Усатый-полосатый — Самуил Маршак
Жила-была девочка. Как ее звали? Кто звал, Тот и знал. А вы не знаете.
Сколько ей было лет? Сколько зим, Столько лет, Сорока еще нет. А всего четыре года.
И был у нее… Кто у нее был?
Серый, Усатый, Весь полосатый. Кто это такой? Котенок. Стала девочка котенка спать укладывать.
— Вот тебе под спинку Мягкую перинку. Сверху на перинку Чистую простынку. Вот тебе под ушки Белые подушки. Одеяльце на пуху И платочек наверху. Уложила котенка, а сама пошла ужинать.
Приходит назад, — что такое?
Хвостик — на подушке, На простынке — ушки. Разве так спят? Перевернула она котенка, уложила, как надо:
Под спинку Перинку. На перинку Простынку. Под ушки Подушки.
А сама пошла ужинать. Приходит опять, — что такое?
Ни перинки, Ни простынки, Ни подушки Не видать, А усатый, Полосатый Перебрался Под кровать.
Разве так спят? Вот какой глупый котенок!
Захотела девочка котенка выкупать.
Принесла Кусочек Мыла, И мочалку Раздобыла, И водицы Из котла В чайной Чашке Принесла.
Не хотел котенок мыться Опрокинул он корытце И в углу за сундуком Моет лапку языком.
Стала девочка учить котенка говорить:
— Котик, скажи: мя-чик. А он говорит: мяу! — Скажи: ло-шадь.
А он говорит: мяу! — Скажи: э-лек-три-че-ство. А он говорит: мяу-мяу! Все «мяу» да «мяу»! Вот какой глупый котенок!
Стала девочка котенка кормить.
Принесла овсяной кашки Отвернулся он от чашки.
Принесла ему редиски Отвернулся он от миски. Принесла кусочек сала. Говорит котенок: — Мало!
Не было в доме мышей, а было много карандашей. Лежали они на столе у папы И попали котенку в лапы.
Как помчался он вприпрыжку, карандаш поймал, как мышку, И давай его катать Из-под стула под кровать, От стола до табурета, От комода до буфета.
Подтолкнет — и цап-царап! А потом загнал под шкап.
Ждет на коврике у шкапа, Притаился, чуть дыша… Коротка кошачья лапа Не достать карандаша! Вот какой глупый котенок!
Закутала девочка котенка в платок и пошла с ним в сад.
Люди спрашивают: — Кто это у вас? А девочка говорит: — Это моя дочка. Люди спрашивают: — Почему у вашей дочки серые щечки? А девочка говорит: — Она давно не мылась. Люди спрашивают: — Почему у нее мохнатые лапы, а усы, как у папы? Девочка говорит: — Она давно не брилась. А котенок как выскочит, как побежит, — все и увидели, что это котенок усатый, полосатый.
А потом, А потом Стал он умным котом,
А девочка тоже выросла, стала еще умнее и учится в первом классе сто первой школы.
Источник
Анализ стихотворения «Про все на свете» Маршака
Стихи «Про все на свете» Самуила Яковлевича Маршака впервые были напечатаны в журнале «Чиж».
Стихотворение создано в 1939 году. Автору его в этот момент исполнилось 52 года, не так давно возглавляемое им детское издательство было разогнано (часть сотрудников была арестована). Поэт переезжает в Москву, углубляется в переводческую деятельность, впрочем, выходят и его детские книги. В жанровом отношении – занимательная азбука, по размеру – хореический стих с парной рифмовкой, состоит из множества афористичных двустиший. Рифмы точные, звучные, открытые и закрытые. Образы яркие, графичные (собственно, часть успеха истории принадлежит иллюстратору В. Конашевичу). Сами мгновенные зарисовки энергичны, динамичны, без слащавости, с большим запасом познавательности. Каждая строка коротких строф начинается строго со своей буквы алфавита. Поэт широко пользуется приемом противопоставления (аист и мыши), параллелизма (кот и кролик), портрета (хорек), взаимодействия двух персонажей (человек и щенок), обращения к школьной теме (ученик и глобус), дразнилки (школьник и чернила), детализирования городского пейзажа (Кремль, бегемот в зоопарке), прозаизмов (кнопка и звонок), звукописи (дуб долбил), причинно-следственной связи (юнга и аквариумные рыбки), наконец, в финале – чистый парадокс (кислая клюква в одной упряжке с ребенком, выучившим буквы). Местоимение «мы» с легкостью меняется на «я». Среди адресатов обширной переписки С. Маршака есть и педагогический работник, узнавший о скором выходе в свет алфавитной истории. В ответном письме писатель поясняет, что не ставил перед собой лишь педагогическую задачу. Целью создания стихотворения было желание предложить детям «весело учиться грамоте», облегчить запоминание, познакомить с окружающим миром во всем его многообразии. Следуя собственным правилам в отношении детской литературы, поэт сводит к минимуму количество прилагательных (а те, что есть – сугубо прикладные, доступные), практически не использует эпитеты. Зато в тексте мелькают сравнения: ель на ежика, как статуя. Уменьшительные суффиксы: ослик, ножке, часики. Инверсия: роет крот (зверек представлен лишь как огородный вредитель). Лексические повторы и перечисления. Лексика разговорная и нейтральная, интонация хоть и поучительная, но с большой долей шутливости. Есть даже отсылка к сказке А. Пушкина (пассаж о лодках).
«Про все на свете» С. Маршака – успешная попытка придать изучению букваря занимательности.
Анализ стихотворения «Усатый-полосатый» Маршака
«Усатый-полосатый» Самуила Яковлевича Маршака впервые появился на страницах журнала «Еж».
Ранняя редакция стиха напечатана в 1929 году. Версия с хрестоматийным названием вышла годом позже. Окончательный вариант сложился к середине 1950-х годов, с рисунками В. Лебедева. Сыну писателя, Якову (домашнее имя – Лялик) не было и двух лет, когда он в первый раз услышал историю котенка и его деловитой хозяйки. Отец отложил книжки и начал импровизировать (сперва в прозе). Критика книгу приняла в штыки, бранила за старорежимность темы и ее решения. В жанровом отношении – поэтический рассказ, ритмизированная проза (она легче воспринимается ребенком) чередуется со стихами (хореического толка), рифмовка смежная. Начинается история как зачин сказки, а еще и как дразнилка. Имя героини остается неизвестным, а вот возраст, хотя и неохотно, рассказчик все же сообщает: четыре года. Дальше – приметы питомца девочки: серый, усатый. Тот самый, кого надо укладывать спать, купать, учить говорить и выгуливать. По сути, она играет с ним, как с куклой. Следом – череда фольклорной перечислительной градации про перинку, одеяльце и платочек. Уменьшительные суффиксы усиливают сходство с колыбельной. Прилагательных минимум и они просты (мягкую, белые), эпитетов и того меньше (глупый). Героиня «пошла ужинать», а котенок, само собой, разбойничал в кроватке. Поэт повторами подчеркивает, что девочка, бросая ложку, несколько раз прибегала посмотреть, как спит ее воспитанник. Возмущенные вопросы («разве так спят?») и восклицания про глупость котенка призваны вызвать у слушателя улыбку. Ребенок понимает игру и девочки, и рассказчика. Натереть котенку бока мочалкой тоже не удалось, лексикон увеличить – подавно (дальше природного мяуканья дело не пошло), да и скормить собственную кашку оказалось задачей не из легких. Но героиня не унывает, несет шалуна в сад. Взрослые подыгрывают, задают вопросы. Разумеется, это ее дочка. Просто «давно не брилась». И если бы котенок не вырвался – никто бы ничего не понял, конечно. Со временем, он, ясное дело, поумнел, а девочка так и вообще почти выросла – в первый класс пошла. В сто первую школу. Так что история случилась на самом деле, буквально вчера, можно девочку в той школе найти, расспросить. В стихах описан город, дом, есть бытовые детали (кровать, котел, сундук, миска). Описана и игра во вкусе самого котенка – загонять карандаши «под шкап». Взрослых в стихах нет, как будто «умная девочка» живет одна и занимается развитием (физическим и умственным) кота. С. Маршак умышленно подает историю именно так, зная детскую психологию. В сущности, рассказ в духе реализма. Животное не разговаривает, никаких волшебных существ или приключений, однако поэт со знанием дела открывает дверцу в детский мир, живущий правилами и эмоциями, которые взрослые обычно уже позабыли. Звучные рифмы, четкость композиции позволяют детям с легкостью запомнить эти стихи. Сравнение: как мышку. Ряд приставочных глаголов, звукоподражание (цап-царап), глагольность, диалогичность.
Первым восторженным слушателем «Усатого-полосатого» С. Маршака был его маленький сын.
Отчего кошку назвали кошкой?
У старика и старухи Был котенок черноухий, Черноухий И белощекий, Белобрюхий И чернобокий.
Стали думать старик со старухой: — Подрастает наш черноухий. Мы вскормили его и вспоили Только дать ему имя забыли.
Назовем черноухого “Тучей” — Пусть он будет большой И могучий. Выше дерева, Больше дома. Пусть мурлычет он громче грома!
— Нет, сказала, подумав, старуха, — Туча легче гусиного пуха. Гонит ветер огромные тучи Собирает их в серые кучи.
Свищет ветер Протяжно и звонко. Не назвать ли нам “Ветром” Котенка?
— Нет, старуха, — Старик отвечает, — Ветер только деревья качает, А стена остается в покое. Не назвать ли котенка “Стеною”?
Старику отвечает старуха: — Ты лишился на старости слуха! Вот прислушайся вместе со мною: Слышишь, мышка шуршит за стеною? Точит дерево мышка-воришка… Не назвать ли нам кошку – “Мышка”?
— Нет, старуха, — Старик отвечает, — Кошка мышку со шкуркой съедает. Значит, кошка Сильнее немножко! Не назвать ли нам кошку кошкой.
Детки в клетке читать онлайн
Эй, не стойте слишком близко — Я тигрёнок, а не киска!
Тигренок
Дали туфельки слону. Взял он туфельку одну И сказал: — Нужны пошире, И не две, а все четыре!
Слон
Зебры
Полосатые лошадки, Африканские лошадки, Хорошо играть вам в прятки На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки, Будто школьные тетрадки, Разрисованы лошадки От копыт до головы.
Зебры
Рвать цветы легко и просто Детям маленького роста, Но тому, кто так высок, Нелегко сорвать цветок!
Жираф
Взгляни на маленьких совят — Малютки рядышком сидят. Когда не спят, Они едят. Когда едят, Они не спят.
Совята
Пингвин
Правда, дети, я хорош? На большой мешок похож.
На морях в былые годы Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду Тихо плаваю в пруду.
Пингвин
Отчего течёт вода С этого младенца? Он недавно из пруда, Дайте полотенце!
Лебедёнок
Страусёнок
Я — страусёнок молодой, Заносчивый и гордый. Когда сержусь, я бью ногой Мозолистой и твердой.
Когда пугаюсь, я бегу, Вытягиваю шею. А вот летать я не могу, И петь я не умею.
Страусёнок
Обезьяна
Приплыл по океану Из Африки матрос, Малютку обезьяну В подарок нам привёз.
Сидит она, тоскуя, Весь вечер напролёт И песенку такую По-своему поёт:
«На дальнем жарком юге, На пальмах и кустах Визжат мои подруги, Качаясь на хвостах.
Чудесные бананы На родине моей. Живут там обезьяны И нет совсем людей».
Обезьяна
Белые медведи
У нас просторный водоём. Мы с братом плаваем вдвоём.
Вода прохладна и свежа. Её меняют сторожа.
Мы от стены плывем к стене То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой. Не задевай меня ногой!
Белые медведи
Эскимосская собака
На прутике — записка: «Не подходите близко!»
Записке ты не верь — Я самый добрый зверь.
За что сижу я в клетке, Я сам не знаю, детки.
Эскимосская собака
Собака динго
Нет, я не волк и не лиса. Вы приезжайте к нам в леса, И там увидите вы пса — Воинственного динго.
Пусть вам расскажет кенгуру, Как в австралийскую жару Гнал по лесам его сестру Поджарый, тощий динго.
Она в кусты — и я за ней, Она в ручей — и я в ручей, Она быстрей — и я быстрей, Неутомимый динго.
Она хитра, и я не прост, С утра бежали мы до звёзд, Но вот поймал её за хвост Неумолимый динго.
Теперь у всех я на виду, В зоологическом саду, Верчусь волчком и мяса жду, Неугомонный динго.
Собака Динго
Верблюд
Бедный маленький верблюд: Есть ребёнку не дают. Он сегодня съел с утра Только два таких ведра!
Транспорт в путешествие одушевлённое существительного мужского рода
Верблюд
Где обедал воробей
— Где обедал, воробей? — В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва За решёткою у льва.
Подкрепился у лисицы. У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона. С журавлём поел пшена.
Погостил у носорога, Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил.
Воробей
Анализ стихотворения «Круглый год» Маршака
Дебют стихотворения «Круглый год» Самуила Яковлевича Маршака в печати состоялся в новогоднем выпуске «Комсомольской правды».
Стихотворение датируется 1945 годом. Поэту в это время исполнилось 58 лет, позади разгром его детища – издательства. Часть сотрудников, авторов его была арестована, Н. Олейников был расстрелян. Между тем, поэт перебирается в Москву, пишет сатиру, участвует в создании агитационных плакатов, как и многие представители интеллигенции, С. Маршак свои личные средства отправлял в Фонд обороны (впоследствии они пошли, например, на танк для армии). Также он помогал материально интернатам для детей-сирот. По жанру – сочетание пейзажной и патриотической лирики для детей, по размеру – хорей с парной и перекрестной рифмовкой, 13 строф. Автор начинает рассказ на правах старшего товарища. Он предлагает ребенку все делать вместе: открываем. Доступные для детей лексика и образы, звонкие рифмы, динамизм и графичность каждой строфы. Поэт и здесь следует своим давним принципам в отношении детской литературы: никакой приторности и специальных детских тем, искусственности, только реализм, ясность, предметность. Творческий почерк узнаваем и в его «взрослой», и в детской лирике. Каждому месяцу посвящена выразительная характеристика. Скажем, январь – снежный и солнечный, нужно «топить печки», февраль ветреный и праздничный: в этот период отмечается «армии рожденье». Март знаменит солнечными зайчиками, а апрель – капелью, цветами и пташками. И вновь – страничка гражданского календаря, напоминание о Первомае. Лето – сплошь крестьянские заботы. В сентябре они продолжаются, впрочем, указана и важная для школьников дата начала учебного года. В октябре вновь поминаются печки, те самые, что опять возьмутся топить. Ноябрь целиком отведен под празднование годовщин революции: празднуют свободу. Декабрь – настоящая сказка, в том числе, новогодняя. В ткань стихотворения включены современные понятия, элемент государственной идеологии, писатель учит позитивному взгляду на мир, в описанных картинах нет полутонов и подтекста. Бросается в глаза песенный ритм произведения, этому впечатлению способствуют и фольклорные повторы, похожие на заклички: в декабре. Олицетворения: мороз елку привез, елка плакала. Сравнение: как по лесенке. Несколько уменьшительных суффиксов: огоньки, дождик, крылечке. Резкая метафора с аллитерацией: мертва трава. Всюду «мы», все «наше», торжествуют коллективизм, общность.
«Круглый год» С. Маршака – познавательный календарь природы с воспитательным посылом.
Котята, стихи, Самуил Маршак
Стихотворение «Котята»
Опять замечательная тема о животных. Самуил Маршак не только любит писать о зверятах и животных, он считает, что детей нужно учить любить братьев наших меньших. Стихотворения, в которых главными героями являются кошки, собаки и другие животные, очень любимы маленькими читателями. Для того чтобы узнать о своих любимцах, малыши быстрее учатся читать самостоятельно.
Текст сразу начинает рассказывать о том, что два котёнка поссорились. А потом начинается повествование о том, кто и как реагирует на эту ссору. Хозяйка рассердилась и вооружилась метлой. Стоит объяснить малышам, что означает ссора котят – это элементарная драка. Дерущиеся орущие детёныши кошки были выметены из кухни. Хозяйка не стала устраивать разборки и наказывать виноватого. Затеявшие драку малыши не учли тот факт, что была зима, январь на дворе, и котятам стало холодно. Детки не стали кричать и звать на помощь, они покорно легли на крыльце, свернувшись в калачик. Хозяйка решила пожалеть котят, открыла дверь и поинтересовалась, окончилась ли их ссора. Малыши молча прошли в угол, отведённый им хозяйкой, заснули очень быстро, не доставляя больше никому хлопот.
О стихотворении
Необычное стихотворение нельзя назвать сказкой, но в этом повествовании есть своя мораль: нельзя родным ссориться, нужно слушаться старших. Так как в книгах русских сказок есть своя концовка, так и в этом стихотворении появилось поучительное завершение: котята стали послушными.
Чтобы заинтересовать ребят текстом, нужно провести аналогию с детьми: а как ведут себя ссорившиеся малыши? Ведь они так же не обращают внимания на тех, кто находится рядом, а когда их наказывают, они становятся тише воды и ниже травы. Маршак подметил такое поведение не только у животных, но и у маленьких вредных непослушных малышей.
Ниже вы можете прочитать текст стихов про Котят детского поэта Самуила Маршака online, бесплатно и без регистрации крупным шрифтом на русском языке.
Два маленьких котенка поссорились в углу. Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И вымела из кухни дерущихся котят, Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе. Два маленьких котенка озябли на дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца, Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь. — Ну что? — она спросила. — Не ссоритесь теперь?
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег. Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег.
И оба перед печкой заснули сладким сном. А вьюга до рассвета шумела за окном.
Источник
Вышел Котик на прогулку
Вышел Котик На тропинку, На прогулку, На разминку, Облизнул Усатый ротик, Выгнул Бархатную спинку.
А навстречу Вышел Пёсик Прогуляться На минутку, В то и в это Сунуть носик — В будку, В утку, В незабудку.
Котик Пёсика увидел — И давай фырчать, Как зверь! Пёсик Котика увидел — И давай рычать, Как зверь!
И пошла у них атака, Отвратительная драка — Тот мяучит, Этот лает, Дым идёт, огонь пылает! Котик раненый ползёт, Ухо Пёсику грызёт!
Видя эту переделку, Задудел Козёл в дуделку! Барабан Схватил Баран — Дал сигнал: Шурум-барам!
Утки, крякнув на лужайке, Подхватили балалайки, Побежали на дорогу, Чтоб на струнах Бить тревогу!
Ах ты Котик, Безобразник! Не пойдёшь в кино На праздник! Ах ты Пёсик, Безобразник! Не пойдёшь в кино На праздник!
Дома будете сидеть, Друг на дружечку глядеть, Подавать друг дружечке Чай да сахар в кружечке!
Анализ стихотворения Маршака «Хороший день»
Самуил Яковлевич Маршак заслуженно считается одним из лучших детских поэтом. Несмотря на то, что сюжеты его произведений часто отражают действительность совсем другой исторической эпохи, но по смысловому и эмоциональному содержанию они остаются актуальными и для современности.
Стихотворение «Хороший день» является замечательным примером того, что добрая детская поэзия может быть не только развлекательно-веселой, но и иметь высокую воспитательную ценность. Помещенное в 1941 году в журнале «Мурзилка» вместе с яркими рисунками Елены Афанасьевой оно вызывало немалый интерес среди детей и родителей.
О чем это стихотворение? В центре внимания необыкновенный день обычного советского ребенка. Необыкновенный – потому что у родителей выходной, и теперь папа, которого малыш мало видит по будням, будет весь в его распоряжении. Мальчик и его отец многое успеют сделать и повидать. Героям предстоит настолько активный день, что они даже устанут от своих приключений.
Самуил Яковлевич точно передает манеру речи и настроение ребенка, от лица которого ведется повествование. В стихотворении почти не встречаются длинные «умные» слова. Текст наполнен действием, за которое отвечают многочисленные глаголы, ведь детям несвойственно разговаривать мудреным канцеляритом. В нем много местоимений, восклицаний. Стихотворение оживляется диалогами между персонажами. Реалистичности придают анафоры:
А потом
Мы прокатились…
А потом
В метро спустились…
Встречаются в тексте рефрены («голубое, голубое, голубое в этот день…») и перечисления, построенные именно так, как обычно организуют фразу дети, когда описывают свои впечатления («…ежа, антилопу и цесарку, крокодила и моржа»).
Подробно описывая различные события, автор развивает мысль о месте ребенка во взрослом мире. Конечно, маленькие читатели не будут анализировать стихотворение именно таким образом, однако посредством таких стихов в их сознании будет формироваться определенный порядок. На примере героя ребенок может учиться организовывать свой день, составляя планы:
Не поехать ли
Сегодня
В ботанический
Музей?
Автор не зря освещает такие будничные действия, как подъем с кровати и умывание, ведь правильные привычки очень важны для детей. Рисуя образ любознательного ребенка, поэт создает хороший пример для подражания. А наблюдая за героем, который активно осваивает различные достижения прогресса – автомобиль, метро и прочее (не стоит забывать, что «Хороший день» написан в первой половине XX века), юный читатель начнет понимать, что мир открыт и для него.
Таким образом, за кажущейся простотой повествования скрывается глубокая педагогическая идея, которая остается актуальной и сегодня.
Самуил МаршакРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