Характеристика фольклорных жанров
Поэма отличается большим разнообразием форм устного творчества. Писатель чередует исконно русские тексты и собственные авторские, стилизованные под фольклорные образы. Этот приём придаёт произведению необыкновенный выразительный стиль.
Некрасов умело играет жанровыми формами. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» встречаются следующие фольклорные элементы:
- Пословицы и поговорки.
- Потешки.
- Сказки.
- Песни.
- Приметы и поверья.
- Загадки.
Все виды фольклорного творчества имеют свои особенности и придают произведению особенный колорит. Например, загадки у Некрасова представлены в виде сравнений и метафор с готовым ответом («замок — собачка верная»). Пословицы и поговорки социально окрашены на протяжении всей поэмы. В тексте представлено большое количество примет, поверий и обычаев, которые не только несут мудрость народа, но и придают произведению насыщенность.
Легко заметить, какие основные фольклорные мотивы появляются в прологе. «В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай…». Сказочный зачин отрывка отражает накопленную веками народную мудрость. Встреча с говорящей птицей, исполняющей желания, скатерть-самобранка в коробочке-сундучке напоминают сюжет сказки.
«Чужая сторонушка», «красна девица», «ветры буйные» — характерные для фольклора эпитеты встречаются на протяжении всей поэмы. Фольклорно-сказочный колорит усиливается благодаря использованию сакральных чисел «три» и «семь» — «у столба тридцатого», три петли, «в третий быть беде», «сошлись семь мужиков», «слетелися семь филинов», «с семи больших дерев».
Широко используемые в литературе сравнения также присутствуют в творчестве Некрасова. Например, сравнение судеб ласточки и женщины.
В поэме часто встречаются такие варианты выразительных средств как уменьшительно-ласкательные суффиксы («дороженька», «опочиваленка»), устойчивые обороты, повторы слов и предлогов («по лесу, по дремучему»), повтор последних слов строки в начале следующей.
Русские народные сказки читать онлайн бесплатно
Кощей Бессмертный Василиса Прекрасная Плотник и клин Казак и ведьма Воры и судья Знахарь Про мышь зубастую да про воробья богатого Неправый суд птиц Фомка — шут Поп и дьякон Неграмотная деревня Тини-тини, потягивай Про мужика-бедняка и топор Не любо — не слушай Мужик на небе Морока Большой дом из одного кирпичика Шесть братьев — все Агафоны Стоит река — вся из молока, берега — из киселя Государь Сидор Карпович Чистота, благодать и красота Лгало и Подлыгало Худая жена Барские гуси Брито — стрижено Жена — доказчица Вещий дуб Как муж отучил жену от сказок Мотовило Догада Брысь, окаянная, брысь! Ленивая Арина Мороз Иванович За лапоток — курочку, за курочку — гусочку Лиса — повитуха Кот, петух и лиса Свинья и волк Медведь, собака и кошка Медведь Сказка о козе лупленой Смерть петушка Курочка Жадная старуха Терем мухи Иван Быкович Жар-птица и Василиса-царевна Конь, скатерть и рожок Безногий и безрукий богатыри Звериное молоко Царь — девица Берёза и три сокола Царевна — несмеяна Ночные пляски Доброе слово Оклеветанная купеческая дочь Солдат и царь в лесу Мудрая девица и семь разбойников Дока на доку Вор Вороватый мужик Удалой батрак Муж да жена Дорогая кожа Скряга Бабушка, внучка да курочка Крылатый, мохнатый да масленый Кот-воркот, Котофей Котофеевич Мороз, Солнце и Ветер Снегурочка Волк — дурень Баба-яга и Заморышек Фролка — сидень Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке Неосторожное слово Охотник и его жена Диво Две доли Загадки Разбойники Золотой башмачок Сосватанные дети Солдат и колдун Королевна — колдунья Скрипач в аду Горшечник Леший Мена Мужик, журавли и медведь С рыжим да с красным — не связывайся Золотая рыбка Старуха-говоруха Бурёнушка Ивашко и ведьма Иван-царевич и Марфа-царевна Купеческая дочь и служанка Иван крестьянский сын Батрак Солдат и царевна Беглый солдат и чёрт Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде Волшебный конь О золотых щетинках, пёрышках, золоторогих оленях и золотогривых коней
Булат — молодец Мужик и поп Петухан Куриханыч Чего на свете не бывает Солдатская шинель Как старик домовничал Что дальше слышно Наговорная водица Иван и Елена Премудрая Хрустальная гора Чудесная рубашка Как поп работницу нанимал Горе Беззаботный монастырь Беззаботный монастырь Горшеня Добрый поп Как дьякона мёдом угощали Волшебное кольцо Никита Кожемяка Чёрт — заимодавец Похороны козла Ночь на Ивана Купалу Лихо одноглазое Клад Чёрт и мужик Поп и батрак Иван — крестьянский сын и чудо-юдо Волшебная дудочка Иван-царевич и Белый Полянин Королевич и его дядька Как барин овцу купил Барин — кузнец Мужик и барин Барин и плотник Барин и собака Барин и мужик Окаменелое царство Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды Как мужик гусей делил Скорый гонец Глупая барыня Царевна — змея Умный работник Сердитая барыня Заколдованная королевна Про нужду Вещий сон Птичий язык Про одного солдата Вещий мальчик Два Мороза Мена Солдат и смерть Соль Два Ивана — солдатских сына Елена Премудрая Хитрая наука По щучьему веленью Неумойка Мудрые ответы Царевна — отгадчица Шабарша Сказка о богатыре Голе Воянском Про глупого змея и умного солдата Дурак и берёза Дочь — семилетка Иван — коровий сын Баба-яга Деревянный орел Летучий корабль Медное, серебряное и золотое царства Ведьма и Солнцева сестра Фома Беренников Петр Великий и кузнец Лиса — странница У страха глаза велики Глупый волк Как волк стал птичкой Волк, перепелка и дергун Как лиса шила волку шубу Где, коза, была? Курочка, мышка и тетерев Лиса — плачея Бабка и медведь Теремок Царь, старик и бояре Посуленная половина Неразгаданная загадка Мудрая дева Царица — гусляр Пастушья дудочка Правда и Кривда Глупый мужик Набитый дурак Барин и гусак Афонька, где был-побывал Барин и староста Барин лает в церкви Барин — слуга Что на базар везешь Мужицкий кафтан
Фольклорные мотивы в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Творчество Некрасова, без сомнения, тесно связано с Россией и русским народом. Его произведения несут в себе глубоко нравственные идеи. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — одно из лучших произведений автора. Он работал над ним пятнадцать лет, но так и не завершил.
В поэме Некрасов обратился к послереформенной России и показал те изменения, которые происходили в стране в этот период. Особенность поэмы «Кому на Руси жить хорошо» в том, что автор изображает жизнь народную такой, какая она есть. Он не приукрашивает и не «сгущает краски», рассказывая о жизненных трудностях крестьян. Сюжет поэмы во многом схож с народным сказом о поисках истины и счастья. На мой взгляд, Некрасов обращается к такому сюжету потому, что чувствует изменения в обществе, пробуждение крестьянского сознания.
Перекличка с произведениями устного народного творчества прослеживается уже в самом начале поэмы
Начинается она со своеобразного зачина: В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков… Важно заметить, что подобные начала были свойственны русским народным сказкам и былинам
Но встречаются в поэме и народные приметы, которые, по моему мнению, помогают лучше представить крестьянский мир, мировоззрение крестьян, их отношение к окружающей действительности: Кукуй! Кукуй, кукушечка! Заколосится хлеб, Подавишься ты колосом — Не будешь куковать! Можно говорить о том, что устное народное творчество тесно связано с жизнью народа.
В самые счастливые моменты своей жизни и в самые суровые крестьяне обращаются к народным сказкам, пословицам, поговоркам, приметам: Свекровушка Приметой прислужилася. Соседкам наплела, Что я беду накликала. А чем?
Рубаху чистую Надела в Рождество. Часто встречаются в поэме и загадки. Говорить таинственно, загадкой было свойственно простым людям с древних времен, так как это был своеобразный атрибут магического заклинания.
Конечно, позднее подобное назначение загадки потеряли, но любовь к ним и потребность в них была столь сильна, что сохранилась и до наших дней: Никто его не видывал, А слышать — всякий слыхивал, Без тела, а живет оно, Без языка — кричит. В «Кому на Руси жить хорошо» очень много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Как рыбка в море синее Юркнешь ты! Как соловушко Из гнездышка порхнешь! Для этого произведения характерны также постоянные эпитеты и сравнения: Нос клювом, как у ястреба, Усы седые, длинные.
И — разные глаза: Один здоровый — светится, А левый — мутный, пасмурный, Как оловянный грош! Таким образом, автор прибегает к портретной характеристике, но при этом создает образ, похожий на сказочного персонажа, поскольку здесь преобладают фантастичные черты. Народность поэме придают и формы кратких причастий: Поля — недоработаны, Посевы — непосеяны, Порядку нет следа.
Портретные характеристики построены в поэме так, что читателю легко разделить всех персонажей поэмы на положительных и отрицательных. Например, крестьян Некрасов сравнивает с землей русской. А помещики показаны им в сатирическом ракурсе и ассоциируются со злыми персонажами сказок. Характеры персонажей раскрываются и через их речь.
Так, крестьяне говорят простым, истинно народным языком. Их слова искренни и эмоциональны. Такова, например, речь Матрены Тимофеевны: Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки, Заброшены, затеряны… Речь помещиков менее эмоциональна, но очень самоуверенна: Закон — мое желание! Кулак — моя полиция!
Роль песен в произведении
Писатель собрал в поэме большое количество песен — лирические, обрядовые, солдатские. Они используются для создания особенного настроения всего произведения, а также в качестве дополнения к отдельным сценам. Песня описывает быт народа, мировоззрение простого крестьянина, сопровождает героев в разных сферах жизни — в работе, дороге, во время обрядовых моментов, на праздниках и похоронах. Этот фольклорный жанр наиболее ярко и точно отражает в поэме нелёгкую женскую долю, непомерный тяжёлый труд и повседневные лишения.
На протяжении произведения можно заметить, как меняется характер песен. Грустные, отражающие тяжёлое положение крестьянства, они звучат ярче и радостнее ближе к концу произведения. Этот прием словно отвлекает от груза проблем и дарит надежду на лучшее будущее, веру в справедливость.
Наиболее широко автор использует жанровые формы в части «Крестьянка». Рассмотрим, какие фольклорные элементы можно заметить в этих главах:
- Похоронные причитания.
- Свадебные напевы.
- Лирические (семейно-бытовые) песни.
Свадебные и похоронные причитания в главах «До замужества» и «Крестьянка» наиболее точно отражают настроение народа, особенно тяжёлое положение крепостной женщины. Несколько отрывков — «Последыш», «Пир на весь мир» — имеют острый социальный характер, являются средством пропаганды революционных идей. Рекрутские причитания отражают мрачную жизнь отставного солдата.
Ход урока
Здравствуйте, ребята, садитесь.
Звучит тихая музыка. Учащиеся читают строки из поэм Н. А. Некрасова.
Слово учителя.
Итак, мы попали с вами в мир поэзии Н. А. Некрасова. Сейчас прозвучали отрывки из поэм «Дедушка», «Русские женщины», «Мороз, Красный нос», «Саша». Если у вас появилось желание перечитать поэмы, вспомнить любимые строки, то я советую обратиться к книгам, которые представлены на выставке: сборники поэзии Некрасова, критические статьи, монографические исследования, ими вы сможете пользоваться в дальнейшем при подготовке к урокам.(Выставка книг)
А сегодня на уроке мы с вами приступаем к изучению итогового произведения в творчестве Некрасова, посвященного народу, – поэмы «Кому на Руси жить хорошо?».
“Я задумал изложить в связном рассказе всё, что я знаю о народе, всё, что мне привилось услыхать из уст его, и я затеял поэму «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни ”, – рассказывал Некрасов журналисту П.Безобразову.
– О чём вам говорят даты 1863-1877гг.? (Это даты написания поэмы, Некрасов работал около 14 лет (с перерывами в работе), т. к замысел, всестороннее изобразить русскую жизнь, требовал много сил и времени, кроме того, такой замысе л подразумевает незавершённость, ведь рассказывать о жизни можно бесконечно; задумано было около 7-8 глав, но поэт успел написать лишь 4 главы.)
1863 год – год, кода была начата работа над поэмой. Для России это очень сложный период, т. к. в 1861 г. вышел указ об отмене крепостного права, однако крестьяне всё ещё оставались зависимыми (их называли временнообязанные).
Ход игры:
Дети становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий бабушку Маланью (на него можно надеть платочек). Дети в кругу начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями.
У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке:
Семь дочерей да семь сыновей!
Семь дочерей да семь сыновей!
Все без бровей. (закрывает руками брови, дети повторяют)
С такими глазами, (широко раскрывают глаза,
С такими ушами, (оттягивают уши.)
С такими носами, (показывают нос).
С такой головой, (поднимают руки над головой, сцепляют пальцы в замок.)
С такой бородой (кланяются в пояс).
Ничего не пили, ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее глядели, делали вот так! (Бабушка Маланья грозит, прыгает, делает «рожки» и т. д).
Дети повторяют ее движения.
Воспитатель: Куда нам идти дальше? Посмотрим по карте. (слайд5)
Дети: Стрелочка указывает на квадрат, в котором нарисован знак вопроса.
Воспитатель: Следующее задание — загадки про сказки. Слушайте внимательно.
Сказочные загадки:
Нет ни речки, ни пруда — где воды напиться?
Очень вкусная вода в ямке из копытца.
Как называется эта сказка? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Зеленая подружка — Царевна (Лягушка)
Кто в нарядно теплой шубе,
С длинной белой бородой.
Помогает добрым людям
И румяный и седой! («Морозко»)
Уплетая калачи
Парень ехал на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. («По-щучьему веленью»)
Хитрый гость так часто ходит, что-нибудь с собой уносит.
Полежит, переспит и хозяев обхитрит. («Лисичка со скалочкой»)
Дом построили друзья,
Жили весело, пока не пришёл под вечерок
Мишка, Мишенька -дружок
Был и низок и высок расчудесный. («Теремок»)
Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием! Прошли нелёгкий путь, выполнили все задания бабушки Загадушки.
Как в народе говорят : Кончил дело — гуляй смело!
Мы вспомнили, что такое фольклор, вспомнили потешки, прибаутки, пословицы,
считалки, народные игры, дразнилки, поэтому бабушка Загадукшка привела Вас к
сестрице Сказке. А она приготовила для Вас сказку «Гуси — лебеди».
Просмотр мультипликационного фильма «Гуси — лебеди».
2. Подвижная русская народная игра «Огородник».
Цель: приобщать детей к народной культуре,
развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.
Оборудование: «пенек» (стульчик, колышки (либо игрушки, обозначающие овощи).
Словарная работа: обогатить словарь новыми словами (колышки, теша).
активизировать словарный запас детей
уточнить значение слова «мелки».
Содержание. В центре круга ставят пенек (стульчик, в круге складывают колышки (либо игрушки, обозначающие овощи).
Используемая литература
1. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М. : Мозаика-Синтез, 2005-2010
2. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. — М., 2005
3. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — Детство-Пресс, 2017 г. -304 с.
Энциклопедия народной жизни
Н. А. Некрасов создавал поэму более 10 лет, поднимая важный вопрос современности о значении реформы 1861 года. Крепостное право мешало развитию страны, одним из его следствий стало явление, называемое «обломовщиной». Даровой труд крестьян явился главной причиной духовной и физической нищеты народа. Сюжет поэмы стал для автора выражением мечты о единстве, поиском правды и счастья.

На протяжении всего произведения Некрасов выражает своё индивидуальное авторское мнение, отстаивает интересы крестьян. Он описывает все сферы жизни людей, умело используя фольклорные образы.
Смысловой и композиционной составляющей поэмы являются фольклорные мотивы. «Кому на Руси жить хорошо», несомненно, имеет характер «народной книги».




























