Пересказ русской народной сказки «мужик и медведь»

Литературное чтение. 3 класс. методическое пособие (6 стр.)

Краткое содержание сказки «Мужик и медведь»

Как-то медведь захотел помочь мужику с посадкой, но не просто так. За помощь медведь потребовал вершки от растений, а мужику должны были достаться корешки. Медведь надеялся, что таким уговором провел мужика, но не тут-то было. Оказывается, они сажали репу. Соответственно, съедобная репа ушла к мужику, а невкусная ботва — медведю. Конечно же, такие условия ему не понравились, поэтому в следующий раз он изменил условия.

Теперь уже корешки должны были достаться медведю, а вершки — мужику. Медведь радовался, ведь теперь-то он получит свое, а мужик останется ни с чем. Вот только сажали в этот раз они пшеницу. Соответственно, мужичина получил полезную часть, а бесполезные корни достались медведю. Разозлился зверь и ушел ни с чем. Больше он не предлагал мужику совместную работу.

На этом сказка и заканчивается, оставляя читателя со своими мыслями. Напрямую суть и значение сказки не обозначается, увидеть их — задача читателя.

Чему учит сказка «Мужик и медведь», мораль сказки, главная мысль?

какие качества осуждаются в сказке

Можно сказать, что сказка «Мужик и медведь» даёт ребёнку первое представление о том, что вещи могут быть на поверку иные, чем кажутся, что нужно смотреть глубже. Взрослым это кажется простой и наивный пример, порой сказка воспринимается нами, как шутейная, анекдотичная. Но не для маленького ума! Не секрет, что в сознании детей мир делится на черное и белое, на добро и зло, правильное и не правильное, нужное и не нужное, полезное и вредное. В этом и есть детская наивность, в этом и сила, и слабость детского восприятия. Сказка Мужик и медведь приоткрывает ребёнку секрет, что мир несколько сложнее. И если ребёнок-медведь будет воспринимать мир однобоко, то рискует быть обманутым, попасть в сложную ситуацию или что-то упустить.

Причем самое мощное действие сказка имеет именно на очень маленьких детей, которые едва научились понимать что такое эти овощи. Смутно помню своё самое первое восприятие сказки. Это было какое-то открытие!

А вот детей постарше, младших школьников, сказка уже просто забавляет. Хитрый мужик, простак-медведь. Но так как он с наездами, то его не жалко. Вообщем, совсем другая история!

Сказка про то, как мужик с медведем урожай делили. Мишка остался ни с чем два раза.

Сказка учит сообразительности, смекалке или хитрости. Мужик не просто обманул медведя, медведь сам соглашался на такой обман, хотя и не понимал сперва в чем он состоит.

Мораль сказки: не соглашайся на то, чего не знаешь. Мишке, конечно, надо было бы знать, что является съедобным в каждом растении. Не понятно только зачем он брал урожай, если не знал, как его употреблять. Так что можно осудить мишкину неосведомленность, глупость. Он же во второй раз мог быть умнее. Но снова попался на хитрость мужика. А мужик-то не растерялся: и медведю часть дал и себя снова не обидел.

Зри в корень

Если прочитать сказку внимательно и честно, то трудно не заметить, что правовое сознание мужика и медведя очень высоко. Они строго придерживаются договора, заключённого в устной форме, и меняют его только по взаимному согласию.

Но главное в другом: сказка эта не совсем русская, и для изучения кода нашей души она не подходит.

Если бы родители в дет­стве читали М. Фридману и В. Панюшкину братьев Гримм, они могли бы помнить аналогичную немецкую сказку «Мужик и чёрт».

Если бы подростками читали Франсуа Рабле, то натолкнулись бы на похожую историю о том,

как пахарь с Острова папефигов обманул чертёнка.

В Америке есть такая же сказка про фермера и дьявола,

в Дании — про мужика и тролля,

в Норвегии — про лиса и медведя,

в Китае — про крестьянина и помещика.

В Англии эта сказка с феминистским уклоном: умная жена помогает трудолюбивому, но недалёкому умом Джонсу обманывать огромного волосатого великана.

Подобные сказки есть чуть ли не у каждого народа, занимающегося земледелием.

Специали­сты по сказкам называют этот сюжет

«Делёж урожая»,

вершки и корешки при этом могут быть разными: пшеницей, рожью, репой, картофелем, бататом и т. д., но обман, в котором путают верх и низ, всегда одинаков.

Поэтому М. Фридману нужно предъявлять претензии не только соотечественникам, но и всему человечеству.

теперь посмотрим на приключения «вершков и корешков» в истории.

Впервые нечто похожее записали древние греки.

Вот басня Эзопа «Путник и Гермес»:

мужчина, отправляясь в дальнюю дорогу, дал обет Гермесу, что если найдёт что-нибудь в пути, то ровно половину пожертвует ему. Он нашёл суму с миндалём и финиками, съел их, а скорлупки от миндаля и косточки от фиников возложил на алтарь со словами: «Гермес, вот обещанная половина находки, делюсь с тобой и тем, что было внутри, и тем, что было снаружи».

Правда, похоже на сказку?

Такие же сказки есть у амхарцев, живущих в Эфиопии.

В одной мышь обманывает пеликана, взяв себе горошины и оставляя ему пустые стручки, в другой лев отдаёт шакалу внутренности быка, а себе берёт то, что снаружи, — мясо.

Вершки и корешки

Поехал мужик в лес землю копать, пни выкорчёвывать, репу сажать.

Вдруг выходит из лесу медведь и говорит:

— Мужик, я тебя сломаю.

— Не ломай меня, медведюшка, — отвечает мужик, — лучше давай вместе репу сажать. Я себе возьму хоть корешки, а тебе от дам вершки.

Прошло время. Репа выросла большая. Мужик на поле приехал, репу копает. А медведь из дубравы вылезает:

— Мужик, отдавай мне мою долю.

— Ладно, медведюшка. Давай делить по уговору: тебе вершки, мне корешки, — отвечает хитрый мужик.

Выкопал мужик репу, срезал с неё всю ботву и отдал медведю:

— На тебе, медведюшка, вершки!

Набрал медведь полную охапку ботвы и, довольный, ушёл в лес.

А мужик репу погрузил на воз и повёз в город продавать.

А в городе базар был в самом разгаре. Приезжали деревенские мужики и бабы в город, продавали свой урожай. Кто яблоки предлагает, кто картошку свою расхваливает, кто мёд зовёт попробовать.

Всего на базаре вдоволь, да только репой никто не торгует.

Приехал мужик на базар, стал свой урожай продавать. Репа у мужика спелая, крупная. Набежали покупатели, а мужик и рад — сидит, денежки считает. Оставил себе немного репы и поехал домой.

В деревню путь неблизкий, пришлось мужику через лес проезжать. А там его уж медведь дожидается.

Понял косолапый, что вершками не наешься, рассердился:

— А ну-ка, дай твоих корешков попробовать!

Некуда мужику деваться, пришлось угостить косолапого репой.

Медведь съел репу да как заревёт:

— A-а! Обманул ты меня! Теперь не ходи ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

Мужик хоть и еле ноги унёс, но придумал, как снова медведя обхитрить.

Прошёл год. Решил мужик посеять на том же месте пшеницу. Опять землю пашет, сорняки убирает.

А медведь из леса смотрит за мужиком и думает, как бы половину урожая забрать. Уж очень не хочется косолапому опять в дураках остаться.

Приехал осенью мужик пшеницу убирать и спрашивает у медведя:

— Что же ты теперь возьмёшь? Корешки или вершки?

Отвечает ему медведь:

— Давай-ка мне корешки, а себе бери вершки.

Собрали они пшеницу. Отдал мужик медведю корешки, как по уговору положено было.

Обрадовался косолапый: в этот раз ему корешки достались. То-то, думает, они вкусные да сладкие! Так и ушёл медведь с охапкой корешков к себе в дубраву.

Невдомёк было косолапому, что у пшеницы корешки-то как раз и невкусные!

А мужик нагрузил колосьев полный воз и, посмеиваясь, домой уехал.

Медведь бился-бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился медведь и с тех пор не пускал мужика в лес по дрова.

