Сказка: правда и кривда

Консультация «сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников»

Правда и Кривда

Русская народная сказка «Правда и Кривда»

Одним из важнейших предназначений сказки является ее участие в воспитательном процессе детей. Педагогический потенциал текстов русского фольклора практически безграничен. Эффективность этого способа воспитания заключается в том, что в такой занимательной форме ребенку легче воспринять сложные моральные и этические постулаты.

Русская народная сказка «Правда и Кривда» больше похожа на притчу за счет прямого нравственного посыла. В ней нет такого уровня иносказательности, который присущ сказке, даже имена героев говорящие – Правда и Кривда. Это не символы, а прямые знаки тех нравственных категорий, которые называют эти персонажи. Такие сказки содержат в себе мало развлекательного, их цель – мудрое наставление, передача истины, которая имеет, как правило, философские корни. В такой разновидности жанра редко встречаются бытовые и социальные наставления. Чаще всего сказки притчевого характера нацелены на размышления о смысле жизни или затрагивают другие бытийные категории. В случае со сказкой «Правда и Кривда» речь идет, ни много ни мало, о выборе жизненной позиции: на что ориентироваться — на правду или на ложь. Удивительно, что сказка не дает прямого ответа на этот вопрос, читателю предоставляется возможность самому делать выводы из прочитанного.

Данное фольклорное произведение предназначено для детей старшего возраста, которые способны воспринять глубокий смысл, содержащийся в тексте, для которых подобные мировоззренческие вопросы уже стали актуальны.

Краткое содержание сказки и основные персонажи

Основой сюжета сказки про Правду и Кривду является спор двух основных действующих лиц, именами которых озаглавлена сказка. Спорят они о том, на что нужно в жизни делать упор – на правду или на кривду. Рассудить их они просят сначала писаря, затем судью. Оба делают выбор в сторону кривды. В результате правда лишается сначала денег (проспорила сто рублей), потом глаз, которые она посулила своей сопернице в случае проигрыша. Читателю на этом этапе чтения может показаться, что расстановка сил в сказке несправедлива и все должно было решиться иначе. Однако вторая часть сказки все расставляет по местам. Ослепшая Правда ночью оказывается на болоте, где встречается нечистая сила и случайно подслушивает разговор чертей с Кривдой, которая хвалится, что оставила Правду без глаз. Из этого разговора Правда узнает, что глаза можно вернуть, потерев глазницы травой, растущей на болоте. Так она и поступает. Да еще и помогает дочери царя вернуть утерянное зрение, раскрыв ей секрет чудо-травы. В итоге Правда оказывается вознаграждена за добро.

Основная мысль

Читая сказку «Правда и Кривда» ребенок делает собственный выбор, сам, как сказочный судья, решает по какому пути идти. Путь правды, если судить по сюжету сказки, сложнее и часто заключает в себя множество препятствий. Путь кривды легче и с гораздо меньшим сопротивлением.

Читайте русскую народную сказку «Правда и Кривда» на нашем сайте онлайн бесплатно и без регистрации.

Однажды спорила Кривда с Правдою: чем лучше жить — кривдой али правдой? Кривда говорила: лучше жить кривдою; а Правда утверждала: лучше жить правдою. Спорили, спорили, никто не переспорит. Говорит Кривда:

— Пойдем к писарю, он нас рассудит!

— Пойдем, — отвечает Правда.

Вот пришли к писарю.

— Реши наш спор, — говорит Кривда, — чем лучше жить — кривдою али правдою?

— Ну ты, Правда, проспорила: в наше время лучше жить кривдою.

Правда вынула из кармана сто рублей и отдала Кривде, а сама все стоит на своем, что лучше жить правдою.

— Пойдем к судье, как он решит? — говорит Кривда. — Коли по-твоему — я тебе плачу тысячу рублей, а коли по-моему — ты мне должна оба глаза отдать.

Пришли они к судье, стали спрашивать: чем лучше жить? Судья сказал то же самое:

— В наше время лучше жить кривдою.

— Подавай-ка свои глаза! — говорит Кривда Правде; выколола у ней глаза и ушла куда знала.

Осталась Правда безглазая, пала лицом наземь и поползла ощупью. Доползла до болота и легла в траве. В самую полночь собрались туда черти. Набольшой стал всех спрашивать: кто и что сделал? Кто говорит: я душу загубил; кто говорит: я того-то обманул; а Кривда в свой черед похваляется:

— А я у Правды сто рублей выспорила да глаза выколола!

— Что глаза! — говорит набольшой. — Стоит потереть тутошней травкою — глаза опять будут!

Правда лежит да слушает.

Вдруг крикнули петухи, и черти разом пропали. Правда нарвала травки и давай тереть глаза: потерла один, потерла другой — и стала видеть по-прежнему; захватила с собой этой травки и пошла в путь-дорогу.

В это время у одного царя ослепла дочь, и сделал он клич: кто вылечит царевну, того наградит. Правда приложила ей к очам травку, потерла и вылечила; царь обрадовался и наградил Правду.

Список использованной литературы

1. В.Г. Аникин, Ю.Г. Круглов. «Русское народное поэтическое творчество» пособие для студентов М.:»Просвещение» 1983г.

2. «Введение в психологию сказки» Игорь Вачков/ http://psy.1september.ru/2001/12/12_13.htm

3. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

4. Детская литература: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №03.08 «Дошк. воспитание» / В.П. Аникин, В.В. Агеносов, Э.З. Ганкина и др.; Под ред. Е.Е. Зубаревой. — 3-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1989.

22 стр., 10968 слов

Идивидуальный подход к детям в процессе занятий по развитию речи

… способствующей усвоению лексических единиц родного языка и росту речевой активности детей. На третьем этапе анализировался и обобщался полученный экспериментальный материал, формулировались … проведения занятий по развитию речи, способствующие эффективному усвоению родного языка детьми среднего дошкольного возраста. Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании …

5. «Сказка средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста» Е.С. Тришина / Воспитание: Брошенная территория 2/04

6. Белинский В.Г. Полн. собр. сочинений Т. 4. — М.: Просвещение, 1959

7. Волков Г.Н. Этнопедагогика. — М.: Изд. Центр «Академия», 1999.

8. «Волшебный мир традиционной русской педагогики» А.Б. Намзин / http://starina.library.tver.ruus-0062.htm

9. программа воспитания и обучения в детском саду /под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

10. методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». /Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: «Мозаика-Синтез», 2005.

11. «Играем в кукольный театр» Н. Сорокина / Дошкольное воспитание №10 1997.

12. М.Д. Маханева «Театрализированные занятия в детском саду» пособие для работников дошкольных учреждений — М.: Просвещение 1999.

Размещено на Allbest

Правда и Кривда

Жили два брата, один жил неправдой, людей обманывал и нажил много богатства, другой жил правдой, работал, трудился, людей не обманывал, а жил бедно — до того доживет, что в иной день и хлеба нет. Братья часто спорили: один спорил, что правдою на свете лучше жить, а другой хвалил кривду и говорил, что кривдой жить лучше. Однажды спорили, спорили, и Кривда предложил идти куда-либо и спрашивать, кто только встретится, чем на свете лучше жить, правдой или кривдой. Если до трех раз скажут, что кривдой жить лучше, то у Правды Кривда глаза выколет. Согласились и пошли. Идут дорогой, а навстречу им собака бежит, тощая, худая. Кривда и говорит: «Посмотри-ка брат, собака-то какая!» Собака остановилась и говорит: «Да, вот я прежде служила у хозяина, стадо и дом стерегла, а вот устарела, хозяин и прогнал меня, живу, где попало и постоянно голодна». — «Что, видел? — говорит Кривда. — Пойдем дальше». Идут дальше, а навстречу им конь бредет, тощий, худой, старый, еле ноги передвигает. «Ах, какой конь худой!» — говорит Правда. «Да, — говорит конь, — прежде я не такой бывал, служил у хозяина верой и правдой, сколько на бегах хозяину денег достал! Стар стал, работать не могу, хозяин меня и прогнал». «Вот, видишь, — говорит Кривда, — и другой человек неправдою живет». Пошли дальше, встречается им мужик. Остановились и спрашивают: «Скажи по совести, добрый человек, чем лучше жить на свете правдой или кривдой» — «Вот еще, что вздумали спрашивать, правды-то теперь на земле и в слыхах нет, а если еще которая и путается тут, то в лаптях ходит». Пошли дальше. «Слышал?» — говорит Кривда. «Слышал», — говорит Правда. Завел Кривда Правду в лес, выколол ему глаза и ушел домой, а Правда и остался там. Правда не видит, куда идти, не знает, что делать, однако стал пробираться, долго ходил, и ночь наступила. Нащупал руками Правда сухой пень высокий, вскарабкался на пень, чтобы звери не тронули. Сидит, задремал, вдруг слышит говорит кто-то: «Что ты сегодня сделал?» — «Я сегодня опять на мельнице был, опять все разломал». — «А ты что наделал?» — «А я славную штуку устроил: брат у брата глаза выколол». — «Дело ладно!» — «А можно ли твое дело исправить, может ли кто глаза вылечить, чтобы он опять видел?» — «Можно, только по три утренних зари покататься по росе на траве». — «А где эта трава?» — «А трава здесь и растет недалеко, между ручейками на берегу, да не догадался никто». — «Ну, а твою мельницу может ли хозяин достроить!» — «Да, только бы рубил в крест, и я ничего бы не мог сделать». Все стихло. Настало утро, Правда и побрел, слышит — вода шумит, ручеек бежит; он и стал пробираться вдоль ручейка и пришел к речке; идет вдоль по берегу реки, опять наткнулся на ручеек, обрадовался и сидит на бережку. Настало утро, он по росе и повалялся, на другое и третье утро, и стал зрячим, но домой не пошел. Отправился туда, где хозяин не мог мельницы поставить, направил там дело и пришел домой. Удивился брат, что Правда стал зрячим, а еще больше дивился, когда Правда стал богатеть, — в доме у него всего довольно, новый дом построил, скота много завел; а Кривда стал беднеть: и скот-то валится, и что делать начнет, ничто не клеится. Вот раз ночью и приходит Кривда и стал спрашивать, что с Правдой было с того времени, как он его в лесу оставил. Правда все рассказал. Запало Кривде в голову тоже идти в лес, сесть на пень, может, и он услышит что-либо и разбогатеет. Ночью отправился, нашел тот пень и забрался. Слышит шум, видит, что кто-то прилетел, потом другой. Один и спрашивает: «Ну, что теперь делать думаешь?» — «Да, не знаю, — отвечает другой, — за мельницу хорошо мне досталось, целый год в котле в кипелой смоле сидел, нужно что-нибудь похитрее устроить». — «А ты что?» — «А я, брат, тоже целый год на крюк был за язык повешен за то, что проболтался и кто-то глаза вылечил». — «Нас, верно, кто-нибудь подслушал и все направил. Поищем-ка, нет ли кого?» Кривда испугался и упал с дерева. Его схватили и глаза выкололи. Прошел день, а Кривды не видать, жена его пришла к Правде и говорит, что брат ушел в лес ночью и сегодня не видать. Пошли искать и нашли Кривду: у пня и слепой. Привели домой, и Кривда до того дожил, что Правда кормил все его семейство до смерти. Тогда только Кривда согласился, что Правдою лучше жить на свете.

…назад              далее…

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Сказка Афанасьева: Правда и Кривда

Сказка: Правда и Кривда

  • Были два брата; один богатый, другой бедный. Богатый сделал пирушку, позвал гостей, позвал и брата. Брат пришел всех наперво; после него начали собираться гости. Когда набралось их много, хозяин начал подвигать своего брата ниже; говорит ему: «Поди-ка ты, брат, пониже!» Брат подвигался, подвигался и додвинулся до самых дверей: больше уж и места нет! А гостей все прибывает… Говорит, наконец, богатый бедному: «Поди-ка ты к черту, дай другим место!». Бедный брат вышел на улицу и побежал на реку. Ходит по берегу мельник; бедный его и спрашивает: «Скажи, где черт живет?» Тот отвечает: «Вон, поди — скочи в бучило!» Вот бедный туда скочил и объявился в избе — в той избе никого нет. Он запал тута, чтоб его не видно было, и сидит себе смирно да тихо. Скоро собрались в избу бесенки; собрались и стали промеж себя похваляться. Один, хромой, говорит: «Я мельницу прорыл — ни за что ее не укрепить!» А другие ему в ответ: «Как не укрепить? Мельник укрепит!» — «Чем?» — «Он накладет терновнику да шиповнику; тем дело и устроит!» Мужик слушает их речи… Когда беси убежали из избы, а мужик остался один, — он тотчас выскочил оттуда, вынырнул из-под воды и очутился наверху. Мельник все по берегу ходит, не знает, не ведает, чем укрепить мельницу. Бедный говорит: «Награди меня, я укреплю твою мельницу». — «Возьми что угодно; хоть целый воз денег дам, только укрепи, пожалуйста!» — «Натаскай терновника да шиповника, тем и устроишь!» Мельник тотчас набил сваи, накидал терновнику, набросал шиповнику, сверху землей заровнял — и укрепил мельницу, а мужику целый воз денег насыпал.
    Бедный увез деньги домой, надо в кладовую таскать, а не в чем. Вот он посылает своего сына к богатому брату и наказывает попросить у него четуху. Богатый спрашивает: «На что четуху?» — «Деньги из телеги в кладовую носить». — «Какие там деньги? Что вы, смеетесь надо мной, что ли? У вас денег николи не водилось!» — и не дал четухи. Мальчик пришел безо всего и говорит отцу: «Дядя не дал четухи, сказывает: на что вам!» Отец посылает сына в другой раз: «Поди еще, да хорошенько попроси». Мальчик опять к дяде. «Дай, — говорит, — четуху; надо деньги таскать». Богатый дивится, не верит: «Ступай, я сам принесу!» Приносит к бедному брату четуху, увидал полный воз денег и стал спрашивать: «Скажи, брат, где взял монету? Гляди-ка, у тебя ее целые вороха набросаны!» — «А помнишь, как ты послал меня к черту? Вот я к черту сходил и добро получил». Богатому забедно стало, пошел искать черта. Прибежал на реку, а мельник по берегу ходит да радуется, что укрепил свою мельницу. Спрашивает его богатый: «Где черт живет?» — «Вон, поди в бучило!» Он бросился и объявился в избе. Начали бесенки опять собираться в избу и разговаривают промеж себя: «Вот мельник укрепил-таки мельницу и терновником и шиповником; теперь не разломать!» Хромой бесенок стал говорить:’ «А что, братцы, не подслушивает ли кто наши речи?» Давай искать везде и нашли богатого брата в углу: «А! Дак это ты переносишь наши речи?» Взяли его задавили и бросили в омут.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: