Русская народная сказка волшебные ягоды

Роль народных сказок в мировой литературе

Русские народные сказки. Виды сказок и художественные особенности каждого жанра

Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.

Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.

Сказка — один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Народные сказки делятся на три группы:

— сказки о животных — самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.

— бытовые сказки — герои этих сказок — крестьянин, солдат, сапожник — живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.

— волшебные сказки — герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.

Сказки о животных.

Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравятся сказки, в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие черты — думают, говорят, совершают поступки. По существу, такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не животных.

Отдать концы

Вышел на палубу, запер дверь крепко-накрепко и дал команду:

– Отдать концы!

А на корабле этого приказа только ждали. Быстро подняли паруса – и побежало судно в море. Мамки-няньки крик-вопль подняли, мечутся по пристани, плачут, а судно все дальше и дальше уходит. Дали знать во дворец. Прибежали царь с царицей, а судно уж из виду скрылось. Что тут делать? Царевна убивается, а царь приказал мамок-нянек под стражу взять. Потом велел клич кликнуть:

– Кто отыщет царевну, того женю на ней и при жизни полцарства отпишу, а после моей смерти все царство зятю достанется!

Охотников много сыскалось. По всему белу свету царевну искали, нигде не нашли.

В ту пору служил в солдатах Иван, крестьянский сын. Пришел ему черед в караул идти, царский заповедный сад стеречь. Стоит солдат под деревом, не спит. В самую полночь прилетели два ворона, сели на то дерево, где солдат стоял, и заговорили по-человечески. Один ворон промолвил:

– У здешнего царя единственная дочь потерялась. Три года искали – не нашли.

Другой в ответ:

– Ну, это дело нехитрое! Коли ехать прямо по морю на полдень, попадешь в царство Немал-Человека. От похитил царевну и держит у себя. Хочет выдать замуж за своего племянника, Змея Горыныча. Найти царевну легко, да живому оттуда не выбраться. Никому еще не удавалось одолеть Немал-Человека.

– Найдется сила и на Немал-Человека, – сказал первый ворон. – Есть на море-океане остров, живут там два леших. Тридцать лет они дерутся между собой, никак не могут поделить меч-самосек. Кто бы нашелся смел да удал, овладел тем мечом, тогда легко бы и с Немал-Человеком справился.

И улетели вороны. Как только пришло время смениться, Иван-солдат мешкать не стал, пошел во дворец.

– Зачем, солдат, пришел? – царь спрашивает.

– Хочу царевну отыскать! Отпусти меня!

Удивился царь:

– Немало и без тебя было охотников. Князья, бояре, купцы именитые да генералы искали царевну по всему белому свету – не нашли. Где ты, простой солдат, искать станешь, когда и сам нигде не бывал, ничего не видал!

Вылечу царевну

А Иван, крестьянский сын, отрастил бороду, прикинулся старым стариком и пришел к царю:

– Есть у меня лекарство – ото всех болезней помогает. И я берусь вылечить царевну.

– Коли правду говоришь, – обрадовался царь, – и дочь поправится, проси у меня, чего хочешь, а королевич особо тебя наградит.

– Не надо мне никакой награды. Веди меня к царевне да прикажи, чтоб никто не смел в покой входить, покуда сам не позову. Если станет царевна кричать – больно ей будет, все равно входить никому нельзя. А не послушаетесь – век ей от рогов не избавиться.

Оставили Ивана с царевной с глазу на глаз: запер он дверь крепко-накрепко, выхватил березовый прут и давай тем прутом царевну потчевать. Березовый прут – не ольховый: гнется, да не ломается, вокруг тела обвивается.

Вот тебе наука! Не обманывай вперед никого! Узнала царевна Ивана, крестьянского сына, стала кричать, на помощь звать. А он знай бьет да приговаривает:

– Не отдашь моего меча – смерти предам!

Покричала царевна, покричала, никого не дозвалась и взмолилась:

– Отдам меч, только не губи меня, Иванушка дорогой!

Сбегала в другую горницу, принесла меч-самосек. Взял Иван меч, выбежал из царевниных покоев, увидал на крыльце королевича с генералами ближайшими, взмахнул мечом – и повалились королевич с генералами замертво.

«Обману нету, меч подлинно мой!» Воротился в горницу, подал царевне целебные ягоды:

– Ешь, не бойся! У меня без обману!

Съела царевна красную ягоду – один рог отпал; съела вторую – другой рог отпал, и стала она здорова. Плачет и смеется от радости:

– Спасибо, Иванушка! Другой раз ты меня из беды вызволил, век твоего добра не забуду! Прогони королевича, а меня прости, и буду я тебе верной женой.

Отвечает Иван, крестьянский сын:

– Королевича твоего уже в живых нету. А ты с отцом, с матерью уходи куда знаешь, чтобы духу вашего тут не было! Не было у меня жены, да и ты мне не жена!

Прогнал Иван, крестьянский сын, царя с царицею да с царевной и с тех пор живет-поживает, беды никакой не знает.

Особенности волшебной сказки

В волшебной сказке — особый мир, где всегда происходит борьба добра со злом. И главный герой — храбрый человек, который побеждает зло. Даже если в начале сказки его представляют дурачком, бездельником (Иванушка-дурачок, Емеля), то в конце он обязательно красив и умён, как правило — награждён богатством и женится на первой красавице.

Женщины в волшебной сказке — очаровательны и обладают потрясающими умениями (Василиса, Марья Моревна, Елена Прекрасная).

Главному герою обычно помогают волшебные помощники (Сивка-бурка, Серый Волк и пр.).

Враги главного героя (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба-Яга) жестоки и невероятно сильны — но куда им до нашего героя! По традиции, герой трижды подвергается испытаниям, но всякий раз побеждает, и добро торжествует.

Чему учат бытовые сказки?

Бытовые сказки рассказывались и рассказываются детям для того, чтобы указать им правильное направление в жизни, научить их делать верный выбор. Ведь что такое бытовая сказка, если не поучение и наставление будущим поколениям? Она учит нас самому доброму и хорошему, ведь добро всегда побеждает зло, люди, готовые помочь, не пропадают в беде, а наши богатыри всегда готовы защитить свою родину.

Бытовые сказки обычно несут в себе идею о том, что надо быть трудолюбивым и умелым. Таким людям удается все. А неумелых и ленивых в этих сказках обычно высмеивают, и они остаются ни с чем. Так, в бытовых сказках с негативом относятся к господам и попам. Они обычно представляются жадными и ленивыми, а эти качества всегда неприятны людям. Более того, можно говорить о том, что в бытовых сказках ярко заметно социальное неравенство героев. Причем у людей низших сословий гораздо больше благородства и доброты, чем у более богатых. Роль бытовой сказки в том, чтобы обличать ложь и показывать именно социальные трудности и проблемы, существующие в обществе.

Виды народных детских сказок

Народная сказка пришла к нам из глубины веков. После тяжелого трудового дня или долгими зимними вечерами, при зажженной в избе лучине, люди складывали и слушали сказки. Потом пересказывали их друг другу, упрощая или приукрашивая, обогащая новыми героями и событиями. Так они и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Но сказки складывались не только ради развлечения, в них люди хотели выразить свое отношение к жизни. В народных сказках мы видим веру в разум, добро и справедливость, торжество правды над кривдой, прославление мужества и храбрости, пренебрежение к глупости, ненависть к врагам или насмешку над ними. Народная сказка позволяет ощутить связь с прошлым и дает возможность приобщиться к истокам народной культуры.

Народные сказки, в свою очередь, подразделяются на три вида:

  1. сказки о животных;
  2. волшебные сказки;
  3. бытовые сказки.

Сказки о животных. Животные испокон веков жили рядом с человеком, поэтому не удивительно, что они часто являются главными персонажами народных сказок. Причем в сказках животным часто присущи человеческие качества. Такой сказочный персонаж сразу же становится более понятным читателю. А роль человека в сюжете сказки может быть первостепенной, второстепенной или равноправной. По жанру бывают волшебные сказки о животных и кумулятивные (сказки-повторяшки). Отличительной чертой кумулятивной сказки является многократное повторение единицы сюжета, как, например, в «Репке» и «Курочке Рябе».

Волшебные сказки отличаются тем, что их герои действуют в фантастическом, нереальном мире, который живет и действует по своим особенным законам, отличным от человеческих. Такая сказка изобилует волшебными событиями и приключениями, будоража воображение. Волшебные сказки классифицируются по сюжету:

  • героические сказки, связанные с борьбой и победой над волшебным существом — змеем, людоедом, великаном, ведьмой, чудовищем или злым волшебником;
  • сказки, связанные с поиском или использованием какого-либо волшебного предмета;
  • сказки, связанные со свадебными испытаниями;
  • сказки об угнетенных в семье (например, про падчерицу и злую мачеху).

Бытовые сказки. Особенностью бытовых сказок является отражение повседневного народного быта и обыденной жизни. В них поднимаются социальные проблемы, высмеиваются отрицательные человеческие качества и поступки. В бытовой сказке могут присутствовать и элементы волшебной сказки. В бытовых сказках, как правило, высмеиваются жадные попы и глупые помещики, а герой сказки (мужик, солдат) выходит победителем из всех передряг.

История возникновения русской сказки как жанра

Исторические корни русской сказки уходят в глубокую древность. Каждый период жизни русского народа отражается в сказке и вносит в нее закономерные изменения. Обобщение и изучение этих изменений позволяет говорить об истории сказки. Точно становить, когда именно произошло определение русской сказки как жанра, невозможно.

Первые упоминания о русской народной сказке относятся к Киевской Руси, но ее истоки теряются в незапамятной древности. В феодальной Руси сказки были одним из наиболее широко распространенных жанров русского фольклора. В памятниках древнерусской литературы сохранилось много упоминаний о сказках и сказочниках.

Наиболее ранние сведения о русской народной сказке относятся к 12 столетию. Это позволяет предположить, что уже в Древней Рус сказка выделилась из устной прозы как отдельный жанр, размежевалась с легендой, преданием и мифом.

Русская сказка моментально откликалась на события современной жизни, поэтому на протяжении 12-17 столетий создаются новые сказки, которые не повторяют сюжеты, взятые из глубокой древности либо занесенные с чужбины.

Какие бывают виды детских сказок?


Нашу жизнь просто невозможно представить себе без сказок. Мы знакомимся с ними еще в раннем детстве. Из сказок мы впервые узнаем, что на свете есть хорошее и плохое, добро и зло. Сказки будят и развивают воображение, учат маленького человечка отличать хорошее от плохого, думать, чувствовать и сопереживать, постепенно подготавливая его к вступлению во взрослую жизнь. Сначала мама читает нам «Репку» и «Курочку Рябу», потом вводит в волшебный мир сказок Пушкина и Шарля Перро. А там мы уже и сами читаем удивительные сказки Николая Носова, Виталия Бианки и Евгения Шварца. А какие же бывают сказки?Сказки бывают:

  1. народные, или фольклорные;
  2. литературные, или авторские.

Цыган и черт — читать онлайн

Ехал цыган. Заезжат в одну деревню, стучит в дом — никто не отвечат. Он в другой дом стучит — никто не отвечат. Чё тако? Всю деревню обошел, никого в избах нету.На краю деревни маленька избушка стояла, цыган в нее зашел. Видит: на печке старик со старухой сидят, от страха дрожат, скукурючились. Цыган спрашиват:— Вы чё на печке сидите? Где народ?Они ему отвечают:— Наповадился к нам черт и всех людей сожрал. Теперь наша очередь. Велел поправляться, а то больно сухи да стары. Скоро ись прилетит. Тебя тоже съест.И точно. В этот момент в аккурат черт залетат. Увидел цыгана и говорит:— Я тебя съем!— Погоди, — отвечат цыган. — Давай-ка лучше поспоримся: кто кого победит, тот того и съест.— Ладно, — согласился черт.Вот начали спорить. Черт забират камень в лапу и давай давить изо всей силы. Давил, давил — камень в песок измял.Цыган виду не подает, держится так это. Тут у бабки на печке миска с творогом стояла. Он забират в кулак этот творог и давай тоже жать. Жиманул — вода сквозь пальцы побежала, сыворотка.— Вот как, паря, надо давить, — говорит. — А то у тебя кого — песок. Надо чтобы сок выгнать.Черт молчит, давай уже оглядываться. Потом говорит:— Знаешь чё, давай ты будешь мой старший брат, а я — младший.— Давай.Вышли из избы и пошли вместе по дороге. Идут, идут, видят: пасутся быки. Черт подскочил к одному, за хвост схватил и шкуру с него сдернул, с быка-то. Шкуру сдернул, кишки выкинул, мясо разделал.Говорит цыгану:— Ташши, брат, полну шкуру воды из колодца!Цыган шкуру забрал, пошел к колодцу, взял лопату и давай сруб окапывать. А черт ждал, ждал его, не дождался. Побежал к цыгану. Тот колодец окапывает.— Ты чё делашь?— Колодец выкапываю. Маленько подкопаю, сгребу и весь тебе принесу!— Да ты чё, паря, нам куды столь воды-то? Взял шкуру, опустил в колодец, полную воды набрал и унес к костру. Костер уже прогорел.— Вали, — говорит цыгану, — по дрова.Тот пошел, веревку взял с собой. Пришел в лес и давай лесины обвязывать. Черт ждал, ждал, не стерпел, опять бежит, ревет:— Тебя за смертью отправлять! Кого ты там делашь?— Лес обвязываю, счас тебе весь его и припру!— Не надо! Ты чё? — Сам одну сухостоину выворотил и уташшил. Цыган следом пришел. Поели, чаю попили. Черт быка почти что один умял. Посидели.Цыган говорит:— Пошли ко мне в гости?— Пошли.Идут. К костру подходят, а навстречу ребятишки, бегут, кричат:Папка идэ,Черта ведэ —Мы его съедэ!Черт испугался и удрал. Дескать, с цыганом свяжешься — проку не будет!

  • Сообщение об ошибке

Оценка

Голосов:

Прочитано 118

Отзывов

Лешие

Переправился Иван-солдат на берег, поднялся на крутую гору и пошел вдоль острова. Шел, шел, услышал шум в лесу – и вдруг выскочили навстречу два леших. Вырывают что-то друг у друга. Один кричит:

– Мой! Все равно не отдам!

А другой к себе тянет:

– Нет, мой!

Увидели Ивана-солдата, остановились, потом в один голос закричали:

– Рассуди нас, добрый человек! Достался нам в наследство меч-самосек. Меч один, а нас двое, и вот тридцать годов мучимся, бьемся – никак не можем поделить.

Солдат только того и ждал:

– То дело нехитрое. Я стрелу пущу, а вы бегите за ней. Кто скорее найдет стрелу да воротится, тому меч-самосек достанется.

На том и согласились. Полетела стрела, кинулись за ней оба леших, а Иван-солдат схватил меч-самосек да и был таков. Только успел подняться на палубу, как взвились паруса, и побежало судно в открытое море. Плыли еще день и ночь и приплыли в царство Немал-Человека.

Взял Иван-солдат меч-самосек и отправился царевну искать. Недалеко от берега увидал большой дом. Поднялся на крыльцо, распахнул дверь и видит: сидит в горнице царевна, слезами обливается, плачет. Взглянула на солдата:

– Кто ты таков, добрый молодец? Как сюда попал?

– Я Иван-солдат, пришел тебя из неволи выручать да домой увезти.

– Ох, молодец! Сюда-то дорога широка, да отсюда никому поворота нет. Погубит и тебя Немал-Человек, живого не выпустит.

– Кто кого погубит, видно будет, сейчас загадывать нечего, – отвечал Иван-царевич.

Обрадовалась царевна, перестала плакать.

– Как бы ты меня из неволи вызволил да к батюшке с матушкой увез, я с радостью бы за тебя замуж пошла!

– Ну, смотри, давши слово, держись! – сказал Иван-солдат.

Подала царевна Ивану свой перстень:

– Вот тебе мой перстень именной: я своему слову хозяйка.

Только успела вымолвить, как поднялся страшный шум.

– Схоронись, молодец, – крикнула царевна, – Немал-Человек идет!

Вскочил солдат за печь. В ту же минуту дверь распахнулась, ступил через порог Немал-Человек, заслонил собой белый свет: сразу все потемнело.

– Фу-фу-фу, давно на Руси не бывал, русского духу не слыхал, а русский дух сам пожаловал! Выходи, запечный богатырь, силой меряться! Положу тебя на ладонь, другой прихлопну, и останется от тебя грязь да вода.

– Рано, проклятое чудище, хвалишься: не по мне, а по тебе поминки справят!

Взмахнул Иван-солдат мечом-самосеком и отсек Немал-Человеку голову. Набежали слуги Немал-Человека, накинулись на Ивана-солдата, а он и слуг тем же мечом порешил, повоевал и повел царевну на корабль. Подул попутный ветер, и скоро они приплыли в свое государство.

Немецкая народная сказка

В немецких народных сказках отражаются давние периоды истории человечества. Также для немецких сказок характерна такая черта, как представление о переселении человеческой души в тело животного или растение.
Впервые рассказы эпохи классической древности появились в Германии в 9-10 вв. Они были привезены в страну странствующими жонглерами и актерами. Это были небылицы, сказки-загадки, сказки о животных, шванки.

Замечание 2

Шванк – это короткий рассказ комического содержания.

На развитие немецкой сказки большое влияние оказали сказки «Тысяча и одна ночь».

Как правило, немецкая сказка по композиции имеет двойное или тройное членение. Схему с двойным членением дает противопоставление бедности и богатства, добра и зла, низкого и высокого.

Немецкая сказка обнаруживает склонность к формулам. Например, для немецких сказок характерны числа 3, 7, 9, 12. Популярны в ней традиционные зачины и концовки. Повторы являются обычным приемом немецких народных сказок. В немецкой сказке очень редки песенные повторы. Главная характерная черта немецкой сказки – жестокое отображение реальности и наличие серьезной морали, воспитывающей определенные черты характера.

Опора литературной сказки на традиции устного народного творчества, стремление авторов сказок к соблюдению формул и канонов народного произведения делают возможным объединение народной сказки и авторской в один жанр. Рассмотренные отличия народной сказки от литературной не являются жанродифференцируюими, они только демонстрируют всю широту и многообразие жанра сказки. Народная сказка за долгий период существования подвергается литературной обработке, и авторские сказки корнями уходят в народные традиции.

Сказки о животных

Эта разновидность сказок — очень древняя. В чём-то сказки о животных сродни более поздним басням. Животные в сказках изображаются иносказательно и подразумевают вполне человеческие пороки: лень, коварство, трусость.

Самая популярная героиня таких сказок — лиса. Она хитрая, льстивая и мстительная. Часто в сказках о животных встречается и волк — глупый, жестокий. Ещё один отрицательный герой — медведь. Угнетатель, подавляющий всех своей силой, медведь тоже глуп и зачастую оказывается обманут.

Зайчик (как и, к примеру, мышка), зачастую угнетённый, обиженный персонаж. Положительных героев в сказках о животных не так много: обычно это кот и петух, которые сильными не являются, но помогают обиженным, ценят дружбу, радуются жизни.

Поделиться ссылкой

Жанровое своеобразие сказок

Каждому типу сказок присуще определенное жанровое своеобразие.

Задачей волшебных сказок является выражение уверенности в торжестве добра и справедливости. Такие сказки стремятся вызвать восхищение добрым героем, осудить злодея.

По типу конфликта различают следующие виды волшебных сказок:

  • Социально—классовые. В таких сказках герой борется с царем, с барином;
  • Героические. Здесь герой борется со злой волшебной силой;
  • Семейные. В сказках такого типа конфликт происходит в семье либо сказка носит характер нравоучения (педагогические сказки).

Общими особенностями волшебных сказок является наличие очевидного волшебства, фантастики, чуда. Герой в таких сказках сталкивается с волшебными силами. Также для волшебных сказок характерна осложненная композиция, многоэпизодность, расширенный набор изобразительных и выразительных средств. В волшебной сказке, как правило, описание доминирует над диалогом.

Задачей жанра бытовых сказок является высмеивание плохих черт характера, выражение радостного удивления умом, находчивостью и сообразительностью. Они бывают следующих типов:

  • Сатирические: антицарские, антибарские, антирелигиозные;
  • Анекдотические;
  • Сказки-насмешки;
  • Сказки-состязания.

Общими особенностями всех типов бытовых сказок является то, что в их основе лежит какое-то необычайное происшествие в рамках реальных отношений между людьми, а фантастика практически полностью отсутствует. Также в этих сказках имеет место чудесное допущение, в основе которого гипербола. Герой в бытовых сказках чрезвычайно хитер. Он может перехитрить кого угодно и остаться безнаказанным. В бытовых сказках, в отличие от волшебных, вместо волшебства используется смекалка. Смысловой акцент в этом жанре приходится на развязку. В повествовании широко используется диалог.

Задача сказок о животных состоит в высмеивании отрицательных черт характера, поступков. Эти сказки стремятся вызвать сострадание к обиженным и слабым. По типу конфликта такие сказки могут изображать:

  • Борьбу слабого зверя с хищником;
  • Борьбу хищников между собой;
  • Борьбу человека со зверем.

Замечание 3

Особыми подгруппами сказок о животных являются кумулятивные сказки и сказки о плутнях лисы.

Выделяют следующие особенности сказок о животных:

  • Антропоморфизм;
  • Специфический состав персонажей;
  • В конфликтах отражаются реальные взаимоотношения людей;
  • Суженный набор изобразительных и выразительных средств;
  • Облегченная композиция;
  • Обилие глаголов;
  • Широкое использование диалогов;
  • Быстродействие и малоэпизодность;
  • Введение малых фольклорных форм.

Замечание 4

Традиции сказки как самостоятельного жанра устного народного творчества не позволяли смешения типов.

Виды сказок. Сюжет и язык сказок

Замечание 1

Под сказкой мы понимаем и нравоучительные рассказы о животных, и волшебные сказки, полные чудес, и сатирические анекдоты, и авантюрные повести.

Каждый из перечисленных видов устной народной прозы обладает своими отличительными особенностями – своим содержанием, тематикой, языком, системой образов и т.д. Сказки различаются не только тематически, но и все характером своих образов, художественными приемами, особенностями композиции и всем своим стилем.

Характерный признак сказки – поэтический вымысел, а фантастичность – обязательный элемент сказки. Наиболее ярко проявляется это в волшебных сказках. Еще одной особенностью сказки является то, что она не претендует на достоверность. Часто действе в сказке переносится в неопределенное место, «тридевятое царство, тридесятое государство». И это подчеркивается фантастическими предметами, упоминающимися в сказках– шапкой-невидимкой, ковром-самолетом, скатертью-самобранкой, сапогами-скороходами и т.д. Читатель, слушатель переносится в сказочный мир, живущий по собственным законам. Здесь изображаются не только фантастические предметы и лица, но и явления реальной действительности.

Замечание 2

Сказка является результатом коллективного творчества народа, который пронес ее через столетия.

В сказках каждого народа отражается действительность, на основании которой они существовали. В сказках разных народов мира отражаются общие сюжеты, темы, образы, композиционные и стилистические приемы. Для всех сказок характерной является общая демократическая направленность. В них находят выражение народные надежды, стремление к счастью, любовь к родине, борьба за справедливость и за правду. Этим объясняется тот факт, что в сказках народов мира много общего. При этом каждый народ создает собственный своеобразный, неповторимый сказочный эпос.

Русские сказки делятся на следующие виды:

  • Сказки о животных;
  • Бытовые сказки;
  • Волшебные сказки.

Сюжет – это основной признак сказки, где противопоставляется действительность и мечта. В сказках персонажи контрастно противоположны. Они выражают прекрасное и безобразное (добро и зло). Но в любой сказке всегда побеждает добро.

Какие бывают сказки (классификация сказок)

Сказки бывают разные: Рассказанные и не рассказанные…

Начнем с того, что я приведу вам наиболее известные классификации сказок.

Итак, сказки бывают: народные и авторские. Народные – это те, у которых нет конкретного автора, сказка передавалась в народе из уст в уста и никто не скажет, кем же она была первоначально написана. Авторская – это сказка, у которой есть конкретный автор. Например, «Черная курица или Подземные жители» является авторской, потому что ее автор известен. Это Антоний Погорельский.

Следующая классификация касается не авторства, а содержания сказок. По этой характеристике сказки подразделяются на:

1. Сказки о животных;

3. Социально-бытовые (сатирически-бытовые).

Сказки о животных

Это те самые сказки, которые следует читать самыми первыми (до 5-6 лет). В них задействованы постоянные персонажи (медведь, волк, лиса, заяц, еж и др.). В основном указываются постоянные признаки животных (лиса – хитрая, медведь – сильный, кот – умный, заяц – боязливый и т.д.). Из этих сказок выделяются ковулятивные – подобранные по принципу сюжетной связи («Репка», «Колобок», «Теремок»). Многие из них — с детским языковым оттенком (мышка-норушка, котик – беленький животик).

Волшебные сказки

В них задействованы романтические герои, в которых воплощены самые лучшие качества человека. Обязательны для этой сказки: образ положительного героя + помощники + волшебные предметы. Главное в таких сказках: борьба за любовь, за правду, за добро. Для них характерен богатый язык, цветные определения, отрицательные персонажи – фантастические (Баба-Яга, Леший, Кикимора, Змей-Горыныч). Что касается строения волшебных сказок, то здесь обязательны сказочные зачин (жили-были), середина (утро вечера мудренее, долго ли – коротко) и концовка (и я там был, мед – пиво пил).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: