Красивые стихи, берущие за душу

Благинина стихи для детей

Стихотворение «Поэту» – анализ по плану

Вариант 1

Тема поэзии и поэта у Пушкина занимает одно из центральных мест в творчестве. Такие стихотворения, как «Пророк», «Поэт и толпа», Поэт», «Поэту», «Памятник», наиболее ярко отражают мысль русского гения о назначении поэта.

Стихотворение «Поэту» было написано в 1830 г., в период резких нападок на Пушкина в реакционной печати. Полемика с редактором газеты «Северная пчела» Булгариным заставила обратиться Александра Сергеевича в своем небольшом лирическом произведении к бессмертному образу непонятого стихотворца. В первом четверостишии Пушкин призывает поэта не дорожить «любовию народной».

Испытав на себе «минутный шум восторженных похвал» и «суд глупца», он признает твердость, спокойствие и угрюмость лучшими из человеческих качеств в борьбе со смехом «холодной толпы». Личностное начало настолько сильно пронизывает стихотворение, что образ лирического героя и образ самого Пушкина сливаются в единое целое.

Цель жизни верного служителя муз Пушкин видит в добровольном следовании пути, по которому «влечет свободный ум». Поступая именно так, как писал сам, не оставляя выбранной стези, поэт не требовал «наград за подвиг благородный», а лишь усовершенствовал «плоды любимых дум». По мысли Пушкина, все внутри поэта: высшая награда, «высший суд».

Только «взыскательный художник» «строже всех» может оценить свой труд. Нужна ли тогда поэту людская толпа, которая вместо того, чтобы внимать вдохновенным строкам, «плюет на алтарь», где горит поэтический огонь? «Ты царь: живи один» – пишет Пушкин, словно отвечая на этот скрытый в стихотворении вопрос. Мысль об одиночестве и отчужденности поэта приобретает иное звучание в стихотворении 1828 г. «Поэт и толпа».

Обидой и горечью непонимания наполнены слова, обращенные к черни: «Подите прочь – какое дело поэту мирному до вас!» Но спустя всего два года одиночество воспринимается Пушкиным как состояние гармонии и душевного спокойствия, в котором поэт способен создать свои шедевры. Это состояние дает поэту счастливую возможность не замечать брани толпы, пытающейся «в детской резвости» поколебать «треножник», с которого он вещает истину.

Стихотворение «Поэту» написано в форме сонета, а значит, состоит из двух четверостиший с одинаковой рифмовкой и двух трехстиший, заключающих в себе основную идею. Выбрав форму сонета, не столь частую в русской поэзии как классическое стихотворение из четырех катренов, Пушкин лишний раз подчеркнул исключительность и Божественное предназначение поэта, по воле которого мысль облекается в слово, а слово – в жизнь.

Вариант 2

Восприятие, толкование, оценка 

Стихотворение «Поэту» было написано А.С. Пушкиным в 1830 году, в сложный жизненный период, когда отношения по­эта с читающей публикой, критикой обострились. Пушкина об­виняли в пренебрежении гражданскими идеалами. В послании «Поэту» он обозначает свою творческую пози­цию: предназначение поэта – в безраздельном служении му­зам. Уже в первой строфе звучит мотив личностной самодоста­точности художника, независимости его от мнений толпы:

Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной; Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. Одновременно здесь звучит мысль о том, что успех, слава – все это преходяще, оценка читающей публики не всегда может быть объективна.

Но художник, по мысли Пушкина, – это чело­век особой судьбы. Он имеет особую миссию в этом мире. Бог наделил его талантом, и этим определяется его творческая само­стоятельность, свобода. Он должен доверять лишь своей интуи­ции и своему таланту: «Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум». В финале стихотворения ощутимо звучит мотив противосто­яния поэта и толпы.

Толпа не в состоянии оценить по достоин­ству творений художника, она «бранит» его, плюет на алтарь ис­кусства. Лирический герой призывает поэта быть сильным, муд­рым и душевно стойким человеком и не изменять себе в угоду читающей публике. Композиционно стихотворение построено по принципу ан­титезы: поэт противопоставлен толпе.

Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихием, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различ­ные средства художественной выразительности: эпитеты («вос­торженных похвал», «Смех толпы холодной»), метафоры («И плюет на алтарь, где твой огонь горит»), анафору («И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости колеблет твой треножник»).

Анализ стиха Е. А. Благининой «Подарок»

В стихотворении «Подарок» Елена Александровна Благинина, как всегда, на простом примере и в доступной форме преподносит малышам важный жизненный урок, формирует у ребят высокие нравственные представления. Произведение имеет сильный гуманистический посыл, учит любить людей, а значит, любить свою семью, дом в самом широком смысле и Родину.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – «подружка», позволяющее описать теплое субъективное отношение;
  • инверсию – «пришла подружка», «любимая была», дающую возможность выстроить метрику стиха;
  • парцелляцию – «…играли с ней. И вот … игрушка … приглянулась…» – членение связной мысли как особенность прерывистой и экспрессивной детской речи;
  • ряд однородных членов предложения – «заводная, весёлая, смешная» – позволяет точно описать любимую игрушку, объяснить маленькому читателю, почему с ней так трудно расстаться;
  • эллипсис – «скучно без игрушки – (потому что) любимая была» – как примета разговорной речи;
  • риторическое восклицание – «… любимая была!» – иллюстрирует высоту эмоций, внутреннюю борьбу ребенка с самим собой, столкновение мелкого чувства собственности и желания порадовать другого человека, работу над собой, пусть и неосознаваемую;
  • антитезу – «любимая была – но отдала», сопоставляющую контрастные чувства, борющиеся в душе девочки;
  • аллитерацию – «пришла подружка», «подружке игрушку», слова близкого звучания создают необходимые акценты, делают стихотворение музыкальным и ярким.

Примечательно, что в контексте речи уместны оба значения слова «заводная» в применении к лягушке: она приводится в действие заводом и увлекательная, побуждающая к игре, веселому озорству одновременно.

В рамках миниатюрного произведения автор описывает внутреннюю работу малышки над собой, пусть и неосознаваемую. Она преодолевает жадность (это подчеркивается малозаметным оборотом «все же»), что делает подарок ценным для обеих девочек.

Стихотворение останется актуальным всегда, так как пропагандирует вечные ценности, учит думать, сопереживать, дружить и даже жертвовать (на детском уровне) значимыми вещами, воспитывает доброжелательность и душевную щедрость, соборность как неотъемлемую часть русской ментальности, а значит, делает даже маленького человека сильнее духовно.

Елена БлагининаРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Краткий анализ стихотворения «Поэту» А. С. Пушкин

Вариант 1

Данное стихотворение затрагивает тему значения поэзии и поэта. Эту проблему мы можем проследить также в других стихотворениях Пушкина.

Данное произведение написано в 1830 году. Это было то время, когда А. С. Пушкина активно критиковали в реакционной печати. И это была не критика в хорошем смысле, а совсем, напротив. Поэт активно полемизировал в письмах с критиками и вероятно это вдохновило его обратится к вечному образу непонятого поэта, который в некотором смысле изгой.

Первые строки говорят о том, что поэт — это человек, личность, которые имеет связь с божественным и имеет свое призвание. Оно также имеет высшую природу и лишь иногда проявляется. А пока поэт обречен тонуть в жизненной суете, в бытовых проблемах, которые его томят, и он безусловно от них страдает. Во втором четверостишии Пушкин хочет сказать, что поэт которые не пишет находиться в ничтожном состоянии духа.

Во второй части стихотворения Александр Сергеевич описывает состояние поэта, как только к нему прикоснется “божественный глагол”. То-есть поэт, который словит музу и начнет писать переживает высокий духовный подъем. Тогда поэт не страдает от суеты мира, а превозносится над ними.

В данном произведении автор также хочет предостеречь поэта от “любви народной”. Он не должен ею дорожить, восхищаться, ведь она очень быстротечна. К тому же величие поэта отличается от холода, тупости толпы, которая руководствуется только эмоциями, а не чувствами. Ценить можно только личности, уважение личностей, а не толпу, которая похожа на стадо в своем поведении.

Пушкин превозносит поэта к высотам, он называет его царем, хозяином своей судьбы. Он велит ему гордо жить одним, ценить свободу и использовать ее двигаясь по жизни туда куда сердце зовет. Пушкин говорит также о том, что не нужно искать награды и признания за свое творчество, ведь оно плод духа и просто бесценно само по себе. Он считает, что лучше всех творения поэта может оценить он сам и это самая справедливая оценка. А толпа бессильна перед величием стихотворца, она своей бранью только превозносит его перед собой.

Вариант 2

Стихотворение «Поэту» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1830 году. Основной темой данного произведения является поэт и толпа.

В первом четверостишии автор обращается к поэту с просьбой не дорожить любовью и похвалами народа, которые со временем пройдут. Тогда, как говорит Пушкин, поэт услышит и злой смех, и брань толпы

Но на все это не нужно реагировать, важно оставаться спокойным и самим собой

Во втором катрене автор призывает поэта творить и продолжать писать исключительно для себя, не в угоду властям и толпе. Не требовать похвал, любви и наград от народа за свое творчество, а продолжать совершенствоваться и расти. Но не для народа и государства, а для самого себя.

Далее Пушкин говорит о том, что награды – это сам писатель, он сам должен ценить и оценивать свои произведения. И не народ судья поэту, а он сам. Ему необходимо самому быть довольным своим творчеством, а толпа пусть делает что хочет.

Все стихотворение «Поэту» построено на контрасте между холодной и глупой толпой и наделенным талантом поэтом. При этом автор явно возносит поэта над миром, характеризуя его как нечто высокое и называя его царем. Пушкин советует поэту творить для самого себя, писать только то, что хочешь, а не то, что требует от тебя народ и власть.

Стихотворение «Поэту» имеет очень интересный жанр – сонет (для которого характерны 14 строк и сложная строфа, состоящая из 2 катренов (четверостиший) и 2 трехстиший).

Стихотворение написано ямбом, в первых двух катренах используется перекрестная рифмовка, а в следующих трехстишиях парная. Пушкин задает торжественное настроение, пропитывая стихотворение искренностью.

Автор использует средства, добавляющие яркости и выразительности произведению. Например, инверсию (любовию народной), риторические вопросы (11 и 12 строки), эпитеты (минутный шум, свободный ум), метафоры (суд глупца, смех толпы холодной), анафору (13 и 14 строки), обращение (Поэт!).

Подводя итог, можно сказать, что стихотворение «Поэту» пропитано смыслом и отражает мысли Александра Сергеевича Пушкина. Ведь автор сам побывал во всех тех ситуациях, что описаны в произведении и, наконец, пришел к выводу, что толпа, ее похвалы и брань только мешает поэту, запутывают его.

И поэтому ему не следует обращать на народ внимания. Поэт должен слушать только свое внутренне «я» и писать о том, что считает важным, дабы оставить после себя наследие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: