Самуил маршак стихи для детей (список)

Сергей михалков - стихи для детей: читать детские стихотворения михалкова сергея владимировича - произведения на рустих

Я

От буквы «А» до буквы «Я»Течет река Аму-Дарья.Полна воды Аму-Дарья.Ее могучая струяПойдет туда, где нынеЕще безлюдные края,Песчаные пустыни.

Пускай в песках, где паукиДа ящерицы жили,Перекликаются гудкиИ хлопка мягкие тюкиВезут автомобили.

Пусть будет хлебным этот край,Безводный и бесплодный.Пусть яблок, ягод урожайПриносит ежегодно!

От буквы «А» до буквы «Я»Течет река Аму-Дарья.От буквы «А» до буквы «Я»Идет и азбука моя.

По ней везли нас поезда,Морские пароходы.Мы повидали города,Колхозы и заводы.

На самолете мы неслись,Спускались вниз, взлетали ввысь.На легкой лодке плыли,Тряслись в автомобиле.

И вот доехали, друзья,Мы до последней буквы — «Я».А эта буква оттогоСчитается последней,Что ты себя же самогоНе ставишь в ряд передний.

Не могут ждать у нас в странеПочета, славы, честиТе, у которых «я» да «мне»Стоят на первом месте!

Народ толково и не зряРасставил буквы букваря.Ты эти буквы заучи.Их три десятка с лишком,А для тебя они — ключиКо всем хорошим книжкам.

В дорогу взять не позабудьКлючей волшебных связку.В любой рассказ найдешь ты путь,Войдешь в любую сказку.

Прочтешь ты книги о зверях,Растеньях и машинах.Ты побываешь на моряхИ на седых вершинах.

Найдешь ты храбрости примерВ своей любимой книжке.Увидишь весь СССР,Всю Землю с этой вышки.

Г

В конце дороги у горыКопают грунт машины.А вот готовят гончарыГоршки из красной глины.Гончар сидит за верстакомИ мнет руками мягкий ком,Вертящийся на диске,И ком становится горшком,Кувшином или миской.

Чтоб глина сделалась тверда,Чтоб из нее ушла вода,Стоят горшки и кружкиНа полках для просушки.

А для того, чтоб стал красивГоршок из глины красной,Его должны мы, просушив,Покрыть глазурью ясной.

Теперь горшок пора обжечь,И в первый раз идет он в печь.Горшок выходит из огняРумянее и краше,Готовый с завтрашнего дняВарить борщи и каши.

Один в другом стоят горшки,И ждут они отправки.Их повезут грузовикиК дверям посудной лавки.

Вот гуси с выводком гусятГалдят, шипят, как змеи.Грузовику они грозят,Вытягивая шеи.

Но не страшна грузовикуГусей горластых стая.Гудком грозит он гусаку,Дорогу расчищая.

Глядите: голуби летят,И снегом серебристымИх крылья белые блестят,Мелькая в небе чистом.

Как будто ветер снег пронесПод самым небосклоном…Но вновь гудит наш паровоз,Пора нам по вагонам!

Отъехали от станции.А вылезем мы где?Мы вылезем на станции,Где будет буква «Д».Видны за окнами домаИ дети на дорожках.А вот и буква «Д» самаНа самоварных ножках.

У

Заходим в школу на часок.Стоят рядами парты,И отвечают свой урокУченики у карты.

Вот первый школьник показалМоря своей указкой.Другой нашел на ней Урал,Потом хребет Кавказский.

Урал на карте очень мал,В длину четыре пальца.На карте нет ущелий, скалИ нет заводов, где металлГотовят нам уральцы.

Учитель прочитал рассказИ будто на УралеНа рудниках за этот часМы с вами побывали.

Мы постояли у печейЗавода на Магнитке,Где, как сверкающий ручей,Чугун струится жидкий.

В земле железная рудаСпала бессчетные года,Скрывалась в недрах темных,Но рудокоп ее достал,И вот металл заклокоталВ печах огромныхДомнах.

Сейчас в ковши он будет течь,Нас обдавая жаром.Потом в мартеновскую печьПойдет он к сталеварам.

Но вот кончается урок.Идут гулять ребята.А наг в живой свой уголокУводят два юнната.

Здесь в уголке живут ужи.Мы их берем без страха.А вот лягушки и ежи,Удод и черепаха.

У черепахи главный шефЮннат Углов Володя.Но нам пора на букву «Ф».Плывем на пароходе.

И

Спускаясь плавно с вышины,Находим мы площадку.Внизу флажки уже видны.Идем мы на посадку.

Колеса выпустив свои,Стальная наша птицаНедалеко от буквы «И»Среди полей садится.

Ты с этой буквою знаком.Стоят два колышка рядком,А между ними поясок,Протянутый наискосок.

Над речкой у обрыва,Поникнув головой,Поблескивает иваСеребряной листвой.На каждой ветви гибкойДрожат от ветеркаЛисточки, словно рыбкиВ сетях у рыбака.

Шуршат деревья листьямиНад самой рябью вод.Плывет к причалам пристаниСтоличный пароход.

А там на горке над рекойИдет работа день-деньской,Ползут змеею стружки.Готовят детям в мастерскойИз дерева игрушки.

Искусно выточенный коньСтоит, готовый к бою.Его за повод только троньПомчится за тобою.

Вот самоходный пароходИ поезд с машинистом.Лишь заведи его — пойдет,Да как еще — со свистом!

Нам показали мастераОтличную работу.Но в путь-дорогу нам пора.Идем мы к самолету.Опять мотор мы завелиИ, оторвавшись от земли,Летим над степью гладкою,И вдруг увидели вдалиОгромное «И краткое».

Й

У станции «И краткое»Нас встретили загадкою.«Прочти и отгадай-ка:Что надо пропустить,Чтоб можно было зайкуВ заику превратить?»

Один из нас минуты триПодумал над разгадкоюИ отвечал: — Крючок сотриНад буквою «И краткое»!

А в это время над землейПромчался пчел гудящий рой.Летят они, как пули.Несутся пчелы а лес густой,Чтоб строить новый улей.Взлетел на клен пчелиный рой,Повис в зеленой чаще.А мы возьмем мешок пустой,Поймаем рой жужжащий.Мешок ребята отнесутВ подарок пчеловоду.Пускай в колхозе припасетДля нас побольше меду.

А мы отправимся покаК соседней букве — к букве «К».Опять летим сквозь облака.Но надо опускаться,Вот перед нами буква «К».Стоит жара. Ни ветерка.Идем к реке купаться.

С

У буквы «С» сажают садРебята сотой школы.К весне листвой зашелестятДеревья-новоселы.

Здесь будут травы и кусты,И тополя, и клены.И глянет солнце с высотыСквозь каждый лист зеленый.

Большой цветник разбил отрядСоседней новой школы.Пускай летят из сада в садЧерез дорогу пчелы!

Пусть блещет каждый сад и скверСвоим цветным нарядом.Пусть будет весь СССРСплошным цветущим садом!

У буквы «С» — сосновый бор.Сосна к сосне, как на подбор.Спилили толстые стволыИ в доски превратили,А столяры из них столыИ стулья сколотили.

А самый стройный, гибкий стволСлужить на парусник пошелИ мачтой в синем мореГуляет на просторе.

Есть по соседству зоосад.Там за решетками оградЖивут сычи и совы,Синицы, страусы, сурки,Слоны, горбатые быки,Косматые коровы.

Пасется северный олень,И соболь спит на полке.И, как собаки в жаркий день,Сидят, скучая, волки.

Трусливый суслик у стеныСнует, шурша в соломе.Стоят огромные слоныВ своем слоновьем доме.

Спокойно дремлет старый слонИ хлопает ушами.И ходит слух, что ночью онДрожит перед мышами.

Вот уши серые торчатОткормленного зайца.А там семейство медвежатНа сене кувыркается.

Висит, качаясь на хвосте,Смешная обезьянка.Но нам пора на букву «Т».Бежим до полустанка!

З

На эту букву посмотриОна совсем как цифра три.В звезде найдешь ты букву «З»,И в золоте, и в розе,В земле, в алмазе, в бирюзе,В заре, в зиме, в морозе.И в звонкой зелени берез,И в землянике зрелой…

А мы летим с тобой в колхоз,Где все зазеленело.Шумят колхозные сады,Звенит трава зеленая,И даже в зеркале водыЕсть зелень отраженная.Не испугает нас гроза,Летим мы выше туч.И нам в пути слепит глазаЗакатный длинный луч.

Вот за рекой большой колхоз,Зеленые луга.В тиши стада коров и козЖуют, склонив рога.

Ребята разожгли кострыИз трав и сушняка,Чтоб разлетелись комарыОт сизого дымка.Мы на зеленую травуСадимся меж ребят.Мы их зовем к себе в Москву.— Зимою! — говорят.

Картошку мы печем в золе.Но надо уезжать.И, разбежавшись по земле,Взлетаем мы опять.Несемся ввысь, летим впередСквозь тучи грозовыеИ прилетели на завод,Что нашей родине даетМашины грузовые.

Здесь много трудится людей,Машины создавая.Из многих строится частейТрехтонка грузовая.Из многих строится частейМотор, коробка скоростей,И кузов, и кабина,Мосты — и вся машина.

Все эти части до однойНе соберешь руками.Они на ленте подвижнойДруг к другу едут сами.А лента движется впередИ дни и ночи напролет.И вот, когда придет пора,Мотор на место сядет.Его на раме мастераЗаботливо приладят.

Теперь на раме есть мотор,Кабина, где сидит шофер.Сейчас поставят кузовДля перевозки грузов.

Надев колеса, в бак зальютНа первый путь бензину.Затем обкатчику сдаютГотовую машину.Мотор обкатчик заведетИ выезжает из ворот.

А нам, друзья, лететь пора.Исправилась погода.Здоровы будьте, мастера,Рабочие завода!Дорога змейкою бежит,А реки, как ручьи.Куда ж теперь наш путь лежит?Конечно, к букве «И».

Ю

В пути, в неведомом краюНам компас — лучший друг.Одной заглавной буквой «Ю»На нем отмечен Юг.

А стрелка легкая — магнитНа Север кончиком глядит.Довольно Север мне найти,И я в короткий срокОпределить могу в пути,Где Запад, Юг, Восток.

Над облаками мы летимПо компасу на Юг,На берег моря, в Южный Крым,Где нет зимою вьюг.На Юге к морю мы пошли.Валы бегут, шумят.Глядим: пускает кораблиКомпания ребят.

Один из них нам показалУстройство корабля.— Вот это, — говорит, — штурвалИль колесо руля.— Вот палубы! — сказал моряк.Переднюю зовутПо-нашему — морскому — «бак»,А кормовую — «ют».

И долго с юным морякомМы разговор вели.Отлично с морем он знакомИ знает корабли.

Он рассказал нам по пути,Что очень любит флотИ в юнги думает пойти,Чуть только подрастет.

Мы с черноморцем удалымРасстались, как друзья.И, покидая Южный Крым,Несемся к букве «Я».

Про все на свете

Аист жил у нас на крыше, А в подполье жили мыши.

Бегемот разинул рот — Булку просит бегемот.

Воробей влетел в окно, В кладовой клюет пшено.

Гриб растет среди дорожки, Голова на тонкой ножке.

Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил, как долотом.

Ель на ёжика похожа: Ёж в иголках, елка тоже.

Жук упал и встать не может, Ждет он, кто ему поможет.

Звезды видели мы днем За рекою над Кремлем.

Иней лег на ветви ели, Иглы за ночь побелели.

Кот ловил мышей и крыс, Кролик лист капустный грыз.

Лодки по морю плывут, Люди веслами гребут.

Мед в лесу медведь нашел: Мало меда, много пчел.

Hосорог бодает рогом — Hе шутите с носорогом.

Ослик был сегодня зол: Он узнал, что он — осел.

Панцирь носит черепаха, Прячет голову от страха.

Роет землю серый крот — 
Разоряет огород.

Спит спокойно старый слон, Стоя спать умеет он.

Таракан живет за печкой, То-то теплое местечко.

Ученик учил уроки — У него в чернилах щеки.

Флот плывет к родной земле, Флаг на каждом корабле.

Ходит по лесу хорек — Хищный маленький зверек.

Цапля важная, носатая Целый день стоит, как статуя.

Часовщик прищурил глаз: Чинит часики для нас.

Школьник, школьник, ты — силач: Шар земной несешь, как мяч.

Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока.

Эта кнопка и шнурок — Электрический звонок.

Юнга, будущий матрос, Южных рыбок нам привез.

Ягод нет кислее клюквы, Я на память знаю буквы.

Гусарова Татьяна

Н

Ты букву «Н» найдешь в свинце,И в никеле, и в цинке.Найдешь в начале и в конце,А также в серединке.

Найдешь и в солнцу, и в луне,И в синем океане.Найдешь и в полной тишине,И в звонком барабане.

Не может быть без буквы «Н»У бочки дна, у дома стен.У буквы «Н» — наборный цех.Готовит книжки он для всех.

Писатель написал рассказИ новые загадки.Но написал их только разЧернилами в тетрадке.Нельзя же толстую тетрадьСто тысяч раз переписать!Печатать надо книжки.

В наборной опытный народДля книжки буквы наберетИз ящика без крышки.Наборщик смотрит в мастерскойВ раскрытую тетрадку,И буквы бережной рукойОн ставит в ряд — одну к другойНа планочку — верстатку.

Резные буквы из свинцаВ ряды он ставит ловко.Набрал страницу до концаИ обвязал веревкой.

Но утомителен для глазНаборный труд старинный.Пусть поработает за насНаборная машина.

Она и строчки наберет,И отольет в пластинки.А ты работаешь, как тот,Кто пишет на машинке.

Строка к строке, строка к строке,Литой набор ложится.И вот сверкает на доскеСвинцовая страница.

Она пойдет в соседний зал,В машину прочно ляжет.А уж в машине влажный валСтраницу краской смажет.

Пустил машину машинист,И чуть налег на чистый листНабор, покрытый краской,Бумага стала сказкой!

Так лист готовят за листом,Потом переплетают,И новых сказок толстый томЧитатели читают.

У буквы «Н» прервем поход.Нам надо отдохнуть.У «Н» мы встретим Новый год,Пройдет зима, весна пройдет,А там и снова в путь!

Алфавит — акростих

Алфавит – наш лучший друг,
Знают все на свете.
Букв есть множество вокруг,
Учат их все дети.
Книжки чтобы прочитать,
Азбуку должны все знать.
(Дайм Смайлз) 

***
Как-то летом, на лужайке,
Очень умный Майский Жук
Основал для насекомых
Академию наук.
Академия открыта!
От зари и до зари
Hасекомые лесные
Изучают буквари:
А — Акула,
Б — Берёза,
В — Ворона,
Г — Гроза…
— Шмель и Муха, не жужжите!
Успокойся, Стрекоза!
Повторяйте, не сбивайтесь:
Д — Дорога,
Е — Енот…
— Повернись к доске, Кузнечик!
Сел ты задом наперёд!
Ж — Журавль или Жаба,
З — Забор или Змея… —
Hе смеши Клопа, Комарик,
Пересядь от Муравья!
И — Иголка,
К — Крапива,
Л — Личинка, Липа, Луг…
— Ты кому расставил сети?
Убирайся, злой Паук!
М — Медведь, Мышонок, Море,
H — Hалим, а О — Олень…
— В академию не ходят
Те, кому учиться лень!
П — Петрушка,
Р — Ромашка,
С — Сучок или Сморчок…
— Таракан, не корчи рожи!
Hе подсказывай, Сверчок!
Т — Травинка,
У — Улитка,
Ф — Фиалка,
Х — Хорёк…
— После первой перемены
Мы продолжим наш урок!
Учат азбуку букашки,
Чтобы грамотными стать,
Потому что это мало
— Только ползать и летать! 
(К. Льдов)

***
Дом красивый.
Словно в сказке,
В нем живут, надевши маски,
Буквы. Ровно тридцать три,
Кто снаружи, кто внутри.
Буквы спрятались и ждут: 
— Неужели нас прочтут.
(В. Берестов)

Букваринск

Был на речке на Чернильной
Город маленький, непыльный,
С незапамятных времен
Букваринском звался он.
Там, не ведая невзгод,
Очень славный жил народ:
Хлебосольный,
Незлобивый,
Дружный
И трудолюбивый.

А- аптекарь,
Б — бочар,
В — валяльщик,
Г — гончар,
Д — дробильщик здоровенный,
Е — ефрейтор, он военный,
Ж — жестянщик-простачок,
З — закройщик-старичок,
И — историк бородатый,
К — красильщик франтоватый,
Л — лудильщик,
М — маляр,
Н — носильщик,
О — овчар,
П — писатель,
Р — радист,
С — сапожник,
Т — турист,
У — бесстрашный укротитель,
Ф — чудак фотолюбитель,
Х — художник-баталист,
Ц — известный цимбалист,
Ч — чудесный часовщик,
Ш — шофер, большой шутник,
Щ — щенок его Букетик,
Э — электрик-энергетик,
Ю — юрист, а дальше:
Я — это я, мои друзья!
(Токмакова Ирина)

А если стихи вам не нравятся, то посмотрите веселые мультфильмы про алфавит:

Щ

У шипящей этой буквыЩи и борщ кипят в котлах.Сколько свеклы, сколько брюквыИ капусты на столах!

Сколько репчатого лукаНа большой сковороде!Лещ и карп, карась и щукаТихо плавают в воде.

Перед каждой новой сменойЗдесь наводят чистоту.Долго моют пол и стены,Моют щетками плиту.

Все начищено до блеска.От кастрюль струится свет.Здесь машина-мясорезкаРубит мясо для котлет.

Чистит овощи машина,Мелет кофе, режет сыр,И с картошки лентой длиннойСам снимается мундир.

Пищей свежей и здоровойКормит досыта народЭта фабрика жаркого,Щей наваристых завод!

Мы славно пообедалиУ щедрой буквы «Щ».Всего мы здесь отведали:И щуки и борща.

А рано утром натощакПошли мы к букве «Твердый знак».Но не могли найти никакНи твердый знак,Ни мягкий знак…

Зверушкин алфавит

Аист
Если верить картинкам и книжкам,
Аист в семьи приносит детей.
Я прошу: «Принеси поскорей
Мне сестрёнку, а лучше – братишку».Бегемот
Едва уместился в пруду бегемот!
Смотрю я на тОООлстый, огрОООмный живот
И думаю, как он его отрастил?
Наверное, воду цистернами пил.Верблюд
А что у верблюда так нравится мне?
Конечно, кладовка с едой на спине.
Верблюд может долго не пить и не есть,
Ведь влага и пища в горбах его есть.Гусь
Шею вытянул, шипит,
Со всех лап ко мне бежит
Озорник. Соседский гусь.
Ой, боюсь-боюсь-боюсь!Дятел
«Тук-тук-тук» да «тук-тук-тук»-
Слышен громкий дятла стук.
Дятел шишку шелушит.
Съест семян – и будет сыт.Ехидна
Плачет бедная ехидна:
«Я добра, я миловидна.
Мне б сменить название!
Вот ведь наказание!»Ёжик
Яблочки несет на спинке
Ёж для маленьких ежат.
Нет в аптеке аскорбинки –
Пусть хоть яблок поедят.Жираф
Жираф смотрит сверху на братьев-зверей.
Он видит секреты врагов и друзей.
Все тайны известны ему одному,
Но он не расскажет о них ни — ко — му.Змея
На солнце греется змея.
«Вот хорошо, — подумал я. —
Лучи змею согреют,
Она и подобреет».Индюк

«Общаться с вами недосуг», —

Сказал презрительно индюк.

И с ним дружить не хочется,

Пусть бродит в одиночестве.

Кит
В небеса взметнул фонтан
Океанский великан.
Странно, он в воде живет,
А внутри водопровод.
Будто кто-то крутит кран:
Нет фонтана – есть фонтан.Лиса
«Вот так рыжая краса!»-
Раздаются голоса.
Это шубку обновила
Патрикеевна Лиса.Мышка
Мышка очень любит сыр.
С дырками или без дыр?
Был бы только пожирней
Да кусочек покрупней. Носорог
«Не суйте нос, не ваше дело», —
Сказать любому можно смело.
А он возьмёт и сунет рог.
Такой вот хитрый носорог!Обезьяна
В зоопарке обезьяна
Съела три больших банана
За секунд, наверно, шесть.
Вот бы мне так быстро есть!Пчела
Не знает покоя трудяга-пчела.
С цветочков, с кусточков пыльцу собрала
И груз драгоценный в свой улей несет,
А в сотах нектар превращается в мёд.Рысь
Эта кошка велика!
Не нальёшь ей молочка
И в сердцах не скажешь: «Брысь!»
Что за кошка это? Рррыысь!Стрекоза
Я смотрю во все глаза:
Голубая стрекоза
Кружит прямо над водой
И любуется собой.Тигр
Боятся все его когтей,
Он мощный, горделивый.
И всё же тигр не царь зверей,
Раз нет короны – гривы.Утки
Утки плавают в пруду.
Я поближе подойду,
«Ути-ути», — им скажу,
Червячков им предложу.Филин
В диком, сумрачном лесочке
Кто-то страшено ухает.
Это папа-филин дочку
Перед сном баюкает.Хорёк
Птичник переволновался:
У Хохлушки нынче шок!
Утащить цыплят пытался
Злой, безжалостный хорёк.Цапля
Разбежались на болоте,
Все лягушки, кто куда,
И в печали цапля ходит:
«Где же, где моя еда?»Черепаха
Черепаха ме-е-едленно по песку ползет.
Тяжеленный панцирь на себе несет.
Но без этой ноши ей не обойтись,
Панцирь ей поможет от врагов спастись.Шмель
Не путай меня с медоносной пчелой,
Хоть так же красив, но пыльцы никакой
Я в соты медовые не положу.
Зато громче всех насекомых жужжу!Щука
Щука вышла на охоту,
Потому что есть охота.
Эй, карасик, затаись,
Хищной щуки берегись!Электрический скат
Электрический скат на большой глубине.
Он медлителен и добродушен вполне.
Только трогать его не советуем,
Может током ударить за это он.Юла (лесной жаворонок)
Не блистает опереньем,
Не заманит громким пеньем.
Как воробышек, мала
Птичка скромная, юла.Як
Вроде бык, но не простой.
Шерстью он покрыт густой,
Видом грозен, но добряк.
Это горный житель – як.

Игорь Ильх 

Песня Алфавит

А! — Алфавит пройдем мы вместе,
Б! — Будем петь его как песню.
В! — Весело его споем мы!
Г! — Громче грома, громче грома!
Д! — День сегодня музыкальный,
Е! — Есть у нас талант вокальный,
Ж! — Жить без знаний скучно было!
3! — Знания — это наша сила!
И! — И тому пути открыты,
К! — Кто подружит с алфавитом.
Л! — Лошадь, лама, ландыш, ложка,
М! — Метель, метро, матрешка.
Н! — Небо, невод, нить, невеста,
О! — Овод, облако, оркестр!
П! — Попугай поет по нотам.
Р! — Рой пчелиный строит соты.
С! — Стрекоза в саду стрекочет,
Т! — Такса лапками топочет.
У! — Утка слушает пластинки,
Ф! — Фанту пробует фламинго!
X! — Хор не плох, есть слух у хора!
Ц! — Царь зверей — его опора!
Ч! — Чтим его, рычит он чисто!
Ш! — Шесть заменит он солистов!
Щ! — Щедрый мир нам дарит песня.
Э! — Этот день собрал нас вместе:
Ю! — Юмористов, оптимистов,
Я! — Ясли-садовских артистов 
(слова И. Резника)

Б

Вы посмотрите: кто такой,Загородив дорогу,Стоит с протянутой рукой,Согнув баранкой ногу?

Он нас с тобой зовет к себеИ говорит: «Я — буква «Б».Вот целый класс — четвертый «Б»Собрался на лужайке.

Борис играет на трубе,Богдан — на балалайке.Поет заливчато баянТо басом, то дискантом,И вторит гулкий барабанВеселым музыкантам.

Пришел с букетом этот классК вокзальному порогу,Чтоб проводить меня и васВ далекую дорогу.А есть ли булочная тут?Да вот она! Смотри:Буханки, булки продают,Баранки, сухари.Батонов, бубликов гораИ сдоба всех сортов.

Но дальше ехать нам пора.Наш поезд в путь готов.Поехали, поехали,Одну строку проехали,Еще строку и две,И наконец доехали

До третьей буквы — «В».Вот буква «В» видна вдалиКрасивая, витая,Как будто крендель испекли,Приезжих поджидая.Пойдем по скошенной травеИ добредем до буквы «В».

В

Вот водокачка. Вот вокзал.Вагоны, вагонетки.Вон паровоз товарный сталНа самой дальней ветке.Один состав вдали исчез,Второй — у семафора.Из Севастополя экспресс,Владивостокский скорый…

А есть вагон, что может насДоставить к морю на Кавказ.И если хочешь через деньУвидеть влажную сиреньИ волны у балкона,Шагни с платформы на ступеньВот этого вагона.

У нас великая страна,Одна шестая света.Еще на севере весна,А уж на юге лето.

Но поезд отправляется,В дорогу отправляется,В пути он изгибается,Несется по дуге.И скоро появляетсяПред нами буква «Г».Да, перед нами буква «Г»Стоит подобно кочерге.

X

Недалеко от буквы «X»,Как снег, белеют ворохаОчищенного хлопка.

Откуда этот снег идет?Его дает чудесный плодХлопчатника коробка.Полна коробка волокна.В коробке зреют семена.Когда же осенью онаСвои раскроет створки,Приходят дни уборки.

Уборка — хлопотливый труд.Усердно хлопок соберутКолхозы-хлопководы.Потом на склады повезут,Оттуда — на заводы.

Но снова едем мы в колхоз.Нам встретился художник.Он ящик с красками привезИ свой станок — треножник.

Привез художник и тетрадь,И белый холст на раме,Углем он начал рисовать,А мы — карандашами.

Нарисовали мы с холмаПоля колхозные, дома.В полях уборку хлебаИ над полями небо.Нарисовали пастухаУ дома на крыльце.Потом, покинув букву «X»,Пошли мы к букве «Ц».

Д

У дороги лес дубовый,До плеча нам этот лес.А когда-нибудь дуброваЗдесь раскинет свой навес.Заведутся здесь лисицы.Мед в дупле найдет медведь,На деревьях будут птицыГнезда вить и песни петь.

Это желуди когда-тоПосадили здесь ребята,Чтобы вырос до небесБогатырь — дремучий лес.

У той же буквы строят домБольшой, многооконный.Встает этаж за этажомЖелезный и бетонный.

В жару, и в холод, и в туманВозводят дом рабочие.Им подает подъемный кранЦемент, кирпич и прочее.

Растет домище-великан,Дорос почти до крыши.И с каждым днем подъемный кранУходит выше, выше…

Но снова мы поехалиПо узкой колееИ наконец приехалиК вокзалу с буквой «Е».

А

Вот два столба наискосок,А между ними — поясок.Ты эту букву знаешь? А?Перед тобою буква «А».Вот мраморная аркаВедет в аллею парка.Идет аллея до ворот,А у ворот автобус ждет.

Куда по гладкой мостовойСейчас поедем мы с тобой?Знает каждый человек:С буквы «А» (заглавной)Начинается АртекДетский лагерь славный.

Только встанет алый шарУтром на заре,Будит чистый звук фанфарЛагерь на горе.Под горою Аю-ДагЮный пионерПоднимает алый флагФлаг СССР.

У буквы «А» мы простоимНе меньше трех минут.Давайте, братцы, поедим,Пока гудок дадут.В мешке у нас продуктыНа десять дней пути.Но хорошо бы фруктыВ дорогу припасти.

Да вот фруктовый магазин!Здесь припасли для насАнтоновку и апельсин,Арбуз и ананас.Вот абрикос, а вот айва…Какие вкусные словаИ все на букву «А»!

Но снова объявляется,Что поезд отправляется,В дорогу отправляетсяПо строчкам, по листам.Ребята, по местам!

Поехали, поехали,Минуты не проехали,Пред нами на столбеБольшая буква «Б».

Э

До этой буквы нас довезНе паровоз — электровоз.Он нас домчал в короткий срок.Его толкал электроток.

Несет нам ток электросеть,Чтоб лампочки могли гореть,Чтобы до утренней зариСветили ярко фонари.

Мы в светлый зал гуськом вошли,Там, выстроившись в ряд,Жужжат машины, как шмели,Таинственно гудят.

Они не ткут, они не шьютИ не прядут для нас.А то, что нам они дают,Невидимо для глаз.

Идут от дома проводаНа запад, на восток.По ним в колхозы, городаБежит электроток.

Вот почему мы этот домЭлектростанцией зовем.У той же буквы есть экранБольшое полотно.

Пред тем, как сесть в аэроплан,Смотрели мы кино.Мы видели киножурнал,Чапаевцев в бою.Потом автобус нас помчалНа главный аэровокзал.Летим до буквы «Ю».

Анализ стихотворения «Про все на свете» Маршака

Стихи «Про все на свете» Самуила Яковлевича Маршака впервые были напечатаны в журнале «Чиж».

Стихотворение создано в 1939 году. Автору его в этот момент исполнилось 52 года, не так давно возглавляемое им детское издательство было разогнано (часть сотрудников была арестована). Поэт переезжает в Москву, углубляется в переводческую деятельность, впрочем, выходят и его детские книги. В жанровом отношении – занимательная азбука, по размеру – хореический стих с парной рифмовкой, состоит из множества афористичных двустиший. Рифмы точные, звучные, открытые и закрытые. Образы яркие, графичные (собственно, часть успеха истории принадлежит иллюстратору В. Конашевичу). Сами мгновенные зарисовки энергичны, динамичны, без слащавости, с большим запасом познавательности. Каждая строка коротких строф начинается строго со своей буквы алфавита. Поэт широко пользуется приемом противопоставления (аист и мыши), параллелизма (кот и кролик), портрета (хорек), взаимодействия двух персонажей (человек и щенок), обращения к школьной теме (ученик и глобус), дразнилки (школьник и чернила), детализирования городского пейзажа (Кремль, бегемот в зоопарке), прозаизмов (кнопка и звонок), звукописи (дуб долбил), причинно-следственной связи (юнга и аквариумные рыбки), наконец, в финале – чистый парадокс (кислая клюква в одной упряжке с ребенком, выучившим буквы). Местоимение «мы» с легкостью меняется на «я». Среди адресатов обширной переписки С. Маршака есть и педагогический работник, узнавший о скором выходе в свет алфавитной истории. В ответном письме писатель поясняет, что не ставил перед собой лишь педагогическую задачу. Целью создания стихотворения было желание предложить детям «весело учиться грамоте», облегчить запоминание, познакомить с окружающим миром во всем его многообразии. Следуя собственным правилам в отношении детской литературы, поэт сводит к минимуму количество прилагательных (а те, что есть – сугубо прикладные, доступные), практически не использует эпитеты. Зато в тексте мелькают сравнения: ель на ежика, как статуя. Уменьшительные суффиксы: ослик, ножке, часики. Инверсия: роет крот (зверек представлен лишь как огородный вредитель). Лексические повторы и перечисления. Лексика разговорная и нейтральная, интонация хоть и поучительная, но с большой долей шутливости. Есть даже отсылка к сказке А. Пушкина (пассаж о лодках).

«Про все на свете» С. Маршака – успешная попытка придать изучению букваря занимательности.

К

Кусты на берегах крутыхНас укрывают тенью.А мы разделись — и бултых!Поплыли по теченью.

Купались долго мы в реке,Копались в мягком иле.Потом катались в челнокеИ карасей ловили.

Среди густого камыша,Как по лесной тропинке,Челнок скользил, слегка шурша,Кругом цвели кувшинки.

И вдруг мы слышим вдалекеКак будто дробь погони.С горы спускаются к рекеРысцою легкой кони.

Ребята гонят жеребятНа ближний плес купаться,А те играют и шалят,Куснуть друг друга норовятИ ну — в песке кататься.

Вот черногривый конь гнедойПогнал волну кругами,Перебирая под водойПроворными ногами.

Кипит в реке водоворот,Несется плеск и ржанье,Пока под ивами идетВеселое купанье.

Мы постояли у реки,Готовые к походу,Следя за тем, как стригункиРасплескивают воду.

Кукушка пела нам «ку-ку»,Но мы «прощай» сказалиКоням, кукушке, тростникуИ лодке на причале.

Опять в кабину сел пилот,Завел свои моторы,И полетел наш самолетВ небесные просторы.Куда ж теперь он полетел?К ближайшей букве — букве «Л».

Ж

Эта буква широкаИ похожа на жука.Да при этом, точно жук,Издает жужжащий звук:Ж-ж-ж-ж!

Жужжат над лугом в жаркий деньКружащиеся пчелыИ шмель мохнатый, и слепень,И майский жук тяжелый.

Но есть другой жужжащий звук:Жужжит не овод и не жук,Не дружный рой пчелиный,Не рыжий шмель и не комар…С жужжаньем мчится на пожарМашина за машиной.

Должно быть, каждый видел домВ два этажа и вышеС большим двором и гаражомИ вышкою на крыше.Смотрите — в верхнем этажеПожарные сидят.А ниже — в светлом гаражеМашины в дверь глядят.

Сигнал дежурный подает,И через миг одинБежит наружу из воротОтряд автомашин.

Ребенок, может быть, в избе,Шутя, огонь зажег.Иль сажа вспыхнула в трубе,Иль загорелся стог,Горит жилье или амбарВ ночной тиши иль днем,Жужжащей пулей на пожарЛетят борцы с огнем.

Добит огонь — разбойник злой,И вот уже назадНесется дружно удалойПожарников отряд.

Но туча на небе встает.Уж верно, быть грозе.А нам пора на самолетЛетим мы к букве «3».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: