Двенадцать месяцев
Произведение «Двенадцать месяцев» рассказывает о трудолюбивой и отзывчивой девочке, живущей с жестокой мачехой и ее спесивой дочерью. В студеный январский вечер злая женщина отправляет падчерицу в лес за подснежниками и велит без них не возвращаться. В лютый холод она встречает 12 месяцев в облике людей, которые решают помочь замерзшей девочке, ненадолго поменявшись ролями. Падчерица возвращается домой с цветами, но мачехе и ее дочке этого мало, они хотят даров побогаче. Злая сестра отправляется в лес к 12 месяцам, но ведет себя грубо и невежливо, за что получает наказание — ее замело снегом. Мачеха ищет дочь, но сама замерзает. Добрая девочка вырастает, заводит семью, живет долго и счастливо.
Анализ стихотворения «Круглый год» Маршака
Дебют стихотворения «Круглый год» Самуила Яковлевича Маршака в печати состоялся в новогоднем выпуске «Комсомольской правды».
Стихотворение датируется 1945 годом. Поэту в это время исполнилось 58 лет, позади разгром его детища – издательства. Часть сотрудников, авторов его была арестована, Н. Олейников был расстрелян. Между тем, поэт перебирается в Москву, пишет сатиру, участвует в создании агитационных плакатов, как и многие представители интеллигенции, С. Маршак свои личные средства отправлял в Фонд обороны (впоследствии они пошли, например, на танк для армии). Также он помогал материально интернатам для детей-сирот. По жанру – сочетание пейзажной и патриотической лирики для детей, по размеру – хорей с парной и перекрестной рифмовкой, 13 строф. Автор начинает рассказ на правах старшего товарища. Он предлагает ребенку все делать вместе: открываем. Доступные для детей лексика и образы, звонкие рифмы, динамизм и графичность каждой строфы. Поэт и здесь следует своим давним принципам в отношении детской литературы: никакой приторности и специальных детских тем, искусственности, только реализм, ясность, предметность. Творческий почерк узнаваем и в его «взрослой», и в детской лирике. Каждому месяцу посвящена выразительная характеристика. Скажем, январь – снежный и солнечный, нужно «топить печки», февраль ветреный и праздничный: в этот период отмечается «армии рожденье». Март знаменит солнечными зайчиками, а апрель – капелью, цветами и пташками. И вновь – страничка гражданского календаря, напоминание о Первомае. Лето – сплошь крестьянские заботы. В сентябре они продолжаются, впрочем, указана и важная для школьников дата начала учебного года. В октябре вновь поминаются печки, те самые, что опять возьмутся топить. Ноябрь целиком отведен под празднование годовщин революции: празднуют свободу. Декабрь – настоящая сказка, в том числе, новогодняя. В ткань стихотворения включены современные понятия, элемент государственной идеологии, писатель учит позитивному взгляду на мир, в описанных картинах нет полутонов и подтекста. Бросается в глаза песенный ритм произведения, этому впечатлению способствуют и фольклорные повторы, похожие на заклички: в декабре. Олицетворения: мороз елку привез, елка плакала. Сравнение: как по лесенке. Несколько уменьшительных суффиксов: огоньки, дождик, крылечке. Резкая метафора с аллитерацией: мертва трава. Всюду «мы», все «наше», торжествуют коллективизм, общность.
«Круглый год» С. Маршака – познавательный календарь природы с воспитательным посылом.
Анализ стихотворения «Вчера и сегодня» Маршака
В веселой форме Самуил Яковлевич Маршак знакомит детей с бытовыми новшествами той поры.
Стихотворение написано в 1925 году. Его автору исполнилось 38 лет, он уже 3 года как вошел в детскую литературу, выпустил несколько книг, с азартом взялся за организацию нового детского журнала «Воробей», руководил издательством. Впоследствии, кстати, это издательство было ликвидировано, часть сотрудничавших с ним поэтов были арестованы. В период 1920-х годов проходило становление советской детской книги. По жанру – поэтический рассказ, размер смешанный, рифмовка перекрестная, смежная, 25 строф, часть из которых двустишия. Стихотворение построено на динамичном диалоге. Целью создания его послужила необходимость познакомить ребят с новинками технического прогресса, облегчающими жизнь человека в быту. Стихотворение основано на противопоставлении. Лирических героев несколько, все они принадлежат к разным поколениям. Устаревшая керосиновая лампа плачет: высыхает мой фитиль. Она не понимает, что произошло, почему она «не нужна никому». Память возвращает ее в то время, когда вокруг «кружились бабочки у огня», рядом «шумел медный балагур» (самовар). Дальше лампа заводит знакомство с новинкой, у которой «в середине пузырька – три-четыре волоска». Невзначай разъясняется принцип работы двух видов ламп. К примеру, «зажигаюсь я от спички». Ответ электрической тезки столь же подробен. Стеариновая свеча, чувствуя себя на обочине жизни, выкладывает последний козырь: ни одной свечи не видно! Кажется, ей даже никто не стал отвечать. Вставила свое слово и чернильница «в отставке». Ее возмутила пишущая машинка. Взорвалось от возмущения коромысло: разленились нынче бабы. С ностальгией оно живописует, как в былые времена «шли девицы за водой», затем «речке кланялися низко». В этих строфах поэт без иронии описывает быт, который застал сам. Однако кто ж поспорит, что сейчас даже ребенку удобно «повернуть одной рукой ручку крана», чтобы полилась вода. После своего спича, обессиленное, ветшающее коромысло «на гвоздике повисло». Поэт показывает смену патриархального быта новым, типовым, комфортным. Кажется, что теперь уж точно большинство бытовых проблем будут решены. Уменьшительные суффиксы: речке, внучек, молоточки, ключик. Устаревшая усеченная форма глагола: кланялися. Для комического эффекта поэт заставляет персонажей браниться: невежа, самозванка, глупая баба. Есть идиомы: курам на смех. Инверсия: зажжет хозяин. Эпитеты: чудесный, бесстыдно. Вещи старшего поколения наделены соответствующей лексикой: хозяин, кормилица, речка наша мать. Метафора: речка спятила.
«Вчера и сегодня» С. Маршака — пример лирики на производственную тему.
Умные вещи
Сказка-комедия «Умные вещи» повествует о торговой лавке, где старик продавал диковинные предметы: скатерть-самобранку, шапку-невидимку, сапоги-скороходы и прочее. Однажды доброму и честному музыканту приглянулись дудка и зеркальце, но денег у него не было. Продавец диковинной лавки отдал ему предметы даром с условием возврата через год. Однако музыканта обманул алчный купец и завладел его вещами, а самого отправил в тюрьму. Однако умные предметы не стали служить новому владельцу и не принесли ему пользы. Добро побеждает зло: музыканта освободили, а жадный купец был наказан.
Странный путь
«К детской литературе я пришел странным путем», — писал Маршак в 1927 г. Максиму Горькому. Это действительно так. До поры Самуил Яковлевич считался просто литератором широкого профиля. Талантливым, подающим большие надежды — знаменитый мэтр, восьмидесятилетний критик Владимир Стасов именовал пятнадцатилетнего «Сёмочку» Маршака не иначе как «Ваше Высокородие». Да другого бы и не отправили в длительный пресс-тур по странам Ближнего Востока — в 1911-1912 гг. Маршак в качестве корреспондента издания «Всеобщая газета» посетил Турцию, Палестину, Сирию и Грецию. В этой поездке он знакомится с Софьей Мильвидской — она станет его женой. В сентябре 1912 г. молодожёны поедут в Великобританию. Медовый месяц у них был оригинальным — Софья готовилась сдавать экзамены в Лондонский университет. Самуил тоже. Но вместо того, чтобы корпеть над книгами, Маршак пешком исходил весь Уэльс и половину Шотландии, собирая народные песни, переводы которых потом принесут ему мировую славу.
Славу — и кое-что ещё: «Я познакомился с очень любопытной школой в Южном Уэльсе, — писал Маршак Горькому. — Дети жили там почти круглый год в палатках, легко одевались, вели спартанский образ жизни, участвовали в постройке школьного дома… После революции я работал в наших колониях для ребят — вот ещё что привело меня к детской литературе».
Маршак, видимо, из скромности обозначил свою «работу в колониях для ребят» как бы пунктиром. Между тем эта работа получила высокую оценку современников. Вот что вспоминала об этих годах актриса Анна Богданова: «1921 год. Первое знакомство с Самуилом Яковлевичем Маршаком произошло в Краснодаре, где он с группой энтузиастов — не по плану, не по заданию, а по своему чистому душевному посылу — затевал великое в то время дело для детей. Поэт Маршак с товарищами строил фантастический Детский Городок».
Это была не колония в современном понимании, а что-то вроде крупного предприятия на базе приюта и Детского театра. Там работали библиотека-читальня, мастерская, несколько дошкольных групп по типу детского сада, класс рисования, класс гимнастики, класс музыки, клуб наблюдателей природы, кружок по изучению истории, кружок сказочников и рассказчиков и кружок по изданию детского журнала. А ещё там спасали детские жизни: «Кто-то тихо постучал в окно, — вспоминала Анна Богданова. — Я подошла и увидела: по росту ребёнок, но лицо такое опухшее, что трудно определить возраст… Он протянул руку, а потом поднес её ко рту, шепча — Крошечку… — И докончил: — Только подержать во рту…» И этот мальчик по имени Васютка, и его сестрёнка, и ещё многие сотни беспризорных были тогда спасены Маршаком.
Статья по теме
Грехи Виталия Бианки. Папу «Лесной газеты» чуть не сгноили в тюрьме
Горя бояться — счастья не видать
Произведение «Горя бояться — счастья не видать» рассказывает о Горе-Злосчастье, которое путешествовало по свету, обманным путем переходя от человека к человеку. Дойдя до царя и разорив государство, Злосчастье попадает к солдату, который отказывается обманывать людей и передавать несчастья дальше. Горе пытается запугать служивого различными бедами, но тот не поддается страхам. Обманом служивый запирает Злосчастье в табакерке и возвращается к невесте Насте. Табакерка впоследствии остается у жадных царя, дровосека и купца, и Горе забирает их в тартарары. Солдат и Настя женятся.
«Другая литература»
В 1920-х годах Самуил Маршак с семьей вернулся в Петербург. Вместе с ученым-фольклористом Ольгой Капицей он руководил студией детских писателей в Институте дошкольного образования. Маршак начал писать свои первые поэтические сказки — «Пожар», «Почта», «Сказка о глупом мышонке» — и переводить английский детский фольклор.
Поэт стал фактическим редактором одного из первых советских журналов для детей — «Воробей» (позже он стал называться «Новый Робинзон»). Журнал рассказывал о природе, технических достижениях тех лет и предлагал юным читателям ответы на множество вопросов. В издании выходила постоянная рубрика — «Бродячий фотограф» Бориса Житкова, «Лесная газета» Виталия Бианки, «В Лаборатории «Нового Робинзона» М. Ильина (Ильи Маршака, работавшего под псевдонимом). В одной из первых редакционных статей говорилось: «Волшебной сказкою, феями, эльфами и королями не заинтересуешь современного ребенка. Ему нужна другая литература — литература реалистическая, литература, черпающая свой источник из жизни, зовущая к жизни»
. В 30-х годах Самуил Маршак вместе с Максимом Горьким создал первое Издательство детской литературы (Детиздат).
В 1938 году поэт переехал в Москву. В годы Советско-финской и Великой Отечественной войн поэт сотрудничал с газетами: писал эпиграммы и политические памфлеты. За стихотворные подписи к плакатам и карикатурам в 1942 году Самуил Маршак получил первую Сталинскую премию.Обложка книги Самуила Маршака «Умные вещи». Художник Май Митурич. Издательство «Детская литература». 1966 год
В послевоенные годы вышли книги его стихов — «Почта военная», «Быль-небылица», энциклопедия в стихах «От А до Я». В театрах для детей ставили спектакли по произведениям Маршака «Двенадцать месяцев», «Кошкин дом», «Умные вещи».
В 1950-х годах Самуил Маршак путешествовал по Англии, он переводил сонеты Уильяма Шекспира, стихи Редьярда Киплинга, Джорджа Байрона, Перси Биши Шелли, произведения Алана Милна и Джанни Родари. За перевод шотландского поэта Роберта Бернса Самуил Маршак получил звание почетного гражданина Шотландии.
В 1963 году вышла последняя книга Самуила Маршака — «Избранная лирика». Писатель умер в Москве в 1964 году. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.
Кто не знает произведений Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Агнии Барто? И уж, конечно, нет такого уголка в нашей стране, где бы не знали нашего замечательного детского писателя Самуила Яковлевича Маршака
.
Анализ стихотворения «Детки в клетке» Маршака
Не смотря на то, что количество произведений для детей на сегодняшний день очень велико, в редком доме не окажется сборника стихов Маршака. Произведению Самуила Яковлевича «Детки в клетке» исполнилось без малого 100 лет, оно выдержало множество изданий и по-прежнему востребовано на рынке детской литературы. Непревзойденный талант писателя, его понимание мысли ребенка, и неизменное чувство юмора сделали серию «Детки в клетке» классикой и образцом детской поэзии.
Вместе со своими маленькими читателями автор прогуливается между клетками в зоопарке и предлагает взглянуть на его обитателей. Интересно и само название сборника — детки в клетке: простая рифма таит простор для воображения. Ребенок переносится в удивительный мир, в котором за решеткой не просто дикие животные, а такие же, как он, «детки». Весело и непринуждённо происходит знакомство с птицами и зверями, а в паре строк выделяются их отличительные черты.
Удивительно в цикле деткой прозы именно то, что автор не просто рисует образ животного, а создает эмоционально окрашенное художественное изображение. Пользуясь самыми простыми словами, С.Я. Маршак с точностью передает не только внешний вид, но и повадки животных. Читая строки про белых медведей «Мы от стены плывем к стене то на боку, то на спине» в воображении возникает образ степенных и больших животных, неторопливо плавающих в своем водоеме в летнюю жару. Ребёнка словно приглашают в занимательное путешествие, в шутливой форме рассказывая, обучая и даже предостерегая «Эй, не стойте слишком близко — я тигрёнок, а не киска!».
Видя картинку в книжке, ребенок вспоминает знакомые строки, и наоборот, слыша стихи, он представляет образ обитателя зоопарка -это тренирует память и образность мышления
Звери представляются своему маленькому читателю, удерживают внимание яркими деталями, фразами и предлагают продолжить путешествие дальше. Знакомство со слоном происходит всего в четырех строчках, но в них разворачивается целая история: у слона не было туфелек, кто-то (скорее всего ребенок) поделился своими туфельками, слон взял ее, осмотрел и удивился
Автор одними только рифмами передает и удивление: «слону» — «одну»? И требование: «пошире» — «четыре».
Маршак смотрит на своих героев глазами ребенка, сохраняя детскую непосредственность и наивность. Перед читателем раскрывается сказка, в которой звери умеют говорить и рассуждать, слону можно протянуть свою туфельку, а веселый воробей расскажет об обеде у соседей. Автор воплотил детское мышление в идеальную форму и передал нам ее в цикле замечательного литературного произведения «Детки в клетке».
Анализ стихотворения Маршака «Хороший день»
Самуил Яковлевич Маршак заслуженно считается одним из лучших детских поэтом. Несмотря на то, что сюжеты его произведений часто отражают действительность совсем другой исторической эпохи, но по смысловому и эмоциональному содержанию они остаются актуальными и для современности.
Стихотворение «Хороший день» является замечательным примером того, что добрая детская поэзия может быть не только развлекательно-веселой, но и иметь высокую воспитательную ценность. Помещенное в 1941 году в журнале «Мурзилка» вместе с яркими рисунками Елены Афанасьевой оно вызывало немалый интерес среди детей и родителей.
О чем это стихотворение? В центре внимания необыкновенный день обычного советского ребенка. Необыкновенный – потому что у родителей выходной, и теперь папа, которого малыш мало видит по будням, будет весь в его распоряжении. Мальчик и его отец многое успеют сделать и повидать. Героям предстоит настолько активный день, что они даже устанут от своих приключений.
Самуил Яковлевич точно передает манеру речи и настроение ребенка, от лица которого ведется повествование. В стихотворении почти не встречаются длинные «умные» слова. Текст наполнен действием, за которое отвечают многочисленные глаголы, ведь детям несвойственно разговаривать мудреным канцеляритом. В нем много местоимений, восклицаний. Стихотворение оживляется диалогами между персонажами. Реалистичности придают анафоры:
А потом
Мы прокатились…
А потом
В метро спустились…
Встречаются в тексте рефрены («голубое, голубое, голубое в этот день…») и перечисления, построенные именно так, как обычно организуют фразу дети, когда описывают свои впечатления («…ежа, антилопу и цесарку, крокодила и моржа»).
Подробно описывая различные события, автор развивает мысль о месте ребенка во взрослом мире. Конечно, маленькие читатели не будут анализировать стихотворение именно таким образом, однако посредством таких стихов в их сознании будет формироваться определенный порядок. На примере героя ребенок может учиться организовывать свой день, составляя планы:
Не поехать ли
Сегодня
В ботанический
Музей?
Автор не зря освещает такие будничные действия, как подъем с кровати и умывание, ведь правильные привычки очень важны для детей. Рисуя образ любознательного ребенка, поэт создает хороший пример для подражания. А наблюдая за героем, который активно осваивает различные достижения прогресса – автомобиль, метро и прочее (не стоит забывать, что «Хороший день» написан в первой половине XX века), юный читатель начнет понимать, что мир открыт и для него.
Таким образом, за кажущейся простотой повествования скрывается глубокая педагогическая идея, которая остается актуальной и сегодня.
Самуил МаршакРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Загадки Маршака
Источник
Именно загадки Маршака привлекают ребятишек, и те с удовольствием читают их и пытаются разгадать, что же зашифровано в этих строках, о чем идет речь, кто является героем загадок-стихотворений.
Загадки Маршака, которых существует бесчисленное количество, поражают своей неповторимостью, неким замысловатым сюжетом и оригинальностью написания о, казалось бы, совершенно простых и понятных вещах. Но этим-то они и интересны детям.
Источник
Несмотря на то что они не очень длинные, смотрятся загадки как самые настоящие литературные произведения, только маленькие. Загадки Маршака для детей — это не обычные вопросы-метафоры. Они представляют собой целые стишки, которые очень просто запомнить. Малыши всегда с удовольствием их читают сами или же слушают, как им читают родители
Нельзя не обратить внимание на тот факт, что авторские загадки Маршака именно маленькие читатели отгадывают намного быстрее, чем их мамы и папы, бабушки и дедушки. Тематика этих загадок самая разная
В них говорится о доме и природе, о человеке и обуви, об игрушках и деревьях, об электричестве и инструментах, о календаре и времени, о спорте и музыкальных инструментах. Продолжать можно ещё очень долго. Но уже стало понятно, что отгадками являются все те предметы, которые всё время окружают нас в повседневной жизни. Правда, есть и такие загадки Маршака, ответы на которые не так легко получить, они довольно нестандартны.
Стиль Самуила Маршака как бы подражает тому, что обычно используют в народных загадках. Только в последних речь идёт, как правило, о человеке, природе, природных явлениях… Загадки Маршака включают самые обычные вещи, которые человек может использовать в быту: очки, молоток, зеркало, входная дверь, мяч, часы, спички, тапочки, велосипед… Автор старался описать их как можно проще, но чтобы малышам было интересно.
Загадки Самуила Яковлевича Маршака с ответами могут предоставить только маленький намёк, используя который, малыш, для того чтобы отыскать правильный ответ, подключает всю свою фантазию, логическое мышление, весь словарный запас, которым он владеет, и все свои небольшие (для взрослого, но значительные для ребёнка) знания.
Одной из задач, которую ставит общество перед современной системой образования, является воспитание культурной личности, формирование у нее не только материальных, но и духовных потребностей. Эта задача стала актуальной в связи с пересмотром системы ценностей в современном обществе. Формирование культурных потребностей у нового поколения осуществляется путем ознакомления с лучшими образцами, с художественными ценностями, накопленными человеческой цивилизацией на протяжении всего ее существования. Кроме этого, детей необходимо знакомить с историей культуры.
Ход занятия:
Ведущий:
— Здравствуйте, дорогие ребята. Посмотрите, пожалуйста, на этот портрет и скажите, кто это? (ответы детей)
— Правильно, это детский писатель С. Я. Маршак.
— Мы много читали, заучивали наизусть, рисовали по его произведениям. У нас сегодня хороший день, потому что мы с вами будем вспоминать весёлые, добрые и любимые произведения известного талантливого детского поэта С. Я. Маршака.
— Что вы знаете о жизни С. Я. Маршака?
Книги Маршака знают не только в нашей стране, но и за рубежом: в Англии, Китае, Японии, Италии.
Сочинять стихи он начал с четырёх лет. Ещё школьником писал поэмы, переводил стихи с латинского и польских языков, позднее – с английского и итальянского. Юный Маршак писал стихи для взрослых, взрослым – для детей. В 1923 году был напечатаны первые стихи С. Я. Маршака «Дом который построил Джек». Поэт написал более 200 произведений для детей: стихи, песенки, шутки, загадки, сказки, пьесы. Послушайте задорный стих про мяч, который прочитает Иван.
Думаю, сегодня здесь собрались настоящие знатоки творчества Маршака, ведь наша викторина сегодня посвящена его творчеству.
— А кто знает, что такое викторина? (это игра, где задают вопросы и говорят ответы).
— Сегодня вопросы буду задавать вам я, а вы на них отвечать. Посмотрим, кто же из вас внимательно читал произведения С. Я. Маршака? Давайте начнем.
— Вы хорошо знаете человека рассеянного с улицы Бассейной. Вы думаете, нет такой улицы? Есть! В городе Петербурге, где Маршак начал писать для детей. Сейчас здесь находится детская библиотека его имени.
Продолжаем!
Вопрос №1
Вставьте слово, пропущенное в названии литературного произведения:
1. Усатый -… (полосатый)
2. Ванька -… (встанька)
3. Детки в … (клетке)
4. Дремота и … (зевота)
5. Вот какой … (рассеянный)
6. Круглый … (год)
7. Кот и … (лодыри)
8. Рассказ о неизвестном … (герое)
Музыкальная пауза
Вопрос №2
О ГЕРОЯХ КАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЭТИ ЗАГАДКИ?
1. Простите! Извините!
Туда ли я попал?
Мы с вами незнакомы.
Ой, ой, какой скандал!
Я, кажется, надел не то.
Заметили, друзья?
А может это я — не тот?
Скажите, кто же я?
2. Она отправилась в Житомир,
Взяла с собой огромнейший багаж.
Но по пути собачку потеряла,
И очень сильно горевала
3. Приказала их принцесса
Принести зимой из леса.
Принести зимой цветы!
А какие? Помнишь ты?
4. В гости он пришёл ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке
Вопрос №3
Узнайте, что лежит в сундуке: (загадки С. Я. Маршака)
1. Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас!
2. Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью.
3. Бьют его рукой и палкой
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
4. В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать!
Физминутка «Пудель»
Вопрос № 4: Эстафета
1 этап: Вспомнить и назвать произведение.
«Теремок» :
1)лягушка
2)мышка
3)петух
4)ёж
5)волк
6)лиса
7)медведь
Сказка «О глупом мышонке» :
1)мышка
2)утка
3)жаба
4)лошадь
5)свинка
6)курица
7)щука
8)кошка
.Кто пришёл в гости к кошке в сказке «Кошкин дом» :
1)свинья
2)петух
3)курица
4)козёл
5)коза
Что сдавала дама в багаж:
1)диван
2)чемодан
3)саквояж
4)картина
5)корзина
6)картонка
7)маленькая собачонка
Вопрос №5
Какими словами оканчиваются такие строчки стихов С. Я. Маршака :
1. Не хотел котенок мыться –
Убежал он из корытца
И в углу за сундуком
Начал мыться…. (языком)
2. Эй, не стойте слишком близко —
Я тигренок, а не (киска!
3. Где обедал воробей
В зоопарке у (зверей)
4. У нее у кошки,
На ногах сапожки,
На ногах сапожки,
А в ушах (сережки)
Вопрос №6
Угадай героя и назови произведение (картинки)
Вед: — «Вот и подошла к концу наша викторина, сегодня мы с вами вспомнили произведении прекрасного поэта С. Я. Маршака. Нас порадовало, что вы знаете его произведения, выступали, были активными и весёлыми. У нас сегодня «Хороший день» и мы закончим нашу встречу такими строками: «Любите Маршака, учитесь у него!»
И послушайте! Пожелание друзьям.
Желаю вам цвести, расти,
копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути —
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и
каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево!
В зоопарке
Тигрёнок
Эй, не стойте слишком близко —
Я тигрёнок, а не киска!
Слон
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: — Нужны пошире,
И не две, а все четыре!
Зебры
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.
Жираф
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
Совята
Взгляни на маленьких совят —
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят.
Когда едят,
Они не спят.
Пингвин
Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.
Лебедёнок
Отчего течёт вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда,
Дайте полотенце!
Страусёнок
Я — страусёнок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой
Мозолистой и твердой.
Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягиваю шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.
Обезьяна
Приплыл по океану
Из Африки матрос,
Малютку обезьяну
В подарок нам привёз.
Сидит она, тоскуя,
Весь вечер напролёт
И песенку такую
По-своему поёт:
«На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах.
Чудесные бананы
На родине моей.
Живут там обезьяны
И нет совсем людей».
Белые медведи
У нас просторный водоём.
Мы с братом плаваем вдвоём.
Вода прохладна и свежа.
Её меняют сторожа.
Мы от стены плывем к стене
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой.
Не задевай меня ногой!
Эскимосская собака
На прутике — записка:
«Не подходите близко!»
Записке ты не верь —
Я самый добрый зверь.
За что сижу я в клетке,
Я сам не знаю, детки.
Собака динго
Нет, я не волк и не лиса.
Вы приезжайте к нам в леса,
И там увидите вы пса —
Воинственного динго.
Пусть вам расскажет кенгуру,
Как в австралийскую жару
Гнал по лесам его сестру
Поджарый, тощий динго.
Она в кусты — и я за ней,
Она в ручей — и я в ручей,
Она быстрей — и я быстрей,
Неутомимый динго.
Она хитра, и я не прост,
С утра бежали мы до звёзд,
Но вот поймал её за хвост
Неумолимый динго.
Теперь у всех я на виду,
В зоологическом саду,
Верчусь волчком и мяса жду,
Неугомонный динго.
Верблюд
Бедный маленький верблюд:
Есть ребёнку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!
Где обедал воробей
— Где обедал, воробей?
— В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решёткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлём поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
Детгиз и «Дед Гиз»
Действительно, странный путь в детскую литературу. Но ещё более странным было поведение Маршака, когда он вплотную ею занялся. Вместо того чтобы отталкивать потенциальных конкурентов от перспективного дела, он буквально затаскивает людей в эту сферу. Причём проявляет завидные способности по части подбора кадров. Именно по настоянию Маршака становится детским писателем актёр Евгений Шварц, автор пьес «Сказка о потерянном времени» и «Обыкновенное чудо». Именно по настоянию Маршака офицер военно-морской инженерной службы Борис Житков создаёт свои знаменитые циклы рассказов — «Что я видел» и «Что бывало». Ну а с Виталием Бианки вышло и вовсе забавно. «Похожий на артиста-итальянца» Бианки пришёл к Маршаку с какими-то чрезвычайно слабыми, но очень пафосными стихами. Однако получил не от ворот поворот, а хороший совет: «Самуил Яковлевич, расспросив подробно о его жизни и узнав, что он страстный охотник и к тому же с детства много слышал о зоологии, выбрал для него подлинную литературную дорогу — рассказы из жизни животных».
Статья по теме
Книги для жизни. Поможет ли чтение «прокачать» эмоциональный интеллект
Но и это ещё полдела. Маршаку удалось доселе невиданное — он умудрился затащить в детскую литературу «серьёзных» писателей, тем самым повысив её уровень до каких-то невероятных высот. Для детей под нажимом Маршака стали писать Михаил Зощенко, Борис Пастернак, Осип Мандельштам, Юрий Тынянов, Вениамин Каверин… Даже «красный граф» Алексей Толстой был вынужден «прогнуться». Когда он принёс Маршаку перевод итальянской сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио», Самуил Яковлевич убедительно попросил Толстого пересказать эту историю как-нибудь иначе, своими словами. Так появился наш хит «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Классический сюжет. Версий сказки о Золушке — сотни в разных странах мира
Подробнее
Вообще-то, если переводить на современную терминологию, то самым подходящим для Маршака будет понятие продюсер. В буквальном смысле, от английского produce — создавать. Он создавал звёзд и классиков нашей детской литературы. Он создавал издательства. Он создавал условия для того, чтобы детскую книгу никогда больше не считали чем-то второстепенным.