Задания по сказке

№1. Посмотри на рисунки в центре. Какому пред мету место в верхнем ряду, а какому — в нижнем? Покажи стрелкой место предмета

№2. Чего не хватает на картинках? Дорисуй

№3. Соедини предметы в пары.

№4. Объедини три предмета по смыслу.

№5. Посмотри на рисунки. Вспомни, что было сначала, а что потом. Соедини рисунки в правильном порядке.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе, Русская народная сказка „Мужик и медведь“» размещена в разделах

  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Литература, чтение. Конспекты занятий
  • Медведь, медвежата
  • Медведь. Конспекты занятий
  • Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
  • Сказка. Конспекты занятий по сказкам
  • Сказки для детей. Все сказки по названиям
  • Старшая группа
  • Темочки

— развивать речь детей в процессе диалога персонажей, прививать интерес к театрализованной игре, развивать умственную активность; расширять знания детей по теме; воспитывать у детей самоконтроль за речью.

— воспитывать желание трудиться, поддерживать дружеские отношения детей друг к другу в процессе труда;

— закрепить навыки посадки семян.

Предварительная работа:

Рассматривание семян овощей, дидактическая игра «Овощи», чтение и обыгрывание сказки «Репка», труд в природном уголке.

Оборудование: текст русской народной сказки «Мужик и медведь», овощи, костюмы медведя и мужика, семена репки, ящички для посадки, грабельки.

Предварительная работа:

Чтение произведений: «Про репку», «Огородники», русской народной сказки «Репка»и обыгрывание сказки. Игры: «Кто быстрее соберет овощи в корзинку», «Отгадай на ощупь», «Овощной магазин».Труд в природном уголке.

Бизнесмены всерьез делят вершки и корешки

Сказкотерапия открывает новые возможности в бизнесе

СПб. Бизнесмены обращаются к сказочному опыту, чтобы решить жизненные проблемы. Самые популярные бизнес-сказки — «Вершки и корешки» и «Курочка Ряба». Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается: петербургские бизнесмены, расшифровывая русские народные сказки, решают собственные бизнес-задачи.

Доля вымысла

Оказывается, что одна из самых популярных производственных историй — известная сказка про вершки и корешки, в которой мужик с медведем сначала делят репу и мужик берет вершки, а через год делят пшеницу и «наученный опытом» медведь выбирает корешки. По словам проректора по научной работе Института сказкотерапии, бизнес-тренера Татьяны Грабенко, когда бизнесмены обсуждают эту сказку, они не только очень увлекаются процессом, но и задумываются о серьезных вещах.

«Что имеет место в сказке — манипуляция или цивилизованное влияние, какой у героев принцип дележа? И если это манипуляция, то как не манипулировать своими коллегами, своими партнерами. А если это цивилизованное влияние — ведь информация о репе и пшенице открытая, медведь же имеет право выбора. Насколько медведь и мужик партнеры? — все эти вопросы руководители проецируют на собственные взаимоотношения», — рассказывает Татьяна Грабенко.

По душе бизнесменам и сказка про лису, у которой лапки бежали от собак, глазки смотрели, ушки слушали, а хвост только мешался. В сказке лиса, обидевшись на хвост, высунула его из норы и была съедена собаками.

Участники тренингов обсуждают эту сказку с точки зрения оценки результатов. В обязательной программе — сказка про Курочку Рябу, которая в реальном пересказе заканчивается трагически и служит своеобразным предупреждением тем, кто гонится за «золотым яичком».

И доля правды

Сказка с самых древних времен несла в себе информацию о технологиях ведения войн, удачной охоты, выживания, по сути, тогдашним технологиям бизнеса. «Если в сказке есть информация о каких-то вопросах, то есть и ответы, технологии достижения успеха. Когда мы работаем со сказкой, мы не только создаем банк вопросов, но и путей, которыми они разрешаются. И потом, чтобы выбрать оптимальный путь, начинаем писать сказки. Вроде бы это некий литературный опыт, но когда человек начинает писать, то эта проба пера со временем воплощается в жизнь», — объясняет Татьяна Грабенко.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Новости СМИ2

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Урок 5 (15). Тема: «Медведь-коробейник»

(Русская народная сказка «Медведь, Волк и Лиса»; пословицы)

Задачи:

• развивать и закреплять понятие «сказка о животных»;

• развивать умение характеризовать персонажей по поступкам и речи;

• развивать представления о речевых средствах выразительности (синонимы, разговорные слова, рифма), о разговорных словах и выражениях;

• расширять словарный запас за счет усвоения новых слов, называющих предметы старинного русского быта; развивать речевой слух при выделении созвучий;

• развивать речевое чутье через толкование значения слов и выражений;

• знакомить со старинным русским бытом.

Виды работы:

• чтение текста;

• выборочное чтение;

• беседа по вопросам;

• составление плана и пересказ по плану;

• речевая работа: толкование образных и устойчивых выражений; сравнение разных способов выражения сходного содержания (объяснение значения слов);

• творческая работа: продолжение сказки по образцу.

Дополнительные вопросы и задания

1. Разделите текст на части по событиям. Озаглавьте части. Перескажите сказку по плану.

2. Чем герои сказки похожи и чем не похожи на настоящих животных?

Комментарий к вопросам и заданиям

Вопрос 1. Короб – лубяное или берестяное изделие для укладки и носки чего-либо («Словарь русского языка» С. И. Ожегова). Уменьшительное от слова «короб» – «коробок». Потом оно стало обозначать не просто маленький короб, а совсем другой предмет, например, коробок спичек. И появилось еще слово «коробка» – обычно небольшой картонный, деревянный или пластмассовый ящик, ящичек («Словарь русского языка» С. И. Ожегова). Приведенные в вопросе слова, конечно, родственные – «родня».

Вопрос 2. Грош – старинная медная монета в 2 копейки, позднее – полкопейки («Словарь русского языка» С. И. Ожегова). Когда говорят «это стоит гроши», то имеют в виду, что цена низкая, что товар стоит дешево.

Грибов и ягод медведь набрал очень много (5 коробов). В один короб помещается целое ведро или даже два ведра.

Вопрос 4. «Плетется», «тащится», «умчал» – эти три слова похожи по значению и особенностям употребления. Все три слова обозначают перемещение человека или животного по земле ногами. Различаются они тем, что называют разную скорость передвижения: от самой малой («тащится», «плетется») до самой большой («умчал»). Общим является и то, что все они относятся к разговорной речи

Можно обратить внимание детей на то, что волк и лиса до встречи с медведем идут медленно, а после того, как съедят его товар, убегают. А медведь «умчал» после того, как его угостили дубинкой

Дополнительный вопрос к пословицам

Для чего в этих пословицах используется слово «короб»?

Комментарий к вопросам и заданиям

Вопрос 2. Короб и орех противопоставлены по размеру: короб – большой, орех – маленький.

Вопрос (доп.). Слово «короб» используется для того, чтобы передать значение большого количества или размера.

Публикация «Пересказ русской народной сказки „Мужик и медведь“» размещена в разделах

  • Медведь, медвежата
  • Медведь. Конспекты занятий
  • Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
  • Сказка. Конспекты занятий по сказкам
  • Сказки для детей. Все сказки по названиям
  • Темочки

-учить поддерживать беседу

2. Развивающие:

-развивать у детей умение распространять предложения определениями;

— развивать мыслительную деятельность,

— развивать память, внимание, воображение;

3. Воспитательные:

-воспитывать самоконтроль за речью,

— воспитывать уважительное отношение к труду.

Оборудование: текст русской народной сказки «Мужик и медведь», муляжи овощей, костюмы медведя и мужика, иллюстрации к сказке «Мужик и медведь»;

Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова «Огурцы», «Про репку», русской народной сказки «Репка». Игры: «Кто быстрее соберет овощи в корзинку»,«Овощной магазин».

Мужик и Медведь

Сказка «Мужик и Медведь» — фольклорное произведение древней Руси. Увлекательно в аллегоричной форме сказка «Мужик и Медведь» отразила раскол отношений между миром природы и человеком.

Русские народные сказки всегда несли в себе поучительный смысл, так и сказка «Мужик и медведь» рассказывает читателю, как больно бьёт жизнь по бездельникам и лентяям. Мужик делаем всю грязную работы – пашет, сеет и собирает посевы. Медведь ни во что не вникает — просто делит урожай (думая, что вершки у репы вкуснее). Сказка «Мужик и медведь» дает медведю еще один шанс, но он просто решает, что «корешки – всему голова» и снова попадает «мимо». Теперь-то медведь точно должен одуматься и начать вникать «что и как», но нет – он решает, что более не будет вести дел с хитрым мужиком. Сказка «Мужик и медведь» высмеивает архаичность медведя, который остается голодным.

Несмотря на то, что история небольшая по своему содержанию, суть передана очень метко и ёмко. Сказка «Мужик и Медведь» не лишена юмора, поэтому будет интересна и детям и их родителям.

Мужик и медведь (Вершки и корешки)

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:

— Мужик, я тебя сломаю.

— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

— Быть так,— сказал медведь.— А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дуброву.

Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:

— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать.

Навстречу ему медведь:

— Мужик, куда ты едешь?

— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

— Дай-ка попробовать — каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь, как съел:

— А-а! — заревел.— Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сла-деньки. Тенерь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

— Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит:

— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой.

Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.

Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

Источник

Ход занятия:

-Послушайте загадку:

Хозяин лесной, просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

— Про кого эта загадка? (Слайд№2)

Почему вы так решили?

— А какие вы знаете сказки, в которых персонажем является медведь?

— Скажите, а кто написал эти сказки? (народ)

-А раз их написал народ, то они какие? (народные)

Теперь давайте посмотрим, все ли вы назвали сказки.

(Просматриваются слайды №№3-6, на слайде № 7 изображена сказка «Мужик и медведь)

А сегодня мы узнаем, как делили свой урожай мужик и медведь в русской народной сказке.

Чтение сказки с последующим обсуждением.

— Что посеял мужик?

— Кто вышел к мужику из леса?

— Что предложил мужик медведю?

— Как осенью мужик с медведем поделили урожай репы?

— Почему рассердился медведь на мужика?

— Что посеял на следующий год мужик?

— Как поступил медведь?

— Понравились ли медведю корешки?

— Кто выиграл в этот раз? Почему?

— Почему не получилось дружбы у мужика с медведем?

— У разных овощей бывают съедобными разные части:

корешки- это те части, которые где растут? (в земле);

вершки – те части, которые растут? (над землей)

-Давайте поможем медведю правильно выбрать съедобную часть. (Слайды №№8-12)

— А вы знаете, есть овощ, у которого съедобные и корешки, и вершки. Может кто-то знает, что это за овощ?

-Слушаем загадку про этот овощ:

Сидит дед, в сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук) (Слайд№ 13)

Игра «Что сначала, что потом?».

-Сначала была осень, а потом лето?

-Сначала сажают семена, а потом убирают урожай?

-Сначала мужик посадил рожь, а потом репу?

-Сначала медведь выбрал корешки, а потом вершки?

-Сначала мелют муку, а потом собирают колосья?

-Сначала репу едят, а потом её моют?

— Вспомните, что выбирал медведь каждый раз в сказке, съедобные или несъедобные части растений?

— А что бы вы сами выбрали у репы: вершки или корешки? Почему? (корешки-сладкие, вершки-горькие листочки)

Физкультминутка «Урожай».

В огород пойдем, Урожай соберем. Шаги на месте.

Мы моркови натаскаем «Таскают».

И картошки накопаем. «Копают».

Срежем мы кочан капусты, «Срезают».

Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками — три раза.

Щавеля нарвем немножко «Рвут».

И вернемся по дорожке.

(Н. Нищева) Шаги на месте.

Повторное чтение с установкой на пересказ.

Пересказ текста детьми.

После прочтения дети определяют первую, вторую, третью пару рассказчиков.

Поочередно каждая пара надевает костюмы (например, медведь — маску, мужик — кафтан) и совместно с логопедом (автором) пересказывают сказку. Возможен вариант, когда автором будет ребенок.

Сегодня и мы с вами посеем семена репки, чтобы вырастить ее. Каждому из вас я предлагаю занять места за столами. Начинаем рыхлить землю грабельками, потом делаем ямочки палочкой в глубину до указанной на ней отметки 1, поливаем, затем мы кладём одно семечко в ямочку, слегка засыпаем землёй и поливаем водой.

(посадка семян репки)

— Теперь, чтобы репка выросла, скажем волшебные слова:

Репка – Репонька

Расти крепонька

Не мала, не велика

До мышиного хвоста,

Да! (и топнуть ногой)

Итог занятия.

— Молодцы ребята, отлично мы справились. Ящики я уберу на подоконники, чтобы на них светило солнышко с улицы в окошко, а мы будем за репкой ухаживать и наблюдать за всходами, и ваша репка обязательно вырастет, и мы с вами будем кушать вкусный и полезный овощ.

— Как называлась сказка, которую мы сегодня рассказывали?

— Кто главные герои?

— О каком овоще говорилось в сказке?

Спасибо вам ребята!

Вершки и корешки

Поехал мужик в лес землю копать, пни выкорчёвывать, репу сажать.

Вдруг выходит из лесу медведь и говорит:

— Мужик, я тебя сломаю.

— Не ломай меня, медведюшка, — отвечает мужик, — лучше давай вместе репу сажать. Я себе возьму хоть корешки, а тебе от дам вершки.

Прошло время. Репа выросла большая. Мужик на поле приехал, репу копает. А медведь из дубравы вылезает:

— Мужик, отдавай мне мою долю.

— Ладно, медведюшка. Давай делить по уговору: тебе вершки, мне корешки, — отвечает хитрый мужик.

Выкопал мужик репу, срезал с неё всю ботву и отдал медведю:

— На тебе, медведюшка, вершки!

Набрал медведь полную охапку ботвы и, довольный, ушёл в лес.

А мужик репу погрузил на воз и повёз в город продавать.

А в городе базар был в самом разгаре. Приезжали деревенские мужики и бабы в город, продавали свой урожай. Кто яблоки предлагает, кто картошку свою расхваливает, кто мёд зовёт попробовать.

Всего на базаре вдоволь, да только репой никто не торгует.

Приехал мужик на базар, стал свой урожай продавать. Репа у мужика спелая, крупная. Набежали покупатели, а мужик и рад — сидит, денежки считает. Оставил себе немного репы и поехал домой.

В деревню путь неблизкий, пришлось мужику через лес проезжать. А там его уж медведь дожидается.

Понял косолапый, что вершками не наешься, рассердился:

— А ну-ка, дай твоих корешков попробовать!

Некуда мужику деваться, пришлось угостить косолапого репой.

Медведь съел репу да как заревёт:

— A-а! Обманул ты меня! Теперь не ходи ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

Мужик хоть и еле ноги унёс, но придумал, как снова медведя обхитрить.

Прошёл год. Решил мужик посеять на том же месте пшеницу. Опять землю пашет, сорняки убирает.

А медведь из леса смотрит за мужиком и думает, как бы половину урожая забрать. Уж очень не хочется косолапому опять в дураках остаться.

Приехал осенью мужик пшеницу убирать и спрашивает у медведя:

— Что же ты теперь возьмёшь? Корешки или вершки?

Отвечает ему медведь:

— Давай-ка мне корешки, а себе бери вершки.

Собрали они пшеницу. Отдал мужик медведю корешки, как по уговору положено было.

Обрадовался косолапый: в этот раз ему корешки достались. То-то, думает, они вкусные да сладкие! Так и ушёл медведь с охапкой корешков к себе в дубраву.

Невдомёк было косолапому, что у пшеницы корешки-то как раз и невкусные!

А мужик нагрузил колосьев полный воз и, посмеиваясь, домой уехал.

Медведь бился-бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился медведь и с тех пор не пускал мужика в лес по дрова.

Мужик и Медведь

Сказка «Мужик и Медведь» — фольклорное произведение древней Руси. Увлекательно в аллегоричной форме сказка «Мужик и Медведь» отразила раскол отношений между миром природы и человеком.

Русские народные сказки всегда несли в себе поучительный смысл, так и сказка «Мужик и медведь» рассказывает читателю, как больно бьёт жизнь по бездельникам и лентяям. Мужик делаем всю грязную работы – пашет, сеет и собирает посевы. Медведь ни во что не вникает — просто делит урожай (думая, что вершки у репы вкуснее). Сказка «Мужик и медведь» дает медведю еще один шанс, но он просто решает, что «корешки – всему голова» и снова попадает «мимо». Теперь-то медведь точно должен одуматься и начать вникать «что и как», но нет – он решает, что более не будет вести дел с хитрым мужиком. Сказка «Мужик и медведь» высмеивает архаичность медведя, который остается голодным.

Несмотря на то, что история небольшая по своему содержанию, суть передана очень метко и ёмко. Сказка «Мужик и Медведь» не лишена юмора, поэтому будет интересна и детям и их родителям.

Мужик и медведь (Вершки и корешки)

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:

— Мужик, я тебя сломаю.

— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

— Быть так,— сказал медведь.— А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дуброву.

Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:

— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать.

Навстречу ему медведь:

— Мужик, куда ты едешь?

— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

— Дай-ка попробовать — каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь, как съел:

— А-а! — заревел.— Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сла-деньки. Тенерь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

— Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит:

— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой.

Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.

Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

Источник

Ход занятия:

Организационный момент. Игра «Отгадай загадку»

Он и в дождик, он и в зной

Клубни прячет под землей.

Клубни вытащишь на свет

Вот и завтрак, и обед. (Картофель)

Врос он в землю крепко.

Сидит на грядке колобок.

Круглый бок, желтый бок.

Что же это? (Репка)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста)

2. Объявление темы.

Скажите, урожай чего собирают осенью? (Ответы детей.) А сегодня мы узнаем, как делили свой урожай мужик и медведь в русской народной сказке.

3. Чтение сказки с последующим обсуждением;

Вопросы к детям:

Что посеял мужик?

Почему ему пришлось делиться с медведем?

Когда мужик собрал урожай репы?

Как он разделил урожай? Почему?

Почему рассердился медведь на мужика?

Что посеял на следующий год мужик?

Как поступил медведь?

Кто выиграл в этот раз? Почему?

Почему не получилось дружбы у мужика с медведем?

4. Игра «Отгадай на ощупь».

Дети подходят к столу, на котором лежат муляжи разных овощей и фруктов: огурцы, помидоры, морковь, репа, картофель, свекла, яблоко, апельсин, лимон и т. д. Разглядывают их и называют. Затем одному из детей завязывают глаза, и ребёнок на ощупь отгадывает овощ или фрукт. Потом рассказывает : «Это помидор — он вкусный, сладкий и полезный». И т. д.

5. Физкультминутка «Урожай».

В огород пойдем,

Урожай соберем. Шаги на месте.

Мы моркови натаскаем «Таскают».

И картошки накопаем. «Копают».

Срежем мы кочан капусты, «Срезают».

Круглый, сочный,

очень вкусный, Показывают круг руками — три раза.

Щавеля нарвем немножко «Рвут».

И вернемся по дорожке. Шаги на месте.

6. Повторное чтение с установкой на пересказ.

7. Пересказ текста детьми.

После прочтения дети определяют первую, вторую, третью пару рассказчиков.

Поочередно каждая пара надевает костюмы ( например: медведь — маску, мужик — кафтан) и совместно с воспитателем пересказывают сказку. Возможен вариант, когда автором будет ребенок.

8. Итог занятия.

Как называлась сказка, которую мы сегодня рассказывали?

Кто главные герои?

О каком овоще говорилось в сказке?

Русская народная сказка «Мужик и Медведь»

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь : — Мужик, я тебя сломаю.

— Не ломай меня, медведушка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

— Быть так, — сказал медведь.

— А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дубраву.

Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубравы вылезает :

— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

— Ладно, медведушка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать.

Навстречу ему медведь :

— Мужик, куда ты едешь?

— Еду, медведушка, в город корешки продавать.

— Дай-ка попробовать — каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь, как съел:

— А-а! — заревел.

— Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю. На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается :

— Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит :

— Быть так. Бери, медведушка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой.

Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.

Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

Вот и сказке Мужик и медведь конец, а кто слушал — молодец!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: