красавица, божусь, Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь, Чтоб начала ты снова… Отколь такой берется голосок? И чист, и нежен, и высок!.
Да вы уж родом так: собою невелички, А песни — что твой соловей!» — «Спасибо, кум; зато, по совести моей, Поешь ты лучше райской птички. На всех ссылаюсь в этом я».
Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, — Все ваша музыка плоха!..»
За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.
Анализ басни «Кукушка и Петух»
Свою басню «Кукушка и Петух» Крылов посвятил двум известным в начале XIX века журналистам: Грече и Булгарину. Именно они предстают перед читателями в образах Петуха и Кукушки, яро нахваливающих друг друга без каких-либо оснований.
Как утверждают современники Ивана Андреевича, такими Греча и Булгарин и были: они слепо, бездумно и беспрекословно подчинялись властям, но при этом мнили себя великими журналистами и беззастенчиво постоянно расхваливали друг друга. Но народ и, конечно же, прогрессивные литераторы, прекрасно понимали, чего на самом деле стоят эти люди.
Точно так же и в басне. Не имея музыкального слуха и вообще какого-либо таланта в пении, Кукушка и Петух хвалили друг друга для того, чтобы услышать похвалу в ответ и потешить этим свое самолюбие. Однако окружающих не обмануть и пролетающий мимо воробей, сказал им об этом. Но прислушаются ли себялюбивые птицы к его словам?!…
Басня Крылова Кукушка и Петух с юмором описывает сценку общения двух бездарных «певцов» Кукушки и Петуха, наперебой расхваливающих друг друга без всякой на то причины.
Анализ произведения «Кукушка и петух»
Басня «Кукушка и петух» написана
в 1834 году, за 3 года до смерти автора Ивана Андреевича Крылова. Впервые
опубликована басня в сборнике «Сто русских литераторов».
В этот период времени, Крылов – уважаемый баснописец с большим стажем работы в публичной библиотеке, с приличной пенсией. Его басни извесьны не только в России, но за рубежом, переведены на несколько языков.
Жанрт – басня, размер –
вольный ямб со смежной рифмой. Сюжет – сатира.
Стрелы (смысл) направлены
против братьев-литераторов — Н. Греча и Ф. Булгарина. Писатели много писали,
успешны у публики. Надо отметить, ранее, А. Пушкин в своей статье «Торжество
дружбы» пишет о взаимном восхвалении писателей друг друга в печати. Но это не
конец истории.
- В басне участвуют главные герои – Кукушка и Петух. Картина открывается диалогом. Уже в обращениях виден слащавый тон: кукушечка, петушок, куманек, красавица, мой свет. Оба персонажа соревнуются в комплиментах, переходя все рамки приличия.
- Кукушка получает массу комплементов, она и прекрасна на вид, и певица, коих свет не видел.
- «Божусь»: призывает самого Бога в свидетели, что говорит правду. Амплификация с многосоюзием: и чист, и нежен, и высок.
Сравнение кукованья с
соловьиным пеньем.
Петух превзошел куму в
лести. Благодарная, она сравнивает его кукареканье с пением райской птички,
однако та самая птичка уступает, конечно, петуху.
«На всех ссылаюсь»: то
есть, со всех сторон звучат такие мнения.
Тут появляется Воробей со
своим мнением. Автор выражает свою позицию через этого героя: хоть охрипните,
ваша музыка плоха!
Для Крылова важно быть хоть
и невеликим певцом, но честным человеком. Мораль басни в конце,
которая и стала пословицей
Мораль басни в конце,
которая и стала пословицей.
В концовке мы видим причину
поразительной дружбы героев – взаимореклама и восхваление друг друга.
Басня «Кукушка и Петух»
Сюжет строится на диалоге двух дурно поющих птиц. Это очень забавная басня. Петух и Кукушка наперебой расхваливают пение друг друга. Все знают о том, что крик кочета совсем не мелодичен, недаром есть выражение «дать петуха», когда речь идет о сорванном голосе. Голос кукушки тоже трудно назвать благозвучным. Тем не менее Петух жалует Кукушку первой певицей леса, а та говорит, что он поет «лучше райской птички». Пролетающий мимо Воробей указывает задушевным собеседникам, что как бы они ни изощрялись в похвале, истина заключается в том, что их «музыка плоха».
Но может быть, напрасно над ними смеется автор, и несправедлива басня? Петух и Кукушка – добрые друзья и поддерживают друг друга приятным словом – что же в этом плохого? Давайте посмотрим на динамику сюжета
Сначала Кукушка недалека от истины, она говорит, что Петух поет громко и важно. Тот в ответ дарит более вычурную похвалу
Кукушка благосклонно принимает льстивые слова, их она «век слушать» готова. Дифирамбы собеседника становятся еще цветистее и совсем не соответствуют действительности, хотя Петух и божится, что Кукушка поет «что твой соловей». Та благодарит, усердствует во взаимной похвале и тоже «по совести» уверяет, что ее слова подтвердит всякий. И как раз в это мгновение Воробей опровергает неумеренные речи обеих птиц. Автор умело подчеркивает, что угодливые восхваления героев неискренни, что на самом деле ни тот, ни другой не испытывают того восхищения, о котором говорят. Почему же они это делают? Мораль басни «Кукушка и Петух» очевидна: только потому, что получают ответную лесть.
Кукушка и Петух
«Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!» — «А ты, Кукушечка, мой свет, Как тянешь плавно и протяжно: Во всем лесу у нас такой певицы нет!» — «Тебя, мой куманёк, век слушать я готова». — «А ты, красавица, божусь, Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь, Чтоб начала ты снова
Отколь такой берётся голосок? И чист, и нежен, и высок. Да вы уж родом так: собою невелички, А песни — что твой соловей!» — «Спасибо, кум; зато, по совести моей, Поёшь ты лучше райской птички. На всех ссылаюсь в этом я». Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, — Все ваша музыка плоха. »
За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.
Цветная илл. Ивана Семёнова из книжки 1978 года:
Как возникло произведение?
Басня была опубликована в популярном сборнике «Сто русских литераторов» и снабжена карикатурой, изображавшей в виде Кукушки и Петуха двух современников Крылова — беллетриста Николая Греча и писателя Фаддея Булгарина. Этот дуэт был известен тем, что оба литератора неуемно нахваливали друг друга в печатных изданиях. В первоначальном варианте басни намек на реальные события выглядит ярче, а в морали звучит мысль о том, что, сколько бы герои ни «кадили» друг другу, таланту у них не прибавится. В окончательной редакции, однако, идея выведена за рамки частного случая. Благодаря этому и стала так актуальна эта басня Крылова. Петух и Кукушка нередко проглядывают в каждом из нас, когда мы лицемерно расхваливаем кого-то в расчете получить в свой адрес лестные слова.
Басня Кукушка и петух читать
«Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!» — «А ты, Кукушечка, мой свет, Как тянешь плавно и протяжно: Во всем лесу у нас такой певицы нет!» — «Тебя, мой куманек, век слушать я готова». — «А ты, красавица, божусь, Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь, Чтоб начала ты снова… Отколь такой берется голосок? И чист, и нежен, и высок!.
Да вы уж родом так: собою невелички, А песни — что твой соловей!» — «Спасибо, кум; зато, по совести моей, Поешь ты лучше райской птички. На всех ссылаюсь в этом я».
Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, — Все ваша музыка плоха!..»
За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.
Понятие аллегории
Многие нередко сталкиваются с вопросом: аллегория – что это? Значение слова аллегория необходимо искать у греков, в переводе с их языка аллегория означает «иносказание». Если давать определение этому понятию, то аллегория – это художественный прием, суть которого — выразить абстрактное понятие через конкретный, очевидный образ.
Наверное, самым распространённым примером аллегории будет служить изображение смерти в виде черепа и костей, или же фигуры в черном одеянии с косой. Образы аллегории широко применялись еще со времен Средневековья и Ренессанса художниками на своих полотнах до самого IX века. В современном же искусстве интересные аллегории используют куда виртуознее для более тонкого, незримого выражения смысла произведения, давая зрителю самому уловить скрытый намёк автора. В этом и заключается роль аллегории.
Басня крылова воробей
Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Полководец подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодежи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы и после сдачи ее Наполеону, Крылов оправдывал неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеона, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. Не менее досадны были для Кутузова ропот и горькие нарекания его молодых сподвижников. Вероятно, Крылов не знал о словах, сказанных старым фельдмаршалом принцу Вюртембергскому: «Наши молодые горячие головы негодуют на старика, что я удерживаю их порывы. Они не обращают внимания на обстоятельства, которые делают гораздо более, нежели сколько могло бы сделать наше оружие». Тем значительнее историческое, политическое и военное чутье Крылова, чья басня защищала Кутузова и его план от наскоков неопытных молодых людей. Их патриотические чувства были объяснимы, но не становились от этого более истинными.
Тем самым под образом «коня доброго» Крылов имел в виду Кутузова с его осторожностью и выдержкой при отражении наполеоновского нашествия. А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже
— Прозрачный намек на Александра I, по вине которого было проиграно Аустерлицкое сражение
А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже. — Прозрачный намек на Александра I, по вине которого было проиграно Аустерлицкое сражение.