Сказка иванушка-дурачок. русская народная сказка

Кем на самым деле был иван-дурак русских сказок. проект "иван - дурак - герой русской народной сказки"

Как выбирать сказки

Большинство сказок, которые доходят до современных детей, представляют собой максимально обработанные, отредактированные и адаптированные версии, специально предназначенные для детей младшего возраста. На самом же деле, существуют десятки, и даже сотни вариантов одного и того же сказочного сюжета.

Неадаптированные версии некоторых сказок ничуть не уступают по кровожадности фильмам ужасов, и, конечно, читать их детям на ночь не рекомендуется, чтобы не спровоцировать у них бессонницу и кошмары. Есть немало кровавых подробностей и в адаптированных сказках. Если вы читаете нечто подобное своим детям, желательно пропускать все «ужасы», заменяя их чем-то более позитивным.

Лучше всего выбирать простые, добрые сказки, в которых никого не отправляют на тот свет, не лишают какой-либо важной части тела, не бросают умирать в лесу, в колодце и т.д. Не следует с помощью сказок приучать детей к тому, что жестокость и лишение жизни – это вполне нормальное явление на планете Земля

Естественно, начинать знакомство со сказочным миром нужно с самых простых историй, постепенно переходя к более сложным и длинным сюжетам.

Мальчикам лучше всего подойдут героические сказки про русских богатырей, про креативного солдата, сварившего кашу из топора, и изобретательного Иванушку-дурачка, оказывающегося гораздо умнее своих практичных и рассудительных братьев.

Девочкам лучше всего, наверное, почитать международные сказки про Золушку, Русалочку, Красную Шапочку, Красавицу и Чудовище (хотя, есть мнение, что эти истории обрекают женщин на неудачи в личной жизни), а также русские сказки про Василису Премудрую и Елену Прекрасную.

Отношение в сказке живых существ к Ивану- дураку

Но нужно отметить, что все же не лень или недалекость привлекают к Ивану на протяжении стольких веков верных почитателей, а его доброта, доверчивость и прямодушие. Этот герой не скупится на доброе слово и дело: он отпустит, избавив от беды, живое существо, пожалеет странника или старую женщину, и все они впоследствии отплатят ему той же монетой.

Такому герою, как Иван-дурак, и серый волк поможет, и щука, и собака, и кошка. Перед ним все преграды расступаются — ведь он не боится, что это может не произойти!

Помните указанный в фильме «Чародеи» путь к успеху: «Вижу цель — не вижу препятствий»? Именно так все и происходит с Иванушкой в каждой сказке. Он не видит препятствий тому, чтобы отрубить двенадцать голов Змею Горынычу или превратиться в прекрасного царевича, окунувшись в сосуд с молодильной водой. Он уповает на Бога и получает по своей вере!

Дурак угнетённый

Не менее важен социальный аспект образа дурака. Он – младший брат в патриархальной семье, живущей общим хозяйством. Он практически не имеет прав. По сути, он последний человек в этом мире. Оттого с нескрываемым удовольствием крестьяне слушали, как этот угнетённый герой, бессребреник, расправляется с сильными мира того: не только со старшими братьями, но даже с важными чиновниками, принцами и – чего уж там – самим царём.

Но сказка не была бы сказкой, если бы сводилась к одному лишь поиску социальной справедливости. Согласно некоторым теориям, сказка о младшем брате- это отражение уклада средневековой крестьянской семьи (остаточные явления этого уклада можно было встретить и в конце XIX века). Вернее: особенность сказок о младшем брате была обусловлена существовавшим в то время наследственным правом, согласно которому при разделе имущества умершего главы семьи большая часть хозяйства отходила именно младшему сыну. Но в случае, когда наследники продолжали вести совместное хозяйство, главой семьи оставался самый старший.

Также и в сказке: старшие братья имеют больше прав внутри семьи в сравнении с Иваном, но как только между ними происходит конфликт, вынуждающий Ивана покидать (пусть даже на время) пределы семьи – «удача» переходит к нему, и в конце сказки именно он становится обладателем всех «земных благ».

Дурак – жрец

Связь дурака с потусторонним миром очевидна: недаром он лежит на печи, которая одновременно является и центром дома (центром мира), и связью с умершими. Недаром именно ему помогают волшебные животные – те самые, которые в первобытные времена были тотемными. Недаром во многих сказках он – единственный говорящий персонаж, порой говорящий бессмыслицу. Вспоминая, что волшебная сказка родилась из ритуала, можем восстановить роль Ивана в нём. Он – человек, общающийся с богами, то есть жрец. Поэтому потусторонний мир помогает ему, поэтому он оказывается в сказке главным героем, во всех смыслах этого слова.

Сказка про Ивана-Дурака и Царевну-Лягушку

В некотором царстве — некотором государстве правил Царь.

Было у него три сына. Двое умных и с нормальными именами, а третий не только Иван, но еще и дурак!

Был этот царь вечно пьяный и дурной швайн. И создал подданным своим жизнь невыносимую.

Хотели подданные против него взбунтоваться, да не вышло. Вынес царь-батюшка бумагу с печатями и зачитал, что царство все — его личная собственность, он — гарант конституции, а все подданные на земле этой проживают из его, царя милости.

Не нравится, как я правлю — вон пошли все! Все здесь мое! И земля и нефть и газ и даже ваше имущество. Кто хочет — в одних штанах — вон из царства!

И потянулись вереницы подданных в разные страны…

Ученые, купцы, Мастеровые. Пока не осталась в царстве одна лишь бесполезная, нигде не востребованная чиновничья сволочь. И служители культа. И оборотни в погонах.

А царю-батюшке алкоголь уже слабоват показался, стал царь-батюшка его наркотой разбавлять.

И однажды в угаре решил женить трех своих сыновей.

Но один из зеленых чертей, с которыми он в белой горячке спорил, подсказал ему, чтобы они стрелы послали в болото. Из болота-де самые шикарные дамы родом. И если какие там околачиваются, пусть стрелу подбирают и под венец!

Старшие-то сговорились с принцессой соседской да с офигенной дояркой из села недалекого, куда стрелы пустят, чтоб подбирали срочно. А Иван — дурак ни с кем не сговорился.

Послали они стрелы.

Со стрелой старшего принцесса соседнего царства вся в тине и грязи вылезла.

Со стрелой среднего доярка такая офигенная, что вся царская свита слюни по подбородку распустила.

А Ивана-дурака стрелу лягушка в зубах держит.

Ржет все царство над Иваном, а ему не привыкать.

Царь-шизофреник алко-наркотный приказал и три свадьбы разом сыграли.

Иван-дурак в опочивальню тазик с водой приволок, чтоб лягушке там плавать привольно было.

Старший с принцессой отвалили в ее царство захудалое.

Средний с дояркой в соседней опочивальне кроватью скрипят.

А Иван-Дурак только хотел лягушку в тазик посадить, как сняла она лягушачью шкурку, да обернулась такой красавицей, что и доярки все отдыхают.

Офигеть, — сказал Иван-дурак.

Выбирай, Ваня, — говорит Лягушка-царевна. — Я могу быть ночью лягушкой, днем царевной, могу быть ночью царевной, днем Лягушкой. В первом случае тебе очень круто будет со мной перед другими в течении дня красоваться. А ночью — увы!

Во втором — над тобой все царство ржать будет, но ночью мы с тобой, Иван царевич, так отрываться будем, что им, смехунам, и не снилось. Что ты выбираешь?

Ну конечно второе!!! — завопил Иван. — надо мной и так все царство ржет. А так я буду самый счастливый и удовлетворенный.

А еще меня можно расколдовать, — продолжила Лягушка-Царевна, но Иван-Дурак ее уже не слушал, а повалил на кровать. И прислушивались, офигев от недоумения.

Средний с дояркой, когда угомонились, к стонам и скрипу кровати из опочивальни Ивана.

Кого же он там?? — гадали они. — Стоны и крики вперемешку мужские и женские. А кваканья и не слышно.

Днем Иван-Дурак отлучился куда-то, а Царь-батюшка в пьяном угаре лягушку ему подменил. Заколдованную выбросил в окошко, где ее подхватила цапля. И утащила куда-то далеко-далеко… А там то ли — съела, то ли потеряла… А Ивану-Дураку оставил самую обычную.

Впал Иван-Дурак ночью в истерику!

Ну не хочет лягушка в красавицу превращаться никак.

Вышвырнул Иван — Дурак ее вон.

И до конца жизни лазил по болотам, в надежде найти эту лягушку. Или другую не хуже. Так и утонул в болоте однажды.

Мораль — С ЛЮБИМЫМИ НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ!

Царь, перебрав алкоголя и наркотиков сдох прямо у себя в кабинете.

А средний с дояркой, ставшей царицей, правил долго и счастливо.

И, насмотревшись на папашу-царя, сделал трезвость нормой жизни. И для себя и для подданных.

Сократил подданным налоги, ограничил самовластье конституцией, а нефть и газ передал в общенародную собственность.

Правил долго и счастливо. Подданные стали возвращаться обратно.

Мораль:

И ДОЯРКА МОЖЕТ СТАТЬ ЦАРИЦЕЙ! (Если, конечно, это офигенная доярка).

«Трезвость — норма жизни» — это круто!

Герои русских народных сказок

Восприятие литературного произведения происходит через героя. На положительных героев русских сказок малыш стремится быть похожим, отрицательных — боится, победителей — уважает, обиженных — жалеет.

Наблюдая за перипетиями сюжета, ребенок знакомится с социальными нормами поведения. Учится оценивать поступки, внешний вид, поведение человека. Устоявшиеся народные образы сказочных персонажей русских сказок демонстрируют ребенку, обладая какими личными качествами можно добиться успеха.

Мужество, храбрость, незаурядный ум, смекалка, доброта — неизменные характеристики главного положительно героя. Иван-Царевич из сказки о царевне-лягушке, странствующий солдат из сказки «Каша из топора», стрелец из истории о Жар-Птице, Крошечка-Хаврошечка.

Благодаря положительным качествам из любой ситуации положительный герой выходит победителем. А злые, жадные и ленивые всегда остаются с носом

Они обычно теряют что-то важное и наказаны по заслугам (Кащей Бессмертный, Чудо-Юдо, жадный король из сказки о Жар-Птице, дочка-лентяйка из сказки «Морозко», Змей Горыныч)

Смеха ради

Образ глупого и удачливого младшего брата – бродячий. Он встречается и в устном народном творчестве европейских народов, в китайском фольклоре, сказаниях североамериканских индейцев, сказках африканских, австралийских и северных племён. Но лишь на русской почве он стал так популярен: Иван-дурак – едва ли не главный наш сказочный герой. Факт, который может показаться, как минимум, странным, на поверку обнаруживает более чем весомые причины.

Первая из причин популярности Ивана-дурака — его комичность. Ведь одна из главных задач сказки – развлечь слушателя. И сказитель (многие из которых были скоморохами) делает всё, чтобы крестьянам, слушающим его дождливым вечером в кабаке или душным полуднем в очереди на мельницу, было как можно веселее!

Вёдра ходят сами собой, печь едет по городу и давит людей, дубина сама колотит царских посланников. Ситуации дурацкие, гротескные, потому что в их центре дурак. И, в то же время, ситуации типичны для народной смеховой культуры: мы без труда отыщем их в популярных европейских сказках или научных работах, посвящённых природе смеха. С определёнными оговорками и самого Ивана-дурака можно назвать скоморохом.

Есть еще варианты происхождения обидного прозвища Ивана

А может быть, и дураком Иван прослыл не из-за особенностей своего ума-разума? Просто не повезло парню — родился третьим в семье, а это значит, что все оставшееся от отца наследство заберут старшие сыновья, а младший останется ни с чем. Не потому ли Иван — дурак, что уже смолоду оказался обойденным?

Есть еще один вариант того, отчего Иванушка носит такое обидное прозвище. Дело в том, что в Древней Руси детям давали два имени. Одно, полученное при крещении, хранили в тайне (помните пословицу: «зовут зовуткою, а кличут уткою»?), а второе было нарочито неприглядным, даже пугающим, чтобы нечисти не захотелось забрать ребенка или сделать ему что-то плохое: ведь и так малыш уже негож! И жили в российских деревнях дети, носившие до 13 лет странные имена: Страшко, Хворь, Гнилозуб, Чернорот и т. п.

Часто детей называли и по порядку рождения: Первак (или Первой), Другак (Вторый, Другой), Третьяк, Четвертак и так далее, по количеству наследников. Так вот, некоторые исследователи считают, что Дурак — это преобразованное, видоизмененное имя Другак. Что ж, возможно, и были Дураки таковыми только по порядку рождения…

Есть еще варианты происхождения обидного прозвища Ивана

А может быть, и дураком Иван прослыл не из-за особенностей своего ума-разума? Просто не повезло парню — родился третьим в семье, а это значит, что все оставшееся от отца наследство заберут старшие сыновья, а младший останется ни с чем. Не потому ли Иван — дурак, что уже смолоду оказался обойденным?

Есть еще один вариант того, отчего Иванушка носит такое обидное прозвище. Дело в том, что в Древней Руси детям давали два имени. Одно, полученное при крещении, хранили в тайне (помните пословицу: «зовут зовуткою, а кличут уткою»?), а второе было нарочито неприглядным, даже пугающим, чтобы нечисти не захотелось забрать ребенка или сделать ему что-то плохое: ведь и так малыш уже негож! И жили в российских деревнях дети, носившие до 13 лет странные имена: Страшко, Хворь, Гнилозуб, Чернорот и т. п.

Часто детей называли и по порядку рождения: Первак (или Первой), Другак (Вторый, Другой), Третьяк, Четвертак и так далее, по количеству наследников. Так вот, некоторые исследователи считают, что Дурак — это преобразованное, видоизмененное имя Другак. Что ж, возможно, и были Дураки таковыми только по порядку рождения…

Дурак или умный?

Такой ли Иван дурак? На самом деле даже имя его в самом начале не носило негативный оттенок, как это стало сейчас. Раньше, еще до принятия христианства, детей очень долго называли вымышленными именами, чтобы черти не могли забрать их душу. Одним из таких имен было «Другак» от слова «другой». Позже, для удобства в произношении «другак» стал «дураком». А вот привычное нам значение к слову «дурак» пришло только в 17 веке.

К тому же, задачей сказителей не было выставить Ивана дураком. Это был всего лишь бедный крестьянский парень, немножко ленивый, но очень смекалистый. Способный лежать целый день на печи, не работать и ничего из-за этого не терять.

Загадочный образ Ивана-дурака

Если вы помните, в русском фольклоре есть еще один Иван, но уже совсем с другим характером. Иван-царевич, на которого куда больше хотел бы быть похожим каждый читатель, изначально рождается в богатом доме, обладает силой воли, умом и хорошей физической подготовкой. Несмотря на то, что как раз-таки для достижения своей цели он делает больше и лучше, сочувствуют ему почему-то гораздо меньше. Почему так?

Все дело в том, что каждый из нас имеет толику лени в своем характере. Как бы не хотелось стать сильным, смекалистым и ответственным, возможность получить все без особенных усилий всегда привлекала больше. Да и вообще, образ Ивана-дурака гораздо ближе по ментальности русскому народу. Принято считать, что русские весьма удачливы и даже несмотря на свою глупость, возможно даже, чрезмерную лень, способны получать желаемое в любой ситуации. Пусть с какими-то трудностями и лишениями.

Сказок про Ивана-дурака предостаточно – это и «Иван Утреник» и «Сивка Бурка», даже современная литература пользуется прототипом русского народного героя. «Незнайка на Луне», «Конек-горбунок». Объединяет всех этих героев три главные черты:

  1. Бескорыстность
  2. Отсутствие тщеславия
  3. Крестьянское (бедное происхождение)

Это настоящий хранитель важных человеческих качеств: доброты, верности и любви к родной земле.

За это любил, любит и продолжает любить русский народ Ивана-дурочка. За его искренность и настоящий ум, который проявляется не в хитрости и желании нажиться за счет других, а в смекалке.

Только русский ленивый мужик, лежа на печи, способен вдруг достичь славы, заиметь красавицу-жену и полцарства в придачу. Так шутят россияне, вспоминая любимого героя сказок – Ивана-дурака. Но персонаж не так прост, как кажется. Крестьянский парень ловок и смекалист, а прозвище носит «для отвода глаз».

— Мораль сказок про Иванушку дурочка (почему он всегда побеждает)?


Сказка говорит: не бойся, просто сделай шаг вперед, доверься внутреннему голосу, даже если он говорит глупости, и все получится лучше, чем ожидаешь. Тогда получается, что сказка про дурака — это история про то, как нужно забыть свою излишнюю разумность, если хочешь выиграть.

Тогда объяснение популярности сказочных дураков в том, что на самом деле они — переодетые мудрецы. Иванушку-дурачка некоторые исследователи сравнивали с Сократом, восклицавшим: «Я знаю только то, что ничего не знаю», или с Лао Цзы, говорившим: «Умные — не учены, ученые — не умны».

Дурак — это фигура философская, призывающая отказаться от каких бы то ни было представлений о мире, чтобы свободно получить опыт слияния с ним, получить знание о нем, но не из книг, а в процессе игры.

Вера в чудо рождает чудеса

Иван в своих поступках руководствуется не логикой, а только интуицией. Откуда же взять интуицию человеку, всегда знающему, что, где и почем? Как развиться ей в тесных рамках приличий и канонов? Дураку же закон не писан, а если писан, то не читан, и так далее… Значит, наш Иван из всех вариантов выберет самый нелогичный, самый «дикий», но обязательно, как выяснится впоследствии, приводящий к удаче. Ведь ему ничто не мешает прислушиваться к интуиции, и главное, слышать ее!

Помните сказку, где Иван батрачил три года на попа, а когда ему предложили за труд на выбор мешок монет или мешок песка, наш герой, исходя из только ему понятной логики, выбрал песок? Дурак, да и только!

Но вот по дороге домой ему встретился в лесу костер, в котором горела девица-красавица, тут-то и пригодился песок! Иван засыпал им огонь, спас девицу, и она, оказавшись колдуньей, стала его преданной женой и помощницей.

Кстати, а как вы думаете, почему колдунья выбрала себе Ивана? Да, наверное, все по той же причине: этот человек умеет действовать не по правилам, а слушая сердце. Кто, как не колдунья, может оценить такой талант!

Звери, птицы, рыбы

Интересно, что животные в сказках русского народа являются олицетворением человеческих качеств. Даже сложились своеобразные штампы, одинаковые для многих произведений.

Лиса — обманщица, плутовка. Воплощает в себе плохие качества: склонность к обману, воровству, уловкам. Она притворяется слабенькой и убогой, чтобы получить желаемое, пускает в ход все свое красноречие, чтобы добиться своего (пример — сказка «Лиса и Волк»). Но часто лиса и получает заслуженное наказание за свои обманы, если ее хитрости причиняют вред героям.

Волк — жадный, злобный, но в то же время глупый. Он легко поддается в сети обмана более хитрых персонажей (Лисы, Колобка, Зайца). Часто в русских сказках можно встретить противостояние Волк-Лиса. В некоторых сказках Волк еще и олицетворение смерти (так как он частенько кого-либо съедает). Но добрые персонажи почти всегда его побеждают.

Мелкие зверушки в русских сказках (мыши, зайцы) — добры, но и трусливы. Зачастую они помогают главному герою, являются хорошими друзьями.

Образ Ивана-дурака в сказках народов мира

Конечно, фольклор каждого народа самобытен и имеет свой национальный колорит, но если хорошо присмотреться, то в сказаниях разных стран можно отыскать очень похожих героев. Самое интересное, что в других странах нашего героя тоже зовут Иван. Английского дурака зовут Джон, французского — Жан, испанского — Хуан, немецкого — Ханс, итальянского — Джованни.

Французский Жан — просто эталон беспросветной глупости. Он свято верит в то, что купленная им свинья сама побежит домой, стоит ей показать дорогу. Тут дурак выступает примером обычной человеческой глупости, над которой можно долго смеяться.

Английские сказки отличаются тем, что они больше напоминают поучительные истории. Основными чертами героя являются порядочность и доброта, но при этом он не особо смекалист. Он очень исполнительный, поэтому приказы, отданные в шутку, воспринимает буквально, поэтому часто попадает в нелепые смешные ситуации.

Если брать более близкое зарубежье, то есть страны бывшего Советского Союза, сказки которых похожи не только одинаковыми именами героев, но и перекликающимися сюжетными линиями.

Тигиева Анна

Данная работа представляет собой теоретическое исследование вопроса: почему в русских народных сказках главного героя называют ругательным словом «Дурак». Цель исследования – выяснить происхождение и толкование этого слова, узнать, почему герой носит имя «Иван», а не какое-нибудь другое, а также, почему именно Иван — дурак, а не его умные старшие братья в конце сказки получают награду. Кроме того, ставилась цель выяснить, есть ли похожие сюжеты в сказках других народов и чему могут научить детей сказки про Дурака.

Работа отмечена дипломом 3 степени (с медалью) на Х Региональном конкурсе молодых исследователей «Ступень в науку» (январь, 2013 год).

Дурак или умный?

Такой ли Иван дурак? На самом деле даже имя его в самом начале не носило негативный оттенок, как это стало сейчас. Раньше, еще до принятия христианства, детей очень долго называли вымышленными именами, чтобы черти не могли забрать их душу. Одним из таких имен было «Другак» от слова «другой». Позже, для удобства в произношении «другак» стал «дураком». А вот привычное нам значение к слову «дурак» пришло только в 17 веке.

К тому же, задачей сказителей не было выставить Ивана дураком. Это был всего лишь бедный крестьянский парень, немножко ленивый, но очень смекалистый. Способный лежать целый день на печи, не работать и ничего из-за этого не терять.

Загадочный образ Ивана-дурака

Если вы помните, в русском фольклоре есть еще один Иван, но уже совсем с другим характером. Иван-царевич, на которого куда больше хотел бы быть похожим каждый читатель, изначально рождается в богатом доме, обладает силой воли, умом и хорошей физической подготовкой. Несмотря на то, что как раз-таки для достижения своей цели он делает больше и лучше, сочувствуют ему почему-то гораздо меньше. Почему так?

Все дело в том, что каждый из нас имеет толику лени в своем характере. Как бы не хотелось стать сильным, смекалистым и ответственным, возможность получить все без особенных усилий всегда привлекала больше. Да и вообще, образ Ивана-дурака гораздо ближе по ментальности русскому народу. Принято считать, что русские весьма удачливы и даже несмотря на свою глупость, возможно даже, чрезмерную лень, способны получать желаемое в любой ситуации. Пусть с какими-то трудностями и лишениями.

Сказок про Ивана-дурака предостаточно – это и «Иван Утреник» и «Сивка Бурка», даже современная литература пользуется прототипом русского народного героя. «Незнайка на Луне», «Конек-горбунок». Объединяет всех этих героев три главные черты:

  1. Бескорыстность
  2. Отсутствие тщеславия
  3. Крестьянское (бедное происхождение)

Это настоящий хранитель важных человеческих качеств: доброты, верности и любви к родной земле.

За это любил, любит и продолжает любить русский народ Ивана-дурочка. За его искренность и настоящий ум, который проявляется не в хитрости и желании нажиться за счет других, а в смекалке.

Почему «дурак»?

Очень тяжело назвать Ваню глупым, так как он часто использует в своих поступках хитрость и смекалку. Из любой, даже самой сложной ситуации Иван-дурак выходит победителем, а в конце сказки вообще женится на дочери царя и сам примеряет на себя титул правителя государства.

Существует несколько объяснений этого обидного прозвища.

  1. По семейным традициям тех времен младшему ребенку не оставляли наследства, то есть он оставался обиженным, обделенным.
  2. Дурак — это своеобразный оберег. В древние времена детям давали второе, «ненастоящее» имя, чтобы духи его не нашли. Ребенка с прозвищем «дурак» вообще искать никто не станет.

Самое интересное, что человек с такой обидной кличкой чаще всего прекрасно поет, владеет музыкальными инструментами и сочиняет рифмованные шутки.

История создания и образ

Происхождение героя русских сказок до сих пор остается загадкой. Исследователи народного творчества придерживаются мнения, что образ перекочевал из мифологии, и на то много причин. В преданиях разных народов мира живет свой Иван-дурак: везучий, но недалекий комичный герой встречается в африканских, европейских, североамериканских и даже китайских сказках. Правда, такую грандиозную славу и признание он получил только на русской почве – в славянских сказках Иван почти всегда главный действующий персонаж.

Причины народной любви просты и понятны. Иван-дурак играет роль скомороха, развлекающего публику нелепым поведением. В его арсенале волшебные штуки, призванные сделать образ еще смешнее: печь сама ездит по деревне, ведра ходят, даже дубина обладает интеллектом и волей – сама бьет гонцов царя. Гротескные ситуации, в центре которых дурак, – типичная история в народной смеховой культуре.

Исследователи также приписывают персонажу качества жреца. Иван-дурак является младшим из трех братьев, но он единственный из сказочной троицы говорит загадками и ломает голову над ними. Молодому человеку помогают тотемные животные. Да и печь, на которой дурак лежит, – предмет символичный: центр дома, семейный очаг, «портал» к духам умерших. Все это наталкивает на мысль, что истоки персонажа лежат в праздничных ритуалах, которые проводили жрецы на Руси. Иван считается человеком, который легко общается с высшими и потусторонними силами, получает от них поддержку.

Персонаж относят к так называемым трикстерам – проказникам, обманщикам и балагурам, несущим людям полезное (например, огонь, моральные ценности, новые навыки), но в тоже время совершающим кучу глупостей, сулящих одни неприятности.

Дураком в прямом смысле слова Ивана трудно назвать. Наоборот, поступки персонажа сопровождаются исключительной хитростью и смекалкой. В любом испытании выходит победителем, взлетает на вершину славы, женится на деве царских кровей, за счет чего богатеет. По поводу происхождения эпитета тоже существуют свои версии. По одной из них «дурак» объясняется семейными традициями тех времен, когда возник герой: младшим отпрыскам не полагалось наследства, то есть, они оставались с носом.

Возможно, приставка к имени служит оберегом, которым в древности наделяли новорожденных, чтобы уберечь от сглаза и темных сил (считалось, что злые духи попросту не найдут человека, у которого «ненастоящее» имя).

Образу смекалистого парня не мешают способности в стихоплетстве и музыке: в сказках Иван-дурак нередко отлично поет, играет на гуслях и дудке, мастерски умеет коверкать слова, сочинять шутки и прибаутки.

А если посмотреть на это с другой стороны?

Может быть, образ простофили Ивана-дурака раскрывает лишь мечту народа о сверхъестественных силах, способных помочь любому? И некоторые исследователи считают, что Иванушка — поэтическая греза, отражающая мечту о беззаботной, развеселой жизни, которая все равно приведет и к счастью, и к богатству.

В очерке «Иван-дурак. Корни русской народной веры» А. Синявский даже печалится о народе, выбравшем себе такого главного героя. Ведь дураки в сказках грязные, ободранные, неумытые, не имеющие за душой ни гроша, да и ленивые до умопомрачения. Зато играть на дудочке или сочинять песенки — на это они горазды. Эта тотальная лень пугает автора очерка, ведь она якобы доказывает, что русский человек, ожидая жизненных благ свыше, забывает о своей персональной ответственности.

Евг. Трубецкой в рассуждении о сказочном Дураке утверждает, что привычка перелагать ответственность на «широкие плечи Николы Угодника» — это и есть бич славянского характера, усыпляющий его энергию и отнимающий у него волю к победе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: