Сказка «сивка-бурка»: краткое изложение для читательского дневника

Слайд 11 Находим слова в славянской народной мудрости, которая гласит: «Конь, мой конь, ты

мой верный друг. Конь мой, вся моя надежда», «Добрый конь подо мною, господь надо мною», «Помилуй (вынеси), господи, коня и меня!». Наши предки приписывали особую силу оберегам (от слова “беречь”) в виде фигурок коня (голова, туловище), их носили у левого плеча на цепочке. Оберегали себя таким образом не только крестьяне, горожане, но и герои — былинные герои, защищавшие границы земли Русской от нашествия бесчисленных врагов. Для них конь являлся не просто оберегом, это был их верный друг, предупреждающий своего хозяина об опасности, — ржёт “во всю голову”, бьёт копытами, чтобы разбудить богатыря.

Пословицы со словом сказка

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Сказка — складка, песня — быль.
Сказка — складка, послушать сладко.
Сказки не салазки: не сядешь да не поедешь.
Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
Сказывали и мы сказки.
Быль за сказкой не угонится.
В сказках все есть, да в руках ничего нет.
Красна сказка складом, а песня — ладом.
Сказка — ложь, да в ней намек.
Не жизнь – сказка!
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью.
Не красны сказки письмом, а красны смыслом.
Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка людям указка.
Ни в сказке сказать, ни пером описать.
Не складна сказка письмом, складна вымыслом.
Рассказывай сказки!
Если не вры, так сказки добры.
Жил был царь Тофута — и сказка вся тута.
Сказал бы и еще сказку, да дома забыл.
Сказка вся, больше сказывать нельзя.
Всякая прибаутка в сказке хороша.
Всякой сказке бывает конец.
Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.
Либо дело делать, либо сказки сказывать.
Сказки-не салазки: не сядешь да не поедешь.
Сказка не сказка, а присказка.
Хороша сказка, да последняя.
Это присказка, а сказка будет впереди.

Название сказок с пословицами

После того, как я просмотрел некоторое количество теоретического материала, я могу приступить к ответу на вопрос. Но также я отмечу, что я дам далеко не все названия, потому так сказок бесчисленное множество. Поэтому, если вы поищете в книгах, то найдёте очень много таких сказок.

Название сказок с пословицами:

  • «Лисичка-сестричка и серый волк» — битый небитого везет;
  • «Самое дорогое» — утро вечера мудренее;
  • «Медведь-половинщик» — кому вершки, а кому — корешки;
  • «Дочь-семилетка» — от одной беды увернешься — другая навяжется!;
  • русская народная сказка — у страха глаза велики;
  • «Сказка о попе и работнике его балде» — ест за четверых, работает за семерых.

В заключение я могу сказать, что в русских сказках заключена очень хорошая мудрость, соблюдая которую человек будет добрым и честным, поэтому читайте сказки и будет вам счастье.

Русские народные сказки являются частью фольклора, как и пословицы

. В прежние времена сказки передавались из уст в уста, так они и дошли до нас. Меткие, мудрые изречения, полюбившиеся народу,из сказок переходили в разговорную речь и становились пословицами. Помимо этого, в сказках есть так называемые присказки — словесные формулы, настраивающие слушателя на занимательное повествование, часто повторяемые в сказке слова и выражения, приговариваемые без большого толку и значения. Приведемфрагмент из книги Владимира Ивановича Даля «Пословицы и поговорки русского народа»:

В сказках таких условных приговорок много:

Как простые, так и сказочные пустоговорки иногда обращаются в пословицу, заключая в себе условный смысл, например:

В этой статье мы максимально подробно попробовали раскрыть взаимосвязь пословиц и сказок в народном творчестве.

Двадцать молодцев

Сидел он двадцать одну неделю. Высидел не двадцать птенцов, а двадцать молодцов. Одно яйцо осталось.

Старуха не унимается.

— Сиди, — говорит, — чтоб было кому работать, коров пасти, хозяйство блюсти.

Просидел он еще двадцать одну неделю. Старуха с голоду померла, а старик вывел на свет красавца молодца и назвал его Иваном.

Живет старик, поживает, добра наживает. Названные дети с утра до вечера работают. А старик похаживает, брюхо поглаживает, на работников покрикивает. Разбогател. Землю пшеницей засеял. Пришло время убирать. Наставили братья скирдов видимо-невидимо.

Стал старик примечать, что скирды пропадают. Зовет своих молодцов:

— Надо, дети, караулить!

Назначил всем черед — по ночи каждому сторожить. Ивану последняя ночь досталась.

Братья караул проспали, ничего не видали. Настала Иванова очередь. Пошел он в кузницу, отковал молот в двадцать пять пудов, в полтора пуда железные удила. Из пуда конопли узду свил.

Сел под скирдом, караулит. До полуночи просидел. Слышит конский топот: кобылица бежит, под ней земля дрожит, за ней двадцать один жеребенок.

Топнула она ногой, развалился скирд, жеребята его вмиг разметали.

Анализ и план пересказа

В сказке «Сивка-бурка» приводится описание Ивана, которого многие люди считают дураком. При помощи своего волшебного друга он превратился в удалого молодца, снял с руки прекрасной царевны кольцо и завоевал ее расположение.

Главный персонаж на самом деле очень умный. Он предстает перед читателями как смелый и сообразительный парень. Свое прозвище Иван получил за то, что часто лежал на печке. В народных сказках умственные способности часто путаются с обычной ленью

Может быть, у него просто не было важного стимула для занятия делами. Хозяйственные дела парень считал скучными, однако альтернативы им он не находил

Если внимательно читать краткое содержание сказки «Сивка-бурка», то можно составить такой план пересказа сюжета для читательского дневника:

  1. Жизнь крестьянской семьи.
  2. Охрана поля и поимка вредителя.
  3. Царский указ и попытки Ивана.
  4. Кольцо царевны и роскошный пир.
  5. Поиски девушки и скорая свадьба.

Эта сказка учит читателя не судить людей по внешности, не спешить с выводами, ответственно подходить к выполнению работы и не отчаиваться в трудных жизненных ситуациях. Главный герой сумел добиться желаемого, что является признаком ума. Он не только подружился с волшебным конем, но и добился расположения красивой принцессы. После ознакомления с кратким содержанием «Сивки-бурки» стоит прочитать книгу полностью.

Сказки, в которых встречаются пословицы

Сказка о рыбаке и рыбке:

Дурачина ты, простофиля! Поделом тебе, старый невежа. Чего тебе надобно, старче? Что ты баба, белены объелась?

Сказка о Царе Салтане:

Но жена не рукавица, с белой ручки не стряхнешь, да за пояс не заткнешь. Пораздумай ты путем, не раскаяться б потом.

Сказка о попе и работнике его Балде:

Ест за четверых, работает за семерых. Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.

Лисичка-сестричка и серый волк:

Битый небитого везет. Мерзни, мерзни волчий хвост.

Сказка «Царевна Лягушка:

Утро вечера мудренее.

Сказка «Лиса и Журавль»:

Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем. Как аукнулось, так и откликнулось. Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!

Теперь вы знаете, в каких сказках встречаются пословицы

Помогу твоему горю

— Ох, парень молодой, зачем сюда — зашел? Мой сын прилетит голодный, он тебя съест!

Отвечает ей Иван:

— Бабушка ты, старушка! Не спросила ты у меня, какая моя беда. Голодный ли я, холодный ли? У нас на Руси дорожного человека злым словом не встречают, добром привечают. Сперва накормят, напоят, а потом и разговор ведут.

Умилилась старушка его словам, повела его в избу. Накормила, напоила, про беду-горе расспросила.

— Не печалься, парень-красота, — говорит, — Я твоему горю помогу.

Уже полночь подходит, скоро Змей Горыныч прилетит. Надо Ивана прятать.

Старушка говорит:

— Ложись под лавку. Я буду сына встречать, тебя, парня, защищать.

Вот в полночь прилетел Змей Горыныч. Летит — земля дрожит, деревья качаются, листья осыпаются. Влетел в избу, повел носом и говорит:

— Русь — кость пахнет.

А старушка ему отвечает:

— И-и, сыночек! По Руси летал, Руси набрался, вот тебе Русью и пахнет.

— Собирай, мать, поесть, — говорит Змей Горыныч.

Выдвигает старушка из печи целого быка, подает на стол ведро вина. Выпил Змей Горыныч вина, поел сладко быка. Повеселел.

— Эх, мать, с кем бы мне в карты сыграть? — говорит.

Старушка отвечает:

— Я бы нашла, дитенок, с кем тебе в карты сыграть, да боюсь — вред ему от тебя будет.

— Уважу я тебя, мать, — говорит Змей Горыныч. — Никакого вреда ему не сделаю. Больно мне охота в карты поиграть.

Позвала старушка Ивана. Вылазит он из-под лавки, садится за стол.

— А на что будем играть? — спрашивает Змей Горыныч.

Сделали они между собой уговор: кто кого обыграет, тот того и ест. Начали играть. День играли, два играли, на третий день обыграли Змея

Горыныча.

Волшебный конь — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Волшебный конь», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Шрифт:

Интервал:

Закладка:

Сделать

– Да, я замужем, душа моя.

Он воскликнул:

– Очень рад, тётушка! – И подумал: «Слава Аллаху! Да будет он милостив к несчастному чужеземцу, который подоспел раньше меня».

Старуха прошла мимо, а в дверях показалась другая развалина – ещё старше и отвратительнее первой. Султан робко подошёл к ней со своим вопросом.

– Я девица, – ответила она поспешно.

В отчаянии Махмуд попятился назад, но ужасная старуха подходила к нему всё ближе и ближе.

И тут бедный султан сделал отчаянное усилие и вынул голову из бассейна.

Он находился посреди тронной залы своего дворца; около него по одну руку стоял великий визирь, а по другую – чужеземный старик шейх. А перед ним невольница держала на золотом подносе чашку шербета, которую он просил за минуту до прихода шейха.

Ге-ля! ге-ля! Значит, он по-прежнему султан! А всё печальное приключение длилось лишь столько мгновений, сколько нужно, чтобы опустить голову в бассейн и вынуть её! Вот так чудо! Он стал оглядывать и ощупывать себя, протирал глаза и никак не мог опомниться. Ге-ля! Да, нет сомнения, он – султан, сам султан Махмуд, а не тот несчастный, спасшийся с разбитого корабля, носильщик, осёл с мельницы и муж страшной старухи! Господи, как был он счастлив!

Только Махмуд хотел спросить у шейха, что означает всё происшедшее, как послышался глухой голос старца:

– Султан Махмуд, я пришёл к тебе, посланный моими тремя братьями, отшельниками крайнего Востока, чтобы возвестить тебе милость всевышнего!

И магрибский шейх исчез так внезапно, что никто не заметил, вышел он в двери или улетел в окно.

А султан Махмуд понял, что все несчастья, которые он пережил в видении, могли и в самом деле произойти в его жизни. И с тех пор, изгнав тоску из своего сердца, он жил счастливо сам и заботился о счастье других.

Сноски

1

Султан – в некоторых мусульманских странах титул царя, а также лицо, носящее этот титул.

Шрифт:

Интервал:

Закладка:

Сделать

Пословицы со словом сказка

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказка — складка, песня — быль. Сказка — складка, послушать сладко. Сказки не салазки: не сядешь да не поедешь. Сказку слушай, а к присказке прислушивайся. Сказывали и мы сказки. Быль за сказкой не угонится. В сказках все есть, да в руках ничего нет. Красна сказка складом, а песня — ладом. Сказка — ложь, да в ней намек. Не жизнь – сказка! Мы рождены, чтоб сказку сделать былью. Не красны сказки письмом, а красны смыслом. Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка людям указка. Ни в сказке сказать, ни пером описать. Не складна сказка письмом, складна вымыслом. Рассказывай сказки! Если не вры, так сказки добры. Жил был царь Тофута — и сказка вся тута. Сказал бы и еще сказку, да дома забыл. Сказка вся, больше сказывать нельзя. Всякая прибаутка в сказке хороша. Всякой сказке бывает конец. Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай. Либо дело делать, либо сказки сказывать. Сказки-не салазки: не сядешь да не поедешь. Сказка не сказка, а присказка. Хороша сказка, да последняя. Это присказка, а сказка будет впереди.

Место пословиц в современной жизни

Русские пословицы и их значение прочно закреплены в культуре нашего народа. Они — неотъемлемая часть повседневной жизни, будничных разговоров, литературы. Большинство пословиц не теряют актуальности, они отражают суть вещей, не ограниченную временными рамками существования. Их смысл остался таким же значимым, как и столетия назад. Типы человеческого характера и законы мироздания с течением поколений мало изменяются. Русские пословицы и их значение не поменяли своего места в жизни общества. Их задача все так же — научить и предупредить.

Последние поколения сильно отдалились от литературы, многие русские народные пословицы и их значение неизвестны современным детям. Для них это бессмысленный набор слов. Однако на жизненном пути им придется еще не единожды столкнуться с этими высказываниями. И даже не читая литературной классики, они со временем узнают эту часть народной культуры.

Великое разнообразие русских пословиц и поговорок

Помимо всего прочего, есть пословицы о сказках, которые трудно определить в какую-либо категорию. Более того, таких произведений устного народного творчества существует великое множество, и от этого порой захватывает дух.

Так, некоторые из них напоминают нам о старых сказках, как, например, пословица о белом теленке. Иные, наоборот, подталкивают людей придумывать все новые и новые рассказы. А третьи и вовсе не несут особой смысловой нагрузки. Также встречались пословицы и поговорки в сказках, точнее, их туда специально вставляли, дабы подарить им новую жизнь.

Для примера возьмем самые известные пословицы, которые довольно сложно отнести к отдельной категории:

  • Жил-был царь, у него был отменный псарь, но не было пса — вот и история вся.
  • На сказках, что на салазках.
  • Пришел сказке конец, а мне дайте бубликов венец.
  • Рассказал бы еще байку, да вот дома ее забыл.
  • В рассказе есть все, да вот в руках после него пусто.
  • Было время, и мы сказки рассказывали.
  • Либо работу делай, либо сказку слушай.

Для того, чтобы ответить на этот, с первого взгляда далеко непростой вопрос, необходимо просмотреть некоторое количество теоретического материла. Также я бы хотел сказать, что мой ответ подойдёт только для русских сказок, потому что если сказка была написана на иностранном языке, то и название будет на иностранном языке, а это значит, что перевод будет мнение переводчика.

Сказка Золотой конь

В некотором царстве, в некотором государстве жил старик со старухой. Старик охотою промышлял, старуха дома хозяйничала.

Жаден старик, а старуха еще пуще. Что старик ухлопает, то старуха слопает.

Вот встает рано утром старик и говорит:

— Поднимайся, старуха! Разогревай сковородку, пошел я на охоту. Ходил-ходил старик по лесу, ни зверя, ни птицы не нашел. А старуха сковородку грела, пока не покраснела.

Идет старик домой с пустой сумой. Видит — сидит на гнездышке птичка, под ней двадцать одно яичко. Хлоп! Убил ее.

Приходит домой.

— Ну, старуха, принес я закуску!

— А что же ты, старик, принес?

— Да вот убил на гнездышке птичку, взял под ней двадцать одно яичко.

— Ах ты, дурак старый! Не надо было птицу бить. Яйца-то ведь они, насиженные, никуда не годные. Садись-ка теперь сам, доводи их до дела.

И птицу жарить не захотела. Не стал старик перечить, сел в лукошко вместо наседки.

Урок 7. Конкурс «Лучший сказитель»

Цель урока. Обучение пересказу, обучение
устной монологической речи.

I. Проверка домашнего задания

Заслушивание пересказов. Во время
пересказывания слушатели выполняют роль
экспертов. Оценивают пересказ по следующим
параметрам:

 Рассказывание должно быть медленное,
плавное.

 Сохранена схема построения каждой группы
сказок.

 Сказка должна начинаться с присказки
(зачина), завершаться концовкой (послесловием).

 Сохранены сказочные “премудрости”.

 Сказитель рассказывает не монотонно.
Действие в сказке то замедляется, то ускоряется.

II. Итог урока

Оценивание пересказов. Выбор «Лучшего
сказителя».

III. Задание на дом

Попробуйте свои силы, сочините сказку.

Что такое сказка и пословица

Как я уже говорил выше, для повышения качества понимания, необходимо просмотреть теорию, а именно определения терминов. В русском языке существует несколько основных видов народного творчества:

  1. Сказка — это народное произведение, которое написано без рифмы и имеет волшебных персонажей.
  2. Загадка — это коротенькое произведение, написанное в рифму и имеет вопросительное выражение.
  3. Пословица — это короткое произведение, имеющее рифму и очень сильную мысль.
  4. Притча — небольшой по размеру рассказ, не имеющей рифмы, но имеющий поучение на примере действующих героев.
  5. Поговорка — это очень красивое на слух словосочетание, которое в себе несёт какую-либо мудрость.
  6. Прибаутка — это коротенькое словосочетание, не используемое отдельно, а используемое в разговоре. Как правило оно в себе несет мудрость.

Разнообразие фольклорных жанров

Особенности детского фольклора

Жанры русского фольклора многообразны: предания, легенды, сказания, былины, песни и сказки. Есть еще малые фольклорные жанры, некоторые из них принято называть детскими. Рассмотрим некоторые примеры фольклорных жанров небольших форм.

Потешки для маленьких детей – это занимательные стишки, сопровождающиеся игровыми действиями, их предназначение – развлечение и развитие ребенка. Вспомните «Ладушки, ладушки…», «Сороку-ворону» и пр. Прибаутками называют шутливые рассказики с простенькими сюжетами для забавы детей. Колыбельные для малышей создавались для убаюкивания (от слова «баять» – рассказывать), а сами песни называли байками. Мелодичный рассказ помогал детям уснуть. Страшилками называют придуманные детьми мистические истории, которые рассказываются с пугающей интонацией. Считалки нужны в игре, чтобы выбрать водящего или выбывающего участника. Дразнилки придумываются для высмеивания чьих-то негативных качеств. Эти насмешливые стишки часто сопровождаются гримасами и жестикуляцией. Скороговорки, труднопроизносимые фразы, являются упражнением для навыков правильного произношения. Загадка представляет собой иносказательное описание предмета, служит для развития сообразительности. Среди народных загадок есть такие, которые обучали умению считать, они похожи на математические задачи. Например, загадка «Летела стая гусей» и др.

Относятся к малым жанрам фольклора пословицы и поговорки, их цель донести при помощи художественных образов мудрую мысль в предельно краткой форме. Так, например, образ воробья стал иносказательным предостережением болтливому человеку в пословице:«Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». Пословицы отличаются завершенностью мысли, поговорки являются лишь частью фразы. Столетиями жили и продолжают жить эти изречения, подтверждая народную мудрость: «Пословица век не сломится».

Какие бывают фразеологизмы из сказок

Все сказки можно разделить на авторские и народные. То есть пришедшие из устного народного творчества, которое передается веками из поколения в поколение, и имеющие автора – писателя. Он может использовать фольклорный материал, по-своему интерпретируя события легенд и былин. Как правило, автор вводит новых героев, придумывает детали, и все это — на историческом фоне народной сказки.

Известный персонаж многих сказок Кощей Бессмертный давно стал именем нарицательным. Сейчас так могут назвать очень худого мужчину. А первоначально он представлял, по-видимому, волхва с антисоциальной направленностью. Поскольку зародился этот персонаж в языческое время, то и трактовка его значения не совсем понятна исследователям. Известен похожий персонаж в Болгарии. Современные исследователи предполагают, что Кощей – сын Черногора, бога хаоса.

Полный двор лошадей

Ударил Иван кобылицу молотком между ушей. Села она на коленки. Обротал ее Иван и повел вместе с жеребятами к себе во двор. Ворота на засов, а сам спать лег.

Встает утром старик.

— Ты что спишь, Иван, бездельник?

— Нет, батюшка, я не бездельник, — отвечает Иван. — Приказ я твой выполнил.

Посмотрел старик — полный двор лошадей. Похвалил Ивана перед братьями:

— Вот у меня Иван какой! А вы что? Дураки нерачительные…

Стали они лошадей делить. Старик взял кобылицу. Старшие братья на выбор лошадей облюбовали, а Ивану достался самый захудалый жеребеночек. Вот собираются братья на охоту. Садятся на резвых коней.

Иван своего жеребеночка попробовал — положил руку ему на спину. Гнется жеребеночек, на все четыре ноги садится. Тяжела для него хозяина рука. Пустил его Иван на сутки в луга. На другой день положил руку — не гнется жеребеночек. Положил ногу — гнется. Пустил еще на сутки в луга.

На третий день приводит Иван коня. Кладет ногу — не гнется. Сам садится — гнется конь. Пустил опять на сутки в луга.

На четвертый день садится Иван на своего коня — не гнется под ним конь.

А братья давно уже уехали на охоту. Едет Иван по чистому полю, догоняет братьев. День проходит, второй проходит — не видно в чистом поле никого. Вот третий день кончается, ночь наступает. Смотрит Иван — похоже, виднеется огонек. «Знать, братья мои кашу варят».

Ближе подъезжает — все видней да жарче огонь. Подскакал Иван, а это золотое перо лежит. Жалко Ивану расстаться с золотым пером. А конь ему человеческим голосом говорит:

Пословицы и присказки из сборника Даля

В книге В. И. Даля «Пословицы русского народа»

теме пословиц из сказок посвящены два раздела:

С них и начнем.

Жил-был царь овес, он все сказки унес. Ни словами (Ни в сказке) сказать, ни пером написать. Небылица в лицах. Из сказки (Из песни) слово не выкидывается. Не за былью и сказка гоняется. Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается. Чур мою сказку не перебивать; а кто ее перебьет, тот трех дней не проживет (тому змея в горло заползет). Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В некотором царстве, в некоем государстве. В тридесятом царстве. За тридевять земель, в тридесятом государстве. Полетела птица синица за тридевять земель, за сине море-окиян, в тридесято царство, в тридевято государство. На море, на окияне, на острове на буяне стоит бык печеный: в заду чеснок толченый, с одного боку-то режь, а с другого макай да ешь. На море, на окияне, на острове на буяне лежит бел-горюч камень алатырь. Берега кисельные, реки сытовые (молочные). На поле-поляне, на высоком кургане. В чистом поле, в широком раздолье, за темными лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, за крутыми берегами. Под светлым месяцем, под белыми облаками, под частыми звездами и пр. Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли. Не сизый орел, не ясный сокол подымается… Не лебедь белая (серая) выплывала… Не белы снега в чистом поле забелелись… Не черны леса дремучие чернеются… Что не пыль в поле подымается. Не туман сизый с раздолу подымается… Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком. Вправо поедешь (по раздорожью) – коня потеряешь; влево поедешь – самому живу не быть. Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух в очью является. За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные. Чудо-юдо, мосальская губа. Мертвой и живой воды добыть. Мертвой водой окропить – плоть и мясо срастаются, живой водой окропить – мертвый оживает. Свинка – золотая щетинка. Конек-горбунок. Сивка-бурка, вещий каурка. Змей-горыныч. Мальчик с пальчик. Девочка-снегурочка. Девчурка-снегурка. Меч-кладенец. Калена стрела. Тугой лук. Копье булатное, мурзамецкое. Семи пяденей во лбу. Промеж глаз калена стрела укладывается. Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. Шапка-невидимка. Сапоги-самоходы. Скатерть-хлебосолка. Сума, дай пить и есть. Коврик-самолет и пр. Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой! Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей. Огнем дышит, полымем пышет. Хвостом след устилает, долы и горы промеж ног пускает. С молодецкого посвисту пыль столбом. Попрыски (след) молодецкие, ископыть (комья из-под копыт) богатырская. Конь копытом бьет, удила грызет. Тише воды, ниже травы. Слышно, как трава растет. Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет. Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды. Конь лежит, земля дрожит, из ушей полымя пышет, из ноздрей дым столбом (или: полымя из ноздрей, дым из ноздрей). Из милости копытом траву-мураву досягает. По локоть в красном золоте, по колени ноги в чистом серебре. Под темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком. Облачается небесами, подпоясывается зарями, застегивается звездами. Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась. Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом! Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди! Стань передо мной, как лист перед травой! Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни, волчий хвост!

Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало. Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.

Сказка – складка, а песня – быль. Сказка – ложь, а песня – правда. Сказка складом, песня ладом красна. Песня (Сказка), вся, больше петь (сказывать) нельзя.

Татарская народная сказка «Три дочери»

Разделы:
Начальная школа

Класс: 2.

Цели:

  1. Углубить знания учащихся о сказках как об одном
    из жанров устного народного творчества.
  2. Совершенствовать технику чтения, обогащать
    словарный запас учащихся.
  3. Развивать логическое мышление, память, речь
    учащихся.
  4. Воспитывать доброту, способность к
    сопереживанию.

Оборудование:

  • Таблица “Виды народных сказок”;
  • предметные картинки: белка, паук, шишка, холст,
    пчела, улей, черепаха, таз;
  • сборник татарских народных сказок;
  • сигнальные карточки “”
    и “”;
  • карточки с пословицами.

I. Организационная часть

Психологический настрой учащихся на
восприятие сказки “Три дочери”.

На дворе весна. Солнышко улыбается. Вот его
лучики доходят до нас и словно говорят: “Доброе
утро, ребята!”. Давайте мы тоже всем скажем
“Доброе утро!”, улыбнемся друг другу и примемся
за работу.

II. Проверка домашнего задания

Сначала проверим, как мы выполнили домашнюю
работу.

– Напомните мне, пожалуйста, какое было
домашнее задание?

– Кто порадует нас своим чтением?

1. Чтение отрывка нанайской сказки “Айога” –
разговора матери и дочки, матери и соседской
дочери (стр.299, 300).

2. Орфографическое чтение пословицы с доски:

Личиком белёнек, да душой черненек.

Ответы на вопросы:

– С кем из героев этой сказки можно соотнести
данную пословицу?

– Почему? (в душе – черствый, равнодушный, не
отзывчивый – “черная душа”)

– Чему учит нас эта сказка?

3. Обобщение. Оценки за выполнение домашней
работы.

III. Подготовительная работа

1. Артикуляционная гимнастика – проведем
“зарядку для язычка”.

, , , .

2. Внимательно слушаем и дружно
проговариваем чистоговорку:

– “Ребята, обратите внимание, что некоторые
слова из чистоговорки встретятся в новом
произведении. О каких словах из чистоговорки вам
хотелось бы прочитать”

3. Словарная работа (на доске)

Дочь – дочери, таз – тазы, два таза;
быстрый, дружок, рассердилась.

Холст – льняная (полученная изо льна –
растения) грубая ткань.

Ярмарка – большая торговля разными товарами
(продукты питания, одежда, обувь) с играми,
шутками, песнями.

Ребята, послушайте стихотворение, где
описывается, как в старину проходили ярмарки:

Пляски, веселье и угощенье!
Весёлые гармошки, балалайки да матрёшки!
Скорее, скорей, честной народ!
Задорная ярмарка зовёт!

Повторное орфографическое чтение слов с доски.

4. Офтальмопауза. Релаксация.

Упражнение для пальчиков “Кормим птичек”,
“пары”, “домик”.

IV. Работа над новым материалом

  1. Чтение названия сказки (с доски).
  2. Чтение сказки учителем (дети слушают).
  3. Проверка первичного восприятия.

– Назовите главных героев сказки?
– Кто из них вам нравится? Почему?
– Кто не понравился? Чем?
– К какому виду относится эта сказка?

Чтение сказки учащимися
Работа над идейным содержанием произведения.

– Что вы узнали о женщине? (выборочное чтение)

– Какими выросли ее дочери?

– Как вы понимаете выражение “Лицом похожие на
светлую луну”?

– Почему мать отправила белочку к дочерям?

– О чем она их просила?

– Почему к матери не пришла старшая дочь?
(выборочное чтение)

– Почему вторая дочь отказалась идти к матери?
(выборочное чтение)

– Как поступила третья дочь? (выборочное
чтение)

– Как бы вы поступили в данной ситуации?

– Как поступила белочка со старшими дочерьми?
(выборочное чтение)

– Что ее так рассердило в старших сестрах?

– В кого превратилась младшая дочь?

– Когда это произошло?

– Как вы думаете, почему младшая дочь
превратилась именно в пчелку?

– Чему учит это произведение?

6. Работа над пословицами.

На карточках написаны пословицы: начало на
одной карточке, а конец – на другой.

Ваша задача: соединить карточки так, чтобы
получились верные пословицы.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.
При солнышке тепло, при матери добро.
Всякой матери своё дитя мило.
Материнская ласка конца не знает.
Мать кормит детей, как земля людей.

Хоровое орфографическое чтение пословиц.
Выразительное чтение пословиц.

– Какая тема объединяет все эти пословицы?

По предметным картинкам (даны на доске)
составить пары.

Найдите “лишнюю” пару. Почему вы выбрали эту
пару?

VII. Подведение итогов

– К какому виду сказок относится сказка “Три
дочери”?

Сопоставление татарской народной сказки с
русскими народными сказками.

В русских народных сказках часто соблюдается
принцип троекратного повторения:

три сына, три чуда, три превращения.

– Соблюдается ли принцип троекратного
повторения в татарской народной сказке?

– В каких эпизодах?

– Что узнали о жизни, быте татарского народа из
этой сказки?

– В нашей сказке младшая дочь месила тесто.
Какие традиционные блюда татарской

кухни она могла приготовить из теста?

– Чему мы учились на уроке?

– Что было самым трудным? А что показалось
неинтересным?

– Понравился вам урок или нет? (учащиеся
показывают карточками “” или “”.

Оценки за работу на уроке.

17.01.2012

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: