Урок 3. Сказка. Виды сказок
Цель урока. Продолжить знакомство со
сказкой; познакомить с терминами “сказка”,
“присказка”, “зачин”, “концовка”,
“премудрости” сказки.
I. Проверка домашнего задания
Дети читают придуманные загадки, класс
определяет, к какому типу они относятся. Во время
проверки загадок определённого типа класс
оценивает правильность их классификации.
II. Есть ли у вас любимые сказочные герои?
Как вы думаете, могут ли поселиться в одном
домике все названные вами герои? (лиса, кот,
медведь; Аладдин, Баба-яга, царь, мужик,
Снегурочка)
Раньше мы как-то не задумывались о том, какие
бывают сказки. А оказывается, сказки можно
разделить на три большие группы.
Задание для работы в парах (с. 9 учебника,
статья «Русские народные сказки»).
Какие герои действуют в волшебных,
социально-бытовых, сказках о животных. После
ознакомления со статьёй учебника заполняется
таблица.
Волшебные | О животных | Социально-бытовые |
Персонажи, герои | ||
Заступник, злодей, страдалец, чудесные помощники. |
Животные | Обычные люди |
Теперь можно вернуться к домикам и расселить
персонажи, прокомментировав своё решение.
III. Сообщение учителя
Сказки — произведения большого искусства. Кто
же создал эти сказки? Реальными создателями
сказок, конечно, были их исполнители — многие и
многие безымянные сказочники (бахари).
Чем же сказки отличаются от других жанров?
Сказка — художественное повествование
фантастического, приключенческого, бытового
характера.
Композиция сказки (построение художественного
произведения):
- присказка;
- зачин;
- концовка.
Дети, работая со статьёй учебника на странице 10,
находят значения терминов (“присказка”,
“зачин”, “концовка”), приводят примеры.
Сказку можно узнать по сказочным
“премудростям”:
- постоянные эпитеты (Иван-Царевич, добрый
молодец, красно солнышко); - троекратные повторы (за тридевять земель, в
тридевятое царство, три сестры, три испытания и
т.д.); - повторы слов в разных частях сказки;
- “формулы” — особые слова, которые повторяются
из сказки в сказку (конь бежит, земля дрожит; что,
Иван-Царевич не весел, буйну голову повесил; не
горюй, ложись спать, утро вечера мудренее…).
Все эти особые подсказки народ придумал для
того, чтобы было легко запоминать и рассказывать
произведение.
— Можно ли сказать, что слова “сказка” и
“рассказ” синонимы?
— Собиратель сказок и сказочник (бахарь) —
одно и то же?
— Одинаковые ли это вещи — читать сказки и
рассказывать их?
IV. Оформление памятки «Как рассказывать
сказку»
1. Рассказывай медленно, плавно.
2. Сохраняй сказочные «премудрости».
3. Действие в сказке то замедляется, то
убыстряется, повторяется трижды.
4. Начинай с присказки, завершай концовкой.
V. Задание на дом
Подготовить пересказ сказки «Василиса
Премудрая».
Не ешь меня
Испугался Змей Горыныч, на коленки становится, просит:
— Не ешь меня!
— Ну что ж, — говорит Иван, — хочешь жив остаться, отдай мне гусли-самоигры.
Обрадовался Змей Горыныч.
— Бери! — говорит. — Будут у меня гусли еще втрое лучше!
Змей Горыныч Ивана наградил, далеко проводил. Приезжает домой Иван. Повесил в избе гусли-самоигры.
Запели, заиграли гусли. Лисица в цимбалы ударила. Кот песню завел. Гусак плясать пошел. Веселье началось. Хвалит старик Ивана, а братьев бранит, со гвора гонит.
Задумались братья: как бы Ивана очернить?
Старший брат говорит:
— Знаете что, ребята? Слыхал я, есть в заморском царстве Марья-королевна. Уж ее — то Ивану не достать. Пошли они к старику:
— Ты, батюшка, еще всего не знаешь про хитрость Ивана. Хвалился он нам, что Марью-королевну достать может.
Призывает старик Ивана.
— Тут братья сказывают, что ты Марью-королевну достать можешь.
— Ой, батюшка! Знать не знаю ничего о Марье-королевне!
Старик слушать не хочет:
— Ты мне не перечь! Ни к чему мне такая речь. Ступай немедля. Чтоб представил мне Марью-королевну!
Заплакал тут Иван, пошел к коню:
— Ой, конь мой верный. Вот беда мне какая!
А конь говорит:
— Это — беда не беда, впереди будет беда. Собирайся, хозяин, в дорогу.
Что Ивану делать? Забирает он с собой своего коня, гусли-самоигры, лисицу-цимбалку, кота-игруна, гусака-плясуна. Садится на корабль. Плыли-плыли. Приплывают к тому государству, где Марья-королевна живет.
Отец-царь пуще ока дочку бережет. Марья-королевна даже по двору гулять никогда одна не выходила. Распустил Иван паруса, остановил свой корабль против царского дворца. Заиграли гусли-самоигры. Ударила в цимбалы лисица-цимбалка. Запел кот-игрун. Пошел в пляс гусак-плясун. Заметалась по двору Марья-королевна:
— Ой, батюшка! Я такой музыки отроду не слыхала! Пусти меня на пристань — корабль посмотреть, музыку послушать.
Свадьбу бы
— Привез Иван шкатулку, — говорит. — На завтра свадьбу назначить.
Марья-королевна отвечает:
— Погоди-ка со свадьбой. Не все еще ты для меня сделал. Есть в море двенадцать кобылиц, пригони их мне сюда:
Призывает старик Ивана.
— Чтоб были мне двенадцать морских кобылиц!
Заплакал Иван и пошел к коню на совет:
— Ой, конь мой верный! Вот мне беда!..
Выслушал его конь и говорит:
— Теперь беда. Ну, что будет, то будет. Готовь двенадцать кож, двенадцать пудов бечевы, двенадцать пудов смолы и три пуда железных прутьев. Поедем к морю за кобылицами.
Приготовил Иван все это. Подъезжают они к морю.
Развел Иван огонь, поставил на него котел со смолой. Кожами коня уматывает, бечевой увязывает, смолой заливает. Когда он двенадцать кож намотал, двенадцатью пудами смолы залил, конь говорит:
— Смотри на то место, где я в море прыгну. Пойдут по воде белые пузыри, ты не тревожься: это я кобылиц из стойла выгоняю. А вот если кровавые пузыри увидишь, бери железные прутья и прыгай ко мне на помощь. Знай, что одолели меня морские кобылицы.
Прыгнул конь в море, а Иван сидит на берегу, на то место смотрит, где конь скрылся. Через два часа пошли по воде белые пузыри. Трех часов не прошло, выскочили на берег морские кобылицы, а за ними Иванов конь.
Глядит Иван, осталась на коне только одна кожа не порванной. Одиннадцать кож морские кобылицы погрызли, копытами побили.
Урок 2. Загадки
Цель урока. Познакомить с происхождением и
природой загадок; развивать умение отгадывать и
сочинять загадки.
I. Проверка домашнего задания
Учащиеся, подготовившие карточки для лото,
проводят игру. Учащиеся, написавшие рассказ или
сообщение, читают свои работы в группах. Группа
выбирает понравившуюся работу, и она
предлагается вниманию класса.
II. Новая тема
— На доске записаны два текста. Определите, к
какому жанру они относятся.
Лёжа лежал,
Да и в речку побежал.
Круглая, а не месяц,
Жёлтая, а не масло, с хвостиком, а не мышь.
— Как вы определили, что это загадки?
— Чем загадка схожа с пословицей и
поговоркой?
III. Как “сделана” загадка?
Загадка, как правило, состоит из одного
предложения. Загадки бывают трёх основных типов.
Первый тип — простое перечисление
признаков загаданного предмета.
Второй тип — последовательное сравнение
загаданного предмета с разными предметами по
одному признаку, потом загадываемый предмет
сравнивается с другим предметом, но уже по
другому признаку. Сравнение бывает открытое с
помощью слова “как”.
Бывает и отрицательное сравнение с помощью
слов “не …, а …”.
Третий тип — “скрытое” сравнение
(метафора), которое без знания отгадки вызывает в
воображении противоречивую картину жизни.
Класс делится на группы или пары (в зависимости
от оставшегося времени). Группа (пара) получает
карточку с загадкой и определяет, к какому типу
относится загадка.
Меж двух светил
Я в середине один.
Белые хоромы,
Красные подпоры.
Красненька, кругленька,
Листочки продолговатеньки.
Кто бежит без провода?
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
Зубастый зверёк
Грызёт с визгом дубок.
На лесной полянке
Красуется Татьянка —
Алый сарафан,
Белые крапинки.
Жу-жу-жу-жу.
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
И звук “ж” твержу.
Эй, звоночки, синий цвет, —
С язычком, а звону нет.
Какой колокольчик не звенит?
Мохнатенькая, усатенькая,
Молоко пьёт, песенки поёт.
С хозяином дружит, дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост — колечком.
Пять чуланов — одна дверь.
Два брюшка — четыре ушка.
От топота копыт
Пыль по полю летит.
Архип осип.
Осип охрип.
Параллельно идёт отгадывание загадок и
определение их тематики.
V. Знакомство с литературными загадками
Многие детские поэты сочиняют загадки, следуя
народным образцам. Авторские загадки легче
отгадываются.
Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас. (С.Маршак)
Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной… (К.Чуковский)
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, —
Такое тёплое, такое пушистое и золотое. (К.Чуковский)
Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная. (К.Чуковский)
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!(К.Чуковский)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт — заплачет она и умрёт.(К.Чуковский)
VI. Происхождение загадок
Происхождение загадок относится к глубокой
древности. Учёные предполагают, что их
происхождение связано с условной, тайной речью, к
которой человек прибегал, не желая давать
настоящие названия животным, предметам и
явлениям. Охотник, боясь неудачи, окружал своё
занятие тайной. Не говорил, куда он идёт. Человек
стал употреблять “подставные” слова. С этими
“подставными” словами и связана народная
загадка, в которой неназванный предмет или
явление описывались путём указания на какие-либо
признаки, например: “Пошёл по тух-туху. Взял с
собой тав-тавту, нашёл я храп-тахту; кабы не
тав-тавта, съела бы меня храп-тахта” (“Пошёл я за
лошадью, взял с собой собаку и встретился с
медведицей”).
VII. Задание на дом (по выбору)
1. Сочинить свою загадку.
2. Подобрать загадки трёх основных типов.
3. Провести конкурс рисованных загадок.
Сказка Золотой конь
В некотором царстве, в некотором государстве жил старик со старухой. Старик охотою промышлял, старуха дома хозяйничала.
Жаден старик, а старуха еще пуще. Что старик ухлопает, то старуха слопает.
Вот встает рано утром старик и говорит:
— Поднимайся, старуха! Разогревай сковородку, пошел я на охоту. Ходил-ходил старик по лесу, ни зверя, ни птицы не нашел. А старуха сковородку грела, пока не покраснела.
Идет старик домой с пустой сумой. Видит — сидит на гнездышке птичка, под ней двадцать одно яичко. Хлоп! Убил ее.
Приходит домой.
— Ну, старуха, принес я закуску!
— А что же ты, старик, принес?
— Да вот убил на гнездышке птичку, взял под ней двадцать одно яичко.
— Ах ты, дурак старый! Не надо было птицу бить. Яйца-то ведь они, насиженные, никуда не годные. Садись-ка теперь сам, доводи их до дела.
И птицу жарить не захотела. Не стал старик перечить, сел в лукошко вместо наседки.
Гусли-самоигры
Пошел Иван к коню на совет:
— Ой, конь мой верный! Вот пришла моя беда!
Конь ему отвечает:
— Это — беда не беда, впереди будет беда. Иди спать. Утро вечера мудренее.
Встает Иван рано, седлает золотого коня, отправляется в густые леса. Ехали-ехали. Видят: стоит избушка на курьих лапках, на собачьих пятках.
Говорит Иван:
— Избушка, избушка, стань ко мне передом, на запад задом.
Повернулась избушка. Выходит из нее баба-яга, костяная нога — на ступе ездит, метлой подметает, пестом погоняет.
— Ах ты, добрый молодец! — говорит. — Зачем сюда заехал? Или тебе головы не жалко?
Иван ей отвечает:
— Эх, бабушка ты, старушка! Не спросила ты, какое у меня горе-беда! Накормлен ли я, напоен ли я или с голоду помираю? У нас на Руси дорожного человека злым словом не встречают, добром привечают. Сперва накормят, напоят, а потом и разговор ведут. Умилилась старушка его словам.
— Иди, — говорит, — парень, сюда. Моим гостем будешь.
Слезает Иван с золотого с коня. Входит в избушку на курьих лапках, на собачьих пятках. Сажает его старушка за стол. Накормила, напоила, про горе-беду расспросила.
— Ах, бабушка! Горе мое большое, — говорит, — Иван. — Как мне быть? Где мне гусли-самоигры добыть?
— Я, родимый, знаю, где эта диковинка.
— Ой, бабушка, расскажи, моему горю помоги!
— Парень-красота, жалко мне тебя. Трудное это дело. Есть у меня сестра, а у нее сын Змей Горыныч. Так эти гусли у него. Не любит он духу человечьего. Боюсь, как бы он тебя не съел. Ну уж я постараюсь для тебя — сестру упрошу, тебе помогу. Вот мой двор, а посреди двора — дубовый кол. Привяжи к нему коня за шелковые повода. А я дам тебе клубочек, держи его за кончик. Будет он катиться, а ты следом иди. Вот идет Иван, а клубочек впереди катится. Приходит ко двору Змея Горыныча. Заперты ворота на двенадцати цепях, на двенадцати замках. Постучался Иван. Вышла старушка — мать Змея Горыныча.
Урок 1. Что такое фольклор? Фольклорные жанры
Цель урока. Познакомить с терминами
“фольклор”, “жанры фольклора”; вспомнить
известные пятиклассникам жанры фольклора.
I. Игра «Литературное лото»
1. Учащиеся делятся на команды по 4 человека в
каждой команде.
2. Командам раздают карточки с напечатанными
литературоведческими терминами: “пословица”,
“поговорка”, “загадка”, “считалка”,
“скороговорка”, “потешка”, “колыбельная
песенка” и так далее.
3. Учитель читает тексты, учащиеся определяют
жанр. После чтения учителем дети совещаются.
Команда, у которой карточка с ответом, поднимаёт
её.
а)
б)
в) По платью встречают, по уму провожают.
г)
Баю — баюшки-баю,
Не ложися на краю —
Придёт серенький волчок,
Он ухватит за бочок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Катю не буди!
д) Наш Полкан попал в капкан.
е)
II. Сообщение учителя
Все отгаданные жанры относятся к фольклору.
Термин “фольклор”, который впервые в 1846 году
ввёл в науку английский учёный У.Дж. Томс, в
переводе означает “народная мудрость”.
Понимают этот термин по-разному: иногда под ним
подразумевают любое народное искусство (танцы,
музыку, резьбу по дереву и прочее), иногда —
только словесное.
Фольклор отличается следующими чертами: устная
форма бытования, опора на традиции,
непосредственность контакта исполнителя и
слушателя, коллективность, народность, сочетание
слова с элементами других видов искусства.
У всех народов существовали люди, связанные с
созданием и исполнением фольклорных
произведений. Это русские гусляры и скоморохи,
украинские кобзари, казахские и киргизские
акыны, французские трубадуры. Хороший сказочник
знал на память до десяти произведений.
Естественно, чтобы запомнить и воспроизвести
какое-нибудь произведение, народ выработал свои
подсказки. Это набор традиционных зачинов и
концовок, повтор слов, эпизодов, использование
фольклорных символов (кукушка, осина-горе), общих
типических мест (формула красоты — “ни в сказке
сказать, ни пером описать”; формула повелевания
— “встань передо мной, как лист перед травой”),
постоянных эпитетов.
Работа со статьёй учебника (с. 5–7).
Работа парами. Задание: найти в тексте
определение понятий. Привести пример из учебника
или свой. (Дети находят термины: “пословица”,
“поговорка”, “загадка”. Найденные термины
записывают в тетрадь.)
Составляется таблица.
Жанр | Задача жанра |
1. Пословица — краткое изречение.
Кратко и точно оценить характеры и
поступки людей.
2. Поговорка не выражает законченного
суждения, а лишь намекает на него.
Намекает (скрыто оценивает) различные
явления человеческой жизни.
3. Считалка — стихотворное
произведение прикладного характера. Имеет две
части. “Формула” — тот и выйдет вон.
Помочь весело распределить роли в игре.
4. Загадка иносказательно описывает
предмет.
Три типа:
1) перечисление признаков загаданного;
2) открытое сравнение признаков загаданного;
3) скрытое сравнение признаков загаданного.
Учит угадывать задуманное.
5. Побасёнка — разговор о действиях
героев, проявляющих их черты характера.
Высмеять плохие черты характера или
показать остроумие героя.
6. Небылица рассказывает необычную,
выдуманную, “перевёрнутую” картину жизни.
Весело учить различать
действительность и фантазию, развивать
воображение.
7. Потешка исполняется в процессе
действий, выполняемых малышами вместе с
взрослыми.
Весело учить малыша жестам, навыкам.
III. Итог урока
Учащиеся работают в группах. Учитель раздаёт
тексты.
Задание: определить жанр,
прокомментировать своё решение.
Карточки с текстами.
Ходит сок по лавке,
А дремота по избе,
Ищет — поищет деточку мою,
Где найдёт, тут и спать кладёт.
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей,
Две поплоше
Несли по два гроша.
Ягодка малина,
Медок, сахарок,
Поди вон, королёк,
Там тебе место — в кислое тесто.
— Тит, иди молотить!
— Брюхо болит!
— Тит, иди щи хлебать!
— Где моя большая ложка?
Едут, гонят семеро на конях,
Все на лошадях, в красных шапках.
По кочкам, по кочкам —
В ямку — бух!
Зимою греет,
Весною тлеет,
Летом умирает,
Зимой оживает.
Обманули дурака
На четыре кулака,
На пятое — стуло,
Чтоб тебя раздуло!
На шестое — колесо,
Чтоб тебя разнесло!
Из-за лесу, из-за гор
Едет дедушка Егор:
Сам на лошадке,
Жена на коровке, дети на телятках,
внуки на собаках.
IV. Задание на дом (по выбору)
1. Подобрать свои задания для карточек лото.
2. Написать рассказ, в который бы вошли
пословицы, поговорки, загадки.
3. Что такое обряд? Попытайтесь найти
материалы об этом виде фольклора.
Не бери золотого пера
— Не подымай, Иван, золотого пера, большая беда будет!
Не послушал Иван коня, поднял перо и за пазуху спрятал.
Съезжаются братья домой. Дает им старик приказ вычистить коней:
— Буду нынче смотр делать. Дал он старшим братьям щетки да мыло. Ивану ничего не дал.
Приуныл Иван. А конь его говорит:
— Не печалься, хозяин. Возьми золотое перо, махни туда-сюда — все будет как надо.
Вот братья повымыли, повычистили своих коней, а Иван только пером махнул: стал конь золотой, волос к волосу лежит, в гриву алые ленты вплетены, на лбу звезда сияет.
Выводят старшие братья на смотр старику своих коней. Все кони чисты, все хороши.
А Иван вывел — еще лучше. Конь пляшет золотой.
— Эх вы! — говорит старик. — Какой плохонький конек ему достался, а сейчас лучше ваших всех. Взяла братьев ревность:
— Давайте, ребята, придумаем, что бы такое на Ивана наговорить.
Приходят к старику:
— Ты, батюшка, не знаешь, какой наш Иван хитрый. Он нам не тем еще хвалился.
— А чем же он хвалился, ребята?
— Я, — говорит, — не то, что вы. Захочу, достану кота-игруна, гусака-плясуна и лисицу-цимбалку. Поверил старик. Призывает Ивана.
— Тут ребята про тебя говорят, что ты можешь достать кота-игруна, гусака-плясуна и лисицу-цимбалку.
— Нет, батюшка! Ничего я об этом не знаю.
— Как так не знаешь? Ты мне не перечь! Ни к чему мне такая речь. Хоть и не нужны они мне, а чтобы достал их непременно!
Урок 7. Конкурс «Лучший сказитель»
Цель урока. Обучение пересказу, обучение
устной монологической речи.
I. Проверка домашнего задания
Заслушивание пересказов. Во время
пересказывания слушатели выполняют роль
экспертов. Оценивают пересказ по следующим
параметрам:
Рассказывание должно быть медленное,
плавное.
Сохранена схема построения каждой группы
сказок.
Сказка должна начинаться с присказки
(зачина), завершаться концовкой (послесловием).
Сохранены сказочные “премудрости”.
Сказитель рассказывает не монотонно.
Действие в сказке то замедляется, то ускоряется.
II. Итог урока
Оценивание пересказов. Выбор «Лучшего
сказителя».
III. Задание на дом
Попробуйте свои силы, сочините сказку.
На пристань
Ну что стоит царю со своими слугами да сенными девушками ее просьбу исполнить? Упросила она отца.
Пустил он ее к морю корабль посмотреть, музыку послушать. А сенным девушкам приказал не спускать глаз с Марьи-королевны, чтобы беды какой не случилось.
Корабль у самой пристани стоит. На нем все окна отворены, людей не видно. Оперлась царская дочь на подоконник, заслушалась чудесной музыкой. Заслушались и сенные девушки.
Не заметил никто, как подхватил Иван Марью-королевну на свой корабль. И понесли их быстро паруса. Увез Иван Марью-королевну. Прибыли они домой. Обрадовался старик, в пляс пустился. Плясал, покуда шапку не потерял.
— Теперь буду жениться, — говорит. Марья-королевна отвечает:
— Нет, погоди! Сумел меня увезти, сумей и шкатулку мою с уборами унести.
— А где же твоя шкатулка?
— Стоит моя шкатулка под тем столом, на котором батюшка-царь обедает.
Призывает старик Ивана:
— Вот тебе задача: привези мне шкатулку Марьи-королевны.
— Ой, батюшка, не смогу я! — отвечает Иван.
— Ты, Иван, мне не перечь! Ни к чему мне такая речь. Привезти шкатулку ты должен.
И разговора больше нет. Пошел Иван к коню на совет:
— Ой, конь мой верный! Вот когда мне беда!
— Это — беда не беда, впереди будет беда. Ложись спать, утро вечера мудренее.
Встает утром Иван, седлает коня, отправляется в то царство, откуда Марью-королевну привез. Навстречу старик-побирушка. Купил у него Иван одежду с сумой за сто рублей. Переоделся нищим. Подъезжает к царскому дворцу. Вынул золотое перо, махнул им туда-сюда, стал конь золотой. Пустил его Иван в царский двор.
Выбежали царские слуги и сам царь с царицей. Стали золотого коня ловить, забыли в доме двери затворить.
А Иван проворен был. Вбежал во дворец, схватил из-под царского стола шкатулку и в суму положил. Выскакивает на двор, кричит:
— Не смогу ли я пособить?
Вскочил на коня, угодил ногами в стремена. Ускакал и шкатулку увез.
Старик пуще прежнего рад.
Двадцать молодцев
Сидел он двадцать одну неделю. Высидел не двадцать птенцов, а двадцать молодцов. Одно яйцо осталось.
Старуха не унимается.
— Сиди, — говорит, — чтоб было кому работать, коров пасти, хозяйство блюсти.
Просидел он еще двадцать одну неделю. Старуха с голоду померла, а старик вывел на свет красавца молодца и назвал его Иваном.
Живет старик, поживает, добра наживает. Названные дети с утра до вечера работают. А старик похаживает, брюхо поглаживает, на работников покрикивает. Разбогател. Землю пшеницей засеял. Пришло время убирать. Наставили братья скирдов видимо-невидимо.
Стал старик примечать, что скирды пропадают. Зовет своих молодцов:
— Надо, дети, караулить!
Назначил всем черед — по ночи каждому сторожить. Ивану последняя ночь досталась.
Братья караул проспали, ничего не видали. Настала Иванова очередь. Пошел он в кузницу, отковал молот в двадцать пять пудов, в полтора пуда железные удила. Из пуда конопли узду свил.
Сел под скирдом, караулит. До полуночи просидел. Слышит конский топот: кобылица бежит, под ней земля дрожит, за ней двадцать один жеребенок.
Топнула она ногой, развалился скирд, жеребята его вмиг разметали.
Котел молотка
Пригнал Иван морских кобылиц домой. Марья-королевна ему говорит:
— Ну, Иван, сумей теперь от них надоить котел молока.
— Ой, Марья-королевна, — отвечает Иван, — не умею я их доить.
А старик стоит и приказывает:
— Ты мне не перечь! Ни к чему мне такая речь. Дои кобылиц без отказа!
Пошел Иван к коню на совет.
— Не горюй, хозяин, — говорит ему конь. — Это дело нехитрое.
Принялся Иван за работу. Надоил от морских кобылиц котел молока.
Говорит ему Марья-королевна:
— Надо теперь молоко вскипятить. Как закипит ключом, скажешь мне.
Пошел Иван к коню на совет.
— Ой, конь мой верный! Какой мне приказ дают!
Велят молоко кипятить.
— Не бойся, хозяин, — говорит ему конь. — Делай так, как я скажу. Закипит молоко, велят тебе прыгнуть в котел купаться. А ты стой и слушай: как заржу я в конюшне три раза, тогда прыгай.
Вскипятил Иван молоко. Из края в край закипело, ключом бьет.
Доложили Марье-королевне. Идет она со стариком к котлу Тот ее и на шаг от себя не отпускает.
Говорит она старику:
— Надо тебе в кипучем молоке искупаться, тогда я за тебя замуж пойду.
Испугался старик:
— Нет, пускай сначала Иван испробует.
Беда мне
Загоревал Иван, пошел к своему коню на совет:
— Ох, верный мой конь, беда мне… А конь говорит:
— Это — беда не беда, впереди будет беда. Садись на меня, поедем добывать заказанное.
Отправляется Иван в чужие города. Остановился конь у высоких хором и говорит:
— Живет здесь богатый купец. Ступай к нему, проси продать кота-игруна, гусака-плясуна и лисицу-цимбалку. Будет просить он в обмен твоего коня. Ты соглашайся. Только смотри, когда будешь меня отдавать, сними с меня узду.
Сделал Иван, как велел конь. Отдал ему купец кота-игруна, гусака-плясуна, лисицу-цимбалку, а Иван — взамен своего золотого коня.
Уздечку снял. Говорит:
— Уздечка у меня дареная, непродажная.
Вышел в чисто поле, слышит — земля дрожит. Подбегает к нему верный конь.
— Ну, поедем домой, хозяин. Ушел я от купца. Привез Иван старику подарки. Сбежались братья смотреть на диво. Лисица в цимбалы бьет, кот песни играет, гусак пляшет.
— Эх вы! — говорит старик братьям. — Никуда вы не годны. Вот Иван у меня голова — все исполнил мои дела!
А те в ответ:
— Ох, батюшка, Иван не то еще знает. Сам хвастался.
— А что? Что он знает, ребята?
— Он нам, батюшка, говорил: «Я знаю, где гуслисамоигры достать».
Призывает старик Ивана:
— Иван, привези мне гусли-самоигры!
— Ох, батюшка, я их видать не видал, слыхать про них не слыхал.
Рассердился старик.
— Надоели, — говорит, — мне твои отпоры! Ты мне не перечь! Ни к чему мне такая речь. Чтобы достал гусли-самоигры!
Татарская народная сказка «Три дочери»
Разделы:
Начальная школа
Класс: 2.
Цели:
- Углубить знания учащихся о сказках как об одном
из жанров устного народного творчества. - Совершенствовать технику чтения, обогащать
словарный запас учащихся. - Развивать логическое мышление, память, речь
учащихся. - Воспитывать доброту, способность к
сопереживанию.
Оборудование:
- Таблица “Виды народных сказок”;
- предметные картинки: белка, паук, шишка, холст,
пчела, улей, черепаха, таз; - сборник татарских народных сказок;
- сигнальные карточки “”
и “”; - карточки с пословицами.
I. Организационная часть
Психологический настрой учащихся на
восприятие сказки “Три дочери”.
На дворе весна. Солнышко улыбается. Вот его
лучики доходят до нас и словно говорят: “Доброе
утро, ребята!”. Давайте мы тоже всем скажем
“Доброе утро!”, улыбнемся друг другу и примемся
за работу.
II. Проверка домашнего задания
Сначала проверим, как мы выполнили домашнюю
работу.
– Напомните мне, пожалуйста, какое было
домашнее задание?
– Кто порадует нас своим чтением?
1. Чтение отрывка нанайской сказки “Айога” –
разговора матери и дочки, матери и соседской
дочери (стр.299, 300).
2. Орфографическое чтение пословицы с доски:
Личиком белёнек, да душой черненек.
Ответы на вопросы:
– С кем из героев этой сказки можно соотнести
данную пословицу?
– Почему? (в душе – черствый, равнодушный, не
отзывчивый – “черная душа”)
– Чему учит нас эта сказка?
3. Обобщение. Оценки за выполнение домашней
работы.
III. Подготовительная работа
1. Артикуляционная гимнастика – проведем
“зарядку для язычка”.
, , , .
2. Внимательно слушаем и дружно
проговариваем чистоговорку:
– “Ребята, обратите внимание, что некоторые
слова из чистоговорки встретятся в новом
произведении. О каких словах из чистоговорки вам
хотелось бы прочитать”
3. Словарная работа (на доске)
Дочь – дочери, таз – тазы, два таза;
быстрый, дружок, рассердилась.
Холст – льняная (полученная изо льна –
растения) грубая ткань.
Ярмарка – большая торговля разными товарами
(продукты питания, одежда, обувь) с играми,
шутками, песнями.
Ребята, послушайте стихотворение, где
описывается, как в старину проходили ярмарки:
Пляски, веселье и угощенье!
Весёлые гармошки, балалайки да матрёшки!
Скорее, скорей, честной народ!
Задорная ярмарка зовёт!
Повторное орфографическое чтение слов с доски.
4. Офтальмопауза. Релаксация.
Упражнение для пальчиков “Кормим птичек”,
“пары”, “домик”.
IV. Работа над новым материалом
- Чтение названия сказки (с доски).
- Чтение сказки учителем (дети слушают).
- Проверка первичного восприятия.
– Назовите главных героев сказки?
– Кто из них вам нравится? Почему?
– Кто не понравился? Чем?
– К какому виду относится эта сказка?
Чтение сказки учащимися
Работа над идейным содержанием произведения.
– Что вы узнали о женщине? (выборочное чтение)
– Какими выросли ее дочери?
– Как вы понимаете выражение “Лицом похожие на
светлую луну”?
– Почему мать отправила белочку к дочерям?
– О чем она их просила?
– Почему к матери не пришла старшая дочь?
(выборочное чтение)
– Почему вторая дочь отказалась идти к матери?
(выборочное чтение)
– Как поступила третья дочь? (выборочное
чтение)
– Как бы вы поступили в данной ситуации?
– Как поступила белочка со старшими дочерьми?
(выборочное чтение)
– Что ее так рассердило в старших сестрах?
– В кого превратилась младшая дочь?
– Когда это произошло?
– Как вы думаете, почему младшая дочь
превратилась именно в пчелку?
– Чему учит это произведение?
6. Работа над пословицами.
На карточках написаны пословицы: начало на
одной карточке, а конец – на другой.
Ваша задача: соединить карточки так, чтобы
получились верные пословицы.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
При солнышке тепло, при матери добро.
Всякой матери своё дитя мило.
Материнская ласка конца не знает.
Мать кормит детей, как земля людей.
Хоровое орфографическое чтение пословиц.
Выразительное чтение пословиц.
– Какая тема объединяет все эти пословицы?
По предметным картинкам (даны на доске)
составить пары.
Найдите “лишнюю” пару. Почему вы выбрали эту
пару?
VII. Подведение итогов
– К какому виду сказок относится сказка “Три
дочери”?
Сопоставление татарской народной сказки с
русскими народными сказками.
В русских народных сказках часто соблюдается
принцип троекратного повторения:
три сына, три чуда, три превращения.
– Соблюдается ли принцип троекратного
повторения в татарской народной сказке?
– В каких эпизодах?
– Что узнали о жизни, быте татарского народа из
этой сказки?
– В нашей сказке младшая дочь месила тесто.
Какие традиционные блюда татарской
кухни она могла приготовить из теста?
– Чему мы учились на уроке?
– Что было самым трудным? А что показалось
неинтересным?
– Понравился вам урок или нет? (учащиеся
показывают карточками “” или “”.
Оценки за работу на уроке.
17.01.2012
Котел с кипучим молоком
Говорит Марья-королевна:
— Ну, Иванушка, все ты для меня сделал. Исполни и это: искупайся в кипучем молоке.
Котел ключом кипит, молоко через верх выплескивается. Снял Иван рубаху. Стоит возле котла, от верного друга известия ждет.
Заржал конь на конюшне три раза. Тут Иван в котел прыгнул. Три раза от края до края проплыл. Вышел на свет живой, невредимый. И так хорош был, а теперь совсем красавцем стал: кровь с молоком.
Говорит Марья-королевна старику:
— Ну, прыгай теперь ты!
Прыгнул старик в котел, и развалились его кости. Иванушка с Марьей-королевной повенчались. Я у них была, чай пила. Они за мной ухаживали, меня оглаживали, а я им сказки сказывала.
Помогу твоему горю
— Ох, парень молодой, зачем сюда — зашел? Мой сын прилетит голодный, он тебя съест!
Отвечает ей Иван:
— Бабушка ты, старушка! Не спросила ты у меня, какая моя беда. Голодный ли я, холодный ли? У нас на Руси дорожного человека злым словом не встречают, добром привечают. Сперва накормят, напоят, а потом и разговор ведут.
Умилилась старушка его словам, повела его в избу. Накормила, напоила, про беду-горе расспросила.
— Не печалься, парень-красота, — говорит, — Я твоему горю помогу.
Уже полночь подходит, скоро Змей Горыныч прилетит. Надо Ивана прятать.
Старушка говорит:
— Ложись под лавку. Я буду сына встречать, тебя, парня, защищать.
Вот в полночь прилетел Змей Горыныч. Летит — земля дрожит, деревья качаются, листья осыпаются. Влетел в избу, повел носом и говорит:
— Русь — кость пахнет.
А старушка ему отвечает:
— И-и, сыночек! По Руси летал, Руси набрался, вот тебе Русью и пахнет.
— Собирай, мать, поесть, — говорит Змей Горыныч.
Выдвигает старушка из печи целого быка, подает на стол ведро вина. Выпил Змей Горыныч вина, поел сладко быка. Повеселел.
— Эх, мать, с кем бы мне в карты сыграть? — говорит.
Старушка отвечает:
— Я бы нашла, дитенок, с кем тебе в карты сыграть, да боюсь — вред ему от тебя будет.
— Уважу я тебя, мать, — говорит Змей Горыныч. — Никакого вреда ему не сделаю. Больно мне охота в карты поиграть.
Позвала старушка Ивана. Вылазит он из-под лавки, садится за стол.
— А на что будем играть? — спрашивает Змей Горыныч.
Сделали они между собой уговор: кто кого обыграет, тот того и ест. Начали играть. День играли, два играли, на третий день обыграли Змея
Горыныча.
Урок 6. Социально-бытовые сказки. Сказка-анекдот
Цель урока. Знакомство с особенностями
бытовых сказок.
I. Проверка домашнего задания
Выслушать все предложенные детьми варианты.
Зафиксировать их на доске. Сделать вывод, что эти
сказки не являются ни волшебными, ни о животных.
II. Чтение по ролям сказки-анекдота
III. Выполнение заданий
— Как построена сказка-анекдот («Вазуза и
Волга»). Какой схеме построения сказки она
соответствует?
— Кто главный герой сказки?
— Кто помогает герою?
— Какие черты характера воспеваются
сказочником? Почему?
— Какие сказочные “премудрости” есть в
этих сказках?
— Есть ли в сказках концовки?
— Почему сказку так интересно назвали
«Сказка-анекдот»?
IV. Сообщение учителя
Слово “анекдот” восходит к греческому anekdotes —
неизданный, неопубликованный. Считается, что
мировая история анекдота началась с Византии (VI
век), когда историк и государственный деятель
Прокопий Кесарийский создал «Тайную историю»,
направленную против императора и содержащую
рассказы о неблаговидных поступках правителя и
императрицы Феодоры. Эти рассказы и стали
называться анекдотами, то есть произведениями,
содержание которых — тайная история, не имеющая
документального подтверждения, но при этом
вполне достоверная.
— Можно ли эту сказку назвать просто
анекдотом? Почему?
V. Задание на дом
Подготовить сказку для конкурса «Лучший
сказитель».