Краткое содержание сказки «Мужик и медведь»
Как-то медведь захотел помочь мужику с посадкой, но не просто так. За помощь медведь потребовал вершки от растений, а мужику должны были достаться корешки. Медведь надеялся, что таким уговором провел мужика, но не тут-то было. Оказывается, они сажали репу. Соответственно, съедобная репа ушла к мужику, а невкусная ботва — медведю. Конечно же, такие условия ему не понравились, поэтому в следующий раз он изменил условия.
Теперь уже корешки должны были достаться медведю, а вершки — мужику. Медведь радовался, ведь теперь-то он получит свое, а мужик останется ни с чем. Вот только сажали в этот раз они пшеницу. Соответственно, мужичина получил полезную часть, а бесполезные корни достались медведю. Разозлился зверь и ушел ни с чем. Больше он не предлагал мужику совместную работу.
На этом сказка и заканчивается, оставляя читателя со своими мыслями. Напрямую суть и значение сказки не обозначается, увидеть их — задача читателя.
Чему учит сказка «Мужик и медведь», мораль сказки, главная мысль?
какие качества осуждаются в сказке
Можно сказать, что сказка «Мужик и медведь» даёт ребёнку первое представление о том, что вещи могут быть на поверку иные, чем кажутся, что нужно смотреть глубже. Взрослым это кажется простой и наивный пример, порой сказка воспринимается нами, как шутейная, анекдотичная. Но не для маленького ума! Не секрет, что в сознании детей мир делится на черное и белое, на добро и зло, правильное и не правильное, нужное и не нужное, полезное и вредное. В этом и есть детская наивность, в этом и сила, и слабость детского восприятия. Сказка Мужик и медведь приоткрывает ребёнку секрет, что мир несколько сложнее. И если ребёнок-медведь будет воспринимать мир однобоко, то рискует быть обманутым, попасть в сложную ситуацию или что-то упустить.
Причем самое мощное действие сказка имеет именно на очень маленьких детей, которые едва научились понимать что такое эти овощи. Смутно помню своё самое первое восприятие сказки. Это было какое-то открытие!
А вот детей постарше, младших школьников, сказка уже просто забавляет. Хитрый мужик, простак-медведь. Но так как он с наездами, то его не жалко. Вообщем, совсем другая история!
Сказка про то, как мужик с медведем урожай делили. Мишка остался ни с чем два раза.
Сказка учит сообразительности, смекалке или хитрости. Мужик не просто обманул медведя, медведь сам соглашался на такой обман, хотя и не понимал сперва в чем он состоит.
Мораль сказки: не соглашайся на то, чего не знаешь. Мишке, конечно, надо было бы знать, что является съедобным в каждом растении. Не понятно только зачем он брал урожай, если не знал, как его употреблять. Так что можно осудить мишкину неосведомленность, глупость. Он же во второй раз мог быть умнее. Но снова попался на хитрость мужика. А мужик-то не растерялся: и медведю часть дал и себя снова не обидел.
Урок 5 (15). Тема: «Медведь-коробейник»
(Русская народная сказка «Медведь, Волк и Лиса»; пословицы)
Задачи:
• развивать и закреплять понятие «сказка о животных»;
• развивать умение характеризовать персонажей по поступкам и речи;
• развивать представления о речевых средствах выразительности (синонимы, разговорные слова, рифма), о разговорных словах и выражениях;
• расширять словарный запас за счет усвоения новых слов, называющих предметы старинного русского быта; развивать речевой слух при выделении созвучий;
• развивать речевое чутье через толкование значения слов и выражений;
• знакомить со старинным русским бытом.
Виды работы:
• чтение текста;
• выборочное чтение;
• беседа по вопросам;
• составление плана и пересказ по плану;
• речевая работа: толкование образных и устойчивых выражений; сравнение разных способов выражения сходного содержания (объяснение значения слов);
• творческая работа: продолжение сказки по образцу.
Дополнительные вопросы и задания
1. Разделите текст на части по событиям. Озаглавьте части. Перескажите сказку по плану.
2. Чем герои сказки похожи и чем не похожи на настоящих животных?
Комментарий к вопросам и заданиям
Вопрос 1. Короб – лубяное или берестяное изделие для укладки и носки чего-либо («Словарь русского языка» С. И. Ожегова). Уменьшительное от слова «короб» – «коробок». Потом оно стало обозначать не просто маленький короб, а совсем другой предмет, например, коробок спичек. И появилось еще слово «коробка» – обычно небольшой картонный, деревянный или пластмассовый ящик, ящичек («Словарь русского языка» С. И. Ожегова). Приведенные в вопросе слова, конечно, родственные – «родня».
Вопрос 2. Грош – старинная медная монета в 2 копейки, позднее – полкопейки («Словарь русского языка» С. И. Ожегова). Когда говорят «это стоит гроши», то имеют в виду, что цена низкая, что товар стоит дешево.
Грибов и ягод медведь набрал очень много (5 коробов). В один короб помещается целое ведро или даже два ведра.
Вопрос 4. «Плетется», «тащится», «умчал» – эти три слова похожи по значению и особенностям употребления. Все три слова обозначают перемещение человека или животного по земле ногами. Различаются они тем, что называют разную скорость передвижения: от самой малой («тащится», «плетется») до самой большой («умчал»). Общим является и то, что все они относятся к разговорной речи
Можно обратить внимание детей на то, что волк и лиса до встречи с медведем идут медленно, а после того, как съедят его товар, убегают. А медведь «умчал» после того, как его угостили дубинкой
Дополнительный вопрос к пословицам
Для чего в этих пословицах используется слово «короб»?
Комментарий к вопросам и заданиям
Вопрос 2. Короб и орех противопоставлены по размеру: короб – большой, орех – маленький.
Вопрос (доп.). Слово «короб» используется для того, чтобы передать значение большого количества или размера.
Вершки и корешки
Поехал мужик в лес землю копать, пни выкорчёвывать, репу сажать.
Вдруг выходит из лесу медведь и говорит:
— Мужик, я тебя сломаю.
— Не ломай меня, медведюшка, — отвечает мужик, — лучше давай вместе репу сажать. Я себе возьму хоть корешки, а тебе от дам вершки.
Прошло время. Репа выросла большая. Мужик на поле приехал, репу копает. А медведь из дубравы вылезает:
— Мужик, отдавай мне мою долю.
— Ладно, медведюшка. Давай делить по уговору: тебе вершки, мне корешки, — отвечает хитрый мужик.
Выкопал мужик репу, срезал с неё всю ботву и отдал медведю:
— На тебе, медведюшка, вершки!
Набрал медведь полную охапку ботвы и, довольный, ушёл в лес.
А мужик репу погрузил на воз и повёз в город продавать.
А в городе базар был в самом разгаре. Приезжали деревенские мужики и бабы в город, продавали свой урожай. Кто яблоки предлагает, кто картошку свою расхваливает, кто мёд зовёт попробовать.
Всего на базаре вдоволь, да только репой никто не торгует.
Приехал мужик на базар, стал свой урожай продавать. Репа у мужика спелая, крупная. Набежали покупатели, а мужик и рад — сидит, денежки считает. Оставил себе немного репы и поехал домой.
В деревню путь неблизкий, пришлось мужику через лес проезжать. А там его уж медведь дожидается.
Понял косолапый, что вершками не наешься, рассердился:
— А ну-ка, дай твоих корешков попробовать!
Некуда мужику деваться, пришлось угостить косолапого репой.
Медведь съел репу да как заревёт:
— A-а! Обманул ты меня! Теперь не ходи ко мне в лес по дрова, а то заломаю.
Мужик хоть и еле ноги унёс, но придумал, как снова медведя обхитрить.
Прошёл год. Решил мужик посеять на том же месте пшеницу. Опять землю пашет, сорняки убирает.
А медведь из леса смотрит за мужиком и думает, как бы половину урожая забрать. Уж очень не хочется косолапому опять в дураках остаться.
Приехал осенью мужик пшеницу убирать и спрашивает у медведя:
— Что же ты теперь возьмёшь? Корешки или вершки?
Отвечает ему медведь:
— Давай-ка мне корешки, а себе бери вершки.
Собрали они пшеницу. Отдал мужик медведю корешки, как по уговору положено было.
Обрадовался косолапый: в этот раз ему корешки достались. То-то, думает, они вкусные да сладкие! Так и ушёл медведь с охапкой корешков к себе в дубраву.
Невдомёк было косолапому, что у пшеницы корешки-то как раз и невкусные!
А мужик нагрузил колосьев полный воз и, посмеиваясь, домой уехал.
Медведь бился-бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился медведь и с тех пор не пускал мужика в лес по дрова.
Задания по сказке
№1. Посмотри на рисунки в центре. Какому пред мету место в верхнем ряду, а какому — в нижнем? Покажи стрелкой место предмета
№2. Чего не хватает на картинках? Дорисуй
№3. Соедини предметы в пары.
№4. Объедини три предмета по смыслу.
№5. Посмотри на рисунки. Вспомни, что было сначала, а что потом. Соедини рисунки в правильном порядке.
Смысл сказки «Мужик и медведь»
Сказка учит нас не связываться с обманщиками. Интересно, что положительного образа в сказке нет: и мужик, и медведь по-своему отрицательны. Разберемся почему.
Мужик представлен здесь как обманщик. Он не олицетворяет образ положительного хитреца, борющегося со злом, он и является этим злом. Своим обманом он обводит вокруг пальца бедного медведя. Его можно было бы понять, если бы медведь просто так требовал часть из урожая, но ведь зверь работал наравне с мужиком! Выходит, крестьянин просто-напросто обманул косолапого, чем показал отвратительный пример. А ведь честность в те времена была превыше всего!
Медведь же олицетворяет образ дурачка, которого очень легко обмануть. Вот только не его порок, ведь косолапый работал вместе с мужиком. Он не пытался отобрать урожай или украсть его — он принял участие в сделке, которая вовсе не соответствовала желаниям медведя. Его просто обманули. Поэтому сказка учит думать своей головой и не попадаться на различные уловки обманщиков, коих в нашем мире, к сожалению, очень-очень много.
Но у медведя есть еще один «грех» — называется он азарт. После первого обмана животное не смогло справиться с эмоциями, поэтому захотело отомстить хитрому мужику. В планах медведя было получить всю съедобную часть следующего урожая. Но, как мы знаем из сказки, мужик и тут обманул медведя. Но в данном случае медведь виноват сам, ведь он мог отказаться от сотрудничества еще после первого раза. Вот только жажда возмездия переполнила его сердца и не дала хорошо подумать. В итоге, медведь получил еще одну несъедобную часть урожая. Только сейчас не стоит жалеть зверя, ведь он получил по заслугам. Сама жизнь показала ему, что нельзя связываться с мошенниками. Этот урок он теперь запомнит надолго.
Обязательно усвойте эту сказку и расскажите ее вашим детям или маленьким братьям и сестрам. Смысл этого произведения сохраняет актуальность даже сейчас, ведь всегда вокруг нас будут обманщики в виде мужиков и наивные глупцы в виде медведя. К тому же, сказка покажет вред азарта, который не должен блокировать здоровое мышление.
Медведь-половинщик (сказка)
Жил-был мужичок в крайней избе на селе, что стояла подле самого леса. А в лесу жил медведь и, что ни осень, заготовлял себе жилье, берлогу, и залегал в нее с осени на всю зиму; лежал да лапу сосал. Мужичок же весну, лето и осень работал, а зимой щи и кашу ел да квасом запивал. Вот и позавидовал ему медведь; пришел к нему и говорит: — Соседушка, давай задружимся! — Как с вашим братом дружиться: ты, Мишка, как раз искалечишь! — отвечал мужичок. — Нет, — сказал медведь, — не искалечу. Слово мое крепко — ведь я не волк, не лиса: что сказал, то и сдержу! Давай-ка станем вместе работать! — Ну ладно, давай! — сказал мужик. Ударили по рукам. Вот пришла весна, стал мужик соху да борону ладить, а медведь ему из лесу вязки выламывает да таскает. Справив дело, уставив соху, мужик и говорит: — Ну, Мишенька, впрягайся, надо пашню подымать. Медведь впрягся в соху, выехали в поле. Мужик, взявшись за рукоять, пошел за сохой, а Мишка идет впереди, соху на себе тащит. Прошел борозду, прошел другую, прошел третью, а на четвертой говорит: — Не полно ли пахать? — Куда тебе, — отвечает мужик, — еще надо дать концов десятка с два! Измучился Мишка на работе. Как покончил, так тут же на пашне и растянулся. Мужик стал обедать, накормил товарища да и говорит: — Теперь, Мишенька, соснем, а отдохнувши, надо вдругорядь перепахать. И в другой раз перепахали.
— Ладно, — говорит мужик, — завтра приходи, станем боронить и сеять репу. Только уговор лучше денег. Давай наперед положим, коли пашня уродит, кому что брать: всё ли поровну, всё ли пополам, или кому вершки, а кому корешки?
Мне вершки, — сказал медведь. — Ну ладно, — повторил мужик, — твои вершки, а мои корешки. Как сказано, так сделано: пашню на другой день заборонили, посеяли репу и сызнова заборонили.
Пришла осень, настала пора репу собирать. Снарядились наши товарищи, пришли на поле, повытаскали, повыбрали репу: видимо-невидимо ее. Стал мужик Мишкину долю — ботву срезать, вороха навалил с гору, а свою репу на возу домой свез. И медведь пошел в лес ботву таскать, всю перетаскал к своей берлоге. Присел, попробовал, да, видно, не по вкусу пришлась!..Пошел к мужику, поглядел в окно; а мужик напарил сладкой репы полон горшок, ест да причмокивает. «Ладно, — подумал медведь, — вперед умнее буду!» Медведь пошел в лес, залег в берлогу, пососал, пососал лапу да с голодухи заснул и проспал всю зиму. Пришла весна, поднялся медведь, худой, тощий, голодный, и пошел опять набиваться к соседу в работники — пшеницу сеять. Справили соху с бороной. Впрягся медведь и пошел таскать соху по пашне! Умаялся, упарился и стал в тень. Мужичок сам поел, медведя накормил, и легли оба соснуть. Выспавшись, мужик стал Мишку будить:
— Пора-де вдругорядь перепахивать. Нечего делать, принялся Мишка за дело! Как кончили пашню, медведь и говорит: — Ну, мужичок, уговор лучше денег. Давай условимся теперь: на этот раз вершки твои, а корешки мои. Ладно, что ли?
— Ладно! — сказал мужик. — Твои корешки, мои вершки! Ударили по рукам. На другой день пашню заборонили, посеяли пшеницу, прошли по ниве бороной и еще раз тут же помянули, что теперь-де медведю корешки, а мужичку вершки. Настала пора пшеницу убирать; мужик жнет не покладаючи рук; сжал, обмолотил и на мельницу свез. Принялся и Мишка за свой пай; надергал соломы с корнями целые вороха и пошел таскать в лес к своей берлоге. Всю солому переволок, сел на пенек отдохнуть да своего труда отведать. Пожевал соломки нехорошо! Пожевал корешков — не лучше того! Пошел Мишка к мужику, заглянул в окно, а мужичок сидит за столом, пшеничные лепешки ест, бражкой запивает да бороду утирает.
«Видно, уж моя такая доля, — подумал медведь, — что из моей работы проку нет: возьму вершки — вершки не годятся; возьму корешки — корешки не едятся!»
Тут Мишка с горя залег в берлогу и проспал всю зиму, да уж с той поры не ходил к мужику в работу. Коли голодать, так лучше на боку лежать.
— КОНЕЦ —