Текст сказки:
Когда-то царь Пётр Первый путешествовал в наших северных краях. Прослышал он, что в одной деревне у кузнеца такой конь, равного которому нет по резвости и силе. Захотелось царю на этого коня посмотреть и, если правду про него говорят, то купить.
Приехал царь в деревню, зашёл в кузницу, попросил коня подковать. Кузнец сковал подкову и бросил остужаться. А царь Пётр взял подкову, повертел в руках да и разогнул. Говорит кузнецу:
— Идёт молва, что хороший ты кузнец, а подковы твои, как глиняные.
Кузнец ничего не говорит, делает новые подковы и коня подковывает. Царь дал ему за работу серебряный рубль. Кузнец берёт рубль, вертит в руках да и разламывает монету пополам, и говорит:
— Что это царь-деньги твои будто из мякины. Понравилась или нет царю смелость кузнеца, про то неизвестно. Спросил он, как ни в чём не бывало:
— Говорят, у тебя конь добрый есть?
— Есть кой-какой, — отвечает кузнец.
— Не отвезёшь ли меня на нём в город? Только смотри, за час надо доехать.
А до города верст пятьдесят будет. Кузнец подумал и согласился.
— Только помни, — продолжает царь Пётр, — ежели в срок не доставишь, пеняй на себя. На то уж будет моя воля.
— Ладно, — говорит кузнец, — повезу. Дай только время три железных прута сковать и коня запрячь.
Сковал кузнец три прута железных, запряг коня и погрузил в сани железные болванки, пудов на пятнадцать. Удивился царь, спрашивает:
— А груз зачем? Эдак мы и до вечера не доплетёмся.
— А это, чтобы конь не слишком шибко бежал.
Царь только головой покачал. Уселись они в сани, поехали. Конь трусит себе потихоньку. Царь и говорит:
— Видно, быть тебе, кузнец, на целую голову ниже, за то что хвастался конём.
— А я разве хвастался?- сказал кузнец и ударил коня другим прутом.
Конь рванул и помчался. У седоков только ветер в ушах свистит! Второй перелесок проехали. А царь всё недоволен:
— Помни наш уговор: если в срок не приедем, пеняй на себя!
Ударил кузнец коня третьим прутом. Конь взвился и полетел, словно птица! Сани едва земли касаются.
— Понял теперь, царь, — прокричал кузнец царю Петру на ухо, — зачем я болванки положил?
Уже не разобрать, где поля, где леса. Не видывал ещё царь такой быстрой езды. Домчал их конь в город на полчаса раньше условленного срока.
Встаёт царь из саней и спрашивает:
— Сколько же твой конь стоит? Кузнец говорит:
— Не продаётся конь. Царь второй раз спрашивает. Кузнец опять своё:
— Не продаётся конь. Спрашивает царь третий раз:
— Да неужто коню цены нет? Проси за него что хочешь. Всё отдам.
А кузнец стоит на своём:
— Ведь сказано уже — не продаётся конь.
Царь не на шутку рассердился и застрелил коня.
Пошёл кузнец с горя бродить по городу. Бродил до самого вечера и пришёл на постоялый двор. А там сидит старый писарь. Спрашивает он у кузнеца:
— Кто тебя, добрый человек, обидел?
— Эх, старина, крепко меня обидели. Только правды мне не найти, потому что обидчик мой — сам царь.
И рассказал, как было дело. Писарь говорит:
— Найдётся управа и на царя. Я тебе так составлю прошение в суд, что там по справедливости рассудят. Когда царь спросит, что ты хочешь за убитого коня, скажи своё заветное желание.
И написал кузнецу прошение.
На другой день ищут кузнеца, в суд зовут. И решил суд, что прав кузнец, что царь должен за коня кузнецу заплатить, сколько тот ни попросит.
— Что возьмёшь?- спрашивает царь. Кузнец отвечает:
— Я уже сказал тебе, царь, что конь не продаётся. То же и сейчас скажу. Но за то, что ты коня моего убил, освободи, царь, весь мой род от царских податей.
— Быть по сему!- сказал царь. Видать, понравился ему смелый кузнец.
Пётр любил Россию, но недолюбливал Москву
Разумеется, причина строительства Санкт-Петербурга и переноса столицы в него, была, в первую очередь, экономическая, но у царя были и личные счёты с бывшей столицей России. Его приход к власти сопровождался заговором и бунтом, организованным его старшей сестрой Софьей Алексеевной, дочерью его отца от первого брака, с целью захвата власти. Будущий царь, которому на тот момент было всего десять лет, испытал страшный ужас в ночь, когда поднялся бунт, и очень боялся за свою жизнь.
Пережив этот страх, Пётр до конца жизни недолюбливал Москву и Красную площадь, которая, помимо прочего, ассоциировалась у него со старым порядком и правлением бояр — всего того, что он ненавидел, и с чем во всё время собственного царствования боролся изо всех сил.
Утро стрелецкой казниКартина Василия Ивановича Сурикова
Еще:
- Яков Брюс — чернокнижник-математик на службе Петра I
- Семь вёдер пива — прибавка к жалованью матросов при Петре
- Ломоносов — сын Петра I?
- Подводная лодка Петра I
Сказка про трех богатырей русских
Удаль
Давно это было… Собрались как-то три самых сильных и крепких парубка во сыром поле. Решили удаль молодецкую разгулять. Один из них – Алеша, поповский сын был. Другой – Илья, крестьянский сын, из славного села Моровска. А третий – Добрыня, Никитин сын.
В скором времени на Русь ожидались нападения грозных иноземных захватчиков. Вот и хотелось молодым сперва силу свою измерить, а уж после в битву вступаться.
Долго они мерились – рядились. Деревья из Земли выкорчевывали, да кулачными боями тешились. Наконец, достали из своих колчанов луки да стрелы, натянули тетиву, и только пускать собрались, чья дальше улетит, как вдруг глядь, стоит перед ними старенький дедушка. Седые волосы по плечам разбросаны. На груди рубаха просторная, едва тельце, ссохшееся прикрывает. — Ты бы отошел, отец! – обратился к старичку Алешка, поповский сын, — А не то, ведь и зашибить могем.
Усмехнулся старичок. Провел тонкой ладошкой по бороде, словно крошки отряхнул и говорит: — Вы ребятки, я погляжу, вздумали силой мериться? Неплохо это. Да только в ратном деле одной силой правды не заработаешь. Тут еще кой-чего надобно. — Чего же?! – в один голос воскликнули парубки. — А чего, это я вам не скажу. Но, коли узнать хотите и не страшитесь, то запускайте прямо сейчас свои стрелы, как можно дальше. И чья куда улетит, туда и ступайте. Там все сами узнаете.
Обрадовались силачи. Натянули тугие луки, да как запустят стрелы. Только свист по полям да оврагам разносится. Упала Алешина стрела в дремучем лесу. У Ильи стрела залетела на высокую снежную гору. А у Добрыни – оказалась на самом дне бескрайнего моря-окияна.
И разбрелись они, каждый в свою сторону. А старичка того, след простыл, как небывало.
Пётр был жесток
Как вам, возможно, известно, царь Пётр имел натянутые отношения с собственным сыном, которого подозревал в участии в заговоре против себя и в измене государству. В конце концов царевич Алексей был тайно казнён и, хотя у нас нет прямых свидетельств того, что убили царевича по прямому указу отца, Пётр неоднократно грозил смертью сыну, на тот момент находившемуся под следствием и заключённому в Петропавловской крепости. Был ли царевич казнён или просто убит кем-то из охранников тюрьмы — в любом случае ясно, что Пётр этой смерти желал.
Также сохранились свидетельства иностранных послов о личном участии царя Петра в пытках и казнях, а также о собственноручно производимом рублении голов неугодных дворян. Ещё известно, что в ночь стрелецкой казни, после того как был подавлен бунт, царь Пётр лично занялся истреблением восставших, в ярости скача на коне по Красной площади и рубя саблей без разбору.
Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в ПетергофеКартина Николая Ге
Основные герои русских народных сказок
Такие сказочные персонажи имеют определенный набор характеристик, легко узнаваемы, поскольку созданы коллективным народным творчеством. Самыми известными из них являются:
- Снегурочка — милая и несколько наивная молодая девушка, внучка Деда Мороза, которая во всех сказках является его неизменной спутницей и помощницей.
- Мороз — добрый сказочный персонаж в образе старца с бородой, посохом, который творит чудеса преимущественно в зимнее время года.
- Баба-Яга — старуха-чародейка уродливой внешности, которая летает на метле и живет в избушке на курьих ножках, как правило, отрицательный сказочный персонаж.
- Илья Муромец — один из главных богатырей русского былинного эпоса, который возглавлял оборону Древней Руси.
- Кощей — отрицательный персонаж загробного мира, смерть которого заключена в яйце с иглой.
- Садко — положительный герой былинного эпоса, молодой новгородский гусляр.
- Алеша Попович — один из младших богатырей русского былинного эпоса.
- Добрыня Никитич — после Ильи Муромца второй по популярности богатырь русского народного эпоса.
- Змей Горыныч — отрицательный персонаж русского фольклора с тремя головами, который похищает женщин.
- Леший — дух леса, чаще всего, в образе старца, который умеет быть как положительным, так и отрицательным героем.
- Колобок — глупый сказочный персонаж в образе выпечки округлой формы, который ушел от бабушки и дедушки и попался лисе на язык.
- Никита Кожемяка — богатырь киевского былинного эпоса.
- Водяной — персонаж славянской мифологии, который является повелителем дна морского.
- Василиса Премудрая — прелестная молодая девушка из русских волшебных сказок, которая дарит свою любовь герою, победившему Змея или Кощея.
- Иван-дурак — удачливый, но глупый молодой человек из русских волшебных сказок.
- Лиса Патрикеевна — хитрая лисица из русских народных сказок, которая добивается своего лестью и обманом.
- Иван-Царевич — один из главных героев русских народных сказок, чьи деяния являются образцом достижения наивысшего успеха.
- Солдат — положительный персонаж русских народных сказок в образе храброго и умного молодого человека.
Пётр любил выпить
Сохранившиеся описания петровских пьянок говорят о том, что, если царь и не был алкоголиком в строгом смысле слова, выпить он весьма любил и всех вокруг заставлял пить вместе с ним и очень много. Водка, вино, пиво — всё шло в ход и употреблялось исключительно вёдрами и бочками. Современный человек едва ли способен выпить так много, как было принято на царских пирах. В те времена жутко пьянствовали не только в России, но и по всей Европе: любой королевский двор содержал бездонные винные погреба, а подданные после обильного ужина и возлияний, как правило, изволили лежать вповалку.
Неизвестно, был ли в этом пьянстве какой-то политический резон или просто так принято было, но заморским гостям известно было, что «все дела в тех краях вершатся за бутылкой» и что отказать царю Петру в любезности с ним выпить просто невозможно.
Голова молодого ПетраКартина Сергея Кириллова
Пётр верил в Бога, но недолюбливал церковь и попов
Пётр не только равнодушно и непочтительно относился к религиозным требованиям, нормам, служениям и обрядам, но и высмеивал их: например, организовал «Всепьянейший собор», на котором он и его придворные пародировали попов и предавались грубым и даже стыдным развлечениям. Кроме того, Пётр ненавидел патриарха, причём до такой степени, что вовсе упразднил эту должность, проведя церковную реформу и поставив во главе русской православной церкви не одного человека, а Духовную коллегию, члены которой были обязаны принимать решения сообща.
Впрочем, нет сомнения, что в Бога царь Пётр верил истово и собственную власть считал санкционированной свыше. Царь — наместник Бога на Земле, и его задача — ярым служением Отечеству доказать преданность Отцу небесному. Такая позиция переплетается, в том числе, с пиетизмом — самым «модным» на тот момент ответвлением протестантской религии, широко распространённой в Европе.
Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем ЗотовымКартина Николая Неврева
А что осуждает сказка?
Восхваляя добро, мудрый народ в своей сказке противопоставляет ему зло. Здесь побежденные братьями темные силы воплощены как в хищных зверях, так и в злобных придворных шаха, что ради своих замыслов готовы пожертвовать жизнями невинных людей. На примере разбойников осуждается желание обогащения, им в противовес – братья-богатыри, которые по напутствию отца отправляются в путешествие, чтобы своими силами и трудом строить свою счастливую жизнь.
К завершению сказки появляется еще один интересный момент – осуждение власти, недоверие к ней народа. Оклеветанный визирем и преданный своим тестем-шахом, самый молодой из богатырей говорит, что счастья простому народу при дворе ждать не стоит. А его фраза о том, что нельзя с шахами жить в добре, и вовсе поражает своей смелостью и искренностью.
Пётр любил работать руками
На руках царя были трудовые мозоли, которыми он страшно гордился. Царь не только не гнушался тяжёлого труда, но и владел множеством ремёсел, постоянно обучаясь новым профессиям. Он плотничал и столярничал, участвовал в постройке кораблей и возведении Санкт-Петербурга, высаживал деревья в саду, пилил, строгал, шкурил, красил, копал, таскал гружёные тачки, вязал узлы на корабельных верфях и всё это — под руководством иностранных, чаще всего немецких и голландских, мастеров, специально для этого выписанных из других стран.
Пётр никогда не упускал возможности научиться новому и дотошно входил во все детали дела. А работу на токарном станке вообще почитал любимейшим хобби — впрочем, тогда в Европе это было модно.
Пётр Великий в Голландии. Амстердам, верфи Ост-Индской КомпанииКартина Мстислава Валериановича Добужинского
Мудрость
К ночи собрались друзья на том самом месте, откуда в разные стороны разбредались. Устали они так, что ни в жизнь не уставали. Ни от боев кулачных, ни от корчевания дерев, ни от разгуляя молодецкого
А старичок их уже дожидается:
— Ну что, добры молодцы, нашли в ратном деле важное? Али напрасно коней морили?
Показали богатыри дары свои. Стоят только глазами хлопают, да поглядывают друг на друга
Алеша – с птенцом в пудовой ладони. Илья – с камнем, а Добрыня – с пузырем.
— Неужто, до сих пор не поняли? – удивился старичок.
Закачали молодцы головами.
— Ну, тогда слушайте внимательно, а мотать на ус потом будете, когда возмужаете. Чтобы Землю русскую от врагов защищать, недостаточно силу иметь недюжинную, да кулаками махать без разбору. Враги, они ведь тоже и сильные, и крепкие, и смышленые бывают. Так уж испокон веков пошло – наши русские богатыри добром на зло шли. Мирных не обижали. Если так суд судить, то сама природа на помощь придет. Вот ты Алеша, птенца донес. Хоть и не просто тебе было. А он, тварь Божья, бессловесная. Да и расшибся бы, что с того? Вон их сколько неоперенных гибнет. Но нет, донес, не смалодушничал.
А ты Илья – для надобности ли камень простой пуще злата и серебра хранить? Все оттого, что в земле – великая сила содержится. И тот, кто хоть горсть земли сырой сберечь сумеет, тот по земле этой и ходить без страха будет и силу свою из нее черпать.
И наконец, Добрыня. Долго же ты водицу нес! Но не осерчал, не пролил. Человек, он ведь и одной водицей сыт бывает. Вода все наполняет, в землю уходит, из земли к небесам взлетает, и снова дождем льет. Плюнь ты хоть в лужу обыкновенную, а сам потом из нее же и напьешься.
***
Посмотрели молодцы на свои дары и только рты раскрыли, а старичка уже и след простыл. Поняли они тогда, что не в силе одной заключена мощь русского воина. Но в правде и справедливости.
Много времени с тех пор прошло. Много врагов под их славными мечами полегло. Вот только, даже в самых горячих бойнях не забывали они полученного по молодости урока. И никогда не обижали слабых. Свято хранили честь родной Земли. А водице чистой радовались, словно самому ценному яству.
И прославились они на всю Русь-Матушку. И стали называться великими богатырями Земли Русской — Алешей Поповичем, Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем.
История написания
Васнецов работал над выдающимся холстом больше двух десятков лет. Идея нарисовать картину с русскими героями появилась в 1871 г. Началом создания полотна «Три богатыря» стал эскиз, созданный карандашом во время пребывания автора в Париже в 1876 г. Полноценная реализация этого наброска состоялась по истечении нескольких лет.
Набросок картины Васнецова «Три богатыря»
Своим созданием картина «Три богатыря» во многом обязана другому российскому художнику – В. Д. Поленову. Товарищ Васнецова был впечатлен необычным эскизом и выразил при его виде глубокий восторг. Виктор Михайлович хотел подарить другу свой набросок. Поленов пообещал забрать эскиз только тогда, когда появится полноценное полотно, что и произошло впоследствии.
К созданию картины «Три богатыря» художник приступил в усадьбе Абрамцево. Васнецов подходил к своей работе очень ответственно, называл ее «творческим долгом, обязательством перед народом». К 1898 г. полотно с тремя витязями было полностью готово и подписано автором.
«Три богатыря»
Картину «Три богатыря» сразу признали настоящим шедевром. Ее высоко оценил и затем купил знаменитый русский коллекционер П. М. Третьяков. Работа была выставлена на всеобщее обозрение, однако некоторое время Васнецов продолжал вносить в нее правки.
Сегодня оригинальное полотно, созданное более 100 лет назад, хранится в стенах Государственной Третьяковской галереи.