Читательский дневник по рассказу «Главные реки» Виктора Драгунского
Число страниц: 10
Название: «Главные реки»
Жанр: рассказ
Главные герои: Денис Кораблёв.
Второстепенные герои: Раиса Ивановна, Мишка.
Характеристика главных героев:
Денис Кораблёв — безответственный.
Так заигрался, что не выучил уроки.
Не нашёл смелости в этом признаться.
Автор высмеивает поведение мальчика.
Характеристика второстепенных героев:
Раиса Ивановна — мудрая, справедливая и терпеливая учительница.
Не сдержала смех при ответе Кораблёва.
Мишка — верный друг Дениски. Старается выручить друга, подсказывает.
Краткое содержание рассказа «Главные реки»
Девятилетний Денис Кораблев накануне заигрался с летающим змеем, которого он пытался отправить в космос, и забыл выучить уроки.
Он едва не опоздал в школу, чуть не сбил возле класса учительницу, и она сразу вызвала его к доске.
Денис не знал, какое стихотворение читать, и начал рассказывать Пушкина.
Мишка пытался ему подсказать, по Дениска не понял друга.
Он насмешил весь класс своим мужичком с ноготком.
Раиса Ивановна спросила мальчика про реки Америки, но Дениска и тут ничего не помнил.
По подсказке с задней парты он назвал реку Мисиписи. Класс опять смеялся.
План рассказа:
- Невыученные уроки.
- Чуть не опоздал.
- Стихотворение Пушкина.
- Мужичок с ноготком.
- Реки Америки.
- Смешной ответ.
- Решение Дениса.
Основная мысль «Главные реки»
Главная мысль рассказа в том, что сперва нужно учить уроки, а потом заниматься своими делами.
Основной идеей рассказа является то, что человек всегда оказывается смешным и нелепым, если чего-то не знает.
Дениска понял, что уроки важнее игр, и обещал никогда не забывать про домашнее задание.
Чему учит рассказ
Рассказ учит нас быть собранными и ответственно относится к своей учёбе.
Он показывает нам, что если пренебрегать уроками, то ситуация может возникнуть нелепая, неприятная и даже смешная.
Краткий отзыв о рассказе «Главные реки» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я сильно смеялась над Дениской.
Мальчик попал в очень смешную ситуацию и вряд ли она ему понравилась.
Он не выучил уроки, говорил нелепости, и над ним все смеялись.
Рассказ получился очень весёлым и интересным.
Но в то же время поучительным, наполненным глубоким смыслом.
Автору удалось написать забавную историю, главной мыслью которой стал вывод о необходимости учить уроки.
Уверена, этот вывод является важным для многих других ребят, предпочитающих больше играть и меньше учиться.
Несмотря на неудачу, мне очень понравился главный герой.
Он не пытался оправдать своё поведение.
Мальчик понял свои ошибки.
И он дал обещание всегда учить уроки, чтобы не попадать в подобные ситуации.
Дениска умеет делать выводы из своих ошибок и это очень хорошо.
Я всем рекомендую прочитать этот рассказ и помнить о приключениях его героя.
Ведь учиться надо на чужих ошибках.
Пословицы к рассказу:
- Глухой недослышит, так сам приврёт.
- Слышит звон, да не знает где он.
- Молодому ошибка — улыбка, старому — горькая слеза.
Ещё читательские дневники по произведениям Виктора Драгунского:
- «Он живой и светится»
- «Тайное становится явным»
- «Что любит Мишка»
- «Денискины рассказы»
- «Где это видано, где это слыхано»
- «Бы»
- «25 кило»
- «Англичанин Павля»
- «Надо иметь чувство юмора»
- «Куриный бульон»
- «На Садовой большое движение»
- Краткая биография Виктора Драгунского и презентация
Библиотека произведений автора пополняется.
Главные реки
Хотя мне уже идет девятый год, я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться, что своих не узнаешь. Я, например, вчера не успел уроки сделать. У нас было задано выучить кусочек из одного стихотворения Некрасова и главные реки Америки. А я, вместо того чтобы учиться, запускал во дворе змея в космос. Ну, он в космос все-таки не залетел, потому что у него был чересчур легкий хвост, и он из-за этого крутился, как волчок. Это раз. А во-вторых, у меня было мало ниток, и я весь дом обыскал и собрал все нитки, какие только были; у мамы со швейной машины снял, и то оказалось мало. Змей долетел до чердака и там завис, а до космоса еще было далеко.
И я так завозился с этим змеем и космосом, что совершенно позабыл обо всем на свете. Мне было так интересно играть, что я и думать перестал про какие-то там уроки. Совершенно вылетело из головы. А оказалось, никак нельзя было забывать про свои дела, потому что получился позор.
Рассказ Виктора Драгунского «Главные реки» из цикла «Денискины рассказы»
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь:
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь…
— Это Пушкин, — сказала Раиса Ивановна.
— Да, — сказал я, — это Пушкин. Александр Сергеевич.
— А я что задала? — сказала она.
— Да! — сказал я.
— Что «да»? Что я задала, я тебя спрашиваю? Кораблев!
— Что? — сказал я.
— Что «что»? Я тебя спрашиваю: что я задала?
Тут Мишка сделал наивное лицо и сказал:
— Да что он, не знает, что ли, что вы Некрасова задали? Это он не понял вопроса, Раиса Ивановна.
Вот что значит верный друг. Это Мишка таким хитрым способом ухитрился мне подсказать. А Раиса Ивановна уже рассердилась:
— Слонов! Не смей подсказывать!
— Да! — сказал я. — Ты чего, Мишка, лезешь? Без тебя, что ли, не знаю, что Раиса Ивановна задала Некрасова! Это я задумался, а ты тут лезешь, сбиваешь только.
Мишка стал красный и отвернулся от меня. А я опять остался один на один с Раисой Ивановной.
— Ну? — сказала она.
— Что? — сказал я.
— Перестань ежеминутно чтокать!
Я уже видел, что она сейчас рассердится как следует.
— Читай. Наизусть!
— Что? — сказал я.
— Стихи, конечно! — сказала она.
— Ага, понял. Стихи, значит, читать? — сказал я. — Это можно. — И громко начал: — Стихи Некрасова. Поэта. Великого поэта.
— Ну! — сказала Раиса Ивановна.
— Что? — сказал я.
— Читай сейчас же! — закричала бедная Раиса Ивановна. — Сейчас же читай, тебе говорят! Заглавие!
Пока она кричала, Мишка успел мне подсказать первое слово. Он шепнул, не разжимая рта, но я его прекрасно понял. Поэтому я смело выдвинул ногу вперед и продекламировал:
— Мужичонка!
Все замолчали, и Раиса Ивановна тоже. Она внимательно смотрела на меня, а я смотрел на Мишку еще внимательнее. Мишка показывал на свой большой палец и зачем-то щелкал его по ногтю.
И я как-то сразу вспомнил заглавие и сказал:
— С ноготком!
И повторил все вместе:
— Мужичонка с ноготком!
Все засмеялись. Раиса Ивановна сказала:
— Довольно, Кораблев!.. Не старайся, не выйдет. Уж если не знаешь, не срамись. — Потом она добавила: — Ну, а как насчет кругозора? Помнишь, мы вчера сговорились всем классом, что будем читать и сверх программы интересные книжки? Вчера вы решили выучить названия всех рек Америки. Ты выучил?
Конечно, я не выучил. Этот змей, будь он неладен, совсем мне всю жизнь испортил. И я хотел во всем признаться Раисе Ивановне, но вместо этого вдруг неожиданно даже для самого себя сказал:
— Конечно, выучил. А как же!
— Ну вот, исправь это ужасное впечатление, которое ты произвел чтением стихов Некрасова. Назови мне самую большую реку Америки, и я тебя отпущу.
Вот когда мне стало худо. Даже живот заболел, честное слово. В классе была удивительная тишина. Все смотрели на меня. А я смотрел в потолок. И думал, что сейчас уже наверняка я умру. До свидания, все! И в эту секунду я увидел, что в левом последнем ряду Петька Горбушкин показывает мне какую-то длинную газетную ленту, и на ней что-то намалевано чернилами, толсто намалевано, наверное, он пальцем писал. И я стал вглядываться в эти буквы и наконец прочел первую половину.
А тут Раиса Ивановна снова:
— Ну, Кораблев? Какая же главная река в Америке?
У меня сразу же появилась уверенность, и я сказал:
— Миси-писи.
Дальше я не буду рассказывать. Хватит. И хотя Раиса Ивановна смеялась до слез, но двойку она мне влепила будь здоров. И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости.
———————————————————————
Рассказы Виктора Драгунского.Текст рассказа
«Главные реки». Читаем бесплатно онлайн.