Сказка «Репка»
Что мы знаем из сказки: Нам известно, что дед посадил репку, и по причине особо урожайного года, она выросла очень больших размеров. Чтобы вытянуть репку, деду по очереди на помощь прибегали бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. Вытянуть же репку они смогли только тогда, когда тянули её все вместе.
Скрытый смысл: Если говорить о скрытом, эзотерическом значении данной сказки, то она рассказывает нам о тех знаниях, которые были накоплены предками, жившими в древние времена. Репка выступает в роли корней рода, а посадил её первопредок – тот самый дед, являющийся старейшим и мудрейшим.
Бабка в этой сказке символизирует традиции дома; отец – опору и защиту семейства; мать – опеку, тепло и любовь; внучка – продолжение рода; Жучка – защиту благосостояния; кошка – благостное состояние в доме и позитивный микроклимат; а мышка – достаток.
Каждый из представленных образов тесно связан друг с другом, а все вместе они представляют одно целое. Только соединив все части вместе, человек способен достичь истинной гармонии бытия, научится жить в состоянии потока, когда всё, что есть внутри человека, и всё, что окружает его снаружи, приходит в соответствие друг с другом.
Сказка Иван — коровий сын
В некотором царстве жил царь с царицей, и не было у них детей. Сколько ни горевали, сколько знахарей ни звали — нет и нет у них детей.
Раз приходит к ним бабушка-задворенка.
— Пустите, — говорит, — невода в море, выловится рыбка — золотое перо. Сварите ее в семи водах, пусть царица поест, тогда и понесет.
Царь велел сплести невода, спустить в море, выловить рыбку — золотое перо. Рыбаки опустили невода в синее море — в первый раз ничего не попалось; опустили в третий и выловили рыбку — золотое перо.
Взяли ее и принесли к царю. Он наградил рыбаков и приказал рыбку отнести в поварню, сварить в семи водах и подать царице. Повара рыбку вычистили, вымыли, сварили, а помои на двор выплеснули. Проходила мимо корова, помои полизала. Девка-чернавка положила рыбку на блюдо — отнести царице — да дорогой оторвала золотое перышко и попробовала. А царица рыбку съела.
И все три понесли в один день, в один час: корова, девка-чернавка и царица. И разрешились они в одно время тремя сыновьями: у царицы родился Иван-царевич, у девки-чернавки Иван — девкин сын; и корова родила человека, назвали его Иван — коровий сын.
Ребята уродились в одно лицо, голос в голос, волос в волос. Растут они не по дням, а по часам, как тесто на опаре поднимается, так и они растут.
Крепости твоей попробовать
— Зачем пришел?
— Пришел на тебя, нечистая сила, поглядеть, твоей крепости испробовать.
— Так ты моих братьев убил? И меня думаешь победить? Я дуну — от тебя и праху не останется.
— Я пришел с тобой не сказки сказывать, давай биться насмерть!
Иван — коровий сын размахнулся палицей, сбил чуду-юду три головы. Чудо-юдо подхватил эти головы, чиркнул по ним огненным пальцем — головы приросли, будто и с плеч не падали. Да в свой черед ударил Ивана — коровьего сына и вбил его по колена в сырую землю.
Тут ему плохо пришлось.
— Стой, нечистая сила, дай мне роздыху!
Чудо-юдо дал ему роздыху. Иван — коровий сын снял правую рукавицу и кинул в избушку. Рукавица двери-окна вышибла, а братья его спят, ничего не слышат.
Иван — коровий сын размахнулся в другой раз, сильнее прежнего, снес чуду-юду шесть голов. Чудо-юдо подхватил их, чиркнул огненным пальцем — и опять все головы на местах, ударил в свой черед и вбил Ивана — коровьего сына по пояс в сырую землю.
— Стой, нечистая сила, дай мне роздыху!
Иван — коровий сын снял левую рукавицу и кинул — рукавица крышу у избушки снесла, а братья его спят, ничего не слышат.
Размахнулся он палицей в третий раз, еще сильнее того, и сбил чуду-юду девять голов. Чудо-юдо подхватил их, чиркнул огненным пальцем — головы опять приросли; а Ивана — коровьего сына вбил на этот раз по плечи в сырую землю.
— Стой, нечистая сила, дай мне третий раз роздыху!
Снял Иван — коровий сын шапку и кинул в избушку, от того удара избушка развалилась, вся по бревнам раскатилась.
Тут братья проснулись, глянули — все полотенце в крови, из миски кровь через край льется.
Испугались они, палицы взяли, поспешили на помощь старшему брату. А он тем временем приловчился и отсек чуду-юду огненный палец. Да вместе с братьями давай сбивать ему головы… Бились они день до вечера и одолели чудо-юдо змея двенадцатиглавого, посшибали ему головы все до единой, туловище на части разрубили, побросали в реку Смородину. Утром ранешенько братья оседлали коней и поехали в путь-дорогу. Вдруг Иван — коровий сын говорит:
— Стой, рукавицы забыл! Поезжайте, братья, шажком, я вас скоро догоню.
Он отъехал от них, слез с коня, пустил его в зеленые луга, сам обернулся воробушком и полетел через калиновый мост, через реку Смородину к белокаменным палатам, сел у открытого окошка и слушает.
А в палатах белокаменных сидела старая змеиха и три ее снохи, чудо-юдовы жены, и говорили между собой, как бы им злодея Ивана — коровьего сына с братьями погубить.
Иван Чудаковатый
«Сказка о Шибарше»
Вообще Иван Грозный – чудаковатый персонаж. Он мог зайти к дьяку, приказать, чтоб тот в указанный срок заготовил 200 тысяч человек войска со всем оружием, и подписывал указ: «Твой покорный слуга, Ванька Московский». А мог долгое время искать вора, который обчищал его казну, водил за нос его стражу, и, познакомившись с ним, стать соучастником его преступлений.
С ворами у Ивана Грозного какие-то особые отношения: он нередко внедрялся под прикрытием в банду и подговаривал грабить царскую казну. Тех воров, кто отказывался и бил его как государственного преступника, на следующий день награждал.
Сказка «Кощей Бессмертный»
Что мы знаем из сказки: Кощей является злым владыкой тёмного царства подземелья, регулярно крадущим прекрасных девиц. Он состоятелен, а в его владениях обитают диковинные птицы и животные. Кощею служит Змей Горыныч, обладающий огромным количеством тайных знаний, по причине чего имеющий большую власть. Кощей считается бессмертным, и обычными способами его не одолеть, хотя, если есть желание, то можно узнать необычные способы, которые, как правило, Ивану-царевичу, раскрывает Баба-яга.
Скрытый смысл: Если мы обратимся к пантеону богов славян, то увидим, что Кощей – это одно из проявлений Чернобога, властвующего над Навью, Тьмой и Пекельным царством. Также Кощей олицетворяет зимние холода, а девицы, которых он крадёт – животворящую силу Природы и весну. Иван-царевич является символом солнечного света и весеннего грома, сопровождающегося дождём (вспоминаем бога Перуна), в поисках Кощея которому способствуют все природные силы. Победив Кощея, Иван-царевич победит холод, тьму и смерть.
Как нам известно, смерть Кощея можно найти в яйце, которое есть символ возрождения и возможность бытия всего сущего, что только может быть. Исходя из этого, Кощей находится у начала Всего, а его гибель приравнивается к возникновению мира.
Игла, на острие которой находится Кощеева смерть, служит отсылкой к мировому Древу, соединяющему подземный мир, землю и небо, а также зимнее и летнее солнцестояния. Кощея можно интерпретировать как зимнее солнцестояние, а Ивана-царевича – как летнее солнцестояние. Они всегда находятся в состоянии борьбы друг с другом. Погибель одного – это рождение другого, точно так же, как уходит зима и приходит лето, а после этот цикл повторяется.
И ещё одна деталь: Кощей Бессмертный – это попытка напугать Ивана Царевича, которая содержит в себе совсем иной посыл – Кощей Бессмертный – это Кощей Бес Смертный.
Иван Певчий
«Сказка о Грозном и старце»
Как благочестивый человек, Иван Васильевич любил церковную службу. Особенно песнопения. Он и сам не был обделен слухом и голосом и считался прекрасным певцом. Еще бы, кто же станет перечить грозному царю! Смельчак, мудрец или глупец найдется всегда. Приехал как-то царь в Сергиев монастырь к бдению и услышал чудесное, сказочное пение. Пел местный чернец, имени которого сказка не сохранила.
Плененный голосом чудесным, царь Иван захотел узнать, кто таков этот старец, откуда он. Но ни на вопросы, ни на молитвы царские монах не откликался и продолжал петь. Когда же, наконец, разгневался Иван Васильевич, то старец спокойно ответил, что во время службы в церкви должен звучать один голос – его. Царю хоть и хотелось петь, но в конце концов вынужден он был признать правоту мудрого чернеца и за разум одарить его.
Погоня
Тут у них и сон прошел. Едут они дальше путем-дорогой и слышат — за ними погоня: летит старая змеиха, разинула рот от земли до неба. Иван — коровий сын видит, что им коротко приходится. Как спастись? И бросил он ей в пасть три пуда соли. Змеиха сожрала, пить захотела и побежала к синему морю.
Покуда она пила, братья далеко уехали; змеиха напилась и опять кинулась за ними. Они припустили коней и наезжают в лесу на кузницу. Иван — коровий сын с братьями зашел туда.
— Кузнецы, кузнецы, скуйте двенадцать прутьев железных да накалите клещи докрасна. Прибежит большая свинья и скажет: «Отдайте виноватого». А вы ей говорите: «Пролижи языком двенадцать железных дверей да бери сама».
Вдруг прибегает старая змеиха, обернулась большой свиньей и кричит:
— Кузнецы, кузнецы, Отдайте виноватого!
Кузнецы ей ответили, как научил их Иван — коровий сын:
— Пролижи языком двенадцать железных дверей да бери сама.
Змеиха начала лизать железные двери, пролизала все двенадцать дверей, язык просунула. Иван — коровий сын ухватил ее калеными щипцами за язык, а братья начали бить ее железными прутьями, пробили шкуру до костей. Убили змеиху, сожгли и пепел по ветру развеяли.
И поехали Иван — коровий сын, Иван — девкин сын и Иван-царевич домой.
Стали жить да поживать, гулять да пировать. На том пиру и я был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало. Тут меня угощали: отняли лоханку от быка да налили молока. Я не пил, не ел, вздумал упираться, стали со мной драться. Я надел колпак, стали в шею толкать…
Читательский дневник по русской народной сказке «Иван Быкович»
Название: «Иван Быкович».
Число страниц: 29.
Жанр произведения: волшебная сказка.
Главные герои: Иван Быкович, царевич, кухаркин сын.
Второстепенные герои: Баба Яга, Чудо-Юдо и его жёны, мать-змеиха, Отец чудищ, старики, Царевна Золотые кудри.
Характеристика главных героев:
Иван Быкович — сильный и храбрый молодец.
Смелый и ничего не боится.
Справедливый и смекалистый.
Уничтожает злодеев и женится на прекрасной царевне.
Царевич и кухаркин сын — ленивые и неповоротливые парни.
Проспали сладко всю ночь, пока их брат сражался с врагом.
Характеристика второстепенных героев:
Чудо-юдо и его жёны — хитрые и коварные.
Страшные и злые.
Считали себя сильнее и хитрее всех.
Отец Чудо-юда — старый и глупый.
Хотел жениться на прекрасной царевне.
Баба-Яга — добрая старушка. Помогла богатырям.
Старики — мастера на все руки. Помогали Быковичу.
Царевна — красивая и молодая.
Краткое содержание сказки «Иван Быкович»
В одно время родились сыновья у царицы, кухарки и у коровы.
Вместе росли они и играли.
А как подросли, добыли коней богатырских, взяли мечи и поехали с чудом-юдом биться.
Стали Иван дозор держать на реке Смородине.
Но царевич и кухаркин сын засыпали, а Быкович убивал змеев одного за другим.
Убил он последнего, а жёны чудищ решили погубить богатырей.
Но Иван Быкович узнал про то, и разрушил их козни.
Привели его к отцу чуда-юда, а тот посылает Ивана за царевной, себе в жёны.
Отправился Иван в дальний путь, по дороге помощников нашёл.
Отвоевал царевну и назад повёз.
Но царевна в звезду превратилась.
А старик нашёл лишнюю звезду на небе, и Иван вернул царевну.
Привёз он царевну чудищу, и предложил по соломинке пропасть перейти.
Иван легонько перебежал, а царь упал и погиб.
Женился Иван на царевне и зажили они счастливо.
План сказки:
- Три Ивана.
- Кони и оружие.
- Баба-Яга.
- Три битвы.
- Козни жён.
- Старик-отец.
- Старички на все руки.
- Звездочёт.
- Смерть чудища.
- Свадьба.
Основная мысль сказки «Иван Быкович»
Главная мысль сказки состоит в том, что тот, кто трудится и делает добро, всегда будет вознаграждён.
Основная идея сказки в том, что не происхождение делает человека богатырём.
Чему учит сказка
Сказка учит быть добрыми, не ставить себя выше других, надеяться только на собственные силы.
Быть смелыми и умными, не лениться.
Учит не бояться трудностей и смело двигаться к своей цели.
Быть ловкими и использовать смекалку.
Краткий отзыв о сказке «Иван Быкович» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала, что в ней собрано многое из того, о чём говорится в других сказках.
Тут и три брата, которые бьются с чудищем на Смородине.
Тут и жёны убитых змеев.
Тут и старик, у которого не поднимались веки.
Тут и помощники, обладающие разными умениями.
Это интересная волшебная сказка.
В ней говорится о том, как простой коровий сын смог обойти царевича и найти себе жену-красавицу.
Мне понравился Иван Быкович, потому что он был смелым, упрямым и настойчивым.
Он обладал хитростью и силой.
И заслужил счастье.
Я всем советую прочитать это произведение и подумать о том, что любой может стать героем.
Ведь для этого нужно самому быть смелым и сильным.
Пословицы к сказке
- Где силой не возьмёшь, там хитрость на подмогу.
- На вид простак, а в душе хитряк.
- Кто кого согнёт — тот того и бьёт.
- Не родом славен богатырь, а подвигом.
- Хорошо то, что хорошо кончается.
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
- Сборник «Русские народные сказки» Афанасьева
- «Финист-ясный сокол»
- «Марья Моревна»
- «Бой на Калиновом мосту»
- «Баба-Яга»
- «Царевна-Несмеяна»
- «Волшебное кольцо»
- «Медное, серебряное и золотое царства»
- «Никита-Кожемяка»
- «Крошечка-Хаврошечка»
- «Летучий корабль»
- «Каша из топора»
- «Сивка-Бурка»
Библиотека русских народных сказок пополняется.
Иван Горячный
Песня «Гнев Ивана Грозного на сына», сказка «Иван Грозный и архимандрит Корнилий», сказка «Царь Грозный и крестьянский сын»
Иван мудрый и справедливый был до крайности вспыльчив и нередко совершал поступки, о которых впоследствии жалел. Один раз он приказал казнить своего сына Дмитрия. Если бы не дядя царевича Никита, исполнил бы разбойник Малюта Скуратов детоубийственный приказ.
В другой раз никто не остановил царя, и архимандрит Псковский Корнилий лишился головы. Но – чем не сюжет для мистической повести – тело его взяло отрубленную голову и стало повсюду ходить за царем. Только когда Иван Грозный стал молить у Бога отпущения грехов, преподобный умер окончательно. В третий раз царь и вовсе чуть не убил двухлетнего мальчика за то, что тот подергал его за бороду. Только смекалка отца мальчика, крестьянина, в гостях у которого тихо, никому не мешая, по своему обыкновению отдыхал после охоты царь, спасла ребенка от гибели, а Ивана от греха.
Иван Грозный
Сказка «Воцарение Ивана Грозного»
И все-таки благочестивый, певчий, простой, справедливый, горячный, чудаковатый Иван Васильевич в первую очередь, даже в сказках, – грозный. А почему он Грозный и как он вообще стал царем – о том есть отдельная история. Оказывается, он был никаким не сыном Василия Третьего и Елены Глинской, а простым крестьянином. Как царя выбирали в старину?
Все приходили к реке, опускали свечи в воду. У кого свеча загоралась, когда он вытаскивал ее из воды, – тот и становился царем. Вот поспорил Иван-крестьянин со своим боярином, кто станет царем. Боярин обещал поощрить Ивана, если загорится его свеча. А Иван сказал, что казнит барина своего, если ему, крестьянину, придет время править. Барин посмеялся, а зря. Свеча загорелась у Ивана, и когда он венчался на царство, не забыл о своем обещании и казнил боярина. С тех пор его Грозным и прозвали.
« Какие народы дольше всех остаются молодыми
Шутки нехорошие
Долго ли, коротко ли, стало им годков по десяти. Стали они с ребятами гулять, шутить шутки нехорошие. Какого парня возьмут за руку — рука прочь, возьмут за голову — голова прочь. Стал добрый народ на них жаловаться.
Вот Иван — коровий сын и говорит братьям:
— Чем нам у батюшки-царя жить, народ смущать, поедем лучше в чужие края.
Иван-царевич, Иван — девкин сын и Иван — коровий сын пришли к царю и просят, чтобы велел он сковать им три железные палицы и дал бы им благословеньице — ехать в чужие края, искать себе поединщиков.
Царь приказал сковать три железные палицы. Кузнецы неделю ковали, сделали три палицы; никто их за один конец приподнять не может, а Иван-царевич, Иван — девкин сын и Иван — коровий сын их между пальцами поворачивают, словно перо гусиное.
Вышли братья на широкий двор.
— Ну, братаны, — говорит Иван-царевич, — давайте силу пробовать, кому быть набольшим. Кто выше палицу забросит, тот и больший брат.
— Ладно, бросай ты первый.
Я здесь
Тут Иван — коровий сын выскочил из-под моста:
— Я здесь!
Чудо-юдо его спрашивает:
— Зачем приехал, Иван — коровий сын? Сватать моих сестер али дочерей?
— Ох ты, чудо-юдо змей шестиглавый, в поле съезжаться — родней не считаться. Давай поспорим!
Вот они сошлись, поравнялись, жестоко ударились.
Чуду-юду не посчастливилось: Иван — коровий сын с одного размаху снес ему три головы.
— Стой, Иван — коровий сын, дай мне роздыху.
— Нет тебе роздыху, чудо-юдо! По-нашему: бей да руби, себя не береги.
Тут они снова сошлись. Чудо-юдо ударил, вогнал Ивана — коровьего сына по колена в сырую землю, а Иван — коровий сын ударил, снес ему остальные три головы; туловище разрубил и в речку побросал, а шесть голов сложил под калиновый мост. Сам вернулся в избушку и лег спать.
Поутру возвращается Иван-царевич.
— Что, брат, не видал ли: кто ходил, кто ездил по калиновому мосту? — спрашивают братья.
— Никто, братцы, не ходил, не ездил. Мимо меня и муха не пролетывала.
На другую ночь пошел в дозор Иван — девкин сын. Походил, походил, забрался в кусты и заснул.
Быть большим братом
Иван-царевич бросил, улетела палица высоко, едва видать, через час только назад упала. После него бросил Иван — девкин сын, улетела палица еще выше, совсем не видать, через два часа назад упала. А Иван — коровий сын стал бросать палицу, улетела она за облако, назад упала через три часа.
— Ну, Иван — коровий сын, быть тебе большим братом.
Оседлали братья коней, попросили у батюшки благословеньице и поехали в чистое поле — куда глаза глядят.
Ехали они по горам, по долам, по зеленым лугам, долго ли, коротко ли, скоро сказка сказывается, не скоро дело делается, — подъезжают они к реке Смородине. Через реку стоит калиновый мост, по берегам кости человеческие валяются, по колено будет навалено.
Увидали братья избушку, вошли в нее — пустехонька, и вздумали тут остановиться. Коней расседлали, сами поели, попили. Пришло дело к вечеру, Иван — коровий сын говорит братьям:
— Давайте каждую ночь поочередно ходить в дозор, не будет ли кто проезжать по этому мосту.
Бросили жребий: в первую ночь досталось идти в дозор Ивану-царевичу, во вторую ночь Ивану — девкину сыну, в третью Ивану — коровьему сыну.
Иван-царевич обулся, оделся и пошел в дозор на реку Смородину, на калиновый мост. Походил, походил да и заснул. А Ивану — коровьему сыну в избушке не спится, в головах подушечка вертится. Встал он, обулся, оделся, взял палицу и пошел на мост. А там Иван-царевич спит. Взял его Иван — коровий сын под плечи и снес под мост, а сам стал караулить.
Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались, мост загудел — выезжает чудо-юдо змей шестиглавый; под ним конь споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади хорт ощетинился.
Говорит им чудо-юдо:
— Что ты, волчья сыть, спотыкаешься? Ты воронье перо, трепещешься? А ты, песья шерсть, ощетинилась? Слышите друга аль недруга?
— Слышим недруга.
— Врешь! Нет мне во всем свете ни спорщика, ни наговорщика, есть один только Иван — коровий сын. Так его костей сюда и ворон не занашивал, не только ему самому быть.
Жены
— Я напущу на них голод, — младшая сноха говорит, — а сама обернусь яблоней с наливными яблоками. Они съедят по яблочку — их на части разорвет.
Средняя сноха говорит:
— Я напущу на них жажду, сама обернусь колодцем — пусть попробуют из меня выпить.
А старшая сноха:
— Я напущу на них сон, сама перекинусь мягкой постелью. Кто на меня ляжет — огнем сгорит.
А старая змеиха, чудо-юдова мать говорит:
— Я обернусь свиньей, разину пасть от земли до неба, всех троих сожру.
Иван — коровий сын выслушал эти речи, полетел назад в зеленые луга, ударился об землю и стал по-прежнему добрым молодцем. Догнал братьев, и едут они дальше путем-дорогой. Ехали долго ли, коротко ли, стал их мучить голод, а есть нечего. Глядят, у дороги стоит яблоня, на ветвях — наливные яблоки. Иван-царевич, и Иван — девкин сын пустились было яблоки рвать, а Иван — коровий сын вперед их заскакал и давай рубить яблоню крест-накрест, из нее только кровь брызжет.
— Видите, братья, какая это яблоня!
Едут они дальше по степям, по лугам, а день все жарче, терпения нет. Стала их мучить жажда. Вдруг видят — колодец, холодный ключ. Младшие братья кинулись к нему, а Иван — коровий сын вперед их соскочил с коня и давай этот колодец рубить, только кровь брызжет.
— Видите, братья, какой это колодец!
Вдруг день затуманился, жара спала, и пить не хочется. Поехали они дальше путем-дорогой. Настигает их темная ночь, стал их одолевать сон — мочи нет. Видят они — избенка, свет в окошке, в избенке стоит тесовая кровать, пуховая постель.
— Иван — коровий сын, давай здесь заночуем.
Он выскочил вперед братьев и давай рубить кровать вдоль и поперек, только кровь брызжет.
— Видите, братья, какая это пуховая постель!
Иван Справедливый
Сказка «Иван Грозный и лапотник», в пересказе Самуила Коллинза
Вообще, судя по сказкам, к народу Иван Васильевич относился с теплотой, а бояр всяких да дворян не особо жаловал. Вероятно, потому что они во всем искали личной выгоды, не государевой. Так, один лапотник поднес царю в дар лучшее, что у него было: пару лаптей и большую репу. За такой дар Иван (в сказке он назван императором) поощрил лапотника, и вскоре тот разбогател.
Один дворянин, мечтавший о богатстве, решил поступить так же, но справедливый правитель раскрыл его замысел и пожаловал его той самой репой, которую некогда поднес Ивану Васильевичу лапотник. Хотя справедливости ради стоит отметить, что в сказках не все дворяне и бояре получают по заслугам, а за ослушание иногда достается от царя простым людям. К примеру, тех бояр, которые выдерживали удар в ногу острым посохом, Грозный приближал к себе. А жителей Вологды, которые не вовремя доставили ему меховой колпак, царь обложил пеней.