Самуил маршак: стихи

Самуил маршак: стихи

Как ты думаешь, почему произведения этих писателей объединены в один раздел? Что сближает этих авторов?

Выбери ответ:

— пишут интересно, весело;

— ругают детей;

— радуются хорошим детским поступкам, помогают избавиться от недостатков;

— показывают плохих детей (подшучивают над плохими детьми);

— учат добру.

Во всех этих рассказах присутствует весёлое настроение.

Это можно объяснить тем, что во всех них участвуют дети.

А они всегда попадают в смешные ситуации.

Авторы учат на примере них, как надо поступать в той или иной ситуации.

Когда проблема разрешается, и автор, и герои, и читатели радуются.

Герои избавляются от своих недостатков через жизненные уроки.

А читатель может посмотреть на эту ситуацию со стороны, и понять как следует себя вести.

И если вдруг произойдёт похожая ситуация, будет знать, что делать.

Какие произведения народного фольклора можно поставить в один ряд со стихами К. Чуковского «Радость» и «Небылица»?

Как называются такие маленькие стихи: сказки; потешки; пословицы: поговорки; небылицы?

Такие весёлые произведения, в которых описываются фантастические события, можно назвать небылицами или потешками.

В народном творчестве есть много похожих рассказов.

Главное отличием небылиц в том, что автор придумывает такие события, которых не может быть в реальном мире.

То есть это полностью придумка.

В таких произведениях животные могут разговаривать, делать вещи, которые им несвойственны.

И вокруг них обычно происходят невероятные события.

Такие маленькие сказки могут быть в форме стихотворения или же нет.

Вчера и сегодня

Опубликовано в: Самуил Маршак

Рейтинг:

  • Размер:
  • 16
  • Шрифт:
  • Tahoma

    Arial

    Georgia

    Helvetica

    Verdana

    Times

Лампа керосиновая,
Свечка стеариновая,
Коромысло с ведром
И чернильница с пером.
             1
Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:
— Я голодная,
Я холодная!
Высыхает мой фитиль.
На стекле густая пыль.
Почему —
Я не пойму —
Не нужна я никому?
 
А бывало, зажигали
Ранним вечером меня.
В окна бабочки влетали
И кружились у огня.
 
Я глядела сонным взглядом
Сквозь туманный абажур,
И шумел со мною рядом
Старый медный балагур.
 
Познакомилась в столовой
Я сегодня с лампой новой.
Говорили, будто в ней
Пятьдесят горит свечей.
 
Ну и лампа! На смех курам!
Пузырек под абажуром.
В середине пузырька —
Три-четыре волоска.
 
Говорю я: – Вы откуда,
Непонятная посуда?
Любопытно посмотреть,
Как вы будете гореть.
Пузырек у вас запаян.
Как зажжет его хозяин?
А невежа мне в ответ
Говорит: – Вам дела нет!
 
Я, конечно, загудела:
— Почему же нет мне дела?
В этом доме десять лет
Я давала людям свет
И ни разу не коптела.
Почему же нет мне дела?
 
Да при этом, – говорю, —
Я без хитрости горю.
По старинке, по привычке,
Зажигаюсь я от спички,
Вот как свечка или печь.
Ну, а вас нельзя зажечь.
Вы, гражданка, самозванка!
Вы не лампочка, а склянка!
 
А она мне говорит:
— Глупая вы баба!
Фитилек у вас горит
Чрезвычайно слабо.
Между тем как от меня
Льется свет чудесный,
Потому что я родня
Молнии небесной!
 
Я – электрическая
Экономическая
Лампа!
 
Мне не надо керосина.
Мне со станции машина
Шлет по проволоке ток.
Не простой я пузырек!
 
Если вы соедините
Выключателем две нити,
Зажигается мой свет.
Вам понятно или нет?
             2
Стеариновая свечка
Робко вставила словечко:
— Вы сказали, будто в ней
Пятьдесят горит свечей?
Обманули вас бесстыдно:
Ни одной свечи не видно!
             3
Перо в пустой чернильнице,
Скрипя, заговорило:
— В чернильнице-кормилице
Кончаются чернила.
 
Я, старое и ржавое,
Живу теперь в отставке.
В моих чернилах плавают
Рогатые козявки.
 
У нашего хозяина
Теперь другие перья.
Стучат они отчаянно,
Палят, как артиллерия.
 
Запятые,
Точки,
Строчки —
Бьют кривые молоточки.
 
Вдруг разъедется машина —
Едет вправо половина…
Что такое? Почему?
Ничего я не пойму!
             4
Коромысло с ведром
Загремело на весь дом:
 
— Никто пó воду не ходит.
Коромысла не берет.
Стали жить по новой моде —
Завели водопровод.
 
Разленились нынче бабы.
Али плечи стали слабы?
Речка спятила с ума —
По домам пошла сама!
 
А бывало, с перезвоном
К берегам ее зеленым
Шли девицы за водой
По улице мостовой.
 
Подходили к речке близко,
Речке кланялися низко:
— Здравствуй, речка, наша мать,
Дай водицы нам набрать!
 
А теперь двухлетний внучек
Повернет одной рукой
Ручку крана, точно ключик, —
И вода бежит рекой!
 
Так сказало коромысло
И на гвоздике повисло.

С.Я.Маршак — краткая биография

Источник

В конце XIX века в Воронеже в еврейской семье талантливого заводского мастера 3 ноября по новому стилю родился мальчик. Известным всему миру он стал благодаря своему отцу, который считал правильным поддерживать детей в их увлечениях и мечтаниях. Звали мальчика Самуил Яковлевич Маршак.

Его первым учителем был архивист и историк искусства Владимир Стасов, к которому в своих ранних письмах Маршак обращался «Дорогой дедушка».

К 20-ти годам Маршак начал публиковаться. В это же время ему довелось путешествовать на восток, после чего в 1912 году он поступил в университет Лондона. Английским языком Маршак владел превосходно, так что в свободное от учёбы время увлёкся переводами.

С.Маршак и М.Горький. Источник

Молодому поэту покровительствовали Максим Горький и Фёдор Шаляпин, а сам он с юных лет помогал детям: участвовал в организации помощи малолетним сиротам и беженцам — жертвам Первой мировой войны, в 1917 организовал и возглавил «Детский городок» — комплекс детских учреждений (библиотека, школа и творческие мастерские), куда вошёл и один из первых советских театров юного зрителя.

С именем Маршака связан расцвет детской литературы в 20-30-х годах.

Источник

В 20-х годах Маршак создал первые стихотворные книжки для самых маленьких, в 30-х — сатирические произведения для детей, пьесы и пр. Литературно-педагогическая деятельность Маршака получила теоретическое осмысление в его докладе «О большой литературе для маленьких» на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей (1934), многочисленных выступлениях и статьях. Искусство детской поэзии М. рассматривал не как прикладную отрасль «большой» литературы, а в одном ряду с ней. Произведения Маршака для детей были отмечены Государственной премией СССР (1946,1951), Ленинской премией (1963).

Вспомни названия произведений.

1) А что у вас? С. Михалкова;

2) Рассеянный с улицы Бассейновой С. Маршак;

3) Айболит К. Чуковского

Подсказка:

  • Краткая биография Корнея Ивановича Чуковского для презентации
  • Краткая биография Агнии Львовны Барто для презентации
  • Краткая биография Николая Носова для презентации
  • Читательский дневник по сказке «Путаница» Корнея Чуковского
  • Читательский дневник по сказке «Федорино горе» Корнея Чуковского
  • Читательский дневник по стихотворению «Веревочка» Агнии Барто
  • Читательский дневник по рассказу «Живая шляпа» Николая Носова
  • Читательский дневник по рассказу «Затейники» Николая Носова

______

Анализ стихотворения «Вчера и сегодня» Маршака

В веселой форме Самуил Яковлевич Маршак знакомит детей с бытовыми новшествами той поры.

Стихотворение написано в 1925 году. Его автору исполнилось 38 лет, он уже 3 года как вошел в детскую литературу, выпустил несколько книг, с азартом взялся за организацию нового детского журнала «Воробей», руководил издательством. Впоследствии, кстати, это издательство было ликвидировано, часть сотрудничавших с ним поэтов были арестованы. В период 1920-х годов проходило становление советской детской книги. По жанру – поэтический рассказ, размер смешанный, рифмовка перекрестная, смежная, 25 строф, часть из которых двустишия. Стихотворение построено на динамичном диалоге. Целью создания его послужила необходимость познакомить ребят с новинками технического прогресса, облегчающими жизнь человека в быту. Стихотворение основано на противопоставлении. Лирических героев несколько, все они принадлежат к разным поколениям. Устаревшая керосиновая лампа плачет: высыхает мой фитиль. Она не понимает, что произошло, почему она «не нужна никому». Память возвращает ее в то время, когда вокруг «кружились бабочки у огня», рядом «шумел медный балагур» (самовар). Дальше лампа заводит знакомство с новинкой, у которой «в середине пузырька – три-четыре волоска». Невзначай разъясняется принцип работы двух видов ламп. К примеру, «зажигаюсь я от спички». Ответ электрической тезки столь же подробен. Стеариновая свеча, чувствуя себя на обочине жизни, выкладывает последний козырь: ни одной свечи не видно! Кажется, ей даже никто не стал отвечать. Вставила свое слово и чернильница «в отставке». Ее возмутила пишущая машинка. Взорвалось от возмущения коромысло: разленились нынче бабы. С ностальгией оно живописует, как в былые времена «шли девицы за водой», затем «речке кланялися низко». В этих строфах поэт без иронии описывает быт, который застал сам. Однако кто ж поспорит, что сейчас даже ребенку удобно «повернуть одной рукой ручку крана», чтобы полилась вода. После своего спича, обессиленное, ветшающее коромысло «на гвоздике повисло». Поэт показывает смену патриархального быта новым, типовым, комфортным. Кажется, что теперь уж точно большинство бытовых проблем будут решены. Уменьшительные суффиксы: речке, внучек, молоточки, ключик. Устаревшая усеченная форма глагола: кланялися. Для комического эффекта поэт заставляет персонажей браниться: невежа, самозванка, глупая баба. Есть идиомы: курам на смех. Инверсия: зажжет хозяин. Эпитеты: чудесный, бесстыдно. Вещи старшего поколения наделены соответствующей лексикой: хозяин, кормилица, речка наша мать. Метафора: речка спятила.

«Вчера и сегодня» С. Маршака — пример лирики на производственную тему.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Загадки Маршака

Источник

Именно загадки Маршака привлекают ребятишек, и те с удовольствием читают их и пытаются разгадать, что же зашифровано в этих строках, о чем идет речь, кто является героем загадок-стихотворений.

Загадки Маршака, которых существует бесчисленное количество, поражают своей неповторимостью, неким замысловатым сюжетом и оригинальностью написания о, казалось бы, совершенно простых и понятных вещах. Но этим-то они и интересны детям.

Источник

Несмотря на то что они не очень длинные, смотрятся загадки как самые настоящие литературные произведения, только маленькие. Загадки Маршака для детей — это не обычные вопросы-метафоры. Они представляют собой целые стишки, которые очень просто запомнить. Малыши всегда с удовольствием их читают сами или же слушают, как им читают родители

Нельзя не обратить внимание на тот факт, что авторские загадки Маршака именно маленькие читатели отгадывают намного быстрее, чем их мамы и папы, бабушки и дедушки. Тематика этих загадок самая разная

В них говорится о доме и природе, о человеке и обуви, об игрушках и деревьях, об электричестве и инструментах, о календаре и времени, о спорте и музыкальных инструментах. Продолжать можно ещё очень долго. Но уже стало понятно, что отгадками являются все те предметы, которые всё время окружают нас в повседневной жизни. Правда, есть и такие загадки Маршака, ответы на которые не так легко получить, они довольно нестандартны.

Стиль Самуила Маршака как бы подражает тому, что обычно используют в народных загадках. Только в последних речь идёт, как правило, о человеке, природе, природных явлениях… Загадки Маршака включают самые обычные вещи, которые человек может использовать в быту: очки, молоток, зеркало, входная дверь, мяч, часы, спички, тапочки, велосипед… Автор старался описать их как можно проще, но чтобы малышам было интересно.

Загадки Самуила Яковлевича Маршака с ответами могут предоставить только маленький намёк, используя который, малыш, для того чтобы отыскать правильный ответ, подключает всю свою фантазию, логическое мышление, весь словарный запас, которым он владеет, и все свои небольшие (для взрослого, но значительные для ребёнка) знания.

Одной из задач, которую ставит общество перед современной системой образования, является воспитание культурной личности, формирование у нее не только материальных, но и духовных потребностей. Эта задача стала актуальной в связи с пересмотром системы ценностей в современном обществе. Формирование культурных потребностей у нового поколения осуществляется путем ознакомления с лучшими образцами, с художественными ценностями, накопленными человеческой цивилизацией на протяжении всего ее существования. Кроме этого, детей необходимо знакомить с историей культуры.

«Вчера и сегодня»

Лампа керосиновая,
Свечка стеариновая,
Коромысло с ведром
И чернильница с пером.
1
Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:
— Я голодная,
Я холодная!
Высыхает мой фитиль.
На стекле густая пыль.
Почему —
Я не пойму —
Не нужна я никому?
А бывало, зажигали
Ранним вечером меня.
В окна бабочки влетали
И кружились у огня.
Я глядела сонным взглядом
Сквозь туманный абажур,
И шумел со мною рядом
Старый медный балагур.
Познакомилась в столовой
Я сегодня с лампой новой.
Говорили, будто в ней
Пятьдесят горит свечей.
Ну и лампа! На смех курам!
Пузырёк под абажуром.
В середине пузырька —
Три-четыре волоска.
Говорю я: — Вы откуда,
Непонятная посуда?
Любопытно посмотреть,
Как вы будете гореть.
Пузырёк у вас запаян.
Как зажжёт его хозяин?
А гражданка мне в ответ
Говорит: — Вам дела нет!
Я, конечно, загудела:
— Почему же нет мне дела?
В этом доме десять лет
Я давала людям свет
И ни разу не коптела!
Почему же нет мне дела?
Да при этом, — говорю, —
Я без хитрости горю.
По старинке, по привычке,
Зажигаюсь я от спички,
Вот как свечка или печь.
Ну, а вас нельзя зажечь.
Вы, гражданка, — самозванка!
Вы не лампочка, а склянка!
А она мне говорит:
— Глупая вы баба!
Фитилёк у вас горит
Чрезвычайно слабо.
Между тем как от меня
Льётся свет чудесный,
Потому что я родня
Молнии небесной!
Я — электрическая
Экономическая
Лампа!
Мне не надо керосина.
Мне со станции машина
Шлёт по проволоке ток.
Не простой я пузырёк!
Если вы соедините
Выключателем две нити,
Зажигается мой свет.
Вам понятно или нет?
2
Стеариновая свечка
Робко вставила словечко:
— Вы сказали, будто в ней
Пятьдесят горит свечей?
Обманули вас бесстыдно:
Ни одной свечи не видно!
3
Перо в пустой чернильнице,
Скрипя, заговорило —
— В чернильнице-кормилице
Кончаются чернила.
Я, старое и ржавое,
Живу теперь в отставке.
В моих чернилах плавают
Рогатые козявки.
У нашего хозяина
Теперь другие перья.
Стучат они отчаянно,
Палят, как артиллерия.
Запятые,
Точки,
Строчки —
Бьют кривые молоточки.
Вдруг разъедется машина —
Едет вправо половина…
Что такое? Почему?
Ничего я не пойму!
4
Коромысло с ведром
Загремело на весь дом:
— Никто по воду не ходит,
Коромысла не берёт.
Стали жить по новой моде —
Завели водопровод.
Разленились нынче бабы.
Али плечи стали слабы?
Речка спятила с ума —
По домам пошла сама!
А бывало, с перезвоном
К берегам её зелёным
Шли девицы за водой
По улице мостовой.
Подходили к речке близко,
Речке кланялися низко:
— Здравствуй, речка, наша мать,
Дай водицы нам набрать!
А теперь двухлетний внучек
Повернёт одной рукой
Ручку крана, точно ключик, —
И вода бежит рекой…
Нынче в людях мало смысла,
Пропадает коромысло!

Стихотворение»Вчера и сегодня», читать текст онлайн на нашем сайте.

Вчера я видел
Шумят деревья за моим окном.Для нас они — деревья как деревья,А для других — укро…

Где вплотную, высок и суров…
Где вплотную, высок и суров,Подступает к дороге бор,-Ты увидишь сквозь строй ство…

Ход занятия:

Ведущий:

— Здравствуйте, дорогие ребята. Посмотрите, пожалуйста, на этот портрет и скажите, кто это? (ответы детей)

— Правильно, это детский писатель С. Я. Маршак.

— Мы много читали, заучивали наизусть, рисовали по его произведениям. У нас сегодня хороший день, потому что мы с вами будем вспоминать весёлые, добрые и любимые произведения известного талантливого детского поэта С. Я. Маршака.

— Что вы знаете о жизни С. Я. Маршака?

Книги Маршака знают не только в нашей стране, но и за рубежом: в Англии, Китае, Японии, Италии.

Сочинять стихи он начал с четырёх лет. Ещё школьником писал поэмы, переводил стихи с латинского и польских языков, позднее – с английского и итальянского. Юный Маршак писал стихи для взрослых, взрослым – для детей. В 1923 году был напечатаны первые стихи С. Я. Маршака «Дом который построил Джек». Поэт написал более 200 произведений для детей: стихи, песенки, шутки, загадки, сказки, пьесы. Послушайте задорный стих про мяч, который прочитает Иван.

Думаю, сегодня здесь собрались настоящие знатоки творчества Маршака, ведь наша викторина сегодня посвящена его творчеству.

— А кто знает, что такое викторина? (это игра, где задают вопросы и говорят ответы).

— Сегодня вопросы буду задавать вам я, а вы на них отвечать. Посмотрим, кто же из вас внимательно читал произведения С. Я. Маршака? Давайте начнем.

— Вы хорошо знаете человека рассеянного с улицы Бассейной. Вы думаете, нет такой улицы? Есть! В городе Петербурге, где Маршак начал писать для детей. Сейчас здесь находится детская библиотека его имени.

Продолжаем!

Вопрос №1

Вставьте слово, пропущенное в названии литературного произведения:

1. Усатый -… (полосатый)

2. Ванька -… (встанька)

3. Детки в … (клетке)

4. Дремота и … (зевота)

5. Вот какой … (рассеянный)

6. Круглый … (год)

7. Кот и … (лодыри)

8. Рассказ о неизвестном … (герое)

Музыкальная пауза

Вопрос №2

О ГЕРОЯХ КАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЭТИ ЗАГАДКИ?

1. Простите! Извините!

Туда ли я попал?

Мы с вами незнакомы.

Ой, ой, какой скандал!

Я, кажется, надел не то.

Заметили, друзья?

А может это я — не тот?

Скажите, кто же я?

2. Она отправилась в Житомир,

Взяла с собой огромнейший багаж.

Но по пути собачку потеряла,

И очень сильно горевала

3. Приказала их принцесса

Принести зимой из леса.

Принести зимой цветы!

А какие? Помнишь ты?

4. В гости он пришёл ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке

Вопрос №3

Узнайте, что лежит в сундуке: (загадки С. Я. Маршака)

1. Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас!

2. Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью.

3. Бьют его рукой и палкой

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.

4. В Полотняной стране

По реке Простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать!

Физминутка «Пудель»

Вопрос № 4: Эстафета

1 этап: Вспомнить и назвать произведение.

«Теремок» :

1)лягушка

2)мышка

3)петух

4)ёж

5)волк

6)лиса

7)медведь

Сказка «О глупом мышонке» :

1)мышка

2)утка

3)жаба

4)лошадь

5)свинка

6)курица

7)щука

8)кошка

.Кто пришёл в гости к кошке в сказке «Кошкин дом» :

1)свинья

2)петух

3)курица

4)козёл

5)коза

Что сдавала дама в багаж:

1)диван

2)чемодан

3)саквояж

4)картина

5)корзина

6)картонка

7)маленькая собачонка

Вопрос №5

Какими словами оканчиваются такие строчки стихов С. Я. Маршака :

1. Не хотел котенок мыться –

Убежал он из корытца

И в углу за сундуком

Начал мыться…. (языком)

2. Эй, не стойте слишком близко —

Я тигренок, а не (киска!

3. Где обедал воробей

В зоопарке у (зверей)

4. У нее у кошки,

На ногах сапожки,

На ногах сапожки,

А в ушах (сережки)

Вопрос №6

Угадай героя и назови произведение (картинки)

Вед: — «Вот и подошла к концу наша викторина, сегодня мы с вами вспомнили произведении прекрасного поэта С. Я. Маршака. Нас порадовало, что вы знаете его произведения, выступали, были активными и весёлыми. У нас сегодня «Хороший день» и мы закончим нашу встречу такими строками: «Любите Маршака, учитесь у него!»

И послушайте! Пожелание друзьям.

Желаю вам цвести, расти,

копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути —

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и

каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Даётся нам недёшево!

Самуил Маршак — Багаж: Стих

Дама сдавала в багаж Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку И маленькую собачонку.

Выдали даме на станции Четыре зеленых квитанции О том, что получен багаж: Диван, Чемодан, Саквояж, Картина, Корзина, Картонка И маленькая собачонка.

Вещи везут на перрон. Кидают в открытый вагон. Готово. Уложен багаж: Диван, Чемодан, Саквояж, Картина, Корзина, Картонка И маленькая собачонка.

Но только раздался звонок, Удрал из вагона щенок. Хватились на станции Дно: Потеряно место одно. В испуге считают багаж: Диван, Чемодан, Саквояж, Картина, Корзина, Картонка… — Товарищи! Где собачонка?

Вдруг видят: стоит у колес Огромный взъерошенный пес. Поймали его — и в багаж, Туда, где лежал саквояж, Картина, Корзина, Картонка, Где прежде была собачонка.

Приехали в город Житомир. Носильщик пятнадцатый номер Везет на тележке багаж: Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку, А сзади ведут собачонку.

Собака-то как зарычит, А барыня как закричит: — Разбойники! Воры! Уроды! Собака — не той породы! Швырнула она чемодан, Ногой отпихнула диван, Картину, Корзину, Картонку… — Отдайте мою собачонку!

— Позвольте, мамаша! На станции, Согласно багажной квитанции, От вас получили багаж: Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку И маленькую собачонку. Однако За время пути Собака Могла подрасти!

Анализ стихотворения «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж…» Маршака

Написанное почти век назад, стихотворение «Багаж» С. Я. Маршака, и сегодня с удовольствием читают как взрослые, так дети. Редко встречаются люди, не способные процитировать произведение наизусть — яркие образы, живое, но лаконичное повествование легко врезаются в память.

Замечательный пример авторского остроумия и способности играть словами — стихотворение о поездке, за время которой удравшую собачку подменяют огромным псом — обрело свой окончательный вид в 1926 году.

В своем стремлении добиться идеального ритма, автор не чурался изменять сюжет произведения — прежде дама отправлялась в Тверь, а вовсе не в Житомир:

По воспоминаниям Самуила Яковлевича, он приступал к работе не имея конкретной задумки, его волновала только ритмика, игра со словом. А ритмическая организация стиха такова, что первые строки включают от 3-х до 6-ти слов, а за ними идут однословные строки. Всякий раз строфа заканчивается фразой о собачонке.

Удачно выбранная стилистическая фигура, и стала залогом успеха произведения — дети с легкостью усваивают музыкальные фразу, а чеканные слова-лесенки используют в играх в качестве считалочки. На это и было нацеленно повторение скороговоркой путешествующих предметов, связанных в одну цепочку рифмой и повторяющимся рефреном.

Что касается образности, то в детском воображении легко предстает картина — хрупкая дама сдает в багаж огромный диван. А все остальное? — только подумайте! — чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка (полная, между прочим, пышных шляп) и какой-нибудь крошечный терьер.

Ситуация, вне всякого сомнения, забавная. В заключительных строках происходит кульминационное столкновение осиротевшей дамы и железнодорожников, а образ лохматой дворняги, заменившей маленькую собачонку, стал уморительной развязкой истории («Однако за время пути собака могла подрасти!»). Автор отмечал, что эти строки родились у него сами собой.

Взрослые читатели тоже улыбнутся над саркастическими намеками на бюрократические формальности («Выдали даме на станции четыре зеленых квитанции»), пренебрежительное отношение к чужим вещам («Вещи везут на перрон, кидают в открытый вагон»), или увидеть иронию в названии станции — «Дно».

Веселый стих был негативно встречен советской критикой. Но пережив время, он и сегодня продолжает радовать читателей.

Анализ стихотворения «Вчера и сегодня» Маршака

В веселой форме Самуил Яковлевич Маршак знакомит детей с бытовыми новшествами той поры.

Стихотворение написано в 1925 году. Его автору исполнилось 38 лет, он уже 3 года как вошел в детскую литературу, выпустил несколько книг, с азартом взялся за организацию нового детского журнала «Воробей», руководил издательством. Впоследствии, кстати, это издательство было ликвидировано, часть сотрудничавших с ним поэтов были арестованы. В период 1920-х годов проходило становление советской детской книги. По жанру – поэтический рассказ, размер смешанный, рифмовка перекрестная, смежная, 25 строф, часть из которых двустишия. Стихотворение построено на динамичном диалоге. Целью создания его послужила необходимость познакомить ребят с новинками технического прогресса, облегчающими жизнь человека в быту. Стихотворение основано на противопоставлении. Лирических героев несколько, все они принадлежат к разным поколениям. Устаревшая керосиновая лампа плачет: высыхает мой фитиль. Она не понимает, что произошло, почему она «не нужна никому». Память возвращает ее в то время, когда вокруг «кружились бабочки у огня», рядом «шумел медный балагур» (самовар). Дальше лампа заводит знакомство с новинкой, у которой «в середине пузырька – три-четыре волоска». Невзначай разъясняется принцип работы двух видов ламп. К примеру, «зажигаюсь я от спички». Ответ электрической тезки столь же подробен. Стеариновая свеча, чувствуя себя на обочине жизни, выкладывает последний козырь: ни одной свечи не видно! Кажется, ей даже никто не стал отвечать. Вставила свое слово и чернильница «в отставке». Ее возмутила пишущая машинка. Взорвалось от возмущения коромысло: разленились нынче бабы. С ностальгией оно живописует, как в былые времена «шли девицы за водой», затем «речке кланялися низко». В этих строфах поэт без иронии описывает быт, который застал сам. Однако кто ж поспорит, что сейчас даже ребенку удобно «повернуть одной рукой ручку крана», чтобы полилась вода. После своего спича, обессиленное, ветшающее коромысло «на гвоздике повисло». Поэт показывает смену патриархального быта новым, типовым, комфортным. Кажется, что теперь уж точно большинство бытовых проблем будут решены. Уменьшительные суффиксы: речке, внучек, молоточки, ключик. Устаревшая усеченная форма глагола: кланялися. Для комического эффекта поэт заставляет персонажей браниться: невежа, самозванка, глупая баба. Есть идиомы: курам на смех. Инверсия: зажжет хозяин. Эпитеты: чудесный, бесстыдно. Вещи старшего поколения наделены соответствующей лексикой: хозяин, кормилица, речка наша мать. Метафора: речка спятила.

«Вчера и сегодня» С. Маршака — пример лирики на производственную тему.

Какие произведения С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова, Н. Носова ты читал раньше? Назови их. Перескажи самое любимое.

В этом разделе собраны самые известные произведения этих писателей.

Из них: Путаница, Кот и лодыри С. Маршака; Мой секрет и Сила воли С. Михалкова; Верёвочка и В школу А. Барто; и многие другие.

Это рассказ о живой шляпе Носова.

Оно одновременно и смешное, и интересное.

Там описываются события одного весёлого случая, который произошёл с ребятами и котом.

Дело было утром, дети раскрашивали картинки, а кот игрался рядом.

Вдруг он прыгнул за мухой и зацепил шляпу, которая лежала на краю стола.

Шляпа упала прямо на кота, и закрыла его.

Но испуганный кот начал бегать по комнате, а со стороны эта шляпа казалась живой.

Мальчишки не на шутку и пугались, и начали кидаться в неё картошкой.

При попадании бедный кот мяукнул и выдал себя.

Все поняли, что это он двигал шляпу, а не она сама.

Анализ стихотворения «Вчера и сегодня» Маршака

В веселой форме Самуил Яковлевич Маршак знакомит детей с бытовыми новшествами той поры.

Стихотворение написано в 1925 году. Его автору исполнилось 38 лет, он уже 3 года как вошел в детскую литературу, выпустил несколько книг, с азартом взялся за организацию нового детского журнала «Воробей», руководил издательством. Впоследствии, кстати, это издательство было ликвидировано, часть сотрудничавших с ним поэтов были арестованы. В период 1920-х годов проходило становление советской детской книги. По жанру – поэтический рассказ, размер смешанный, рифмовка перекрестная, смежная, 25 строф, часть из которых двустишия. Стихотворение построено на динамичном диалоге. Целью создания его послужила необходимость познакомить ребят с новинками технического прогресса, облегчающими жизнь человека в быту. Стихотворение основано на противопоставлении. Лирических героев несколько, все они принадлежат к разным поколениям. Устаревшая керосиновая лампа плачет: высыхает мой фитиль. Она не понимает, что произошло, почему она «не нужна никому». Память возвращает ее в то время, когда вокруг «кружились бабочки у огня», рядом «шумел медный балагур» (самовар). Дальше лампа заводит знакомство с новинкой, у которой «в середине пузырька – три-четыре волоска». Невзначай разъясняется принцип работы двух видов ламп. К примеру, «зажигаюсь я от спички». Ответ электрической тезки столь же подробен. Стеариновая свеча, чувствуя себя на обочине жизни, выкладывает последний козырь: ни одной свечи не видно! Кажется, ей даже никто не стал отвечать. Вставила свое слово и чернильница «в отставке». Ее возмутила пишущая машинка. Взорвалось от возмущения коромысло: разленились нынче бабы. С ностальгией оно живописует, как в былые времена «шли девицы за водой», затем «речке кланялися низко». В этих строфах поэт без иронии описывает быт, который застал сам. Однако кто ж поспорит, что сейчас даже ребенку удобно «повернуть одной рукой ручку крана», чтобы полилась вода. После своего спича, обессиленное, ветшающее коромысло «на гвоздике повисло». Поэт показывает смену патриархального быта новым, типовым, комфортным. Кажется, что теперь уж точно большинство бытовых проблем будут решены. Уменьшительные суффиксы: речке, внучек, молоточки, ключик. Устаревшая усеченная форма глагола: кланялися. Для комического эффекта поэт заставляет персонажей браниться: невежа, самозванка, глупая баба. Есть идиомы: курам на смех. Инверсия: зажжет хозяин. Эпитеты: чудесный, бесстыдно. Вещи старшего поколения наделены соответствующей лексикой: хозяин, кормилица, речка наша мать. Метафора: речка спятила.

«Вчера и сегодня» С. Маршака — пример лирики на производственную тему.

Расскажи о своём любимом писателе, перечисли его произведения. Знаешь ли ты других писателей, которые также весело пишут для детей? Подготовь и сделай сообщение в классе.

Сообщение о любимом писателе Николае Носове для 2 класса

Мне очень нравится такой писать, как Н. Носов.

Он написал такие известные произведения: На горке, Живая шляпа, Затейники и другие.

Я знаю ещё писателей, которые пишут с таким же весёлым настроением, как и мой любимый писатель.

Например, А. Барто, К. Чуковский, М. Михалков и многие другие.

Всех этих писателей мы изучаем в школьной программе и учимся на этих сказках.

Мне нравится такие произведения, потому что все недостатки человека автор показывает не с негативной стороны, а с юмором.

И через призму хорошего настроения мы понимаем, что всё это можно и нужно исправлять.

И тогда всё становится лучше.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: