Сюжет — краткое содержание
Волька находит в речке сосуд, потерев который, выпускает на волю старика Хотабыча.
Хоттабыч обязательно хочет помочь Вольке, сделать его богатым, но он отстал от жизни и поэтому все, что он делает, получается смешным.
Но Хоттабыч постепенно привыкает к современной жизни, увлекается футболом и учится не боятся гудков поездов.
Чтобы найти потерянного брата, Хоттабыч отправляется в Средиземное море, но Омар обнаруживается в Арктике.
Омар Юсуф оказывается злым и коварным, он пытается погубить своих спасителей, но его запугивают и он прячется в своем сосуде.
Омар Юсуф улетает в космос, где становится спутником планеты, а Хоттабыч начинает новую жизнь и изучает радиотехнику.
Читательский дневник по сказке «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина
Название произведения: «Старик Хоттабыч»
Число страниц: 350
Жанр: сказочная повесть
Главные герои: Волька Костыльков, джинн Хоттабыч, Женя Богорад.
Второстепенные герои: Юсуф Хоттабыч.
Характеристика главных героев:
Волька Костыльков — Пионер, 13 лет.
Умный, активный, добрый, вежливый.
Большой фантазёр и выдумщик.
Хоттабыч — Джинн-волшебник.
Преданный, благодарный, любопытный и любознательный.
Женя Богорад — Пионер, друг Вольки.
Честный, принципиальный, добрый.
Характеристика второстепенных героев:
Юсуф Хоттабыч — Ещё один джин.
Злой, корыстолюбивый, наглый, неблагодарный.
Краткое содержание сказки «Старик Хоттабыч»
Волька находит в реке сосуд, в котором сидел джин Хоттабыч.
Старик становится другом Вольки и всячески стремиться отблагодарить мальчика за спасение.
Но Вольке не нужны золото и богатство.
Он знакомит Хоттабыча с современной жизнью.
За Хоттабычем начинают гоняться капиталисты, а джинн ищет своего брата Юсуфа.
Но Юсуф оказывается злым и пытается убить Вольку и покорить планету.
Его отправляют вечно скитаться в космосе.
План сказки:
- Джинн из бутылки.
- Урок географии.
- Медвежьи услуги Хоттабыча.
- Поиски Женьки.
- На ковре самолёте.
- Богатство Хоттабыча.
- Кольцо Соломона.
- На стадионе.
- На поиски Омара.
- В Италии.
- Злобный Омар.
- Брат-космонавт и брат-радиоконструктор.
Основная мысль сказки «Старик Хоттабыч»
Главная мысль сказки в том, что не богатство приносит человеку славу, а его трудовые заслуги.
Основная идея повести заключается в том, что человек не должен думать лишь о личной выгоде.
Он должен жить для других людей.
Чему учит сказка
Сказка учит быть добрыми, честными, принципиальными, не гнаться за деньгами, а просто делать свою работу.
Учит помогать другим и не бросать друзей в беде.
Учит тому, что капитализм — это плохо.
Краткий отзыв по произведению «Старик Хоттабыч» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я прежде всего подумала о том, как далеко шагнула наука за последнее время.
Как изменились наши представления о мире за несколько веков.
А потом, я подумала, что вперёд шагнула не только наука, изменились и отношения между людьми.
Если раньше миром правила жажда наживы, то теперь на первое место приходит взаимоуважение.
Это очень смешная, но в то же время, познавательная история.
Писателю удалось придумать рассказ о могучем волшебнике, который прибыл из далёкого прошлого, а потому совсем не разбирается в особенностях современного мира.
Хоттабыч попадает в нелепые ситуации, но благодаря помощи своего юного друга, начинает привыкать к новым реальностям.
Мне нравятся Волька и его друг Женя.
Это добрые и отзывчивые мальчики, которые мечтают о том, чтобы сделать мир лучше.
Мне нравится Хоттабыч, добрый и наивный джинн, которому предстоит увидеть настоящие чудеса.
Сделанные не волосками из бороды, а руками обычных людей.
Мне не нравится Юсуф и капиталисты, которые оказываются жуткими эгоистами и думают лишь о себе.
Я всем советую прочитать эту сказку, и подумать о том, что возможность получить всё накладывает на человека огромную ответственность.
И нужно быть действительно чистым душой, чтобы не использовать её во зло другим.
Словарь неизвестных слов:
Джинн — могучий волшебник.
Никелированная — из нержавеющей стали.
Амфора — старинный сосуд.
Шаровары — широкие штаны.
Визирь — советник на Востоке.
Плешивые — лысые.
Ифрит, шайтан — демоны.
ОТ АВТОРА
В книге «Тысяча и одна ночь» есть «Сказка о рыбаке». Вытянул рыбак из моря свои сети, а в них — медный сосуд, а в сосуде — могучий чародей, джинн. Он был заточён в нём без малого две тысячи лет. Этот джинн поклялся осчастливить того, кто выпустит его на волю: обогатить, открыть все сокровища земли, сделать могущественнейшим из султанов и сверх всего выполнить ещё три его желания.
Или, например, «Волшебная лампа Аладдина». Казалось бы, ничем не примечательная старая лампа, можно сказать — просто утиль. Но стоило только потереть её — и вдруг неведомо откуда возникал джинн и выполнял любые, самые невероятные желания её владельца. Вам угодны редчайшие яства и пития? Пожалуйста. Сундуки, по самые края наполненные золотом и драгоценными камнями? Готово. Роскошный дворец? Сию же минуту. Превратить вашего недруга в зверя или гада? С превеликим удовольствием.
Предоставить такому чародею по собственному вкусу одарить своего повелителя — и снова посыпались бы всё те же драгоценные сундуки, всё те же султанские дворцы в личное пользование.
По понятию джиннов из старинных волшебных сказок и тех, чьи желания они в этих сказках выполняли, это и было самое полное человеческое счастье, о котором только и можно было мечтать.
Сотни и сотни лет прошло с тех пор, как впервые были рассказаны эти сказки, но представления о счастье долго ещё связывались, а в капиталистических странах у многих людей и по сей день ещё связываются с сундуками, битком набитыми золотом и бриллиантами, с властью над другими людьми.
Ах, как мечтают те люди хоть о самом завалящем джинне из старинной сказки, который явился бы к ним со своими дворцами, сокровищами! Конечно, думают они, любой джинн, проведший две тысячи лет в заточении, поневоле отстал бы от жизни. И возможно, что дворец, который он преподнесёт в подарок, будет не совсем благоустроен с точки зрения современных достижений техники. Ведь архитектура со времён калифа Гарун аль Рашида так шагнула вперёд! Появились ванные комнаты, лифты, большие, светлые окна, паровое отопление, электрическое освещение… Да ладно уж, стоит ли придираться! Пусть дарит такие дворцы, какие ему заблагорассудится. Были бы только сундуки с золотом и бриллиантами, а остальное приложится: и почёт, и власть, и яства, и блаженная, праздная жизнь богатого «цивилизованного» бездельника, презирающего всех тех, кто живёт плодами своих трудов. От такого джинна можно и любое огорчение стерпеть. И не беда, если он не знает многих правил современного общежития и светских манер и если он иногда и поставит тебя в скандальное положение. Чародею, швыряющемуся сундуками с драгоценностями, эти люди всё простят.
Ну, а что, если бы такой джинн да вдруг попал в нашу страну, где совсем другие представления о счастье и справедливости, где власть богачей давно и навсегда уничтожена и где только честный труд приносит человеку счастье, почёт и славу?
Я старался вообразить, что получилось бы, если бы джинна спас из заточения в сосуде самый обыкновенный советский мальчик, такой, каких миллионы в нашей счастливой социалистической стране.
И вдруг я, представьте себе, узнаю, что Волька Костыльков, тот самый, который жил раньше у нас в Трёхпрудном переулке, ну, тот самый Волька Костыльков, который в прошлом году в лагере лучше всех нырял… Впрочем, давайте я вам лучше всё расскажу по порядку.
Старик Хоттабыч
Пока Волька пытался, раскачиваясь на крюке, придумать мало-мальски правдоподобное объяснение всему приключившемуся, дым в комнате понемножку рассеялся, и Волька вдруг увидел, что в комнате, кроме него, находится еще одно живое существо. Это был тощий старик с бородой по пояс, в роскошной шелковой чалме, в таком же кафтане и шароварах и необыкновенно вычурных сафьяновых туфлях.
– Апчхи! – оглушительно чихнул неизвестный старик и пал ниц. – Приветствую тебя, о прекрасный и мудрый отрок!
– Вы иллюзионист из цирка? – догадался Волька, с любопытством оглядывая сверху незнакомца.
– Нет, повелитель мой, – продолжал старик, – я не иллюзионист из цирка. Знай же, о благословеннейший из прекрасных, что я Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб, или, по-вашему, Гассан Абдуррахман Хоттабович. И случилась со мной – апчхи! – удивительная история, которая, будь она написана иглами в уголках глаз, послужила бы назиданием для поучающихся. Я, несчастный джинн, ослушался Сулеймана ибн Дауда – мир с ними обоими! – я и брат мой, Омар Хоттабович. И Сулейман прислал своего визиря Асафа ибн Барахию, и он привел меня насильно, ведя меня в унижении против моей воли. И Сулейман ибн Дауд – мир с ними обоими! – приказал принести два сосуда: один медный, а другой глиняный, – и заточил меня в глиняном сосуде, а брата моего, Омара Хоттабовича, в медном. Запечатал он оба сосуда, оттиснув на них величайшее из имен Аллаха, а потом отдал приказ джиннам, и они понесли нас и бросили брата моего в море, а меня – в реку, из которой ты, о благословенный спаситель мой, – апчхи, апчхи! – извлек меня. Да продлятся дни твои, о… Извиняюсь, как твое имя, отрок?
– Меня зовут Волька, – ответил наш герой, продолжая раскачиваться под потолком.
– А имя отца твоего, да будет он благословен во веки веков?
– Папу моего зовут Алеша… то есть Алексей.
– Так знай же, о превосходнейший из отроков, звезда сердца моего, Волька ибн Алеша, что я буду делать впредь все, что ты мне прикажешь, ибо ты меня спас из страшного заточения, и я твой раб.
– Почему ты так чихаешь? – осведомился ни с того ни с сего Волька.
– Несколько тысяч лет, проведенных в сырости, без благодатного солнечного света, в глубинах вод, наградили меня, недостойного твоего слугу, хроническим насморком. Но все это сущая чепуха. Повелевай мной, о мой юный господин! – с жаром закончил Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб, задрав вверх голову, но продолжая оставаться на коленях.
– Я желаю немедленно очутиться на полу, – неуверенно промолвил Волька.
И в то же мгновение он оказался внизу, рядом со стариком Хоттабычем. Первым делом Волька схватился за штаны. Штаны были абсолютно целы. Начинались чудеса.
Хоттабыч действует вовсю
Домой идти не хотелось. На душе у Вольки было отвратительно, и хитрый старик почувствовал что-то неладное.
Добрых три часа он рассказывал своему спасителю, сидя на скамейке на берегу реки, о разных своих похождениях. Потом Волька вспомнил, что мама дала ему деньги на билет в кино. Предполагалось, что он пойдет в кино сразу после того, как сдаст испытание.
– Знаешь что, старик, – сказал Волька загоревшись, – сходим в кино!
– Твои слова для меня закон, о Волька ибн Алеша, – смиренно отвечал старик. – Но скажи мне, сделай милость, что ты подразумеваешь под этим непонятным для меня словом: кино? Не баня ли это? Или, может быть, это так у вас называется рынок, где можно погулять, побеседовать со своими друзьями?
– Каждый ребенок знает, что такое кино. Кино – это… – Тут Волька неопределенно поводил в воздухе руками и добавил: – Ну, в общем, придем – увидишь.
Около кинотеатра стояла большая очередь в кассу.
Над кассой висел плакат: «Детям до шестнадцати лет вход воспрещен».
– Что с тобой, о красивейший из красавцев? – всполошился Хоттабыч, увидев, что Волька вдруг снова помрачнел.
– А то со мной, – с досадой ответил Волька, – что из-за твоих россказней мы опоздали на дневной сеанс. Теперь пускают уже только с шестнадцати лет. И потом – видишь, какая очередь. Прямо не знаю, что теперь делать… Домой идти не хочется…
– Ты не пойдешь домой! – заорал на всю площадь старик Хоттабыч. – Не пройдет и одного мгновения, как нас пропустят в твое кино, и мы пройдем в него, окруженные вниманием и восхищением. «Старый хвастунишка!» – выругался про себя Волька, сжав кулаки
И вдруг обнаружил в правом кулаке два билета на восьмой ряд
«Старый хвастунишка!» – выругался про себя Волька, сжав кулаки. И вдруг обнаружил в правом кулаке два билета на восьмой ряд.
– Ну идем, – сказал старик Хоттабыч, которого буквально распирало от счастья. – Идем. Теперь-то они тебя пропустят.
– Ты уверен в этом? – осведомился Волька.
– Так же, как в том, что тебя ожидает великое будущее. Пусть попробуют не пропустить, – сказал он и подвел Вольку к зеркалу, висевшему около контроля.
Волька обмер. Из зеркала на него глядело уродливое существо: в коротких штанишках, в пионерском галстуке и с бородой апостола на розовом мальчишеском лице.
Необыкновенное утро
В семь часов тридцать две минуты утра веселый солнечный зайчик проскользнул сквозь дырку в шторе и устроился на носу ученика пятого класса Вольки Костылькова. Волька чихнул и проснулся.
Как раз в это время из соседней комнаты донесся голос матери:
– Нечего спешить, Алеша. Пусть ребенок еще немножко поспит – сегодня у него экзамены.
Волька досадливо поморщился. Когда это мама перестанет наконец называть его ребенком? Шуточки – ребенок! Человеку четырнадцатый год пошел…
– Ну что за чепуха! – ответил за перегородкой отец. – Парню уже тринадцать лет. Пускай встает и помогает складывать вещи. У него скоро борода расти начнет, а ты все: ребенок, ребенок…
Складывать вещи! Как он мог это забыть?! Волька моментально сбросил с себя одеяло и стал торопливо натягивать штаны. Как он мог забыть! Такой день!
Семья Костыльковых переезжала сегодня на новую квартиру. Еще накануне вечером почти все вещи были запакованы. Мама с бабушкой уложили посуду на дно ванночки, в которой когда-то, давным-давно, купали младенца Вольку. Отец, засучив рукава и по-сапожницки набрав полный рот гвоздей, заколачивал ящики с книгами и в спешке заколотил в одном из них учебник географии, хотя даже ребенку ясно, что без учебника сдавать испытание невозможно.
– Ладно, – сказал отец, – на новой квартире разберемся.
Потом все спорили, где складывать вещи, чтобы удобнее было их выносить утром на подводу. Потом пили чай по-походному, за столом без скатерти, сидя на ящиках, а Волька очень удобно устроился на футляре из-под швейной машины. Потом решили, что утро вечера мудренее, и легли спать.
Одним словом, уму непостижимо, как это он мог забыть, что они сегодня утром переезжают на новую квартиру.
Не успели напиться чаю, как в квартиру постучались. Затем вошли двое грузчиков. Они широко распахнули обе половинки двери и зычными голосами спросили:
– Можно начинать?
– Пожалуйста, – ответили одновременно мать и бабушка и страшно засуетились.
Волька торжественно вынес на улицу, к фургону, диванные валики и спинку. Его сразу окружили ребята, игравшие на дворе.
– Переезжаете? – спросил у него Сережа Кружкин, веселый паренек с черными хитрыми глазами.
– Переезжаем, – сухо ответил Волька с таким видом, как будто он переезжал с квартиры на квартиру каждую шестидневку, и будто в этом не было для него ничего удивительного.
Подошел дворник Степаныч, глубокомысленно свернул цигарку и неожиданно завел с Волькой солидный разговор, как равный с равным. У мальчика от гордости и счастья слегка закружилась голова. Он с уважением отозвался о сложности дворницкой профессии, потом набрался духу и пригласил Степаныча в гости на новую квартиру. Дворник сказал «мерси». Словом, налаживалась серьезная и положительная беседа двух мужчин, когда вдруг из квартиры раздался раздраженный голос матери:
– Волька! Волька! Ну куда девался этот несносный ребенок?
И все сразу пошло прахом. Дворник, еле кивнув Вольке, принялся с ожесточением подметать улицу. Ребята сделали вид, будто безумно увлеклись слепым щенком, которого еще вчера неведомо откуда приволок на бечевке Сережа. А Волька, понурив голову, пошел в опустевшую квартиру, в которой сиротливо валялись обрывки старых газет и грязные пузырьки из-под лекарств.
– Наконец-то! – накинулась на него мать. – Бери свой знаменитый аквариум и срочно влезай в фургон. Будешь там сидеть на диване и держать аквариум в руках. Только смотри не расплескай воду.
Непонятно, почему родители так нервничают, когда переезжают на новую квартиру.
Основная мысль
Главная мысль этого произведения заключается в том, что любой человек самостоятельно может творить такие чудеса, которые будут неподвластны ни одному волшебнику. Повесть учит следующему:
- смелости;
- решительности;
- честности;
- открытости всему новому;
- быть благодарным;
- добру;
- взаимопомощи.
Благодаря этому произведению можно понять, как важно помогать людям, особенно тем, кто в беде, заступаться за слабых. Такие качества заслуживают большого уважения
Главный герой помог своему знакомому приспособиться к новым жизненным обстоятельствам, на своем примере показал, как важно творить добрые дела. В произведении можно увидеть изменение одного персонажа под влиянием другого.
К этой повести подходит пословица: «Воля и труд дивные всходы дают». Мораль такова, что если хорошо потрудиться, то получишь прекрасный результат. Нужно трудиться, приносить пользу своему государству и обществу. Необходимо всего в жизни добиваться своими силами, трудом и способностями. Каждому человеку следует стремиться к знаниям, так как на примере Старика Хоттабыча автор показал, к чему может привести невежество. Помимо этого, нужно уважать старших, относиться к ним с терпением и пониманием.
Краткий пересказ «Старик Хоттабыч» выполнен по следующему плану:
- Находка древнего кувшина.
- Знакомство с добрым волшебником.
- Хоттабыч и советская реальность.
- Находка другого кувшина — злого волшебника Омара.
- Хоттабыч против своего брата.
- Отличная учеба и способный ученик.
«Селям алейкум, Омарчик!»
Серёжа решил пойти на хитрость и спросил, как такой огромный джинн помещался четыреста лет в этом сосуде. Джинн взревел от злости, что ему не поверили и, превратившись в дым, стал влезать в кувшин. Хитрость не удалась, так как джинн влез только наполовину и снова появился перед ребятами в обличии человека.
Серёжа сказал злобному джинну, что он хотел бы умереть от старости. Старик был взбешён, но вдруг захохотал и произнёс: «Омар Юсуф ибн Хоттаб хитрее отрока». Он решил сократить время старения Серёжи.
Вдруг Волька задал вопрос о Гассане Абдуррахмане, сказав, что он жив. Потом он побежал за Хоттабычем. Волшебник, вбежав за Волькой в каюту, увидел двух стариков: Серёжу и своего брата. «Селям алейкум, Омарчик!» — только и смог произнести Хоттабыч. Братья обнялись. Омар снова вернул Серёжу в состояние тринадцатилетнего юнца.
«Вот он, этот старик!»
Хоттабыч рассказал не только о пяти золотых монетах, но и обо всех пятнадцати тысячах. Ему не поверили, а через мгновение он начал пригоршнями доставать из своих карманов золото.
Следователь вдруг заговорил о взятке, Хоттабыч начал действовать: пропали золотые монеты Джованни, всё золото, которое достал Хоттабыч, а главное – исчез протокол.
Жандармы, которых вызвал следователь, вдруг начали его же и избивать до потери сознания, а потом начали колотить друг друга до изнеможения. Хоттабыч провёл Джованни сквозь каменную стену полиции. Он понял, что подаренное золото Джованни и рыбакам приносит только горе. Хоттабыч внимательно изучил обычные бумажные деньги, какие ему показал Джованни. Вернувшись к своей лодке, рыбак обнаружил на её корме целую груду бумажных денег.
А в полиции следователь уменьшился в размерах и забрался в стеклянный графин. Графин стал очень прочным, разбить его не было никакой возможности.
Поиски Омара в другом море Волька предложил отложить, так как ему срочно нужно было в Москву.
Экранизации
«Старик Хоттабыч» (1956)
Кинодеятели порадовали любителей провести досуг возле экранов телевизора: советские режиссеры сняли фильм, который запомнился актерами и ролями. Картина «Старик Хоттабыч», вышедшая в 1956 году, была поставлена советским режиссером Геннадием Казанским.
Николай Волков в роли Хоттабыча
Комедийная лента снята в соответствии с оригиналом, хотя и имеет кардинальные отличия от рукописи Лагина. На экранах мудрый волшебник показан в позитивном ключе, тогда как в книге джинн не раз угрожал окружающим, да и запас заклинаний у него был более разнообразным. Конец кинопроизведения тоже не соответствует выдуманному сюжету писателя: в рукописи Хоттабыч становится цирковым иллюзионистом, а не радиотехником.
Алексей Литвинов в роли Вольки
В любом случае лента Казанского пришлась по вкусу зрителям: только в первые шесть месяцев проката фильм о чародее и мальчике-пионере посмотрели 5 млн. человек. В комедии сыграли знаменитые звезды кинематографа: Николай Волков, Алексей Литвинов, Геннадий Худяков, Лев Ковальчук, Майя Блинова и другие актеры. Кстати, для Алексея Литвинова роль Вольки Костылькова осталась единственной работой в большом кино.
«Хоттабыч» (2006)
Некоторые киноманы обожают вольные интерпретации с полюбившимися персонажами, вот и Петр Точилин решил воспользоваться случаем и снять картину по произведению Сергея Обломова «Медный кувшин старика Хоттабыча».
Фантастическая комедия не похожа на детскую сказку, так как рассказывает о взрослых проблемах программиста Гены, которого бросила любимая девушка. Кроме того, бандиты не дают покоя молодому человеку, омрачая его существование.
Владимир Толоконников в роли Хоттабыча
«Счастливчик» находит заветный кувшин и освобождает Хоттабыча, обещающего исполнить любые желания. Правда, у старика тоже есть проблемы: его преследует демон по имени Шайтаныч.
Главные роли исполнили Владимир Толоконников, Марюс Ямпольскис, Лива Круминя, Марк Гейхман, Юлия Паранова и прочие звезды шоу-бизнеса.
Необыкновенное утро
В семь часов тридцать две минуты утра веселый солнечный зайчик проскользнул сквозь дырку в шторе и устроился на носу ученика пятого класса Вольки Костылькова. Волька чихнул и проснулся.
Как раз в это время из соседней комнаты донесся голос матери:
– Нечего спешить, Алеша. Пусть ребенок еще немножко поспит – сегодня у него экзамены.
Волька досадливо поморщился. Когда это мама перестанет наконец называть его ребенком? Шуточки – ребенок! Человеку четырнадцатый год пошел…
– Ну что за чепуха! – ответил за перегородкой отец. – Парню уже тринадцать лет. Пускай встает и помогает складывать вещи. У него скоро борода расти начнет, а ты все: ребенок, ребенок…
Складывать вещи! Как он мог это забыть?! Волька моментально сбросил с себя одеяло и стал торопливо натягивать штаны. Как он мог забыть! Такой день!
Семья Костыльковых переезжала сегодня на новую квартиру. Еще накануне вечером почти все вещи были запакованы. Мама с бабушкой уложили посуду на дно ванночки, в которой когда-то, давным-давно, купали младенца Вольку. Отец, засучив рукава и по-сапожницки набрав полный рот гвоздей, заколачивал ящики с книгами и в спешке заколотил в одном из них учебник географии, хотя даже ребенку ясно, что без учебника сдавать испытание невозможно.
– Ладно, – сказал отец, – на новой квартире разберемся.
Потом все спорили, где складывать вещи, чтобы удобнее было их выносить утром на подводу. Потом пили чай по-походному, за столом без скатерти, сидя на ящиках, а Волька очень удобно устроился на футляре из-под швейной машины. Потом решили, что утро вечера мудренее, и легли спать.
Одним словом, уму непостижимо, как это он мог забыть, что они сегодня утром переезжают на новую квартиру.
Не успели напиться чаю, как в квартиру постучались. Затем вошли двое грузчиков. Они широко распахнули обе половинки двери и зычными голосами спросили:
– Можно начинать?
– Пожалуйста, – ответили одновременно мать и бабушка и страшно засуетились.
Волька торжественно вынес на улицу, к фургону, диванные валики и спинку. Его сразу окружили ребята, игравшие на дворе.
– Переезжаете? – спросил у него Сережа Кружкин, веселый паренек с черными хитрыми глазами.
– Переезжаем, – сухо ответил Волька с таким видом, как будто он переезжал с квартиры на квартиру каждую шестидневку, и будто в этом не было для него ничего удивительного.
Подошел дворник Степаныч, глубокомысленно свернул цигарку и неожиданно завел с Волькой солидный разговор, как равный с равным. У мальчика от гордости и счастья слегка закружилась голова. Он с уважением отозвался о сложности дворницкой профессии, потом набрался духу и пригласил Степаныча в гости на новую квартиру. Дворник сказал «мерси». Словом, налаживалась серьезная и положительная беседа двух мужчин, когда вдруг из квартиры раздался раздраженный голос матери:
– Волька! Волька! Ну куда девался этот несносный ребенок?
И все сразу пошло прахом. Дворник, еле кивнув Вольке, принялся с ожесточением подметать улицу. Ребята сделали вид, будто безумно увлеклись слепым щенком, которого еще вчера неведомо откуда приволок на бечевке Сережа. А Волька, понурив голову, пошел в опустевшую квартиру, в которой сиротливо валялись обрывки старых газет и грязные пузырьки из-под лекарств.
– Наконец-то! – накинулась на него мать. – Бери свой знаменитый аквариум и срочно влезай в фургон. Будешь там сидеть на диване и держать аквариум в руках. Только смотри не расплескай воду.
Непонятно, почему родители так нервничают, когда переезжают на новую квартиру.
Старик Хоттабыч и Мей Ланьчжи
Объявили китайского артиста Мея Ланьчжи. Хоттабыч не был поражён фокусами китайца, он завидовал его аплодисментам. И вот он стал пробираться на арену. А фокусник проделывал трюк с горящей лентой. Хоттабыч добрался до арены и стал кричать об обмане и о том, что это не чудеса.
Старик «изверг из своего рта один за другим пятнадцать огромных разноцветных языков пламени», потом превратил фокусника в кролика, затем в осла, потом в носорога и в бочку с водой. Затем из одного Мея Ланьчжи по всей арене разбежались 72 его копии, а затем снова слились в одного взрослого китайца.
Публика ликовала, а Хоттабыч доставал откуда-то целые табуны лошадей, четырёх бербейских льва. Наконец, всё, что на данный момент находилось в центре арены, поднялось вверх и растаяло в воздухе. Все зрители по мановению рук старика стали исчезать под куполом, а цирк опустел.
Хоттабыч был доволен, он вернул всех на свои места. Волшебнику тут же предложили турне по СССР, Европе, Америке. Хоттабыч заболел из-за перееденного мороженого.
Хоттабстрой
Хоттабыч разбудил Вольку и показал ему за ночь установленные дворцы в Первом Строительном переулке. Внутри сооружения были ещё великолепнее, чем снаружи: в отделке были использованы розовый и голубой мрамор, сандаловое и эбеновое деревья, гвозди из серебра и золота, везде были рубины, сапфиры и изумруды.
На зданиях была надпись: «Дворцы эти принадлежат благороднейшему и славнейшему из отроков этого города, красавцу из красавцев, умнейшему из умных, преисполненному неисчислимых достоинств и совершенств, необоримому и непревзойденному знатоку географии и прочих других наук, первейшему из ныряльщиков, искуснейшему из пловцов и волейболистов, непобедимому чемпиону комнатного бильярда всех систем – царственному юному пионеру Вольке ибн Алёше, да славится во веки веков имя его и имя его достойных родителей».
Волька предложил передать все эти дворцы ЖКХ, от чего Хоттабыч решительно отказался, после чего все дворцы рассеялись в воздухе, а многоэтажки снова вернулись на своё прежнее место.
Таинственная бутылка
В конце концов Волька устроился в фургоне неплохо. Конечно, в грузовике приятней, но зато вся дорога промелькнула бы чересчур уж быстро. К тому же, что ни говорите, поездка в крытом фургоне куда романтичнее.
Внутри фургона царил таинственный прохладный полумрак. Если зажмурить глаза, можно было свободно представить, будто едешь не по Настасьинскому переулку, в котором прожил всю свою жизнь, а где-то в Америке, в суровых пустынных прериях, где каждую минуту могут напасть индейцы и с воинственными кликами снять с тебя скальп. За диваном возвышался ставший вдруг необыкновенно интересным и необычным перевернутый вверх ножками обеденный стол. На столе дребезжало ведро, наполненное какими-то пыльными склянками. У боковой стенки фургона тускло блестела никелированная кровать. Старая бочка, в которой бабушка квасила на зиму капусту, удивительно напоминала бочки, в которых пираты старого Флинта хранили ром.
Сквозь дыры в стенке фургона проникали тонкие столбики солнечных лучей.
И вот наконец фургон, скрипя, остановился у подъезда их нового дома. Грузчики ловко и быстро перетащили вещи в квартиру и уехали в бодро дребезжащем фургоне.
Отец, кое-как расставив вещи, сказал:
– Остальное доделаем после работы.
И ушел на завод.
Мать с бабушкой принялись распаковывать посуду, а Волька решил тем временем сбегать на реку. Правда, отец предупредил, чтобы Волька без него не смел ходить купаться, потому что тут страшно глубоко, но Волька быстро нашел для себя оправдание.
«Мне необходимо выкупаться, – решил он, – чтобы была свежая голова. Как это я могу явиться на испытание с несвежей головой?!»
Просто удивительно, как Волька умел всегда придумывать оправдание, когда ему хотелось нарушить обещание, данное родителям.
Это очень удобно, когда речка находится недалеко от дома. Волька сказал маме, что пойдет на берег готовиться по географии. Прибежав к речке, он быстро разделся и бросился в воду. Шел одиннадцатый час, и на берегу не было ни одного человека. В этом обстоятельстве были свои хорошие и плохие стороны. Хорошо было то, что никто не мог ему помешать выкупаться и поплавать. Обидно только, что по той же причине никто не мог восторгаться, как красиво и легко Волька плавает и, в особенности, как он замечательно ныряет.
Волька наплавался и нанырялся до того, что буквально посинел. Тогда он стал вылезать на берег, но в последнюю минуточку передумал и решил еще раз нырнуть в ласковую прозрачную воду, до дна пронизанную ярким полуденным солнцем.
И вот в тот самый момент, когда он уже собирался подняться на поверхность, его рука вдруг нащупала на дне реки какой-то продолговатый предмет. Он схватил его и вынырнул у самого берега. В его руках была склизкая, замшелая глиняная бутылка очень странной формы. Горлышко было наглухо замазано каким-то смолистым веществом, на котором было выдавлено что-то, отдаленно напоминавшее печать.
Волька прикинул бутылку на вес. Бутылка была тяжелая, и Волька обмер.
«Клад! – мгновенно пронеслось у него в мозгу. – Клад со старинными золотыми монетами. Вот это здорово!»
Наспех одевшись, он помчался домой, чтобы в укромном уголке распечатать бутылку.
Когда Волька добежал до дому, в его голове уже окончательно сложилась заметка, которая завтра появится во всех газетах. Он даже придумал название. Она должна была называться: «Честный поступок». Текст ее должен был быть примерно такой:
«Вчера в 24-е отделение милиции явился пионер Володя Костыльков и вручил дежурному клад из старинных золотых монет, найденный им на дне реки. По сведениям из достоверных источников, Володя Костыльков – прекрасный ныряльщик».
Волька вбежал в квартиру и, проскользнув мимо кухни, где мама с бабушкой готовили обед, юркнул в комнату и прежде всего запер на ключ дверь. Затем вытащил из кармана перочинный нож и, дрожа от волнения, соскреб печать с горлышка бутылки.
В то же мгновение вся комната наполнилась едким черным дымом, и что-то вроде бесшумного взрыва большой силы подбросило Вольку к потолку, где он и повис, зацепившись штанами за ламповый крюк.