Анализ стихотворения Маяковского «Юбилейное»
19 декабря 2013 Владимир Владимирович Маяковский – человек и поэт особенный, часто и не всегда понятный, необыкновенный, сложный и простой одновременно. Если сказать его же словами: «Лицом к лицу – лица не увидать, большое — видится на расстоянии». Так и этого большого и по росту и по размаху человека смогут увидеть и рассмотреть потомки.
А он, в свою очередь, смотрит на тех великих и знаменитых, которые были его предшественниками, пытается осознать, понять и принять их, поставив с собой рядом. Вот и в стихотворении «Юбилейное» Маяковский беседует с Пушкиным, причем, делает это как бы на самом деле. Беседа получилась живая, искренняя, местами с юмором, с грусть и тоской, с размышлениями о самом главном и о «ерунде», но ведь иногда «бывает жизнь встает в другом разрезе, и большое понимаешь через ерунду», а это действительно так.
На Тверском бульваре стоит памятник Александру Сергеевичу Пушкину. Вот к нему и пришел Маяковский, чтобы поболтать. Вначале, как и положено, приветствует и представляется, протягивает ладонь. И тут же, не выпуская из руки, прижимает руку собеседника к своей груди: «Вот грудная клетка. Слушайте, уже не стук, а стон». Получается, что будут говорить не уста, а сердца, которые преодолевают любые расстояния и преграды, даже если собеседники находятся по разные стороны завесы жизни.
Разговор становится все более дружеский: «Мне приятно с вами, рад, что вы у столика». И дальше крик души: «Вот – пустили сплетню, тешат душу ею. Александр Сергеич, да не слушайте ж вы их! Может, я один действительно жалею, что сегодня нету вас в живых». Поминается недобрым словом убийца поэта: «Сукин сын Дантес! Великосветский шкода». И снова доверительно, дружеское замечание: «Их и по сегодня много ходит всяческих охотников до наших жен».
Беседа происходит между равными, понимающими друг друга величинами: «У меня, да и у вас, в запасе вечность», – заявляет Маяковский и обращает внимание на то, что в списке по алфавиту их фамилии почти что рядом. Перемыв косточки собратьям по перу, собеседники прощаются: «Ну, давайте, подсажу на пьедестал»
Но, прежде чем уйти, Маяковский признается: «Я люблю вас, но живого, а не мумию. Навели хрестоматийный глянец. Вы, по-моему, при жизни, думаю, тоже бушевали Африканец!» Поэт Маяковский любил ударные концовки. И это стихотворение заканчивается словами: «Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!»
Рекомендуется к прочтению:
Короткие стихи и четверостишия Бориса Заходера для детей
Ванька-встанька
Ах–ах–ах–ах–ах–ах! Среди игрушек — паника! Все куколки в слезах – Свалился Ванька – Встанька!
Матрешки тащат йод, Бинты, пакеты с ватой, А Ванька вдруг встает С улыбкой плутоватой:
— Поверьте, я живой! И не нуждаюсь в няньке! Нам падать не впервой – На то мы Ваньки – Встаньки!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Дождик
Дождик песенку поет: Кап, кап… Только кто ее поймет — Кап, кап? Не поймем ни я, ни ты, Да зато поймут цветы, И весенняя листва, И зеленая трава…
Лучше всех поймет зерно: Прорастать Начнет Оно!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Если бы
Ах, если бы Слоны Носили бы Штаны — Какие бы Материи Были им нужны? Никак не маркизет, И не батист, нет-нет! Чертова кожа, Рогожа И вельвет!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Как-то вечером к медведю…
Как-то вечером к медведю На пирог пришли соседи: Ёж, барсук, енот, «косой», Волк с плутовкою лисой. А медведь никак не мог Разделить на всех пирог. От труда медведь вспотел — Он считать ведь не умел! Помоги ему скорей — Посчитай-ка всех зверей.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Куда спешат головастики
Вихрем Мчится Под водой Головастик молодой. А за ним — Еще пяток, А за ним — Сплошной поток: Тот — без ног, А тот — с ногами, Этот — прямо, Тот — кругами, Кто — налево, Кто — направо, — Так и носится орава Вдоль пруда, Вокруг пруда… Почему? Зачем? Куда?
Головастики Спешат Превратиться в лягушат!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Ласточка
Улетела Ласточка За тридевять земель… Возвращайся, Ласточка! На дворе апрель. Возвращайся, Ласточка! Только не одна: Пусть с тобою, Ласточка, Прилетит Весна!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Летом в лесу
«Шагай!» — поманила Лесная дорожка. И вот зашагал По дорожке Алёшка!… Ведь летом в лесу Интересно, как в сказке: Кусты и деревья, Цветы и лягушки, И травка зелёная Мягче подушки!…
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Муха-чистюха
Жила-была Муха-чистюха. Все время купалась Муха. Купалась она В воскресенье В отличном Клубничном Варенье. В понедельник — В вишневой наливке. Во вторник — В томатной подливке. В среду — В лимонном желе. В четверг — В киселе и в смоле. В пятницу — В простокваше, В компоте И в манной каше… В субботу, Помывшись в чернилах, Сказала: — Я больше не в силах! Ужжасно-жужжасно устала, Но, кажется, Чище Не стала!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Лягушки поют
Поют лягушки хором. Какой прекрасный хор! Вот есть же хор, в котором Не нужен дирижер!
Как славно! Все запело — Все реки, все пруды… Не скажешь, что капелла Набрала в рот воды!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Медведи на обеде
На турецком на обеде Обнимал Медведь Медведя. Заревел Медведь от боли: — Ты бы, Брат, Полегче, что ли! — Сам полегче ты, Медведь, — Нету сил моих терпеть!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Мой лев
Подарил мне папа Льва! Ох, и струсил я сперва! Я два дня Его боялся, А на третий — Он сломался!
О других поэтах
Помимо Пушкина, поэт дает оценку и предшественникам, и современникам. Так, он хвалит Некрасова за то, что тот был «своим мужиком», хотя последний писал также любовную и сентиментальную лирику, против которой выступал Маяковский, считая ее ненужной и бесполезной для революционной пропаганды. Для оценки состояния первого этапа развития советской поэзии необходимо отметить наиболее значимые сочинения и провести их текстовый анализ. «Юбилейное» (Маяковский в этом сочинении дает оценку состоянию российской литературы) занимает в этом смысле особое место. В нем поэт также упомянул творчество Есенина, о котором отозвался довольно резко. Известно, что они идеологически противостояли друг другу: слишком уж разным было творчество этих людей.
Красивые и трогательные стихотворения Бориса Заходера о дружбе
Мы друзья
С виду мы Не очень схожи: Петька толстый, Я худой, Не похожи мы, а все же Нас не разольешь водой!
Дело в том, Что он и я — Закадычные друзья! Все мы делаем вдвоем. Даже вместе… Отстаем!
Дружба дружбою, Однако И у нас случилась драка. Был, конечно, важный повод. Очень важный повод был! Помнишь, Петя? — Что-то, Вова, Позабыл! — И я забыл…
Ну, неважно! Дрались честно, Как положено друзьям: Я как стукну! — Я как тресну! — Он как даст! — А я как дам!.. Скоро в ход пошли портфели
Книжки в воздух полетели. Словом, скромничать не буду — Драка вышла хоть куда! Только смотрим — что за чудо? С нас ручьем бежит вода! Это Вовкина сестра Облила нас из ведра!
Скоро в ход пошли портфели. Книжки в воздух полетели. Словом, скромничать не буду — Драка вышла хоть куда! Только смотрим — что за чудо? С нас ручьем бежит вода! Это Вовкина сестра Облила нас из ведра!
С нас вода ручьями льется, А она еще смеется: — Вы действительно друзья! Вас водой разлить нельзя!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Морской бой
Что за шум на задней парте?
Ничего нельзя понять! Кто-то там шипит в азарте: — Е-один! — А-шесть. — К-пять!
Это снова Вова с Петей Позабыли все на свете: На уроках день-деньской Бой идет у них морской!
Бьются два военных флота На листочках из блокнота. Вова с Петей не пираты, Не берут на абордаж, А наводят на квадраты Дальнобойный Карандаш!
И противника догонят Залпы меткие везде!
Вот линейный крейсер тонет В разлинованной воде, Вот уже близка победа: Миноносцы бьют в упор… Ну, еще одна торпеда — И на дно пойдет линкор!
Но внезапно все пропало: Море, волны, корабли… Прогремело Громче шквала: — Курс на доску, адмиралы! Адмиралы — на мели…
— Петька, друг, спасай — тону! — Я и сам иду ко дну!.
Часто терпит пораженье Самый храбрый адмирал, Если место для сраженья Неудачно он избрал!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Чья корзинка тяжелей
Ходили два приятеля, Ходили по грибы. Ходили да ходили, Устали от хотьбы.
В одну ходили сторону И поровну прошли, Да только вот не поровну, Не поровну нашли.
В одной корзине белые, И все как на подбор! В другой один единственный Трухлявый мухомор.
Сказал второй приятель: — Ну что ж, не повезло. Зато мою корзинку Тащить не тяжело!
Идут они обратно, Идут они домой, Бежит вприпрыжку первый, За ним ползет второй.
Бежит вприпрыжку первый С добычею руке, Второй едва плетется, Хоть он и налегке.
Сказал второму первый, Прощаясь у дверей: — Пустая-то корзинка, Выходит тяжелей!
Строители
Пусть не сердятся родители, Что измажутся Строители, Потому что тот, кто строит, Тот чего-нибудь да стоит!
И неважно, что пока Этот домик из песка!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Листок последний
Не бывает любви Несчастной. Может быть она Горькой, Трудной, Безответной И безрассудной, Может быть Смертельно опасной, Но несчастной Любовь Не бывает. Даже если она Убивает. Тот, кто этого не усвоит, И счастливой любви не стоит!
Литература
Первые произведения Бориса Заходера увидели свет в 1938 году. К сожалению, тираж газеты оказался небольшим, поэтому первые опубликованные стихи Заходера прошли мимо читателя.
Первая неудача не расстроила Бориса Владимировича. В 1947 году Заходер снова решит попытать счастья: в журнале под названием «Затейник» появится стихотворение для детей «Морской бой». В том же году Борис Владимирович покажет известному детскому писателю Льву Кассилю сказочную поэму «Буква «Я». Но, несмотря на одобрение великого мастера, издателям сказка не приглянется, и впервые это произведение будет опубликовано только 8 лет спустя.
Борис Заходер с любимой собакой
Столь прохладное отношение к собственному творчеству Борис Заходер переносил стоически. Поэт нашел себя в переводах. Борис Владимирович настолько мастерски передавал русским языком стиль и нюансы языка иностранных авторов, что вскоре многие издательства почитали за счастье сотрудничать с талантливым переводчиком.
В 1952-м вышли из типографии рассказы Анны Зегерс, переведенные Борисом Заходером. Книга напечатана под псевдонимом Б. Володин. Спустя три года, вместе с опубликованным стихотворением «Буква «Я» напечатана и первая книга со стихотворениями Бориса Заходера — «На задней парте». Корней Чуковский весьма лестно отозвался об этом дебюте. Последующие годы в карьере Бориса Владимировича отмечены переводами «Веселых историй» Карела Чапека, а также книг Юлиана Тувима, Яна Бхжевы и Яна Грабовского.
Книги Бориса Заходера
В 1958-м Бориса Заходера официально приняли в ряды Союза писателей СССР. Это много значило для Бориса Владимировича: в те годы была в ходу статья за так называемое тунеядство. Каждый человек был обязан иметь место работы, поэтому вольным писателям и художникам приходилось тяжело. Статус же члена Союза писателей защищал человека от уголовных преследований.
Популярность к Борису Владимировичу пришла после первой опубликованной книги. Спустя некоторое время писатель стал востребованным: детям полюбились остроумные герои стихов и сказок Заходера. В 1959-м выходит книга «Четвероногие помощники», в следующем году появляется сборник «Кто на кого похож».
Книги Бориса Заходера
Вплоть до середины 1990-х Борис Заходер продолжит выпускать собственные произведения. Особенно стоит о, «Мохнатая азбука», «Русачок», «Моя Вообразилия», «Птичья школа», «История гусеницы», сборник «Перемена», «Серая звездочка» и «Что красивей всего». Эти сборники и сказки стали первыми, самостоятельно прочитанными произведениями для нескольких поколений детей, наполняя воображение маленьких читателей добрыми историями и мечтами о приключениях.
Знаменитые сказки в переводе Бориса Заходера
Особняком в творчестве Бориса Владимировича стоят переводы и литературные адаптации зарубежных сказок. «Алиса в Стране Чудес», «Винни-Пух и все-все-все», «Питер Пэн» и многие-многие другие книги, которые взахлеб читают дети и взрослые — это плод усилий и таланта Бориса Заходера.
В 2000 году писатель, поэт и переводчик Борис Заходер получил высокую государственную награду, ставшую почетным признанием заслуг — Государственную премию Российской Федерации в области искусства и литературы.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Юбилейное.История создания – стихотворение написано в 1924 году, накануне празднования 125-летия со дня рождения Пушкина.
Тема стихотворения – поэзия, которая помогает человеку выразить чувства и рассказать о прекрасном.
Композиция – одночастная: поэт говорит с другим поэтом.
Жанр – литературный монолог.
Стихотворный размер – хорей.
Эпитеты – “грудная клетка”, “легкомысленная головенка”, “черная меланхолишка“, “поэтический песок”.
Метафоры – “щенка смиренном львенке”, “шкурой ревности медведь лежит когтист”, “жабры рифм топырит учащенно”.
Сравнение – “будто бы вода”, “будто бы весна”.
Анализ стихотворения «Честная бедность» Бернса
Шотландский поэт Роберт Бернс жил в XVIII веке, в то время, когда у власти стояла аристократия, а достоинства и недостатки человека определялись исключительно его происхождением. Но это было революционное время, и новые идеи уже набирали силу.
Сам поэт был родом из бедной крестьянской семьи. Он с детства наблюдал жизнь простого народа, много трудился и знал, как часто богатству и высокому титулу сопутствуют глупость и жадность. Основной темой его стихотворения «Честная бедность» является противопоставление знати, чопорной, напыщенной и пустой, и бедного люда. Бедность автор считает честной, и называет жалким того, кто ее стыдится.
В стихах описано общественное устройство того времени. Король может пожаловать лакею любое звание, но он не может наделить его честностью и умом. А настоящая знать, по мнению Бернса, – это те, кто обладает истинным богатством: чистой совестью, достоинством трудящегося человека и добротой. Но эти люди вынуждены есть хлеб, пить воду и укрываться тряпьем, в то время как титулованные плуты одеты в шелка, пьют вино, пользуются различными привилегиями и управляют страной. Это крайне несправедливое положение вещей вызывало возмущение прогрессивных людей, во Франции уже свершилась революция, вся Европа стояла на пороге перемен. Поэт уверен, что настанет время, когда ум и честность займут подобающее им место, трудолюбие будет цениться по достоинству, а все люди станут братьями.
Стихотворение написано в стиле народной песни, которой впоследствии и стало. Легкое по форме и слогу оно пришлось по вкусу простому люду и имитирует более ранние народные сочинения, которые пелись во время работы или после нее в веселой компании. Несмотря на весомость обличаемых в строках общественных проблем, тон произведения приподнятый, веселый, он передает настрой бедняков, которые в условиях тяжелого труда и лишений все же распевают песни и радуются жизни. И автор в стихах не посторонний, он объединяет себя с простым народом, выражает его мысли.
«Честная бедность» — произведение, не утратившее актуальности и в наши дни. Вопросы социального неравенства не так остры, как двести лет назад, но по-прежнему волнуют мыслящих людей. И, хотя стихи уже не обладают популярностью народной баллады, они изучаются школьниками и студентами, используются в театральных постановках, и напоминают нам о любви к людям и вере в справедливость.
Для малышей и школьников
Наши страницы богаты и на поэтические строки для школьников. Узнайте себя или своих одноклассников в проказнике Вове. Этот мальчик отдыхает на уроках и “трудится” на переменах. А на кого похожи озорные мальчишки и девчонки из произведений писателя, которые нахватали плохих отметок? Ну, конечно не на вас.
Удивительно: столько воды утекло, а дети не изменились. Они, как и 100 лет назад любят переменки больше чем уроки, не ленятся проказничать и подсовывать “сюрпризы” учителям и грустно тянут за собой портфель, в котором живет противная “двойка”. Это вечные темы, которые всегда будут интересны для детей всех поколений.
Борис Заходер стихи для детей умел превращать стихи в веселые песни, которые и сегодня на слуху у всех поколений. Веселые строчки песенок Вини Пуха с удовольствием поют и бабушки у подъезда и детки. Бегут по улице ребята, и песенка летит вместе с ними, а задорные строчки весело подскакивают и спотыкаются вместе с их исполнителями.
Композиция
Маяковский создает композиционно цельный монолог: перескакивая с темы на тему, он все же ведет беседу с Пушкиным вокруг одной главной идеи о необходимости классической поэзии, которая помогает выражать чувства.
Он расставляет все акценты в своем отношении к поэту 19 века, он говорит о своем искреннем сожалении – как жаль, что они не могут по-настоящему побродить под луной и проговорить до утра обо всем на свете. А так им приходится расставаться: Владимир Владимирович подсаживает Александра Сергеевича на пьедестал и завершает свой монолог рассуждением о вечности: он считает, что они двое точно останутся в народной памяти и перечисляет еще нескольких поэтов, которые, по его мнению, этого достойны. При этом завершается произведение жизнеутверждающей манифестно-плакатной фразой о том, что Маяковский ненавидит вечность и обожает жизнь.
Короткие стихи и четверостишия Бориса Заходера для детей
Ванька-встанька
Ах–ах–ах–ах–ах–ах! Среди игрушек — паника! Все куколки в слезах – Свалился Ванька – Встанька!
Матрешки тащат йод, Бинты, пакеты с ватой, А Ванька вдруг встает С улыбкой плутоватой:
— Поверьте, я живой! И не нуждаюсь в няньке! Нам падать не впервой – На то мы Ваньки – Встаньки!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Дождик
Дождик песенку поет: Кап, кап… Только кто ее поймет — Кап, кап? Не поймем ни я, ни ты, Да зато поймут цветы, И весенняя листва, И зеленая трава…
Лучше всех поймет зерно: Прорастать Начнет Оно!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Если бы
Ах, если бы Слоны Носили бы Штаны — Какие бы Материи Были им нужны? Никак не маркизет, И не батист, нет-нет! Чертова кожа, Рогожа И вельвет!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Как-то вечером к медведю…
Как-то вечером к медведю На пирог пришли соседи: Ёж, барсук, енот, «косой», Волк с плутовкою лисой. А медведь никак не мог Разделить на всех пирог. От труда медведь вспотел — Он считать ведь не умел! Помоги ему скорей — Посчитай-ка всех зверей.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Куда спешат головастики
Вихрем Мчится Под водой Головастик молодой. А за ним — Еще пяток, А за ним — Сплошной поток: Тот — без ног, А тот — с ногами, Этот — прямо, Тот — кругами, Кто — налево, Кто — направо, — Так и носится орава Вдоль пруда, Вокруг пруда… Почему? Зачем? Куда?
Головастики Спешат Превратиться в лягушат!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Ласточка
Улетела Ласточка За тридевять земель… Возвращайся, Ласточка! На дворе апрель. Возвращайся, Ласточка! Только не одна: Пусть с тобою, Ласточка, Прилетит Весна!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Летом в лесу
«Шагай!» — поманила Лесная дорожка. И вот зашагал По дорожке Алёшка!… Ведь летом в лесу Интересно, как в сказке: Кусты и деревья, Цветы и лягушки, И травка зелёная Мягче подушки!…
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Муха-чистюха
Жила-была Муха-чистюха. Все время купалась Муха. Купалась она В воскресенье В отличном Клубничном Варенье. В понедельник — В вишневой наливке. Во вторник — В томатной подливке. В среду — В лимонном желе. В четверг — В киселе и в смоле. В пятницу — В простокваше, В компоте И в манной каше… В субботу, Помывшись в чернилах, Сказала: — Я больше не в силах! Ужжасно-жужжасно устала, Но, кажется, Чище Не стала!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Лягушки поют
Поют лягушки хором. Какой прекрасный хор! Вот есть же хор, в котором Не нужен дирижер!
Как славно! Все запело — Все реки, все пруды… Не скажешь, что капелла Набрала в рот воды!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Медведи на обеде
На турецком на обеде Обнимал Медведь Медведя. Заревел Медведь от боли: — Ты бы, Брат, Полегче, что ли! — Сам полегче ты, Медведь, — Нету сил моих терпеть!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Мой лев
Подарил мне папа Льва! Ох, и струсил я сперва! Я два дня Его боялся, А на третий — Он сломался!
Короткие стихи и четверостишия Бориса Заходера для детей
Ванька-встанька
Ах–ах–ах–ах–ах–ах! Среди игрушек — паника! Все куколки в слезах – Свалился Ванька – Встанька!
Матрешки тащат йод, Бинты, пакеты с ватой, А Ванька вдруг встает С улыбкой плутоватой:
— Поверьте, я живой! И не нуждаюсь в няньке! Нам падать не впервой – На то мы Ваньки – Встаньки!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Дождик
Дождик песенку поет: Кап, кап… Только кто ее поймет — Кап, кап? Не поймем ни я, ни ты, Да зато поймут цветы, И весенняя листва, И зеленая трава…
Лучше всех поймет зерно: Прорастать Начнет Оно!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Если бы
Ах, если бы Слоны Носили бы Штаны — Какие бы Материи Были им нужны? Никак не маркизет, И не батист, нет-нет! Чертова кожа, Рогожа И вельвет!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Как-то вечером к медведю…
Как-то вечером к медведю На пирог пришли соседи: Ёж, барсук, енот, «косой», Волк с плутовкою лисой. А медведь никак не мог Разделить на всех пирог. От труда медведь вспотел — Он считать ведь не умел! Помоги ему скорей — Посчитай-ка всех зверей.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Куда спешат головастики
Вихрем Мчится Под водой Головастик молодой. А за ним — Еще пяток, А за ним — Сплошной поток: Тот — без ног, А тот — с ногами, Этот — прямо, Тот — кругами, Кто — налево, Кто — направо, — Так и носится орава Вдоль пруда, Вокруг пруда… Почему? Зачем? Куда?
Головастики Спешат Превратиться в лягушат!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Ласточка
Улетела Ласточка За тридевять земель… Возвращайся, Ласточка! На дворе апрель. Возвращайся, Ласточка! Только не одна: Пусть с тобою, Ласточка, Прилетит Весна!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Летом в лесу
«Шагай!» — поманила Лесная дорожка. И вот зашагал По дорожке Алёшка!… Ведь летом в лесу Интересно, как в сказке: Кусты и деревья, Цветы и лягушки, И травка зелёная Мягче подушки!…
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Муха-чистюха
Жила-была Муха-чистюха. Все время купалась Муха. Купалась она В воскресенье В отличном Клубничном Варенье. В понедельник — В вишневой наливке. Во вторник — В томатной подливке. В среду — В лимонном желе. В четверг — В киселе и в смоле. В пятницу — В простокваше, В компоте И в манной каше… В субботу, Помывшись в чернилах, Сказала: — Я больше не в силах! Ужжасно-жужжасно устала, Но, кажется, Чище Не стала!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Лягушки поют
Поют лягушки хором. Какой прекрасный хор! Вот есть же хор, в котором Не нужен дирижер!
Как славно! Все запело — Все реки, все пруды… Не скажешь, что капелла Набрала в рот воды!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Медведи на обеде
На турецком на обеде Обнимал Медведь Медведя. Заревел Медведь от боли: — Ты бы, Брат, Полегче, что ли! — Сам полегче ты, Медведь, — Нету сил моих терпеть!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Мой лев
Подарил мне папа Льва! Ох, и струсил я сперва! Я два дня Его боялся, А на третий — Он сломался!
Анализ стихотворения «У чудищ» Бальмонта
Стихи «У чудищ» Константина Дмитриевича Бальмонта впервые появились на страницах сборника «Фейные сказки».
Стихотворение написано в 1905 году. Творчество поэта находится на пике популярности в России, с азартом он участвует и в политической жизни страны. Впрочем, для создания книги, посвященной его четырехлетней дочери Нине, поэт уединяется на лоне эстонской природы. В этой волшебной обстановке он и пишет свои истории для Ниники. В жанровом отношении – путешествие в сказку, деления на строфы нет, рифмовка перекрестная. Путешествие немножко контрабандное, из современного мира в сказочный, да еще взрослого человека, вроде бы уже расставшегося со сказками. Впрочем, поэт проникает в этот яркий, чуть опасный, мир еще и за вдохновением. В первой же строке поэт победно признается в своем геройстве: «я был в избушке на курьих ножках». И если в повседневной жизни все неожиданно может встать с ног на голову, то в сказках все по-прежнему. «Сидит Яга»: колдунья, хозяйка леса. Девочку познакомили с ней русские народные сказки (например, «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка»). Упомянута она и в «Руслане и Людмиле» А. Пушкина. Увидеть вредную старуху Нина могла и на картине художника И. Билибина. «Пищали мыши»: в некоторых сказках эти мыши вовсе не так просты и принимают участие в развитии сюжета. «Я был в шапке»: поэт не поясняет, как он добыл сей артефакт. «Стянул две нитки бус»: как доказательство. Бусы, возможно, были рябиновые. «Скрылся в дымке»: как, собственно, и большинство героев сказок. Ведьме практически никогда не удается полакомиться зазевавшимся гостем. «Кручу свой ус»: автобиографическая деталь, поэт носил усы. «Теперь к Кощею»: бессмертный чародей, скупой богач. «Найду там жемчугов»: этого добра в сундуках у него действительно хватает. Маленькая Нина заслушивалась сказками о нем, в том числе, и пера В. Жуковского. «Приближусь к Змею»: молодецкое бахвальство поэта. Ведь Змей Горыныч – существо огнедышащее, к «самой пасти» его лучше не приближаться. «Узнаю тайны – и был таков»: отсылка еще и к Гвидону из пушкинской сказки, который, обратившись комаром, мухой да шмелем, подслушивал секреты злокозненных родственников. Поэт предстает перед девочкой в образе находчивого удальца. Он обвел вокруг пальца всех чудищ (выразительное просторечное словечко), а некоторых и вовсе высмеял. Лексика разговорная, интонация озорная.
Стихотворение «У чудищ» К. Бальмонта – веселая история для маленькой дочери поэта.
Значение
Рассматриваемое произведение весьма показательно для понимания эволюции взглядов поэта
Маяковский в целом остался верен своим творческим принципам: он не отказывается от понимания поэзии как сильнейшего средства для революционной борьбы и практического преобразования общества, однако пересматривает свое отношение к предшественникам, что для такого человека, каким был автор, немаловажно. Стих Маяковского «Юбилейное» интересен тем, что в нем автор, пусть и в скрытой, завуалированной форме, признает некоторые ошибки юности
Это выдает большого художника слова, который понял, осознал свои заблуждения и в свойственной ему саркастической форме повинился в них.
Кроме того, произведение интересно своим философским содержанием: в нем поднимаются вопросы жизни и смерти (так, поэт говорит о вечности, которая уравняет и примирит его с Пушкиным), о значении поэзии в общественной жизни (здесь автор довольно резок в своих оценках, по-прежнему критикуя лирику и романтические темы). Данное произведение написано в характерной для многих произведений Маяковского форме. Оно построено в виде лесенки, имеет короткие строки, мысли выражены в сжатой и лаконичной форме. Стихотворение «Юбилейное» (Маяковский) размер стиха имеет акцентный, что придает ему большую звучность и твердость слога благодаря тому, что в нем упорядочено только использование ударных, а безударные слоги применяются в произвольном порядке. На школьных уроках литературы при изучении советского периода общеобразовательная программа предлагает детям проанализировать стихотворение «Юбилейное». Маяковский — довольно своеобразный поэт, именно поэтому его творчество нуждается в детальном анализе и понимании.
Красивые и трогательные стихотворения Бориса Заходера о дружбе
Мы друзья
С виду мы Не очень схожи: Петька толстый, Я худой, Не похожи мы, а все же Нас не разольешь водой!
Дело в том, Что он и я — Закадычные друзья! Все мы делаем вдвоем. Даже вместе… Отстаем!
Дружба дружбою, Однако И у нас случилась драка. Был, конечно, важный повод. Очень важный повод был! Помнишь, Петя? — Что-то, Вова, Позабыл! — И я забыл…
Ну, неважно! Дрались честно, Как положено друзьям: Я как стукну! — Я как тресну! — Он как даст! — А я как дам!.. Скоро в ход пошли портфели
Книжки в воздух полетели. Словом, скромничать не буду — Драка вышла хоть куда! Только смотрим — что за чудо? С нас ручьем бежит вода! Это Вовкина сестра Облила нас из ведра!
Скоро в ход пошли портфели. Книжки в воздух полетели. Словом, скромничать не буду — Драка вышла хоть куда! Только смотрим — что за чудо? С нас ручьем бежит вода! Это Вовкина сестра Облила нас из ведра!
С нас вода ручьями льется, А она еще смеется: — Вы действительно друзья! Вас водой разлить нельзя!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Морской бой
Что за шум на задней парте?
Ничего нельзя понять! Кто-то там шипит в азарте: — Е-один! — А-шесть. — К-пять!
Это снова Вова с Петей Позабыли все на свете: На уроках день-деньской Бой идет у них морской!
Бьются два военных флота На листочках из блокнота. Вова с Петей не пираты, Не берут на абордаж, А наводят на квадраты Дальнобойный Карандаш!
И противника догонят Залпы меткие везде!
Вот линейный крейсер тонет В разлинованной воде, Вот уже близка победа: Миноносцы бьют в упор… Ну, еще одна торпеда — И на дно пойдет линкор!
Но внезапно все пропало: Море, волны, корабли… Прогремело Громче шквала: — Курс на доску, адмиралы! Адмиралы — на мели…
— Петька, друг, спасай — тону! — Я и сам иду ко дну!.
Часто терпит пораженье Самый храбрый адмирал, Если место для сраженья Неудачно он избрал!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Чья корзинка тяжелей
Ходили два приятеля, Ходили по грибы. Ходили да ходили, Устали от хотьбы.
В одну ходили сторону И поровну прошли, Да только вот не поровну, Не поровну нашли.
В одной корзине белые, И все как на подбор! В другой один единственный Трухлявый мухомор.
Сказал второй приятель: — Ну что ж, не повезло. Зато мою корзинку Тащить не тяжело!
Идут они обратно, Идут они домой, Бежит вприпрыжку первый, За ним ползет второй.
Бежит вприпрыжку первый С добычею руке, Второй едва плетется, Хоть он и налегке.
Сказал второму первый, Прощаясь у дверей: — Пустая-то корзинка, Выходит тяжелей!
Строители
Пусть не сердятся родители, Что измажутся Строители, Потому что тот, кто строит, Тот чего-нибудь да стоит!
И неважно, что пока Этот домик из песка!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Листок последний
Не бывает любви Несчастной. Может быть она Горькой, Трудной, Безответной И безрассудной, Может быть Смертельно опасной, Но несчастной Любовь Не бывает. Даже если она Убивает. Тот, кто этого не усвоит, И счастливой любви не стоит!
Главная тема стихотворения
Поэта связывали с Михайловским детские воспоминания и два года ссылки, с июля 1825 по сентябрь 1827 года, которые пришлись на пору юношества. Одиночество, удаление от привычного образа жизни были тягостны для Пушкина, хотя и дали ему бесценный опыт творчества, переосмысление жизненных установок, взросление, становление, как личности.
Утешением в ссылке для Пушкина стала его няня, под «кропотливым надзором» которой он чувствовал любящую, сострадательную заботу. Теперь «старушки нет — уж за стеною не слышу я шагов ее тяжелых». Воспоминаниями о годах изгнания, печалью от потери близкого человека объясняется тот мотив грусти, которой наполнены первые строки стихотворения.
Произведение тематически можно поделить на три части. В начале поэт предается воспоминаниям о прошедшем времени. Он грустит о няне. Вспоминает, как «сиживал недвижим и глядел на озеро», сравнивая его с южным морем, где был еще недавно так счастлив.
Видя три сосны у дороги, он замечает изменения, произошедшие за годы его отсутствия — в тени их крон растут молодые деревья. Мысли поэта возвращаются в сегодняшний день, ему посвящена вторая часть. Сегодня Пушкин — отец большого семейства и это для него отрадно знать. В композиции трех сосен он видит, что одна сосна стоит в отдалении от двух других, вокруг нее не растет молодая поросль. Она — «как старый холостяк», отмечает поэт.
Третья часть — гимн новой жизни. Поэт освобождается от грусти и приветствует «племя младое, незнакомое». Течение времени принимается им, как естественная закономерность жизни. Он принимает перемены, которые происходят с ним и с миром вокруг него.