Николай некрасов

Значение поэмы «Крестьянские дети»

Нужно сказать, что поэма написана была в год отмены крепостного права. В это время очень оживлённо, на правительственном уровне обсуждался вопрос об обучении крестьянских детей. Активно шли разговоры об организации школ на селе. Литераторы тоже не стояли в стороне. Одна за другой выходили публикации у жизни, укладе, быте и образованности, а точнее, отсутствию образованности среди народа. Некоторые авторы не владели информацией о сельской жизни, но тоже активно предлагали свой взгляд на проблему. Такие ограниченные представления о крестьянском укладе Некрасов с лёгкостью останавливал.

Не удивительно что на этой волне «Крестьянские дети» стали очень популярны. Поэма напечаталась уже осенью 1861 года.


Образовательный процесс в деревнях очень плохо продвигался. Часто прогрессивная интеллигенция брала в свои руки какой-то регион и курировала его на свои средства.

Таким новатором был и Николай Алексеевич. Он на свои деньги выстроил школу, закупил учебники, нанял учителей. Ему во многом помогал священник Иван Григорьевич Зыков. Так дети получили возможность к первичному образованию. Правда, сначала образование было необязательным. Родители сами решали сколько ребёнку учиться, а сколько помогать по дому. Учитывая это обстоятельство, образовательный процесс в царской России продвигался очень медленно.

Некрасов настоящий народный служитель. Его жизнь — это пример беззаветной преданности простому русскому люду.

Роль Н.А.Некрасова в развитии поэзии для детей

Николай Алексеевич Некрасов как поэт и организатор литературного процесса составляет целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия продолжила русло, проложенное Лермонтовым и Кольцовым. Она являлась непосредственным отражением самосознания народа, с которым Некрасов отождествлял свою музу. Поэт говорил от имени народа и его языком.

Сын богатого помещика, Некрасов предпочел самостоятельно зарабатывать на хлеб, нежели жить за счет рабского труда крестьян. Представления о жизни сложились у поэта в те ранние его годы, когда он столкнулся с суровыми сторонами российской действительности, на себе изведав их тяготы.

В духовном развитии Некрасова решающую роль сыграло общение с Белинским, первым угадавшим его истинное призвание. И.И.Панаев вспоминал, что Белинский полюбил молодого поэта за его «резкий, несколько ожесточенный ум, за те страдания, которые он испытал так рано, добиваясь куска насущного хлеба, и за тот смелый практический взгляд не по летам, который вынес он из своей труженической и страдальческой жизни». По своим взглядам Некрасов был близок к Чернышевскому и Добролюбову — именно их он сделал идейными руководителями журнала, который он стал редактировать с 1847 года, — это был основанный еще Пушкиным «Современник».

Как и его друзья-демократы, Некрасов придавал большое значение воспитанию детей в духе гуманистических идеалов и служения народу. С 1864 по 1873 год он написал семь стихотворений для детей, которые предполагал издать отдельной книгой.

Неизгладимый след в русской поэзии оставил Николай Алексеевич Некрасов. Его пламенные слова, переходя от поколения к поколению, зажигали юные умы и сердца. Поэзия Некрасова, исполненная страстной любви к Родине, звала идти «в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь», утверждала веру в прекрасную, свободную жизнь.

Рисуя скорбные картины крестьянского пореформенного быта («Кому на Руси жить хорошо», «Орина — мать солдатская», «Мороз, Красный нос» и др.), горюя о тяжелой доле своего народа, Некрасов вместе с тем глубоко верил в его могучие силы. Он был убежден, что русский народ

Вынесет все — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

(«Железная дорога».)

«Необъятно-безмерная любовь» (Чернышевский) поэта к родному народу, уверенность в светлом будущем Родины стали причиной особого внимания Некрасова к юному поколению.

Называя Белинского своим учителем, Некрасов полностью разделял взгляды революционных демократов на воспитание детей, их отношение к детскому чтению, к детской книге как могучему средству воспитания.

В журнале «Современник» он систематически публиковал отзывы Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина о детских книгах и собственные критические заметки о них.

С удивительной глубиной воплотил Некрасов в своем творчестве идеи революционных демократов о воспитании подрастающего поколения. В его поэме «Дедушка» вернувшийся из ссылки декабрист учит своего маленького внука Сашу, как стать достойным гражданином своего Отечества, стойким и самоотверженным борцом за волю и счастье народа. Для этого необходимо с детских лет проникаться ненавистью к общественному злу, усвоить высокие человеческие стремления, вырабатывать в себе привычку наблюдать и самостоятельно оценивать явления окружающей жизни. «Пособерись-ка ты с силой, зорче кругом погляди», — советует дедушка внуку.

Воспитание ребенка правдой Некрасов страстно пропагандирует и в посвященной детям поэме «Железная дорога». Пытливый и «умный Ваня» задает отцу генералу вопрос: «кто строил эту дорогу?» Высокопоставленный царский сановник называет в качестве ее строителя графа Клейнмихеля.

Отвергая лживые утверждения генерала, поэт рассказывает мальчику о подлинных строителях дороги, — о народе, который в муках и страданиях, своим «страшно громадным трудом» воззвал к жизни «эти дебри бесплодные». И Некрасов призывает детей любить мужика и перенять у него «эту привычку к труду благородную». Картины «бедствий народных» в «Железной дороге» порождали у молодого поколения страстный протест против существующего строя и жажду борьбы с ним.

Дети — герои многих произведений Некрасова. Это не только маленькие роботы, лишенные радостей детства, изнемогающие от непосильного фабричного труда («Плач детей»). Дети из среды народа появляются на страницах произведений поэта и как герои, которые тянуться к свету и знаниям. Одного из них Некрасов изображает в стихотворении «Школьник» — в лохмотьях, с «едва прикрытой грудью», но с книжкой в котомке. Поэт предсказывает ему такой же славный путь, какой прошел «разумный и великий» «архангельский мужик» Ломоносов.

Вариант №2

Николай Алексеевич Некрасов родился в дворянской семье из Ярославской губернии. Отцу поэта передалась пагубная страсть к азартным играм, что привело к бедности. Учеба юноше давалась тяжело как в школьные годы, так и в студенческие. Некрасов с ранних лет интересовался искусством. Его сатирические стихи даже становились поводом для выговоров со стороны преподавателей.

Тяжелое материальное положение заставляло Некрасова постоянно находиться в поисках работы. Его творческая натура помогла ему найти деньги: молодой поэт сочинял азбуки и сказки в стихах, писал водевили для Александринского театра. Такая деятельность позволила снять юноше квартиру вместе с другими студентами. Одним из самых запоминающихся стихотворений Некрасова многие читатели называют отрывок из поэмы «Крестьянские дети» про «Мужичка с ноготок». Автор в интересной манере рассказывает историю, приключившуюся с ним зимой. С первого предложения «Однажды, в студеную зимнюю пору…» Некрасов намекает на динамично развивающийся сюжет.

Поэт красочно описывает природу и диалог двух собеседников, устанавливая между этими аспектами определенную связь. В начале текста идет подробная иллюстрация внешнего вида «мужичка с ноготок», в конце же его образ становится общим, свойственным для каждого русского мужчины. Некрасов убежден, что «всё настоящее русское» дарит населению «злобу и любовь» одновременно. Он активно использует в стихотворении следующие средства выразительности: эпитеты («в студеную пору», «чинное спокойствие»), метафоры («рванул под уздцы») , оксюморон ( «крикнул малюточка басом»), литоту ( «мужичок …с ноготок»). Употребляются и слова, характерные для живой разговорной речи: «ступай себе», «парнище», «больно …грозен».

Н.А. Некрасов стал выдающимся писателем девятнадцатого века. За его творчеством прочно закрепилась печать «крестьянства». Стихотворения ярко описывали жизнь простых людей, заставляя читателей искренне переживать за героев. Состоялся Николай Алексеевич и как успешный издатель.  Его любимое детище «Современник» быстро выросло и получило признание многочисленной аудитории.

Отрывок из поэмы «Крестьянские дети»

Однажды, в студеную зимнюю пору
Сейчас читают:

  • Сочинение Ангарск — мой город

    Ангарск – мой городЯ родилась не в Ангарске, а в Иркутске, но мы с семьёй живем здесь уже пять лет. Здесь я хожу в школу, здесь мой любимый молодежный клуб, друзья. Я могу уверенно сказать, что Ангарск – мой город,

  • Сочинение Тула — мой город для 4 класса

    Если и есть в нашей стране древние города, то Тула без сомнений относится к одним из древнейших, хотя, судя по упоминаниям в летописях, ему не больше тысячи лет. Но я верю, что и две, и три тысячи лет назад на этой земле жили

  • Жизнь и творчество Островского 10 класс

    Гениальный драматург, писатель, классик… Его произведения до сих пор невероятно актуальны! Чувства, эмоции, сожаления, переживания, любовь, жизнь. Александр Николаевич Островский: жизнь, искусство, талант всегда побеждает!

  • Сюжет и композиция поэмы Кому на Руси жить хорошо сочинение

    Знаменитое произведение «Кому на Руси жить хорошо» считается одним из любимых произведений одного из великих русских писателей Некрасова Николая Алексеевича. Для того, чтобы на свет появилось данное произведение автор не один год

  • Сочинение на тему Весеннее утро

    Кто-то не может представить свое утро без чашки крепкого кофе. Если задуматься, то в этом нет ничего удивительного. Безумный темп жизни заставляет работать больше, отдыхать меньше, а кофе пить большими кружками, ибо без него невозможно проснуться.

  • Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона в романе Война и мир сочинение

    Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» основан на исторических фактах, в большинстве своём – это описание Отечественной войны 1812 года в России, а также военных действий 1805 и 1809 гг. В Отечественной войне 1812 года главенствующими

Богатый образ крестьянских детей

Будущий писатель родился в простой, небогатой, но уважаемой семье. Ребенком он часто играл со сверстниками. Ребята не воспринимали его как высшего и барина. Некрасов никогда не отказывался от простой жизни. Ему было интересно познавать новые миры. Поэтому, наверное, он один из первых ввел образ простого человека в высокую поэзию. Именно Некрасов заметил прекрасное в деревенских образах. Позже его примеру последовали и другие писатели.


Смотреть галерею

Сформировалось движение последователей, которые писали, как Некрасов. «Крестьянские дети» (анализ которого можно провести, основываясь на исторический период, в котором была написана поэма) заметно выделяются из всего творчества поэта. В других произведениях больше горя. А эти дети полны счастья, хотя автор и не питает больших надежд относительно их светлого будущего. Малышкам нет времени болеть и размышлять над ненужным. Их жизнь полна разноцветья природы, в которой им посчастливилось жить. Они трудолюбивые и по-простому мудрые. Что ни день — то приключение. Вместе с тем дети по крупицам впитывают науку от старших. Их интересуют легенды и истории, не чураются даже работы столяра, о котором говорится в поэме.

Несмотря на все проблемы, они счастливы в своем уголке рая. Автор говорит, что таких ребят нечего жалеть и ненавидеть, им нужно завидовать, ведь дети богачей не имеют такого колорита и свободы.

https://youtube.com/watch?v=QslSr2L8JLs

Проанализировать поэму Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

Творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821 — 1877) в области детской поэзии было новым шагом в ее развитии.

Хорошо понимая значение детского чтения в формировании личности ребенка, ее гражданских качеств, Некрасов адресовал свои стихи тем, на кого он возлагал большие надежды в свершении грядущих судеб России, — крестьянским детям.

Одно из стихотворений Некрасова, прочно вошедших в детское чтение, — «Дедушка Мазай и зайцы» (1870).

Главной темой этого стихотворения стала любовь к природе, к бережному отношению к ней, причем любви разумной.

Поэт предоставляет слово и самому Мазаю:

Я от Мазая рассказы слыхал.

Дети, для вас я один записал…

В стихотворении Мазай рассказывает о том, как весной, в половодье, плыл он по разлившейся реке и подбирал зайчишек: сначала снял нескольких с островка, на котором зайцы столпились, чтобы спастись от поступавшей кругом воды, затем подобрал зайца с пня, на котором, «лапки скрестивши», стоял «горемыка», ну а бревно с десятком сидевших на нем зверюшек пришлось зацепить багром — в лодку бы все они не поместились.

В этом стихотворении поэт-гражданин раскрывает маленьким читателям поэзию крестьянской жизни, внушает им любовь и уважение к простому народу, показывая душевную щедрость таких самобытных натур, как дедушка Мазай.

Завязкой этого произведения является то, как автор приехал в Малые Вежи охотиться со старым Мазаем:

В августе, около Малых Вежей,

С старым Мазаем я бил дупелей.

Кульминация в этом стихотворении это рассказ Мазая о спасении зайцев:

В лодке поехал — их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет —

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Концовкой здесь является то, как Мазай отпускает зайцев с советом: «Не попадайтесь зимой!».

Вынес я их на лужок; из мешка

Вытряхнул, ухнул — и дали стречка!

Я проводил их все тем же советом:

«Не попадайтесь зимой!»

Дед Мазай пронизан подлинной любовью ко всему живому. Он реальный, живой человек-гуманист, рачительный хозяин и добрый охотник, которому честь и доброе сердце не позволяют пользоваться бедой, пришедшей к зверькам.

В стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» речь не утомляет маленького читателя: его внимание переключается с предмета на предмет. Здесь и меткие замечания о вечернем пении пеночки, и уханье удода, о сыче:. Вечером пеночка нежно поет,

Вечером пеночка нежно поет,

Словно как в бочку пустую удод

Ухает; сыч разлетается к ночи,

Рожки точены, рисованы очи.

Здесь и крестьянский «анекдот» о каком-то Кузе, который сломал курок у ружьишка и затравку поджигал спичками; о другом «зверолове», который, чтобы не зябли руки, таскал с собой на охоту горшок с угольками:

Знает он много рассказов забавных

Про деревенских охотников славных:

Кузя сломал у ружьишка курок,

Спичек таскает с собой коробок,

Сядет за кустом — тетерю подманит,

Спичку к затравке приложит — и грянет!

Ходит с ружьишком другой зверолов,

Носит с собою горшок угольков.

«Что ты таскаешь горшок с угольками?» —

Больно, родимый, я зябок руками…

В произведении имеются сравнения. Поэт сравнивает дождь со стальными прутьями:

Прямы светлы, как прутья стальные,

В землю вонзались струи дождевые.

Скрип сосны с ворчанием старухи:

Разве какая сосна заскрипит,

Словно старуха во сне проворчит…

Так же здесь есть и эпитеты — зеленые сады, рисованные очи.

Летом ее убирая красиво,

Исстари хмель в ней родится на диво,

Вся она тонет в зеленых садах…

…Ухает; сыч разлетаются к ночи,

Рожки точены, рисованы очи.

Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» рекомендовано для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Стихотворение дает детям урок любви к природе, причем любви бережной и разумной, здесь даны прекрасные картины природы. Поэт не избегает «жестоких» описаний, его доверие к сердцу и разуму маленького читателя настолько велико, что дает ему право и в этом стихотворении детского цикла открывать те стороны жизни, которых старалась не касаться детская литература того времени.

Некрасов всегда тщательно работал над воспитательной стороной детских стихов, но, кроме того, сами эти его стихи — урок бережного обращения с психикой ребенка, ведь ребенок тоже часть природы, которую так горячо призывал Некрасов любить и защищать.

Вопросы для детей по стихотворению «Дедушка Мазай и зайцы».

1. Как называется стихотворение?

2. Кто автор?

3. Как зовут главного героя?

4. Где жил Мазай и чем он занимался?

5. Каким вы представляете деда Мазая? Опишите его.

6. Скажите, что случилось с зайцами?

7. Как описывает автор зайцев, попавших в беду?

8. Какой поступок совершил Мазай?

9. Почему Мазай спас зайцев?

10. Как бы вы поступили на месте Мазая?

11. Как вы думаете дед Мазай любит свой родной край?

13. Какое место в стихотворении вы бы хотели послушать еще раз?

Анализ стихотворения «Мужичок с ноготок» Некрасова

Величайший поэт Николай Алексеевич Некрасов представляет золотой век литературы России. Он был дворянином, поэтому смог прочувствовать тяжёлую долю крестьянского народа. В то время крестьяне не вылазили из нищеты и много работали, чтобы прокормить семью. Все это он показал в своём стихотворении «Мужичок с ноготок», которое стало частью поэмы «Крестьянские дети». Он пишет о сложной судьбе семьи, в которой много детей и всего два представителя мужского пола. Это отец и сын шести лет.

Для большего впечатления о труде маленького мальчика, писатель представил морозную зиму. Был дикий холод. Так он использует метод усиления, чтобы произвести впечатление на читателей. Как бы не было холодно, герой стихотворения работал, непокладая рук. С помощью разговора мы понимаем, что мальчик должен быть очень ответственным за семью. Хоть было ужасно холодно, ребёнок отлично выполнял свою работу.

Описание мальчика, Власа, показывает, что он одет, как взрослый человек, в больших рукавицах и сапогах. Он уже много раз был в лесу, чтобы помочь отцу, поэтому очень уважительно относится к труду, принимает с достоинством все заботы. Он рано стал взрослым и гордится, что он тоже часть главного в семье. Он умеет ездить на лошади и ловко ей управляет, знает все команды, которые она должна выполнять.

Описание мальчика выглядит очень трепетным, с большой нежностью. Автор, словно, любуется своим героем. Все слова, чтобы его описать, подобраны с особой теплотой, прочувствованы добром и нежностью. Но также использует иронию, называя его «мужичок». Это отражает истинный характер мальчика. Влас по своим действиям и рассуждениям представляется всем настоящим мужчиной. Он знает, что нужно делать, обладает всеми необходимыми умениями. Все действия выполняются с большой уверенностью, без какой-либо лишней спешки.

Николай Алексеевич Некрасов всегда очень мягко, нежно, с особым трепетом пишет об образе детей

Маленькие дети занимают важное место в его произведениях

Все о чем пишет поэт, можно легко вообразить и понять. Жизнь в деревне, голод, нищая семья. Это то описание, которое раскрывает жизнь в крестьянской семье.

У Николая Некрасова большое количество стихов, где рассказывается о трудной жизни детей. Порой на них сваливается столько проблем, что даже взрослые люди не справляются с ними так, как это делают дети. Это заслуживает большого уважения в нашем мире.

Средства выразительности

Поэт с большой любовью описывает зимнюю природу. Используя большое количество эпитетов, он дает понять, что зимы были очень студеными и суровыми.

 На улице стоял сильный мороз, который обжигающе действовал на человека. Это дает понять то, что и в избе было холодно, поэтому требовался постоянный обогрев. Поэтому чтобы в доме было теплее, отцу и приходилось заготавливать дрова, которые нужно было так же доставить в дом.

Параллельно он показывает, что мальчуган, не смотря на свой очень юный возраст, очень стойко относится к сильным морозам и с гордостью и отвагой идет в лес на помощь отцу.

Благодаря эпитетам поэт так же описывает крохотный размер ребенка, сравнивая его с сапогами и полушубком отца. Насколько они были огромны, по сравнению с отважным малышом.

В стихотворении очень ярко описана судьба детей, которые с юных лет вынуждены были повзрослеть, чтобы оказывать всевозможную помощь родителям. На них порой взваливались те обязанности, которые были не под силу каждому взрослому человеку.

Вариант №2

Н. А. Некрасов в стихотворении  « Мужичок с ноготок» показывает нам тяжелую сельскую жизнь. В многодетных семьях где всего лишь один кормилец, должен тянуть всё на себе, так как выбор был не велик. В те тяжёлые годы  семьи умирали от голода и от холода. Для этого нужно было очень много работать, что бы обеспечить свою семью  самым необходимым. В данном стихотворении идет описание про шестилетнего мальчишку Власа, который с малу показывает то, что в дальнейшем он вырастет настоящим мужчиной.  В свои шесть лет о он уже управляет повозкой, перевозит дрова, нарубленные его отцом, так как понимает, что нужно создавать тепло в доме,  что бы не замерзла его семья. Он показывает себя как настоящий мужчина , который умеет делать свою роботу и выполняет без лишних слов. Именно в тот момент Влас встречается с автором. Где нам в ярких красках расписано, какие были нелёгкие годы,  и проявленная жалость к этим детям.

Автор описывает, как тепло был укутан Влас, в маленькой шубке и с очень большими сапогами, с его  слов можно понять что зимы в те годы были  очень холодны и суровы и, что бы протопить  дом, понадобилось бы много хвороста. Они просто на просто могли бы околеть от такого мороза. Жизнь заставляла очень рано взрослеть, им бы ещё в игрушки играть, да  с ребятами на улице бегать, но они уже занимаются такими  бытовыми обязанностями .  Их с малку учат ,про ответственность и обучают мужественности.

Писатель ставится к герою с нежностью и трепетностью, по его творчеству можно увидеть, что  у Некрасова к детям особое отношение. Он испытывает жалость к этим детишкам, которые родились с нелёгкой судьбой. Это не те дети, которые выросли на всём готовым и впринципи не знают, что из себя представляет ходить по холоду и засыпать голодным. Но с другой стороны  он  показывают как дети рано взрослеют, они не избалованные, а наоборот знают ценность жизни. Как правило таким детям будет легче во взрослой жизни, они ступают туда уже с опытом и с четким пониманием того,  что из себя представляет взрослая жизнь и какие могут быть трудности у них на пути. К таким детям идет большое уважение, у которых даже права выбора не было, они лишь делали то , что должны были, чему обучали и заставляли их родители.

Мужичок с ноготок
Сейчас читают:

  • Сочинение на тему Благородство

    Благородство – это такое качество человека, которое встречается не у каждого. Это свойство было присуще людям с высоким нравственным обликом. Благородство в душе можно формировать и воспитывать.

  • Сочинение на тему Я горжусь своей Родиной Россией

    Россия — единственная страна в мире которая находиться в двух частях мира, в Европе и Азии. Она вмещает в себя целых 12 часовых поясов, и что значит, если на одном конце страны день начинается, на другом начинается ночь.

  • Сочинение по картине Рылова Зелёный шум 3, 7, 8 класс

    Аркадий Александрович Рылов – выдающийся и знаменитый русский художник-пейзажист, родившийся в 1870 году. Он создаёт невероятные и удивительные пейзажи. Его картины с пейзажами приводили в восторг многих людей, которые обожают искусство и в том

  • Сочинение Если бы я был волшебником 5, 6 класс

    Что бы я делал и как бы прожил свою жизнь, если бы я был волшебником? Вопрос очень интересный и ответ можно дать не сразу, так как необходимо очень хорошо подумать. Многие захотят иметь большие деньги, роскошные машины и апартаменты, но к удивлению,

  • Сочинения на тему Рассказ старого учебника 6 класс

    Конечно же, возникает вопрос: кто я? Я обыкновенный учебник, наверное, самый старый, который можно найти в этой небольшой школьной библиотеке. Если бы я мог говорить, то делал бы это не переставая, ведь у меня так много интересных историй.

  • Смысл поэмы Кому на Руси жить хорошо сочинение

    В своем произведении, лиро-эпического характера, «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов подымает очень актуальную для того периода тему: разъясняет, что произошло с российскими мужиками, после принятия указов об отмене крепостничества.

Стихотворение «Мужичок с ноготок» – полный текст

Однажды, в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

«Здорово, парнище!» — Ступай себе мимо! —

«Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки?» — Из лесу, вестимо;

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.

(В лесу раздавался топор дровосека.) —

«А что, у отца-то большая семья?»

— Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я… —

«Так вон оно что! А как звать тебя?»

                                            — Власом. —

«А кой тебе годик?» — Шестой миновал…

Ну, мертвая! — крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

На эту картину так солнце светило,

Ребенок был так уморительно мал,

Как будто всё это картонное было,

Как будто бы в детский театр я попал!

Но мальчик был мальчик живой, настоящий,

И дровни, и хворост, и пегонький конь,

И снег, до окошек деревни лежащий,

И зимнего солнца холодный огонь —

Всё, всё настоящее русское было,

С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы.

Что русской душе так мучительно мило,

Что русские мысли вселяет в умы,

Те честные мысли, которым нет воли,

Которым нет смерти — дави не дави,

В которых так много и злобы и боли,

     В которых так много любви!

(из стихотворения “Крестьянские дети”, 1861)

Положительные образы крестьян

Яким Нагой – типичный представитель беднейшего крестьянства, и сам похожий на «землю-матушку», на «пласт, сохой отрезанный». Всю свою жизнь он работает «до смерти», но при этом остается нищим. Его печальная история: когда-то жил в Питере, но затеял тяжбу с купцом, очутился из-за нее в тюрьме и вернулся оттуда «как липочка ободранный» – ничем не удивляет слушателей. Таких судеб в то время на Руси было множество… Несмотря на тяжелый труд, у Якима хватает сил заступиться за своих соотечественников: да, пьяных мужиков много, но трезвых – больше, они все великие люди «в работе и в гульбе». Любовь к правде, к честному труду, мечта о преобразовании жизни («надо бы громам греметь») – вот основные составляющие образа Якима.

Трофим и Агап в чем-то дополняют Якима, у каждого из них выделено по одной основной черте характера. В образе Трофима Некрасов показывает бесконечную силу и терпение русского народа – Трофим снес однажды четырнадцать пудов, а после едва живой вернулся домой. Агап – правдолюбец. Он единственный отказывается участвовать в представлении для князя Утятина: «крестьянских душ владение окончено!». Когда же его заставляют, он на утро умирает: для мужика легче умереть, чем согнуться обратно под ярмо крепостного права.

Ермил Гирин наделен автором умом и неподкупной честностью, за это-то его и выбирают бургомистром. Он «душой не покривил», а раз сбившись с верного пути, не смог жить не по правде, перед всем миром принес покаяние. Но честность и любовь к своим соотечественникам не приносят крестьянам счастья: образ Ермила трагический. На момент повествования он сидит в остроге: так обернулась его помощь бунтующему селу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: