Русские народные сказки для детей. с каких слов начинаются сказки особенности русских народных сказок

Скрытый смысл в русских народных сказках | блог 4brain

Хаврошечка Русская народная сказка

1 Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли её эти люди, выкормили и работой заморили: она и ткёт, она и прядёт, она и прибирает, она и за всё отвечает. А были у её хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя — Двуглазка, а меньшая — Триглазка. Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала — и слова доброго никогда не слыхала. Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать. — Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать. А коровушка ей в ответ: — Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — всё будет сработано. Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого — всё готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано. Отнесёт она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке ещё больше работы задаст. Хаврошечка опять придёт к коровушке, обнимет её, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмёт, принесёт хозяйке.

Урок 3. Сказка. Виды сказок

Цель урока. Продолжить знакомство со
сказкой; познакомить с терминами “сказка”,
“присказка”, “зачин”, “концовка”,
“премудрости” сказки.

I. Проверка домашнего задания

Дети читают придуманные загадки, класс
определяет, к какому типу они относятся. Во время
проверки загадок определённого типа класс
оценивает правильность их классификации.

II. Есть ли у вас любимые сказочные герои?
Как вы думаете, могут ли поселиться в одном
домике все названные вами герои? (лиса, кот,
медведь; Аладдин, Баба-яга, царь, мужик,
Снегурочка)

Раньше мы как-то не задумывались о том, какие
бывают сказки. А оказывается, сказки можно
разделить на три большие группы.

Задание для работы в парах (с. 9 учебника,
статья «Русские народные сказки»).

Какие герои действуют в волшебных,
социально-бытовых, сказках о животных. После
ознакомления со статьёй учебника заполняется
таблица.

Волшебные О животных Социально-бытовые
Персонажи, герои
Заступник,
злодей,
страдалец,
чудесные
помощники.
Животные Обычные люди

Теперь можно вернуться к домикам и расселить
персонажи, прокомментировав своё решение.

III. Сообщение учителя

Сказки — произведения большого искусства. Кто
же создал эти сказки? Реальными создателями
сказок, конечно, были их исполнители — многие и
многие безымянные сказочники (бахари).

Чем же сказки отличаются от других жанров?

Сказка — художественное повествование
фантастического, приключенческого, бытового
характера.

Композиция сказки (построение художественного
произведения):

  • присказка;
  • зачин;
  • концовка.

Дети, работая со статьёй учебника на странице 10,
находят значения терминов (“присказка”,
“зачин”, “концовка”), приводят примеры.

Сказку можно узнать по сказочным
“премудростям”:

  • постоянные эпитеты (Иван-Царевич, добрый
    молодец, красно солнышко);
  • троекратные повторы (за тридевять земель, в
    тридевятое царство, три сестры, три испытания и
    т.д.);
  • повторы слов в разных частях сказки;
  • “формулы” — особые слова, которые повторяются
    из сказки в сказку (конь бежит, земля дрожит; что,
    Иван-Царевич не весел, буйну голову повесил; не
    горюй, ложись спать, утро вечера мудренее…).

Все эти особые подсказки народ придумал для
того, чтобы было легко запоминать и рассказывать
произведение.

— Можно ли сказать, что слова “сказка” и
“рассказ” синонимы?

— Собиратель сказок и сказочник (бахарь) —
одно и то же?

— Одинаковые ли это вещи — читать сказки и
рассказывать их?

IV. Оформление памятки «Как рассказывать
сказку»

1. Рассказывай медленно, плавно.

2. Сохраняй сказочные «премудрости».

3. Действие в сказке то замедляется, то
убыстряется, повторяется трижды.

4. Начинай с присказки, завершай концовкой.

V. Задание на дом

Подготовить пересказ сказки «Василиса
Премудрая».

Классическая самодурка

Кто помогал Крошечке-Хаврошечке мыть полы, готовить или стирать? Никто. Можно предположить, что девочка подрастала красавицей – иначе с чего бы хозяйке так белениться, а не ценить дармовой труд? Правда, с дочурками ей не очень повезло – первая была с одним глазом, третья счастливая обладательница аж трёх. Необходимо отметить, что на этой нестандартной внешности дочерей построена главная интрига сказки. Злющая ведьма-хозяйка приказала Хаврошечке, помимо всей прочей работы, наткать еще и полотна, отбелить его и скатать в рулоны. Вот такой каприз. Девушка понимала нереальность приказа и побежала плакаться коровушке в шерстку. Но хозяйка тоже понимала невыполнимость задания, потому как сразу после получения первой партии полотна озаботилась вопросом о том, кто помогал Крошечке-Хаврошечке? С целью его выяснения она приказала служанке наткать полотна еще больше и послала Одноглазку проследить за процессом.

Небольшое напутствие

Время неумолимо бежит вперёд. Мир меняется. И вместе с миром меняется человек и его восприятие. Сегодня уже совсем немногие могут понять и объяснить сакральный и очень глубокий смысл сказок наших мудрых предков, а он, как вы и сами успели убедиться, конечно же, есть. А те знания, которые в этих сказках передавались, вообще совсем скоро могут кануть в Лету. Несложно заметить, что с течением времени прервалась та тонкая связь, которая соединяла друг с другом разные поколения людей.

Для того чтобы понять истинную суть сказок, в особенности, русских, человек должен отодвинуть на задний план своё нынешнее мировосприятие, и постараться посмотреть на мир и жизнь в нём тем взглядом, которым на них смотрели люди, жившие в те далёкие времена, когда сказки только начали появляться.

Поиск смысла, всенепременно, должен присутствовать, ведь Законы бытия, каким бы ни было время, каким бы развитым не было общество, какой бы высокотехнологичной ни была жизнь человека, всегда оставались и будут оставаться одними и теми же. Поэтому, пусть сказки о Кощее Бессмертном, Бабе-яге, Иване-царевиче, Емеле, Алёнушке и других персонажах будут для вас не просто интересными придумками, а теми указателями, на которые вы будете ориентироваться в своей повседневной жизни, в которой уже, казалось бы, совсем не осталось истинного волшебства.

Помните: волшебство есть, и оно окружает вас повсюду!

Три сестры

Страница 1 из 2

Жили-были отец с матерью; у них были три дочери. Вот только пошли они один раз за грибами; мать их отправила. Долго две старшие ходили, не могли нарвать полной корзинки. А младшей тут так посчастливилось, что она нарвала полную корзинку и полный фартук. Вернулись они домой. Две сестры старшие почти ничего не принесли, а младшая принесла полную корзинку и полный фартук. Мать этим двум дочерям и говорит: «Верно, вы ленились!» Дала им за то больше льну прясть, а меньшой вполовину против них.

На другой день послала она их за ягодами. Вот пошли они, ягод было ужасно много. Вот старшие сестры рвали да ели, эта младшая все собирала в кувшин. Набрала себе полный кувшин. Когда они собрались домой идти, увидали, что у младшей сестры полный кувшин ягод. Они на нее ужас как рассердились и говорят, чтоб она поделилась с ними ягодами; боятся, чтобы мать на них не рассердилась. Она не согласилась. Приходят они домой. Мать опять на этих двух сестер осердилась; дала им сучить пряжу; им дала больше, а младшей вполовину меньше. Вот собирается отец их ехать в город. Этим сестрам из города ничего не привез; а младшей привез серебряное блюдечко.

На третий день мать посылает их за клубникой. Они отправились, приходят в лес: клубники пропасть. Те две с жадностью бросились ее есть. А младшая сестра начала опять набирать в кувшин себе. Пришло время возвращаться им домой. Сестры увидали, что у младшей сестры полный кувшин, а у них ничего нет. Вот взяли, завели эту сестру в опушку, убили ее, выкопали яму и схоронили. Положили ей на грудь серебряное блюдечко и красненьких ягодок. Зарыли ее. Ее кувшин с ягодами взяли с собой; пришли, сказали, что вот они ягод набрали, а что младшей сестры не видали. «Верно, дикий зверь на нее напал, съел ее». Мать с отцом затужили.

На другой же день пошли сами искать в лес. А во время ночи на ее могилке вырос куст таких прекрасных цветов, желтеньких; прохожий увидал их, сорвал один цветочек, взял себе, а из стебелька сделал дудочку. Как он заиграл, дудочка и выговаривает слова:

Поиграй, поиграй, дядюшка! Не ты меня душил, Не ты меня губил; Душили, губилиСестрицы-жидовки За серебряное блюдечко, За красненькие ягодки.

Мать с отцом были в лесу, услыхали эту песню, подошли к этому прохожему, попросили у него, чтоб он позволил им поиграть. Он позволил. Старик стал играть на дудочке. Она и выговаривает слова:

Поиграй, поиграй, батюшка! Не ты меня душил, Не ты меня губил;Душили-губилиСестрицы-жидовки За серебряное блюдечко, За красненькие ягодки.

В то время, когда он играл, старуха ужасно плакала. Старуха взяла дудочку, сама начала играть. Дудочка и выговаривает:

Поиграй, поиграй, матушка! Не ты меня душила, Не ты меня губила;Душили-губилиСестрицы-жидовки За серебряное блюдечко, За красненькие ягодки.

Предыдущая 1 Следующая

Татарская народная сказка «Три дочери»

Разделы:
Начальная школа

Класс: 2.

Цели:

  1. Углубить знания учащихся о сказках как об одном
    из жанров устного народного творчества.
  2. Совершенствовать технику чтения, обогащать
    словарный запас учащихся.
  3. Развивать логическое мышление, память, речь
    учащихся.
  4. Воспитывать доброту, способность к
    сопереживанию.

Оборудование:

  • Таблица “Виды народных сказок”;
  • предметные картинки: белка, паук, шишка, холст,
    пчела, улей, черепаха, таз;
  • сборник татарских народных сказок;
  • сигнальные карточки “”
    и “”;
  • карточки с пословицами.

I. Организационная часть

Психологический настрой учащихся на
восприятие сказки “Три дочери”.

На дворе весна. Солнышко улыбается. Вот его
лучики доходят до нас и словно говорят: “Доброе
утро, ребята!”. Давайте мы тоже всем скажем
“Доброе утро!”, улыбнемся друг другу и примемся
за работу.

II. Проверка домашнего задания

Сначала проверим, как мы выполнили домашнюю
работу.

– Напомните мне, пожалуйста, какое было
домашнее задание
?

– Кто порадует нас своим чтением?

1. Чтение отрывка нанайской сказки “Айога” –
разговора матери и дочки, матери и соседской
дочери (стр.299, 300).

2. Орфографическое чтение пословицы с доски:

Личиком белёнек, да душой черненек.

Ответы на вопросы:

– С кем из героев этой сказки можно соотнести
данную пословицу?

– Почему? (в душе – черствый, равнодушный, не
отзывчивый – “черная душа”)

– Чему учит нас эта сказка?

3. Обобщение. Оценки за выполнение домашней
работы.

III. Подготовительная работа

1. Артикуляционная гимнастика – проведем
“зарядку для язычка”.

, , , .

2. Внимательно слушаем и дружно
проговариваем чистоговорку:

– “Ребята, обратите внимание, что некоторые
слова из чистоговорки встретятся в новом
произведении. О каких словах из чистоговорки вам
хотелось бы прочитать”

3. Словарная работа (на доске)

Дочь – дочери, таз – тазы, два таза;
быстрый, дружок, рассердилась.

Холст – льняная (полученная изо льна –
растения) грубая ткань.

Ярмарка – большая торговля разными товарами
(продукты питания, одежда, обувь) с играми,
шутками, песнями.

Ребята, послушайте стихотворение, где
описывается, как в старину проходили ярмарки:

Пляски, веселье и угощенье!
Весёлые гармошки, балалайки да матрёшки!
Скорее, скорей, честной народ!
Задорная ярмарка зовёт!

Повторное орфографическое чтение слов с доски.

4. Офтальмопауза. Релаксация.

Упражнение для пальчиков “Кормим птичек”,
“пары”, “домик”.

IV. Работа над новым материалом

  1. Чтение названия сказки (с доски).
  2. Чтение сказки учителем (дети слушают).
  3. Проверка первичного восприятия.

– Назовите главных героев сказки?
– Кто из них вам нравится? Почему?
– Кто не понравился? Чем?
– К какому виду относится эта сказка?

Чтение сказки учащимися
Работа над идейным содержанием произведения.

– Что вы узнали о женщине? (выборочное чтение)

– Какими выросли ее дочери?

– Как вы понимаете выражение “Лицом похожие на
светлую луну”?

– Почему мать отправила белочку к дочерям?

– О чем она их просила?

– Почему к матери не пришла старшая дочь?
(выборочное чтение)

– Почему вторая дочь отказалась идти к матери?
(выборочное чтение)

– Как поступила третья дочь? (выборочное
чтение)

– Как бы вы поступили в данной ситуации?

– Как поступила белочка со старшими дочерьми?
(выборочное чтение)

– Что ее так рассердило в старших сестрах?

– В кого превратилась младшая дочь?

– Когда это произошло?

– Как вы думаете, почему младшая дочь
превратилась именно в пчелку?

– Чему учит это произведение?

6. Работа над пословицами.

На карточках написаны пословицы: начало на
одной карточке, а конец – на другой.

Ваша задача: соединить карточки так, чтобы
получились верные пословицы.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.
При солнышке тепло, при матери добро.
Всякой матери своё дитя мило.
Материнская ласка конца не знает.
Мать кормит детей, как земля людей.

Хоровое орфографическое чтение пословиц.
Выразительное чтение пословиц.

– Какая тема объединяет все эти пословицы?

По предметным картинкам (даны на доске)
составить пары.

Найдите “лишнюю” пару. Почему вы выбрали эту
пару?

VII. Подведение итогов

– К какому виду сказок относится сказка “Три
дочери”?

Сопоставление татарской народной сказки с
русскими народными сказками.

В русских народных сказках часто соблюдается
принцип троекратного повторения:

три сына, три чуда, три превращения.

– Соблюдается ли принцип троекратного
повторения в татарской народной сказке?

– В каких эпизодах?

– Что узнали о жизни, быте татарского народа из
этой сказки?

– В нашей сказке младшая дочь месила тесто.
Какие традиционные блюда татарской

кухни она могла приготовить из теста?

– Чему мы учились на уроке?

– Что было самым трудным? А что показалось
неинтересным?

– Понравился вам урок или нет? (учащиеся
показывают карточками “” или “”.

Оценки за работу на уроке.

17.01.2012

Герои русских народных сказок

Восприятие литературного произведения происходит через героя. На положительных героев русских сказок малыш стремится быть похожим, отрицательных — боится, победителей — уважает, обиженных — жалеет.

Наблюдая за перипетиями сюжета, ребенок знакомится с социальными нормами поведения. Учится оценивать поступки, внешний вид, поведение человека. Устоявшиеся народные образы сказочных персонажей русских сказок демонстрируют ребенку, обладая какими личными качествами можно добиться успеха.

Мужество, храбрость, незаурядный ум, смекалка, доброта — неизменные характеристики главного положительно героя. Иван-Царевич из сказки о царевне-лягушке, странствующий солдат из сказки «Каша из топора», стрелец из истории о Жар-Птице, Крошечка-Хаврошечка.

Благодаря положительным качествам из любой ситуации положительный герой выходит победителем. А злые, жадные и ленивые всегда остаются с носом

Они обычно теряют что-то важное и наказаны по заслугам (Кащей Бессмертный, Чудо-Юдо, жадный король из сказки о Жар-Птице, дочка-лентяйка из сказки «Морозко», Змей Горыныч)

Живое слово

  • невероятная музыкальность,
  • поэтичность,
  • образность,
  • мелодичность,
  • напевность,
  • остроумие,
  • искрометность,
  • фразеологизмы и фразы, ставшие крылатыми.

Впитывая с младенчества лучшие образцы живого родного слова, ребенок учится красиво и грамотно строить свою речь, правильно применять средства художественной выразительности, пополняет словарный запас. И вместе с тем, еще до школы усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Те немногие названия русских народных сказок, упомянутые в статье, конечно, не отражают всего разнообразия русского сказочного творчества. Сказочных сюжетов в русском фольклоре зафиксировано около тысячи. Многие из них имеют литературную обработку В.И. Даля, А.Н. Толстого, А.Н. Афанасьева. Выбирая сборники сказок под редакцией этих выдающихся знатоков родного слова, родитель и педагог могут быть уверенны, что чтение принесет ребенку максимальную пользу.

Сказка «Кощей Бессмертный»

Что мы знаем из сказки: Кощей является злым владыкой тёмного царства подземелья, регулярно крадущим прекрасных девиц. Он состоятелен, а в его владениях обитают диковинные птицы и животные. Кощею служит Змей Горыныч, обладающий огромным количеством тайных знаний, по причине чего имеющий большую власть. Кощей считается бессмертным, и обычными способами его не одолеть, хотя, если есть желание, то можно узнать необычные способы, которые, как правило, Ивану-царевичу, раскрывает Баба-яга.

Скрытый смысл: Если мы обратимся к пантеону богов славян, то увидим, что Кощей – это одно из проявлений Чернобога, властвующего над Навью, Тьмой и Пекельным царством. Также Кощей олицетворяет зимние холода, а девицы, которых он крадёт – животворящую силу Природы и весну. Иван-царевич является символом солнечного света и весеннего грома, сопровождающегося дождём (вспоминаем бога Перуна), в поисках Кощея которому способствуют все природные силы. Победив Кощея, Иван-царевич победит холод, тьму и смерть.

Как нам известно, смерть Кощея можно найти в яйце, которое есть символ возрождения и возможность бытия всего сущего, что только может быть. Исходя из этого, Кощей находится у начала Всего, а его гибель приравнивается к возникновению мира.

Игла, на острие которой находится Кощеева смерть, служит отсылкой к мировому Древу, соединяющему подземный мир, землю и небо, а также зимнее и летнее солнцестояния. Кощея можно интерпретировать как зимнее солнцестояние, а Ивана-царевича – как летнее солнцестояние. Они всегда находятся в состоянии борьбы друг с другом. Погибель одного – это рождение другого, точно так же, как уходит зима и приходит лето, а после этот цикл повторяется.

И ещё одна деталь: Кощей Бессмертный – это попытка напугать Ивана Царевича, которая содержит в себе совсем иной посыл – Кощей Бессмертный – это Кощей Бес Смертный.

Урок 2. Загадки

Цель урока. Познакомить с происхождением и
природой загадок; развивать умение отгадывать и
сочинять загадки.

I. Проверка домашнего задания

Учащиеся, подготовившие карточки для лото,
проводят игру. Учащиеся, написавшие рассказ или
сообщение, читают свои работы в группах. Группа
выбирает понравившуюся работу, и она
предлагается вниманию класса.

II. Новая тема

— На доске записаны два текста. Определите, к
какому жанру они относятся.

Лёжа лежал,
Да и в речку побежал.

Круглая, а не месяц,
Жёлтая, а не масло, с хвостиком, а не мышь.

— Как вы определили, что это загадки?

— Чем загадка схожа с пословицей и
поговоркой?

III. Как “сделана” загадка?

Загадка, как правило, состоит из одного
предложения. Загадки бывают трёх основных типов.

Первый тип — простое перечисление
признаков загаданного предмета.

Второй тип — последовательное сравнение
загаданного предмета с разными предметами по
одному признаку, потом загадываемый предмет
сравнивается с другим предметом, но уже по
другому признаку. Сравнение бывает открытое с
помощью слова “как”.

Бывает и отрицательное сравнение с помощью
слов “не …, а …”.

Третий тип — “скрытое” сравнение
(метафора), которое без знания отгадки вызывает в
воображении противоречивую картину жизни.

Класс делится на группы или пары (в зависимости
от оставшегося времени). Группа (пара) получает
карточку с загадкой и определяет, к какому типу
относится загадка.

Меж двух светил
Я в середине один.

Белые хоромы,
Красные подпоры.

Красненька, кругленька,
Листочки продолговатеньки.

Кто бежит без провода?

Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.

Зубастый зверёк
Грызёт с визгом дубок.

На лесной полянке
Красуется Татьянка —
Алый сарафан,
Белые крапинки.

Жу-жу-жу-жу.
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
И звук “ж” твержу.

Эй, звоночки, синий цвет, —
С язычком, а звону нет.

Какой колокольчик не звенит?

Мохнатенькая, усатенькая,
Молоко пьёт, песенки поёт.

С хозяином дружит, дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост — колечком.

Пять чуланов — одна дверь.

Два брюшка — четыре ушка.

От топота копыт
Пыль по полю летит.

Архип осип.
Осип охрип.

Параллельно идёт отгадывание загадок и
определение их тематики.

V. Знакомство с литературными загадками

Многие детские поэты сочиняют загадки, следуя
народным образцам. Авторские загадки легче
отгадываются.

Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас. (С.Маршак)

Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной… (К.Чуковский)

Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, —
Такое тёплое, такое пушистое и золотое. (К.Чуковский)

Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная. (К.Чуковский)

Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!(К.Чуковский)

Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт — заплачет она и умрёт.(К.Чуковский)

VI. Происхождение загадок

Происхождение загадок относится к глубокой
древности. Учёные предполагают, что их
происхождение связано с условной, тайной речью, к
которой человек прибегал, не желая давать
настоящие названия животным, предметам и
явлениям. Охотник, боясь неудачи, окружал своё
занятие тайной. Не говорил, куда он идёт. Человек
стал употреблять “подставные” слова. С этими
“подставными” словами и связана народная
загадка, в которой неназванный предмет или
явление описывались путём указания на какие-либо
признаки, например: “Пошёл по тух-туху. Взял с
собой тав-тавту, нашёл я храп-тахту; кабы не
тав-тавта, съела бы меня храп-тахта” (“Пошёл я за
лошадью, взял с собой собаку и встретился с
медведицей”).

VII. Задание на дом (по выбору)

1. Сочинить свою загадку.

2. Подобрать загадки трёх основных типов.

3. Провести конкурс рисованных загадок.

Урок 7. Конкурс «Лучший сказитель»

Цель урока. Обучение пересказу, обучение
устной монологической речи.

I. Проверка домашнего задания

Заслушивание пересказов. Во время
пересказывания слушатели выполняют роль
экспертов. Оценивают пересказ по следующим
параметрам:

 Рассказывание должно быть медленное,
плавное.

 Сохранена схема построения каждой группы
сказок.

 Сказка должна начинаться с присказки
(зачина), завершаться концовкой (послесловием).

 Сохранены сказочные “премудрости”.

 Сказитель рассказывает не монотонно.
Действие в сказке то замедляется, то ускоряется.

II. Итог урока

Оценивание пересказов. Выбор «Лучшего
сказителя».

III. Задание на дом

Попробуйте свои силы, сочините сказку.

«Крошечка-Хаврошечка»: какова основная тема сказки, характеристика героев?

Сказка «Крошечка- Хаврошечка».

Какая основная мысль сказки?

Характеристика главных героев.

Главная мысль сказки «Крошечка-Хаврошечка­ » мне представляется в том, что беды и несчастья, которые обрушиваются на человека, обязательно должны смениться светлой полосой в жизни. Как утверждает русская пословица, в счастье и несчастье помогает.

Характеристика главных героев:

Крошечка-Хаврошечка: добрая и отзывчивая девушка, работящая, не злопамятная, красивая, жалостливая.

Хозяйка и ее дочери: злые и завистливые, черствые, эгоистичные, жадные.

Коровушка: рябая корова, волшебный помощник Хаврошечки, верный друг, бескорыстный и самоотверженный.

«Крошечка-Хаврошеч­ ка», главная мысль сказки:

Сказка говорит читателю о том, что добрым людям по жизни сопутствует удача. Если ты делаешь окружающим добро, то оно обязательно к тебе вернется. И наоборот. Если ты злой и завистливый, то зло вернется к тебе. Такой закон жизни.

Характеристика героев сказки:

Крошечка-Хаврошечка, сирота, добрая и трудолюбивая девочка.

волшебная корова, которая помогала девочке выполнять трудную работу.

Сводные сестры Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка, ленивые и коварные. Они выдали секрет Крошечке-Хаврошечки своей матери. В результате она зарубила корову.

Барин, которого Крошечка-Хаврошечка угостила яблоком, и который на ней потом женился.

Эта сказка о маленькой девочке-сироте, которая попадает в чужой дом, где с ней плохо обращались заставляя много работать. Единственным другом девочки стала корова, но злая хозяйка велит зарезать её. Из закопанных Крошечкой-Хаврошечко­ й костей коровы, вырастает чудесная яблоня и Хаврошечка, угостив молодого барина яблоком, выходит за него замуж.

Темой этой сказки можно назвать несправедливость, когда добрые, честные и работящие люди вынуждены работать на других.

Основная мысль заключается в том, что скромность, отзывчивость, доброта и любовь способны противостоять злу и ненависти и побеждать. Зло и ненависть не проходят бесследно и корова даже после смерти сумела помочь Крошечке-Хаврошечке и наказать злую хозяйку со своими ленивыми дочерями.

Главными персонажами этой сказки являются:

Сказочная история о доброй и трудолюбивой девочке-сиротке и о злой мачехе появилась как отражение живущего веками в людях убеждения, что в борьбе добра и зла в конце концов побеждает добро. Будь таким, как героиня этой сказки, добрым, трудолюбивым, кротким, и тогда тебя ждёт счастье. Это главная мысль произведения.

Крошечка-Ховрошечка просто чудная сказка, которая чем-то похожа на «Золушку», но мне она милее т.к больше в ней нашего, русского, славянского.

Тут есть несколько главных героев.

Главная мысль этой сказки в том, что нужно быть работящей, доброй и честной и как бы тяжело тебе не было по жизни, но потом все равно она тебя наградит.

Сказка про «Крошечку-Хаврошечку­ » отдалённо напоминает и схожа с аналогичными сюжетами сказок, где девочка работает не покладая рук, часто у неё есть злая мачеха и даже сёстры, но в конце таких сказок всегда все получают по заслугам, трудолюбивые награду, ленивые и злые наказаны. Аналог похожих сказок : «Морозко», «Золушка» и другие.

Главной героиней сказки выступает сама обладательница названия этого произведения.

У Хаврошечки есть Коровушка, её помощь неоценима, благодаря ей девочка выживает в таких условиях.

В подобных сказках старание вознаграждается, потому что милому человеку, чуткому душой, всегда что-то помогает в жизни, будь это добрые люди, а может родная корова, которая приходит на выручку, как у персонажа сказки.

Источник

Татарская народная сказка «Три дочери».

Жамбылская область,

Таласский район, г. Каратау

средняя школа имени М. Ауэзова.

Учитель начальных классов

Маркечко Полина Васильевна

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема: Татарская народная сказка «Три дочери».

Цель: познакомить учащихся с татарской народной сказкой «Три дочери»

Задачи: учить слушать и понимать прочитанное произведение, отвечать на вопросы к тексту, анализировать и делать выводы;

воспитывать любовь и уважение к близким людям, чувство долга перед матерью, умение приходить на помощь по первой просьбе.

Ожидаемый результат: ученики проанализируют поведение трёх дочерей, сделают выводы, определят основную идею сказки.

Оборудование к уроку: презентация со слайдами, листы ватмана и маркеры для групповой работы, на доске – эссе с портретами мам учащихся, жетоны для оценивания.

Структура урока.

1. Психологический настрой на урок (слайд 2)

— Если у вас хорошее настроение, потопайте ногами.

— Если у вас есть кошка, погладьте себя по голове.

— Если вы любите шоколад, оближите губы

— Если вы любите школу, похлопайте в ладоши.

— Если вы хотите получить удовольствие от урока, будьте внимательны и активны. За хорошие и правильные ответы вы будете получать звёздочки, что поможет вам узнать о своей активности на уроке. Желаю всем удачи.

2. Актуализация опорных знаний: «Узнай сказку» (слайд 3).

Предложить посмотреть отрывок из сказки «Айога». Назвать героев сказки.

Инсценировка отрывка из сказки учащимися под звуки нанайского народа (слайд 4).

Вспоминаем (слайд 5):

— Чем закончилась сказка? Почему у сказки такой конец?

— Чему учит нас эта сказка?

— Какие пословицы о маме вы знаете? (Домашнее задание).

3. Сообщение темы урока (слайд 6).

— Сегодня на уроке мы познакомимся с татарской народной сказкой «Три дочери».

4. Первичное восприятие сказки – прослушать аудиозапись (слайд 7).

(Дети слушают сказку и следят по книге).

5. Порассуждаем.

Вопросы:

— Какое настроение вызвала у вас эта сказка?

— Кого вам стало жалко? Почему?

— Что бы вы сделали на месте белочки?

— Как бы вы поступили? Или вы не стали бы ничего делать? Почему?

6. Чтение сказки учащимися (жужжащее чтение).

7. Анализ сказки по вопросам (слайд 10).

— Легко ли женщине было растить своих дочерей? Найдите в сказке строчки, где об этом говорится, и прочитайте.

— Чем сёстры похожи, а чем отличаются друг от друга?

— Как вы понимаете такие выражения: «быстрые, как ласточки», «лицом похожие на светлую луну».

Ласточки очень трудолюбивы, целый день летают они в поисках мошек, хлопочут, полёт у них быстрый, стремительный. Дочери, как ласточки, трудились целый день без устали, работали быстро, весело, всё умели делать.

У народов Востока луна – это один из символов красоты. Лицо красавицы часто сравнивали с луной: «лицом похожая на светлую луну» — значит, очень красивая. Девочкам нередко давалось имя Айсулу, что значит «лунная красавица».

— На какую дочь вы бы хотели быть похожими? Почему?

— Уважительными был причины у старшей и средней дочери, чтобы не пойти к больной матери?

— Чему учит сюжет этой сказки?

8. Работа в группах (слайд 11).

Составьте портреты трёх дочерей, расскажите о них.

        1. Динамическая пауза (музыкальная разминка).

        2. Презентация работ группами.

        3. Рефлексия (слайд 12).

Стратегия «Авторский стул» — чтение эссе на тему: «Дороже мамы никого нет». (Опережающее домашнее задание).

Упражнение «Добрые слова»

— Напишите на сердечках три ласковых слова, которые вы бы сказали маме.

12. Оценивание (слайд 13).

— Посчитайте свои звёздочки и оцените себя. Как вы думаете, какую оценку вы сегодня получили?

13. Домашнее задание

Прочитать сказку на стр. 155-156. Подготовить пересказ. Подготовить рассказ о пчёлке: Где живёт? Чем питается? Какую пользу приносит?

Сказка «Репка»

Что мы знаем из сказки: Нам известно, что дед посадил репку, и по причине особо урожайного года, она выросла очень больших размеров. Чтобы вытянуть репку, деду по очереди на помощь прибегали бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. Вытянуть же репку они смогли только тогда, когда тянули её все вместе.

Скрытый смысл: Если говорить о скрытом, эзотерическом значении данной сказки, то она рассказывает нам о тех знаниях, которые были накоплены предками, жившими в древние времена. Репка выступает в роли корней рода, а посадил её первопредок – тот самый дед, являющийся старейшим и мудрейшим.

Бабка в этой сказке символизирует традиции дома; отец – опору и защиту семейства; мать – опеку, тепло и любовь; внучка – продолжение рода; Жучка – защиту благосостояния; кошка – благостное состояние в доме и позитивный микроклимат; а мышка – достаток.

Каждый из представленных образов тесно связан друг с другом, а все вместе они представляют одно целое. Только соединив все части вместе, человек способен достичь истинной гармонии бытия, научится жить в состоянии потока, когда всё, что есть внутри человека, и всё, что окружает его снаружи, приходит в соответствие друг с другом.

Урок 4. Волшебная сказка

Цель урока. Знакомство с особенностями
волшебной сказки.

I. Проверка домашнего задания (пересказ
сказки «Василиса Премудрая»).

II. Сообщение учителя о волшебных сказках

Волшебная сказка составляет 1/5 часть всех
сказок
. Она имеет мифологическое происхождение.
В волшебных сказках всегда есть положительные
герои (Иванушка-дурачок, Марья Моревна, старший
брат, гонимая сиротка и т.д.). В качестве врагов
положительных героев действуют фантастические
существа: Змей, Кощей, Лихо Одноглазое, Баба-яга.
Конфликт в волшебной сказке развивается при
помощи чудесных сил, чудесных помощников (конь,
добрая старуха, лягушка и т.д.), чудесных
предметов (кошелёк-самотряс,
скатерть-самобранка, дубинка-самобойка,
гусли-самогуды). Волшебная сказка длиннее других
видов сказок.

III. Работа с текстом сказки «Василиса
Премудрая»

1. Найдите сказочный зачин.

2. Кто главный герой сказки? Какие
невероятные события с ней происходят? Кто ей в
этом помогает?

3. Какое событие является кульминационным?
(Кульминация — самый напряжённый момент в
произведении.)

4. Задания для работы в парах: привести
примеры использования в сказке троекратного
повтора и сказочного числа три; сказочных
“формул”; постоянных эпитетов.

5. Назовите всех остальных героев сказки.
Какие из них положительные, какие —
отрицательные? Приведите примеры положительных
и отрицательных героев из других сказок.

6. Какие качества положительных героев
воспели сочинители сказок?

7. Найдите в сказке концовку. Какие ещё
концовки вы помните?

IV. Волшебная сказка строится по
следующей схеме: сюжет (завязка, вершина,
развязка), троекратный повтор сходных испытаний.

V. Задание на дом

Найти волшебную сказку, отметить в ней все
сказочные “премудрости”.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: