Про одного горниста
(Агния Барто)
Утром в лагере лесном
Спят ребята крепким сном.
По палаткам ходит дрёма,
Но всё громче птичий гомон,
Птичий щебет, птичий свист,
И даёт сигнал подъёма
Алик, лагерный горнист.
Он горнит на всю округу.
Так задорно он поёт,
Что уже бежит по лугу
С полотенцами народ.
Мчатся на реку ребята,
Там прохладно, благодать!..
А горнист пропал куда-то!
Что ж горниста не видать?
Все проснулись!
Всё в порядке —
А горнист в пустой палатке
В тишине улёгся спать!
Разбудил он всю округу
И как принялся храпеть!
Так храпит, что с перепугу
Перестали птицы петь.
* * *
Если с пламенным призывом
Ты спешишь к кому-нибудь,
Ты и сам не будь ленивым,
Сам проснуться не забудь!
Анализ стихотворения «Очки» Барто
В «Очках» Агния Львовна Барто сочетает назидательный момент с юмористическим.
Стихотворение датируется 1936 годом. Поэтессе в это время исполнилось 30 лет, ее сделала известной книга «Игрушки». Литературными наставниками у А. Барто были К. Чуковский и С. Маршак. Впереди – годы востребованного творчества на ниве детской поэзии. В жанровом отношении – юмористический поэтический рассказ, рифмовка перекрестная и смежная, 13 строф. Герои стихотворения – два брата с разницей в возрасте в четыре года. Младший пытается ни в чем не уступать старшему, быть на равных. Однако взрослые неумолимы и обращаются с ним в соответствии с возрастом. Одним словом, «бедный Дима!» Предательская «молодость» лишает его множества привилегий. Брат-четвероклассник – личность независимая, с ним считаются. Например, он без сопровождения ходит в кино. Даже билет ему никто не помогает покупать. И вообще, у него «в портфеле ножик». Кстати говоря, в современной школе у Сережи могли бы начаться неприятности из-за этого. Возможно, в довоенной школе не возбранялось приносить с собой ножик для очинки карандашей. «На груди значки»: пионерский, в первую очередь. Наконец, последняя капля: доктор выписал очки. А в них он практически недосягаем для Димы. Он и выглядит теперь иначе, даже смотрит по-другому. А уж в сторону младшего – явно снисходительно. Впрочем, сам Сережа, похоже, не очень-то кичится таким сокровищем: я ужасно близорук. Дима решает действовать. Он натыкается на предметы, почти надкусывает мыло, садится мимо стула – вот только ложку мимо рта не проносит. А еще, врезавшись в тетю Клаву, он с невинным видом коварно интересуется: это шкаф передо мной? Внезапная слепота сопровождается требованием: я хочу идти к врачу! Однако врач попался опытный, хладнокровный. Вместо обследования доктор кладет на видное место шоколадку. Заподозрив, что с ним опять обращаются как с маленьким, мальчик кричит: я не вижу шоколада. То есть, он явно готов на любую жертву. Доктор отчитывает фантазера, захотевшего провести его, как дурачка. План не сработал, заветные очки остались мечтой – как знать, как долго ждать ее осуществления, чего доброго, и до старости. Собственно, своими методами соперничества мальчик только подчеркивает, что он еще маленький. В финале – мораль от автора с шутливой ноткой. Действительно, зависть ослепляет и заставляет вести себя нелепо. Анафора: бедный Дима. Диалоги, восклицания, инверсия (шагает Дима).
Соперничество младших детей со старшими – лейтмотив стихотворения А. Барто «Очки».
21 библейских стихов о сороковых
Он снова заговорил с Ним и сказал: «Предположим, сорок найдены там?» И Он сказал: «Я не сделаю этого из-за сорока».
тридцать доильных верблюдов и их жеребят, сорок коров и десять быков, двадцать ослов женского пола и десять ослов мужского пола.
Сделай сорок серебряных розеток под двадцатью досками, две розетки под одну доску для двух шипов и две розетки под другой плато для двух шипов,
и сорок серебряных розеток их; две розетки под одну доску и две розетки под другую доску.
и он сделал сорок серебряных розеток под двадцатью досками; две розетки под одной доской для двух шипов и две розетки под другой доской для двух шипов.
и сорок серебряных розеток их; две розетки под одну доску и две розетки под другую доску.
Он может бить его сорок раз, но не больше, так что он не бьет его гораздо большим количеством полос, чем эти, и ваш брат не унизится в ваших глазах.
У него было сорок сыновей и тридцать внуков, которые ехали на семидесяти ослах; и он судил Израиль восемь лет.
Было более сорока, кто сформировал этот заговор.
Так что не слушайте их, так как более сорока из них ждут того, кто связал себя проклятием не есть и не пить, пока не убьют его; и теперь они готовы и ждут от вас обещания.”
Когда он оглянулся и увидел их, он проклял их во имя Господа. Тогда две самки медведя вышли из леса и сорвали сорок два парня их числа.
Он сказал: «Возьми их живыми». Итак, они взяли их живыми и убили их в яме Бефеда, сорок два человека; и он не оставил ни одного из них.
Города, которые вы дадите левитам, будут шестью городами убежища, в которые вы дадите убийце бежать; и в дополнение к ним ты дашь сорок два города.
Предположим, пятидесяти праведникам не хватает пяти. Ты уничтожишь весь город из-за пяти? И Он сказал: «Я не уничтожу его, если найду там сорок пять.”
Он был обшит панелями из кедра над боковыми камерами, которые были на 45 столбах, по 15 в каждом ряду.
Посеяли Мак
(Агния Барто)
Третий класс посеял мак,
Не на клумбе, просто так.
Прибежал третий класс
К Анне Алексеевне.
Все кричат: — Поздравьте нас:
Мы цветы посеяли!
Маки — новые сорта,
Все оттенки, все цвета.
Третий класс посеял мак,
А растёт какой-то злак!
Прибежал третий класс
К Анне Алексеевне.
Все кричат: — Спасите нас,
Мы не то посеяли!
Тут вожатая звена
Говорит: — Моя вина:
Перепутала пакеты,
Раздавая семена!
Все сказали: — Не беда,
Ошибиться иногда —
Это может всякий!
Пусть хоть что-нибудь растёт,
А на следующий год
Мы посеем маки.
Прибежал третий класс
К Анне Алексеевне.
Все кричат: — Поздравьте нас,
Злаки мы посеяли!
Анализ стихотворения «В школу» Барто
Произведение «В школу» Агнии Львовны Барто – хрестоматийный рассказ о важнейшем событии в жизни целой семьи.
Стихотворение написано в 1940-е годы. Поэтессе в эту пору около 40 лет, годы Великой Отечественной войны она вместе с детьми провела в Свердловске. Там она познакомилась с П. Бажовым, устроилась на завод, старалась внести посильный вклад в журналистику. В тот же период она еще раз попробовала себя в качестве киносценариста для детского фильма «Слон и веревочка». В жанровом отношении – поэтический рассказ с толикой юмора, стихи хореические, рифмовка перекрестная сочетается с холостой, 8 строф. Лирический герой – первоклассник Петя. Точнее, будущий первоклассник, осталось ночь пережить. Поэтессе удается передать всю гамму чувств ребенка, предвкушающего новый, совсем взрослый, этап в своей жизни. Открывается стих сакраментальным вопросом. Да ведь герой «теперь не просто мальчик». Он же школьник. Вот и выглаженная форма на стуле, и новенький портфель. «Отложной воротничок»: детали тогдашней советской школьной формы. Петя пойдет в школу в ученической курточке с тем самым обязательным воротничком, фуражке с кокардой, с ремнем и пряжкой.
Поэзия А. Барто сопровождает ребенка с самого раннего возраста, забавляя и поучая его. Даже переступая порог школы, он не расстается с творчеством поэтессы. Лексика разговорная, близкая к детской речи («ужасно испугался»). С улыбкой автор описывает волнение Пети (кстати, имена – одна из важнейших черт поэзии А. Барто, возможность придать достоверность, узнаваемость ситуации). Незнакомая дотоле ответственность снедает первоклассника: «оделся в две минуты». Пожалуй, пройдет немного времени, и он не будет столь охотно вставать по утрам в школу. Глубокой ночью, с пеналом в портфеле (еще бы, ведь он такой красивый), Петя выскакивает в прихожую. Ему не нужны сопровождающие, и даже традиционный букет цветов. Хорошо, что у папы бессонница – он услышал шорох. Даже соседи невольно оказались причастны к завтрашнему событию. Тоже не спят, хотя в школу и не собираются. Рефрены, перечислительные градации подчеркивают ночной переполох. В эту ночь выспались только бабушка с дедушкой, однако и у них были тематические сны: ответы у доски. Опять-таки, невзначай показаны семейные связи, понятие дома. Композиция стиха кольцевая. Начало и финал повторяют друг друга. Прозаизм: электричество. Топоним: Москва-река (значит, дело происходит в столице). Числительные придают правдоподобия: две минуты, десять раз. Много звонких, простых, глагольных рифм. Анафора: даже.
Детство в стихах А. Барто не только советское. В главном – оно универсально. Свежесть восприятия мира, юмор, ненавязчивые нравственные уроки – основа нестареющей поэзии.
Пословица
(Агния Барто)
К бабушке Савельевне
Мы в колхоз идём.
Утопает в зелени
Невысокий дом.
Нам шуметь не велено,
Тихо входим в сад.
— Бабушка Савельевна,
Впустите ребят?
Старые пословицы
Собирает класс,
Потому приходится
Беспокоить вас.
Засмеялась бабушка,
Шутит: — Ну и ну!
До двухсот, ребятушки,
Вряд ли дотяну.
Но скажу по совести —
Восемьдесят есть.
Вам нужны пословицы?
Что ж, прошу присесть!
Говорит Савельевна:
— Где у вас тетрадь? —
Бабушка помедлила,
Стала вспоминать.
Двадцать две пословицы
Вспомнила подряд.
Двадцать две пословицы —
Это целый клад!
А всего собрал их класс
Чуть не полтораста.
Мы их держим про запас,
И они не в бровь, а в глаз
Попадают часто.
Ноет кто-то из ребят:
— Скучно, делать нечего.
А ему кричит отряд:
— «Лежит лежень до вечера»!
Нынче в лагере кино,
Шурке нездоровится.
Говорит ему звено:
— Про тебя пословица:
«Заболели кости,
Так не думай в гости».
Суп дежурная сварила
Вместе с мухомором.
Чуть беды не натворила!
Ей сказали хором:
— «Какова Аксинья,
Такова ботвинья».
Что ж, Савельевна права,
Помним мы её слова:
«Пословица
Ввек не сломится».
Кого считать красивым
(Агния Барто)
Мальчишки, пять учеников,
Подсчитывали, множили:
— Мы сто четырнадцать жуков
Сегодня уничтожили!
Нет, на красивого жука
Не поднимается рука.
Так хорош его наряд:
Он в зелёном кителе.
— Ты пойми, — ей говорят,—
Что жуки — вредители.
— Не могу убить жука!—
Затвердила Настенька.—
Я не тронула пока
Даже головастика.
Сказали мальчики: — Постой,
Ты что считаешь красотой?
Он губит лес, лесной массив,
И он, по-твоему, красив?
Посовещались пять мальцов,
Решили так в конце концов:
— Пускай красив ты с малых лет
И хорошеешь с каждым годом,
Но, если ты приносишь вред,
Считать тебя уродом!
Стихи про сороку для детей: 20 лучших
Сайт «Мама может все!» собрал самые интересные стихи про сороку для детей. Прочитайте их с детками, познакомьте своих малышей с этой птицей. Обсудите вместе чем она отличается от других птиц.
***
Сорока-белобока,Где была? – Далеко!Печку топила,Кашку варила,Хвостиком мешала,На порог скакала,Деток покликала:«Детки вы, детки,Собирайте щепки,Наварю я кашкиЗолотые чашки!»
***
***
***
***
***
Длиннохвоста, белобокаГоворливая сорока.На верхушке дерева высоко сидит,Об опасности в лесу всех предупредит!
***
***
Везде заметишь ты сорокуМодницу в чёрном, но белобоку,Словно кузнечик стрекочет онаС длинным хвостом и болтлива слегка.И перед тем, что сверкает, блеститСорока-воровка не устоит.
***
***
Прилетела к нам сорокаБелогруда, белобока,Потрещала, поскакала,Грядку рыхлую примяла,Клювом кое-где порыла,Хвостик в луже помочила,Потом пёрышки встряхнула,Разбежалась и вспорхнула!
***
***
***
А сорока на хвостеНовости несет уже.Натрещавшись, замолчала:«Ах, устала я, устала.»
***
***
***
***
***
***
***
Словно в платье от Версаче,По двору сорока скачет.
И стрекочет, и стрекочет,Будто бы сказать мне хочет:
— Посмотри же на меня,Какая я нарядная.
Источник
Бедняга крот
(Агния Барто)
Был дождик, слякоть, мокрота,
Вдруг около ворот
Нашла вожатая крота:
— Какой красивый крот!
А для живого уголка
Он настоящий клад:
Там нету жителей пока,
Хотя висит плакат
На стенке около дверей:
«Не забывай кормить зверей!»
И вот мальчишки для крота
Несут червей из-под куста.
Он открывает рот —
Он очень умный крот.
С утра девчонки на посту,
Приносят гусениц кроту.
Он открывает рот —
Он очень умный крот.
Но разнеслась однажды весть —
Крот ничего не хочет есть!
Съедал жука в один присест
И вдруг теперь не пьёт, не ест.
Дневник вожатая вела
Про все отрядные дела
И написала и о том,
Что были трудности с кротом:
В отряде сорок октябрят,
И все кормить его хотят,
А он один всего!
Ему-то каково?
Бедняга крот! Он жив пока,
Но для живого уголка
Придётся нам скорей
Искать других зверей.
Стихотворения для детей младшего дошкольного возраста
Агния Барто «Слон»
Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Агния Барто «Самолёт»
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
Агния Барто «Игрушки мишка»
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу —
Потому что он хороший.
Агния Барто «Бычок»
Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.
Агния Барто «Грузовик»
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык —
Опрокинул грузовик.
Агния Барто «Лошадка»
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Агния Барто «Мячик»
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
— Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Агния Барто «Зайка»
Зайку бросила хозяйка —
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Агния Барто «Козлёнок»
У меня живёт козлёнок,
Я сама его пасу.
Я козлёнка в сад зелёный
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду —
Я в траве его найду.
Агния Барто «Кораблик»
Матросская шапка,
Верёвка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
— Прокати, капитан!
Агния Барто «Девочка-рёвушка»
Что за вой? Что за рёв?
Там не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка —
Это Ганя-рёвушка
Плачет,
Заливается,
Платьем утирается…
Уу-уу-у!..
Вышла рёва на крыльцо
Рёва сморщила лицо:
— Никуда я не пойду!
Мне не нравится в саду, Уу-уу-у!..
Вот вернулась Ганя в дом,
Слёзы катятся ручьём:
— Ой, пойду обратно!
Дома неприятно!
Оо-оо-о!..
Дали Гане молока.
— Эта кружка велика!
В этой не могу я!
Дайте мне другую!
Уу-уу-у!..
Дали рёвушке в другой,
Рёва топнула ногой:
— В этой не желаю!
Лучше дайте чаю!
Аа-аа-а!..
Уложили Ганю спать,
Плачет рёвушка опять:
— Ой, не буду спать я!
Ой, наденьте платье!
Уу-уу-у!..
Тут сбежался народ,
Чтоб узнать: кто ревёт?
Кто всё время плачет?
Что всё это значит?
Видят — девочка стоит,
Очень странная на вид:
Нос распух, что свёкла,
Платье всё промокло.
Оо-оо-о!..
Уу-уу-у!..
— Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.
Агния Барто «Девочка чумазая»
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты руки так измазала?
Чёрные
ладошки;
на локтях —
дорожки.
— Я на солнышке
лежала,
руки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
будто закопчённый.
— Я на солнышке
лежала,
нос кверху
держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
— Ах ты, девочка чумазая,
ноги в полосы
измазала,
не девочка,
а зебра,
ноги —
как у негра.
— Я на солнышке
лежала,
пятки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.
Громко девочка кричала,
как увидела мочалу,
цапалась,
как кошка:
— Не трогайте
ладошки!
Они не будут белые:
они же загорелые.—
А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ
Оттирали губкой нос –
разобиделась до слёз:
— Ой, мой бедный носик!
Он мыла
не выносит!
Он не будет белый:
он же загорелый.—
А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.
ПОМОЩНИЦА
Отмывали полосы —
кричала громким голосом:
— Ой, боюсь щекотки!
Уберите щётки!
Не будут пятки белые,
они же загорелые.—
А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.
— Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.
Агния Барто «Помощница»
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.
Книжки под дождем
(Агния Барто)
Шумит над лагерем гроза,
Гремит июльский гром.
Вдруг без плаща, без картуза
Вбегает мальчик в дом.
С него вода течёт рекой.
Откуда он? Кто он такой?
— Постойте, дело не во мне!—
Кричит этот чудак.—
Промокли книжки на спине!
Спасайте мой рюкзак!
Промокли сказки, том второй.
«Кот в сапогах» совсем сырой!
— Чудак, с тебя течёт вода!
Ты объясни нам, кто ты?
А он твердит: — Беда! Беда!
Сырые переплёты!
Я из колхоза «Большевик»,
Меня зовут Алёша.
В овраге дождь меня настиг,
А я же книгоноша.—
Он трёт промокший переплёт,
Он дышит на обложку.—
Я пережду, гроза пройдёт —
И снова в путь-дорожку.
Теперь почтительно, на «вы»,
С ним говорят ребята:
— Вы мокрый с ног до головы,
Зачем спешить куда-то?
Девчонки, несколько подруг,
Приносят доску и утюг:
— Сейчас мы всё уладим —
Обложки мы прогладим.
И вам рубашку заодно
Сейчас прогладит Варя.
— Да я просох давным-давно!—
Их уверяет парень.
В одну минуту на своём
Девчонки настояли —
Сидит Алёша за столом
И сохнет в одеяле.
Но вот проглажен переплёт,
За ним другой и третий.
И летний дождь уже не льёт,
И в окна солнце светит.
Повеселело всё кругом,
И высох «Кот» под утюгом.
Надев рубашку и рюкзак,
Сказал Алёша: —Значит, так —
Спасибо за заботы! —
А все в ответ: — Ну что ты!
Кричат девчонки: — Добрый путь,
Ты загляни к нам как-нибудь!
Смеётся он: — Привет пока!
Приду, когда промокну!—
И, провожая паренька,
Весь лагерь смотрит в окна.
Санитарная Комиссия
(Агния Барто)
Открыты двери настежь —
Пожалуйста, входите,
Коля, Оля, Настя
И Никитин Витя.
Входите в эти двери,
Смотрите, нет ли пыли.
Можете проверить —
Пол недавно мыли.
Тепло ли или ветрено,
В погоду и в ненастье,
У нас всегда проветрено,
Смотрите, Витя, Настя!
Проверили? Поверили,
Что чисто в лагерях?
Проверили? Поверили,
Что нет у нас нерях?
Коля, Оля, Настя
Всем сказали: «Здрасте!»
Приподняли подушки,
А там лежат…
Лягушки,
Четыре пары тапочек,
Десять старых тряпочек,
Восемь щёток
Для зубов,
Двадцать пять
Гнилых грибов…
Нужно выселить
Лягушку!
Нужно выстирать
Подушку,
Нужно с сыростью
Бороться —
Здесь кровать,
А не болотце…
Здесь и тапочкам
Не место!
Десять тряпочек —
На место!
Восемь щёток —
На места!
В нашей спальне
Чистота.
Вот теперь проверили,
Что чисто в лагерях,
Вот теперь поверили,
Что нет у нас нерях.
Все на всех
(Агния Барто)
Приехали! Приехали!
Родители приехали!
С конфетами, с орехами
Родители приехали!
Девочки и мальчики
Прыгают от радости:
В каждом чемоданчике
Яблоки и сладости.
Вот для дочки
Танечки
В узелочке
Прянички.
А вот это пироги,
Для себя их береги.
Вот для сына
Петеньки
Леденцы
В пакетике.
Это Пете моему,
Это больше никому!
И с пакетами в руках
Уплетают в уголках
Друг от друга
По секрету
Кто пирог,
А кто конфету.
Ходит Витя
Мимо всех:
«Хоть бы мне
Один орех!
Не дождался
Я отца,
Остался я
Без леденца».
Вдруг ребята
Встали с мест:
— Мы едим,
А он не ест?
Товарищи
Родители!
Хотите,
Не хотите ли,
Но кладите
Всё на стол
И делите
Всё на сто!
Что мы сели
По углам?
Всё поделим
Пополам…
Разделите
Всё на всех:
Вам орех,
Нам орех…
Всё у всех,
Ребята, есть?
Начинайте
Есть!