Сапгир – великий экспериментатор слова
По мнению критиков, Сапгир искал гармонию в языке, смело экспериментировал. Особенно хорошо у Генриха Вениаминовича получалось это в детских стихотворениях, где он подарил жизнь целому поколению новых детских слов, увековеченных им не только в литературе, но и в жизни. Обогатил Сапгир стихи для детей такими милыми и не совсем понятными образами, которые нашли отражение в названиях многих его сборников и произведений:
- «Смеянцы»
- «Лошарик»
- «Складень»
И, поверьте, это только взрослым не совсем понятно, о каких героях идет речь. Дети же давно дружат с очаровательными героями Сапгира. Происходит это потому, что в душе писателя всегда жил большой ребенок, прекрасно владеющий детским языком. Этим простым и совершенно серьезным языком он написал много сценариев к горячо любимым детьми мультфильмам:
- «Небылицы в лицах»
- «Удивительный китенок»
- «Паровозик из Ромашкова»
- «Лягушонок ищет папу»
А всего мультфильмов, в которых Сапгир был автором сценария или его соавтором, свыше 50. Он написал слова песен к 12 мультфильмам, таким, как:
- «Дед Мороз и серый волк»
- «Золушка»
- «Приключения желтого чемоданчика»
Сны
По вечерам,По вечерамЛуна глядитсяВ стёкла рам.И спать ложатсяЧудаки,Надев пенснеИли очки,Чтобы яснееВидеть сны,Слетающие к нимС луны.
Причём одниПривыкли братьКарандашиС собой в кровать,Чтоб всё во снеНарисовать,Другие —Свой магнитофон,Чтоб записатьКрасивый сон.
А этот пасмурныйСтарикВсегда одетыйСпать привык.И без галошИ без пальтоОн не ложитсяНи за что.Его задумчивые сныВсегда дождливыИ грустны
А вот — лукавыйБородач.Он под подушкойПрячет мяч.Он знает,Что во сне опятьОн будет бегатьИ играть.Лужайка будет,Солнца свет-И будет сноваВосемь лет.
А этот пасмурный
Старик
Всегда одетым
Спать привык.
И без галош
И без пальто
Он не ложиться
Ни за что.
Его задумчивые сны
Всегда дождливы
И грустны.
А вот — лукавый
Бородач.
Он под подушкой
Прячет мяч.
Он знает,
Что во сне опять
Он будет бегать
И играть.
Лужайка будет,
Солнца свет —
И будет снова
Восемь лет.
(Илл. Назарова Э.)
Кубики
— Кубики любите?
— Кубики любим.
— Купите кубики?
— Кубики купим.
Если сложить их,
Как полагается,
Звери на кубиках
Располагаются:
Коты, петухи,
Крокодилы, коровки…
Но если вытряхнуть
Всё из коробки,
Они как попало
Посыплются на пол
И сложатся сами
Большим Крокоцапом.
Нога как у цапли,
Кошачья — другая,
Хвост крокодила,
А клюв попугая.
Но почему же
Глаза слипаются?..
Дом, словно кубики,
Рас-сы-па-ет-ся…
Зверь зашипел,
Зарычал и замекал,
Захохотал
И закукарекал…
Тут вихрь налетел —
Свет лиловый и синий
Понёс, завертел
И поставил в пустыне.
На жёлтой вершине
Лежит Тигродил.
Он встал и улыбкою
Нас наградил.
Он лапу свою
Протянул
Крокоцапу —
Тигриную лапу
В куриную лапу!
И сам оказался
Приятнейшим малым,
В полоску,
С таким крокодильим
Оскалом!
И так мне понравились
Оба чудовища,
Как будто в пустыне
Нашёл я сокровища.
Мы пели, кричали
И прыгали так,
Что в море проснулся
Сам Слонотарак!
Туша слоновая —
За облаками,
Хобот,
А ноги —
Совсем тараканьи.
О Боже, я схвачен был
Слонотараком,
Который до маленьких
Мальчиков лаком!
Он кепку жуёт!
Он рубашку порвал!
«Спасите! На помощь!» —
Я громко позвал.
Два друга зубастых
На помощь спешат
И Слонотарака
Трясут, потрошат!
Он порван на части,
Разобран на кубик
А где же вы сами,
Чудовища — чудики?
Всего на минуту
Сложитесь хотя б…
Вернись, Тигродил!
Появись, Крокоцап!
Оруны
Мы играли в игру.
Вовка крикнул: —
Не ори!
Мне обидно:
— Я ору?
Сам потише говори!
Мы забросили игру.
Он орёт,
И я ору.
Он вопит,
А я — сильней:
— Иго-го! Иа! Эгей!
Всполошили весь двор:
— Это что за страшный ор
— Цирк приехал?
— Где пожар?
— Безобразие!
— Кошмар!
Вовка смолк — и ни гуту.
Я ответить им хочу,
Но сдержаться не могу –
На всю улицу кричу!
Привели меня домой.
Мама шепчет: — Что с тобой?
Бедный мальчик, ты в жару!
— Я не болен! – я ору.
Папа рявкнул: — Не орать!
Я свалился на кровать,
Я заткнул подушкой рот,
Но во мне
Все
Орет!..
Изо рта — не крик,
А хрип.
Наконец-то я охрип…
Хорошо, что я охрип
И от крика не погиб.
Папама
Рассорились с мамой,
От папы попало –
И мы прошептали:
-Папама! Папама!
Он сразу явился —
Усатый и добрый
Такой румяный,
Что даже сдобный.
На нем – голубая
Панама,
А сам он – такая
Папама!
Он тут же для нас
Обернулся котом
С пушистыми баками,
С пышным хвостом.
А мы для него
Обернулись котятами,
Такими цеплючими,
Такими хвостатыми,
Что просто — мартышками!
Папама для нас
Превращается в пса.
Пожалуйста! —
Мы для него – колбаса
Папама для нас
Стал горбатым верблюдом.
А мы для него…
А мы для него
Колючками стали
Каким-то чудом.
Папама от нас
Покатился,
Он в мяч голубой
Превратился.
И мы покатились,
Мы все превратились –
Девочки, мальчики –
В пестрые мячики.
Папама нас понимает,
Папама нас обнимает
Своими руками-ветвями.
— Вы видели сад,
Который усат? —
На ветках пищим воробьями.
Вдруг небом он стал —
И плывёт облаками
По синей папаме,
Весенней папаме…
Теперь невозможное
Из невозможного:
Папама для нас –
Целый ящик мороженого
В стаканчиках вафельных.
Хочешь – возьми.
И мы для него
Стали снова детьми.
И главный фокус,
Любимый самый:
Папама для нас
Стал папой и мамой.
Читать стихотворение
По вечерам, По вечерам Луна глядится В стёкла рам. И спать ложатся Чудаки, Надев пенсне Или очки, Чтобы яснее Видеть сны, Слетающие к ним С луны. Причём одни Привыкли брать Карандаши С собой в кровать, Чтоб всё во сне Нарисовать, Другие — Свой магнитофон, Чтоб записать Красивый сон.
А этот пасмурный Старик Всегда одетый Спать привык. И без галош И без пальто Он не ложится Ни за что. Его задумчивые сны Всегда дождливы И грустны
А вот — лукавый Бородач. Он под подушкой Прячет мяч. Он знает, Что во сне опять Он будет бегать И играть. Лужайка будет, Солнца свет- И будет снова Восемь лет. А этот пасмурный Старик Всегда одетым Спать привык. И без галош И без пальто Он не ложиться Ни за что. Его задумчивые сны Всегда дождливы И грустны. А вот — лукавый Бородач. Он под подушкой Прячет мяч. Он знает, Что во сне опять Он будет бегать И играть. Лужайка будет, Солнца свет — И будет снова Восемь лет.
Путь писателя к детскому творчеству
Сапгир стихи для детей начал писать после встречи с Борисом Слуцким, познакомившим его с главным редактором журнала «Детский мир». Эта встреча положила начало новой эпохи в творческой деятельности поэта.
У каждого писателя свой путь в литературе. До детских стихотворений Г.В. Сапгир выступал как социальный сатирик, в его творчестве нашла отражение пейзажная лирика и гражданская поэзия. Его перу принадлежат произведения такого поэтичного жанра, как сонет. У Сапгира их несколько циклов. Его поэтический дар обращался к словесному экспериментаторству, начало которому было положено футуристами.
Леса-чудеса
В леса-чудесаМы поедем с тобой.Там бродит у озераЛось голубой.Там чащу хвостомПодметает лиса,Чтоб чистыми былиЛеса-чудеса.
В леса-чудесаМы поедем.Там встретимсяС Умным Медведем,Заглянем к СовеВ дупло.В дупле у СовыТепло и светло.Две лампы —Два глаза совиных,И тут жеДиван на пружинах.
РассядемсяЯ, и ты, и МедведьИ будемПесню лесную петь:
Ель, береза,Дуб, сосна,Солнце, звездыИ луна.
Дуб, сосна,Береза, ель,Солнце, дождикИ метель.
А послеЯ приглашу Сову,И все мы отправимсяВ гости ко Льву.Живет он под горкойВ пещере.«ЛЕВ ДОБРЫЙ» —Табличка на двери.
И Добрый ЛевТебе лапу подастИ промурлычет:«Здр-р-раст!»И смело ты можешьПогладить Льва,Только спросиПозволенья сперва.
А хочешь,С Оленем в пятнашки играй…Ведь это такойУдивительный край!Не обижаетНикто никого,Все любятПятнашкиИ прятки.Но больше всего,Но больше всегоТам любятСтихиИ загадки!
Туда мы отправимся —Ты да я,Только с собойНе возьмем ружьяИ дома оставимТвой старый пугач.Там Первый Закон:НИКОГО НЕ ПУГАТЬ.
Висит объявленьеУ самой опушки:
Скорей собирайся,Поедем туда!
Сапгир – великий экспериментатор слова
По мнению критиков, Сапгир искал гармонию в языке, смело экспериментировал. Особенно хорошо у Генриха Вениаминовича получалось это в детских стихотворениях, где он подарил жизнь целому поколению новых детских слов, увековеченных им не только в литературе, но и в жизни. Обогатил Сапгир стихи для детей такими милыми и не совсем понятными образами, которые нашли отражение в названиях многих его сборников и произведений:
- «Смеянцы»
- «Лошарик»
- «Складень»
И, поверьте, это только взрослым не совсем понятно, о каких героях идет речь. Дети же давно дружат с очаровательными героями Сапгира. Происходит это потому, что в душе писателя всегда жил большой ребенок, прекрасно владеющий детским языком. Этим простым и совершенно серьезным языком он написал много сценариев к горячо любимым детьми мультфильмам:
- «Небылицы в лицах»
- «Удивительный китенок»
- «Паровозик из Ромашкова»
- «Лягушонок ищет папу»
А всего мультфильмов, в которых Сапгир был автором сценария или его соавтором, свыше 50. Он написал слова песен к 12 мультфильмам, таким, как:
- «Дед Мороз и серый волк»
- «Золушка»
- «Приключения желтого чемоданчика»
Магия стихов Сапгира, чарующая детскую душу
Сокровищница детских стихотворений, песенок, мультиков, называемая творчеством Сапгира, представляет собой целую библиотеку для семейного чтения, в которой около 20 изданий. Начиная со стихотворений, очень маленьких и своеобразных: азбучек для детей дошкольного возраста – до увлекательного мира путешествий лучших друзей детей, животных, перед маленьким читателем и зрителем предстает фантастически красивый мир. Особенно подчеркивают его очарование возможностей мультфильма, увлекающего малышей в яркую и необыкновенно увлекательную страну, где живут добрые и благородные детские герои, обитают говорящие животные, цветут необыкновенной красоты цветы.
А за всем этим чудесным миром, щедрым на фантазию и выдумку, стоит любимый детский писатель – Генрих Вениаминович Сапгир. Именно ему родители обязаны широкими счастливыми улыбками своих малышей, которых им просто приходится «отрывать» от экранов телевизоров и мониторов компьютеров, если пришла пора спать, а мультфильм еще не закончился.
Генрих Сапгир «Сны»
Открытый урок в 3 классе по литературному чтению на тему: «Сны» Г.Сапгир.
Просмотр содержимого документа «Генрих Сапгир «Сны»»
Конспект урока литературного урока в 3 класса
Место урока по теме
4 урок из раздела «Поэтические страницы»
Тип урока комбинированный
Формы, приемы, методы: Фронтальный опрос, самостоятельная работа в парах, группах, индивидуальные задания, творческое задание
Учить наблюдать и обнаруживать красоту стихотворений через произведения Г.Сапгира, используя художественные приемы.
-развивать способности творческого «видения» смысла художественного произведения, воображения.
— Формировать умение вести диалог с автором, учить читать выразительно.
-Учить наблюдать и обнаруживать красоту стихотворений. Расширить словарный запас.
— учащиеся научатся находить в тексте примеры использования приемы: сравнения, анализировать средства художественной выразительности.
— уметь настраивать себя на работу;
-уметь выразительно читать
— уметь работать в парах и оценивать
— уметь самостоятельно ставить цель урока
-уметь анализировать достижения поставленной цели урока
— анализировать средства художественной выразительности..
-уметь подводить итог своей деятельности на уроке.
-развитие умения извлекать информацию из прослушанного текста.
-развития умения находить ответы на вопросы, используя текст произведения
-развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.
-Формирование умения работать в группах,
-умение читать выразительно.
-учиться оценивать свои мысли и высказывания.
— формировать умение видеть внутреннюю жизнь другого человека,
его заботы и переживания.
Метод проблемного обучения,
Обучение в сотрудничестве
ИКТ. Презентация раздаточный материал.
Технологическая карта урока
ФИО __Муджикова Киштя Алексеевна
Тема урока: __Г.Сапгир «Сны»
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
Просмотр слайдов и прослушивание стихотворения «Нарисованное солнце» Г.Сапгира
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
СЛАЙД 1-2 презентации
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку,
Проверка знаний по пройденному
-_Какой раздел мы изучаем?
+ «Поэтические страницы» Что в этом разделе? Кто такой поэт? Каких поэтов знаете?
Домашнее задание выразительное чтение.
Задаю вопросы, проверяю домашнюю работу.
Оценивают друг друга
Постановка темы и цели урока
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
— Вспомните стих-е, с которого начали наш урок.
— Знаете ли вы кто его автор? +Сапгир
Как вы думаете, о чем пойдет речь в стихотворении?( о сне)
Как вы думаете, о чем пойдет речь?
Вы правы название этого стих-я «Сны» автор Сапгир
Назовите тему и цель урока.
Задачи: узнать об авторе и его стихах, научиться красиво, выразительно читать стихи
Наблюдение, проблемная ситуация.
Работа по плану урока
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует тему и цель урока,
формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока
Формулируют тему и задачу урока
Освоение нового материала
Знакомство с биографией
— С его биографией вас познакомят Женя и Аида.
Релаксация и дыхательная гимнастика.
— Вокруг себя повернитесь и в дубы превратитесь. Представьте, что вы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите в кулаки. Сильный ветер едва-едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: “ы –ы –ы”.
— Вокруг себя повернитесь в берёзы превратитесь. Берёзы раскачивает даже легкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Берёзы поют высоким голосом: “и – и”.
Речевая гимнастика: магнитофон, слетающие, задумчивый, пасмурный.
Людоед и Принцесса или ВСЕ НАОБОРОТ
ПринцессаБыла прекрасная,ПогодаБыла ужасная.Днем,Во втором часу,ЗаблудиласьПринцесса в лесу.
Смотрит — полянкаПрекрасная,На полянке землянкаУжасная.
А в землянке —Людоед:— Заходи-каНа обед.Он хватает нож,Дело ясное,Вдруг увидел,Какая… прекрасная!
Людоеду сразу сталоХудо.— Уходи, — говорит, —Отсюда.Аппетит — говорит, —Ужасный.Слишком вид — говорит, —Прекрасный!И пошлаПотихоньку принцесса,Прямо к замкуВышла из леса.Вот какаяЛегенда ужасная!Вот какаяПринцесса прекрасная!
А, может быть, было все наоборот:ПринцессаБыла ужасная,ПогодаБыла прекрасная.Днем,Во втором часу,ЗаблудиласьПринцесса в лесу.Смотрит — полянкаУжасная,На полянке землянкаПрекрасная.
А в землянке Людоед:— Заходи-каНа обед.Он хватает нож,Дело ясное,Вдруг увидел,Какая… ужасная!
Людоеду сразу сталоХудо.— Уходи, — говорит, —Отсюда.Аппетит, — говорит, —Прекрасный.Слишком вид, — говорит,Ужасный.И пошлаПотихоньку принцесса,Прямо к замкуВышла из леса.
Вот какаяЛегенда прекрасная!Вот какаяПринцесса ужасная
Магия стихов Сапгира, чарующая детскую душу
Сокровищница детских стихотворений, песенок, мультиков, называемая творчеством Сапгира, представляет собой целую библиотеку для семейного чтения, в которой около 20 изданий. Начиная со стихотворений, очень маленьких и своеобразных: азбучек для детей дошкольного возраста – до увлекательного мира путешествий лучших друзей детей, животных, перед маленьким читателем и зрителем предстает фантастически красивый мир. Особенно подчеркивают его очарование возможностей мультфильма, увлекающего малышей в яркую и необыкновенно увлекательную страну, где живут добрые и благородные детские герои, обитают говорящие животные, цветут необыкновенной красоты цветы.
А за всем этим чудесным миром, щедрым на фантазию и выдумку, стоит любимый детский писатель – Генрих Вениаминович Сапгир. Именно ему родители обязаны широкими счастливыми улыбками своих малышей, которых им просто приходится «отрывать» от экранов телевизоров и мониторов компьютеров, если пришла пора спать, а мультфильм еще не закончился.