Мораль басни Слон-живописец
Образ слона-живописца учит людей, что не следует всем угождать, ничего хорошего из этого не получится
Следует выбирать только самое важное и советоваться со своим умом. Нужно научиться формировать общественное мнение, нужно уметь доказать, что у вас правильная позиция
Это, конечно, не означает, что не нужно вообще прислушиваться к мнению других. Несмотря на то, что пейзаж был действительно хорошим, никто из друзей Слона-живописца не смог оценить его и каждый увидел только нужные ему недостатки.
Своим желанием угодить всем своим друзьям, слон только испортил хорошую картину. И в результате получился ералаш.
Ошибка слона состоит в том, что он не сумел отстоять свою позицию, хотя и понимал, что его друзья не правы.
Нужно выслушать чьё-то мнение, но решение принимать самостоятельно-это и является моралью басни С. Михалкова.
Басня «Слон и Моська». Суть и мораль басни :
В России великим басенником был Иван Андреевич Крылов. В собрании сочинений И. А. Крылова третий том посвящен именно этому жанру литературы. Среди произведений есть и известная басня «Слон и Моська», которая была написана где-то в июне 1808 года и впервые издана в журнале «Драматический вестник».
Сюжет басни
Однажды в один неизвестный город привезли слона, чтобы показать людям этакого диковинного экзотического зверя.
Когда его, большого и важного, вели по шумным улицам, вдруг, откуда ни возьмись, на встречу к нему выбежала маленькая собачонка — дворняжка Моська, которая стала истерично лаять, метаться и буквально лезть в драку со слоном. Ее знакомая, Шавка, намекнула ей, что не стоит так надрываться, ведь слон тебя даже не замечает
Но Моська на то и рассчитывает, чтобы показать свое видимое превосходство над эти огромным животным
Ее знакомая, Шавка, намекнула ей, что не стоит так надрываться, ведь слон тебя даже не замечает. Но Моська на то и рассчитывает, чтобы показать свое видимое превосходство над эти огромным животным.
Суть басни «Слон и Моська»
Интересное мнение по поводу морали этой знаменитой басни создается у читателей. Ведь каждый для себя видит в ней что-то свое, близкое, особенное и понятное.
При этом расставляются акценты на том месте, где, как кажется читателю, скрыт самый важный смысл, который поучает и предупреждает.
Одни, например, видят, что вся главная суть басни выражена лишь в заключительных словах басни: «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона!»
Другие видят главный смысл в том, что именно таким шумным и вроде бы бестолковым действием можно произвести очень выгодное мнение на окружающих. Но на людей умных и проницательных этот прием не действует, ведь им важнее всего не слыть кем-то, а быть.
Басня «Слон и Моська». Анализ
Итак, в басне два главных героя. Это Слон и Моська. Но все же главное действующее лицо — Моська. Если немного подумать, то станет ясно, что это типажи и образы двух абсолютно разных по нравственному и по социальному восприятию людей.
Понятное дело, что Слон здесь выступает как воспитанный и благоразумный человек со статусом, который четко знает свои цели и задачи и определенно следует за ними, несмотря на козни врагов, которых он просто старается не замечать.
И зная все это, на публике появляется наша «уважаемая» дворняжка Моська – человек, который умеет искусно использовать различные ситуации себе на пользу, но за счет другого – сильного и благоразумного человека, который в силу своего авторитета не захочет с ней связываться.
Совет
Басня «Слон и Моська» обладает довольно интересным и неоднозначным смыслом
На самом деле Моська затеяла это все для того, чтобы воспользоваться случаем и обратить на себя внимание других собак, показать свое бесстрашие и смелость
Кстати, такие приемы люди очень часто используют в своих корыстных целях, дабы таким образом выслужиться перед другими. Они специально идут на такие уловки, считая, что раз им не ответили, значит, они превосходят того, на кого «лают».
Басня «Слон и Моська» с особой остротой сумела показать, насколько нелепы и тщетны усилия маленькой собачки Моськи и еще более смешно и глупо ее собачье окружение, которое воспринимает все ее действия за чистую монету.
Мораль басни «Слон-живописец»
Насколько успех задуманного зависит от изначальной уверенности в нем – задумывались когда-нибудь? Где найти золотую середину меж неуверенностью, закомплексованностью и излишней самоуверенностью? Поразмыслить над такими вопросами и попытаться найти для себя ответ предлагает нам Сергей Михалков в морали басни Слон живописец.
Будучи не уверенным в своих способностях, а также желая всем угодить, Слон лишь испортил свою картину, а ведь все признавали, что она неплоха, вот только каждый пытался ее «улучшить» добавляя любимое им.
Вопрос, как всем нравиться – еще одна важная тема, затронутая в шуточной сказке-басне. А вот ответ простой – у каждого свое мнением, поэтому невозможно быть хорошим всегда и для всех. Поэтому, прислушиваясь к советам специалистов, необходимо все же подумать своей головой!
Великие о стихах:
Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.
Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.
Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.
Марина Цветаева
Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.
Гумбольдт В.
Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.
Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.
Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда… Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.
А. А. Ахматова
Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.
И. С. Тургенев
У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.
Г. Лихтенберг
Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.
Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.
Мурасаки Сикибу
Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.
Александр Сергеевич Пушкин
— …Хороши ваши стихи, скажите сами?– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…
Михаил Афанасьевич Булгаков. «Мастер и Маргарита»
Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.
Джон Фаулз. «Любовница французского лейтенанта»
Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.
Александр Александрович Блок
Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки
Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами — нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки
Макс Фрай. «Болтливый мертвец»
Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…
Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!- Мои стихи не печка, не море и не чума!
Владимир Владимирович Маяковский
Стихи — это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему — гоните критиков. Они — лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас — это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.
Борис Кригер. «Тысяча жизней»
Стихи — это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.
Главная » Грамматика » Михалков, «Слон-живописец»: анализ басни, характеристика героев.
Мораль басни «Слон-живописец»
Насколько успех задуманного зависит от изначальной уверенности в нем – задумывались когда-нибудь? Где найти золотую середину меж неуверенностью, закомплексованностью и излишней самоуверенностью? Поразмыслить над такими вопросами и попытаться найти для себя ответ предлагает нам Сергей Михалков в морали басни Слон живописец.
Будучи не уверенным в своих способностях, а также желая всем угодить, Слон лишь испортил свою картину, а ведь все признавали, что она неплоха, вот только каждый пытался ее «улучшить» добавляя любимое им.
Вопрос, как всем нравиться – еще одна важная тема, затронутая в шуточной сказке-басне. А вот ответ простой – у каждого свое мнением, поэтому невозможно быть хорошим всегда и для всех. Поэтому, прислушиваясь к советам специалистов, необходимо все же подумать своей головой!
Слон-живописец написал пейзаж,Но раньше, чем послать его на вернисаж,Он пригласил друзей взглянуть на полотно:Что, если вдруг не удалось оно?Вниманием гостей художник наш польщен!Какую критику сейчас услышит он?Не будет ли жесток звериный суд?Низвергнут? Или вознесут?Ценители пришли. Картину Слон открыл.Кто дальше встал, кто подошел поближе.»Ну, что же, — начал Крокодил, -Пейзаж хорош! Но Нила я не вижу…» -«Что Нила нет, в том нет большой беды! -Сказал Тюлень
— Но где снега? Где льды?» -«Позвольте! — удивился Крот. -Есть кое-что важней, чем лед!Забыл художник огород». -«Хрю-хрю, — прохрюкала Свинья, -Картина удалась, друзья!Но с точки зренья нас, свиней,Должны быть желуди на ней».Все пожеланья принял Слон.Опять за краски взялся онИ всем друзьям по мере силСлоновьей кистью угодил,Изобразив снега, и лед,И Нил, и дуб, и огород,И даже — мед!(На случай, если вдруг МедведьПридет картину посмотреть…)Картина у Слона готова,Друзей созвал художник снова.Взглянули гости на пейзажИ прошептали: «Ералаш!»
Мой друг! Не будь таким Слоном:Советам следуй, но с умом!На всех друзей не угодишь,Себе же только навредишь.
Анализ басни «Слон-живописец» Михалкова
Сергей Владимирович Михалков в своем творчестве возродил жанр басни. Классическая форма под его пером наполнилась современным содержанием.
Однако Крокодил, Свинья, Крот, Тюлень почему-то не обрадовались: ералаш! Гнавшийся за успехом Слон обескуражен. Теперь он точно знает, что картина никуда не годится, переделывать же ее некогда. Похоже, ему еще придется поработать — но не столько над своим художественным мастерством, сколько над силой воли, чувством меры и умением отстаивать свой творческий замысел перед дилетантами. Готовый афоризм: на всех друзей не угодишь, себе же только навредишь. И еще один: советам следуй, но с умом. Стихотворение изобилует вопросами, восклицаниями, диалогами. Слово «ералаш» означает путаницу, чепуху. Похоже, звери не догадываются, что сами стали источником беспорядка на когда-то приличном пейзаже. С. Михалков делает простой вывод из создавшейся ситуации: не будь таким слоном. Он обращается к читателю с высоты своего опыта: мой друг! Нужно отметить отсутствие каких-либо особых поэтических средств в басне. Дело в том, что в этом жанре достаточно развернутого олицетворения, чтобы осветить проблемы и найти пути их решения. За говорящими животными угадываются люди, мешающие творить художнику неуместной критикой.
Басня «Слон-живописец» С. Михалкова спустя 8 лет после создания стала замечательным мультипликационным фильмом «Лесной концерт». Сам поэт многократно обращался к басне как средству исправления нравов.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Анализ
Слон является иллюстрацией того, что не стоит угождать всем вокруг. Способность избирать нужное, разумно руководствуясь рекомендациями, вырабатывая персональную точку зрения — справедливый принцип в данном конкретном случае.
Герой изобразил пейзаж, однако он не полностью убежден насчет собственной талантливости, вследствие этого принял решение узнать суждение товарищей. Пейзаж был неплох, однако каждый приятель не сумел по заслуге оценить его талант, а заметил только изъяны, которые находил для себя значимым.
Слон, дабы угодить всем, лишь изуродовал картину, нарисовав на ней такие элементы, которые озвучили товарищи. И вышел ералаш. Любому человеку следует иметь собственный взгляд и обоснованно защищать свои убеждения. Вслушиваться в рекомендации, однако в конечном счете решать взвешенно.
Басня о картине
Басня о картине
Один художник, написавший небольшую, но очень красивую картину, решил так повесить ее, чтобы она отражалась в зеркале.
— Когда видишь ее в зеркале, — сказал он, — это углубляет перспективу и смягчает колорит. По-моему, картина становится намного приятнее.
Обо всем этом рассказал зверям — обитателям леса — домашний кот, который всегда приводил их в восхищение своей образованностью и утонченностью, своей удивительной благовоспитанностью и высокой культурой.
Он мог поведать о таких вещах, о которых и представления не имели остальные звери. Да и после его рассказов они часто не могли поверить в сему до конца.
Услышав такую новость, обитатели леса пришли в страшное волнение. Они засыпали кота вопросами, требуя, чтобы кот рассказал им все подробно. Особенно их интересовало, что такое картина.
— Видите ли, — сказал кот, — картина это такая плоская штука. Ну до того плоская, что от нее можно прийти в восторг. И к тому же она очень красива!
Тут уж любопытство у всех зверей разгорелось до предела, и они заявили, что готовы пожертвовать чем угодно, лишь бы увидеть то, что кот называл картиной.
— Что же, однако, делает ее такой красивой — спросил медведь.
— Ее удивительная красота, — ответил кот.
Это привело их в еще больший восторг и в то же время заронило в них известное сомнение. Любопытство зверей не знает границ.
— А что такое зеркало? — поинтересовалась корова.
— Да просто дыра в стене, — объяснил кот. — Вы глядите в нее и видите в ней картину. И столько в этой картине изящества, очарования и небесной прозрачности, так вдохновляет она вас своей невообразимой красотой, что у вас начинает кружиться голова. И вы близки к обморочному состоянию.
Неожиданно осел, который до этого времени не произнес ни слова, заставил своих собратьев задуматься.
Красоты, подобной той, о которой рассказывает кот, никогда не существовало, — изрек он, — да, вероятно, не существует и сейчас. И тот факт, что коту для описания этой красоты пришлось прибегнуть к такому количеству непомерно длинных эпитетов, наводит на подозрения.
Нетрудно было заметить, что речь осла произвела на зверей известное впечатление, и кот удалился, оскорбленный до глубины души. Несколько дней разговоров на эту тему в лесу не было, но любопытство, которое продолжало тлеть, в конце концов вспыхнуло с новой силой, и звери стали упрекать осла в том, что он своими бездоказательными подозрениями омрачил их радость. Но осла пронять было трудно. С полным спокойствием он заявил, что есть лишь один способ решить, кто прав, он или кот. Он, осел, пойдет в дом художника, заглянет в эту дыру и, вернувшись, расскажет, что он там видел. Тут все звери вздохнули с облегчением и принялись просить осла немедля отправиться к художнику. Что он и сделал.
Однако, прибыв на место, осел по ошибке стал между зеркалом и картиной и, конечно, никакой картины увидеть не мог. Вернувшись в лес, он решительно сказал:
— Этот кот — лгун! Нет в дыре никого, кроме какого-то осла. Там не было и намека на какую-либо плоскую вещь. Осел, которого я видел, правда, довольно мил, но в конце концов это всего лишь осел и ничего более.
— Хорошо ли ты все разглядел? — спросил слон. — Достаточно ли близко ты подошел?
— О, Хатхи, повелитель зверей, я разглядел все очень хорошо, а подошел так близко, что столкнулся с ним нос к носу.
— Все это очень странно, — произнес слон. — Насколько нам известно, до сих пор кот всегда говорил правду. Пусть еще кто-нибудь сходит туда. Иди ты, Балу, и посмотри в эту дыру. Когда вернешься, доложишь, что ты там видел.
И медведь пошел. Когда он вернулся, звери услышали:
— Оба они, и кот и осел, говорили неправду: сидит в этой дыре какой-то медведь, и все тут.
Среди зверей поднялся настоящий переполох. Каждый теперь хотел самолично убедиться, кто прав.
Однако слон посылал их по одному.
Сначала — корову. Она не нашла в дыре никого, кроме коровы.
Тигр не нашел никого, кроме тигра.
Лев не нашел никого, кроме льва.
Леопард не нашел никого, кроме леопарда.
А верблюд нашел верблюда и больше никого.
Тогда разгневанный Хатхи заявил, что он отправится сам и выяснит настоящую правду. Вернувшись, он объявил, что отныне считает всех своих подданных лжецами, и долго не мог успокоиться, думая о том, как низко пал кот и как он ограничен.
— Только близорукие дураки, — заявил Хатхи, — могли не заметить, что в дыре не было никого, кроме слона.
Мораль, выведенная котом:
В любом произведении искусства вы можете обнаружить то, что привнесете в него, если станете между ним и зеркалом своего воображения. Увидите вы в нем свои уши или нет, но они там будут, можете не сомневаться.
Басня Слон-живописец — анализ
Слон-живописец Михалкова — прекрасный пример того, как некоторые люди пытаются угождать всем подряд и в итоге ничего не добиваются. Эта басня — хороший инструмент для дизайнера или менеджера в убеждении клиента, что за всем не угонишься
Нужно уметь выбирать самое важное, не следуя всем советам, а лишь прислушиваться к ним и формировать свое собственное видение. То, что для этой басни был выбран именно слон — не случайно
Издревне он считается очень умным животным, способным на многие социальные действия. Как говорят ученые, слоны могут сделать тоже, что и человек, просто им это не нужно.
А вот в Таиланде слон почитается особым образом: Бог Ганеша изображается с головой слона, как символ мудрости.
Слон-живописец написал пейзаж,Но раньше, чем послать его на вернисаж,Он пригласил друзей взглянуть на полотно:Что, если вдруг не удалось оно?Вниманием гостей художник наш польщен!Какую критику сейчас услышит он?Не будет ли жесток звериный суд?Низвергнут? Или вознесут?Ценители пришли. Картину Слон открыл.Кто дальше встал, кто подошел поближе.»Ну, что же, — начал Крокодил, -Пейзаж хорош! Но Нила я не вижу…» -«Что Нила нет, в том нет большой беды! -Сказал Тюлень
— Но где снега? Где льды?» -«Позвольте! — удивился Крот. -Есть кое-что важней, чем лед!Забыл художник огород». -«Хрю-хрю, — прохрюкала Свинья, -Картина удалась, друзья!Но с точки зренья нас, свиней,Должны быть желуди на ней».Все пожеланья принял Слон.Опять за краски взялся онИ всем друзьям по мере силСлоновьей кистью угодил,Изобразив снега, и лед,И Нил, и дуб, и огород,И даже — мед!(На случай, если вдруг МедведьПридет картину посмотреть…)Картина у Слона готова,Друзей созвал художник снова.Взглянули гости на пейзажИ прошептали: «Ералаш!»
Советам следуй, но с умом!На всех друзей не угодишь,Себе же только навредишь.
Мораль
«Слон-живописец» учит нас, что нужно отыскать границу между неуверенностью в своих силах, слабостями и чрезвычайной самонадеянностью. Собственно, подобную почву для раздумий приносит своим читателям автор, вкладывая всю жизненную мудрость в данный стих.
Главной тематикой басни Михалкова «Слон-живописец» также считается размышление о том, можно ли всем угодить. Ответ поэт отыскивает быстро. Любой человек имеет собственный взгляд на вещи. Именно по этой причине нравиться всем нельзя. Стало быть, соблюдая рекомендации разнообразных экспертов, надо мыслить своей головой, слушать самого себя и свое сердце.
Всякое поэтическое творение подобно айсбергу. Лишь небольшая часть рассказа находится на поверхности. Для того чтобы погрузиться в проблемы, затрагиваемые автором, нужно сделать полный разбор всего стихотворения Михалкова «Слон-живописец». Лишь серьезное прочтение и работа собственным разумом поможет понять его. Надо проникнуть в мысли стихотворца, осмыслить его идею. Басня Михалкова «Слон-живописец» дает возможность поразмыслить о множестве обстоятельств в жизни, которые приключаются каждый божий день с любым человеком.
Знаменитый Михалков происходит из старинного русского рода, еще с юности он показывает свой литературный талант, страсть к поэзии, острый глаз и совсем не детскую прозорливость. Первые творческие работы он пишет в возрасте девяти лет. Ему крайне любопытно пробираться в ядро изведанного и услышанного. Рассмотренная басня — тому пример.
Слон-живописец написал пейзаж, Но раньше, чем послать его на вернисаж, Он пригласил друзей взглянуть на полотно: Что, если вдруг не удалось оно? Вниманием гостей художник наш польщен! Какую критику сейчас услышит он? Не будет ли жесток звериный суд? Низвергнут? Или вознесут? Ценители пришли. Картину Слон открыл
Кто дальше встал, кто подошел поближе. «Ну, что же, — начал Крокодил, — Пейзаж хорош! Но Нила я не вижу…» — «Что Нила нет, в том нет большой беды! — Сказал Тюлень. — Но где снега? Где льды?» — «Позвольте! — удивился Крот. — Есть кое-что важней, чем лед! Забыл художник огород». — «Хрю-хрю, — прохрюкала Свинья, — Картина удалась, друзья! Но с точки зренья нас, свиней, Должны быть желуди на ней». Все пожеланья принял Слон. Опять за краски взялся он И всем друзьям по мере сил Слоновьей кистью угодил, Изобразив снега, и лед, И Нил, и дуб, и огород, И даже — мед! (На случай, если вдруг Медведь Придет картину посмотреть…) Картина у Слона готова, Друзей созвал художник снова. Взглянули гости на пейзаж И прошептали: «Ералаш!»
Советам следуй, но с умом! На всех друзей не угодишь, Себе же только навредишь.