Ход НОД
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришёл Зайка. Что нужно ему сказать?
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Правильно, с ним нужно поздороваться. – Здравствуй Зайка.
Дети здороваются с Зайкой
Основная часть
Воспитатель: Зайка хочет рассказать вам стихотворение.
Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.
Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я «здравствуйте» первым скажу.
Придумалось кем-то красиво-
За помощь поблагодарить,
Обычное слово «спасибо».
Нельзя забывать говорить.
Прощаясь, мы все «до свидания»
Друг другу всегда говорим,
«Пожалуйста»-если желанье
Иль просьбу исполнить хотим.
Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это-основа основ.
А вежливым быть очень просто :
Будь добрым — обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.
Воспитатель: Ребята, о чём это стихотворение?
Дети: Это стихотворение о доброте и о вежливости.
Воспитатель: Да, это стихотворение о доброте, о вежливости. И сегодня мы с вами поговорим о вежливости и вежливых словах.
Воспитатель: А что такое вежливость?
Дети: Вежливость – это проявление хорошего.
Воспитатель: Какие вежливые слова вы знаете?
Дети: Здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, приятного аппетита.
Воспитатель: Когда человека можно назвать вежливым?
Дети: Если он здоровается, извиняется.
Воспитатель: Вежливые слова – это добрые, волшебные слова, они дарят нам теплоту в душе, хорошее настроение. С вежливыми людьми всегда приятно общаться. И иногда одно вежливое слово заменяет сразу несколько поступков. Я уверена, вы тоже учитесь быть добрыми, вежливыми людьми и знаете все волшебные слова.
(Воспитатель держит Зайку в руке и читает стихотворение)
(Ответы детей)
Дети отвечают на вопросы воспитателя
Игра «Волшебное слово».
Воспитатель: Ребята, есть такая игра, называется «Волшебное слово». Давайте в неё поиграем.
Дети: Давайте поиграем
Воспитатель: Есть волшебное слово «пожалуйста». Выполняйте просьбу, только если добавят слово «пожалуйста» к этой просьбе. Например, Саша, встань, пожалуйста. (выполняется)
Подойди к доске. (не выполняется).
(Дети поочереди, говорят и выполняют просьбы)
Воспитатель: Смотрите, у зайки есть рюкзак, интересно, что там? Вы знаете?
Дети: Нет.
Воспитатель: И я не знаю что там? А как нам узнать?
Может быть нужно посмотреть? А можем ли мы взглянуть в рюкзак Зайки без его разрешения?
Дети: (Нет).
Воспитатель: А что нужно сделать?
Дети: Нужно спросить разрешения, для того, что бы посмотреть рюкзак.
Воспитатель: Правильно, нужно спросить у зайки разрешение. Вова, Спроси разрешение.
Вова: Зайка, можно мы посмотрим твой рюкзак?
Воспитатель: Ребята, у Зайки здесь морковь, на которой написаны загадки.
Воспитатель: Зайка, можно мы будем отгадывать загадки?
Воспитатель: Говорить друзьям не лень, Улыбаясь
Дети: (добрый день)
Воспитатель: Друг другу на прощание Мы скажем
Дети: (до свидания)
Воспитатель: Друг друга не стоит винить, Лучше скорей
Дети: (извинить)
Воспитатель: До чего ж оно красиво Слово доброе
Дети: (спасибо)
Воспитатель: Когда вы виноваты, сказать спешите Прошу вас, пожалуйста
Дети: (извините)
Воспитатель: В чужой разговор никогда не встревай, И взрослых ты лучше
Дети: (не перебивай)
Воспитатель: Растает даже ледяная глыба От слова теплого
Дети: (спасибо)
Воспитатель: Зазеленеет старый пень, Когда услышит
Дети: (добрый день)
Воспитатель: Когда нас бранят за шалости, Говорим
Дети: (простите, пожалуйста)
Воспитатель: Что нужно сказать зайке за загадки?
Дети: Спасибо большое Зайка за загадки.
Воспитатель: Правильно, спасибо, Зайка. К сожалению, нашему Зайке пора спешить домой. Что мы скажем ему на прощанье?
Дети: До свидания.
Воспитатель: До свиданья Зайка! (зайка уходит).
(Детки спрашивают у Зайки можно ли посмотреть в его рюкзак.) (Воспитатель достаёт из рюкзака загадки и загадывает их детям).
Игра «Вежливые слова»
Воспитатель: А мы с вами поиграем в игру «Вежливые слова». Давайте станем в круг, возьмёмся за руки и улыбаясь друг другу будем говорить вежливые слова.
(Дети становятся в круг говорят вежливые слова)
Заключительная часть
Рефлексия
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами беседовали?
Дети: О вежливых словах.
Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили о вежливости. Я ещё раз убедилась в том, что правила вежливого поведения вы знаете хорошо и не только знаете, но и стараетесь их выполнять. Все вы старались, внимательно слушали, поэтому и справились со всеми заданиями.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Ежели вы вежливы“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Представлен конспект занятия по развитию речи «Ежели вы вежливы. » для детей второй младшей группы. Основная цель занятия- в игровых ситуациях обучать детей вежливому поведению.
1
Цели:
Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим.
Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.
Развивать связную, интонационную выразительную речь.
Познакомить с формулами речевого этикета.
Задачи:
-учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким. Совершать для них добрые дела;
— закрепить понятия «доброта», «добрый», «милосердный»;
— развивать чуткость, отзывчивость, внимание;
— научить вежливой форме общения, упражнять детей в употреблении вежливых слов;
— уточнить представление детей о добрых и злых поступках и их последствии, развивать умение высказывать суждения;
— воспитывать желание оставлять «добрый след» о себе в сердцах и душах других людей.
Актуальность:
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого.
2
Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом — как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры? Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке — право и обязанность каждого человека.
С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т. п., нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.
Предварительная работа:
Чтение А. Осеевой «Волшебное слово», Л. Н. Толстого «Косточка». Дать детям предварительное задание: наблюдать внимательное заботливое отношение взрослых друг к другу (дома, в общественных местах, в транспорте, во дворе); отношение детей ко взрослым. В последствие те поступки, которые их волновали отразить в рисунках.
Настольно-печатная игра «Что такое хорошо, что такое плохо». Рассматривание картинок с изображением положительных и отрицательных поступков детей. Подвижная игра «Помоги другу»
Чтение художественной литературы:
1. «Медвежонок-невежа» А. Барто
2.» Девочка чумазая» А. Барто
3. «Девочка ревушка» А. Барто
4. «Мойдодыр» К. Чуковский
5. «Федорино горе» К. Чуковский
6. «Упрямый лягушонок» С. Михалков
7. Разучивание стихов для занятия
Словарная работа: вежливость, терпимость, доброта, помощь.
Материалы: иллюстрации к стихотворению С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы», иллюстрации с изображением детей помогающих взрослым, картинки «Что нельзя делать».
Когда нужно обучать ребёнка этикету
Рождаясь, малыш ничего не знает об окружающем его мире. Действия годовалого ребёнка направлены исключительно на потребности его самого. Он учится добиваться желаемого, радуется и познаёт мир. Взрослых умиляет детская непосредственность. Однако такое же поведение у пятилетнего ребёнка будет расцениваться как неудовлетворительное. *Дети усваивают нормы поведения, наблюдая за взрослыми. Те, в свою очередь, должны объяснять и демонстрировать, как следует себя вести в той или иной ситуации.# Социум существует благодаря общепринятым нормам
Важно научить малыша взаимодействовать с обществом. Жизненные истории людей, с детства не принимаемых обществом, печальны
Умение жить в социуме имеет огромное значение в обучении и взрослой жизни.
*Чем раньше ребёнок начнёт принимать правила поведения, тем успешнее он будет социализироваться.#
Первый микросоциум, с которым сталкивается малыш, – это семья. Именно здесь он начинает понимать границы дозволенного. Воспитание ребёнка действительно начинается с семьи. Здесь он учится учитывать интересы других, наблюдает за бытом домочадцев и пытается им подражать.
Следующий шаг – детский сад и коллектив сверстников. Здесь развиваются те навыки, которые малыш усвоил дома.
*Если родители не устанавливали границы дозволенного дома либо практиковали неадекватное жёсткое воспитание, у ребёнка на этом этапе могут возникнуть проблемы.#
В детском саду дошкольники учатся взаимодействовать прежде всего со сверстниками. Кроме того, они учатся быть вежливыми со взрослыми. Чем старше становится ребёнок, тем больше требований предъявляется к его поведению. *Если с раннего возраста малышу прививали манеры и элементарные правила поведения, происходит безболезненное и постепенное приспособление к новым требованиям.#
Спасибо с улыбкой сказать так несложно!
Короткие стихи о вежливости для детей 3-4 лет
***
Спасибо с улыбкой сказать так несложно,
Но нет его в мире порою дороже!
***
Утром улыбку я маме дарю.
Доброе утро! — всегда говорю.
***
«Здравствуйте» — это волшебное слово
Людям дарите снова и снова!
***
Если друг чихнуть готов,
Вспомни фразу «Будь здоров!».
***
Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «Извините».
***
«Добро пожаловать» гостям,
Говорят и тут, и там.
Домой гости уезжают
«Доброго пути!» желаем.
***
Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье угощайтесь!»
***
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».
***
Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы «пожалуйста» добавим –
Будут все довольны нами.
***
«Приятного аппетита!» —
Блюдо первое налито.
Супчик скушали мы с вами,
Скажем все «Спасибо» маме.
***
Если ты сломал игрушку
Друга или вдруг подружки,
Ты скажи им «Извини»
И свою им предложи.
***
Угостил вдруг кто конфетой
Или что-то подарил,
«Спасибо» говори за это,
Чтобы вежливым ты был.
***
Просишь маму поиграть?
Вежливым ты должен стать.
Ей «пожалуйста» скажи,
Будете играть с ней вы.
***
«Спокойной ночи» говорим,
В кроватке глазки закрывая,
И поцелуй нам подарив,
Обнимет мама нас родная.
Посмотрите поучительную сказку «Вежливое слово» вместе с детьми.
Стихи о вежливости и доброжелательности
***
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот…
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья та сердитая речь
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.
***
Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.
А. Лесных
***
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит доброта
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час
Добрый вечер,
Ночь добра
Было доброе вчера
И откуда спросишь ты
В доме столько доброты.
Николаенко Л.
***
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
Дорогою добра
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что это жизнь,
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Доброжелательность
— Рад за тебя!
— Приятно встретить!
— Ты береги себя! Держись!
Доброжелательность в беседе
Намного облегчает жизнь.
— Спасибо!
— На здоровье! Как ты?!
Простой обмен из слов-клише
Находит верные контакты,
Прямые — к сердцу и к душе.
Людмила Бердыгужина
Здесь вы найдёте и другие полезные стихи для ваших детей:Александр Пушкин — У лукоморья дуб зелёныйПодарите облако ромашек! Стихи о ромашках для детейПознакомьтесь — это ёжик, он знаток лесных дорожек. Стихи про ежика
Забавный ролик о дне вежливости покажет вашим детям, что вежливым и доброжелательным нужно быть всегда, а не раз в году.
Метки: Стихи для детей
Стихи о вежливости
Стихотворение №1: «Спасибо» (А. Барто)
В ответ на привет Не молчит он, как рыба. В ответ на привет Произносит — спасибо!
Билет на футбол Вы ему принесли бы, За это — спасибо, Спасибо, спасибо!
А если б его От контрольной спасли бы, За это — спасибо, Сто тысяч спасибо!
А если б за ним Прибежали ребята, На помощь кому-то Позвали куда-то?
Ну что ж! И тогда б Не молчал он, как рыба, Сказал бы в ответ: «Удружили! Спасибо!»
Стихотворение №2: «Ежели вы вежливы… » (С. Маршак)
Ежели вы вежливы И к совести не глухи, Вы место без протеста Уступите старухе.
И ежели вы вежливы, То, сидя на уроке, Не будете с товарищем Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы, То в разговоре с тетей И с дедушкой, и с бабушкой Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы, — Тому, кто послабее, Вы будете защитником Пред сильным не робея.
Ежели вы вежливы. В душе, а не для виду В троллейбус вы поможете Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы Поможете вы маме, И помощь ей предложите Без просьбы – то есть сами.
И ежели вы вежливы, То всех благодарите, И мячика у маленьких Без спросу не берите!
Стихотворение №3: «Добрые слова» (О. Дриз)
Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота, Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу, С добрым утром! — я кричу. Добрый день! – кричу я вслед Всем идущим на обед!
«Добрый вечер!» — так встречаю Всех, домой спешащих к чаю.
Стихотворение №4: «Вежливые слова» (О. Емельянова)
Встретив зайку, ёж-сосед Говорит ему: «…» (Привет!)
А его сосед ушастый Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала В понедельник заплыла, А во вторник на прощанье Ей сказала: «…» (До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик Мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, Но сказал он «…» (Извини!)
Трясогузка с бережка Уронила червяка, И за угощенье рыба Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей Голосистый соловей, И ему на всю дубраву Воробьи кричали: «…» (Браво!)
Толстая корова Лула Ела сено и чихнула. Чтобы не чихала снова, Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)
Стихотворение №5: «Любочка» (А. Барто)
Синенькая юбочка, Ленточка в косе. Кто не знает Любочку? Любу знают все.
Девочки на празднике Соберутся в круг. Как танцует Любочка! Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка И ленточка в косе, Все глядят на Любочку, Радуются все.
Но если к этой Любочке Вы придёте в дом, Там вы эту девочку Узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога, Объявляет на ходу: — У меня уроков много, Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае — Она билета не берет. Всех локтями раздвигая, Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь: — Фу! Какая теснота!— Говорит она старушке: — Это детские места. — Ну, садись,— вздыхает та.
Синенькая юбочка, Ленточка в косе. Вот какая Любочка Во всей своей красе.
Случается, что девочки Бывают очень грубыми, Хотя необязательно Они зовутся Любами.
Стихотворение №7: Слово «Пожалуйста»
Слово это словно ключик, Золотой и сказочный, Словно самый светлый лучик, Звать его «Пожалуйста».
Во дворе, в семье, в саду, Слово это трудится, У того, кто с ним в ладу, Всё на свете сбудется.
В гостях веди себя прилично! Кошки свинок в гости звали, День рождения справляли.
Поросята приходили, Поздороваться забыли. Не сказали на прощанье Ни «пока», ни «до свиданья», Насорили, натоптали. Больше их не приглашали.
Стихотворение № 8: «Признание» (А. Барто)
Поди узнай, поди пойми, Что стало с парнем лет восьми?
Он всех в один несчастный день Чуть не довёл до слёз, Его зовут — стоит как пень, Как будто в землю врос.
— Смотри, не пей воды сырой! — Советует сосед. Один стакан, потом второй Андрюша пьёт в ответ.
Поди узнай, поди пойми, Что стало с парнем лет восьми? — Придёшь обедать к трём часам, — Ему сказала мать.
Он пробурчал: — Я знаю сам … А сам явился в пять. — Ну что с тобой, Андрюшенька?
И сын признался ей: — Когда я вас не слушаюсь, Я выгляжу взрослей!