Басня крылова кошка и соловей

Крылов иван басня «осел и соловей»

Читательский дневник по басне «Осел и Соловей» Ивана Крылова

Название произведения: «Осел и Соловей».

Число страниц: 2.

Жанр произведения: басня.

Главные герои: Осел, Соловей.

Характеристика главных героев:

Осел — рассудительный, но глупый.

Посчитал, что Соловей не умеет петь.

Самодур.

Соловей — звонкая птица.

Поет так, что сердце замирает.

Краткое содержание басни «Осел и Соловей» для читательского дневника

Осел предложил как-то Соловью спеть для него.

Он слышал, что все хвалят пение птицы и хотел сам убедиться, так ли хорошо он поет.

Соловей завёл свою песню так, что аж другие птицы и животные замолчали: все только и слушали прекрасное щебетание птицы.

Когда Соловей закончил, Осел принялся его оценивать.

Он сказал, что Соловей поет хорошо, но не так хорошо, как местный Петух и предложил Соловью поучиться от него.

Соловей даже слушать не стал такую оценку своего таланта и улетел далеко за поля.

План басни:

  1. Осел просит спеть Соловья, чтоб оценить его талант.
  2. Искусная песня Соловья.
  3. Осел сравнивает друга с Петухом.
  4. Соловей не стал слушать оценку и улетел.

Главная мысль произведения «Осел и Соловей»

Мораль басни заложена в последней строчке: «Избави бог и нас от этаких судей».

Основная идея басни состоит в том, что не стоит судить то, в чем ты вообще не разбираешься, а уж тем более не стоит принимать во внимание такие оценки и слушать их

Чему учит басня «Осел и Соловей»

Басня учит нас тому, что не стоит считать себя судьей, если совершенно не разбираешься в деле.

Сначала нужно научиться понимать искусство, а уже потом оценивать других.

Басня учит нас верить в свой талант и не поддаваться сомнительным мнениям.

Краткий отзыв о басне «Осел и Соловей» для читательского дневника

Басня «Осел и Соловей» интересное и поучительное произведение.

Осел, который ничего не смыслит в музыке, решил оценить талант Соловья.

Но в конце Осел сказал, что птица поет неплохо и ему есть чего поучиться у петуха.

Осел посчитал, что Петух поет лучше, чем Соловей.

Так и в жизни бывает: нас оценивают и судят те, кто ничего не понимает в том или ином деле.

Этой басней Иван Крылов показывает нам что не могут люди судить других, не понимая ничего в том, в чем другие хорошо разбираются.

Я думаю, что из этой басни можно сделать вывод, что не стоит обращать внимание на таких критиков, ведь они судят не объективно. Я рекомендую всем ознакомится с произведением Ивана Крылова на досуге

Я рекомендую всем ознакомится с произведением Ивана Крылова на досуге.

Пословицы к басне:

  • Чего в голове нет, того к ушам не пришьешь.
  • Дурного не спрашивай — сам скажет.
  • Не суди и не судим будешь.
  • Ни в свои сани не садись.
  • Лучше умный упрек, чем глупая похвала.

Еще читательские дневники по произведениям Ивана Крылова:

  • «Листы и Корни»
  • «Стрекоза и Муравей»
  • «Ларчик»
  • «Мартышка и Очки»
  • «Ворона и Лисица»
  • «Квартет»
  • «Зеркало и Обезьяна»
  • «Слон и Моська»
  • «Свинья под дубом»

Библиотека читательских дневников автора пополняется

Мораль


Мораль басни состоит в том, что бесполезно ожидать справедливых суждений от невежественных и недалеких людей. Образ Осла в этой басне Крылов использует неспроста. Ведь он очень символичен, ослы всегда ассоциируются с глупостью. В жизни часто случается похожее: люди берутся критиковать те вещи, о которых они не имеют ни малейшего представления. Более того, Осел не только критикует Соловья, он еще и дает ему «дельный» совет – поучиться пению у крикливого Петуха. Вместе с Крыловым читатель имеет возможность наблюдать ситуацию, часто имеющую место и в реальности. Талантливому и трудолюбивому человеку невежественный критик может дать совершенно абсурдный совет, обесценив его труд. Баснописец заканчивает произведение строчкой «Избави, Бог, нас от таких судей». Добавить в избранное Осёл оценивает Соловьиную песню в басне Крылова. Забавная, красивая и очень тонкая история.

Демьянова ухаПетух и Жемчужное зерно

План к басне «Свинья под Дубом»: пункты


Басня «Свинья под Дубом» План обычно нужно для написания сочинения. Также он может понадобиться для рассказа по содержанию произведения. Вот план к басне «Свинья под Дубом» — пункты:

  1. Свинья наедается желудей и засыпает.
  2. Она просыпается и начинает подрывать корни дуба.
  3. Свинья говорит, что не видит проку в дереве, ведь толстеет от желудей.
  4. Появляется Ворон, который пытается образумить Свинью, но у него не получается.
  5. Сам Дуб указывает Свинье на ее ошибку.
  6. Мораль.

Теперь, при помощи этого плана, вы сможете пересказать произведение и вам будет даже легче его запомнить и выучить наизусть.

Сочинение по басне Крылова «Обоз»

Сочинение по басне «Обоз»

В басне нарисована ситуация, которая действительно мог­ла случиться в жизни: с крутой горы спускались две лошади с телегами, груженными горшками. Первого коня вел опытный хозяин, он не торопился, продумывал каждый шаг. При этом благополучно свез горшки. А вторая, молодая лошадь, стоя на­верху, изругала бедного коня за медлительность, думая, что справится с делом быстрее и лучше. Но, поторопившись, она разбила все горшки. Одновременно с этим басня имеет аллего­рический смысл, на что имеется указание в заключительной части, где выражена мораль всего произведения.

Басню действительно можно соотнести с историческими событиями 1805-1807 года, когда русская армия воевала в каче­стве союзнической армии с австрийцами против Наполеона. Известно, что позиция Кутузова, назначенного главнокоман­дующим, не совпадала с позицией бюрократической верхуш­ки. Кутузов любил и жалел русскую армию, не считал, что она готова к решительным действиям, выбирал, где мог, тактику отступления. Но Александр I принудил его принять диспози­цию (план сражения) австрийского главнокомандующего Вей- ротера, которую Кутузов сразу оценил как проигрышную. Это было сражение под Аустерлицем, которое было проиграно рус­скими и австрийцами.

Намек на Аустсрлицкое сражение содержится в той части басни, где молодая лошадь критикует опытного коня, говорит, что всё сделает быстрее и лучше. При этом она принижает дей­ствия коня, а её бурная, торопливая деятельность заканчивает­ся тем, что она свалилась в канаву. Тем самым автор отдает яв­ное предпочтение деятельности и позиции Кутузова.

Мораль этой басни заключена в последних четырех стро­ках. Она очень ясно выражена: нам часто кажется, что мы ка­кое-то дело делаем (или сделаем) лучше всех, и уж точно лучше тех, чью деятельность мы наблюдаем в данный момент. Мы склонны давать непродуманные советы, не представляя себе, какие последствия они могут иметь. Так часто бывает в жизни. Примером может послужить такая история.

«Мы выпускали школьную газету. Как любое печатное изда­ние, оно подвергалось критике. Особенно старалась Наташа. Она ругала все подряд: и внешнее оформление, и иллюстрации, и подбор материалов, даже название газеты “Школьная пора” ей не нравилось.

Досталось от неё всем: и корреспондентам, и художникам. А больше всех главному редактору Паше. “Это он не умеет ниче­го организовывать! — едко произносила она после каждого вы­пуска. — Полная ерунда!”

Однажды у ребят лопнуло терпение. “А давай дежурным ре­дактором нового номера будешь ты!” — предложили они Ната­ше Та легкомысленно согласилась. И…

Корреспонденты протянули с написанием статей, иллюст­ратор потерял рабочие материалы, компьютерная верстка «по­терялась» из-за того, что не вовремя погас свет. В обшем, газета к сроку не появилась.

Сочинение по басне Крылова «Обоз»

1.7 (34.08%) 71 votes

Возникновение сатирических рассказов-басен на Руси

Басня – это рассказ, появившийся на Руси как перевод сочинений Эзопа в начале 17-го века. Первым переводчиком стал Гозвинский Федор Касьянович. Именно он впервые ввел в употребление определение басни как литературного жанра. Считалось, что басня – это небольшое произведение в прозе или стихах, которое построено на принципах аллегории и содержит нравоучительный характер. Истина проявлялась через ложную историю.

В 18-м веке в этом жанре творили Антиох Д.К., Тредиаковский В.К., Сумароков А.П., Хемницер И.И. Они выполняли переводы басенных рассказов, преимущественно Эзопа, а также работ европейских баснописцев: Геллерта Х., Лессинга Г., Мура Т., Жана де Лафонтена.

К созданию собственной басни первым приступил именно Иван Иванович Хемницер. В 1779 году вышел его сборник под названием «Басни и сказки NN в стихах». Продолжил традицию издания собственных басен Иван Иванович Дмитриев, который старался сформировать новый, собственный подход к литературе. На рубеже 18-го и 19-го веков популярностью пользовались произведения Измайлова А.Е. Однако наиболее значимым вкладом в развитие басенного жанра считают творчество великого классика Ивана Андреевича Крылова. К этому жанру в разное время также обращались Державин, Полоцкий, Хвостов, Фонвизин, Бедный и многие другие.

Викторина для школьников средних классов «Царство басни»

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

М. Исаковский

Особое место в становлении и развитии жанра принадлежит Древней Греции. Ученые считают, что первая басня, дошедшая до нас, создана Гесиодом — это притча о соловье и ястребе, обращённая к жестоким и несправедливым правителям. Но, по преданиям, основоположником басни считают легендарного Эзопа.

Традиции Эзопа были продолжены в творчестве других античных авторов: к басенному жанру возвращались Гораций, Плутарх.

В XVII веке древний жанр был возвеличен французским писателем Ж. де Лафонтеном.

Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве И. А. Крылова.

«А ларчик просто открывался» (по басням Крылова)

1-й конкурс.

1. Какие басни Крылова вы знаете? Из какой басни эти строки:

Мартышка тут с досады и печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали…?   («Мартышка и очки».)

2. Как начинается басня «Ворона и Лисица»?  («Уж сколько раз твердили миру…»)

3. В чём заключается главный смысл басни «Ворона и Лисица»? (Лесть гнусна, вредна.)

4. Из какой басни эти строчки: «Достали нот, баса, альта, две скрипки…»? («Квартет».)

5. Сколько животных было в квартете? Перечислите их.  (4; Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка.)

6. Продолжи фразу: «По улицам слона водили…»  («Как видно, напоказ».)

7. Для чего Моська напала на Слона?  (Доказать, что она храбрая, и Слон её боится.)

8. Как Слон отнёсся к нападению Моськи?  (Оставил это без внимания.)

9. Кому принадлежат следующие слова: «Ты всё пела? Это дело…»? (Муравей.)

10. Что было для Стрекозы готово в летнее время под каждым листиком? (И стол, и дом.)

11. Назовите героев басни «Свинья под Дубом». (Свинья, Дуб, Ворон.)

12. Какой вред наносила Свинья Дубу? (Корни портила.)

13. Как начинается басня Крылова «Лисица и виноград»?  («Голодная кума Лиса залезла в сад…».)

14. Почему Лисица не могла отведать винограда?  (Он висел высоко.)

2-й конкурс.

Из каких басен И. А. Крылова взяты следующие цитаты?

1. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок…   («Ворона и Лисица».)

2. У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим.

Но мы истории не пишем,

А вот о том, как в баснях говорят… («Волк и Ягнёнок».)

3. Не оставь меня, кум милый,

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Накорми и обогрей. («Стрекоза и Муравей».)

4. Невежи судят точно так:

В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.  («Петух и Жемчужное зерно».)

5. Избави Бог и нас от этаких судей. («Осёл и Соловей».)

6. Ай, Моська! Знать она сильна,

Что лает на Слона! («Слон и Моська».)

7. А Васька слушает да ест. («Кот и Повар».)

8. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, —

Им отвечает Соловей, —

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь. («Квартет».)

9. Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука…    («Лебедь, Рак и Щука».)

3-й конкурс.

Вопросы по биографии и творчеству И. А. Крылова.

1. Где и когда родился И. А. Крылов? (1769 год, в Москве.)

2. Кем были его родители? (Дворяне, но обедневшие.)

3. В каком году были изданы первые басни Крылова? (1788 год.)

4. Сколько всего книг с баснями Крылова было издано? (8.)

5. Что отразил в своих баснях Крылов? (Все человеческие пороки.)

6. С какими великими людьми своего времени был знаком Крылов?

7. Чему учат нас басни Крылова?  (Честности, справедливости, трудолюбию.)

8. Почему Гоголь считал, что басни Крылова — «достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа»? (Вопрос-рассуждение не предполагает одного ответа.)

9. Чем басни Крылова схожи с баснями Эзопа? (Сюжеты басен Крылова сходны с баснями Эзопа.)

10. Почему героями почти всех басен Крылова являются животные? (Приём аллегории острее и точно даёт возможность выразить суть.)

11. Какие профессии освоил Крылов за свою жизнь? (Переводчик, журналист.)

12. Какой приём использовал Крылов при написании басен? (Иносказание.)

13. Что такое мораль? (Поучительный смысл.)

14. В каком городе Крылову поставлен памятник? (В Санкт-Петербурге.)

ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,Тихохонько Медведя толк ногой:«Смотри-ка,— говорит,— кум милый мой!Что это там за рожа?Какие у неё ужимки и прыжки!Я удавилась бы с тоски.Когда бы на неё хоть чуть была похожа.А ведь, признайся, естьИз кумушек моих таких кривляк пять-шесть:Я даже их могу по пальцам перечесть».—«Чем кумушек считать трудиться.Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» —Ей Мишка отвечал.Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

* * *Таких примеров много в мире:Не любит узнавать никто себя в сатире.Я даже видел то вчера:Что Климыч на руку нечист, все это знают;Про взятки Климычу читают,А он украдкою кивает на Петра.

Крылатые выражения из басни «Кошка и Соловей»

«Худые песни Соловью в когтях у Кошки» – выражение из басни «Кошка и Соловей», которое несет в себе следующий смысл: загоняя свободного духом человека в какие-то рамки, ограничения и запреты, не стоит ждать от него великих достижений.

Впервые напечатана в «Соревнователе просвещения и благотворения», 1824 г. В басне «Кошка и Соловей» Крылов имел в виду цензуру. Возможно, что запрещение таких басен, как «Рыбья пляска» (переделанная им по указанию свыше) и «Пестрые овцы» (оставшаяся ненапечатанной), натолкнуло Крылова на создание басни «Кошка и Соловей». В 1823 г. происходило обсуждение нового цензурного устава (окончательно принятого в 1826 г.), и с этой целью учрежден был особый комитет из членов Ученого комитета под руководством М. Л. Магницкого (М. Сухомлинов. Ироническое отношение Крылова к цензуре засвидетельствовано и любопытным отзывом его, записанным В. Жуковским: «Крылов говорит о цензуре: запрещено впускать в горницу плешивых. У дверей стоит сторож. Кто чисто плешив, тому нет входа. Но тот, у кого или лысина, или только показывается на голове как будто голое место — что с ним делать? Тут и наблюдателю и гостю худо. А если наблюдатель трус, то он и примет лысину за плешь».

КОШКА И СОЛОВЕЙ

Поймала кошка Соловья, В бедняжку когти запустила И, ласково его сжимая, говорила: «Соловушка, душа моя! Я слышу, что тебя везде за песни славят И с лучшими певцами рядом ставят. Мне говорит лиса-кума, Что голос у тебя так звонок и чудесен, Что от твоих прелестных песен Все пастухи, пастушки — без ума.

Хотела б очень я, сама, Тебя послушать. Не трепещися так; не будь, мой друг, упрям; Не бойся: не хочу совсем тебя я кушать. Лишь спой мне что-нибудь: тебе я волю дам И отпущу гулять по рощам и лесам. В любви я к музыке тебе не уступаю И часто, про себя мурлыча, засыпаю». Меж тем мой бедный Соловей Едва-едва дышал в когтях у ней. «Ну, что же?» продолжает Кошка: «Пропой, дружок, хотя немножко». Но наш певец не пел, а только-что пищал. «Так этим-то леса ты восхищал!» С насмешкою она спросила: «Где ж эта чистота и сила, О коих все без-умолку твердят? Мне скучен писк такой и от моих котят. Нет, вижу, что в пенье́ ты вовсе не искусен: Всё без начала, без конца, Посмотрим, на зубах каков-то будешь вкусен!» И съела бедного певца — До крошки. Сказать ли на ушко, яснее, мысль мою? Худые песни Соловью В когтях у Кошки.

Читает Игорь Ильинский

Игорь Владимирович Ильинский (11 июля 1901-13 января 1987) — советский актёр, режиссёр театра и кино, мастер художественного слова (чтец). Народный артист СССР.

Ива́н Андре́евич Крыло́в (2 февраля 1769, Москва — 9 ноября 1844, Санкт-Петербург) — русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии (1811), ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (1841). В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов» и ходившей в списках пародийной трагикомедии «Трумф», высмеивавшей Павла I. Крылов является автором более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми. Басни И. А. Крылова положены на музыку, например, А. Г. Рубинштейном — басни «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет».

Поймала кошка Соловья, В бедняжку когти запустила И, ласково его сжимая, говорила: «Соловушка, душа моя! Я слышу, что тебя везде за песни славят И с лучшими певцами рядом ставят. Мне говорит лиса-кума, Что голос у тебя так звонок и чудесен, Что от твоих прелестных песен Все пастухи, пастушки — без ума. Хотела б очень я сама Тебя послушать. Не трепещися так; не будь, мой друг, упрям; Не бойся: не хочу совсем тебя я кушать. Лишь спой мне что-нибудь: тебе я волю дам И отпущу гулять по рощам и лесам. В любви я к музыке тебе не уступаю. И часто, про себя мурлыча, засыпаю».

Меж тем мой бедный Соловей Едва-едва дышал в когтях у ней. «Ну, что же? — продолжает Кошка,- Пропой, дружок, хотя немножко». Но наш певец не пел, а только что пищал.

«Так этим-то леса ты восхищал!- С насмешкою она спросила.- Где ж эта чистота и сила, О коих все без умолку твердят? Мне скучен писк такой и от моих котят. Нет, вижу, что в пенье ты вовсе не искусен: Все без начала, без конца. Посмотрим, на зубах каков-то будешь вкусен!» И съела бедного певца — До крошки.

Сказать ли на ушко, яснее, мысль мою? Худые песни Соловью В когтях у Кошки.

Мораль басни “Кошка и соловей”

Чтобы понять мораль повествования о коте и соловье, нужно вспомнить, правила эпохи, в которой жил сам писатель.

При правлении царей литераторы не могли говорить свободно, и многие области жизни запрещалось обсуждать

У литераторов, да и обычных людей тоже не имелось такой важной свободы как свобода слова

Именно об этом рассказывает автор в своей басни, на примере соловья подчеркивая, будучи ограниченными в свободе творчества, поэты и писатели, не могут выразить в полной силе свой талант. И невозможным является создание произведения под принуждением, если у его создателя отсутствует творческое вдохновение.

А кроме того, словами басни Крылов учит и нас не слишком доверять людям, если они в прошлом злоупотребляли уже своей силой или высоким положением, поскольку у них есть все возможности, нарушить обещания снова.

Одна из самых знаменитых и сатирических басен Крылова – «Кошка и Соловей» – была написана под влиянием цензуры и запрета нескольких произведений самого автора. В образе Кошки перед нами предстает власть, цензура, а в образе Соловья – писатель.

Анализ / мораль басни «Кошка и соловей» Крылова

Произведение «Кошка и соловей» Ивана Андреевича Крылова впервые появилось в сборнике «Вольного общества любителей российской словесности».

Басня создана не позднее 1823 года (или в конце 1822 года). Автору ее в это время 55 лет, он известен как самобытный баснописец, его книги регулярно издаются, переводятся на другие языки. Важную работу он выполняет и как сотрудник Публичной библиотеки: выступает в роли библиотекаря, библиографа, комплектатора фондов. Жанр басенный, размер — вольный ямб с рифмовкой охватной, смежной и перекрестной. История начинается динамично. Птичка схвачена (сочетание инверсии и перечислительной градации). Оксюморон: ласково сжимая. Несколько обращений с уменьшительными суффиксами самого слащавого толка от лица кошки: соловушка, дружок. Кошка играет с птичкой, как с мышкой. Только поэтому она просит Соловья спеть и тем решить свою участь. Она наслаждается властью хищника над жертвой. Никакие трели не помогли бы пернатому герою. Свою натуру кошка оправдала тем, что, по ее мнению, слава Соловья преувеличена. Лукавит: ведь и сама в зубах собаки не замурлыкала бы. Хвостатая героиня просто смеется «бедному певцу» в лицо. Лиса-кума, такая меломанка, тоже не прочь полакомиться птицей. Скорей всего, она расхваливала Кошке не музыкальный вкус соловья, а вкус его мяса. Собственно, не оттого ли в античности было придумано блюдо из соловьиных язычков?.. В иносказательном смысле стрелы писателя направлены против могущества цензуры. И. Крылову тоже иногда приходилось переиначивать формулировки остросоциальных сатир, чтобы они были приняты в печать. Скажем, такое произошло с «Рыбьей пляской». Сюжет и вывод из него схожи с крылатыми выражениями: целовал ястреб курочку до последнего перышка (пословица), если он говорит нежным голосом, не верь ему (библейская притча Соломона). Идиома: без ума. Ирония: пастухи, пастушки (пасторальные образы), тебя я кушать (нарочито вежливый глагол). Устаревшая усеченная форма глагола: трепещися. Лексический повтор: едва-едва. Просторечные экспрессивные формы слов: только-что, без-умолку. Сравнение пения Соловья с писком котят. Худые – имеется в виду, слабые, подневольные. Мораль припасена на финал. Автор сомневается – понят ли он, и готов шепнуть «на ушко» читателю (чтобы не услышали разные Кошки) смысл сей драмы.

Лицемерие, напускная добропорядочность и лояльность неоднократно становились темами произведений И. Крылова.

Басня «Кошка и Соловей» – острая сатирическая аллегория того положения, в котором находились творческие люди во время принятия (XIX век, 20-е годы) нового цензурного закона, запрещающего «всякие сочинения», ослабляющие должное отношение к власти или выступающие против нее. Поэтому неудивительно, что напечатано впервые данное произведение было в практически декабристском издании – «Соревнователь просвещения».

«Басни Крылова» — сочинение 6 класс

Произведения великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова знакомы нам с самого детства. Он писал замечательные короткие рассказы поучительного характера — басни, в которых осуждал и осмеивал человеческие недостатки. Действующими лицами в баснях выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества.

Басни Крылова стали широко известны еще при его жизни, но до сих пор пользуются большой популярностью. Потому что темы, затронутые им, и созданные им аллегорические образы и сейчас остаются актуальными. В его баснях воплощаются народные идеалы трудолюбия, благородства, честности, бескорыстия, добра и справедливости.

А. С. Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства русского народа: “веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться”.

Нужно обладать настоящим талантом, чтобы так ярко и кратко, в двух строках, как это делал Крылов, уметь показать целый характер. Крылов писал так просто, доходчиво, что каждый человек легко запоминает чудесный язык его басен, узнает русский характер в героях. В своих произведениях Крылов, отстаивая идеалы добра и справедливости, бескорыстия и трудолюбия, едко высмеивает хитрость, лень, глупость, упрямство, трусость.

Например, в баснях “Квартет”, “Лебедь, Щука и Рак” он критикует отсутствие элементарных умений и согласия, без которых нельзя достичь хороших результатов. А “Волк и Ягненок” — злая сатира, в которой автор критикует безнравственность, деспотизм и произвол властей: “У сильного всегда бессильный виноват”.

Особое место в творчестве Крылова занимают басни, написанные во время Отечественной войны 1812 года: “Кот и Повар”, “Волк на псарне”, “Обоз”, “Ворона и Курица”. В них воплотились патриотический дух народа, мысли и чувства самого автора в час грозных испытаний. В героях басни “Волк на псарне” мы узнаем русский народ, поднявшийся на войну с Наполеоном, самого Наполеона в образе Волка и мудрого русского полководца Кутузова в образе Ловчего.

Огромный успех и популярность басен И. А. Крылова можно объяснить тем, что автор представил в своих произведениях всю русскую жизнь и оценил ее с точки зрения простого народа. В своих баснях Крылов откликался на события современной ему жизни, но они не теряют своей актуальности, потому что настоящие, поэтически сильные слова и правдивые образы навечно становятся достоянием народа. В языковых средствах, образах Крылов идет от фольклора, но при этом благодаря точности, меткости, простоте многие строки его басен вошли в разговорную русскую речь, стали пословицами и поговорками, зажили своей собственной жизнью: “А Васька слушает да ест”, “А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь”, “А ларчик просто открывался”, “Недаром говорится, что дело мастера боится”.

Басни И. А. Крылова не стареют. Они и для нас, современных читателей, интересны и полезны.

Мораль басни Кошка и Соловей:

Мораль басни описана в конце произведения – Соловей не способен красиво спеть, находясь в когтях у хищницы. С помощью олицетворения баснописец указывает на ситуацию, когда поэты и писатели оказываются стесненными действующей властью. Выражать свободно свои идеи им запрещено, ведь несправедливая власть ограничивает творцов в образах и темах. Во времена Крылова выживали лишь придворные поэты, баснописец описывал реальную ситуацию. Но басня может быть интерпретирована и по-другому: находясь в стесненных условиях, талантливый человек не может должным образом проявить своего дара.

Басня «Кошка и Соловей» – острая сатирическая аллегория того положения, в котором находились творческие люди во время принятия (XIX век, 20-е годы) нового цензурного закона, запрещающего «всякие сочинения», ослабляющие должное отношение к власти или выступающие против нее. Поэтому неудивительно, что напечатано впервые данное произведение было в практически декабристском издании – «Соревнователь просвещения».

Конфликт

Современники рассказали, что вдохновил поэта к созданию произведения случай из его жизни. Высокопоставленный вельможа, выслушав артистичное исполнение Крыловым басен, похвалил сочинителя, однако пожурил его за то, что тот не берет пример с другого автора (писавшего гораздо слабее, чем Крылов). Выплеснув в басне свою обиду, Иван Андреевич все же сумел создать иллюстрацию типичного разногласия между бесспорно талантливым творцом и несведущим, но самоуверенным критиком. Конфликт обречен быть вечным. Его многократная проекция в нашу жизнь свершилась с наступлением времен, когда «кухарка стала править государством». Творцам, испытавшим минуты мучительного недоумения, когда влиятельные лица снисходительно похлопывали их по плечу, говоря откровенные глупости об их произведениях, отрадно увидеть аллегорическое изображение этой коллизии таким, как его представляет басня «Осел и Соловей».

Мораль басни «Кошка и соловей»

Чтобы понять мораль повествования о коте и соловье, нужно вспомнить, правила эпохи, в которой жил сам писатель.

При правлении царей литераторы не могли говорить свободно, и многие области жизни запрещалось обсуждать

У литераторов, да и обычных людей тоже не имелось такой важной свободы как свобода слова

Именно об этом рассказывает автор в своей басни, на примере соловья подчеркивая, будучи ограниченными в свободе творчества, поэты и писатели, не могут выразить в полной силе свой талант. И невозможным является создание произведения под принуждением, если у его создателя отсутствует творческое вдохновение.

А кроме того, словами басни Крылов учит и нас не слишком доверять людям, если они в прошлом злоупотребляли уже своей силой или высоким положением, поскольку у них есть все возможности, нарушить обещания снова.

Кошка и соловей рисунок

Анализ басни Кошка и соловей

Басня также написана Иваном Андреевичем Крыловым, выпущена была во время жесткой цензуры власти, впрочем, власть- это и есть та самая кошка, а писатели, как соловей! Не исключением был сам баснописец, в то время было запрещено несколько его басен для печати!

Произведение указывает нам на ту картину, чтобы мы не теплились громкими обещаниями власти, иначе мы будем, как соловей Крылова, аппетитными и недоевшими! Басня показывает противостояние бессильных писателей и властного императора того времени Александра первого! Да были исключения, некоторые писатели прогинались и считались: “Придворными поэтами”.

Власть убивает талант во всех писателей ограничив их в темах, образах, и мешает им сделать то, что они могут делать на свободе!

Басня вышла лишь через год после написания, всё из-за той же, цензуры придуманной власть девятнадцатого века. Иронической отношение Ивана Андреевича к ней, как сказал Жуковский- это лысина, а проверяющий посчитал её за плешь, что и стало причиной не выпуска данного произведения к публике, а маринование в течение года, пока не прошел пересмотр жесткости цензуры в России того времени!

Соловей попал в лапы кошки. Она просит его спеть, но тот лишь пищит. Кошка его и съела.

Читать текст онлайн

Осел увидел Соловья И говорит ему: «Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. Хотел бы очень я Сам посудить, твое услышав пенье, Велико ль подлинно твое уменье?» Тут Соловей являть свое искусство стал: Защелкал, засвистал На тысячу ладов, тянул, переливался; То нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью отдавался, То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался. Внимало все тогда Любимцу и певцу Авроры; Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, И прилегли стада Чуть-чуть дыша, пастух им любовался И только иногда, Внимая Соловью, пастушке улыбался. Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом, «Изрядно, — говорит, — сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом; Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился», Услыша суд такой, мой бедный Соловей Вспорхнул — и полетел за тридевять полей. Избави бог и нас от этаких судей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: