Краткое содержание
В соответствии с канонами направления, главная героиня истории — свинья. Она добывает себе пищу под дубом, возраст которого насчитывает несколько веков. На земле лежит много желудей, и свинья выкатывает их, зарываясь в почву пятаком. Поскольку животное приходит к дереву часто, постепенно еды становится всё меньше. Свинья начинает копать глубже, не замечая, что корни векового исполина оголяются.
На ветвях дуба сидит ворон. Он делает гостье замечание, говоря, что дерево может пострадать. Однако глупая свинья не тревожится этими проблемами. Главное для неё — насытится, а до состояния дуба нет никакого дела. Поскольку у ворона не получилось что-либо доказать свинье, с ней попытался побеседовать дуб. Дерево объясняет животному, что на щедрость нельзя отвечать неблагодарностью. Свинья могла кушать жёлуди, сколько хотела, а в ответ она начала причинять вред тому, кто их даёт.
Но неразумное животное думало, что пища падает с неба, а дерево здесь ни при чём.
Слон и Моська
«Слон и Моська» очень короткая басня, имеющая глубокий смысл для тех, кто осмыслит и найдет все это. Некоторые не пытаются копаться так далеко а, поверхностно судят, что Моська действительно хотела показать себя не слону, а тем, кто думает о нём плохо. И в этом они правы.
Основной смысл заключается в его разновидности, так как мнения по этому поводу расходятся. Слон олицетворяет мощь и силу, которые относительно отсутствуют в собаке.
Возле слона она маленькая и беззащитная, нападая на слона, она якобы проявляет у всех на глазах мужество и храбрость, которых, наверное, у нее и нет вовсе. Однако это не останавливает Моську, и она продолжает не падать духом и действовать по намеченному плану, когда в позже признается, что нарочно вела себя так.
Своим поведением Моська хочет защитить себя от врагов ниже рангом, чем слон, а может и добивается этого. Автор нам оставляет подумать об этом и поразмыслить над тем, кто прав и нет.
Возможно, этими действиями она дала отпор врагам и зевакам, доносящим им о произошедшем изумительном случае, где главным героем выступает она. Слон в свою очередь не злится, поддержав позицию Моськи воспользоваться его могуществом и славой силой, тем самым выражая великодушие и доброту слабым.
В наше время такой случай происходит, когда люди пытаются устроиться на работу, они всячески пытаются показать себя в лучшем свете. Хотя и не лают, как Моська, однако конкурента могут хорошенечко ужалить вопреки правде и справедливости, лишь не сбиться с колеи и победить, не смотря ни на что.
Кому что, но каждый, прочитав эту басню, найдет в нём, то, что необходимо его окружению и выведет свой смысл.
Русская сказка
Басня Ивана Андреевича Крылова «Свинья под Дубом»
Иван Андреевич Крылов нередко заимствовал сюжеты для своих басен у более ранних авторов подобного жанра. Например, можно заметить явные сходства сюжетов крыловских басен с текстами Лафонтена или Эзопа. А вот басня «Свинья под дубом» — оригинальное произведение, которое знаменитый русский баснописец создал в 1823 году. Впервые опубликованная в журнале «Северная пчела», басня прочно вошла в русскую литературу, в школьную программу, при этом к изучению она предлагается детям уже в 5 классе.
О чём басня
Писатель знакомит нас с глуповатой ленивой свиньёй. Найдя дуб, с опавшими желудями, Свинья наелась от пуза, и мирно заснула под деревом. Вволю выспавшись, наша героиня решила заняться одним из любимых дел – подрыть корни у дуба. Это заметил Ворон, который сидел на том же дереве и сделал свинье замечание – рытьё корней приведёт к гибели дерева. Это ни сколько не опечалило упрямую Свинью, которая ответила, что это её совсем не интересует. Дерево она считает бесполезным.
Далее Крылов прибегает к довольно редкому для себя приёму – очеловечивает растение, Дуб. В большинстве басен автора говорить и вести себя как люди могут только животные. Однако здесь Дуб выступает важным героем, олицетворяя мудрость и спокойствие. Дуб пеняет Свинье, мол, подними голову, неблагодарная, и тогда ты заметишь, что желуди, которыми ты так любишь лакомиться, как раз на ветках дуба и растут.
Поучительный подтекст басни, или мораль
Мораль басни автор выносит в последний столбик своей поучительной сказки для детей. Смысл очевиден – невежественных людей Иван Крылов уподобляет свиньям. Недальновидное общество, следуя исключительно своим интересам, не понимает, что происходит в окружающем мире. Употребляя плоды, такие люди не задумываются о природе их происхождения.
Крылов вспоминает науку, делая замечания невеждам, которые ругают научный прогресс и просвещение, а при этом не видят, что пользуются плодами этого самого просвещения и развития. Спустя более ста лет, ситуация не особо поменялась – всё новое достаточно тяжело пробивает себе путь наверх. Даже добившись признания, научное достижение должно отвечать прикладным интересам и быть понятным широким массам.
Глупость и незнание может нанести вред любому хорошему делу – вот основная мысль басни.
Роль басни в литературе и воспитании
Сегодня мы часто воспринимаем жанр басни, как некий лёгкий шуточный жанр, между тем это был чуть ли не единственный способ высказать открыто свою точку зрения, не вызвав порицания. «Эзопов язык» через олицетворение, одушевление, иносказание позволял озвучить очень разные проблемы: от отрицательных черт характера до пороков общества, дать оценку историческим событиям и сильным мира сего.
В басне «Свинья под дубом» автор очень красноречиво показывает борьбу порока и добродетели, высмеивает общество потребителей, которым важно «нажраться желудей» и «выспаться». При этом они в силу своей глупости даже не в состоянии уважительно относиться к своему «кормильцу». Пусть после меня останется пустое место, я доволен, сыт, а дальше – хоть трава не расти, как говорится
Пусть после меня останется пустое место, я доволен, сыт, а дальше – хоть трава не расти, как говорится.
Басня носит важное воспитательное значение, как в широком понимании морали (неблагодарность человека в отдельных ситуациях), так и в узком (невежественное отношение к науке и прогрессу). Незатейливый сюжет, простой язык, понятные герои с яркими характеристиками, небольшая форма произведения – всё это делает басни доступной для понимания в любом возрасте. А несовершенство общества, неискоренимые пороки делают эту сказку, к сожаленью, актуальной для любого поколения
А несовершенство общества, неискоренимые пороки делают эту сказку, к сожаленью, актуальной для любого поколения.
Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Свинья под Дубом» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.
Басня Крылова «Свинья под Дубом»: жизненные примеры
Жизненный пример из басни «Свинья под Дубом» На основании жизненных примеров, легче понять суть произведения. Они помогают при помощи каких-то событий из нашей обычной жизни, увидеть, что поведение персонажей басни было идентичным. Вот жизненные примеры по басне Крылова «Свинья под Дубом»:
Пример 1:
Несмотря на то, что многие наши ровесники предпочитают шумные тусовки и клубы, мы с друзьями несколько старомодны. Каждые выходные мы ходим на природное урочище в черте города, чтобы пожарить там шашлыки, поиграть на гитаре, в бадминтон и просто отдохнуть от учебы.
У нас своя, сложившаяся компания, и любимые места. Вот и в это воскресение мы пошли туда вшестером. Точнее, всемером — поскольку за нами увязался Степка — Катин младший брат. Конечно же, большинство из нас понимает, что, находясь на природе, нужно соблюдать чистоту. А вот наш новый знакомый был не приучен к этому.
За ним приходилось постоянно присматривать и одергивать его, когда он бросал на траву бумажку от конфеты, упаковку от жвачки, недоеденную куриную ножку либо пластиковую бутылку от газировки. Мысли об известной басне и аналогии со свиньей возникли практически сразу же.
Пример 2:
Мы с моей подругой и ее младшей сестрой Соней пошли гулять. Сами того не замечая, увидели, как зашли очень далеко. Лесок кончился, а за железнодорожной станцией показались дома какой-то деревеньки. Конечно же, исследовать ее было не лучшей идеей, но мы были свято уверены, что с нами ничего не случится.
Внезапно Соня увидела, что из-за забора торчит внушительная виноградная лоза и заявила, что хочет винограда. Мы подумали – с одной стороны, это не наш виноград, а чей-то. Но мы ведь не лезем в сад, ветка растет уже с улицы. Поэтому мы разрешили ей аккуратно сорвать несколько гроздей. Но она маленькая проказница, подбежала и с яростным криком сорвала практически всю ветку. Конечно же, наделала много шума.
Выбежала хозяйка и выругала нас. Теперь благодаря этому маленькому «поросенку» мы не можем и на пушечный выстрел туда подойти. А если бы сорвали аккуратно, то могли бы лакомиться виноградом каждые выходные.
Пример 3:
Сашка ненавидит математичку, потому что данный предмет ему не дается совсем. Тем не менее, ему никогда не приходила мысль о том, что возможно Марья Сергеевна – не такой уж плохой человек, а ему следовало бы лучше заниматься
Либо обратить внимание на иные дисциплины, к которым есть склонности. Но считать, что математика не полезна, только потому, что у тебя гуманитарный склад ума – это глупо
Такой пример также имеет отношение к басне, так как человек поступает неправильно по отношению к себе.
«Басни Крылова» — сочинение 6 класс
Произведения великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова знакомы нам с самого детства. Он писал замечательные короткие рассказы поучительного характера — басни, в которых осуждал и осмеивал человеческие недостатки. Действующими лицами в баснях выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества.
Басни Крылова стали широко известны еще при его жизни, но до сих пор пользуются большой популярностью. Потому что темы, затронутые им, и созданные им аллегорические образы и сейчас остаются актуальными. В его баснях воплощаются народные идеалы трудолюбия, благородства, честности, бескорыстия, добра и справедливости.
А. С. Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства русского народа: “веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться”.
Нужно обладать настоящим талантом, чтобы так ярко и кратко, в двух строках, как это делал Крылов, уметь показать целый характер. Крылов писал так просто, доходчиво, что каждый человек легко запоминает чудесный язык его басен, узнает русский характер в героях. В своих произведениях Крылов, отстаивая идеалы добра и справедливости, бескорыстия и трудолюбия, едко высмеивает хитрость, лень, глупость, упрямство, трусость.
Например, в баснях “Квартет”, “Лебедь, Щука и Рак” он критикует отсутствие элементарных умений и согласия, без которых нельзя достичь хороших результатов. А “Волк и Ягненок” — злая сатира, в которой автор критикует безнравственность, деспотизм и произвол властей: “У сильного всегда бессильный виноват”.
Особое место в творчестве Крылова занимают басни, написанные во время Отечественной войны 1812 года: “Кот и Повар”, “Волк на псарне”, “Обоз”, “Ворона и Курица”. В них воплотились патриотический дух народа, мысли и чувства самого автора в час грозных испытаний. В героях басни “Волк на псарне” мы узнаем русский народ, поднявшийся на войну с Наполеоном, самого Наполеона в образе Волка и мудрого русского полководца Кутузова в образе Ловчего.
Огромный успех и популярность басен И. А. Крылова можно объяснить тем, что автор представил в своих произведениях всю русскую жизнь и оценил ее с точки зрения простого народа. В своих баснях Крылов откликался на события современной ему жизни, но они не теряют своей актуальности, потому что настоящие, поэтически сильные слова и правдивые образы навечно становятся достоянием народа. В языковых средствах, образах Крылов идет от фольклора, но при этом благодаря точности, меткости, простоте многие строки его басен вошли в разговорную русскую речь, стали пословицами и поговорками, зажили своей собственной жизнью: “А Васька слушает да ест”, “А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь”, “А ларчик просто открывался”, “Недаром говорится, что дело мастера боится”.
Басни И. А. Крылова не стареют. Они и для нас, современных читателей, интересны и полезны.
Почему мне нравятся Басни И. А. Крылова
С детства мы знаем басни Крылова. Понятные, легкие, мудрые стихи западают в душу. Нравоучение — а оно в басне присутствует обязательно — понемногу усваивается, и сила его воздействия огромна.
Басни учат быть честным, любить Отечество, трудиться для блага людей, помогать слабым, не лгать, не завидовать. Они предостерегают от дурных поступков и подсказывают хорошие.
Басенные звери — волки, овцы, медведи, зайцы, лисицы, собаки, львы, белки и мыши — разговаривают между собой и служат действующими лицами в сценках и пьесах, что разыгрывает в баснях Крылов перед своими читателями. Мы жалеем Ягненка, попавшегося голодному Волку, презираем Свинью за то, что она подрывает корни Дуба, смеемся над Ослом, над Щукой. Строки басни «Ворона и Лисица» навсегда отпечатываются в памяти:
- Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
- На ель Ворона взгромоздясь,
- Позавтракать было совсем уж собралась,
- Да позадумалась, а сыр во рту держала.
- На ту беду Лиса близехонько бежала…
Таким мы знаем с детства начало этой басни. А мораль, преподанную Крыловым, осознаём позднее:
- Уж сколько раз твердили миру,
- Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок,
- И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Но и того, что понимают в басне юные читатели, незнакомые со словом «лесть», хватает им, чтобы увидеть ждущую похвал Ворону, хитрую Лису и запомнить, что к сладким речам надобно относиться с осторожностью. Детям читают басню «Гребень», приучая ежедневно расчесывать волосы
Однако главная мысль этой басни изложена во второй ее части, в таких выражениях:
Детям читают басню «Гребень», приучая ежедневно расчесывать волосы. Однако главная мысль этой басни изложена во второй ее части, в таких выражениях:
- Видал я на своем веку,
- Что так же с правдой поступают,
- Поколе совесть в нас чиста,
- То правда нам мила и правда нам свята,
- Ее и слушают, и принимают:
- Но только стал кривить душей,
- То правду дале от ушей.
- И всякий, как дитя, чесать волос не хочет,
- Когда их склочет.
И оказывается, что басню «Гребень» можно читать как произведение, обличающее тех, кто работает плохо и кривит душой, не терпит, когда другие пытаются привести в порядок их дела. Многие басни Крылова создавались по каким-либо конкретным поводам, в связи с отдельными событиями, случаями, фактами. Но и в них главным был нестареющий общий смысл. И каждое поколение читателей объясняло содержание басни в соответствии со своим мировоззрением и взглядом на жизнь.
Все знают басню «Квартет», в которой говорится о том, как Осел, Козел, Медведь и Мартышка затеяли сыграть квартет, не владея ни умением, ни слухом. Эта басня была напечатана в 1811 году.
Некоторые современники Крылова решили, что в ней высмеяны скучные заседания литературного общества «Беседа любителей русского слова», разделенного на четыре разряда. Вспомним, что музыкантов тоже четверо. Другие ощутили в басне насмешку над Государственным советом и его четырьмя департаментами. Впрочем, такое понимание басни быстро забылось.
Читатели последующих поколений называют «Квартет», желая сказать, что работать нужно умеючи, а пересадки и перестройки сами по себе делу не помогают.
Многие басни Крылова — «Лебедь, Щука и Рак», «Парнас», «Демьянова уха», «Осел и Соловей», «Троеженец» и другие — также были написаны по поводу каких-то действительных происшествий.
Но частные случаи забывались, а в баснях оставалось то народное, общее, что было заложено в них писателем, и они продолжали жить, непрерывно как бы обновляя свое содержание. В сознании русского читателя слово «басня» давно срослось с именем Крылова.
Он писал пьесы, журнальную прозу, стихи, повести, но больше всего ему удавались басни — короткие произведения по десять, двадцать, сорок строк.
Вершиной творчества Крылова была не столько отдельно взятая басня, пусть и самая знаменитая, а их соединение, сочетание, то есть книга басен, состоящая из всех произведений этого жанра, общее число которых доходит у Крылова до двухсот пяти. Так думал сам писатель. Исследователи установили, что, формируя сборники своих басен, он отчетливо определял местоположение каждой. И соотношение между ними придавало смысл каждому разделу сборника — «книге», как выражался Крылов. Располагал он басни в разные годы по-разному, иные исключал, всегда прибавлял новые, сохраняя в книгах примерно равное число произведений.
Анализ произведения «Свинья под дубом вековым» Ивана Крылова
История произведения:
Иван Андреевич Крылов написал произведение (сказку) Свинья под дубом в 1823
году. Автору было 54 года, на тот момент он уже несколько лет работает в
Публичной библиотеке. Произведения автора Крылова уже известны не только в
России, но и в Европе, его басни переводят на европейские языки. Он известен как
лучший баснописец.
Басня «Свинья под дубом» впервые напечатана на страницах «Северной пчелы».
Литературный анализ басни про свинью
Каков образ главного героя Свиньи? Свинья – отрицательный герой
произведения, характеризуется отрицательными
чертами.
Следующие слова доказывают это:
- «Свинья наелась жолудей»
- «До-сыта, до-отвала»,
- Далее Свинья«выспалась под ним»
- «Глаза продравши»: здесь мы видим просторечие, как и «рыло».
- Главная героиня начинает рыть корни дерева, под которым только что спала.
Второй главный герой басни – Ворон.
Ворон: оно засохнуть может.
Свинья: «Хоть век его не будь»: гипербола.
Мы видим невежество Свиньи, которая даже не прослеживает связи между Дубом
деревом, его же плодами, она всегда только и роется в земле.
«Я от них жирею»: эгоцентризм.
Третий герой произведения: сам Дуб, выразивший свое отношение к Свинье
эпитетом «неблагодарная!»
Глагол «примолвил» подчеркивает мудрость векового дерева, достоинство
немногих сказанных им слов.
«Эти жолуди на мне растут».
Но, наша героиня Свинья может слышать только себя.
Чем заканчивается эта история не вполне понятно. Поняла ли Свинья урок или
нет, можно догадаться.
Мораль и основная суть
Мораль сей басни отражает конфликт в область широкой метафоры, переносит
нас в наше человеческое общество: невежды так бранят «науки и ученье». Но ведь
и невежды пользуются плодами «ученых трудов» каждый день.
Крылов пишет, что невежественные люди находятся «в ослепленье», он их как бы жалеет. Существует опасность размножения Свиней. Ведь если из будет много, страдать будут все — Дуб, но и Ворон итд. Противостоять Свиньям сложно. Басня высмеивает Свинью. Это и есть главная мысль рассказа, ну а нам с вами нужно сделать вывод и следить, чтобы не стать Свиньей в своей жизни.