Популярные сегодня пересказы
- Миль пардон, мадам! — краткое содержание рассказа Шукшина Броньку Пупкова в деревне все рекомендовали приезжим охотникам. Бронька, Бронислав – небольшой ладный мужичок за 50, дебошир и балагур, родные места знал с детства, охотником был везучим и умным
- Песочные часы — краткое содержание книги Каверина События разворачиваются в летние каникулы на территории пионерского лагеря, в котором отдыхают главные герои произведения девочка Таня и мальчик Петя.
- Тайна отца Брауна — краткое содержание рассказа Честертона В рассказе «Тайна отца Брауна» Гилберта Честертона главный герой служит священником. Вместе с этим он раскрывает самые запутанные дела в роли детектива. Ещё одним из главных героев является Фламбо
- Михайловские рощи — краткое содержание рассказа Паустовского Автор любит бывать в Пушкинском заповеднике. Впервые оказавшись там, он нашел в траве табличку, когда-то подписанную самим гением. Теперь такие знаки-вехи со строфами из стихотворений поэта раскиданы по всей территории Михайловского
Илья Муромец и Соловей-разбойник
Отстояв заутреню в Муроме, Илья отправляется в путь, чтобы успеть к обедне в стольный град Киев. По дороге он освобождает от осады Чернигов и один разбивает целую вражескую армию. Он отказывается от предложения горожан стать в Чернигове воеводой и просит указать ему дорогу в Киев. Те отвечают богатырю, что эта дорога заросла травой и по ней давно уже никто не ездит, потому что у Чёрной Грязи, близ речки Смородины, неподалёку от славного Леванидова креста, сидит в сыром дубу Соловей-разбойник, Одихмантьев сын, и своим криком и посвистом убивает в округе все живое. Но богатырь не боится встречи со злодеем. Он подъезжает к речке Смородине, а когда Соловей-разбойник начинает свистать по-соловьиному и кричать по-звериному, Илья стрелой выбивает разбойнику правый глаз, пристёгивает его к стремени и едет дальше.
Князь Владимир приглашает Илью отобедать и узнает от него, что богатырь ехал прямой дорогой мимо Чернигова и тех самых мест, где обитает Соловей-разбойник. Князь не верит богатырю, пока тот не показывает ему пленённого и раненого разбойника. По просьбе князя Илья приказывает злодею вполсилы засвистать по-соловьиному и зареветь по-звериному. От крика Соловья-разбойника кривятся маковки на теремах и умирают люди. Тогда Илья Муромец увозит разбойника в поле и срубает ему голову.
Своеобразие поэтического языка былин, их композиция
Достоверность описания уклада жизни и быта древнерусских людей
Русские эпические песни создавались не ради развлечения, значительным было воспитательное значение былин. Образ жизни русских богатырей являлся эталоном норм поведения, оказывающим влияние на формирование мировоззрения людей. В былинах отражены патриотические идеи единства русских земель и их защиты от внешних врагов, сохранения самобытной культуры Руси.
Былины написаны эпическим стихом, произносятся они с выраженными интонационно-логическими ударениями через один-три слога, что создает своеобразный речитативный ритм. Былины исполнялись с песенной декламацией и величественной интонацией, потому что повествование в них ведется о событиях многозначительных.В тексте былин постоянно встречаются повторения слов, фраз, строк, оттого информация передается замедленно, размеренно. Часто используется гипербола в изображении героев и событий.
В композиции эпических народных песен присутствуют зачин и концовка. Сюжет былины представляет собой один или несколько эпизодов богатырского похода, путешествия или поездки. В начале повествования дается, как правило, описание облика героя, его снаряжения, ситуации, в которой он находится. Богатырь покидает родной дом или пир у князя, если узнает о необходимости боя с врагом.Дорога играет исключительную роль в жизни богатыря, на распутье он всегда выбирает самый сложный путь. По пути с героем непреднамеренно или случайно происходят приключения, встречи или поединки с врагами. Кульминацией является сражение богатыря с вражескими силами. В описании богатырской драки соблюдается определенная последовательность: сначала противники устремляются друг на друга на конях, после бьются мечами и палицами, в конце сходятся в рукопашную схватку. После победы над врагом богатырь возвращается к княжескому престолу. Кончается былина исходом, успокаивающим слушателя, возвращающим к настоящему времени.
В былинах отражен уклад жизни и быт древнерусских людей. Местом действия часто являются княжеский двор или торговые площади древнерусских городов: Киева, Новгорода, Чернигова, Мурома, Галича и др. По достоверным описаниям и деталям обстановки можно представить облик древнерусских воинов и их снаряжение,вид княжеского двора, старинных строений, обустройство быта людей, их традиции и обычаи.
Садко
Святогор и Микула Селянинович
На главную
Все авторы
Главная → Былины → Святогор и Микула Селянинович
Иллюстрация Н. Кочергина к былине «Святогор и Микула Селянинович»
На борзом коне богатырь Святогор Гуляет по чистому полю. Гнетет его силы могучий напор И нудит его молодецкий задор, Да нечем потешиться в волю.
Силен и могуч богатырь удалой, Сильнее его не бывало: Сподобил Господь его силой такой, Что справиться с нею, не то что другой, Подчас самого не хватало.
И думает витязь: эх, если б теперь Попала мне рать басурмана, Иль вышел какой-нибудь чудище зверь Так правое слово — хошь верь, хошь не верь А им не уйти б без изъяна.
Что сокол с налета, разнес бы я их, На зуб-то голодный, от скуки. Да нет, супостатов бы мне не таких! Что зверь, басурманы? Не стоит о них Марать: богатырские руки!
Вот если бы тягу такую, добыть Сдалось молодцу Святогору, Чтоб было бы землю за что ухватить Да всю то как есть бы стряхнуть, своротить, Вот это бы было нам впору.
Вдруг, словно кто думу проведал его, Он слышит ответ за собою, Нежданный, незваный, Бог весть от кого: «Могуч ты, князь, силой, а пуще того Могуч ты никак похвальбою».
«Смотри, молодец, чтоб порою на том, Да нам не пришлось осрамиться!» Глядит богатырь с удивленьем кругом, Кто смел говорить так негоже о нем И в силе его усомниться?
Глядит он и видит: за ним в двух шагах, Сторонкой идет по поляне Какой-то прохожий с дубинкой в руках Да с лыковой торбой на дюжих плечах В постолах и смуром кафтане.
Сдержал богатырь удалого коня, Прохожего смерил очами И молвил: «Ты что-ль упрекаешь меня? Эй! парень, ожжешься — не трогай огня, Не суйся с пустыми речами».
— «А ты, богатырь, за правдивый покор, Не сетуй, ответил прохожий, — А если со мною поволишь на спор Так я бы сказал: не кичись, Святогор! Велик в тебе силы дар Божий;
Земля ж переможет и милость твою, Она посильней тебя будет. А хочешь попробовать силу свою, Так вот подыми-ка котомку мою И та тебя, витязь, изнудит».
— «Шутник ты, я вижу: нашел чем пытать!» Смеясь богатырь отвечает — «А что, как я торбу то за горы в падь Заброшу, что три года будешь искать?…» И спешась, к суме приступает.
Схватил ее витязь одною рукой — Грузна! Ухватился другою — Ни с места!…. Дивится он тяжи такой И крепко уперся могучей пятой, Но сладить не может с сумою.
И всей-то он силой на торбу налег, Берет его даже досада; Но как ни трудился, а сдвинуть не мог, Лишь сам, обессилев, свалился он с ног, Измучась над ней до упада.
И ждет Святогор, что с такого стыда Прохожий начнет издеваться. А тот благодушно ему: — «Не беда! С кем грех, богатырь, не живет иногда? И ты не изволь сокрушаться».
Поднялся с земли Святогор удалой, Понуря чело и вздыхая, И молвил: — «Не ведаю, кто ты такой, Но чую, что ты человек не простой И торба твоя не простая».
«Скажи же мне все, ничего не тая, И как тебя звать, человече?» — «Зовуся Микул Селянинович я, Коль ведать изволит то милость твоя, Вот тут из села недалече».
«Кормилице нашей — земле я служу. Ее берегу, обряжаю; С молитвой за плугом весною хожу, А по лету с песнею жну, не тужу, А в зиму голодных питаю».
«Затем и котомка моя не пуста И с ног непривычного косит. В ней земская, видишь, лежит тягота, Под ней подломилась твоя могота, А мать то земля ее сносит….»
«Так видишь», — закончил Микула, — «землей Вертеть-то выходит негоже. Она же, чай, держит тебя, удалой, А станешь вертеть, так ведь той же порой Свернешь самого себя тоже».
М. П. Розенгейм, Ковненск. губ. тип., 1889
Святогор и Микула Селянинович. Художник Н. М. Кочергин
Далее →
Благодарим за прочтение былины «Святогор и Микула Селянинович»!
Читать все былины На главную страницу (полный список произведений)
«Онлайн-Читать.РФ» Обратная связь
Популярные сегодня пересказы
- Краткое содержание повести Рони, дочь разбойника Линдгрен Главная героиня повести – девочка, которую звали Рони. Она была дочерью вожака разбойников, которые жили в запустелом замке. Эти разбойники промышляли воровством и держали в страхе всю округу.
- Кубок — краткое содержание баллады Жуковского Жил в одном государстве владыка. Как-то раз, он захотел, чтобы его верные рыцари продемонстрировали, как они верны своему царю. Он предложил им прыгнуть с горы за своим кубком. Участвовать могли все: и храбрый воин, и простой житель
- Краткое содержание романа Унесённые ветром Митчелла Шестнадцатилетняя дочь хозяина плантации Скарлетт узнала от влюблённых в неё близнецов Тарлтонов две поразившие её до глубины души новости. Первая её мало интересовала, так как о войне Севера и Юга поговаривали давно.
- Краткое содержание книги Мухи Сартра На главной площади Аргоса есть статуя Юпитера, покрытая мухами. Дворец разражается ужасающими криками.
Илья Муромец и Сокольник
Недалеко от города на заставе пятнадцать лет живут тридцать богатырей под началом Ильи Муромца. Богатырь поднимается на заре, берет подзорную трубу, смотрит во все стороны и видит, как с западной стороны приближается неизвестный богатырь, подъезжает к белому шатру, пишет грамоту и передаёт Илье Муромцу. А в той грамоте неизвестный богатырь написал, что он едет в стольный город Киев — церкви и государевы кабаки огнём пожечь, иконы в воде утопить, печатные книги в грязи истоптать, князя в котле сварить, а княгиню с собой забрать. Илья Муромец будит свою дружину и рассказывает про неизвестного удальца и про его послание. Вместе со своими богатырями он думает, кого послать вдогонку за чужаком. Наконец он решает послать Добрыню Никитича.
Добрыня догоняет неизвестного в чистом поле и пытается вступить с ним в разговор. Сначала чужак не обращает на слова Добрыни никакого внимания, а потом поворачивается, одним ударом снимает Добрыню с коня и велит ему ехать назад к Илье Муромцу и спросить у него, почему он, Илья, сам не поехал за ним.
Пристыженный Добрыня возвращается и рассказывает, что с ним произошло. Тогда сам Илья садится на коня, чтобы догнать чужака и расквитаться с ним. Своим дружинникам он говорит, что не успеют они щи сварить, как он вернётся с головой дерзкого удальца.
Илья догоняет неизвестного богатыря, и они вступают в поединок. Когда ломаются их сабли, они берутся за палицы, пока те не распаиваются, потом хватаются за копья, а когда ломаются и копья, вступают в рукопашный бой. Так они дерутся целые сутки, но ни один не может ранить другого. Наконец у Ильи подламывается нога, и он падает. Сокольник собирается заколоть богатыря, но Илье удаётся сбросить с себя врага Он придавливает Сокольника к земле и, прежде чем заколоть его кинжалом, спрашивает, кто он такой, какого роду и племени. Тот отвечает Илье, что его мать — Златогорка, удалая богатырка одноокая. Так Илья узнает, что Сокольник — его родной сын.
Три поездки Ильи Муромца
Едет Илья по Латынской дороге и видит камень, на котором написано, что перед ним, Ильёй, три дороги: по одной ехать — быть убитым, по другой — быть женатым, по третьей — быть богатым.
Поехал он по другой дороге, остановился в крепости богатырской, пошёл в церковь и видит, что от обедни идут двенадцать прекрасных девиц, а с ними — королевна. Та приглашает его в свой терем на угощение. Насытившись, Илья просит красавицу отвести его в опочивальню, но, когда он видит кровать, в душу ему закрадывается подозрение. Он ударяет красавицу о стену, кровать переворачивается, а под ней — глубокий погреб. Королевна туда и проваливается. Тогда Илья идёт во двор, находит двери погреба, заваленные песком и дровами, и выпускает на волю сорок царей и сорок царевичей. А когда из погреба выходит красавица королевна, Илья срубает ей голову, рассекает ее тело и размётывает куски по полю на съедение диким зверям и птицам.
После этого Илья возвращается к камню и снова подправляет на нем надпись. Едет богатырь по третьей дороге, которая сулит ему богатство, и видит: стоит на дороге пречудный крест из золота и серебра. Илья берет этот крест, отвозит в Киев и строит соборную церковь. После этого Илья окаменевает, а его нетленные мощи поныне хранятся в Киеве.
Русская сказка
Былина сказка Льва Толстого «Святогор-богатырь»
В сказке Льва Толстого идёт повествование о богатыре русском Святогоре и о простом крестьянском мужике Микуле Селяниновиче. Святогор обладал огромной силой, и не было ему равных. Решил богатырь, что ему под силу землю русскую поднять. Однажды Святогор совершал конную прогулку, а вдалеке шагал пеший путник с сумкой через плечо. Припустил коня богатырь, а догнать пешего не получается, пришлось попросить путника остановиться. Сняв сумку, мужичок стал дожидаться, когда Святогор подъедет к нему. Святогор, не слезая с седла, попробовал плёткой передвинуть сумку путника на другое место – не смог. Рукой он тоже не смог её поднять. Спешился богатырь, решил обеими руками поднять неподдающуюся сумку мужика, только приподнял от земли, провалившись по колено в землю. Любопытно стало Святогору, почему так тяжёл груз, лежащий внутри сумки. Простой мужик Микула Селянинович ответил, что в сумке находится «тяга от земли сырой…, а мать сыра земля его любит».
Главная мысль
Что же хотел таким необычным былинным содержанием сказать детям автор? Тех людей земля любит и защищает, которые трудятся на ней. Этим людям силу свою земля такую даёт, которая больше богатырской будет. Несмотря на то, что силы у простого мужика Микулы Селяниновича больше, он не хвастается этим, как Святогор. А в тексте сказки видно, что автор хотел показать, что и Святогору равный по силе нашёлся и благороднее богатыря оказался. Не бывает силы бесконечной, у каждой есть свои пределы и ограничения.
Пословицы и поговорки
Читать эту былину-сказку нужно вместе с детьми, поясняя не только старые русские слова («есмь», «увяз» и другие), но и приводя пословицы, созданные русским народом. Когда в тексте будет говориться о Святогоре, можно напомнить малышам о том, что «славна богатырями земля русская». А потом привести в качестве примера таких богатырей, как Илья Муромец, Никита Кожемяка, Алёша Попович и Добрыня Никитич. Можно вспомнить современный мультфильм, в котором прославляются наши богатыри. Ещё одна поговорка будет хорошим примером, когда речь зайдёт о путнике, который нёс неподъёмную для Святогора сумку: «На силу найдётся большая сила». Почему Микула Селянинович был настолько силён, что его сила была больше силы Святогора? А потому что он на земле трудился. И снова в пример будет звучать пословица русского народа: «Крестьянин без земли, что дерево без корня».
Как использовать сказку в воспитании малыша
Книга Льва Николаевича содержит ещё несколько похожих произведений. Используя тексты этих сказок, можно научить детей пользоваться народной мудростью и ценить пословицы и поговорки родного языка.
Читайте текст былины сказки русского писателя Льва Николаевича Толстого «Святогор-богатырь» онлайн бесплатно и без регистрации.
Илья в ссоре с князем Владимиром
Стольный князь Владимир устраивает пир для князей, бояр и богатырей, а лучшего из богатырей, Илью Муромца, не приглашает. Илья сердится, берет лук со стрелами, сбивает золочёные маковки с церквей и созывает голь кабацкую — собирать золочёные маковки и нести в кабак. Князь Владимир видит, что вся городская голь собирается вокруг богатыря и вместе с Ильёй они пьют и гуляют. Опасаясь, как бы не вышло беды, князь советуется с боярами, кого им послать за Ильёй Муромцем, чтобы пригласить его на пир. Те подсказывают князю послать за Ильёй его названого крестового брата, Добрыню Никитича. Тот приходит к Илье, напоминает ему, что у них с самого начала был уговор, чтобы меньшему брату слушаться большего, а большему — меньшего, а потом зовёт его на пир. Илья уступает своему крестовому брату, но говорит, что никого другого не стал бы и слушать.
Значение былин в русском искусстве
Былины в русском искусстве служат источником вдохновения для создания произведений в литературе, живописи, музыке. К былинным сюжетам, их образам и идеям обращались с начала XIX в. многие писатели. В. Жуковский создал оперу «Алеша Попович». В поэме «Руслан и Людмила» А. Пушкин образ Руслана написал под влиянием образов богатырей. Интерес к былинам проявлял Л. Толстой, занимался их обработкой. Вдохновленный музыкальностью былин, Н. Римский-Корсаков создал оперу «Садко».
Поэтические образы былин запечатлены многими талантливыми художниками. Самыми известными полотнами по былинным сюжетам являются картины: «Богатыри», «Витязь на распутье»,«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем»В. Васнецова, «Пир богатырей у ласкового князя Владимира», «Микула Селянинович», «Волга Всеславьевич», «Садко, богатый новгородский гость» А. Рябушкина,панно«Богатырь» М. Врубеля, «Илья Муромец и Соловей-разбойник» И. Билибина, «Святогор» Н. Рериха и пр.Сюжеты былин нашли отражение в киноискусстве. Подвигам богатырей посвящены фильмы «Садко», «Князь Владимир», «Илья Муромец» и др.
Словарь
1. Скоморошьи (представления) – представления, разыгрываемые бродячими актерами (скоморохами) в Древней Руси
2. Потеха – увеселение, забава
3. Чернь – люди из простонародья
4. Этнограф – ученый, занимающийся изучением культуры народа
5. Зачин – вступительная часть теста былины
6. Палица – тяжелая дубина
Илья Муромец и Калин-царь
Стольный князь Владимир гневается на Илью Муромца и сажает его на три года в глубокий погреб. Но дочь князя не одобряет решение отца: тайком от Него она делает поддельные ключи и через своих доверенных людей передаёт богатырю в холодный погреб сытную еду и тёплые вещи.
В это время на Киев собирается идти войной Калин-царь и грозит разорить город, сжечь церкви и вырезать все население вместе с князем Владимиром и Апраксой-королевичной. Калин-царь отправляет в Киев своего посланника с грамотой, в которой сказано, что князь Владимир должен очистить все улицы стрелецкие, все дворы и переулки княжеские и всюду наставить полных бочонков хмельных напитков, чтобы было чем разгуляться татарскому войску. Князь Владимир пишет ему в ответ повинную грамоту, в которой просит у Калина-царя три года, чтобы очистить улицы и припасти хмельных напитков.
Проходит указанный срок, и Калин-царь с огромным войском осаждает Киев. Князь отчаивается, что нет в живых Илья Муромца и некому защитить город от неприятеля. Но княжеская дочь говорит отцу, что богатырь Илья Муромец жив. Обрадованный князь выпускает богатыря из погреба, рассказывает ему про беду и просит постоять за веру и отечество.
Илья Муромец в одиночку нападает на татарское войско и начинает топтать врагов конём. Конь же говорит ему, что одному Илье с татарами не справиться, и рассказывает, что татары сделали в поле глубокие подкопы и этих подкопов три: из первого и второго конь сможет вывезти богатыря, а из третьего — только сам выберется, а Илью Муромца вывезти не сумеет. Богатырь сердится на коня, бьёт его плёткой и продолжает сражаться с врагами, но все случается так, как и говорил ему конь: из третьего подкопа он не может вывезти хозяина, и Илья попадает в плен.
Татары заковывают ему руки и ноги и отводят в палатку к Калину-царю. Тот приказывает расковать богатыря и предлагает ему служить у него, но богатырь отказывается. Илья выходит из палатки Калина-царя, а когда татары пытаются его задержать, богатырь хватает одного из них за ноги, и, размахивая им как дубиной, проходит сквозь все татарское войско. На свист богатыря к нему прибегает его верный конь. Илья выезжает на высокую гору и оттуда стреляет из лука в сторону белых шатров, чтобы калёная стрела сняла крышу с шатра и сделала царапину на груди его крестного батюшки, Самсона Самойловича Тот просыпается, догадывается, что стрела, которая сделала царапину ему на груди, — это весть от его крестника, Ильи, и приказывает богатырям седлать коней и ехать к стольному городу Киеву на помощь Илье Муромцу.
Популярные сегодня пересказы
- Краткое содержание новеллы Гном Беккера Несколько деревенских девушек возвращались домой, неся наполненные водой кувшины. Они весело разговаривали и смеялись, напоминая стаю резвых ласточек, щебечущих в вышине.
- Король Дроздобород — краткое содержание сказки Гримм В одном государстве правил король, и была у него дочь, необыкновенной красоты, но с высокомерным нравом. Множество женихов приезжали покарать сердце прекрасной принцессы, но все получали отказ
- Краткое содержание романа Овод Войнич Роман «Овод» впервые был опубликован Этель Лилиан Войнич в 1897 году. Главным героем произведения становится человек, переживший в юности настоящую трагедию из-за лицемерия и лжи окружавших его людей
- Краткое содержание оперы Трубадур Джузеппе Верди Рассматриваемая опера является музыкальным произведением, состоящим из четырех действий и восьми картин. Сюжетная композиция разворачивается в средние века на территории Испании.
«Особенности русских былин» − сочинение
Древнерусские былины – уникальное явление нашей литературы. Этот жанр возник на заре создания русского государства. Он отражает все богатство народного духовного опыта.
Невозможно точно датировать каждую былину. Они складывались постепенно с глубокой древности до конца средневековья. Существовало два основных центра возникновения былин: киевский и новгородский. Былины не были творением одного конкретного человека. Они складывались из многократных повторений разных певцов-сказителей, которые сопровождали свой рассказ игрой на гуслях. Отсюда происходит особый стихотворный размер былин, создающий ощущение напевности.
Главные персонажи многих русских былин – богатыри, защищающие простых людей и свою родную землю. Наиболее популярен Илья Муромец. Художественное описание богатыря изображает его невероятно сильным и красивым человеком («удаленький», «добрый», «славный»). При этом Илья Муромец очень скромный и бескорыстный. Действия Ильи всегда решительны и прямолинейны, он не терпит обмана и изворотливости.
Таким образом, в былинах отражается нравственный идеал древнерусского человека.
Другой известный былинный персонаж – Микула Селянинович. Это простой земледелец, обладающий также фантастической силой
В этом образе народ выразил свои представления о важности крестьянского труда, который лежит в основе всей земли Русской
В былинах всегда резко противопоставляются добро и зло. Резкая граница проходит между положительными и отрицательными персонажами.
В описании персонажей, их действий и поступков часто применяются образы природного и животного мира («глаза да ясна сокола», «брови… да черна соболя»). Обязательный прием былины – мораль, которая напрямую вытекает из повествования. У слушателя не должно было оставаться сомнений в справедливости и неизбежности счастливого конца.
Таким образом, в условиях непрестанных набегов кочевников на русские земли возникала необходимость в их постоянной защите. Подвиги отдельных людей складывались в обобщенные образы богатырей, которые нередко происходили из простых крестьян. В былинах в сказочной форме описываются легендарные деяния этих людей. Повествования певцов-сказителей должны были воодушевлять слушателей на отстаивание своей независимости. Они изображали идеальную модель поведения, к которой надо было стремиться.
Былины являются прекрасными произведениями народного творчества, которые увлекают читателя и в наше время.
Читать былины
Добрыня и Змей
Добрыня и Алёша
Алёша Попович и Тугарин Змеевич
Иван — гостиный сын
Илья Муромец и Соловей Разбойник
Илья Муромец и Калин-царь
Святогор
Святогор и Илья Муромец
Святогор и тяга земная
Смерть Святогора
Садко
Ставр Годинович
Вольга и Микула Селянинович
Вавила и скоморохи
Алёша Попович едет в Киев
Булат Еремеевич
Бутман Колыбанович
Василий Игнатьевич и Батыга
Бой Василия Буслаева с новгородцами
Волх Всеславьевич
Данило Ловчанин
Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича
Иван Годинович
Про Василия Турецкого
Князь Роман и Марья Юрьевна
Королевичи из Крякова
Мамаево побоище
Василий Буслаев молиться ездил
Михайла Потык
Хотен Блудович
Чурила Пленкович
Сорок калик со каликою
Соловей Будимирович
СМЕРТЬ ГЕРОЯ
Одно из главных отличий былин о Святогоре — они завершаются гибелью богатыря. Подобные трагичные истории всего фольклорного эпоса Древней Руси можно пересчитать по пальцам. Большинство богатырей процветают и здравствуют, а Илья Муромец вообще получает предсказание о том, что не погибнет ни в одном бою.
Выходит, в Святогоре воплощен уникальный образ обреченного на смерть героя, как будто по некоему велению судьбы. О причинах возникновения подобной идеи можно только догадываться. Некоторые исследователи считают, что Святогор противопоставляется богатырям Руси. Его сила стихийна, огромна, но бездеятельна. Иные же русские герои берегут свою землю, спасают ее от врага, совершают ратные подвиги.
Мы не можем точно сказать, является ли гибель Святогора наглядной победой активной деятельности над бездействием. Возможно, таким образом просто означалась смена старого эпоса более новым.